Может ли дальтоник получить права на маломерное судно

Обновлено: 17.05.2024

Типы судов, на право управления которыми, выдаются удостоверения:

  • Моторное судно, которое включает в себя категории судов:
    1. Катер - моторное судно со стационарным двигателем;
    2. Моторная лодка - моторное судно с подвесным мотором (моторами);
  • Гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем без ограничения по мощности;
  • Парусное судно - судно использующее в качестве движителя парус и силу ветра;
  • Маломерное судно особой конструкции

О разрешенном районе плавания делаются следующие отметки:

  • "МП" - территориальное море и внутренние воды РФ, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
  • "ВВП" - внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;
  • "ВП" - внутренние несудоходные водоемы.

В соответствии со ст. ст.11.8 (п.2) Кодекса об административных правонарушениях РФ управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Дисциплины, которые изучают наши курсанты (курсы ГИМС)

  • Административная ответственность судоводителей маломерных судов в РФ
  • Теория и устройство маломерного судна на примере лодки, катера, гидроцикла
  • Лоция внутренних водных путей РФ
  • Правила плавания по ВВП РФ
  • Средства и основы радиосвязи на внутренних водных путях
  • Основы гидрометеорологии
  • МППСС-72
  • Лоция на морских путях
  • Такелажное дело на маломерном судне
  • Практические занятия на лодке с подвесным мотором
  • Практические занятия на катере
  • Практические занятия на гидроцикле
  • Практика прохождения шлюза на маломерном судне
  • Практика на СВП (судно на воздушной подушке)

Документы для получения прав ГИМС

  1. Ксерокопия паспорта (можно сделать у нас в офисе);
  2. Фото 3x4 (цветные, матовые) (можно сфотографироваться у нас в офисе);
  3. Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (можно пройти медкомиссию у нас в офисе);
  4. Государственная пошлина за аттестацию в ГИМС и выдачу удостоверения (скачать квитанцию для оплаты госпошлины ГИМС).

Теоретические курсы ГИМС

Круглогодичный набор на курсы ГИМС - Государственной инспекции по маломерным судам - в группы вечернего обучения и группы выходного дня (по субботам, возможно по воскресеньям). Срок обучения – около 1 месяца. Выпускники после успешной сдачи экзаменов в ГИМС г. Москвы получают государственное удостоверение на право управления катером, моторной лодкой, гидроциклом в различных районах плавания. Это удостоверение в обиходе нередко называют, как права на лодку, катер, гидроцикл.

Образец государственного удостоверения ГИМС


СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КУРСЫ ГИМС

Стоимость обучения по программе ГИМС зависит от выбранного курса и в настоящее время составляет:

  1. Стандартный курс (лодка, катер, моторная яхта на реках и озерах РФ) - 9000 руб.
  2. Расширенный курс (лодка, катер, моторная яхта на морях, реках и озерах РФ) - 13500руб.
  3. Добавить категорию "Гидроцикл" - 2500 руб.
  4. Добавить категорию "Парусное судно"- 6000 руб.
  5. Добавить категорию "Маломерное судно особой конструкции"-15000 руб.

Практические курсы ГИМС


права на гидроцикл

Моторное судно YAVA 550 c 1832-кубовым, 4-х цилиндровым 16 клапанным мотором YAMAHA F115BETL Дистанционное управление, с рулем и реверс-редуктором. Длина судна – 5,5 м. Ширина – 2,2 м. Высота борта 1.6 м. Пассажировместимость 6 человек. Судно предоставлено компанией YAMAHA в рамках сотрудничества и используется для учебных целей на курсах ГИМС и IYT.

права на лодку

гудзовский ястреб

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - ПРАКТИЧЕСКИЕ КУРСЫ ГИМС

Стоимость практического обучения по программе ГИМС зависит от выбранного типа судна и в настоящее время составляет:

  1. Моторное судно (1 час/1 курсант+1инструктор) - 3500 руб.
  2. Гидроцикл (1 час) -4500 руб.
  3. Парусная яхта (2 часа) -3500 руб.
  4. Моторная яхта (1 час) - 8000 руб.
  5. Судно на воздушной подушке (аэролодка, СВП) (30 мин) - 3500 руб.
  6. Практика шлюзования (2-3 часа) - 9000 руб.

Видео с практического занятия по программе ГИМС:

Специализированный центр по обучению судоводителей маломерных судов (ГИМС), яхтенных капитанов (IYT), обучению капитанов-механиков судов внутреннего плавания (РАМБ) и морскому праву. Очное обучение круглогодично, ежемесячно, в вечерних, дневных, субботних и воскресных группах в различных районах Москвы и Подмосковья, а также дистанционное обучение – по всем регионам России. Государственная лицензия Центра Морского Права

Лишь на некоторые виды плавательных средств не нужны права. Моторными лодками, гидроциклами, катерами, яхтами чаще всего нельзя управлять без удостоверения судоводителя. По новым правилам за данное нарушение грозит крупный штраф, а также изъятие ТС до тех пор, пока причина не будет устранена. Права на водный транспорт возможно получить после учебы и прохождения аттестации. Выдача документов производится в ГИМС.

Процесс получения документа

Наверняка все знают, что получение прав на машину невозможно без учебы в автошколе, после которой сдаются экзамены. С водными правами точно также — сначала изучение теории, прохождение практики и аттестация. Только принимает экзамены, выдает документ подразделение ГИМС МЧС РФ.

Теоретические знания

Изучение теоретической части с помощью компьютерных программ, макетов, тестов позволяет будущим судоводителям усвоить все необходимые дисциплины за короткий срок. Теория должна преподаваться согласно утвержденной программе. При получении удостоверения на право управления маломерными суднами изучается:

  • сигнализация;
  • система МАМС;
  • радиосвязь;
  • гидрометеорология;
  • устройство водного транспорта;
  • классификация судов;
  • знаки на воде;
  • правила стоянки.

Это лишь часть того, что изучает человек, мечтающий о путешествиях по воде. Обучение завершается тестированием по билетам. Количество вопросов зависит от категории. Для района плавания МП следует выучить двадцать билетов, в каждом из них десять вопросов. Ответить правильно нужно минимум на 8. На гидроцикл всего 10 билетов, в которых по 8 заданий.

Практические знания

Во время практики ученику необходимо научиться управлять маломерным судном. Отрабатывается швартовка, шлюзование, буксировка, спуск и подъем, посадка и высадка пассажиров. Нужно также уметь читать морские карты и общаться по рации, знать правила расхождения со встречными плавсредствами, прокладывать маршрут и многое другое.

Практические занятия проходят иногда на реальных ТС, но чаще на тренажерах. Если теорию преподают весь год, то с практикой могут возникнуть трудности в холодное время года. Рекомендуется проходить обучение весной, летом или осенью.

Какие документы требуются

Для того чтобы получить разрешение, необходимо написать заявление в инспекции. Кроме того, следует пройти тестирование в обучающем центре, и предоставить диплом о завершении курсов. Для получения допуска нужно подготовить следующие документы:

  • личная карточка (заполняется в инспекции);
  • копия сертификата о завершении курсов;
  • паспорт, а также ксерокопия главной страницы и прописки;
  • справка о прохождении медицинской комиссии;
  • квитанция или чек, подтверждающий оплату госпошлины;
  • три фотографии.

Разрешение дает инспектор подразделения ГИМС, после чего кандидату назначается дата и время экзаменационных испытаний. В случае отказа пакет бумаг возвращается с указанием причины.

Размер госпошлины

Предварительно надо оплатить госпошлину, размер которой составляет 800 рублей за выдачу водительских прав. Замена обходится чуть дешевле — 650 рублей. Водный транспорт с мотором подлежит постановке на учет в ГИМС, иначе владельца оштрафуют.

Сколько стоят права на лодку с мотором

Стоимость обучения зависит от выбранной категории и района плавания. Удостоверение судоводителя моторки ВП и ВВП в школах Новопеределкино обойдется в 12-15 тысяч рублей. Курсы на лодку и гидроцикл начинаются от 14 000 рублей. В цену уже входит теория и 1 практическое занятия. Сколько стоят права на лодку или катер с мотором при индивидуальном обучении? Они обойдутся дороже практически в 2 раза — 25-28 тысяч рублей.

Возможно пройти курс дистанционно (цена на него примерно 6000 тысяч рублей), но сдать экзамены без практики трудно. За практические уроки на лодочные права придется заплатить от 2000 рублей за три часа.


Типы маломерных судов

Маломерным судном называют не только лодку или катер. Данный термин относится и к гидроциклам, моторным, парусным судам. Управлять ими без корочек нельзя, кроме того, они подлежат регистрации в инспекции. Их подразделяют на разряды:

  1. Первый разряд. К нему относят личные водные маломерные судна, например, скутера и гидроциклы.
  2. Второй разряд. Это катера и лодки с моторами (навесными и несъемными), обладающие мощностью от 5 лошадиных сил. Парусные яхты подразделяют на 4 подвида по размерам: до 12, до 22, до 60 и более 60 м2.

Разрешенные районы плавания

Права на лодку, выданные в инспекции, действуют исключительно на территории России. В удостоверении указывается не только открытая категория, но и разрешенный район плавания. Обозначаются они первыми буквами названия: ВП, ВВП и МП.

Получить можно как один разрешенный район, так и сразу все. Во втором случае нужно будет изучить дополнительные билеты. Надо учесть, что стоимость подготовки увеличится на несколько тысяч рублей.

Воды, на которые распространяются данные права

Правила распространяются на внутренние пути (в документе указывается ВП) —это реки, озера, где нет знаков приоритета судоводителей. Они действуют и на внутренних водных путях (сокращенно ВВП), к которым относятся различные водоемы на территории РФ с действующими правилами речного судоходства (ярким примером служит Волга или реки города Москвы). Морские пути (МП) — внутренние и внешние моря, а также некоторые водоемы. Байкал, Ладожское и Онежское озеро не являются морями, но судоходство осуществляется по морским правилам.

Какой техникой Вы пользуетесь?

Штрафы за различные нарушения и ответственность водителей

Водители обязаны управлять катерами, лодками, гидроциклами по правилам судоходства. Наказания за нарушения прописаны в КоАП РФ. К примеру, за вождение без прав в 2019 году грозит штраф до двух тысяч рублей. Административный штраф будет наложен на капитана, если он передал ТС лицу, которое не имеет документов. Кроме того, инспектор вправе арестовать моторку и поместить на специализированную стоянку.

За отсутствие регистрации на транспортное средство штраф выписывается в размере двух тысяч рублей. Как и в прошлом случае, мотолодка задерживается и помещается на штрафстоянку до устранения нарушения. Кстати говоря, за пребывание маломерного судна на ней тоже придется заплатить.

Управление в нетрезвом виде приведет к штрафу до 2000 рублей или лишению удостоверения на срок до двух лет. Водный транспорт также задерживается и помещается на стоянку. Отказ от медицинского освидетельствования наказывается штрафом до полутора тысяч рублей. Человек может быть лишен прав на срок от 12 до 24 месяцев. Мотолодка обязательно помещается на штрафную стоянку.

Типы судов, на которые распространяются данные права

Правила распространяются на все маломерные судна (что относится к данному термину уже описано ранее, не стоит путать с плавсредствами!). Удостоверение судоводителя дает право управлять только тем видом, которое указано в документе. На водные транспортные средства особой конструкции (подводная лодка, аэробот) данные правила тоже распространяются.

Образец удостоверения на право управления маломерным судном нового образца

Несколько лет назад права ГИМС изменили, удостоверение нового образца кардинально отличается от старого. Главная страница содержит наименование документа, персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения), кем и когда выданы корочки, а также срок действия. Что изменилось:

В целом это все изменения. Заверяются права ГИМС на маломерное моторное судно (лодку, катер и гидроцикл) подписью должного лица и печатью. На обратной стороне указана открытая категория и районы плавания. Документ имеет специальный штрих-код, по которому инспектор осуществляет проверку.

Удостоверение судоводителя должен иметь при себе каждый, кто управляет маломерным судном. Если его нет, то владельцу грозит штраф и даже изъятие водного транспорта. Выдается документ в ГИМС после прохождения экзаменационных испытаний.

Отлично, если вы решили купить лодку. Но при управлении определенных видов плавсредств требуется иметь документ, разрешающий ими управлять. Читайте нашу статью, и вы узнаете, как получить права на лодку.

Как получить права на моторную лодку

Теория и практика


Изучение теории обязательно. Она включает освоение знаний по:

Сигнализации и радиосвязи;

Системам МАМС и гидрометеорологии;

Особенностям устройства плавсредства;

Правилам стоянки, знакам на воде.

Как правило, обучение проходит по утвержденной программе. Обучающиеся слушают лекции, делаю конспекты, учат специализированные материалы. Изучение завершается экзаменом, при прохождении которого экзаменующийся отвечает по билету с содержащимися в нем вопросами.

Помимо теоретических, необходимо получить практические знания. На практике обучающийся учится управлять плавсредством.

Отрабатываются все навыки вождения, особенности эксплуатации маломерных судов того или иного типа. Придется научиться разбираться во всем, что нужно для грамотного управления лодкой в обычных и непростых условиях. Но, если в случае с автомобилем, соответствующие навыки отрабатываются на реальной машине, то будущие судоводители учатся управлять плавсредством чаще на тренажерах.

По отзывам тех, кто уже прошел обучение, можно делать очевидный вывод – права на лодку получить не так просто, как кажется на первый взгляд. Для многих самым трудным этапом было выполнение практических упражнений. По их мнению, управлять маломерным судном сложнее, чем управлять автомобилем.

При ГИМС существуют школы, в которых проходит обучение будущих судоводителей. Но можно обучиться и в других учебных заведениях, имеющих право проводить подобное обучение и выдавать по его завершению документ, подтверждающий успешное прохождение теоретического и практического курсов. Проблема заключается часто в том, что пройти соответствующие курсы не так просто, так как мест для их прохождения намного меньше, чем тех же автомобильных школ. К тому же курсы могут занять немало времени.

Как получить права на лодку – какие документы потребуются


Как получить права на лодку в СПб или в другом городе России? Необходимо обратиться в подразделение ГИМС. Нужно подать соответствующее заявление с приложением следующих документов:

Удостоверение личности. Как правило, это паспорт;

Результаты медосвидетельствования, подтверждающих допуск к управлению лодкой;

Документ об уплате госпошлины;

Копия свидетельства о прохождении теории, практики;

После этого нужно пройти тестирование на знание теоретических и практических навыков. При проверке овладения теорией будущему судоводителю предлагается ответить на несколько вопросов. На экзамене по проверке практических навыков нужно выполнить несколько заданий. При успешном прохождении тестирования ГИМС выдает аттестат. Этот документ - основание для получения удостоверения, которое разрешает заявителю управлять судном, к примеру, с мотором 15 л.с.

Сколько стоит получить права

Стоимость обучения разнится. На цену влияет место проведения курсов. Речь идет не только о регионе, но и о виде учебного заведения. Кроме того, стоимость будет разной, в зависимости от категории, а также районе плавания. В среднем, цена составит примерно 13-15 тысяч рублей для желающих управлять моторной небольшой лодкой. Дороже стоят курсы по управлению более крупным водным транспортом. К этой сумме нужно добавить стоимость практики. Цена 1 часа может составить примерно 2000 рублей и более.

Что касается государственной пошлины, которая взимается за выдачу удостоверения, разрешающего управлять плавсредством, то с каждым годом ее размер меняется. По последним данным она составила 1300 рублей. Ее оплата – обязательный этап процесса получения прав на лодку. Если не предоставить документ, который это подтверждает, то удостоверение ГИМС не будет выдано.

Где получить права на лодку

Обращение в ГИМС считается самым надежным способом. Кроме того, по срокам процесс займет намного меньше времени. Сдача экзамена будет назначена быстрее. И сам документ, разрешающий управление лодкой, можно будет получить в кратчайший срок.

Вывод

Итак, мы рассказали, как получить права на моторную лодку, где это можно сделать. Из нашей статьи вы узнали, что необходимо предпринять, чтобы в ГИМС выдали удостоверение, разрешающее управлять плавсредством. Важно заметить, что при его отсутствии можно столкнуться с большими проблемами. Конечно, речь идет про ситуации, когда такое удостоверение обязан иметь судоводитель, о чем мы написали выше. Штрафы за неправомерное вождение лодки сегодня достаточно высоки. Кстати, они были значительно увеличены сравнительно недавно – в 2019 году путем внесения дополнений в КоАП. Теперь наказание за такое правонарушение составит от 10 000 до 15 000 рублей.

Если нет желания наносить ущерб своему бюджету и оплачивать штрафы, то лучше ознакомиться с информацией о том, как и где получить права на моторную лодку.

После этого стоит пройти обучение, сдать экзамены, после чего получить удостоверение. Этот процесс нужен не только для того, чтобы иметь законное право на вождение и не сталкиваться с проблемами в виде штрафов. Знание теории, практики по управлению лодкой позволит исключить развитие опасных ситуаций, что часто случается именно тогда, когда отсутствуют ценные навыки, полученные в период обучения.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Права на маломерные суда

В соответствии с частью 3 ст.7 Кодекса торгового мореплавания РФ маломерными являются прогулочные судна, длина которых составляет до 20 метров при мощности мотора не более 55кВт и вмещающие не более 12 пассажиров, водные мотоциклы с подвесным мотором мощностью свыше 3,68 кВт.

Владельцы плавучих средств, вес которых составляет не более 200 кг при мощности мотора не более 8 кВт, вправе не регистрировать свои маломерные судна.

Удостоверение, дающее право на управление маломерными суднами, можно получить только по итогам прохождения аттестации и сдачи экзаменов (Приказ МЧС России №262 от 27 мая 2014 г. об утверждении Правил аттестации на управление маломерными суднами).

Порядок получения прав на маломерные судна

Действующее законодательство РФ предусматривает определенный порядок для оформления прав на маломерные судна.

Требования к кандидатам:

  1. возраст претендента на получения удостоверения – не менее 18 лет;
  2. наличие медицинской справки, выданной по форме медицинского учреждения, признающей претендента годным к управлению маломерным судном по состоянию здоровья;
  3. документ, подтверждающий прохождение курса теоретической и практической подготовки в рамках стандартной программы.

Экзаменационные испытания претендентов на получение прав на маломерные суда проводятся аттестационной комиссией, находящиеся в ведомстве региональных инспекций по маломерным суднам при МЧС РФ. В состав комиссии должны быть включены не менее 3-х человек, обладающих высшим или средне-специальным образованием, а также иметь статус аттестованных специалистов водного транспорта.

Допуск к экзаменам:

Для того, чтобы получить допуск к аттестационным испытаниям, претенденту необходимо предоставить:

  1. заявление на бланке личной карточки;
  2. медицинская справка соответствующего образца;
  3. копия документа, подтверждающая прохождение курса обучения по судоводительской специальности;
  4. оригинал паспорта претендента на получение прав на маломерные судна;
  5. 2 фотографии.

Уполномоченные органы принимают решение о допуске кандидата в судоводители и назначают: время заседания комиссии, дату проведения и место сдачи экзаменационных испытаний.

Важно! Решение об отказе в допуске к аттестационным экзаменам на права на управление маломерными судами должно иметь письменные основания, указанные в личной карточке кандидата.

Несогласие претендента на получение прав на маломерные суда может быть оспорено путем подачи соответствующего заявления, по результатам рассмотрения которого принимается решение в течение 5 дней.

Проведение аттестационных испытаний.

Порядок проведения экзаменов на получение прав на маломерные суда соответствует зачетной системе. Претендент, не ответивший правильно на 2 и более вопросов в билете, считается не прошедшим аттестацию. Пересдача экзамена возможна не ранее, чем через 7 дней.

Кандидатам, успешно прошедшим испытания и предоставившим все необходимые документы, выдается на руки судоводительское удостоверение соответствующего образца.

Важно! Срок действия судоводительского удостоверения, подтверждающего право на управление маломерным судном составляет 10 лет.

Ответственность за отсутствие права управления маломерными суднами

Действующее законодательство предусматривает административную ответственность за следующие виды нарушений:

  • за управление маломерным судном, не имея при себе удостоверения – предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст. 11.8.1 КоАП РФ);
  • за передачу управления маломерным судном лицу, также не имеющему при себе соответствующего документа – штраф 100 рублей (ч. 2 ст. 11.8.1 КоАП РФ);
  • за управление судном лицом, не имеющим права на управление маломерным судном – штраф от 1000 до 2000 рублей (ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ);
  • за передачу управления судном лицом, не имеющим права на управление маломерным судном – штраф от 1000 до 2000 рублей (ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ);
  • за управление маломерным судном судоводителем, не имеющего при себе оригинала или заверенной копии судового билета – предупреждение или административный штраф в размере 100 рублей.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП составление протокола об административном нарушении и вынесение штрафа за вышеназванные нарушения возложены на должностные лица органов государственной инспекции по маломерным судам, в частности:

  • Руководитель госинспекции по маломерным судам или его заместители.
  • Руководитель территориальных органов госинспекции по маломерным судам или его заместители.
  • Госинспектор по маломерным судам.
  • Руководители бассейновых госинспекций по маломерным судам или их заместители.

За вышеназванные нарушения маломерное судно не может быть изъято или отправлено на штрафстоянку. Законодательство предусматривает только составление протокола и административный штраф.

В случае установления факта управления маломерным судном в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, водное транспортное средство может быть задержано, его эксплуатация запрещена. Административное наказание в этом случае предусматривает (ст. 11.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях):

  1. штраф в размере от 1 500 до 2000 рублей,
  2. лишение права управления маломерным судном сроком от 1 до 2-х лет.

В случаях, если по вине судоводителя, находящегося в состоянии опьянения, пострадали люди, предусмотрена уголовная ответственность.

Как осуществляется замена прав на маломерное судно

В соответствии с Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 498 судоводительские удостоверения, выданные после 1 января 1999 г., имеют срок действия 10 лет, по истечении которого права на маломерные судна должны быть заменены.

Замена прав на маломерное судно осуществляется органами ГИМС, без сдачи аттестационных экзаменов и проверки практических навыков (п. 3.13 Правил аттестации на управление маломерными суднами). Взамен удостоверения в связи с окончанием срока действия судоводителю выдаются права нового образца, в которых также отмечены типы судов, которыми разрешено управлять судоводителю, а также разрешенные районы плавания.

Уплата госпошлины за получение нового судоводительского удостоверения в связи с окончанием срока действия или выдачи дубликата в связи с утерей данного документа, производится в размере, установленном ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п 3.14 Правил замена прав на маломерное судно производится при предоставлении следующих документов:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность судоводителя;
  • заявление о необходимости замены прав в связи с истечением срока действия;
  • удостоверение, утратившее свое действие;
  • личная карточка судоводителя, подтверждающая прохождение им курса теоретического и практического обучения (по требованию);
  • медицинская справка.

Замена прав на маломерное судно в связи с утратой документа или приходом его в негодное состояние осуществляется на основе изъятия остатков непригодного удостоверения (п. 3.15 Правил).

Для хождения в море, как и для вождения автомобиля, нужны права, правда получить их чуть сложнее, чем автомобильные. О том, через что нужно пройти, чтобы получить права судоводителя, какие инстанции нужно посетить и какие документы собрать - в материале Корабел.ру.


маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

Государственный надзор за маломерными судами, местами их стоянок и использованием маломерных судов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), подведомственная Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Подразделения ГИМС располагаются в восьми федеральных округах России - Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном, Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном; в каждом из округов центры ГИМС распределены по областям, республикам, краям, автономным округам и городам Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю.

Для граждан, желающих владеть и пользоваться маломерными судами, среди перечня функций ГИМС наиболее интересны следующие пункты:

Нужно уточнить, что права ГИМС могут быть использованы только для "любителей" водного транспорта, "профессионалы" (те, кто работает в этой сфере) аттестуются в другой организации – в Минтрансе.

Итак, в общем случае перед экзаменом необходимо пройти теоретическую и практическую подготовку. Такую подготовку (для "любителей") обычно проводят различные профильные школы, которых много. В зависимости от вида судна (моторное, парусное судно, гидроцикл, судно особой конструкции) и предполагаемого района плавания (внутренние воды РФ, внутренние водные пути РФ, внутренние морские воды и территориальное море РФ, морские прибрежные воды до 20 миль от берега) курс обучения продолжается несколько недель или месяцев. Однако в нашем случае у соискателя подготовка и опыт уже имелись, даже шкиперская лицензия ISSA (International Sail School Association), права яхтенного капитана (иностранного государства) и документальное подтверждение пройденных под парусом 20 тысяч миль.



Для начала делаю телефонный звонок на Пеньковую – можно ли сдать экзамен экстерном, если подготовка есть? Пожалуйста, говорят. Отлично, можно начинать.


Медицинскую справку для ГИМС можно получить в обычной медкомиссии для водителей – с пометкой "для управления маломерным судном". Справка обошлась в 2 тысячи рублей.


Во-первых, почему Госуслуги думали над таким ответом четверо суток? Во-вторых, как быть тем, кто по обыкновению в понедельник и среду с 10 до 12 на работе? Почему всё же нельзя подобное заявление подать через Госуслуги?

Но пошлину через Госуслуги приняли.

Для ускорения прохождения формальностей решаю заполнить заявление дома. Где взять информацию? Конечно же на сайте ГИМС! Заходим на сайт Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, раздел "Деятельность", подраздел "Государственные услуги", "Аттестация судоводителей, регистрация судов, классификация и освидетельствование". Внизу страницы ссылки, в разделе "Аттестация судоводителей" есть бланки заявлений.

В разделе "Аттестация судоводителей" на основном сайте МЧС России находим вопросы для аттестации, форму бланка заявления, нормативно-правовую базу ГИМС, информацию о списке документов и даже перечень уполномоченных на проведение аттестации подразделений ГИМС. Всё что нужно.

Скачиваем форму бланка заявления "Личная карточка судоводителя…", заполняем.

Теперь нужно решить вопрос с подачей заявления – в рабочее время это сделать сложновато. Придётся задействовать членов семьи. Написал доверенность от физического лица на совершение соответствующих действий, по закону нотариально заверять такую доверенность не требуется.

Супруга едет в обозначенное время подавать заявление от моего имени.

И в приёме заявления отказывают. Как это так, говорит служащая, по доверенности? Мы так не принимаем! Нужна нотариально заверенная доверенность, а на этой нет печати.

Как это не принимаете?! Это же не суд, не регистрация и не сделка с недвижимостью… Где начальство? Начальства нету, будет позже. По телефону позвонить начальству и выяснить этот вопрос никак невозможно.


Удостоверение на право управления судоводитель получает после прохождения соответствующего обучения и прохождения аттестации в органах ГИМС, которая включает теоретический и практический экзамены. Теория сдается на компьютере, практика — на водоеме, причем на том типе судна, которым хочет управлять судоводитель. В случае успешного прохождения аттестации судоводитель получает удостоверение на право управления, в котором указываются те типы судов, которыми он может управлять.

На самом деле теория сдаётся не на компьютере, а на бумаге.



Но, позвольте, у меня есть государственная! Вот, пожалуйста – диплом яхтенного капитана (одного из государств бывшего СССР), с правом управления парусным судном до 30 метров длинны, площадь парусности не ограничена, мощность двигателя до 150 л.с. . После ознакомления инспектор спросил: "Почему вы сразу не предоставили этот документ?"

Как это не предоставил?! Копию этого документа я приложил к заявлению 21 мая на Госуслугах…



Экзамен на моторке - отход от причала, манёвры на воде, выполнение команд инструктора, швартовка. Тест сдан.

Раз нужен перевод, делаем перевод. В тот же день, 30 июня, делаю перевод, на всякий случай нотариально заверенный. Правда оказалось, что перевод этот можно использовать только после завершения процедуры аттестации – нужно подать новое заявление на снятие ограничений по площади парусности яхты. На начальном этапе выдаются права с разрешённой площадью парусов до 22 кв. м.

Когда возвращается "своя" парусная яхта, отпрашиваюсь на работе и в среду, без четверти десять, швартуемся у причала на Южной дороге. Однако оказывается, что инспектор, который может принять экзамен по парусу, в отпуске, и заменить его совершенно некем. Никаких предупреждений и объявлений по этому поводу нигде не было, и получается, что время опять потрачено зря. Приходите через две недели.

Через две недели на всякий случай звоню на Пеньковую – записаться не надо ли? Да нет, просто приходите к 10 утра и всё… Опять договариваюсь по поводу яхты, отпрашиваюсь с работы, и в среду, 28 июля, отправляюсь на испытание.




5 августа, очередной раз отпросившись с работы, приезжаю пораньше к зданию из красного кирпича на Пеньковой. Приём с 10 утра, а в 9-15 передо мной уже четверо. В очереди можно и поговорить. Рассказы довольно грустные - кто-то приходил заменить права ещё в апреле, и не оказалось бланков. Процедура замены прав занимает 21 день (пешком в Москву носят?), а до мая (вне сезона навигации) документы вообще не принимают. Кто-то переписывал заявление три раза, а у капитана дальнего плавания не подошла справка из медицинской комиссии.

У окошка выдачи сообщают: "Ваши права не готовы! Приезжайте в понедельник."


В итоге для получения прав потребовалось почти три месяца - с 21 мая по 12 августа, без учёта возможного обучения.

Можно сказать - хотелось бы видеть организацию этого процесса несколько иначе.

Очевидно, что служащие региональных центров ГИМС не определяют "политику" учреждения, и явно необходимые изменения должны быть инициированы сверху, министерством. Вообще работа инспекторов на местах довольно сложная - люди порой на аттестацию приходят совершенно неподготовленные, нервничают, задают бестолковые вопросы. При этом общение инспекторов достаточно вежливое и корректное.

Но множество вопросов были бы сняты, будь на интернет-ресурсах МЧС более организованная и подробная информация. Загрузку сотрудников и очереди можно значительно уменьшить, как сделано, например, при выдаче автомобильных прав - организовать действующую, а не фиктивную подачу заявлений через Госуслуги, сократить ненужные на сегодняшний день бюрократические формальности. Организовать возможность сдачи экзаменов и получение документов в более удобное для людей время, возможность получения документов по почте или курьером, СМС-уведомления о готовности. Сделать единую компрьютерную программу аттестации, с учётом региональных особенностей, разместить тренажёр этой программы на сайтах ГИМС. Ведь есть на сайтах частных школ подобные тренажёры.

Читайте также: