Ми 8 вертолет список воздушных судов

Обновлено: 14.05.2024

Я никогда не летал на вертолете, более того, я не очень понимал эстетику винтокрылых машин, отдавая предпочтение самолетам. Но впервые ощутив, что такое вертолет в действии, я полностью изменил свое мнение. Может это сложно описать словами, но степень свободы и маневренности в разы больше, а с точки зрения пилота - управление этой машиной намного сложнее.
Вертолет Ми-8 разработан в СССР в начале 60-х годов. До настоящего времени выпущено уже более 12тыс машин и этот вертолет является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых в истории авиации! Это советская разработка, но летает он на всех континентах планеты. От рейсовых гражданских направлений на крайнем севере до миссий ООН в Африке и на Ближнем Востоке, от заданий спасения МЧС до военных спецопераций. Теоретически вертолет может достичь уровня восьмитысчников, на Ми-8МТ даже установлен мировой рекорд: за 14 минут 09 секунд поднялся на высоту 8100 метров!

Сегодня я приглашаю вас на борт Ми-8, ведь даже салоны пассажирской и грузо-пассажирской модификации могут быть кардинально разными!

История создания:

К концу 1950-х годов в составе ВВС Советского Союза насчитывалось уже несколько вертолётных дивизий. Стоявший на вооружении многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или же принять на борт 8 носилок, одно орудие или автомобиль. Военные были довольны этой машиной, однако её конструктор считал, что настало время машин с газотурбинными двигателями.

В 1964 году, после отстранения Хрущёва, командование ВВС не стало принимать на вооружение Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для апробации. Однако Ми-8 был высоко оценён Министерством Гражданской Авиации, сделавшим заказ на массовую серию. И вскоре после этого винтокрылую машину ожидал небывалый триумф.

В июне 1965 года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну из самых представительных экспозиций. Вертолёты КБ Миля Ми-8, Ми-6 и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже руководство военного командования СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолёт, летающий командный пункт, постановщик мин.

19 мая 2010 года в Конотопе прошли лётные испытания вертолёта Ми-8МТВ с двигателями новейшей модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Был установлен мировой рекорд, когда вертолёт за 14 минут 09 секунд поднялся на высоту 8100 метров. При этом максимальная мощность двигателя — 2000 л. с. поддерживалась в течение 30 минут. Показанные характеристики позволят многоцелевому вертолёту Ми-8 уверенно летать в горах на самых предельных высотах.

В России самым крупным эксплуатантом вертолетов Ми-8 является авиакомпания ЮТэйр, она же является крупнейшим в России оператором вертолетных перевозок. В парке авиакомпании находится более 220 вертолетов Ми-8 разных модификаций! Стоимость Ми-8 - от 14-17 миллионов долларов, а стоимость вертолето/часа - 80-100 тыс. рублей;

Это грузо-пассажирский вариант. Здесь посадка пассажиров (22-24 человека) осуществляется на боковые или откидные сидения. В салоне во время полета шумно, поэтому обязательно нужно надеть наушники:

А это пассажирский салон на 28 мест, здесь есть звуко и теплоизоляция, поэтому наушники не нужны:

А какие иллюминаторы! Почти как в А380!

Экипаж состоит из трех человек:

Какой все-таки большой уровень обзора в кабине, если сравнивать с кабиной в самолете.

Река Обь в Сургуте:

Подлетаем к аэропорту Сургут:

Стоянка Ми-26, самого большого в мире серийно производимого вертолета:

А это вертолет иностранного производства во флоте ЮТэйр - Eurocopter AS350В3 – легкий однодвигательный вертолет. Эта быстрая и комфортабельная машина идеально подходит для использования в корпоративных целях, а также для выполнения аэровизуальных полетов, мониторинга трубопроводов, ЛЭП и пр. Вертолет может подниматься с полной коммерческой загрузкой на высоту 7010 м и адаптирован для полетов в экстремальных условиях, в т.ч. в высокогорной местности и жарком климате.

…и много знакомых лиц :)

Но это еще не все…

В следующий раз я расскажу о том, как делают капитальный ремонт вертолета и как часто нужно проводить обслуживание, мы побываем в гостях у ЮТэйр-инжиниринг в Тюмени:

А также отдельный репортаж о том, что нужно, чтобы стать пилотом вертолета. Среди них есть даже женщины!

Благодарю пресс-службу авиакомпании "UTair" и лично Лену Галанову!
Авиакомпания продуктивно сотрудничает с ЖЖ, блогерами и споттерами, и не только в Москве, а и во всех городах маршрутной сети компании.

Другие мои репортажи на авиационную тематику смотрите по тегу aviation

История возникновения Ми-8

Вертолёт МИ-8

Замена поршневого мотора двумя турбинами обещала не только повысить эксплуатационные качества, но и рационализировать компоновку вертолёта.

В те годы и американские фирмы отказывались от поршневых моторов, заменяя их газотурбинными. Силовой установкой многих поршневых вертолётов (и Ми-4 в том числе) обычно служили громоздкие звездообразные моторы, занимавшие всю носовую часть фюзеляжа. Такое размещение вынуждало выносить пилотскую кабину наверх, а пространство грузовой кабины занимать приводными валами.

Рассматривались пассажирское, военно-транспортное и вооружённое исполнения.

Первый В-8, взлетевший летом 1961 года, были именно пассажирским, с комфортабельным салоном на 18 человек. Правда, прототип был одномоторным. Разработка двухмоторного В-8А стартовала позже и полетел он только в 1962 году.

Следующими опытными машинами стали военный транспорт для 20 десантников, оснащённый установкой для крупнокалиберного пулемёта, и вертолёт для правительственных перевозок. Пятый прототип стал эталонным образцом, и в 1965 году началось серийное производство Ми-8.

Конструкция и устройство

Вертолёт Ми-8 построен по классической одновинтовой схеме. Фюзеляж вертолёта цельнометаллический, обшивка его гладкая, работающая. В носовой части фюзеляжа – кабина управления с местами для пилотов и лётного техника. В центральной части – грузовой отсек (либо пассажирская кабина, в зависимости от исполнения). Третью часть фюзеляжа представляют собой хвостовая и концевая балки.

Первые Ми-8 оснащались газотурбинными двигателями ТВ2-117 номинальной мощностью в 1000 л.с. каждый.

В 1967 году на амфибийном варианте Ми-14 началась отработка совершенно новых моторов – ТВ3-117.

Вертолёт Ми-8МТ с новыми моторами пошёл в производство в 1977 году. Также на нём появилась вспомогательная силовая установка – небольшая газовая турбина, предназначенная для раскрутки роторов основной силовой установки при пуске. Предыдущие модели запускались либо от батарей, либо от внешнего стартёра. При отказе одного из двигателей, второй автоматически выходит на режим повышенной мощности, позволяя завершить полёт.

Турбины Ми-8 вращают винты через трансмиссию из трёх редукторов – главного, промежуточного и хвостового. Несущий винт первоначально был аналогичен винту Ми-4 – цельнометаллический, с четырьмя лопастями. В ходе испытаний его заменили, количество лопастей довели до пяти. Шасси колёсное, неубирающееся. Носовое колесо самоориентирующееся. На опытных образцах вертолётов имелись обтекатели колёс, но на серийных машинах от них отказались.

Двигатель МИ-8

Топливные баки наружные, подвешенные по бортам. Емкость левого бака – 1154 литра, правого, несмотря на внешне более длинный обтекатель – 1044 литра. Объясняется это тем, что под обтекателем правого бака размещён керосиновый отопитель кабин. В грузовом отсеке можно устанавливать до двух дополнительных баков, емкостью по 915 литров каждый. Начиная с модели Ми-8 МТВ, топливные баки выполняются протектированными.

Вертолёты оснащались автопилотом типа АП-34Б. стабилизирующим машину по крену и тангажу (в случае необходимости – и по направлению и высоте). Имеется противопожарная система, позволяющая тушить огонь как в двигателях и ВСУ, так и в керосиновом обогревателе. Гидравлическая система дублированная, питает усилители системы управления.

Модификации вертолёта

На экспорт новые вертолёты продавались, как Ми-171, а доработанная модель для внутреннего рынка стала известна, как Ми-8 АМТ.

Ми-8МСБ

Каждое поколение Ми-8 имело в составе и медицинские модификации, от Ми-8МБ до Ми-171ВА. Ряд вариантов проектировался для поставок конкретному заказчику. Заслуживает упоминания и Ми-8ВСМ – постановщик противопехотных мин. А под названием Ми-9 скрывается летающий командный пункт для командиров дивизий.

Вооружение

По огневой мощи Ми-8ТВ едва ли уступал специализированному штурмовику Ми-24, но вот по защищённости сравниться с ним не мог.

Хотя кабина лётчиков дополнительно защищалась бронёй толщиной до 8 мм. Явным недостатком вертолёта стал его возросший вес. Полностью загруженная оружием и десантниками машина с трудом взлетала, дальность полёта снизилась.

Ми-8 вооружение

В ходе войны в Афганистане ракеты калибра 57мм заменили на более мощные аналоги С-8 калибра 80мм. Арсенал пополнился подвесными контейнерами с автоматическими гранатомётами калибра 30мм или 23мм пушками.

Летно-технические характеристики

Ми-8 АМТS-92AS.532
Длина, м25,320,819,5
Взлётная масса, т11,1129,3
Максимальная скорость, км/ч250283278
Крейсерская скорость, км/ч230257257
Потолок, м630045754100
Дальность полёта (практическая), км570999618

Итак, Ми-8 крупнее по размерам, имеет больший потолок (а более поздняя модификация в 2013 году поднялась на предельную высоту в 9 км), но имеет меньшую дальность полёта. Впрочем, на него могут устанавливаться дополнительные баки.

Ми-8МТ фото

Интересные факты

Зато в 21 веке зарубежные и российские заказы на пассажирские вертолёты сильно помогли заводам.


Тип:

Время:

Производитель:

Масса (кг):

5 726 - 7 550 кг (пустой)
11 100 - 11 878 кг (нормальная взлётная)
12 000 - 13 000 кг (максимальная взлётная)

Длина (м):

Высота (м):

Двигатели:

Скорость:

Потолок:

Дальность полёта:

Экипаж:

Пользователи:

Ми-8 или Hip — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач.

Содержание

История

Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение Конструкция

Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта — шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта — совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Трансмиссия вертолёта Ми-8 аналогична вертолёту Ми-4. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеены 24 отсека (на некоторых версиях 23) с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующих профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. Ми-8 оборудован электрической противообледенительной системой лопастей, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах, и питается переменным напряжением 208 вольт. При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин-1, рулевой — 1445 мин-1. В системе управления вертолётом используются гидроусилители — три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом.

Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом имеется хвостовая опора. Система внешней подвески вертолёта позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг. Ми-8 оборудован четырёхканальным автопилотом АП-34, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и направления, а также высоты полёта (±50м). В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки на 24 места. Для поддержания комфортной температуры в кабине экипажа и грузовой кабине, вертолёт оборудован системой обогрева, используется керосиновый обогреватель КО-50, и вентиляцией. Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток в простых и в сложных метеоусловиях.

Вертолёты различных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования. Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т) оснащены двумя двигателями ТВ2-117 мощностью 1500 лс, с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При запуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя — от стартёр-генератора уже запущенного двигателя, и трех аккумуляторов. При работающих двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в пилотской кабине под этажерками электро и радиооборудования, по два с каждой стороны, остальные два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3000 м, при этом отдают ток 600 - 800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.

Трёхфазное напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный), однофазный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол — установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2, питающий радио- и навигационное оборудование, а от него — трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 — питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.

Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (2250 лс) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В, стартёр-генератор СТГ-3 которой может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут. Основная система электроснабжения напряжением 208 В частотой 400 Гц питается от двух генераторов СГС-40ПУ, стоящих на главном редукторе. В системе 27 В для запуска ВСУ и аварийного питания установлены две аккумуляторных батареи 12САМ-28, для основного питания при работающих двигателях — три выпрямительных устройства ВУ-6А. От первого генератора питаются ВУ № 1, элементы обогрева винтов и трансформатор ТС310С04Б (мощностью 1 кВт) питания трёхфазной сети 36 В, от правого генератора — ВУ № 2 и № 3, обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей, трансформатор ТС/1-2.

При отказе генератора № 1 ТС310С04Б переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

Модификации

Транспортные

  • Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт для ВВС.
  • Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для Многоцелевые

Aviamix2015-25.jpg

  • Ми-8ТБ
  • Ми-8ТВ — аббр. от "Транспортный, вооружённый". Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Отличался установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M "Малютка", пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).
  • Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
  • Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
  • Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
  • Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
  • Ми-8МТВ-2
  • Ми-8МТВ-3
  • Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части ("дельфиний нос"). С конца 2013 года оснащается изделием БУР "Тест-1" взамен САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).
  • Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
  • Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.

  • Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р.
  • Воздушные командные пункты

  • Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
  • Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
  • Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
  • Ми-9Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.

Медицинские

  • Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
  • Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
  • Ми-17-1ВА "Амбулатория" — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.

Ударные

  • Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование "Терминатор". С конца 2011 года оснащается бортовым устройством регистрации "Тест-1" взамен САРПП-12. С конца 2013 года оснащается изделием БУР "Тест-1" с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых). Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищенные топливные баки. Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, ИК камера. Вооружение: С-8 ракеты в блоках, Атака (ПТУР).
  • Ми-8АМТШ-1 — модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

Операторы


Страны пользователи вертолёта Ми-8.

    Азербайджан — 13 Ми-8 и более 70 единиц Ми-17-1В , по состоянию на 2016 год. Алжир — 75 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год. Ангола — 27 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год. Аргентина — 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год. Армения — 10 Ми-8МТ и 2 Ми-9, по состоянию на 2016 год. Афганистан — 82 Ми-17 (30 из них использует воздушный спецназ), по состоянию на 2016 год. Бангладеш — 12 Ми-17, 2 Ми-17-1В и 2 Ми-171Ш по состоянию на 2016 год. В 2015 году заказаны 6 Ми-171Ш и 1 Ми-171Е. Беларусь — 8 Ми-8, 18 Ми-8МТВ-5, по состоянию на 2016 год. Болгария — 6 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Босния и Герцеговина — 8 Ми-8, 4 Ми-8МТВ и 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Буркина-Фасо — 1 Ми-8 и 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Бурунди — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год. Венесуэла:
      — 21 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год.
    • Национальная гвардия Венесуэлы — 5 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год.
      Джибути — 1 Ми-8Т и 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Демократическая Республика Конго — 2 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Замбия — 4 Ми-17, по состоянию на 2016 год. В 2015 году заключен контракт на поставку 5 Ми-17 для полиции. Египет — 40 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Индия — 30 Ми-8, 80 Ми-17/Ми-17-1В и 151 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год. Индонезия — 17 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год. Ирак — не менее 20 Ми-17/Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год. Иран — 25 Ми-171, по состоянию на 2016 год. Йемен — некоторое количество Ми-17, по состоянию на 2016 год. Казахстан — 20 Ми-17В5, 1 Ми-171 и некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2016 год. Камбоджа — 4 Ми-8 и 3 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Камерун — 2 Ми-17 по состоянию на 2016 год в 2013 году подписан договор на поставку партии Ми-17. Кения — 3 Ми-17 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год. Киргизия — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год.

    Ми-8Т в Кабуле во время Афганской войны

      Нагорно-Карабахская Республика — 5 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Намибия — 1 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Непал — 3 Ми-17-1В и 2 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год. Нигер — 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Нигерия — в 2012 году заключен контракт на поставку более 6 Ми-171Ш, в 2014 году заключен контракт на поставку 6 Ми-8/Ми-17, первые поставки должны были начаться в 2015 году[54] Никарагуа — 7 Ми-17 в небоеспособном состоянии и 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год. Пакистан:
        — более 39 Ми-17, 4 Ми-171 и 1 Ми-172, по состоянию на 2016 год.
      • Перу — 2 Ми-8, 17 Ми-17 и 11 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год. Выполняются поставки по контракту от 2013 года на 56 единиц Ми-171Ш, поставки начались в 2014 году. В 2010 закуплено 6 Ми-171Е и Ми-171Ш. Польша:
        • Сухопутные войска Польши — 7 Ми-8МТ, 3 Ми-17, 1 Ми-17АЕ, 5 Ми-17-1В и 7 Ми-8Т, по состоянию на 2016 год.
        • Воздушные силы Польши — 8 Ми-17 и 9 Ми-8, по состоянию на 2016 год.
        • Россия:
            — 304 Ми-8/Ми-8МТ/Ми-8МТШ/Ми-8МТВ-5, 20 Ми-8ППА и 7 Ми-8МТРП-1 по состоянию на 2016 год.
          • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 8 Ми-8, 4 Ми-8Т и 4 Ми-8МТ,1 Ми-8АМТШ-ВА по состоянию на 2016 год.
          • Войска национальной гвардии России — 60 единиц Ми-8, по состоянию на 2016 год.

            Таджикистан — 11 Ми-8/Ми-17ТМ, по состоянию на 2016 год. Таиланд — 3 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год. Туркмения — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Турция — 19 Ми-17, по состоянию на 2016 год. Уганда — 3 Ми-17 из них 1 в нерабочем состоянии и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год. Узбекистан — 52 Ми-8, по состоянию на 2016 год. Украина:
              — 30 Ми-8, по состоянию на 2016 год. — 30 Ми-8 и 4 Ми-9, по состоянию на 2016 год. — 7 Ми-8, по состоянию на 2016 год.
            • Южный Судан — 9 Ми-17 и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год.

            Бывшие

              Румыния — в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году — ещё 3 шт. Ми-17; в 1990-е годы для полиции закуплены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД). Россия (СССР) США — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2013 год. 21 поставлено и 12 шт Ми-17В5 заказано для миссий в Афганистане. Черногория — 1 Ми-8Т в нерабочем состоянии, по состоянию на 2013 год. Эстония — последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом. Сербия (Югославия) — 120 Ми-8Т поставлено в 1968—1982 годы.

            Боевое применение

            • Шестидневная война (1967) — по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
            • Эфиопо-сомалийская война (1977 - 1978)
            • Афганская война (1979 - 1989) — только советская 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны. В ходе войны был зафиксирован случай сбития Ми-8 из старой английской винтовки Ли-Энфилд ("бур").
            • Грузино-абхазская война (1992 - 1993)
            • Ирано-иракская война (1980 - 1988) — в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
            • Война Пакиша (1981) — потерян один перуанский Ми-8 (сбит огнём из винтовок FAL).
            • Карабахский конфликт
            • Первая чеченская война (1994 - 1996)
            • Эфиопо-эритрейская война (1998 - 2000)
            • Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) — российская армия потеряла не менее трёх Ми-8.
            • Каргильская война (1999)
            • Операция НАТО против Югославии (1999) В 1999 году сербский Ми-8 одержал воздушную победу, сбив из пулемёта разведывательный БПЛА. В 2000 году произошёл аналогичный случай.
            • Вторая чеченская война (1999)
            • Война в Афганистане (с 2001)
            • Иракская война
            • Операция Бутана против ассамского сопротивления (2003)
            • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
            • Гражданская война в Сирии (с 2011)
            • Вооруженный конфликт на востоке Украины (2014)

            Происшествия

            В общей сложности изготовлено более 12 000 вертолётов Ми-8, некоторое число которых было потеряно в ходе военных конфликтов. В частности, с начала конфликта в Чечне российские вооружённые силы потеряли по меньшей мере 31 машину.

            История вертолета МИ-8 началась еще в СССР. Впервые, он был разработан в начале 60 годов. Именно он является самым массовым двухдвигательным вертолетом, причем не только в России, но и во всем мире. Основная цель применения данной летательной машины – различные боевые и гражданские операции.

            Ведь именно благодаря своим техническим и летным характеристикам, данная летательная машина и заслужила свой авторитет среди многих ВВС мира. За счет богатого спектра возможностей использования данного вертолета, его серийный выпуск начался еще в далеком 1967 году. И, несмотря на богатую историю, на сегодняшний день его используют в полетах не менее активно. Причем, стоит отметить, что данный вертолет активно закупают на вооружение и зарубежные страны.

            Благодаря хорошим скоростным и техническим характеристикам сегодня очень активно проводят его конструкторские модификации. В совокупности с хорошей дальностью полета, модель МИ-8 является одной из самых приоритетных летательных машин для проведения ее дальнейших усовершенствований. Тем самым, МИ-8 определенно занимает почетное место в нашей авиационной промышленности.

            Модификации вертолета МИ-8

            За все годы истории, после выхода первого прототипа было выпущено множество различных модификации данной летательной машины. Причем, каждая из этих модификации предназначалась для выполнения определенных целей. Все возможные вариации моделей вертолетов снабжались самым разным оборудованием, в зависимости от целей применения. Все модели данного вертолета можно условно разделить на несколько типов:

            МИ-8

            Отдельно стоит отметить одну из самых новых модификации вертолета МИ-8, которую сконструировали буквально в конце прошлого года – МИ-8МТВ-5. Именно эта модификация изначально разрабатывалась с целью ведения боевых действий в самых различных климатических условиях. В отличии от старых моделей, здесь ввели возможность перевоза крупногабаритных грузов путем крепления на внешнюю подвеску вертолета. А благодаря своим боевым и скоростным характеристикам, у новой версии вертолета появилась возможность вести огневую поддержку для союзной пехоты. Причем, именно благодаря новейшему оборудованию, вовсе не обязательно вести огневую поддержку в дневных условиях.

            И если данная модель хорошо себя покажет в боевых условиях, то ее однозначно, примут на постоянное вооружение. А иметь столь надежную и эффективную технику, для любой страны, очень важно. Ведь именно благодаря ней и обеспечивается безопасность всего государства.

            Конструкция вертолета МИ-8

            МИ-8 относится к классу одновинтовых вертолетов. Он имеет пять несущих винта и три рулевых винта. Лопасти винта, выполненные из цельного металла, обладают полным лонжероном, созданным из алюминиевых сплавов, спрессованных между собой. Кроме того, все лопасти вертолета имеют сигнализацию, и в случае повреждения какой либо из лопастей, пилоты будут от этом сразу же оповещены.

            Благодаря наличию двух двигателей, в случае отказа одного из которых, на втором автоматически увеличивается подаваемая мощность, путем использования современного оборудования. Что позволяет не терять скорости и маневренности в случае неисправностей. А это – неоспоримое преимущество среди прочих вертолетов подобной модели.

            В некоторых модификациях вертолета МИ-8 используется специализированная бронированная кабина. Зачастую, подобные модификации используют в боевых моделях. И подобные вариации очень часто приобретают на вооружение различные страны.

            Конструкция шасси имеет статичные колесные опоры в количестве трех штук. Что позволяет вертолету приземляться даже в самых труднодоступных местах. Это является несомненным его преимуществом.

            Кроме того, на вертолете установлена одна из лучших антифризных систем. Именно она не дает вертолету обледенеть. Благодаря чему, его можно использовать даже в самых экстремальных условиях.
            На вертолете МИ-8 стоит отличная система отопления и вентиляции. Она позволяет отапливать или охлаждать не только кабину пилотов, но и пассажирский салон, что делает все перелеты весьма комфортабельными. Кроме того, данная система работает еще и на передние стекла вертолета и воздухозаборники.

            Вертолет МИ-8 обладает достаточно серьезной электронной начинкой. Причем она, в свою очередь, имеет абсолютно различные характеристики и предназначение. Но именно за счет нее у вертолета имеется свои особенные отличительные свойства.

            Стоит отметить, что сами по себе летные характеристики вертолета весьма привлекательны. Хорошая скорость, наряду с его грузоподъемными и пассажирскими функциями, делает его фаворитом среди подобных одновинтовых вертолетов. Несмотря на то, что самая первая модель была разработана сравнительно давно, его модификации очень активно развиваются и по сей день.

            Российская авиация сегодня имеет полное право гордо носить имя ведущей вертолетной державы. В стране имеются не только необходимые технические и технологические возможности для осуществления производственного цикла винтокрылых машин, но и прекрасно подготовленная инженерно-конструкторская школа. Традиции современного вертолетостроения в России сформировались более полувека назад, продолжая оставаться фундаментом всей вертолетостроительной отрасли и в наши дни. Советские винтокрылые машины, созданные в 60-х годах XX века, продолжают сегодня летать и выполнять возложенные на них задачи. Особое и почетное место в модельном ряду парка винтокрылых машин занимает вертолет Ми 8 – надежная и универсальная машина.

            МИ 8 гражданский

            Благодаря своим уникальным летно-техническим данным и особенностям конструкции – этот вертолет, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает эксплуатироваться и выпускаться. На базе основной модели создано 130 модификаций этого летательного аппарата, что делает его самым массовым вертолетом в истории. С 1965 года, с момента первого появления машины, на советских авиационных заводах и за рубежом было выпущено более 13 тыс. экземпляров. Трудягу Ми -8 можно увидеть в небе за полярным кругом и над раскаленными песками африканских пустынь, в Гималаях и в Антарктиде. Машина поражает своей универсальностью. Одинаково успешно вертолет используется в гражданских и военных целях. Те модификации Ми 8, которые летали и продолжают летать говорят о том, насколько получилась удачной, созданная советскими авиаконструкторами машина.

            Ми 171А2

            Последняя модификация вертолета – опытная машина Ми 171А2 – внешне мало чем отличается от хорошо знакомой нам базовой материнской модели Ми 8. В новых машинах сохранились присущие первыми модификациям вертолета основные технические параметры. В новой модификации легко читается традиционная для всех милевских машин компоновка основных узлов и агрегатов. Сохранились размеры фюзеляжа и полетная масса. Очередная модификация – это вертолет с уже новой авионикой и с мощными двигателями. Нутро вертолета – это совершенные системы, узлы и агрегаты, существенно повышающие летно-технические характеристики винтокрылой машины. По мнению экспертов в области вертолетостроения обновленный и модернизированный вертолет Ми 8, уже под новыми именами, может еще долго оставаться на боевой и гражданской службе.

            Предпосылки создания вертолета МИ 8

            После окончания Второй Мировой войны в мире наступила эра авиации и ракет. Эти технические средства за счет высокой скорости позволили существенно сократить огромные расстояния, сделав наш мир меньшим и более доступным. Самолеты могли действовать больше в линейной плоскости, преодолевая большие расстояния, обеспечивая быструю доставку грузов, средств вооружения и перевозку пассажиров. Вертолетам, обладавшим уникальными летными качествами, отводилась роль транспортного средства для точечного обслуживания потребностей человека.

            Первый вертолет

            Первые вертолеты и автожиры, сконструированные перед войной и в годы войны, создавались по инициативе военных. Именно военные усмотрели в конструкции этих летательных аппаратов уникальные летные качества. Винтокрылые машины могли взлетать и садиться на ограниченной площадке, зависать в воздухе. В тактическом плане такие летательные аппараты становились для военных настоящей находкой, способной увеличить военный потенциал вооруженных сил. Однако отсутствие четкого понимания сферы применения винтокрылых машин, особенностей их конструкции и опыта строительства существенно сдерживали развитие этого направления авиации.

            Только с окончанием Второй Мировой войны, которая дала толчок стремительному развитию новых технологий, появились необходимые технологические условия для создания более мощных и надежных летательных аппаратов этого класса. Практически одновременно в США и в СССР, В Англии и во Франции стали появляться опытные образцы винтокрылой техники. В те времена основными заказчиками конструкторских бюро являлись военные. Такая же ситуация сложилась и в Советском Союзе, где после войны сформировалась мощная авиационно-конструкторская школа. Высшее руководство страны делало ставку на новые виды и средства вооружений. Параллельно с созданием новых самолетов, шла разработка и создание вертолетной техники. Наибольших успехов и прогресса в данной области достигло КБ Михаила Леонтьевича Миля, созданное в опытном порядке на базе авиационного завода №383.

            М.Л. Миль

            Уже в сентябре 1948 года в воздух поднялся первый опытный образец машины, который через полтора года был запущен в серию. Вертолет Ми-1 ознаменовал рождение целого семейства советских вертолетов, одним из которых стала винтокрылая машина МИ 8.

            Свидетельство о рождении Ми 8

            Ми-4 и Ми-8

            Вместо поршневых двигателей на свои детища М.В. Миль решил устанавливать куда более мощные газотурбинные двигатели. Менялась и концепция самой конструкции винтокрылой машины. Требовалось создать универсальную машину, которая бы одновременно смогла удовлетворять и военных и Министерство гражданской авиации. Уже в стадии проектирования новая машина получила индекс Ми 8, летные и технические характеристики которого формировались на основании новых технических требований.

            Вертолет получил свои очертания весной 1960 года. Новая машина разрабатывалась в двух версиях: в пассажирском исполнении и в транспортном варианте. Сначала на машину ставился один двигатель, приводящий в движение четырехлопастный винт. Первый опытный образец уже в июле 1961 года поднялся в воздух, однако по результатам первых полетов стало ясно, что одного двигателя явно недостаточно. Вторая опытная машина имела уже два газотурбинных двигателя и пятилопастный винт. Значительно выросла грузоподъемность машины, улучшились ее летные характеристики.

            Военно-транспортный вариант сначала не получил особой поддержки у военных. Пассажирский вариант вертолета Ми 8П, наоборот, высоко оценили в Министерстве гражданской авиации. Вертолет обладал необходимыми качествами, которые прекрасно подходили для доставки пассажиров и грузов в труднодоступной местности. В условиях интенсивного освоения необъятных просторов Западной Сибири и Дальнего Востока такая машина была просто незаменима. Именно с подачи МГА СССР вертолет был запущен в серийное производство, которое осуществлялось на Казанском авиационном предприятии, позже переименованном в Казанский вертолетный завод. После к производству машины подключился вертолетный завод в Улан-Удэ.

            В 1965 году на авиационном салоне в Ле-Бурже СССР впервые продемонстрировал образцы вертолетной техники, где одно из мест в экспозиции занимал Ми-8. Этот год стал решающим в судьбе Ми восьмого. Первые результаты применения новой машины в гражданской сфере и успех советской техники на международном авиасалоне убедили советских военных в необходимости принятия новой машины на вооружение.

            С этого момента началась долгая и плодотворная боевая служба этой винтокрылой машины.

            Краткое описание машины

            Вертолет представляет собой классический вариант винтокрылой машины с одновинтовой схемой. Для стабилизации машины в полете использовался рулевой винт. Оба движителя приводились в движение двумя двигателями. Для взлета и посадки машина оснащалась трехстоечным шасси.

            Схема Ми-8

            Важно отметить! В конструкции новой машины советскими авиаконструкторами были впервые использованы гидроусилители, обеспечивающие работу системы управления. На Ми-8 была установлена система, препятствующая обледенению лопастей несущего винта и самой машины. Двигательная установка обеспечивала вертолету высокий запас энерговооруженности. При отказе одного из двигателей вертолет мог продолжать горизонтальный полет без потери рабочей высоты. Конструкцию винтокрылой машины оснастили автопилотом, средствами радиосвязи и приборами навигации, обеспечивающими полет в условиях ограниченной видимости и при сложных метеоусловиях.

            Основные летные характеристики вертолета Ми 8 выглядят следующим образом:

            • масса машины в снаряженном состоянии – 13000 кг;
            • длина вертолета – фюзеляж 18,4 м, фюзеляж в хвостовой балкой – 25,35 м;
            • высота корпуса машины с несущим винтом – 5,5 м;
            • двигательная установка – два газотурбинных двигателя конструкции Климова – по 1500 л/с;
            • крейсерская скорость – 225 км/ч;
            • дальность полета составляла 450 км;
            • практический потолок составлял 4500 м.

            Вертолет в пассажирском варианте мог перевозить до 26 человек, исключая экипаж машины, состоящий из 3-х человек. Максимальная грузоподъемность Ми-8 составляла 4000 кг. На внешней подвеске винтокрылая машина могла поднимать в воздух груз массой до 3 тонн.

            Ми-8

            Вертолеты Ми-8 выпускались в военно-транспортном варианте и в пассажирском варианте. Позже проявились военные модификации машины, которые имели специальное оборудование для установки бортового вооружения (неуправляемые ракеты и бомбы на пилонах, пулеметы на турели). Наиболее распространенной модификацией машины стал военно-транспортный вертолет Ми 9ТВ. На этой модификации в носовой части пилотской кабины стали устанавливать курсовой пулемет. На фюзеляже появились крепления и пилоны для более мощного ракетно-бомбового вооружения.

            В армии и на флоте вертолет Ми-8ТВ использовался в качестве санитарного вертолета, средства доставки и огневой поддержки десанта и летающего командного пункта. В гражданской сфере машина массово использовалась в санитарной и в гражданской авиации. Геологи, спасатели, строители, полярники и нефтяники своими успехами и достижения целиком и полностью обязаны этой винтокрылой машиной.

            Читайте также: