Мусульманские судьи кадии следили за соблюдением норм шариата судами школами

Обновлено: 25.06.2024

Аль-када – это оглашение шариатского решения, которое подлежит обязательному исполнению. Аль-када рассматривает конфликты между людьми, воспрещает то, что наносит ущерб общественным правам, устраняет конфликтные ситуации, возникающие между простыми людьми и любыми представителями органов государственного управления, будь то правители или служащие, халиф или нижестоящие лица.

В основе Аль-када и его шариатской законности лежит Коран и Сунна. Всевышний Аллах говорит:

وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَآ أَنزَلَ اللّهُ

وَإِذَا دُعُواْ إِلَى اللهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ

Что касается Сунны, то Пророк (с.а.с.) сам занимался делами Аль-када, и судил между людьми. Пророк (с.а.с.) назначал кадиев (судей). Так, например, он назначил Али кадием в Йемен, дав ему следующее наставление:

"إذا تقضى إليك رجلان، فلا تقض للأول حتى تسمع كلام الأخر، فسوف تدري كيف تقضي"

"إذا جلس إليك الخصمان، فلا تكلم حتى تسمع من الأخر كما سمعت من الأول"

". وإني لأرجو أن ألقى الله، ولا يطلبني أحد بمظلمتها إياه في دم ولا مال"

1) разрешение споров между людьми;

2) воспрещение того, что наносит ущерб общественным интересам;

3) устранение конфликтов, возникающих между народом и правителями или госслужащими в их действиях.

Виды судий

Кадии бывают трех видов. Первый называется кадием, и выносит решения в сфере взаимоотношений и наказаний по возникающим между людьми спорам. Второй называется мухтасибом и выносит решения по фактам нарушений, наносящих вред правам общества. Третий называется кади-мазалим, он устраняет конфликты, возникающие между людьми и государством.

"يا معشر التجار، إن هذا البيع يحضره اللغو والحلف فشوبوه بالصدقة"

Доказательством суда, который называется када-уль-мазалим, являются следующие слова Всевышнего Аллаха:

فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ

Естественно, что в разрешении конфликтов между населением и властями, следует обращаться к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.), т.е. к закону Аллаха. Это же требует наличия кадия, выносящего решение по этим конфликтам, т.е. требует наличия кади-мазалима, ибо определение када-уль-мазалим включает в себя и рассмотрение проблем, возникающих между людьми и халифом. Доказательством када-уль-мазалим являются слова и поступки Пророка (с.а.с.). Следует отметить, что Пророк (с.а.с.) не назначал специального кадия, рассматривающего только мазалим (несправедливое отношение к гражданам со стороны власть имущих) во всех частях государства.

Условия, которым должен соответствовать кади

Кади должен быть мусульманином, свободным, достигшим совершеннолетия, в здравом уме, справедливым, факихом (знатоком фикха), а также умеющим правильно выносить шариатские решения на реальную действительность. Кади-мазалим, вдобавок к перечисленным условиям, должен быть мужчиной и муджтахидом, как и верховный кади (кади аль-кудат), ибо сфера его деятельности – это правление и Аль-када. Он выносит решение над правителем и исполняет над ним шариат. Поэтому, помимо остальных условий кадия, из числа которых является то, чтобы он был факихом, кади-мазалим должен быть мужчиной. И, кроме того, он еще должен быть муджтахидом, ибо в разбираемых им случаях несправедливости, могут быть случаи, когда правитель осуществил правление иным, нежели тем, что ниспослано Всевышним Аллахом. Например, это случаи, если правитель совершил правление законом, который не имеет шариатского доказательства, или привел относительно реального события несоответствующее доказательство. По этим случаям несправедливости решение может вынести только муджтахид. Если же кади-мазалим не будет муджтахидом, то будет судить по невежеству, а это харам и недопустимо. Поэтому, вдобавок к условиям хакима (правителя) и кадия (судьи), он, т.е. кади-мазалим, должен быть еще муджтахидом.

Назначение кади

Кади, кади аль-мухтасиб и кади аль-мазалим могут назначаться общим назначением в сфере всего судопроизводства с правом рассмотрения всех вопросов во всех частях государства, как и могут назначаться частным назначением с правом рассмотрения определенных вопросов и на ограниченной территории. Законность обоих назначений исходит из действий Пророка (с.а.с.). Например, он назначил Али Ибн Абу Талиба кадием всего Йемена, Муаза Ибн Джабала – кадием определенной части Йемена, и Амр Ибн аль-Аса – кадием по одному определенному вопросу.

Удел (рызк) кадия

"أيما عامل استعملناه وفرضنا له رزقا، فما أصاب بعد رزقه فهو غلول"

Формирование судов

Суд должен состоять только из одного кадия, имеющего полномочие выносить решение в процессе судебного дела. Вместе с ним могут быть еще один или несколько кадиев, но они не имеют полномочия выносить решения. Они имеют право совещательного голоса и право выражать свое мнение, но принимать их мнения халиф не обязан.

Пророк (с.а.с.) не назначал двух кадиев для решения одного вопроса. Для решения одного вопроса он назначал одного кадия. Кроме того, аль-када – это оглашение шариатского решения (хукма), которое становится обязательным для исполнения. Не может быть несколько шариатских решений для мусульманина. Это решение является решением Аллаха, и оно – одно. Да, понимание шариатского решения может быть различным, но с точки зрения его исполнения оно для мусульманина является одним. Решением Аллаха для него является то, которое он понял, а остальные же не являются для него решением Аллаха, несмотря даже на то, что он считает их шариатскими решениями. Решение, которому он последовал, и которое он принял для руководства, является для него решением Аллаха, а остальное не является для него решением Аллаха. Когда кади оглашает решение Аллаха по какому-то вопросу, которое становится обязательным для исполнения, это оглашение должно быть одним, ибо это оглашение о решении Аллаха, которое является обязательным для исполнения. По сути, это выполнение решения Аллаха, а решений Аллаха, в положении его исполнения, не может быть несколько, даже если различно его понимание.

Поэтому недопустимо наличие нескольких кадиев, ибо невозможно, чтобы решение (хукм) Аллаха было различным. Это то, что касается решения одного вопроса, т.е. в одном суде (махкама). Тем не менее, в одном городе или одном населенном пункте это является допустимым, но обязательно в отдельных друг от друга судах (махкама). Дело в том, что аль-када является полномочием, полученным от халифа, что подобно представительству, в котором допустима многочисленность. Таким же образом, допускается наличие больше одного кади на одной территории. Если между конфликтующими сторонами возникает спор о том, к какому из двух кадиев в одном месте следует обратиться за разрешением вопроса, то преимущество имеет истец, и дело передается на рассмотрение тому кадию, к которому он желает обратиться, ибо истец является требующим права, и это дает ему преимущество над ответчиком.

"إذا جلس إليك الخصمان، فلا تكلم حتى تسمع من الأخر كما سمعت من الأول"

"اليمين على المدعى عليه"

Дозволенным является наличие различных судебных инстанций, в зависимости от разновидностей вопросов. Так полномочия некоторых кадиев могут быть ограничены рассмотрением определенных видов вопросов до определенной черты, а другие вопросы могут передаваться на рассмотрение других судов (махаким).

Но, если кади вынес решение на основе куфра, а не исламского шариата, или вынес решение, противоречащее категорическому тексту Корана, Сунны или Иджма-ус-сахаба, или же вынес решение, несоответствующее истинному положению дел (например, вынес человеку приговор, признав его умышленным убийцей, а затем обнаружился настоящий убийца), то в этих и им подобных случаях решение кадия отменяется. Доказательством этому является следующий хадис:

"من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد"

وَحَمْلُهُ وَفِصَالُهُ ثَلاَثُونَ شَهْرًا

وَالْوَالِدَاتُ يُرْضِعْنَ أَوْلاَدَهُنَّ حَوْلَيْنِ كَامِلَيْنِ لِمَنْ أَرَادَ أَن يُتِمَّ الرَّضَاعَةَ

Лицо, которое обладает полномочием отмены этих решений, это кади-мазалим.

Мухтасиб

Мухтасиб является кадием, рассматривающим все вопросы, касающиеся общественных прав, в которых отсутствует истец, с условием, что они не входят в худуд (определенные шариатом 7 вида наказаний: прелюбодеяние, педерастия, клевета, употребление опьяняющих напитков, воровство, отступление от Ислама и пиратство) и джинаят (нападение на человека с нанесением телесных повреждений, совершившего которые ждет месть или денежное возмещение).

Полномочия мухтасиба

Мухтасиб имеет право выносить решение о нарушении сразу, как только узнал о нем, в любом месте, без надобности в судебном заседании. В его распоряжении находится определенное количество полиции для претворения его распоряжений. Решение, вынесенное мухтасибом, исполняется немедленно.

Мухтасиб вправе выбирать для себя заместителей из числа людей, отвечающих условиям, предъявляемым мухтасибу. Он назначает их в разные места. Эти заместители имеют полномочие выполнения деятельности хисбат на тех территориях, которые определены для них, и в тех вопросах, в решении которых они уполномочены.

Вышесказанное осуществимо в случае, если назначение мухтасиба включает в себя предоставление ему права назначать своих заместителей. Если верховному кадию, при его назначении, не предоставлялось такое право, то он не вправе наделять назначаемых им кадиев правом назначать своих заместителей.

Кади-мазалим

Кади-мазалим – это кади, назначаемый для устранения любого факта мазлима (несправедливости и притеснения), происходящего в государстве или же исходящего со стороны государства по отношению к любому человеку, проживающему в этом государстве, будь-то гражданин государства или иностранное лицо. При этом нет разницы в том, имел ли факт несправедливости со стороны халифа или нижестоящих правителей и госслужащих.

"إن الله هو الخالق القابض الباسط الرازق المسعر، وإني لأرجو أن ألقى الله، ولا يطلبني أحد بمظلمتها إياه في دم ولا مال"

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجاً مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيماً

Поэтому любая несправедливость (мазлима), происходящая в отношении любого человека со стороны правителя или государственных структур и их распоряжений, считается несправедливостью, которая для своего разрешения поднимается к халифу или к кади-мазалиму, назначаемому халифом в этом деле в качестве своего помощника.


Назначение кади-мазалимов и освобождение их от занимаемой должности

Кади-мазалим назначается халифом или верховным кадием (кади аль-кудат). Так как мазалим входит в судопроизводство, а это оглашение закона шариата, которое подлежит обязательному исполнению. Кади, со всеми его видами назначается халифом, так как Пророк (с.а.с.) сам назначал всех кадиев, как мы уже сказали. Все это является доказательством на то, что кади-мазалим назначается только халифом. Также, его может назначать и главный кади, но в том случае, если халиф наделил его таким правом при назначении. Возможно также ограничение работы главы махкамат-уль-мазалим в центре государства, рассматривая несправедливости со стороны халифа, его визиров и верховного судьи. А филиалы махкамат-уль-мазалим в вилаятах будут рассматривать несправедливости со стороны валиев, амилов и других госслужащих. Халиф в праве дать главе махкамат-уль-мазалим полномочие назначать и отстранять кади-мазалим в филиалах, относящихся к главному махкамат-уль-мазалим.

Когда на рассмотрении у кади-мазалим имеется жалоба, поднятая против халифа, его визиров или верховного кади (это если халиф дал ему право назначать и отстранять кади-мазалим), если полномочия отстранения останутся в руках халифа, то это может повлиять на решение судьи. Следовательно, способность судьи отстранить халифа или его помощников может теряться. Так как в этом положении оставлять полномочия отстранения в руках халифа может привести к хараму. Поэтому в этом положении оставление этого полномочия в руках халифа является харам.

В остальных же случаях полномочия отстранения и назначения кади мазалим остается на своей основе, то есть это полномочия остается у халифа.

Полномочия махкамат-уль-мазалим

Махкамат-уль-мазалим обладает полномочием рассматривать любые проявления несправедливости. При этом нет разницы, относится ли это к чиновникам госаппарата, или к нарушению халифом законов шариата, или к смыслу текстов законодательства в конституции, или к жалобе людей на административные законы и остальные шариатские решения, которые принял (сделал табанни) халиф, или на наложение какого-то налога и т.д.

Для вынесения решения по любому виду проявлений несправедливости нет необходимости проведения судебное заседание, независимо от того, касается ли оно лиц госаппарата или нарушения халифом законов шариата, или смысла какого-то принятого (табанни) халифом текста законодательства, конституции, закона. Или установления какого-то налога, или совершения насилия государством над народом, когда оно применяет насилие и гнет в сборе средств с народа, или уменьшения заработной платы служащим и военным, или задержки с выплатами им заработной платы и т.п. Также для решения этих и им подобных вопросов несправедливости и притеснения не обуславливается присутствие истца и ответчика. Махкамат-уль-мазалим вправе рассматривать несправедливость даже в том случае, если никто не подает иск.


Договора, отношения и судебные решения до построения Халифата

Договора, отношения и судебные решения, утвержденные и исполненные до построения Халифата, признаются. Признаются правильными между сторонами, если они были претворены до построения Халифата. Када Халифата не аннулирует их и не возобновляет их снова. Также не принимается новые иски по отношению к ним после построения Халифата.

Из этого исключаются два положения:

1) если в утвержденном и претворенном вопросе есть противоречия Исламу;

2) если вопрос касался тех, которые причиняли вред Исламу и мусульманам.

Что же касается поднятия вопросов, которые противоречат Исламу, то Посланник Аллаха (с.а.с.) после построения Исламского государства аннулировал ростовщичество и проценты, которые должны были платить, и вернул им их первоначальный капитал. То есть после того как территория стала исламской (дару-ль-ислам), проценты, предназначеные ростовщикам, были аннулированы. Приводит Абу Давуд от Сулеймана Ибн Амра, а он от его отца, сказавшего: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал на прощальном хадже:

"ألا إن كل ربا من ربا الجهلية موضوع لكم رؤوس أموالكم لا تظلمون ولا تظلمون"

На основе этого, действующие договора, противоречащие Исламу, после построения Халифата будут аннулироваться, и это является ваджиб.

Например, если до Ислама мусульманка была замужем за христианином, то после построения Халифата этот брак будет расторгнут, в соответствии с законами шариата.

Что же касается поднятия вопросов, связанных с теми, кто причинял вред Исламу и мусульманам, то Посланник Аллаха (с.а.с.), когда завоевал Мекку, казнил некоторых из причинявших во времена джахилии вред Исламу и мусульманам. Они были казнены, несмотря на то, что они зацепились за занавесы Каабы, узнав, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

"الإسلام يجب ما قبله"

Поскольку позже Пророк (с.а.с.) простил некоторых из них, как, например, Икрима Ибн Абу Джахля, вопрос по отношению к ним решается на усмотрение халифа.

В других же случаях, кроме этих двух, договора, торги и решения суда, которые заключены и претворены до Халифата, не аннулируются и не поднимаются, если они уже были утверждены и претворены до построения Халифата.

Например, человек, осужденный двумя годами лишения свободы, за взлом дверей учебного заведения, отсидел срок до построения Халифата. А после построения Халифата он решил подать иск на того, кто осудил его, так как он считает, что он с таким обвинением не заслуживал тюрьмы. Его иск не принимается, потому что это уже случилось, приговор был вынесен и исполнен до построения Халифата, и его дело оставляется на Аллаха.

Однако если человек был осужден на десять лет, и после двух лет тюремного заключения построился Халифат, его вопрос остается на усмотрение халифа. Он может быть полностью оправдан или халиф аннулирует оставшийся срок или может пересмотреть решение и претворить законы шариата, связанные с интересами граждан, относительно проблем, связанных с правами человека и урегулированием взаимоотношений между людьми.

Читайте также: