Государственная дума входит в систему исполнительных законодательных судебных органов рф так как

Обновлено: 19.04.2024

Основные характеристики органов государственной власти

Как и любая другая система, эта должна обладать определенными отличительными особенностями, которые позволят ей иметь определенный статус в социальной жизни страны.

Главными особенностями органов управления РФ являются:

  • Наделение властными полномочиями на государственном уровне . Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  • Действуют и основываются в установленных государством рамках . Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  • Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  • Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России .

Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий.

Так как система органов государственной власти состоит из определенных участников, то их необходимо как-то избирать. Поэтому всю систему делят на несколько типов. Один из них — по формированию личного состава. Он, в свою очередь, состоит из нескольких разделов:

  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Рис. 1. Система органов государственной власти Российской федерации

Разновидности органов государственной власти РФ

  • Единоличные — такие, как президент.
  • Коллегиальные — к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
  • Единоначальные — в частности это министерства.
  • Высшие — президент, Государственная Дума.
  • Центральные — к ним относятся различные ведомства.
  • Территориальные — органы местной или региональной власти.

Президент

Главным руководителем всей страны, в том числе и над всеми властными структурами является президент. Именно он решает, какие законы принять, а какие отвергнуть. Он руководит всеми возможными областями деятельности:

  • Социальными.
  • Экономическими.
  • Политическими.
  • Духовными сферами.
  • Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
  • Принимает меры по обороне государства.
  • Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.

Важно! Именно президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека.

Рис. 2. Законодательная власть Российской Федерации

Структура системы органов управления РФ

Организация управления в стране — это одно из самых сложных мероприятий, именно поэтому конструкция системы будет очень сложной и длинной. В современной России это управление выглядит, как набор основных частей:

  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Законодательная власть

Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель.

Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской.

В основные функции данной власти входят:

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом.

Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний — это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.

Рис. 3. Структура органов исполнительной власти Российской Федерации

Исполнительная власть

Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти.

Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права.

В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:

  • Министерства.
  • Комитеты.
  • Департамент.
  • Главное управление.
  • Федеральные агентства и службы.

Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации

Признаки исполнительной власти

  • Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
  • Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
  • Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
  • Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
  • Непрерывность действий и распорядительный характер.
  • Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
  • Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
  • Административный контроль над деятельностью граждан.
  • Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
  • Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.

Судебная власть

Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:

  • Уголовное.
  • Административное.
  • Гражданское.
  • Конституционное.

Рис. 5. Судебная власть Российской Федерации

Метод наказания зависит от степени тяжести нарушения.

Данный тип власти основан на действии двух основных частей:

  • Конституционный суд РФ . Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
  • Верховный суд РФ . Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.

В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:

  • Устройство судов.
  • Лица, способные представлять суды.
  • Финансирование правосудия.
  • Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.

Рис. 6. Прокуратура Российской Федерации

В свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:

  • Суды общей юрисдикции . Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
  • Конституционная юстиция . Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
  • Арбитражные суды . Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

- является постоянно действующим органом

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

  • - одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • - утверждение изменения границ
  • - утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения
  • - назначение выборов Президента РФ
  • - назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ
  • - отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

  • - принятие федеральных законов
  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
  • - объявление амнистии
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

- Председателя Правительства РФ

- заместителей Председателя Правительства РФ

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

  • - разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет
  • - обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой
  • - обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
  • - обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • - управляет федеральной собственностью
  • - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ
  • - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан
  • - организует охрану собственности и общественного порядка
  • - в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами
  • - издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение
  • - имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)
  • - в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

В судебную систему входят:

- Конституционный Суд РФ

- Верховный Суд РФ

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

- система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

  • - о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ
  • - не вступивших в силу международных договоров
  • - споры между федеральными органами власти
  • - споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти
  • - споры между высшими гос. органами власти субъектов
  • - проверяет конституционность законов
  • - дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

50. Федеральные органы государственной власти с особым статусом, их функции, цели и задачи.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Из­даваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по су­ществу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии прояв­ляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук в РФ, отчеты о своей деятельности, а также предложения о приоритет­ных направлениях развития науки.

С государственными академиями не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разно­видности общественных объединений или высшие учебные заве­дения.

51. Прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в РФ.

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Ру­ководство Банка создается и в определенных формах контроли­руется Государственной Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействует с Правительством РФ. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Прези­дента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительст­ва РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.

Проверка расходования Счетной палатой средств федерально­го бюджета, выделенных на ее содержание, может осуществлять­ся только на основании постановлений Совета Федерации и Го-судартвенной Думы. Такая процедура исключает возможность проверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной пала­ты органом исполнительной валсти, ответственным за исполне­ние федерального бюджета (Министерством финансов, Феде­ральной службой бюджетно-финансового назора), т. е. объектом ее внешнего контроля.

Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения феде­рального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятии. Она взаимодействует с контрольными органами Прези­дента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Из­даваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по су­ществу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии прояв­ляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации

Двухпалатное Федеральное Собрание РФ: верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума. В субъектах РФ — государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д.

Выборность на основе всеобщего избирательного права

Право принимать законы, бюджеты, осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью

Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти министерства РФ, федеральные службы, комитет РФ и т. д. В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах)

Право организовать исполнение законов, а также вести управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства

Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, федеральные суды

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка

Право на осуществление уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ Отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание РФ — это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый на основе выборов.

В системе государственного управления Федеральное Собрание выполняет следующие функции.

Функции Федерального Собрания РФ

Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование

Выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы, важные для отдельных групп населения и регионов. Обеспечивает ненасильственный, мирный переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим

Обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета

Верховного руководства делами государства

Утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, дает согласие на введение чрезвычайного положения

Российский парламент — Федеральное Собрание — состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.

Палаты Федерального Собрания РФ: особенности формирования и их полномочия

Государственная Дума (Нижняя палата)

Совет Федерации (Верхняя палата)

Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны на 4 года. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями

В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством

— Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.

— Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

— Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

— Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.

— Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

— Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

— Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

— Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе.

— Обращение в Конституционный суд РФ

— Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

— Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.

— Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.

— Назначение выборов Президента РФ.

— Отрешение Президента РФ от должности.

— Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ.

— Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

— Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

— Назначение на должность и освобождение от должности части членов Центральной избирательной комиссии.

— Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.

— Обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Црезидент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

Полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

Полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.)

Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти

Полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие — деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.


Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы . Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием: для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы.

Совет Государственной Думы — коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса.

В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы.

Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются Комитеты (по труду и социальной политике, по охране здоровья, по экологии, по обороне и др.).

Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

— осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

— осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

— в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

— организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

— дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

— решают вопросы организации своей деятельности.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии.

Существуют три основные группы полномочий Государственной Думы, которые установлены Конституцией РФ: относящиеся к исключительному ведению палаты (ст. 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты (ст. 101); по принятию федеральных законов (ст. 105).

К исключительному ведению Государственной Думы относятся:

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

— решение вопроса о доверии Правительству РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная Дума принимает свой регламент, который содержит общие положения, определяющие принципы деятельности палат, их структуру и правовую основу, а также главы и статьи, закрепляющие статус и полномочия руководящих органов палат, комитетов и комиссий, порядок формирования повестки дня, проведения заседаний, принятия решений по вопросам компетенции палат.

Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции.

Роспуск Госдумы, в соответствии с статьёй 109 Конституции РФ, может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена на основании статьи 117 конституции РФ ( выражение недоверия правительству РФ) в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Согласно регламенту Государственной думы голосование может быть тайным, открытым (известны депутаты, голосовавшие от фракции и общий результат) и поимённым (известно, какой конкретно депутат проголосовал за/против/воздержался или не голосовал). Решение об открытом голосовании принимается Думой. Результаты тайного голосования не записываются в электронную систему, результаты открытого или поимённого голосования записываются. Обычно голосование в Государственной думе открытое. При отсутствии конкретного депутата на месте, голосование за него может осуществляться по доверенности[36]. Результаты открытых голосований депутатов всех созывов доступны для просмотра и анализа.

К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Комментарий к Ст. 10 Конституции Российской Федерации

В основе организации власти в соответствии с современными конституционными стандартами лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с фиксацией за каждой из ветвей власти определенного круга полномочий.

Функция законодательной власти, состоящая прежде всего в принятии законов, возлагается на высший законодательный и представительный орган — парламент. В Российской Федерации эту функцию выполняет двухпалатное Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации.

Наряду с собственно законотворчеством парламент выполняет определенные функции, связанные с формированием исполнительной власти и высших органов судебной власти. Государственная Дума дает Президенту РФ согласие на назначение главы правительства, а Совет Федерации назначает на должности судей высших судов.

Исполнительная власть организует исполнение законов, реализует меры по осуществлению внутренней (в т.ч. экономической, социальной и т.п.) и внешней политики государства.

Судебная власть призвана в установленном законами процессуальном порядке разрешать юридические конфликты между различными субъектами.

Рассмотрим каждый из принципов более подробно.

Принцип разделения властей был воспринят конституционным правом России в 1992 г. в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. С учетом практики жесткого противостояния законодательной и исполнительной власти, приведшего к событиям 3-4 октября 1993 г. и роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, Конституционное совещание иначе, чем это традиционно истолковывалось конституционно-правовой доктриной или закреплялось в ранее действовавшей Конституции, сформулировало содержание этого принципа.

В частности, речь идет теперь не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг от друга развивающихся властях, а об их взаимодействии и сотрудничестве и даже единстве, в рамках которого сохраняются и конституционно обеспечиваются различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательную деятельность, управление и правосудие.

Такое видение разделения властей согласуется с тем, что единственным источником, из которого проистекают все власти, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ России.

Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятию организационного обособления властей. Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание - парламент, исполнительную - Правительство, судебную - суды РФ.

При этом согласно комментируемой статье государственная власть едина, но функции ее - законодательство, управление и правосудие - осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма и конституционной практике иных государств действительно выполняет, отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей входящие в компетенцию других органов.

В связи с этим следует учитывать трансформацию содержания разделения властей в процессе исторического развития этой доктрины и практики ее конституционного воплощения, а также особенности ее отражения в конституционном законодательстве различных государств.

В частности, Президент РФ, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Напротив, именно он согласно Конституции (см. ст. 80) олицетворяет единство государственной власти и выполняет в силу занимаемого им в иерархии государственной власти места координационную и интеграционную функции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Одновременно, и в этом диалектика конституционно-правового статуса Президента, он фактически и юридически "присутствует" во всех властях. Глава государства издает нормативные указы (см. ст. 90), контролирует Правительство (см. ст. 83, ст. 111, ст. 113, ст 115-117), выполняет отдельные квазисудебные функции (см. ст. 85).

Принцип разделения властей, как он закреплен в Конституции, не препятствует существованию так называемой "избирательной власти", осуществляемой Центральной избирательной комиссией РФ и иными избирательными комиссиями, а также Прокуратурой (см. ст. 129), наделенной достаточно широкими полномочиями.

Таким образом, принцип разделения властей нельзя абсолютизировать. При этом следует учитывать, что разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства.

Ведущее место в системе разделения властей принадлежит народному представительству. Статусы исполнительной и судебной властей отличаются тем, что они юридически устанавливаются властью законодательной.

Доминирующее положение законодательной власти обусловливается тем, что органы исполнительной и судебной власти, будучи самостоятельными в осуществлении своей компетенции, могут функционировать лишь в пределах Конституции и действующего права, их деятельность является подзаконной.

Сказанное означает, что законодатель сам не свободен от соблюдения собственных законов. Его деятельность также подчинена Конституции и законам, однако он вправе с соблюдением установленных в Конституции правил и процедур и в пределах предусмотренной ею дискреции вносить в них изменения.

Таким образом, закон обязателен не только для подвластных, но и для самого государства в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц.

Иными словами, разделение властей означает в политических и правовых условиях РФ разграничение государственных функций, реализация которых не сливается в одном лице или органе; напротив, эти функции осуществляются вполне самостоятельными органами, действующими в соответствии с предписаниями закона.

Исполнительная власть осуществляет некоторые функции законодательства в виде полномочий по изданию актов, имеющих нормативное значение, а также по заключению международных договоров, вступающих в силу после их ратификации парламентом, поскольку это установлено Конституцией РФ.

Наконец, судебная власть также в состоянии оказывать влияние на законодательство, в частности, в процессе осуществления Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом принадлежащей им в пределах их ведения законодательной инициативы.

Конституционный Суд, признавая законодательные акты или их отдельные положения неконституционными, что влечет утрату ими юридической силы (см. ст. 125), тем самым выступает в качестве "негативного законодателя".

Иными словами, конституционный принцип разделения властей в том виде, в каком он закреплен в Конституции, не препятствует распределению некоторых прав, в силу их юридической природы присущих одной из властей, между органами другой власти.

Подобное распределение служит гарантией от разрыва между властями, способствует формированию действительного равновесия, баланса властей, является частью механизма их взаимодействия.

Данный принцип имеет определяющее значение при установлении компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Он препятствует такому истолкованию полномочий того или иного органа государственной власти, которое может привести к утверждению самодовлеющего характера одной из частей единой государственной власти.

Нормативное содержание закрепленного в комментируемой статье положения многозначно: по внутреннему смыслу Конституция исходит из единства государственной власти в Российской Федерации (см. ст. 3); рассматриваемая норма фиксирует разграничение властных полномочий между различными органами власти, устанавливает самостоятельность этих органов в осуществлении возложенных на них полномочий и недопустимость их вторжения в сферу ведения и компетенцию друг друга.

Таким образом, ст. 10 Конституции закрепляет функциональный и организационный аспекты разделения государственной власти. Кроме того, в комментируемой статье установлено, что данный принцип распространяется на всю систему государственной власти в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, которые нередко модифицируют его с учетом исторических, национальных и иных особенностей.

Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Федеративное устройство России предопределяет еще один аспект принципа разделения властей, выводимый из его взаимосвязи с принципом федерализма: раздельное осуществление функций государственной власти на двух уровнях отечественной федеративной системы.

Иными словами, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предопределяет в этом смысле не только организацию государственной власти в субъектах РФ, но и взаимодействие двух уровней единой федеративной системы - Федерации и ее субъектов в лице соответствующих органов.

Речь при этом идет не только о разграничении предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов (см. ст. 71 - ст.73), но и о системном единстве государственной власти в Российской Федерации, из которого, если такое единство не сводить к соподчинению образующих указанную систему органов, вытекает признание единства системы народного представительства, единства исполнительной власти и единой судебной системы.

Однако такое единство в силу принципа федерализма никогда не может простираться до тождества. Разделение властей по вертикали, поскольку оно предполагает наличие наряду с властью Федерации власти субъектов Федерации, действующих в отнесенных к их ведению сферах независимо и самостоятельно, является немаловажной гарантией принципа демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, которым связаны все ветви власти.

Читайте также: