Может ли судебный пристав вынести постановление об административном правонарушении

Обновлено: 28.04.2024

Чтобы оспорить такое постановление, обратитесь в суд. Например, если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, обращайтесь в такой суд по месту нахождения пристава с административным исковым заявлением.

1. В какой суд надо обратиться

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции (ч. 6 ст. 112, ч. 4 ст. 121, ч. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 ст. 329 АПК РФ, ч. 1 ст. 441 ГПК РФ, ст. 360 КАС РФ).
Выбор суда зависит от того, кем выдан исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

1.1. Куда обратиться, если исполнительный документ выдал суд
Если арбитражный суд выдал исполнительный документ, то с заявлением об оспаривании исполнительского сбора обращайтесь в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 1 ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 6 ст. 38 АПК РФ).
Если суд общей юрисдикции выдал исполнительный документ, то обращайтесь в этот суд (ч. 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве). По общему правилу заявление подается в суд по месту нахождения структурного подразделения ФССП России, в котором служит пристав. Если он исполняет обязанности в другом районе (не там, где расположен указанный отдел УФССП России), заявление подается в суд данного района (ч. 5 ст. 218, ч. 1, 2 ст. 22 КАС РФ).

1.2. Куда обратиться, если исполнительный документ выдал несудебный орган или должностное лицо
Обращайтесь в арбитражный суд, если оспариваете постановления о взыскании сбора по исполнительному производству, возбужденному на основании (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве):
• актов контролирующего органа в отношении организации или ИП (за исключением актов в отношении ИП, работающего без открытия расчетного и иных счетов);
• актов по делам об административном правонарушении в отношении организации или ИП;
• постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в рамках отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, если оно возбуждено в связи с предпринимательской деятельностью должника (организации или ИП).
В случаях, не указанных в ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, оспаривать постановление нужно в суде общей юрисдикции (ч. 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).

2. В какой срок нужно обратиться в суд
Подать заявление следует в течение 10 дней со дня получения вами постановления о взыскании сбора (ст. 122 Закона об исполнительном производстве, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, п. 3.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014).

3. Как подготовить заявление об оспаривании постановления в арбитражный суд
Составьте заявление в письменной форме и подпишите его (ч. 1 ст. 329, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 125 АПК РФ).
Заявление должно соответствовать требованиям ст. 199 АПК РФ, в том числе содержать определенные сведения и иметь в качестве приложения необходимые документы (ч. 1, 2 ст. 199 АПК РФ). В противном случае суд может оставить заявление без движения, а потом возвратить (ч. 1, 2, 4 ст. 128 АПК РФ).

3.1. Какие сведения указать в заявлении
Укажите следующие сведения:
1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
2) ваше наименование, адрес; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
3) Ф.И.О. и должность пристава, который принял постановление (п. 1 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
4) наименование территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности пристав, который вынес оспариваемое постановление. Это связано с тем, что в случае удовлетворения требования заявителя (должника) судебные расходы могут быть возмещены за счет такого территориального органа ФССП России (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
5) название, номер и дата принятия оспариваемого постановления (п. 2 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
6) наименование взыскателя, которого нужно привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
7) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым постановлением (п. 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ). В данном случае нарушаются ваши имущественные права, поскольку из-за незаконного постановления вы необоснованно лишитесь денег;
8) законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое постановление (п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ). Например, если вас не известили о возбуждении основного исполнительного производства, то постановление о взыскании исполнительского сбора по общему правилу не будет соответствовать ч. 11, 12 ст. 30, ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве;
9) требование признать постановление пристава недействительным (п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
10) сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление пристава (ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
11) перечень прилагаемых документов (ч. 1 ст. 199, п. 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

4. Как подготовить административное исковое заявление об оспаривании постановления в суд общей юрисдикции
Такое заявление надо составить в письменной форме. Подписывают его административный истец или его представитель. Не забудьте указать дату подписания (ч. 1 ст. 220, ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Если административное исковое заявление не будет подписано или будет подписано лицом, не имеющим на это полномочий, то суд его возвратит (п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).
Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 220 КАС РФ. К нему нужно приложить документы, указанные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). В противном случае суд оставит заявление без движения, а потом возвратит (п. 7 ч. 1 ст. 129, ст. 130 КАС РФ).

4.1. Какие сведения указать в заявлении
Укажите следующие сведения:
1) наименование суда, в который подается заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 КАС РФ);
2) ваше наименование, адрес, сведения о госрегистрации, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, данные о представителе (п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ);
3) Ф.И.О. и должность пристава, который принял постановление о взыскании исполнительского сбора (п. 2 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
4) наименование территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности пристав, который вынес оспариваемое постановление. Это связано с тем, что в случае удовлетворения требования должника судебные расходы могут быть возмещены за счет такого территориального органа ФССП России (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
5) наименование, номер и дата принятия оспариваемого постановления (п. 3 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
6) иные известные данные в отношении оспариваемого постановления, в частности сведения об исполнительном производстве и об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление (п. 5 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
7) сведения о ваших правах и законных интересах, которые нарушаются оспариваемым постановлением (п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ). В данном случае нарушаются ваши имущественные права, поскольку из-за незаконного постановления вы необоснованно лишитесь денег;
8) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым вы просите проверить оспариваемое постановление (п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
9) требование признать незаконным постановление (п. 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
10) перечень прилагаемых документов (п. 1 ч. 2 ст. 220, п. 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ).

4.2. Какие документы приложить к административному исковому заявлению
Приложите к заявлению следующие документы:
• документы, подтверждающие вручение приставу, взыскателю, заинтересованным лицам копий заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Если вы не направили им документы, то предоставьте в суд копии для них (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования (п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя должника, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если заявление подано представителем (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).

5. Нужно ли платить госпошлину за оспаривание постановления
При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ, ч. 1 ст. 104 КАС РФ).

Чтобы оспорить такое постановление, обратитесь в суд. Например, если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, обращайтесь в такой суд по месту нахождения пристава с административным исковым заявлением.

1. В какой суд надо обратиться

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции (ч. 6 ст. 112, ч. 4 ст. 121, ч. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 ст. 329 АПК РФ, ч. 1 ст. 441 ГПК РФ, ст. 360 КАС РФ).
Выбор суда зависит от того, кем выдан исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

1.1. Куда обратиться, если исполнительный документ выдал суд
Если арбитражный суд выдал исполнительный документ, то с заявлением об оспаривании исполнительского сбора обращайтесь в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 1 ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 6 ст. 38 АПК РФ).
Если суд общей юрисдикции выдал исполнительный документ, то обращайтесь в этот суд (ч. 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве). По общему правилу заявление подается в суд по месту нахождения структурного подразделения ФССП России, в котором служит пристав. Если он исполняет обязанности в другом районе (не там, где расположен указанный отдел УФССП России), заявление подается в суд данного района (ч. 5 ст. 218, ч. 1, 2 ст. 22 КАС РФ).

1.2. Куда обратиться, если исполнительный документ выдал несудебный орган или должностное лицо
Обращайтесь в арбитражный суд, если оспариваете постановления о взыскании сбора по исполнительному производству, возбужденному на основании (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве):
• актов контролирующего органа в отношении организации или ИП (за исключением актов в отношении ИП, работающего без открытия расчетного и иных счетов);
• актов по делам об административном правонарушении в отношении организации или ИП;
• постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в рамках отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, если оно возбуждено в связи с предпринимательской деятельностью должника (организации или ИП).
В случаях, не указанных в ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, оспаривать постановление нужно в суде общей юрисдикции (ч. 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).

2. В какой срок нужно обратиться в суд
Подать заявление следует в течение 10 дней со дня получения вами постановления о взыскании сбора (ст. 122 Закона об исполнительном производстве, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, п. 3.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014).

3. Как подготовить заявление об оспаривании постановления в арбитражный суд
Составьте заявление в письменной форме и подпишите его (ч. 1 ст. 329, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 125 АПК РФ).
Заявление должно соответствовать требованиям ст. 199 АПК РФ, в том числе содержать определенные сведения и иметь в качестве приложения необходимые документы (ч. 1, 2 ст. 199 АПК РФ). В противном случае суд может оставить заявление без движения, а потом возвратить (ч. 1, 2, 4 ст. 128 АПК РФ).

3.1. Какие сведения указать в заявлении
Укажите следующие сведения:
1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
2) ваше наименование, адрес; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
3) Ф.И.О. и должность пристава, который принял постановление (п. 1 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
4) наименование территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности пристав, который вынес оспариваемое постановление. Это связано с тем, что в случае удовлетворения требования заявителя (должника) судебные расходы могут быть возмещены за счет такого территориального органа ФССП России (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
5) название, номер и дата принятия оспариваемого постановления (п. 2 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
6) наименование взыскателя, которого нужно привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
7) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым постановлением (п. 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ). В данном случае нарушаются ваши имущественные права, поскольку из-за незаконного постановления вы необоснованно лишитесь денег;
8) законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое постановление (п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ). Например, если вас не известили о возбуждении основного исполнительного производства, то постановление о взыскании исполнительского сбора по общему правилу не будет соответствовать ч. 11, 12 ст. 30, ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве;
9) требование признать постановление пристава недействительным (п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
10) сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление пристава (ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
11) перечень прилагаемых документов (ч. 1 ст. 199, п. 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

4. Как подготовить административное исковое заявление об оспаривании постановления в суд общей юрисдикции
Такое заявление надо составить в письменной форме. Подписывают его административный истец или его представитель. Не забудьте указать дату подписания (ч. 1 ст. 220, ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Если административное исковое заявление не будет подписано или будет подписано лицом, не имеющим на это полномочий, то суд его возвратит (п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).
Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 220 КАС РФ. К нему нужно приложить документы, указанные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). В противном случае суд оставит заявление без движения, а потом возвратит (п. 7 ч. 1 ст. 129, ст. 130 КАС РФ).

4.1. Какие сведения указать в заявлении
Укажите следующие сведения:
1) наименование суда, в который подается заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 КАС РФ);
2) ваше наименование, адрес, сведения о госрегистрации, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, данные о представителе (п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ);
3) Ф.И.О. и должность пристава, который принял постановление о взыскании исполнительского сбора (п. 2 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
4) наименование территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности пристав, который вынес оспариваемое постановление. Это связано с тем, что в случае удовлетворения требования должника судебные расходы могут быть возмещены за счет такого территориального органа ФССП России (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
5) наименование, номер и дата принятия оспариваемого постановления (п. 3 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
6) иные известные данные в отношении оспариваемого постановления, в частности сведения об исполнительном производстве и об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление (п. 5 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
7) сведения о ваших правах и законных интересах, которые нарушаются оспариваемым постановлением (п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ). В данном случае нарушаются ваши имущественные права, поскольку из-за незаконного постановления вы необоснованно лишитесь денег;
8) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым вы просите проверить оспариваемое постановление (п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
9) требование признать незаконным постановление (п. 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
10) перечень прилагаемых документов (п. 1 ч. 2 ст. 220, п. 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ).

4.2. Какие документы приложить к административному исковому заявлению
Приложите к заявлению следующие документы:
• документы, подтверждающие вручение приставу, взыскателю, заинтересованным лицам копий заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Если вы не направили им документы, то предоставьте в суд копии для них (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования (п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя должника, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если заявление подано представителем (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).

5. Нужно ли платить госпошлину за оспаривание постановления
При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ, ч. 1 ст. 104 КАС РФ).


Прекратить исполнительное производство может суд либо судебный пристав-исполнитель, в зависимости от основания прекращения. Таких оснований немало. Некоторые связаны с выбытием стороны исполнительного производства, другие — с невозможностью исполнения. Производство также может прекратиться, когда отпала необходимость в принудительном исполнении или перестали действовать документы — основания производства.
Суд прекращает исполнительное производство по заявлению пристава либо одной из сторон. Пристав делает это по заявлению одной из сторон или самостоятельно после получения документов, подтверждающих, что есть основание для прекращения.

1. По каким основаниям прекращается исполнительное производство
Перечисленные в законе основания условно можно разделить на несколько групп. Рассмотрим их подробнее.

1.1. Выбывшая сторона не может быть заменена
Это ситуации, когда:
1)гражданин — взыскатель либо должник — умер. Обычно в таких случаях происходит правопреемство: место умершего в исполнительном производстве занимает его наследник (ч. 1 ст. 52 Закона об исполнительном производстве). Но иногда права (обязанности) не могут перейти к наследникам и не могут быть реализованы доверительным управляющим, которого назначил орган опеки и попечительства. В таких случаях исполнительное производство прекращается судом (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);

2)являющаяся стороной исполнительного производства организация исключена из ЕГРЮЛ. В этом случае производство прекращает судебный пристав-исполнитель (п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.2. Перестали действовать документы — основания исполнительного производства
Пристав прекращает исполнительное производство, если:
1)исполнительный документ, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, отменен или признан недействительным (п. 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)отменен судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ (п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)суд принял акт о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа (п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
4)исполнение акта по делу об административном нарушении прекращено судом (другим органом, должностным лицом), выдавшим исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом (п. 6. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.3. Нет возможности исполнить исполнительный документ
Суд прекращает исполнительное производство, если утрачена возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).
Пристав прекращает производство по следующим основаниям:
1)если ребенок, которого незаконно переместили в Россию или удерживают в ней, достиг определенного возраста. Это касается требований о возврате ребенка (осуществления прав доступа к нему) на основании международного договора РФ, когда ребенок достиг возраста, при котором в отношении него такой договор не действует (п. 8 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)задолженность по платежам в бюджет признана в установленном законом порядке безнадежной к взысканию (п. 10 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)исполнительный документ содержит требование о взыскании госпошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет и эта задолженность признана в установленном законом порядке безнадежной к взысканию (п. 11 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.4. Больше нет необходимости в принудительном исполнении
Исполнительное производство прекращается судом в связи с тем, что отсутствует необходимость принудительного исполнения, когда:
1)взыскатель отказывается получать вещь, изъятую у должника в соответствии с исполнительным документом (п. 3. ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)исполняются документы, указанные в ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве, например, акт по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Пристав прекращает производство, если:
1)взыскатель отказался от взыскания и суд принял этот отказ (п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)алиментные обязательства прекратились в связи с достижением ребенком совершеннолетия или приобретения им полной дееспособности (п. 9. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)взыскатель и должник заключили мировое соглашение (соглашение о примирении), а суд это соглашение утвердил (п. 3. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
4)обязательство заемщика-физлица перед кредитором-залогодержателем прекратились в силу п. 5 ст. 61 Закона об ипотеке (п. 12 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

2. Как суд прекращает исполнительное производство
Чтобы начать процедуру прекращения исполнительного производства, нужно подать заявление в суд. Это может сделать любая из сторон либо пристав.
Суд рассмотрит ваше заявление в десятидневный срок (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 327 АПК РФ, ч. 3 ст. 359 КАС РФ).
Если суд признает, что есть основание для прекращения исполнительного производства, он вынесет соответствующее определение и направит его сторонам и приставу, на исполнении которого находится исполнительный документ (ч. 2 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 327, ч. 2 ст. 324 АПК РФ, ч. 3 ст. 359, ч. 2 ст. 358 КАС РФ).
Определение суда о прекращении исполнительного производства, равно как и определение об отказе в прекращении, вы можете обжаловать (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).

3. Как пристав прекращает исполнительное производство
Когда возникает основание для прекращения, пристав, который ведет исполнительное производство, сам должен прекратить его. Но мы рекомендуем обратиться к нему с соответствующим заявлением, поскольку на практике это ускоряет процесс. Такое право сторон исполнительного производства предусмотрено законом (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Ваше заявление должно быть передано приставу не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение приставов. В течение трех дней с момента получения заявления пристав должен прекратить производство и вынести соответствующее постановление, которое утверждает старший судебный пристав или его заместитель (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
В тот же срок пристав должен прекратить производство после того, как к нему поступили документы, которые подтверждают возникновение основания для прекращения исполнительного производства (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Если акт о прекращении исполнительного производства принят судом, другим органом или должностным лицом, пристав исполняет его немедленно после получения (ч. 5 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).

4. Можно ли прекратить исполнительное производство в части
Закон об исполнительном производстве прямо не предусматривает частичное прекращение исполнительного производства, но в то же время и не содержит положений, исключающих такую возможность. На практике исполнительное производство частично прекращают, когда основания прекращения касаются только части требований, указанных в исполнительном документе.
Например, это возможно когда судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменен в части. Например, суд принял решение о взыскании с ответчика задолженности и убытков, был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство. А затем вышестоящий суд отменил указанное решение в части взыскания убытков. В такой ситуации пристав прекратит исполнительное производство в соответствующей части (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

5.1. Порядок и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении должностными лицами ФССП России


5.1. Порядок и сроки рассмотрения дела об административном
правонарушении должностными лицами ФССП России

5.1.1. Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении, определенный ст. 29.7 КоАП РФ, является единым для всех должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела.

5.1.2. В соответствии со ст. 23.68 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.8.1, ст. 17.15 КоАП РФ, от имени ФССП России рассматривают: директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации, его заместители, руководители территориальных органов ФССП России - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России - старшие судебные приставы и их заместители (далее - должностные лица ФССП России).

5.1.3. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, а также разрешения его в соответствии с законом проверяются правильность составления протокола, достаточность материалов для рассмотрения дела по существу, а также имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, перечисленные в ст. 24.5 КоАП РФ:

отсутствие события административного правонарушения;

отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

действия лица в состоянии крайней необходимости;

издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

отмена закона, установившего административную ответственность;

истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов должностным лицом ФССП России выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела, а также о вызове лиц, участвующих в деле (приложения N 4, 5).

5.1.4. Должностные лица ФССП России, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при получении протокола и других материалов рассматривают дело об административном правонарушении в 15-дневный срок.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом ФССП России, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение (приложение N 6).

5.1.5. В целях соблюдения сроков рассмотрения должностному лицу ФССП России рекомендуется принимать меры для быстрого извещения лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела .

Статья 25.15 КоАП РФ "Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении".

При подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях должностное лицо ФССП России выясняет, было ли лицу, участвующему в деле об административном правонарушении, сообщено о составлении протокола, о месте, дате, времени рассмотрения дела, уведомило ли данное лицо о невозможности прибытия на рассмотрение дела, являются ли причины неявки уважительными.

5.1.6. Должностному лицу ФССП России при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола, необходимо учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Вместе с тем лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств), не могут считаться не извещенными .

Пункты 24, 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

При принятии решения о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц к должностному лицу ФССП России рекомендуется исходить из требований КоАП РФ о возможности полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела, а также разрешения его в соответствии с КоАП РФ.

В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, чье отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с КоАП РФ, выносится определение об отложении рассмотрения дела и принятии мер по их явке, т.е. повторно по месту нахождения неявившихся лиц направляются повестки или иные уведомления о другом времени рассмотрения дела или выносится определение о приводе (ст. 27.15 КоАП РФ).

Определение о приводе должно содержать сведения: о лице, в отношении которого принято решение о приводе, месте доставления данного лица, к какому времени обеспечить явку и кому поручается исполнение привода.

5.1.8. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении:

объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению;

устанавливается факт явки привлекаемого физического лица, должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, предусмотренные главой 25 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации;

рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае поступления заявления о самоотводе; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу;

исследуются иные доказательства.

5.1.9. При заслушивании объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, выясняется его отношение к обвинению, содержащемуся в протоколе (признает ли себя виновным).

Если в своих объяснениях лицо неполно изложило обстоятельства правонарушения, то эти обстоятельства выясняются должностным лицом ФССП России, рассматривающим дело, путем постановки вопросов.

В случае если лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, отказалось от дачи объяснений, то данный факт отражается в постановлении.

5.1.10. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания (далее - постановление) или о прекращении производства по делу об административном правонарушении (приложения N 7, 8).

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела должностным лицом ФССП России, вынесшим его.

Данное постановление вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его вынесения, при условии, что оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление оно передается в течение трех суток со дня истечения тридцатидневного срока, установленного КоАП РФ для добровольной уплаты административного штрафа, после поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение, на исполнение судебному приставу-исполнителю.

Должностное лицо ФССП России при передаче постановления судебному приставу-исполнителю, уполномоченному приводить его в исполнение, делает на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

5.1.11. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом ФССП России может быть принято решение о вынесении представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (приложение N 9).

В соответствии с ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ лицо, в отношении которого вынесено соответствующее представление, обязано его рассмотреть и в течение месяца со дня получения такого представления сообщить о принятых мерах должностному лицу ФССП России, вынесшему данное представление.

В случае непринятия лицом, привлеченным к административной ответственности, по представлению должностного лица ФССП России, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, данное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ.

Читайте также: