На доме установлен ипу на тепло как должны рассчитывать судебная практика

Обновлено: 28.06.2024

Что, конкретно, суд признал несоответствующим Конституции РФ?

Каковы последствия принятого решения КС?

Конституционный суд РФ рассмотрел жалобу гражданки В.Н. Шестериковой на несоответствие Конституции РФ некоторых положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, далее Правила оказания коммунальных услуг.

Вынесено следующее решение:

1. Признать положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти нормативные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, исходя из приходящейся на конкретное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, обеспечивая тем самым равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в таком многоквартирном доме расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды.

2. Признать положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

3. Правительству Российской Федерации надлежит — руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, — внести изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

4. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

5. Гражданка Шестерикова Валентина Николаевна имеет право на применение компенсаторных механизмов, охватывающих в том числе период до вступления в силу нового правового регулирования, принятого во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего Постановления, в связи с правоприменительными решениями, основанными на положениях абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам в той мере, в какой эти положения признаны настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации. Форма и размер компенсации определяются Шпаковским районным судом Ставропольского края как судом, рассмотревшим в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный в Конституционном Суде Российской Федерации нормативный акт.

Итак. В пункте 1 резолютивной части Постановления указано, что положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

В пункте 1 резолютивной части Постановления указано, что положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Для того, чтобы понять в каком случае нормы Правил оказания коммунальных услуг противоречат Конституции, а в каком нет, необходимо разобраться в исходных данных.

Во-первых, В.Н. Шестерикова проживает в многоквартирном доме, расположенном в городе Михайловске Шпаковского района Ставропольского края. То есть, речь идет о южном районе, с довольно теплой и короткой зимой.

Во-вторых, хотя сам дом и подключен к системе централизованного теплоснабжения, большая часть расположенных в нем жилых помещений (в том числе квартира, в которой проживает заявительница) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников тепловой энергии (газовых котлов). Эти помещения отключены от системы централизованного теплоснабжения, в них произведен демонтаж приборов отопления (радиаторов) и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

В-третьих, как установлено заключением судебной строительно-технической экспертизы, места общего пользования в указанном многоквартирном доме не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений, а инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвальном помещении данного многоквартирного дома, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг.

Отсутствие отопительных приборов в местах общего пользования не характерно для жилых домов, расположенных в умеренных широтах. Как правило, все подъезды и прочие общедомовые помещения отапливаются. Спорный дом – скорее исключение из общего правила.

Перевод жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на автономное отопление при наличии централизованной системы отопления как правило не допускается либо допускается при наличии соблюдения требований законодательства по переустройству помещений.

Таким образом, мы имеем частный случай, когда часть помещений в доме переведена на автономное отопление, часть помещений продолжает отапливаться за счет центрального отопления.

При этом, в общедомовых помещениях нет отопительных приборов. Получается, что общедомовое имущество получает тепло только за счёт теплопроводности стен и перекрытий. И это тепло идёт из всех помещений, и тех, которые отапливаются централизованно, и тех, которые отапливаются автономно.

Оспариваемые положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил оказания коммунальных услуг и формула 3 приложения № 2 к Правилам не предусматривают описанный случай, так как не учитывают объем тепловой энергии, произведенный автономными источниками и затраченный на отопление общедомовых помещений. В данном абзаце речь идет о случаях, когда в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.

По формуле 3 порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В случае, когда в конкретном помещении нет отопительных приборов, оплате подлежит тепловая энергия, затраченная на отопление общедомового имущества.

Но в данном случае, когда в общедомовых помещениях нет отопительных приборов, тепло в такие помещения поступает только из отапливаемых жилых и нежилых помещений через стены и перекрытия. А часть этих помещений имеет автономное отопление. Формула 3 приложения 2 к Правилам оказания коммунальных услуг учитывает только тепловую энергию, затраченную на отопление общедомового имущества, которая поступила из системы центрального отопления и была учтена общедомовым прибором учета. Энергию, затраченную на отопление общедомового имущества, которая поступила из помещений с автономным отоплением, формула не учитывает.

Таким образом, Постановление КС не отменяет установленный порядок расчета, установленный третьим абзацем пункта 42(1) Правил оказания коммунальных услуг и формулой 3, для случаев, когда общедомовое имущество отапливается тепловой энергией, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Собственники помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, обязаны оплачивать тепловую энергию, потребленную за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, рассчитанную в соответствии третьим абзацем пункта 42(1) Правил оказания коммунальных услуг и формулой 3 Приложения 2 к Правилам.

Для случаев, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, КС признал третий абзац пункта 42(1) Правил оказания коммунальных услуг и формулой 3 Приложения 2 к Правилам не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Правительству РФ поручено внести изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме для таких случаев.

Таким образом, после внесения изменений в Правила, появится ещё одна формула для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, которая будет учитывать описанный выше случай.

Теплоэнергетики рассказали, как производятся расчеты за тепловую энергию

Кроме того, не стоит забывать, что объём потребляемого тепла в доме напрямую зависит от технического состояния и эффективности работы внутридомовой системы отопления, а также от мероприятий по энергосбережению, выполняемых управляющей компанией многоквартирного дома. Обязанность по осуществлению этих действий закреплена за управляющими компаниями законодательно.

Если в многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учёта, начисление платы за потреблённую тепловую энергию производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных решением Челябинской Городской Думы и тарифов, утверждённых Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. При таком способе расчета сумма в квитанции будет практически неизменной, даже если на улице будет стоять достаточно тёплая зимняя погода. Если отопительный сезон завершится не в конце, а например, в середине месяца, согласно законодательству оплатить необходимо счёт за полный месяц, так как по сути оплата по нормативу не зависит от фактической продолжительности отопительного периода.

1. Комсомольский проспект, дом 79, панель, год строительства 1974. Оснащен общедомовым прибором учета. За отопление в январе собственники квартиры с площадью 60 м2 заплатили 3 346 рублей, если бы расчет был произведен по нормативу, то в этом месяце хозяева квартиры действительно заплатили бы чуть меньше - 2 980 рублей. Однако если мы поднимем историю начислений за весь 2020 год, то окажется, что оплата по показаниям общедомового прибора учета составила – 16 322 рубля, если бы владельцы рассчитывались по нормативу, то за этот же период заплатили бы - 20 948 рублей.

Расчетный период Теплопотребление МКД, Гкал
Плата за отопление по показаниям
(квартира 60 м2)
Плата за отопление по нормативу
(квартира 60 м2)
Всего в 2020
857,86 16 322,72 20 948,15
Январь 2021 171,51 3 346,54 2 980,36


2. Следующий дом по улице Комарова, д. 127 Б, панель, год строительства 2002. Оснащен общедомовым прибором учета. Собственники квартиры 50 м2 заплатили за отопление по показаниям в январе 1877 рублей, если бы расчет был произведен по нормативу оплата составила бы – 2505 рублей. За год при оплате по показаниям владельцы заплатили – 8 898 рублей, расчет по нормативу за этот же период составил бы 17 607 рублей. Более низкий объем потребления тепловой энергии всего указанного дома в сравнении с другими исследуемыми говорит о том, что, по всей видимости, управляющая компания уделяет внимание энергосберегающим мероприятиям и это отражается на счетах собственников в меньшую сторону.
Расчетный период Теплопотребление МКД,
Гкал
Плата за отопление по показаниям
(квартира 50 м2)
Плата за отопление по нормативу
(квартира 50 м2)
Всего в 2020
843,54 8 898,76 17 607,58
Январь 2021 173,19 1877,04 2 505,09

3. Еще один дом по адресу: ул. Скульптора Головницкого, дом 4, панель, год строительства - 2014. Оснащен общедомовым прибором учета. За квартиру площадью 52 квадратных метра собственники заплатили за отопление в январе 2 916 рублей, оплата по нормативу составила бы 2 614 рублей, однако за весь отопительный сезон 2020 года жильцы заплатили 10 509 рублей, тогда как расчет по нормативу вынудил бы их оплатить счета на сумму - 18 373 тысячи.
Расчетный период Теплопотребление МКД,
Гкал
Плата за отопление по показаниям
(квартира 52 м2)
Плата за отопление по нормативу
(квартира 52 м2)
Всего в 2020 1 270,93 10 509,14 18 373,13
Январь 2021 2 916,82 2 614,01


Анализ расчетов показывает, что оплата по нормативу действительно нивелирует некоторые риски резких погодных изменений. Однако расчет по общедомовому прибору учета в течение всего отопительного периода позволяет жителям оплачивать только тот объем тепловой энергии, который был потреблен домом, и в конечном итоге, при правильном проведении энергосберегающих мероприятий, приводит к реальной и существенной экономии.

Если в МКД стоит ОПУ на тепло, а управляющая организация начисляет за тепло и горячую воду по нормативу, законно ли это? Как должны происходить начисления за тепло и горячую воду при наличии общедомового прибора учета, учитывая, что в доме есть еще нежилое помещение?

Ответы на вопрос:

Нет, если есть прибор учета, то начислять должны по нему на основании ст.544 ГК РФ, п.1 ст.157 ЖК РФ, п.21 Правил предоставления коммунальных услуг. Если есть нежилое помещение, то собственник этого помещения также обязан оплачивать, как и все остальные.

Начислять должны по прибору учета так как установлен по нормативу не имеют право начислять см п.21 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №307 обратитесь в прокуратуру для разрешения данного вопроса, они проведут проверку ст 10 ФЗ О прокуратуре.

Там указано, как считается тепло.

Ст. 155 ЖК РФ гласит:

"Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности."

Могут по нормативу.

Могут по счётчику.

Ответ на ваш вопрос дан в п 42 (1)Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")

Начисление за тпело производится по специальным формулам

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")

VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

42 (1). Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

3 (1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3 (1):

Pi = Si x VT x TT,

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За отопление, наконец, можно будет платить по счетчику? Важное решение Конституционного суда

Причина? – Ну, например, в нескольких квартирах счетчики тепла не прошли поверку. Законно ли это?

Что и подтвердил 10 июля 2018 года Конституционный суд РФ. Он удовлетворил жалобу собственника квартиры, оборудованной исправным счетчиком тепла, показания которого коммунальщики отказываются принимать для расчета платы за отопление.

Как рассчитывается плата за отопление?

Дело в том, что в подавляющем большинстве случае плата за тепло в квартире многоквартирного дома начисляется

— либо, исходя показаний общедомового прибора учета тепла (общий объем потребления делится затем между квартирами пропорционально их площади).

— либо, если общедомового счетчика тепла нет, исходя из нормативов потребления тепла для данного типа многоквартирного дома.

Подробнее о том, как рассчитывается плата за отопление можно прочитать здесь.

А как же счетчики тепла в квартирах? Ведь, казалось бы, чего проще? В квартире установлен счетчик тепла, выставляешь с помощью регулятора нужную температуру батарей, фиксируешь с помощью счетчика расход тепла… Но в России сегодня это не работает.

Дело в том, что действующее законодательство разрешает расчет платы за тепло по показаниям квартирных приборов учета лишь в том случае, если счетчиками оснащены все (т .е. 100%) жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (норма эта прописана в Правилах предоставления коммунальных услуг, п.42.1).

Таких домов сегодня в российских городах считанные проценты от общего числа. Но даже здесь с оплатой тепла по счетчику возникают проблемы.

Что происходит, если часть счетчиков тепла в многоэтажке выходит из строя?

Наибольшее раздражение у собственников квартир вызывают ситуации, когда в доме, где все квартиры вроде бы оборудованы счетчиками тепла, по каким-то причинам несколько приборов учета не пригодны к использованию.

Например, когда собственники нескольких квартир не успевают провести обязательную поверку своих счетчиков тепла. Или же, когда застройщик счетчики во всех квартирах поставил, а вот хозяева нескольких помещений приборы учета в эксплуатацию не ввели.

Житель Московской области Сергей Деминец стал первым, кто, пройдя весь этот путь по инстанциям, добрался до Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ). И, как это не удивительно, высший суд России встал на его сторону.

Отказ начислять плату за отопление квартире, оборудованной исправным счетчиком тепла, исходя из его (счетчика ) показаний, КС признал не соответствующим российской конституции.

Плата за отопление по квартирному счетчику: дело дошло до Конституционного суда

Как следует из материалов суда, Сергей Деминец проживает в многоквартирном доме в Московской области. При вводе в эксплуатацию его дом был оснащен коллективным прибором учета теплоэнергии, а все жилые и нежилые помещения были оборудованы индивидуальными (квартирными ) приборами учета. Таким образом, жильцы дома, в полном соответствии с действующим законодательством имели право платить за тепло исходя из показаний своих квартирных счетчиков.

Однако со временем некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики. В связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за тепло по показаниям общедомового счетчика, стоимость потребленной в доме тепловой энергии распределялась между квартирами пропорционально их площади.

В квартире Сергея Деминца счетчики были исправны. Однако к расчету платы за отопление их показания коммунальщики принимать отказались. Расходы Деминца на оплату коммунальных услуг заметно выросли. Собственник квартиры попробовал добиться права платить по счетчику в судебном порядке. Однако суды отказались удовлетворить его требования. В конечном итоге Сергей Деминец обратился в Конституционный Суд.

В своей жалобе Деминец указал, что отказ рассчитывать плату за отопление по счетчику по причине того, что, мол, приборы учета работают не во всех квартирах, нарушает требования российской Конституции. По мнению Деминца, таким образом, законные права и интересы всех собственников дома ставятся в зависимость от недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших исправность приборов учета тепла в своих квартирах.

Запрет на расчет платы за тепло по исправному квартирному счетчику – не законен!

Это, говорится в решении суда, нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов. Соответственно, оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ.

До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг. То есть, исходя из показаний индивидуальных (квартирных ) приборов учета тепла.

При этом для конкретных помещений, в которых счетчики тепла неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Что же касается случая Сергея Деминца, то Конституционный суд потребовал пересмотра его дела.

Решение КС по квартирным счетчикам тепла: последствия

О том, что постановление правительства на этот счет практически готово зам. министра Андрей Чибис заявлял не далее как в конце мая 2018 года. Но когда оно будет подписано, остается лишь гадать. Позиция Конституционного суда, по идее, процесс принятие этих решений должна ускорить.


6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.

Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.

Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.

Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.

По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).

Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.

Читайте также: