Метеорологические условия полетов воздушных судов на малых высотах
Обновлено: 17.05.2024
К полетам на предельно малых высотах относятся полеты, выполняемые на высотах до 200 м над рельефом местности или водной поверхностью. Нижняя граница предельно малых высот зависит от типа вертолета и условий выполнения полета. Для легких вертолетов при выполнении полетов днем в простых метеорологических условиях над равнинной местностью нижняя граница предельно малых высот устанавливается 15—30 м, для средних вертолетов — 30—50 м, ночью для всех типов вертолетов — не менее 150 м. При полетах на предельно малых высотах резко снижается (или полностью исключается) воздействие средств ПВО противника, а также достигается тактическая внезапность и скрытность вывода вертолетов на заданные объекты (цели).
Вертолетовождение на предельно малых высотах имеет свои особенности и характеризуется:
— трудностью ведения визуальной ориентировки;
— уменьшением дальности действия связных радионавигационных средств;
— сокращением дальности и продолжительности полета вертолета;
— изменчивостью скорости и направления ветра в зависимости от рельефа местности;
— опасностью столкновения вертолета с птицами;
— усложнением техники пилотирования вертолетом.
Трудность ведения визуальной ориентировки обусловливается
перспективным наблюдением ориентиров, уменьшением дальности видимости и сокращением времени их наблюдения.
Перспективное наблюдение ориентиров приводит к искажению их видимых форм и размеров, что затрудняет их опознавание и создает непросматриваемые участки местности.
На предельно малых высотах значительно сокращается дальность видимости ориентиров и видимого горизонта. Дальность видимости ориентиров зависит от метеорологических условий, освещенности рельефа местности и составляет в среднем 0,7 метеорологической (горизонтальной) видимости. Дальность видимого горизонта при полетах на предельно малых высотах над равнинной местностью с учетом средней рефракции показана в табл. 16.2.
При хорошей видимости с предельно малых высот над равнинной местностью крупные населенные пункты видны с расстояния
Дальность видимого горизонта, км
10—15 км, мелкие — 4—10 км, реки, дороги — 3—6 км. Следовательно, с предельно малых высот хорошо просматриваются ориентиры в радиусе 4—10 км. Если ориентиры от линии пути удалены
более 6—8 км, то визуальная ориентировка усложняется. Дальность видимости объектов в пересеченной холмистой местности значительно сокращается вследствие влияния экранирующих препятствий (рис. 16.1). Из рисунка видно, что
где Дв— дальность видимости объекта;
Дц—расстояние от объекта до экранирующего препятствия;
Нотн—относительная высота полета;
АЯпреп— высота экранирующего препятствия.
Дальность применения связных и радионавигационных средств, работающих в УКВ диапазоне, значительно сокращается и надежно осуществляется только в пределах геометрической видимости между антеннами (табл. 16.3).
Дальность действия РНС, работающих на средних и длинных волнах, уменьшается незначительно, так как средние и длинные волны легко огибают земную поверхность и рельеф местности.
Высота полета, м
Дальность действия средств связи и РНС, км
На предельно малых высотах дальность и продолжительность полета (тактический радиус) сокращаются вследствие увеличения расхода топлива, вызванного двумя основными факторами: во-первых, на предельно малой высоте увеличивается часовой расход топлива; во-вторых, увеличивается пролетаемое вертолетом расстояние за счет выполнения полета по траектории, огибающей рельеф местности. Дальность полета на предельно малых высотах сокращается примерно на 15% относительно дальности полета на средних высотах.
Изменчивость скорости и направления ветра в приземных слоях значительно оказывает влияние на точность вертолетовождения. Изменчивость ветра вызывается рельефом местности и различным прогревом подстилающей поверхности.
Полеты на предельно малых высотах выполняются по траектории, огибающей рельеф местности и препятствия на ней (высоковольтные линии электропередачи, ретрансляционные вышки, отдельные деревья и др.), что, естественно, затрудняет технику пилотирования, так как трудно одновременно пилотировать вертолет и вести наблюдение за ориентирами и препятствиями на местности. Близость земли создает высокое нервно-психическое напряжение, утомляет летчика, что в свою очередь ведет к увеличению числа ошибок в выполнении различных операций по управлению вертолетом и в работе с навигационно-пилотажным оборудованием, а это в конечном счете снижает точность вертолетовождения.
Для полетов на предельно малых высотах используют карты масштаба 1 : 200 000, так как на них более подробно и наглядно показаны характерные особенности рельефа местности, отдельные точечные, линейные и площадные ориентиры. Более детальное изучение ориентиров местности и целей производится по картам более крупного масштаба.
Маршрут полета, как правило, выбирается в стороне от населенных пунктов, предприятий, зон отдыха трудящихся и с наименьшим количеством изломов. За основные точки маршрута выбирают небольшие водоемы, изгибы рек, точки пересечения линейных ориентиров, опушки леса, точечные ориентиры и характерные формы рельефа. Предпочтение следует отдавать ориентирам, имеющим вертикальные размеры, обладающие хорошей конт-
растностью и не экранируемые препятствиями. Во всех случаях за ИПМ, КПМ следует выбирать РНТ аэродрома вылета. Длина участков маршрута выбирается не более 50 км, а контрольные ориентиры намечаются через 15—30 км. В качестве КО могут быть взяты линейные ориентиры, пересекающие ЛЗП под углом, близким к 90°. Контрольный этап для определения угла сноса и путевой скорости в полете намечается заранее и не должен превышать 15—20 км. Прокладка маршрута на полетной карте производится по общим правилам с учетом радиуса разворота. Для контроля и исправления пути на каждом участке маршрута у контрольного ориентира наносится разметка боковых уклонений.
При изучении рельефа местности, искусственных и естественных препятствий вычерчивается профиль рельефа и профиль полета по участкам маршрута с показом основных превышений и искусственных препятствий (рис. 16.2). При подготовке к полету необходимо
рассчитать и нанести на карту рубежи набора высоты для огибания искусственных или естественных препятствий. Удаление рубежа начала набора высоты определяется по формуле
Читайте также: