Признание гражданина безвестно отсутствующим судебная практика

Обновлено: 17.05.2024

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим определяется законом. Юридический факт устанавливается исключительно в суде. Подать заявление может любое заинтересованное лицо. В случае удовлетворения исковых требований наступают определенные правовые последствия. Заявители могут реализовать свои гражданские права.

Зачем нужно признавать человека безвестно отсутствующим

Установление юридического факта необходимо по разным причинам. Вот некоторые из них:

  • получение пенсии или пособия от государства;
  • снятие с регистрации умершего гражданина;
  • прописка родственника по адресу регистрации (необходимо согласие собственника);
  • приватизация жилья, которым граждане пользуются по договору социального найма;
  • распределение жилья гражданам, состоящим на жилищном учете;
  • присвоение статуса сироты;
  • усыновление ребенка.

Важно! Признание гражданина безвестно отсутствующим не является основанием для получения его имущества наследниками. Ст. 1113 ГК РФ устанавливает в качестве основания открытия наследства смерть собственника или признание его умершим в суде.

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Основным признаком исчезновения человека является его отсутствие по последнему известному месту жительства на протяжении года (ст. 42 ГК РФ). Если невозможно установить предполагаемую дату исчезновения, то привязка идет к первому числу будущего месяца.

Отправной точкой считается месяц, когда в последний раз были получены данные об исчезновении гражданина. Если невозможно установить месяц, тогда за основу берется первое число месяца будущего года.

Какие факторы учитываются в суде при рассмотрении дела об исчезновении физического лица?

Суды обращают внимание на наличие/отсутствие:

  1. Сведений об умышленном сокрытии человека от следствия или кредиторов.
  2. Намерения уехать на заработки или сменить место жительства на другой регион/страну.
  3. Тяжелого заболевания, которое могло привести к смерти или потере памяти.
  4. Личных документов по адресу проживания, без которых пропавший гражданин не может обойтись.
  5. Серьезных конфликтов в семье, которые могли спровоцировать человека съехать на съемное жилье и оборвать любые отношения с родными.
  6. Заявления о розыске пропавшего без вести человека.
  7. Фактов поспешного переоформления собственности.

Причины для отказа в удовлетворении заявления

Далеко не каждый факт исчезновения является основанием для признания человека безвестно отсутствующим. Суд обязательно устанавливает обстоятельства дела, которые привели к исчезновению.

Если человек банально скрывается от следствия или кредиторов, то исковые требования будут отклонены.

Если же человек реально пропал, но родственники не выполнили необходимые мероприятия, не обратились в полицию, то для удовлетворения исковых требований также нет оснований.

Кто может инициировать судебное разбирательство

Заявителем может выступать любое заинтересованное лицо. Чаще всего в суд обращаются родственники пропавшего без вести человека – супруг или дети. Однако нередко заявление подают третьи лица – кредиторы, местные органы власти, совладельцы имущества, соучредители предприятия.

С 2018 года такая возможность появилась у взыскателей алиментов. Законный представитель ребенка, который взыскал алименты с родственника несовершеннолетнего, может обратиться в суд для признания плательщика пропавшим без вести, если сведений о нем нет более 1 года.

Это дает возможность ребенку получать пенсию по случаю потери кормильца до тех пор, пока родитель не объявится.


Как признать человека, гражданина безвестно отсутствующим

Установление юридического факта осуществляется в судебном порядке. Слушание дела проходит в рамках особого производства.

Слушание дела проходит по месту проживания заявителя (ст. 276 ГПК РФ). Ключевым моментом является наличие бесспорных доказательств отсутствия человека.

Предположения заявителя не берутся во внимание. При подаче заявления нужно заплатить госпошлину. По итогам судебного разбирательства принимается решение об удовлетворении или отклонении заявленные требования.

Порядок признания

Заявителю необходимо подготовить пакет документов и обратиться в районный/городской суд. Заявление подается по месту жительства истца.


В заявлении нужно последовательно изложить обстоятельства дела и указать цель обращения в суд. Дополнительно нужно приложить доказательства изложенных фактов.

При необходимости можно пригласить свидетелей, которым известно об обстоятельствах исчезновения человека. Дела о признании граждан безвестно отсутствующими рассматриваются обязательно с участием прокурора (ст. 278 ГПК РФ).

Исковое заявление

При составлении иска необходимо учитывать предписания ст. 131 ГПК РФ. Она закрепляет форму и содержание заявления.

Одновременно нужно учитывать особенности заявления, которое подается в порядке особого производства. Ключевым моментом является отображение причины признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 277 ГПК РФ).

В заявлении нужно указать:

  1. Название районного суда.
  2. Сведения о заявителе/заинтересованных лицах.
  3. Наименование документа.
  4. Обстоятельства дела. Например, жизни человека угрожала опасность или он оказался в районе стихийного бедствия.
  5. Цель признания гражданина безвестно пропавшим.
  6. Список прилагаемых бумаг.
  7. Дату, подпись заявителя.

Образец искового заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим


Прилагаемые документы

Перечень документов зависит от разных обстоятельств. Например, как именно исчез человек, и куда обращались родственники, чтобы его найти.

Базовый пакет документов

№ п/пНаименование документаКомментарии
1Гражданский паспорт заявителяВ обязательном порядке
2Удостоверение личности пропавшего человекаПри наличии
3Документы, подтверждающие родство с отсутствующим лицомЕсли заявление подается родственником, если истец посторонним гражданином (кредитором) или органом местного самоуправления, нужно документально подтвердить такой факт
4Справка с места жительства/работы пропавшего субъектаДанные необходимы для подтверждения факта отсутствия гражданина
5Бумаги из полиции, подтверждающие проведение розыскных мероприятийПроведение розыскных мероприятий является обязательным условием признания лица, безвестно отсутствующим. В противном случае суд откажет в установлении факта.
6Квитанция об оплате сбораПредоставляется в виде оригинала
7Дополнительные бумагиХодатайство о вызове свидетелей, истребовании документов

Расходы

При подаче заявления в суд необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет 300 р. (ст.333.19 НК РФ).

Дополнительные расходы обычно вызваны участием адвоката в судебном разбирательстве, приглашением свидетелей/переводчика, издержками на проезд и проживание третьих лиц (ст. 94 ГПК РФ).

Сроки

Подать исковое заявление можно в любое время, но не ранее чем через 1 год после исчезновения физического лица (ст. 42 ГК РФ). Однако если человек отсутствует более 5 лет, то его объявляют умершим в судебном порядке (ст. 45 ГК РФ).

Срок рассмотрения искового заявления не должен превышать 2 месяцев (ст. 154 ГПК РФ). Однако довольно часто слушание дела затягивается на больший срок.

Вынесение судебного решения

Слушание дела оканчивается принятием и оглашением судебного решения. Процессуальный документ вступает в силу через 1 месяц после его оглашения (ст. 209 ГПК РФ).

Однако участники судебного процесса могут обжаловать судебный акт путем подачи апелляции. В таком случае судебное решение вступает в силу после рассмотрения апелляционной жалобы (ст. 335 ГПК РФ).

Судебная практика

При подаче искового заявления ключевым фактором является наличие бесспорных доказательств. Отсутствие надлежащих документов обычно приводит к отклонению исковых требований.

Одна из частых причин отказа – пропавший человек не объявлен в федеральный розыск. Одновременно судебная практика содержит немало положительных решений.


Пример. Гражданка Ж. обратилась в суд с заявление о признании мужа безвестно отсутствующим. Обстоятельства дела – супруг уехал в соседний район на заготовку леса, но так и не вернулся оттуда. Женщина обратилась в полицию. Мужа объявили в федеральный розыск. Розыскные мероприятия не дали результата. Установление юридического факта необходимо для прописки сына в квартире по месту регистрации пропавшего гражданина. Третьи лица не возражали против удовлетворения иска. Свидетели подтвердили изложенные факты. Заявление было удовлетворено (Решение Ленинского райсуда Смоленска от 18.02.2013 дело №2-1319/13).

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Основные последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Передача имущества в доверительное управление. Если собственность пропавшего гражданина требует доверительного управления, то в ходе судебного разбирательства суд назначает управляющего по представлению органа опеки (ст. 43 ГК РФ).

Собственность передается по договору доверительного управления. При необходимости орган опеки может передать имущество управляющему и до истечения 1 года. Договор доверительного управления заключается с учетом положений закона.

Передача имущества по соглашению не лишает владельца права собственности (ст. 1012 ГК РФ). Доверительный управляющий должен совершать необходимые юридически значимые действия в интересах выгодополучателя.

  1. Возможность оформления развода в одностороннем порядке. Супруг пропавшего без вести гражданина может расторгнуть брак через отдел ЗАГС в упрощенном порядке (ст. 19 СК РФ). Необходимые регистрационные действия выполняются органом актовой записи по заявлению заинтересованного лица. Свидетельство о разводе выдается через месяц после подачи заявления.
  2. Назначение пенсии по потере кормильца. Если у пропавшего субъекта были иждивенцы, то таким лицам полагается назначение пенсии на их содержание.

Последствия явки пропавшего лица

Если гражданин признанный безвестно отсутствующим объявится спустя какое-то время, то его гражданские права полностью восстанавливаются. Однако необходимо будет обратиться в суд с заявлением об отмене принятого ранее судебного постановления. Новое решение суда является основанием для прекращения доверительного управления имуществом объявившегося гражданина (ст. 280 ГПК РФ).

Если гражданин был снят с регистрационного учета по решению суда, которым он был признан безвестно отсутствующим, то его права подлежат восстановлению в судебном порядке. По данному вопросу имеется положительная судебная практика.

Расторгнутый брак по решению суда может быть восстановлен. Исключением является повторное вступление мужа/жены в брачный союз с другим человеком (ст. 26 СК РФ).


Признание гражданина безвестно отсутствующим происходит в судебном порядке. При этом подобные дела довольно противоречивые. Одни граждане пытаются защитить свои права, другие просто манипулируют законом, чтобы завладеть имуществом человека. Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо поддерживать связь с родными и близкими, оплачивать коммунальные услуги, делать денежные переводы, просматривать сводку новостей о лицах, которые находятся в розыске. Если близкий человек длительное время не выходит на связь, то нужно инициировать розыскные мероприятия и позаботиться о сборе надлежащих доказательств его отсутствия. Получить предварительную консультацию по данному поводу можно на нашем сайте. Профильные юристы помогут разобраться даже в самой запутанной ситуации.


  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!


Задайте вопрос эксперту-юристу бесплатно!


Задайте юридический вопрос и получите бесплатную
консультацию. Мы подготовим ответ в течение 5 минут!

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарий к ст. 43 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим. Для обеспечения сохранности его имущества современный законодатель отказался от известной в прошлом опеки всего имущества в пользу договора доверительного управления его частью, требующей постоянного управления (ср. ст. 19 ГК 1964 г. и абз. 1 п. 1 ст. 43 ГК РФ). Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 38 ГК можно предположить, что речь идет о недвижимом и ценном движимом имуществе. Решение суда, упоминаемое в абз. 1 п. 1 ст. 43, - решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, но не о передаче его имущества для управления: а) после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина (п. 2 ст. 278 ГПК); б) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим - основание для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им (п. 1 ст. 279 ГПК). Поэтому вопрос о передаче имущества в управление и о заключении договора решает не суд, а орган опеки и попечительства, что подтверждает и правило п. 2 ст. 43, согласно которому управление имуществом безвестно отсутствующего может быть установлено и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, а значит, во всяком случае до судебного признания безвестного отсутствия.

Итак, управление имуществом безвестно отсутствующего покоится на фактическом составе из трех последовательных юридических фактов: а) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим; б) решение органа опеки и попечительства о необходимости управления его имуществом и определение фигуры управляющего; в) договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего, заключаемый органом опеки и попечительства с доверительным управляющим (абз. 1 п. 1 ст. 43). Основная функция последнего помимо обеспечения сохранности имущества безвестно отсутствующего - а) предоставление из этого имущества содержания его иждивенцам и б) погашение его долгов по другим его обязательствам (абз. 2 п. 1 ст. 43). Поскольку доверительное управление имуществом возникает по основанию, предусмотренному законом, к нему могут применяться правила гл. 53 ГК, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа данных отношений (ст. 1026 ГК). Имущество безвестно отсутствующего, не требующее постоянного управления (с учетом вышесказанного - неценная движимость), находится за рамками ст. 43 и не требует заключения договора (если иное не определяет специальный закон - п. 3 ст. 43).

2. Прочие правовые последствия признания безвестно отсутствующим (п. 3 ст. 43) могут быть гражданскими (см., например, подп. 6, 7 п. 1 ст. 188 ГК) и иными. Так, признание гражданина безвестно отсутствующим позволяет его супругу расторгнуть брак в органах загса независимо от наличия общих несовершеннолетних детей (расторжение брака и выдача свидетельства о его расторжении производятся по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака - п. п. 2, 3 ст. 19 СК). Признание безвестно отсутствующими родителей ребенка исключает их согласие на его усыновление (ст. 130 СК). Признание безвестно отсутствующим работника (работодателя) - основание для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 6 ст. 83 ТК). При признании гражданина безвестно отсутствующим его семья приравнивается к семье умершего кормильца, иждивенцы из числа нетрудоспособных членов его семьи имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, а один из членов его семьи (например, один из родителей или супруг) имеет право на такую пенсию независимо от наличия у него статуса иждивенца (п. 1 ст. 9 Закона о пенсиях). Для более серьезных правовых последствий - открытия наследства и перехода имущества безвестно отсутствующего гражданина к другим лицам - признания его безвестно отсутствующим недостаточно: он должен быть объявлен умершим (ст. ст. 45, 1113 ГК). Факт безвестного отсутствия констатирует судебное решение, он не является актом гражданского состояния и не подлежит регистрации в этом качестве (ст. 47 ГК).

Судебная практика по статье 43 ГК РФ

Соответственно, истец не вправе обжаловать решения, принятые залогодателем (компанией Абдулто Лимитед) на спорном собрании, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 43 Закона N 14-ФЗ, статьей 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оснований для квалификации обжалуемого решения в силу пункта 6 статьи 43 Закона N 14-ФЗ, пунктов 1 - 4 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе по мотиву его противоречия основам правопорядка или нравственности, как не имеющего юридической силы (ничтожного), не установлено.

Данные выводы суда согласуются с положениями статей 34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, которыми установлены пределы и границы деятельности представительного органа местного самоуправления и в силу которых федеральным законодательством действительно не предусмотрено полномочие представительного органа, в частности, на дачу согласия главе муниципального образования по утверждению заместителей главы местной администрации, руководителей муниципальных унитарных предприятий. Представительный орган местного самоуправления вправе лишь по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации, однако не вправе каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях главы муниципального образования или администрации местного самоуправления, а также участвовать в назначении руководителей муниципальных предприятий посредством предварительного согласования названного вопроса.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

Комментарий к ст. 276 ГПК РФ

1. Положения комментируемой нормы открывают новую главу в рамках особого производства, посвященную особенностям рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением является фактическое отсутствие человека в течение времени, определенного гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. ст. 42, 45 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

В зависимости от обстоятельств, при которых человек пропал, гражданское законодательство варьирует сроки, по истечении которых гражданина можно объявить умершим. Так, общим правилом является пятилетний срок отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания. Срок сокращается до шести месяцев, если человек пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, например наводнение, землетрясения, иные стихийные бедствия и аварии. Особый срок объявления умершим установлен для военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие лица могут быть объявлены судом умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

2. Как гражданское законодательство, так и положения комментируемой нормы в качестве лиц, имеющих право на обращение в суд с соответствующим заявлением, называют заинтересованных лиц, не раскрывая, кто может входить в их круг. Однако в судебной практике нередки случаи, когда суды отказывают в принятии заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в связи с тем, что заявитель не является лицом, заинтересованным в признании лица безвестно отсутствующим либо объявлении умершим.

Анализ судебной практики, а также комментируемой нормы позволяет сделать вывод, что в качестве заинтересованных лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, могут выступать:

- во-первых, граждане, для которых решение суда по такому заявлению является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав;

- во-вторых, с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ лицо, обратившееся в суд с заявлением в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица, при условии, что действующим законодательством ему предоставлено такое право;

- в-третьих, как физические лица, так и юридические лица, поскольку в комментируемой норме законодатель использует словосочетание "место нахождения" заинтересованного лица, употребляемое применительно к юридическим лицам.

В науке гражданского процессуального права отмечается, что понятие "заинтересованное лицо" поглощает понятие "заявитель", поскольку заявитель в первую очередь и является заинтересованным в деле лицом. При этом в качестве заявителя по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим ученые предлагают рассматривать лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладающее правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса .

См.: Портянкина С.П. Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 26.

Как свидетельствует практика, в качестве заинтересованных лиц по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, как правило, выступают потенциальные наследники: супруг, родители, дети и другие. Также такая возможность предоставлена работодателям в случае необходимости увольнения работника по п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ввиду признания судом работника умершим или безвестно отсутствующим; командирам воинских частей в отношении военнослужащих с целью исключения пропавших военнослужащих из списков личного состава войсковой части в соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и т.п.

3. Законодатель в комментируемой норме определяет не только круг лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, но и суды, полномочные рассматривать такие дела исходя из правил подсудности. Согласно позиции законодателя дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должны рассматриваться по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица.

Понятие "место жительства" определяется в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства в совокупности с нормами, регламентирующими право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (подробнее об этом см. п. 1 комментария к ст. 266). При этом, как показывает анализ судебной практики, при принятии от физических лиц заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим могут возникать коллизии с определением подсудности таких дел. В частности, такие ситуации возникают при обращении в суд с соответствующим заявлением законного представителя несовершеннолетнего, являющегося заинтересованным лицом, в случае, когда адреса регистрации указанных лиц не совпадают (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. по делу N 33-48583/2015).

Кроме того, учитывая, что в соответствии с действующим процессуальным законодательством споры о подсудности не допускаются, несмотря на имеющие место при определении подсудности ошибки, суды в целях обеспечения прав граждан на доступ к правосудию обязаны принимать к своему производству заявления, поданные с нарушением правил подсудности, если ранее другим судом заявителю было отказано в принятии заявления по тем же основаниям.

Пример: Н.А. постоянно проживал в г. Старая Русса Новгородской области, где также проживала его мать Н.Л., которую он просил при обращении в Старорусский районный суд Новгородской области признать безвестно отсутствующей. Однако районный суд возвратил заявление Н.А. и разъяснил ему право обратиться с указанным заявлением в Кольский районный суд Мурманской области по месту пребывания Н.А. в настоящее время. Кольский районный суд также возвратил заявление Н.А., рекомендовав обратиться в Старорусский районный суд. Мурманский областной суд, рассмотрев частную жалобу Н.А., отменил определение суда первой инстанции, поскольку при сложившихся обстоятельствах Кольский районный суд, возвращая заявление Н.А., фактически лишил его права на доступ к правосудию и тем самым нарушил не только процессуальные, но и конституционные права заявителя (см. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 1 октября 2015 г. N 33-3026/2015).

4. Место нахождения юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом в Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, исходя из которого и определяется территориальная подсудность рассмотрения дела судом.

Трудности в определении подсудности дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим возникают и при обращении в суд организаций. Как показывает практика, такие проблемы возникают в случае обращения в суд с соответствующими заявлениями структурных подразделений юридических лиц.

Пример: Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в СЗАО было возвращено заявление о признании умершей А. Возвращая заинтересованному лицу заявление, суд отметил, что место нахождения заявителя не относится к территории юрисдикции Тушинского районного суда г. Москвы, поскольку Управление Департамента жилищной политики не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому заявитель, расположенный по адресу юрисдикции Пресненского районного суда г. Москвы, был не вправе обращаться с данным заявлением в Тушинский районный суд г. Москвы (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2013 г. по делу N 11-41105).

Таким образом, в приведенном примере из судебной практики суд фактически рекомендовал обратиться заявителю в суд по месту нахождения юридического лица, а не его структурного подразделения. В то же время существует судебная практика, признающая право обособленных структурных подразделений на обращение в суд по месту их нахождения.

Пример: Приморский краевой суд, рассматривая частную жалобу филиала ЗАО на определение городского суда о возвращении заявления о признании безвестно отсутствующим работника филиала, своим Определением от 21 мая 2014 г. по делу N 33-4878/2014 отменил Определение суда нижестоящей инстанции, обосновав свою позицию тем, что в качестве заинтересованного лица выступает работодатель, независимо от его правового статуса (юридическое лицо или филиал).

Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.

Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства либо по месту нахождения заинтересованного лица.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года не было сведений о месте жительства гражданина, о месте его пребывания. Заинтересованные лица должны проявлять активность в поиске сведений о гражданине еще до подачи соответствующего заявления в суд. В заявлении излагаются обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, что может подтверждаться документами правоохранительных органов.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:

- отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;

- отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

- наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

- наличие длительных или острых конфликтов в семье;

- безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;

- наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;

- наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;

- наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;

- внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;

- поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);

- исчезновение с автотранспортом;

- исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;

- исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время;

- безвестное отсутствие беременной женщины;

- исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий.

Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.

Так, например, заявитель И. обратилась в суд, просит признать безвестно отсутствующим К. о судьбе которого с 2005 года ничего не известно. В 2007 году заведено розыскное дело. Признание К. безвестно отсутствующим необходимо для расторжения брака и снятия его с регистрационного учета.

В судебном заседании заявитель пояснила, что с 01.02.1996 К. по месту регистрации не появляется, утратил связи с родственниками с июня 2005 года, когда последний раз поздравил сына с днем рождения. Решением суда К. признан безвестно отсутствующим.

В целях сохранения имущества безвестно отсутствующего на основании решения суда органом опеки и попечительства определяется лицо, которое будет управлять имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Отношения между таким лицом и органами опеки и попечительства оформляются договором доверительного управления.

В действующем законодательстве указано два основания для отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Первое - "явка" гражданина, т.е. самостоятельное прибытие лица, признанного безвестно отсутствующим, домой, на работу, в суд, органы внутренних дел и т.п. В данной ситуации гражданин подает заявление в суд.

Второе - обнаружение гражданина. В этом случае заинтересованное лицо подает заявление в суд с указанием, где, когда, кем было обнаружено соответствующее лицо.

На основании ст. 280 ГПК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет ранее принятое решение.

Читайте также: