Международный суд и секретариат оон порядок формирования и функции этих органов

Обновлено: 07.07.2024

Секретариат ООН — это один из основных институтов Организации Объединенных Наций. Данный орган несет ответственность за функционирование этой организации. Секретариат составляют представители служащих из разных стран, которые занимаются обслуживанием иных основных органов ООН. Они также проводят практическую работу по реализации всевозможных решений, принятых в ООН. Служащие Секретариата в своей работе подотчетны исключительно ООН. Они не имеют права запрашивать или получать никаких указаний у правительства или властей. Членами ООН являются государства, которые должны безоговорочно уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и других представителей Секретариата, не оказывая никакого воздействия во время выполнении ими прямых указаний ООН.

Генеральный секретарь ООН, его функции и обязанности

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей, согласно предложениям Совета Безопасности ООН. Генсек может занимать свой пост в течение 5 лет и может быть выбран повторно. Сегодня на этом посту находится Антониу Гутерреш из Португалии.

Генеральный секретарь — самое главное административное должностное лицо ООН.

Как глава администрации (равно как и его персонал) он никоим образом не должен совершать действия, которые могут отразиться на его статусе, как международного должностного лица. Генсек имеет право передавать Совету Безопасности любые мысли о том, что что-то несет угрозу международной безопасности.

Главной ключевой особенностью деятельности Секретариата ООН является то, что в Уставе ООН нет конкретных обязанностей.

За счет подобного распределения обязанностей, роль Секретариата постоянно растёт. Что касается его деятельности в сфере защиты прав человека, то она носит более общий характер. Эти функции выполняют головные подразделения, находящиеся в Женеве и Нью-Йорке, а также другие представительства Организации Объединенных Наций на местах. Координирует действия Управление Верховного комиссара по правам человека. Данное Управление было создано в 1994-м году.

С 1946 по 1982 г. работа Секретариата в сфере прав человека проводилась специальным Отделом по правам человека, чья деятельность заключалась в обслуживании работы разных институтов ООН. К ним относятся Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, КПЧ, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др.

ООН и защита прав человека. История, проблемы и противоречия

В 1982-м году был создан Центр по правам человека. ЦПЧ стал заниматься не только обслуживанием Секретариата, но и координацией деятельности в сфере прав человека в системе Организации. Работа во многом заключалась в подготовке разнообразных исследований, направленных на защиту прав человека, создании докладов о реализации, разработке и осуществлению программ технического содействия странам в области защиты прав. Также ЦПЧ занимался пропагандистской и информационной работой.

Огромную роль в развитии работы Секретариата Организации Объединенных Наций сыграла Венская конференция ООН по правам человека, которая состоялась в 1993-м году. В ней отметили потребность расширения деятельности Центра по правам человека. В основном это касалось поощрения человеческих прав, важности технического содействия.

В 1947-м году, во время создания проекта Всеобщей декларации прав человека, французский представитель Рене Кассен предложил создать пост генерального атторнея, который будет нести ответственность за защиту прав человека. Лицо, которое будет занимать эту должность, также будет представлять интересы истцов в судебных разбирательствах. Однако, несмотря на такую инициативу и перспективу, предложение Кассена было отвергнуто.

В 1950-1951 гг. государство Уругвай также выдвигало подобные идеи во время создания Международного пакта по правам человека. Новый институт ООН, в лице генерального атторнея или Верховного комиссара, должен был получить много полномочий. Предложение также не было принято.

В 1965-м году схожее предложение поступило от представителей Коста-Рики. Генеральная Ассамблея поручила КПЧ и ЭКОСОС заняться вопросом рассмотрения того, необходим ли пост Верховного комиссара. Несмотря на то, что предложение КПЧ было одобрено ЭКОСОС, оно не была рассмотрено Ассамблеей. Аналогичная ситуация происходила и в последующие годы, когда подобные предложения выдвигали некоторые страны Латинской Америки и Европы.

После конференции в Вене было принято решение о создании Рабочей группы, которая будет заниматься разработкой мандата Верховного комиссара. Переговоры проходили очень долго и напряженно. В результате представленный Рабочей группой проект все же был одобрен Третьим комитетом без голосования.

Так, 20 декабря 1993 года на пленарном заседании Ассамблеи наконец-то было принято решение об учреждении нового поста верховного комиссара ООН.

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он разрешает, на основании международного права, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены органами или специализированными учреждениями ООН.

Учрежден Уставом ООН, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско (США), вместо существовавшей с 1920 года при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия.

Суд формируется и действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Статут Международного суда был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года.

Свое первое открытое заседание Международный Суд ООН провел 18 апреля 1946 года в Гааге (Нидерланды). Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года.

Сторонами в рассматриваемых Международным Судом ООН делах могут быть только государства. Суд не обладает уголовной юрисдикцией и не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, а также Международного уголовного суда (МУС).

Суд уполномочен рассматривать правовые споры, связанные с нарушением международных договоров и обязательств или возникающие при их толковании; принимать обязательные к исполнению решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотрение; давать консультативные, не имеющие обязательной силы, заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности и других органов ООН с разрешения ГА ООН.

В Суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Все государства-участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных СБ ООН. Кроме того, СБ ООН может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.

Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:

1) Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;

2) Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы "факультативной оговорки".

Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции, точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии. Секретарь препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд.

Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.

Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Любое государство, независимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

В составе Суда 15 судей. Они избираются ГА ООН и СБ ООН, голосующими независимо друг от друга. При назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены основные правовые системы мира. Судьи избираются на девятилетний срок, причем треть состава суда переизбирается каждые три года. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и выступают в личном качестве, а не как представители государств, гражданами которых они являются, однако в числе судей не может быть более одного гражданина любого государства. К работе суда привлекаются также временные судьи.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Суд избирает сроком на три года председателя и вице-председателя Суда, которые могут быть переизбраны. Суд назначает своего секретаря.

Секретариат ООН — это один из основных институтов Организации Объединенных Наций. Данный орган несет ответственность за функционирование этой организации. Секретариат составляют представители служащих из разных стран, которые занимаются обслуживанием иных основных органов ООН. Они также проводят практическую работу по реализации всевозможных решений, принятых в ООН. Служащие Секретариата в своей работе подотчетны исключительно ООН. Они не имеют права запрашивать или получать никаких указаний у правительства или властей. Членами ООН являются государства, которые должны безоговорочно уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и других представителей Секретариата, не оказывая никакого воздействия во время выполнении ими прямых указаний ООН.

Генеральный секретарь ООН, его функции и обязанности

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей, согласно предложениям Совета Безопасности ООН. Генсек может занимать свой пост в течение 5 лет и может быть выбран повторно. Сегодня на этом посту находится Антониу Гутерреш из Португалии.

Генеральный секретарь — самое главное административное должностное лицо ООН.

Как глава администрации (равно как и его персонал) он никоим образом не должен совершать действия, которые могут отразиться на его статусе, как международного должностного лица. Генсек имеет право передавать Совету Безопасности любые мысли о том, что что-то несет угрозу международной безопасности.

Главной ключевой особенностью деятельности Секретариата ООН является то, что в Уставе ООН нет конкретных обязанностей.

За счет подобного распределения обязанностей, роль Секретариата постоянно растёт. Что касается его деятельности в сфере защиты прав человека, то она носит более общий характер. Эти функции выполняют головные подразделения, находящиеся в Женеве и Нью-Йорке, а также другие представительства Организации Объединенных Наций на местах. Координирует действия Управление Верховного комиссара по правам человека. Данное Управление было создано в 1994-м году.

С 1946 по 1982 г. работа Секретариата в сфере прав человека проводилась специальным Отделом по правам человека, чья деятельность заключалась в обслуживании работы разных институтов ООН. К ним относятся Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, КПЧ, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др.

