Чем могут быть снабжены спасательные круги используемые на судах
Обновлено: 04.07.2024
Спасательные средства- это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.
Они делятся на два типа:
-индивидуальные
-коллективные
Индивидуальные спасательные средства- это
спасательные круги, гидро-термокостюмы, спасательные жилеты.Перейдем к их требованиям и расположению на судне.
Спасательный кругдолжен - иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;
иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
иметь массу не менее 2,5 кг.
Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.
Спасательный жилет- каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспечен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом,либо высотой, или весом и высотой вместе.
В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету. Спасательные жилеты для каждого члена экипажа хранятся в каютах проживания.
На местах несения вахты должны быть жилеты на полный ее состав.
Гидротермокостюмы- также хранятся, как правило, в каютах проживания членов экипажа, в случае наличия их у каждого члена экипажа. Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:
любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;
температура тела человека не должна понижаться более чем на 20С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 20С;не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.
Разобравшись с индивидуальными, перейдём к коллективным спас.средствам
Коллективные судовые спасательные средства— это средства, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение при крене судна до 20 градусов на любой борт и дифференте в 10 градусов.Это спасательные шлюпки, спасательные плоты.
Спасательные шлюпки- число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).
Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны:
• иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
• обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
• иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 уз и защищенный от случайных ударов гребной винт;
• быть окрашены в оранжевый цвет.
По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.
Спасательный плот- должен обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.
Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).
Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.
Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 м и выдерживать прыгающих людей на раскрывшийся плот с высоты не менее 4.5 метров.Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.
Индивидуальные спасательные средства предназначены для создания дополнительной плавучести человеку, находящемуся в воде, а также для обеспечения безопасности личного состава при выполнении работ на верхней палубе, за бортом корабля и при использовании корабельных плавсредств; они раскрепляются между всеми членами экипажа.
На вооружении кораблей и вспомогательных судов ВМФ имеются следующие виды индивидуальных спасательных средств:
– спасательные бушлаты и жилеты;
– спасательные жилеты И С С;
– спасательные нагрудники Н С Н.
К индивидуальным спасательным средствам могут быть также отнесены спасательные круги, вешки, буйки и пробковые матрасы.
Спасательные нагрудники (рис. 13.1) изготовляются из пластинчатой или измельченной пробки (ГОСТ 2147-54) и обшиваются льняной тканью*, образующей одиннадцать секций. К пятой и седьмой секциям пришивается шейная лямка, к крайним – поясные лямки из тесьмы. Длина нагрудника 130 см, ширина 32 см, толщина 5-6 см, вес 2,8 кг, создаваемая им сила поддержания около 7 кгс. Надевается нагрудник через шейную лямку на грудь. Поясные лямки, перекрещиваясь на спине, завязываются на груди рифовым узлом. Со значительной высоты прыгать в воду с надетым нагрудником опасно, так как можно получить травму головы. Спасательные нагрудники размещаются во внутренних помещениях корабля и корабельных плавсредствах.
Рис. 13.1. Спасательный нагрудник:
1 – шейная лямка; 2 – поясная лямка
Спасательные бушлаты и жилеты (рис. 13.2) изготовляются из плотной хлопчатобумажной ткани, которая простегивается и образует карманы, в которых размещаются герметичные полихлорвиниловые мешочки, наполненные хлопковой ватой (очесами), или пенопласт в виде отдельных пластин. Вес спасательных бушлата и жилета 2-3,5 кг, сила поддержания 15-30 кгс.
Рис. 13.2. Спасательный бушлат и жилет:
1 – карманы для полихлорвиниловых мешочков; 2 – поясной ремень; 3 – стяжной ремешок
У спасательных бушлата и жилета пять потайных пуговиц на груди и поясной ремень; на рукавах бушлата имеются стяжные ремешки. В бушлате или жилете можно прыгать в воду со значительной высоты.
Спасательный жилет И С С (рис. 13.3) является полунадувным индивидуальным спасательным средством. Он изготовляется из двух слоев прорезиненной ткани красного цвета, образующих две изолированные воздушные Камеры. Начальная плавучесть жилета в ненадутом состоянии создается мочалом, которым заполнены воздушные камеры. Жилет может быть надут в воде или на корабле через две воздушные трубки, которые затем закрываются пробками, перегибаются и вставляются в петли. Жилеты ИСС выпускаются двух размеров: по высоте первый рост – 595±15 мм, второй – 625±15 мм; по ширине (в застегнутом состоянии) первый рост – 560±10 мм, второй – 590± ± 1 0 мм. Номера жилетов указаны на их внутренней стороне. Жилеты надеваются с помощью двух ножных и поясного ремней, а также двух застежек. Каждый член экипажа, получив жилет, должен заблаговременно подогнать по себе ножные ремни. Вес спасательного жилета около 2 кг, сила поддержания (надутого) около 40 кгс. Прыжки с жилетом ИСС в воду со значительной высоты (ногами вниз) опасны, так как ножные ремни могут причинить травму. Размещаются жилеты на верхних боевых постах и в жилых помещениях корабля. Проверяют их внешним осмотром еженедельно и на герметичность (погружением в надутом состоянии в воду) ежемесячно. При хранении жилет необходимо оберегать от воздействия прямых солнечных лучей, щелочей и кислот, а также различных электронагревательных приборов.
Рис. 13.3. Спасательный жилет И С С:
1 – трубки с пробками; 2 – петля; 3 – застежки; 4 – ножные ремни; 5 – поясной ремень
Рассмотренные выше индивидуальные спасательные средства, несмотря на некоторые положительные качества (простота конструкции, надежность, достаточная сила поддержания), имеют ряд недостатков: отсутствие приспособлений и устройств, облегчающих поиск и подъем человека из воды на корабль; относительная громоздкость, затрудняющая в них действия личного состава; при потере сознания не обеспечивают переворачивания человека на спину и поддержания его головы над уровнем воды.
Спасательный нагрудник Н С Н (рис. 13.4) является современным индивидуальным спасательным средством надувного типа. Он изготовляется из двух слоев прорезиненной ткани оранжевого цвета, образующих камеру плавучести. Распределение сил плавучести в нем обеспечивает длительное поддержание человека в воде лицом вверх, что исключает вероятность его захлебывания. Весит нагрудник со всем снаряжением около 1,3 кг, сила поддержания 18 кгс. Надевается он на шею так, чтобы камера плавучести располагалась на груди, и закрепляется поясным ремнем. Нагрудник имеет, кроме того, специальный ремень для подъема человека из воды на корабль, сигнально-поисковый огонь, загорающийся от батарейки при попадании в нее морской воды (емкость батарейки рассчитана на непрерывную работу в течение 10 ч), свисток для звуковой сигнализации в темное время суток и тумане, пеньковый штерт для удержания спасающихся вместе, сумку, в которой нагрудник размещается в положении по-походному и крепится на поясе.
Рис. 13.4. Спасательный нагрудник Н С Н:
1 – трубка поддува; 2 – свисток; 3 – газовый баллон; 4 – штерт; 5 – сумка; 6 – поясной ремень; 7 – камера плавучести; 8 – подъемный ремень; 9 – сигнально-поисковый огонь
Нагрудник может быть надут от системы газонаполнения за 2-3 сек и через трубку поддува (аварийное) за 30 сек. Система газонаполнения состоит из газового баллона емкостью 44 см3, заполненного жидким углекислым газом. Для приведения ее в действие нужно сделать легкий рывок за рукоятку на головке баллона.
Через трубку поддува нагрудник надувается резкими выдохами с одновременным нажатием зубами на мундштук для открытия невозвратного клапана. При вдохе мундштук отпускается и клапан не пропускает воздух из нагрудника. Поддерживая нагрудник руками, можно прыгать в воду с высоты до 10 м (ногами вниз). Проверка его состояния производится еженедельно внешним осмотром и ежемесячно на герметичность погружением в воду в надутом состоянии. Хранят нагрудники уложенными в сумки в сухих шкафах при температуре не более 25-30°.
Рис. 13.5. Спасательный круг
Периодически круги проверяют на прочность, плавучесть и качество пробки. Прочность проверяется сбрасыванием круга на ребро с высоты 3 м на твердую земляную поверхность или плашмя с высоты 10 м на воду; круг должен сохранить свою форму, плотность набивки и не иметь разрывов в швах и тканях оболочки. На плавучесть он проверяется в течение 24 ч с подвешенным к нему монолитным куском стали весом 14,5 кг. Качество пробки проверяется наружным осмотром в месте распоротого шва. На пластинах пробки не должно быть трещин, признаков трухлявости, гнилости и червоточины. Спасательные круги, не удовлетворяющие рассмотренным выше требованиям, подлежат списанию**. Спасательные круги на корабле крепятся с помощью обойм, обеспечивающих их быструю отдачу. Для лучшего обнаружения спасательных кругов в ночное время на воде не менее 30% их общего количества снабжается светящимися буйками, которые загораются, попав в воду (время свечения буйка 8 ч). В дневное время для обнаружения места нахождения человека используется спасательная вешка, сбрасываемая вместе с кругом.
Т а б л и ц а 13.1
* Спасательные нагрудники, изготовленные из отдельных пластин пенопласта, тканью не обшиваются.
** В связи с тем что пробковым спасательным кругам присущ ряд недостатков (значительный вес, подвержены плесне- вению и повреждению грызунами), а сама пробка является дефицитным материалом, в последние годы ведутся работы по созданию спасательных кругов из синтетических материалов – твердого вспененного поливинилхлорида марки ПХВ-1 и пено- наирита.
Судовые коллективные спасательные средства
Судовые коллективные спасательные средства К ним относятся спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, спасательные плавучие приборы (рис. 78). Типовая вместимость спасательных шлюпок от 12 до 90, в некоторых случаях до 145 человек. Спасательная шлюпка
Индивидуальные средства спасения
Индивидуальные средства спасения То есть средства, предназначенные для спасения одного человека, попавшего в воду. К ним относятся: спасательные жилеты, нагрудники, круги и различные спасательные костюмы.Самыми распространенными являются спасательные жилеты.
4. Индивидуальные защитные средства
4. Индивидуальные защитные средства Для защиты тела от ожогов применяют брезентовый костюм, брезентовые рукавицы и кожаную или валяную обувь. Карманы костюма прикрыты клапанами, т. к. искры от сварки могут попадать внутрь одежды или
Раздел пятый. Корабельные плавучие и спасательные средства Глава 12. Корабельные плавсредства 12.1. Назначение и классификация
13.2. Коллективные спасательные средства
13.2. Коллективные спасательные средства Использование коллективных спасательных средств определяется специальным расписанием. Коллективные спасательные средства, находящиеся на вооружении кораблей и вспомогательных судов ВМФ, делятся на три основные группы:
6. Средства спуска и декомпрессии водолазов 6.1. Средства спуска на малые и средние глубины
6. Средства спуска и декомпрессии водолазов 6.1. Средства спуска на малые и средние глубины Сход водолаза в воду с палубы (стенки, берега) и выход из воды производятся по водолазному трапу. Для спуска водолазов на глубины до 60 м применяют спусковой конец или водолазную
9. Средства обеспечения подводных работ 9.1. Средства размыва и удаления грунта
9. Средства обеспечения подводных работ 9.1. Средства размыва и удаления грунта При малых объемах работ, когда нецелесообразно использовать земснаряды, а также в стесненных условиях и на больших глубинах, когда невозможно их использовать (например, при судоподъеме),
Глава 3. Народные средства
Глава 3. Народные средства Внастоящее время современные препараты для защиты растений от вредителей не всегда оказываются под рукой. Кроме того, созревающий урожай нежелательно обрабатывать химическими средствами. Помогут в этом случае народные методы.Настой
Спасательные средства - это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна или попадания в воду. Они обеспечивают всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, без приложения с его стороны физических усилий, тем самым спасая ему жизнь.
Средства спасения должны быть:
- стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;
- хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого);
- снабжены светоотражающим материалом;
- способны работать на волнении.
Спасательные средства делятся на коллективные и индивидуальные.
К коллективным относятся: спасательные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.
К индивидуальным относятся: спасательные круги, спасательные лини, спасательные жилеты.
Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям. Так, их наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм. Они должны поддерживать в пресной воде груз массой 14,5 кг в течение 24 ч, сам круг должен иметь массу не менее 2,5 кг, выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30 м. |