Существование высших судебных органов в провинциях парламентов в какой стране

Обновлено: 16.05.2024

Обособление судебных функций королевского двора (курии) стало заметным с усилением централизаторских тенденций в политике королей в 1250-е годы. С 1254 г. в королевской курии стали вести регулярную запись состоявшихся решений королевского суда, оформилось собственное делопроизводство. Наконец, с 1260 г. заседания королевской курии, посвященные судебным делам, стали проходить отдельно от тех, где рассматривались финансовые вопросы; со временем среди членов курии и королевских советников сложилась специализация. Так произошло образование особого королевского суда — парламента (от франц. parler — говорить). Его официальным местопребыванием стал Париж. Первоначально значение парламента было неотделимо от значения королевского двора (во второй половине XIII в. он и назывался Cour de parlement). Как часть курии, парламент сохранял свой феодальный характер: в его составе доминировали светские и духовные вассалы короля, главным образом постоянно пребывавшие при дворе. На протяжении XIV в. феодальный элемент в составе и делах парламента значительно сократился, членами его стали особые советники, которых избирал король. В 1319 г. было запрещено участвовать в работе парламента прелатам. По королевскому ордонансу (указу) 1345 г. установилась стабильная организация парламента: его стали составлять только советники из духовных или светских лиц, назначавшиеся королем. Появилась особая должность выборного президента парламента (1366). По ордонансам 1389 и 1401 гг. выборный порядок был распространен на всех советников. Право окончательного одобрения кандидатур оставалось за канцлером. В начале XV в. на место выборности в организацию парламента пришел порядок кооптации (самопополнения). Члены парламента сами определяли 2–3 кандидатов на вакантную должность, а окончательное утверждение принадлежало королю.

Такой принцип организации парламентского суда до известной степени обособил его от королевской власти, а парламентские советники превратились чуть ли не в особое сословие. Король перестал лично присутствовать на заседаниях парламента. Его интересы при рассмотрении правовых вопросов или судебных дел представляли королевские прокурор и адвокат. Но возможность личного присутствия короля по-прежнему признавалась, а в случае обвинений против пэров Франции оно считалось парламентом необходимым.

Возрастание роли парламента как центрального органа королевской юстиции усложнило его внутреннюю организацию. С XV в. парламент стабильно подразделялся на несколько палат: 1) Великая, где разбирались только жалобы на решения местных и низших судов (ее составляли до 40 советников во главе с президентом); 2) Следственная, где расследовались и решались особо крупные или по тем или иным соображениям важные дела королевской юрисдикции (в ней было до 30 членов); следственных палат могло быть и несколько — до 5; 3) Кассационная, где пересматривались решения низших королевских судов;их также позднее могло быть несколько, и в каждой было по 10–15 советников. В 1453 г. окончательно оформилась еще одна, особая 4) Палата башенки (Tournelle) — в ней расследовались и решались особые уголовные и уголовно-политические дела. Исключительного значения дела или политико-юридические вопросы рассматривались в общем собрании парламента.

Парижский парламент рассматривался как основной суд королевства. Наряду с ним уже в XIII в. было признано сходное значение и за аналогичными учреждениями, традиционно существовавшими в провинциях. Каждое из таких носило свое традиционное наименование (в Нормандии — Палата Шахматной доски, в Лангедоке — парламент, и др.). На протяжении XV в. провинциальные учреждения преобразовались в местные парламенты. Второй (после Парижского) сложился в Тулузе (1443), затем в Гренобле (1451), Бордо (1462), Руане (1515) и т. д. — всего до 20-ти. По своей организации они походили на Парижский. Но только первый располагал Великой палатой с особыми полномочиями высшего королевского суда и даже до некоторой степени судебно-политическими полномочиями.

Парламенты, помимо прочего, осуществляли постоянный судебный контроль за низовыми судами — прево, байлями, вигье, и за окружными — бальи и сенешалами. Сеньориальная юстиция до XVI в. оставалась вне такого контроля. Однако наиболее важные дела, т. н. королевские случаи (касавшиеся личности короля, прав короны, преступлений на больших дорогах, специально отмеченные ордонансамитяжкие преступления), перешедшие в свое время в компетенцию бальи, объективно попали под юрисдикцию парламентов.

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Короли Салического дома: Конрад II, Генрих III, Генрих IV. — Королевская и княжеская власть. Королевская и папская власть. Григорий VII

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Короли Салического дома: Конрад II, Генрих III, Генрих IV. — Королевская и княжеская власть. Королевская и папская власть. Григорий VII Результаты властвования Саксонской династииСтолетие, в течение которого Саксонская династия правила Германией, было

Глава тридцать четвертая Государи, парламенты и державы

Глава тридцать четвертая Государи, парламенты и державы 1. Государи и внешняя политика. 2. Голландская республика. 3. Английская республика. 4. Распад и смута в Германии. 5. Блеск и слава великой монархии в Европе. 6. Музыка в XVII и XVIII столетиях. 7. Живопись XVII и XVIII

Юстиция Союзников

Юстиция Союзников Несмотря на то что подобные жесткие меры должны были поставить крест на подпольной деятельности нацистов, Союзное командование, чтобы вконец подорвать возможное сопротивление, решилось на принятие еще более жестких, почти драконовских мер. В приказе

ДОЛГИЙ И КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТЫ. НАЧАЛО АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ДОЛГИЙ И КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТЫ. НАЧАЛО АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Яков І Карл ІАнглийская буржуазная революция стала одной из наиболее значительных вех в истории человечества. Она ознаменовала собой начало новой эпохи — капиталистической. Точнее, новая эпоха,

Приложение II. Английские Парламенты 1399–1487 гг.

Приложение II. Английские Парламенты 1399–1487 гг.

Юстиция в Третьем рейхе

Юстиция в Третьем рейхе Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного парламентаризма, о чем неустанно повторял в первые годы

Уголовная юстиция в империи

Уголовная юстиция в империи Номинально суд постоянных комиссий продолжал существовать до начала III в. Но уже в период принципата он начал вытесняться новым порядком судопроизводства. При императоре Августе окончательно исчезло право апелляций к народному собранию:

Церковная юстиция

Церковная юстиция Юрисдикция церкви в отношении своих сочленов и тем более в отношении мирян вовсе не вытекала из Писания и богословских догматов. Ее возникновение было историческим. Связано оно было, во-первых, со стремлением государственной власти опереться на

Парламенты

Парламенты Парижский парламент, остепенившийся и частично купленный, у которого нельзя было отобрать право регистрации, пытался вмешиваться в содержание королевских эдиктов и деклараций; в финансовом плане он по закону сохранял за собой право контролировать так

  • Парижский парламент — высший судебный орган во Франции старого порядка. С XV века — наиболее значимый среди провинциальных парламентов, создававшихся по его образу и подобию в различных регионах страны.

Парламент вырос из королевского совета (лат. curia regis). При первых Капетингах это было неформальное собрание вассалов и прелатов короля, на которых разбирались текущие политические и правовые вопросы. В XII веке состав суда пополняют профессиональные юристы (consiliarii); монарх всё чаще делегирует свои судебные полномочия этому органу. На сессиях, или словопрениях (фр. curis regio in parlemento), также разбирались жалобы на действия бальи — королевских представителей на местах.

У королевской власти не всегда была возможность влиять на состав парламента, так как места выставлялись на свободную продажу. В XVII веке возобладало положение, что член парламента мог передать своё место сыну, уплачивая ежегодно одну шестидесятую долю его цены. Такая автономия позволяла членам парламента рассматривать себя как особую корпорацию, верхушку третьего сословия, призванную к участию в законодательной и правительственной деятельности. С течением времени парламент стал выводить отсюда своё право контролировать деятельность правительства, одобрять его предписания или отвергать их.

Связанные понятия

Артуа́ (фр. Artois) — историческая область на северо-востоке Франции, граничащая с Фландрией и Пикардией, ныне входит в состав департамента Па-де-Кале. Столица — город Аррас, известный своими гобеленами.

Ка́нцлер Фра́нции (фр. Chancelier de France) — во Франции старого режима одна из высших коронных должностей, второе должностное лицо короны; а с 1627 года, после упразднения званий коннетабля Франции и адмирала Франции, — высшее должностное лицо короны Франции.

Бальи́ (фр. bailli) — в дореволюционной Франции представитель короля или сеньора, управлявший областью, называемой бальяжем, в которой представлял административную, судебную и военную власть. В Южной Франции подобные же функции выполняли сенешали.

Упоминания в литературе

Дабы найти выход из создавшегося затруднительного положения, было созвано собрание нотаблей, на котором состоялось утверждение всеобщего поземельного налога, штемпельного сбора и отмены дорожных повинностей. Но парижский парламент не принял эти постановления собрания, ссылаясь на расточительность королевского двора, и впервые выдвинул предложение созвать Генеральные штаты. Людовик XVI немедленно отреагировал, выслав некоторых членов протестующего парламента в Труа, а оставшихся заставил зарегистрировать постановления собрания нотаблей. Тем не менее король согласился созвать Генеральные штаты, но лишь при условии, что парламент утвердит заем на покрытие расходов за пять лет. Однако члены парламента вновь выступили против, отказавшись утвердить заем. После этого несколько членов парламента были арестованы, король издал эдикт об упразднении парламентов и об учреждении вместо них cours plenieres. В состав вновь созданных государственных структур вошли члены королевской фамилии, пэры, придворные, судебные и военные чины высшего ранга. Безусловно, что ликвидация парламентов как неких зачатков представительных органов вызвала взрыв возмущения в стране. Король, находясь под сильнейшим давлением общественного мнения, был вынужден освободить от занимаемой должности Ломени де Бриенна и назначить генеральным контролером финансов Жака Неккера, пользовавшегося большой популярностью в то время. Было проведено еще одно собрание нотаблей, которое также ни к чему не привело. После этого Людовик, поддавшись на уговоры Неккера, наконец решился созвать Генеральные штаты.

Экономическая мысль, как составная часть общественно-политической, несомненно, испытала огромное воздействие христианской доктрины. Синтез аристотелизм а и католической теологии, осуществленный Фомой Аквинским и его последователями, привнес в средневековое сообщество осознание естественности иерархического и сословного неравенства, необходимости труда, помощи беднякам. Церковь осуждала ростовщичество, девальвацию денег (изменение содержания драгоценных металлов посредством порчи монет и т. п.). Все это отразилось на государственной политике. Набожный король Людовик IX (1226–1270), участвовавший в двух крестовых походах (за что после смерти причислен к лику святых), провел монетную реформу. В пределах королевского домена имела хождение только королевская монета. На остальной территории сохранились местные денежные единицы, но с условием, что их вес будет соответствовать королевским. Вскоре во Франции утвердилась единая государственная денежная система, что облегчило торговые и кредитные сделки в стране. Людовик Святой не враждовал с системой феодализма и уважал права вассалов, хотя был уже не первым между равными, а государем. Много сделал он для реформы суда и судебного производства, устранив недостатки феодального строя, не допускавшего верховного суда в королевстве: было установлено в качестве общего принципа право вмешательства короля в дела подданных; недовольные решением местных судов получили право апелляции в королевский суд. Людовик Святой после обедни выходил из дворца, садился под дубом и выслушивал жалобы всех, в том числе и иноземцев. При Людовике Святом судебная власть короля значительно расширилась; центральным судебным учреждением сделался Парижский парламент , состоявший из пэров и юристов. Все отрасли администрации находились под зорким наблюдением короля.

Связанные понятия (продолжение)

Великий магистр артиллерии (фр. grand maître de l'artillerie) — один из высших чинов короны Франции в XVI — XVIII веках. Соответствовал чину генерал-фельдцейхмейстера в армиях германских государств и Российской империи.

Религиозные (фр. Guerres de Religion) или гугенотские войны — серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Французское государство при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков — королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи — королева Англии Елизавета Тюдор поддерживала.

Рекетмейстер (фр. maître des requêtes) — докладчик просьб и жалоб в дореволюционной Франции; то же, что статс-секретарь. Русское слово образовано от немецкого, сочетавшего французское requête — жалоба, прошение, и немецкое Meister.

Дофи́н (фр. Dauphin), полностью дофин Франции (фр. Dauphin de France) или дофин Вьеннский (фр. Dauphin de Viennois) — с XIV века титул наследника французского престола (но только потомка правящего короля).

Парламенты (parlements) — высшие суды во Франции XV-XVIII веков (период Старого порядка), образованные в 13 областях Франции по образу и подобию Парижского парламента, юрисдикция которого продолжала распространяться почти на половину территории страны.

Графство Бри (фр. comté de Brie) — небольшое средневековое графство, расположенное на северо-востоке Франции, примерно между реками Сеной на юге, Марной на севере и северо-восточной частью Иль-де-Франса.

Лагерный маршал, маршал лагеря (фр. maréchal de camp) — военный чин во французской армии при Старом режиме, примерно соответствующий чину бригадного генерала в армии республиканской и наполеоновской Франции и генерал-майору в армиях Пруссии, России и других государств, использовавших немецкую систему военных чинов.

Суперинтенда́нт фина́нсов (фр. le superintendant des finances; surintendant des finances) — во Франции старого режима административное лицо в центральной администрации финансов, заведовавшее государственными расходами; старший из интендантов финансов (фр.). Термин возник в 1561 году.

Ордонансовые роты (фр. compagnies d'ordonnance) — самые первые постоянные (профессиональные) военные части в распоряжении короля Франции. Существовали с 1445 года по XVI век.

Прево́ (фр. prévôt, от лат. præpositus — начальник) — в феодальной Франции XI—XVIII веков королевский чиновник или ставленник феодала, обладавший до XV века на вверенной ему территории судебной, фискальной и военной властью, с XV века выполнял лишь судебные функции.

Принц (королевской) крови (фр. princes du sang) — законорожденный потомок в мужском колене французских королей дома Капета, который по салическому закону потенциально мог унаследовать престол. Титул впервые появился в XIV веке и вошёл в широкое употребление в XVI веке для обозначения потомков Людовика Святого по мужской линии. Все совершеннолетние принцы крови входили в Королевский совет.

Королевский двор Франции (фр. Cour de France) — монархический двор короля Франции, состоящий из множества придворных, личного окружения короля, военного окружения и охраны, а также все вспомогательные службы, которые обслуживали личные нужды короля, его семьи и придворных.

Иностранный принц (prince étranger) — так при старом режиме именовались во Франции проживавшие в стране представители правящих домов европейских стран. В придворной табели о рангах они занимали место ниже принцев крови (то есть семейства короля Франции), но выше подданных короля — пэров Франции.

Сенеша́ль или сенешалк (от лат. Senex и древнегерманск. Scalc — старший слуга) — в Западной Европе одна из высших придворных должностей в X—XII веках.

Гра́фство Намю́р (фр. Comté de Namur) — средневековое графство со столицей в Намюре, располагавшееся на территории современной Бельгии.

Герцог Орлеанский (фр. Duc d'Orléans) — титул французской королевской семьи, присваиваемый с XIV века. Титул присваивался принцу крови, второму сыну короля (или старшему из младших братьев короля). Таким образом, они сформировали побочную линию французской королевской семьи, с возможным правом наследования трона в случае пресечения основной линии.

Эшеве́ны (фр. échevins) — в средневековой феодальной Франции должностные лица, преимущественно в северных городах, имевшие административные и судебные полномочия. Либо назначались сеньорами, либо избирались горожанами. Формировали коллегии, которые возглавлял прево, глава купцов и городской глава. Также ведали торговлей и ценами на рынках, иногда городскими налогами.Должность ликвидирована во время французской революции декретом от 14 декабря 1789 года.

Война арманьяков и бургиньонов (фр. La guerre civile entre Armagnacs et Bourguignons) — гражданская война на территории Франции между феодальными группировками арманьяков и бургиньонов, которая происходила с 1407 по 1435 год. Она происходила на фоне Столетней войны и конфликтов, к которым привел Великий западный раскол.

Королевский домен (фр. Domaine royal français) — название личных владений средневековых французских королей. Основой королевского домена послужили небольшие разрозненные владения в Иль-де-Франсе и Орлеане, которыми потомственно владел Гуго Капет при избрании его на французский престол в 987 году. Постепенный рост территории домена при его преемниках, именуемых Капетингами, привёл к объединению Франции в единое (централизованное) государство.

Принцы Конти (фр. prince de Conti) — титул французских принцев, младшей ветви дома Бурбон-Конде. Название взято от Конти, небольшого города северной Франции, в 35 км к юго-западу от Амьена, который семья Конде приобрела в браке Луи де Бурбона, первого принца Конде, с Элеонорой де Руа в 1551 году. В период правления во Франции династии Бурбонов (от Генриха IV до Луи-Филиппа), принцы де Конти носили титул принцев крови.

Шампань (фр. Champagne, лат. Campania) — историческая область во Франции, знаменитая винодельческими традициями.

Генерал-полковник пехоты (фр. colonel général de l'infanterie) — военная должность, существовавшая во Франции в XVI—XVIII веках.

Графство Мэн (фр. Comté du Maine) — французское средневековое графство. Его основу составило каролингское графство, составленное из земель епископства Ман с городами Ман (современный Ле-Ман) и Жюблен. Столицей его был город Ман.

Герцогство Бурбон (фр. duché de Bourbon) или Бурбонне — французское герцогство в период между XIV и XVI веками, территория которого соответствует современному департаменту Алье и части департамента Шер (округ Сент-Аман-Монтрон).

Генера́льный контролёр фина́нсов, также генерал-контролёр финансов (фр. contrôleur général des finances) — во Франции старого режима министерская должность королевской финансовой администрации, учреждённая в 1661 году вместо должности суперинтенданта.

Орлеанский дом — название некоторых ветвей дома Капетингов: в XV веке — династии Валуа, с XVII века — династии Бурбонов.

Ордона́нсы (фр. ordonnance — приказ) — королевские указы во Франции и Англии, имевшие силу государственных законов (в Англии — без обязательного утверждения их органами сословного представительства).В новейшее время в ряде франкоязычных стран, которые являются президентскими республиками (Франция, Сенегал, Тунис, Алжир и др.), ордонанс — акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый главой государства в силу исключительных причин (в т.ч. когда деятельность.

Гугенотские восстания (фр. Rébellions huguenotes, или Роганские войны, от имени лидера гугенотов Анри де Рогана) - восстания французских протестантов (гугенотов), в основном, на юго-западе Франции, в 1620-е годы против королевской власти. Восстания начались спустя десять лет после смерти Генриха IV, католика, который сам первоначально был гугенотом, признавшего права протестантов в Нантском эдикте. Его преемник Людовик XIII, при регентстве своей матери-католички Марии Медичи, был воспитан в ненависти.

Шеволежеры (фр. chevau-légers, от chevaux — лошади и léger — лёгкий) — полки лёгкой кавалерии, вооруженные саблями, пистолетами и карабинами. Первые шеволежеры появились во Франции в 1498 году, а затем подобные воинские части были созданы в Австрии и Баварии.

Дом д’Арманьяк — один из древнейших, наиболее знатных и могущественных домов Гаскони, правивший графством Арманьяк.

Пентьевр (фр. Penthièvre) — бывшее графство и герцогство на севере Бретани. Его территории входят в состав современного французского департамента Кот-д’Армор.

Амбуа́зский за́говор — в истории Франции неудачная попытка в марте 1560 года некоторых вождей французских протестантов и династии Бурбонов захватить в плен короля Франциска II, вырвать власть из рук Гизов и передать её принцу Конде и его партии, попытка, послужившая прологом к продолжительной эпохе религиозных и гражданских войн XVI века.

Главный маршал Франции (Главный маршал лагерей и армий короля, фр. Maréchal général des camps et armées du roi) — высшее воинское звание во Франции; в своём роде — аналог звания генералиссимуса.

Кутю́мы (от фр. coutume — обычай) — правовые обычаи некоторых провинций, территорий, городов в средневековой Франции, или французское местное обычное право (также называемое публичным) эпохи феодализма.

Бар (фр. Barrum Ducis, Bar-le-Duc, le Barrois, лат. Barrum Ducis) — графство, а с 1355 года — герцогство во Франции, расположенное по обе стороны Мёза. Резиденцией герцога служил город Бар-ле-Дюк. Графство было вассалом Священной Римской империи, а затем Франции (в западной части графства). Герцогство Бар составляло западную часть Верхней Лотарингии и в 925 — 1302 годах принадлежало Германии. Но в 1302 году два округа, Бар-ле-Дюк (Pagus Barrensis) и Бассиньи, признали за собой полную зависимость.

Высшие коронные чины Франции (фр. grands offices de la couronne de France) — главные должности при французском королевском дворе во времена Средневековья и при реставрации Бурбонов.

Первая Гугенотская война (1562—1563) — вооружённый конфликт между французскими протестантами (гугенотами) и католиками, поддержанными партией королевы-матери Екатерины, ставший первой из восьми религиозных войн. Гугенотов в этом конфликте возглавлял Людовик де Бурбон, принц Конде; католиков — Франсуа де Гиз. Гугеноты потерпели ряд военных поражений, но всё же добились признания за ними ограниченной свободы вероисповедания.

Эта статья о французских провинциальных апелляционных судах Ancien Régime. О постреволюционном и современном парламенте см. Французский парламент .


Parlement ( французское произношение: [paʁləmɑ] ( слушать ) ), под французским дореволюционной Франции , был провинциальный апелляционный суд в Королевство Франции . В 1789 году во Франции было 13 парламентов, старейшим и наиболее важным из которых был Парижский парламент . В то время как и современный французский термин parlement (для законодательного органа), и английское слово par Parliament происходят от этого французского термина, парламенты Ancien Régime не были законодательными органами, и современная и древняя терминология не взаимозаменяемы.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Парламенты - это судебные организации, состоящие из дюжины или более судей апелляционной инстанции, или около 1100 судей по всей стране. Они были последней апелляционной инстанцией судебной системы и обычно обладали большой властью по широкому кругу вопросов, особенно по налогообложению. Законы и указы, изданные Короной, не были официальными в их соответствующих юрисдикциях до тех пор, пока парламенты не дали свое согласие, опубликовав их.

Члены были аристократами, называемыми дворянами мантии , которые купили или унаследовали свои должности и были независимы от короля. Суверенные советы ( consils souverains ) с аналогичными полномочиями, реже называемые высшими советами ( consils supérieurs ) или в одном случае суверенными судами ( cour souveraine ), были созданы на новых территориях (особенно в Новой Франции ). Некоторые из них в конечном итоге были заменены парламентами (например, Суверенный совет Наварры и Беарна и Суверенный суд Лотарингии и Барруа ). Как заметил Джеймс Стивен :

Однако не было никаких существенных различий между различными верховными провинциальными судебными органами Франции, за исключением тех, которые возникали в результате негибкого разнообразия их различных местных условий.

С 1770 по 1774 г. канцлер Франции , Maupeou , пытался отменить Parlement Парижа в целях укрепления короны; однако, когда король Людовик XV умер в 1774 году, парламенты были восстановлены. Парламенты возглавили сопротивление аристократии абсолютизму и централизации короны, но они работали в первую очередь на благо своего собственного класса, французского дворянства. Альфред Коббан утверждает, что парламенты были главными препятствиями на пути любых реформ до революции, а также самыми грозными врагами французской короны. Он заключает, что

Парижский парламент, хотя на самом деле не более чем маленькая, эгоистичная, гордая и продажная олигархия, считал себя и считался общественным мнением стражем конституционных свобод Франции.

В ноябре 1789 года, в начале Французской революции , все парламенты были приостановлены.

Источник


Первый парламент в Ancien Régime France развился в 13 веке из Королевского совета (французский: Conseil du roi , латинский : curia regis ) и, следовательно, пользовался древними, обычными консультативными и совещательными прерогативами.

Тем временем юрисдикция Парижского парламента охватывала все королевство, как это было в 14 веке, но не продвигалась автоматически в ногу с постоянно расширяющимся королевством. В 1443 году, после суматохи Столетней войны , король Франции Карл VII предоставил Лангедоку собственный парламент, учредив Тулузский парламент , первый парламент за пределами Парижа; его юрисдикция простиралась на большую часть юга Франции. С 1443 года до Французской революции по всей Франции будут постоянно создаваться несколько других парламентов (см. § Список парламентов и суверенных советов Франции ниже) ; эти места были столицами провинций с сильными историческими традициями независимости до того, как они были присоединены к Франции (в некоторых из этих регионов Генеральные штаты провинций также продолжали встречаться и принимать законы с определенной степенью самоуправления и контроля над налогообложением в пределах своих юрисдикция).

16-17 веков

Фронда

Парижский парламент сыграл важную роль в стимулировании дворянства сопротивляться расширению королевской власти с помощью военной силы во время Фронды в 1648–1649 годах. В конце концов король Людовик XIV победил, и дворянство было унижено.


Способность парламентов удерживать свое согласие, формулируя протесты против указов короля, вынуждала короля реагировать, что иногда приводило к повторному сопротивлению парламентов, которое король мог прекратить только в свою пользу, издав lettre de jussion , и, в случае, если о продолжающемся сопротивлении, лично появившемся в парламенте: lit de Justice . В таком случае полномочия парламента были приостановлены на время королевской сессии. Король Людовик XIV перешел к централизации власти в свои руки, наложив определенные ограничения на парламенты: в 1665 году он постановил, что судебный процесс может проводиться без необходимости присутствия короля лично; в 1667 г. он ограничил количество протестов одним. Однако в 1671–1673 годах парламенты сопротивлялись уплате налогов, необходимых для финансирования франко-голландской войны . В 1673 году король наложил дополнительные ограничения, лишившие парламенты всякого влияния на новые законы, постановив, что протесты могут быть изданы только после регистрации указов. После смерти Людовика в 1715 году все ограничения были сняты регентом, хотя некоторые из судей Парижского парламента принимали королевские взятки, чтобы удерживать этот орган до 1750-х годов.

Роль, ведущая к Французской революции


После 1715 года, во время правления Людовика XV и Людовика XVI , парламенты неоднократно бросали вызов короне за контроль над политикой, особенно в отношении налогов и религии. Кроме того, парламенты взяли за правило принимать arrêts de règlement , то есть законы или нормативные постановления, которые применяются в пределах их юрисдикции для применения королевских указов или обычной практики. На заседании Парижского парламента в 1766 году, известном как Сессия бичевания , Людовик XV утверждал, что суверенная власть принадлежит только ему.

В годы, непосредственно предшествовавшие началу Французской революции в 1789 году, их крайняя забота о сохранении институтов благородных привилегий Ancien Régime помешала Франции провести множество простых реформ, особенно в области налогообложения, даже когда эти реформы были поддержаны король.

Канцлер Рене Николя де Мопе стремился восстановить королевскую власть путем подавления парламентов в 1770 году. Его знаменитые попытки, известные как реформа Мопе, привели к ожесточенной битве и провалу. Парламенты были распущены, а их члены арестованы. После смерти Людовика XV парламенты были восстановлены.

В своем протесте против указа, запрещающего барщину (март 1776 г.), Парижский парламент, опасаясь, что барщина заменит новый налог и что этот налог будет применяться ко всем, вводя принцип равенства, посмел напомнить королю:

Личное служение духовенства заключается в выполнении всех функций, связанных с образованием и соблюдением религиозных обрядов, а также в оказании помощи несчастным посредством своей милостыни. Благородный посвящает свою кровь защите государства и помогает государю своими советами. Последний класс нации, который не может оказать столь выдающуюся услугу государству, выполняет свои обязательства с помощью налогов, промышленности и физического труда.

Второе сословие (дворянство) состояло примерно из 1,5% населения Франции и было освобождено почти от всех налогов, в том числе от Corvée Royale, недавней обязательной службы, при которой дороги ремонтировались и строились теми, кто подлежал барщине. . На практике любой, кто заплатил небольшую плату, мог избежать барщины, поэтому это бремя труда ложилось только на самых бедных во Франции. Второе сословие также было освобождено от габель , непопулярного налога на соль, а также от taille , земельного налога, уплачиваемого крестьянами, и самой старой формы налогообложения во Франции.

Второе сословие опасалось, что им придется заплатить налог вместо запрещенной барщины. Дворяне считали этот налог особенно унизительным и ниже себя, поскольку они очень гордились своими титулами и родословной, многие из которых погибли при защите Франции. Они видели в отмене налоговых привилегий ворота для новых атак на их права и призывали Людовика XVI во время протестов Парижского парламента не проводить предложенные реформы.

Эти исключения, а также право носить меч и свой герб поощряли идею естественного превосходства над простыми людьми, которое было обычным для Второго сословия, и до тех пор, пока какой-либо дворянин владел вотчиной, они мог собирать налог с третьего сословия, называемый феодальными сборами, который якобы предназначался для защиты третьего сословия (это относилось только к крепостным и арендаторам сельхозугодий, принадлежащих дворянству). В целом Второе сословие имело огромные привилегии, которыми не обладало Третье сословие, которые, по сути, защищали богатство и собственность Второго сословия, в то же время препятствуя продвижению Третьего сословия. Реформы, предложенные Тюрго и против которых выступал протест Парижского парламента, противоречили интересам Вторых сословий по сохранению своих наследственных привилегий и были первым шагом к реформе, которая просочилась на политическую арену. Реформы Тюрго были непопулярны и среди простолюдинов, которые считали парламенты своей лучшей защитой от власти монархии.

Список парламентов и суверенных советов Королевства Франция