ООН и защита прав человека. История, проблемы и противоречия

В 1982-м году был создан Центр по правам человека. ЦПЧ стал заниматься не только обслуживанием Секретариата, но и координацией деятельности в сфере прав человека в системе Организации. Работа во многом заключалась в подготовке разнообразных исследований, направленных на защиту прав человека, создании докладов о реализации, разработке и осуществлению программ технического содействия странам в области защиты прав. Также ЦПЧ занимался пропагандистской и информационной работой.

Огромную роль в развитии работы Секретариата Организации Объединенных Наций сыграла Венская конференция ООН по правам человека, которая состоялась в 1993-м году. В ней отметили потребность расширения деятельности Центра по правам человека. В основном это касалось поощрения человеческих прав, важности технического содействия.

В 1947-м году, во время создания проекта Всеобщей декларации прав человека, французский представитель Рене Кассен предложил создать пост генерального атторнея, который будет нести ответственность за защиту прав человека. Лицо, которое будет занимать эту должность, также будет представлять интересы истцов в судебных разбирательствах. Однако, несмотря на такую инициативу и перспективу, предложение Кассена было отвергнуто.

В 1950-1951 гг. государство Уругвай также выдвигало подобные идеи во время создания Международного пакта по правам человека. Новый институт ООН, в лице генерального атторнея или Верховного комиссара, должен был получить много полномочий. Предложение также не было принято.

В 1965-м году схожее предложение поступило от представителей Коста-Рики. Генеральная Ассамблея поручила КПЧ и ЭКОСОС заняться вопросом рассмотрения того, необходим ли пост Верховного комиссара. Несмотря на то, что предложение КПЧ было одобрено ЭКОСОС, оно не была рассмотрено Ассамблеей. Аналогичная ситуация происходила и в последующие годы, когда подобные предложения выдвигали некоторые страны Латинской Америки и Европы.

После конференции в Вене было принято решение о создании Рабочей группы, которая будет заниматься разработкой мандата Верховного комиссара. Переговоры проходили очень долго и напряженно. В результате представленный Рабочей группой проект все же был одобрен Третьим комитетом без голосования.

Так, 20 декабря 1993 года на пленарном заседании Ассамблеи наконец-то было принято решение об учреждении нового поста верховного комиссара ООН.

международный суд

Международный суд ООН, в соответствии с п. 1 ст. 7 Устава организации, выступает в качестве одного из основных органов, уполномоченных на рассмотрение мировых споров. Данная инстанция функционирует на постоянной основе.

Международное право: Международный суд ООН

В п. 1 ст. 33 указанного документа приводится перечень средств урегулирования конфликтов между государствами. Одним из них выступает разбирательство в суде. Рассматриваемый институт был учрежден в 1945 году. Статут суда, совместно с гл. 14 Устава ООН, были разработаны на конференциях в Сан-Франциско и Думбартон-Оксе. Они проводились в 1945 и 1944 годах, соответственно. Все члены ООН выступают и как участники Статута Суда. Государства, не входящие в организацию, могут стать ими на условиях, установленных Ген. Ассамблеей по рекомендации СБ. Совет Безопасности устанавливает порядок, в соответствии с которым рассматривается каждое отдельное дело в Международном суде.

Состав

В Международный суд ООН входит 15 человек. Они формируют независимую коллегию. Члены инстанции выбираются независимо от гражданства. Они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, которые предъявляются в их государствах к кандидатам на высшие судебные должности. Члены органа могут быть также юристами, с признанным мировым авторитетом. Кандидаты в Международный суд в каждой стране выдвигаются "национальными группами". В них входят члены Постоянной палаты третейской инстанции.

международный суд оон

В случае если какое-либо государство не участвует в ней, то формируется специальная национальная группа. Окончательный состав утверждается СБ и Генеральной ассамблеей из числа кандидатов, внесенных в перечень по представлению указанных групп. Международный суд выбирает председателя и вице-председателя. Продолжительность их полномочий - три года. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Голосование осуществляется тайно по принципу абсолютного большинства. В случае если Председатель выступает в качестве одной из стороны в споре, который рассматривает Международный суд, он должен уступить свое место. Аналогичное правило действует и в отношении вице-председателя.

Секретарь

Он также избирается абсолютным большинством. Срок полномочий - 7 лет. Секретарь также может переизбираться. Аналогичный порядок действует и для его заместителя. Работа секретаря осуществляется в следующих направлениях:

Ad hoc

решения международного суда оон

Деятельность Международного суда в отношении некоторых споров может осуществляться не только выбранными 15 членами. При разбирательстве определенных конфликтов могут участвовать и так называемые лица ad hoc. Они являются судьями, которые избираются по ст. 31 Статута по выбору страны-стороны в споре, если она не представлена на слушаниях. Если в составе коллегии присутствует лицо, являющееся гражданином одного из участников конфликта, другой может выбрать для присутствия на заседании лицо по собственному выбору. Такие судьи не выступают как постоянные члены. Они привлекаются только к разбирательству конкретных споров. Вместе с этим, в процессе рассмотрения материалов они обладают равными правами с другими избранными членами коллегии. Международный суд также может пригласить для участия в заседании асессоров. В отличие от лиц ad hoc, они не обладают правом голоса и выбираются самой коллегией, а не сторонами.

Процедура

Инстанция располагается в Гааге. Однако ее местонахождение не создает препятствий для выполнения своих задач в любом ином месте. По п. 1 ст. 23 Статута, орган действует постоянно, кроме вакаций (каникул), продолжительность и сроки которых устанавливает сам Суд. Члены коллегии должны находиться в распоряжении инстанции в любое время, кроме периодов пребывания в отпуске, на больничном или отсутствия по другим серьезным причинам. Заседания проводятся в полном составе коллегии, за исключением случаев, прямо установленных Статутом. Для формирования присутствия достаточно кворума в 9 судей. По п. 1 ст. 30 Статута, коллегия составляет регламент. В нем определяется порядок реализации инстанцией своих функций, устанавливаются правила судопроизводства. Заседания ведутся на английском или французском языках. При этом каждой стороне спора разрешается использовать и иной язык, переводя документы и речи на один из официальных.

Стадии

постановления международного суда

Разбирательство проходит, как правило, два этапа: письменный и устный. Первая стадия может продолжаться до нескольких месяцев. Это обуславливается тем, что от каждой стороны необходимо предоставление письменных разъяснений-меморандумов. Обычно для начала дела в Суд передается соглашение двух стран - так называемого компромисса о рассмотрении. Государство может принять на себя обязательство подчиниться компетенции коллегии. В этом случае подается односторонний иск в Международный суд от другой стороны. Устное рассмотрение спора начинается, когда все материалы изучены, и проведена подготовка к слушанию. Этот этап продолжается обычно несколько дней. В некоторых случаях он может длиться 2-3 недели. Выступление сторон осуществляется через их представителей. Участники разбирательства могут использовать помощь адвокатов и поверенных. После проведения устного разбирательства, начинается закрытое совещание.

Решения Международного суда ООН

После завершения устной стадии разбирательства коллегия удаляется на закрытое совещание. Решения Международного суда принимаются простым большинством. Если в ходе вынесения акта образовалось равное количество голосов, то определяющим будет мнение Председателя. По ст. 57 Статута, каждый член коллегии может представить свое особое мнение, если он не согласен с частью постановления Международного суда или с ним в целом. В п. 2 ст. 74 установлены ограничения для уполномоченных лиц. В частности, судьи вправе или только заявить о своем несогласии, или представить свое мнение, возражая против мотивов или решения в целом. В последнем случае мнение именуется особым, в первом - индивидуальным. Согласно практике Постоянной палаты, они должны быть представлены до второго чтения проекта постановления. Это необходимо для того, чтобы мнения и сам проект были направлены одновременно для публикации. Признание юрисдикции Международного суда не является обязанностью государств. Однако, если она была воспринята на официальном уровне, то акты, вынесенные коллегией, являются обязательными для исполнения на территории таких стран.

Обжалование и реализация

Компетенция коллегии

Юрисдикция Международных судов определяется в гл. 2 и гл. 4 Статута. Компетенция распространяется только на межгосударственные споры. Суд не вправе рассматривать конфликты, возникшие между частным лицом и страной или двумя гражданами. Вместе с этим разбирательство может осуществляться только при согласии всех сторон. Из этого следует, что юрисдикция Суда для государств является факультативной, а не обязательной. Соответствующее положение о компетенции было закреплено на конференции в Сан-Франциско. Факультативность юрисдикции выражается в том, что по п. 1 ст. 36 Статута, к ведению коллегии могут относиться споры, которые переданы ей сторонами.

Обязательная компетенция

Страны, участвующие в Статуте, могут признать ее по конкретным делам. В документе предусмотрено несколько вариантов принятия обязательности компетенции. Например, государство вправе выступить с заявлением или стать участником двустороннего соглашения, в условиях которого присутствуют соответствующие положения о юрисдикции Международного суда. К последним, в частности, относятся договоры о мире, сотрудничестве, совместном использовании естественных ресурсов, разграничении морского пространства и пр.

Практика оговорок

Она применяется достаточно широко и в ряде случаев значительно сужает пределы распространения обязательной юрисдикции Суда. В юридических изданиях выделяют, как правило, 4 типа оговорок. По своей сути, они выступают в качестве норм международного права. К ним относят оговорки:

юрисдикция международных судов

  1. По ситуациям, имевшим место до принятия заявления.
  2. О неподсудности вопросов, входящих во внутригосударственную компетенцию.
  3. Об условиях взаимности.
  4. О частичном исключении из обязательной юрисдикции споров, касающихся исполнения и толкования многосторонних конвенций.

Дополнительная классификация

Прочие оговорки можно подразделить на 5 видов. Наиболее популярными считаются такие, которые относят признание обязательности компетенции Суда к спорам, при разрешении которых участники согласятся либо согласились использовать иные способы мирного урегулирования. Такие оговорки включаются в текст большинства стран. Следует сказать, что положение об использовании иных методов урегулирования споров имеет большое значение. Оно ограничивает область распространения обязательной компетенции только такими вопросами, в отношении которых нет договоренности о применении прочих мирных средств. Это положение вводит пределы субсидиарности, дополнительности юрисдикции Суда.

международное право международный суд оон

Достаточно важная группа конфликтных отношений из компетенции коллегии исключается оговорками, относящимися к событиям, связанным с военной оккупацией, войной, боевыми действиями, прочими вооруженными актами. В определенной степени опосредованной международным соглашением считается положение, включенное в заявление стран-членов Британского содружества о неподчинении споров, которые между ними возникают, юрисдикции Суда. Некоторые оговорки ограничивают компетенцию коллегии по конкретным спорам или конфликтам с определенными государствами. Так, к примеру, Гватемала в своем заявлении указала, что ее разбирательство с Великобританией о Белизе неподсудно инстанции и может рассматриваться в Международном суде исключительно на основах справедливости.

Заключение

Кроме заявлений государств, юрисдикция Суда предусмотрена в различных конвенциях. Этими документами регламентируются некоторые особые сферы межгосударственных отношений. В таких конвенциях обычно достаточно жестко фиксируются правила и условия, по которым страны могут передать дела на разбирательство в Международный суд. Все это говорит о том, что несмотря на сравнительно низкую степень признания обязательной компетенции коллегии, она все же наделяется в некоторых случаях достаточно широкими полномочиями.

В качестве одного из общепринятых положений выступает требование к истцу об обосновании юрисдикции Суда в рассмотрении данного конфликта по существу. Кроме того, именно на заявителя возлагается обязанность по доказыванию самого факта существования спора и его юридической природы. В случае нарушения этого требования предъявляемая претензия становится беспредметной. Соответственно, юрисдикция Суда применяться не может. Кроме прямых функций, коллегия исполняет и консультативные. Суд дает разъяснения по любым правовым вопросам по запросам любой организации или учреждения, которые уполномочены направлять их.

Читайте также: