Легитимность суда как проверить

Обновлено: 12.05.2024

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

До снятия режима повышенных мер в связи с COVID-19 действует порядок приема документов, утв. Решением Президиума ВККС РФ от 16.04.2020.

(п. 2 введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

2.1. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии).

(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копия;

анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;

подлинник и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, или копии иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;

(см. текст в предыдущей редакции)

документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему документы и их копии, указанные в настоящем пункте.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 - 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) подлинник либо заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки или подлинники либо заверенные в установленном порядке копии иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена (не представляются гражданами, которые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи не сдают квалификационный экзамен на должность судьи);

(см. текст в предыдущей редакции)

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 8 ст. 5 см. Постановление КС РФ от 24.03.2009 N 6-П.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 422-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 сентября 2019 года. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 243-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 9 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

1) Президенту Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

С 01.01.2023 в пп. 2 п. 10 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ).

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

(п. 10 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

11. В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

Государственной власти присуще такое свойство как ле­гитимность.

Современное понимание легитимности государственной власти связано прежде всего с именем Макса Вебера (1864-1920). По его определению под легитимностью власти следует понимать совокупность оснований для оправдания господства одних людей над другими 1 . Легитимный порядок в государстве - это "порядок, обладающий престижем, в силу которого он диктует нерушимые требования и устанавливает образец пове­дения" 2 .

Судебная власть является частью государственной вла­сти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимность судебной власти состоит в ее соответст­вии прогрессивным человеческим ценностям. Легитимна такая судебная власть, которую поддерживает народ. Его отношение к судебной власти проявляется в двух плоскостях: на стадии формирования органов судебной власти и на стадии их функ­ционирования. В конституции любого государства содержатся нормы, которые хотя и контурно, но все же определяют, какой в идеале должна быть судебная власть в данном государстве. В отраслевых нормативно-правовых актах более детально регла­ментируется, как должен формироваться и действовать суд.

Судебная власть будет легитимной, если она организо­вана так, чтобы соответствовать основополагающим целям го­сударства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования. Поэто­му судебной власти присуще учитывать социокультурное со­стояние народа, его менталитет. Отсюда вытекает различная степень ее легитимности. Она может зависеть, например, от того, участвует ли электорат в поддержке судебной власти путем выборов судей. Можно предположить, что там, где судьи изби­раются народом, происходит больший учет его интересов в процессе деятельности органов судебной власти. Выборы являются наилучшим способом легитимности власти. Но судья должен подчиняться закону и тем самым не зависеть от лиц, его избравших. Если судья будет думать о том, как лучше, более полно удовлетворить интересы тех, кто его избрал, то неизбежно пренебрежение необходимостью установления истины по рассматриваемому делу. Избиратели должны оценить поступки судьи, строго соблюдающего закон. Рассчитывать же на их беспристрастный голос не всегда можно, ввиду неоднородности уровняя их правосознания. По этой же причине им сложно сделать выбор из нескольких кандидатур, предложенных на должность судьи. Поэтому система выборов судей не может быть господствующей. Она способна быть вспомогательной, дополняющей систему назначения судей органами государства. Отсюда легитимность судебной власти во многом зависит от легитимности этих органов.

12. Принцип осуществления правосудия толькосудом

В содержание принципа осуществления правосудия только судом входит вся судебная деятельность, во всех се про­явлениях, как при рассмотрении дел по существу, так и при проверке законности и обоснованности судебных решений. Та­кого рода судебная деятельность соответствует природе судов и составляет содержание правосудия.

Принцип осуществления правосудия только судом фор­мирует такой юридический режим, при котором отмена или из­менение судебных решений допускается не иначе как выше­стоящим судом и в порядке осуществления правосудия. Ни од­но из судебных решений не может быть отменено или изменено каким-либо иным государственным органом, а только судом. В этом проявляется не только самостоятельность суда, но и его авторитет.

Деятельность суда регламентирована законом, который устанавливает такой порядок осуществления правосудия, при котором реализуются гарантии соблюдения прав и законных интересов человека.

В законодательстве установлены особенности реализа­ции принципа осуществления правосудия только судом приме­нительно к различным видам правосудия.

При рассмотрении судом уголовных дел, сущность этого принципа характеризуется тем, что только суду принадлежит право решать вопрос о виновности лица в совершении преступ­ления и назначать ему уголовное наказание. Исходя из этого, принцип осуществления правосудия только судом направляет и обусловливает конструкцию уголовного процесса в целом, включая и деятельность по расследованию преступлений, кото­рая является досудебной уголовно-процессуальной деятельно­стью. В ходе судебной деятельности может быть установлена невиновность лица в совершении преступления. Принятые в этих случаях решения, фиксируются в приговоре суда, который может быть обвинительным или оправдательным. Достаточно отчетливо этот принцип виден и при рас­смотрении судом гражданских дел. Из него вытекает, что дру­гие государственные органы и общественные формирования не полномочны рассматривать гражданские дела, разрешение ко­торых отнесено к компетенции суда. В случае, если закон пре­дусматривает рассмотрение некоторых гражданских дел не су­дом, а иными органами, то это не является правосудием. На­пример, комиссии по трудовым спорам, образованные на пред­приятиях, в учреждениях, организациях рассматривают трудо­вые споры, но эта деятельность не образует правосудие и прин­цип осуществления правосудия только судом на нее не распро­страняется.

Итак, разбираемся, что делать, если документы подписаны в отсутствие полномочий.

1. Юридически полномочия генерального директора есть, а по факту – прекратились

Довольно распространенная уловка со стороны контрагента, когда преследуется цель не платить по своим долговым обязательствам.

В данном случае можно сообщить контрагенту о том, что:

• положения статьи 53 ГК РФ предусматривают, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, сведения о которых включаются в ЕГРЮЛ;

• генеральный директор (ввиду особого статуса) считается действующим до того момента, пока общее собрание не изберет иное лицо или директор самостоятельно не сообщит в налоговый орган, что он больше не является единоличным исполняющим органом (Постановления АС Московского округа от 07.02.2017 по делу № А40-249803/2015, АС Северо-Западного округа от 23.08.2018 по делу № А56-50010/2017, АС Уральского округа от 27.12.2018 по делу № А60-53780/2017).

Рекомендация: перед подписанием договора проверить данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении единоличного исполнительного органа; распечатать выписку из ЕГРЮЛ и подшить к подписанному договору; распечатать и подшить справку об отсутствии в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица недостоверных сведений.

2. Отозванная доверенность на совершение юридических действий

Еще одно основание со стороны недобросовестного контрагента с целью не исполнять свои договорные обязательства. В данном случае сразу стоит напомнить вашему контрагенту положения статьи 189 ГК РФ, в соответствии с которой для отзыва доверенности необходимо совершить следующие действия:

• известить об отзыве доверенности поверенного;

• оповестить об отзыве доверенности заинтересованный круг лиц;

• получить оригинал доверенности от поверенного.

Безусловно, для каждого пункта должно быть доказательство, и при несоблюдении хотя бы одного из них контрагент уже не может ссылаться на факт отзыва доверенности.

Таким образом, права и обязанности, которые контрагент приобрел в результате действий представителя с отозванной доверенностью, сохраняют силу для представляемого.

3. У представителя не было никакой доверенности

• наличие на подписанном документе оттиска печати организации. Судебная практика также склоняется к тому, что раз имеется оттиск печати компании на документах, то компания делегировала сотруднику полномочия (постановления АС Западно-Сибирского округа от 01.11.2016 по делу № А67-8683/2015, от 12.10.2017 по делу № А70-15411/2015, АС Московского округа от 24.01.2017 по делу № А40-118928/2016, АС Дальневосточного округа от 27.09.2017 по делу № А59-2271/2016, от 23.08.2016 по делу № А73-6171/2015);

• в отсутствие оттиска печати на документе можно ссылаться на трудовые функции работника (определения ВС РФ от 20.04.2016 по делу № А60-13967/2015, от 03.02.2016 по делу № А56-85927/2014, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 18.11.2015 по делу № А10-6408/2014, АС Московского округа от 25.12.2017 по делу № А40-205369/2016, АС Центрального округа от 11.09.2017 по делу № А14-3444/2016). Согласно положениям статьи 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника.

Но! Стоит обратить внимание, что на документе должны стоять и оттиск печати компании, и подпись лица. Наличие на документе только оттиска печати без подписи или при наличии поддельной подписи – явный признак того, что суд не признает полномочия подписавшего лица легитимными. Оттиск печати компании контрагента также должен быть подлинным.

Полномочия сотрудника не подлежат проверке, в случае если один и тот же сотрудник неоднократно подписывал ряд документов, которые в последующем служили основанием для перечисления денежных средств вашей компании.

4. У подписавшего лица ограничены полномочия на заключение сделок и отсутствует соответствующее одобрение компетентного органа ЮЛ

В моей практике был случай, когда столкнулись интересы двух компаний: одна компания – подрядчик, другая – заказчик. Как часто бывает, заказчик не хотел платить по своим обязательствам. Дело дошло до суда. В суде сторона заказчика говорила о том, что у ее директора отсутствовали полномочия по заключению контракта на такую большую сумму (устав компании заказчика содержал ограничения – директор вправе самостоятельно заключать сделки стоимостью до 5 млн руб., во всех остальных случаях необходимо одобрение совета директоров). Конечно, суд не принял такой довод в качестве надлежащего. Исковое заявление компании-подрядчика было удовлетворено в полном объеме.

Судебная практика по данному вопросу по-разному оценивает обстоятельства. Например, одни суды оценивают ссылку в договоре на устав организации как презумпцию знания контрагентом компетенции лица, подписавшего договор (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2010 по делу № А33-2075/2009), в других случаях суды полагают, что подобная ссылка на устав недостаточна как доказательство осведомленности об ограничении полномочий (Постановление ФАС Московского округа от 21.05.2010 № А40-108901/09-25-433).

В случае если имеются ограничения в полномочиях единоличного исполнительного органа, необходимо получить одобрение заключения договора. Одобрение может быть предварительным и последующим. Сложность последующего одобрения заключается в том, что можно так и не получить в виде отдельного документа, в котором будут отражены все существенные условия сделки. Но и здесь не стоит отчаиваться. Последующее одобрение сделки может выражаться и в конклюдентных действиях оппонента, а не только предоставлении решения (протокола).

Последующим одобрением сделки со стороны оппонента могут служить:

• письменное (устное) одобрение (Постановление АС Дальневосточного округа от 08.08.2016 по делу № А73-2050/2015);

• полная (частичная) уплата задолженности, включая пени, штрафы, проценты (постановления АС Волго-Вятского округа от 04.04.2017 по делу № А39-5603/2015, 10 ААС от 24.05.2017 по делу № А41-72503/2016);

• подписание акта сверки задолженности (Постановление АС Северо-Западного округа от 15.07.2016 по делу № А56-67157/2015).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства юстиции РФ от 21 марта 2019 г. № 06-35758/19 “О признании документов без легализации (апостилирования)”


Обзор документа

Письмо Министерства юстиции РФ от 21 марта 2019 г. № 06-35758/19 “О признании документов без легализации (апостилирования)”

В связи с поступающими обращениями территориальных органов Минюста России относительно практики применения рядом иностранных государств положений двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, отменяющих требование легализации (апостилирования), сообщаем.

По информации, поступившей из Министерства иностранных дел Российской Федерации, компетентные органы большинства иностранных государств придерживаются положений двусторонних договоров о правовой помощи и не предъявляют необоснованных требований о дополнительном удостоверении российских официальных документов. К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония.

Российская Федерация является участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1993 года, в соответствии с которой официальные документы принимаются другими государствами - участниками Конвенции без легализации (апостилирования). К таким государствам относятся: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Вместе с тем в ряде государств наблюдается систематическое несоблюдение соответствующих положений двусторонних договоров о правовой помощи. В частности, Албания, Кипр, Латвия, Македония, Словакия, Словения вопреки положениям двусторонних договоров о правовой помощи признают российские официальные документы только при наличии проставленного апостиля.

Особо следует отметить ситуацию, сложившуюся в российско-латвийских отношениях, когда государства неодинаково толкуют и применяют положения Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

Так, латвийская сторона придерживается мнения о том, что "порядок приема официальных документов одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения (легализации или апостиля), предусмотренный статьей 13 Договора, относится только к официальным документам, пересылаемым в рамках оказания международной правовой помощи в соответствии с условиями Договора".

Учитывая изложенное, в целях защиты интересов российских заявителей в условиях изменения в одностороннем порядке латвийской стороной сложившейся практики полагаем целесообразным применять порядок проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих предъявлению на территории Латвии, и соответственно данный порядок применять в отношении документов, выданных латвийской стороной для предъявления на территории России.

В отношении практики применения не указанными в данном письме государствами положений двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, отменяющих требование легализации (апостилирования), будет сообщено дополнительно по мере поступления соответствующей информации из МИДа России.

Представленную информацию необходимо довести до сведения органов ЗАГС и нотариальных палат в субъектах Российской Федерации.

Директор Департамента
международного права и сотрудничества
А.В. Усачева

Обзор документа

Минюст проанализировал практику применения иностранными государствами двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, отменяющих требование легализации (апостилирования). Ведомство указало, что Албания, Кипр, Латвия, Македония, Словакия и Словения нарушают положения договоров и признают российские официальные документы только при наличии апостиля.

Латвия считает, что порядок приема официальных документов одной стороны на территории другой без какого-либо иного удостоверения (легализации или апостиля) относится только к официальным документам, пересылаемым в рамках оказания международной правовой помощи.

В связи с этим Минюст рекомендует применять порядок проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих предъявлению в Латвии и в отношении документов, выданных латвийской стороной для предъявления в России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ — это судебный акт о взыскании задолженности. Он выдается мировым судьей по требованию кредитора (взыскателя). Происходит это действо в упрощенном порядке и без проведения разбирательства. То есть никаких прений сторон с заламыванием рук в зале суда. С полученным приказом взыскатель может сразу обращаться к приставам, чтобы требовать возмещения долга.

Пристав же имеет право инициировать принудительное исполнение, введение арестов, а также реализацию активов. Для ответчика эти претензии могут стать неожиданностью, если, конечно, он не получил копию документа.

Узнав о начале взыскания долга, можно найти судебный приказ по его номеру или по фамилии ответчика. Сделать это можно через интернет, по поиску в материалах ФССП, в мировом суде. Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Где посмотреть судебный приказ о взыскании долга

Разберем, как узнать номер судебного приказа и ознакомиться с его содержанием, если вы не получали его на этапе вынесения. Отметим, что должник может действовать не только самостоятельно, но и через представителя. Например, им может быть юрист . Представитель по доверенности сможет подавать запросы и заявления, получать копии документов, обжаловать неправомерные действия.

Наши юристы готовы оказать помощь, если вы столкнулись с взысканием по судебному приказу, не знаете его номер и дату вынесения.

На сайте суда

Проще всего найти решение суда или узнать о номере дела через интернет. Такая информация публикуется на сайте каждого судебного органа. Обычно взыскание осуществляется через мировой суд по месту нахождения (регистрации) ответчика. Поэтому для получения сведений о номере дела действуйте следующим образом:

Как выглядит возражение на судебный приказ

Как выглядит возражение на судебный приказ

Поиск судебного приказа будет затруднен, если вы ищете информацию только по фамилии. По самым распространенным фамилиям поиск может выдать даже десятки дел, особенно если речь идет о мировом суде в большом городе.

Если вы смогли узнать судью и номер дела, то можно обратиться за копией документа. Для этого подавайте письменное заявление на имя судьи. В заявлении обязательно укажите номер дела и дату вынесения судебного акта.

Есть ли косвенные признаки того,
что взыскатель подался в суд за приказом?
Спросите юриста

В материалах исполнительного производства

Посмотреть судебный приказ можно в материалах производства у пристава, если уже начато принудительное исполнение. Для ознакомления с материалами нужно подать заявление. Вы сможете не только прочитать текст судебного приказа, но и снять его копию.

Быстрее всего получить копии из материалов дела при личном обращении в ФССП. Однако желательно уточнить график работы пристава, ведущего ваше дело. Кроме того, в период пандемии личный прием граждан нередко ограничивают несколькими часами в неделю .

Что делать, если я не успел
отменить судебный приказ? Закажите
звонок юриста

На сайте ФССП

Проверить судебный приказ по номеру исполнительного производства можно на портале ФССП. Там в открытом доступе размещен Банк данных всех дел, возбужденных приставами.

Чтобы найти дело, в форме поиска нужно указать регион, ФИО должника. Желательно указать и дату рождения, чтобы получить более точный результат поиска.

Форма поиска судебного приказа в базе должников на сайте ФССП

Форма поиска судебного приказа в базе должников на сайте ФССП

Как найти судебный приказ по номеру дела онлайн на портале ФССП? По результатам поиска будет предоставлена следующая информации:

  • общие данные о должнике;
  • номер и дата возбуждения производства;
  • номер и дата выдачи исполнительного документа (в частности, там будет указан и номер приказа);
  • краткая характеристика предмета взыскания (например, задолженность и ее сумма);
  • информация о приставе, ведущем дело (в том числе номер телефона для связи).

Получив эти данные, вы сможете обратиться в судебный орган или в ФССП, ознакомиться с приказом или получить его копию.

Через госуслуги

Напрямую узнать решение суда или получить его копию через госуслуги нельзя. Но у пользователей госуслуг есть возможность:

Поиск приказа на Госуслугах

Поиск приказа на Госуслугах

На госуслугах отсутствует единая база данных по фамилии должников. Чтобы получить копию судебного приказа все равно придется обращаться в ФССП или в суд.

В каких случаях судья не станет
отменять приказ? Закажите
звонок юриста

Обязан ли кто-то сообщить должнику о вынесении судебного приказа?

Да, обязан. Поскольку должник (ответчик) является полноценным участником судебного дела. Поэтому ему обязательно направят все основные документы, связанные со взысканием. Так как приказное производство не предусматривает проведение заседаний, то повестки и извещения сторонам не направляют. Но вот копию приказа судья обязательно отправит должнику, так как от даты ее получения зависит определение возможного срока на подачу возражений.

Что обязан сделать взыскатель

При подаче искового заявления истцом в адрес ответчика обязательно направляется копия этого документа. Если в документах не будет доказательств отправления иска ответчику, то судья откажет в возбуждении дела или банально приостановит дело на неопределенный срок.

В приказном производстве все немного иначе. Так проходит процесс при выдаче судебного приказа:

  • взыскатель направляет заявление и другие документы сразу в суд;
  • взыскатель не обязан уведомлять должника о подаче заявления каким-либо способом;
  • так как приказное производство не предусматривает судебных заседаний, то заявитель и ответчик вообще не встречаются в процессе взыскания.

Считается, что должник обязан знать о долге,
по которому был вынесен приказ. А если
я о долге не знаю?

В обязанности взыскателя входит указание обязательных идентификаторов ответчика, его адреса проживания или местонахождения. Во-первых, это нужно для направления копии приказа по тому адресу, где документ найдет должника. Кроме того, в судебном приказе нужно указать точные данные, по которым приставы будут идентифицировать должника.

Что закон обязывает сделать судью?

Судья, который ведет производство по делу, обязан направлять определенные документы обеим сторонам. При выдаче приказа в обязанности мирового судьи входит:

  • направление должнику копии приказа в 5-тидневный срок после его вынесения;
  • проверка даты получения копии документа или причин неполучения, чтобы принять решение о выдаче взыскателю приказа;
  • вынесение определения об отмене приказа, если должник вовремя представит возражения.

Судебное производство предусматривает ведение карточек дел, в том числе и по выданным приказам. Карточки дел доступны на сайтах судебных органов всем желающим. Персональные данные участников процесса на сайте суда почитать нереально, но получить общую информацию о взыскании задолженности можно. В частности, по карточке дела будет виден номер приказа и дата его выдачи, а также и сведения о судье.

Также по заявлению участников процесса судья обязан предоставить материалы дела для ознакомления, для снятия копий. Для подачи такого заявления нужно знать номер дела.

Я нашел на свое имя судебный приказ.
Как его опротестовать? Спросите юриста

Как информируют о приказе приставы

Для пристава должник является самым важным участником производства.

Поэтому закон № 229-ФЗ обязывает сотрудника ФССП:

  • направлять должнику копию постановления о возбуждении дела (помимо прочего, в содержании постановления будет указан номер судебного акта и дата его вынесения);
  • размещать информацию о каждом производстве в Банке данных на портале ФССП;
  • предоставлять должнику материалы дела для ознакомления, давать информацию по запросу по почте, через госуслуги или на личном приеме.

Сделать это реально через поиск в карточке дела на сайте суда, в Банке данных на портале ФССП. Ознакомиться с содержанием приказа можно в материалах судебного дела или исполнительного производства. Копию приказа можно получить в ФССП или в мировом суде.

Судебный приказ является исполнительным документом прямого действия. Его подает в ФССП взыскатель. Соответственно, документ будет храниться в деле вплоть до окончания или прекращения производства.

Чем грозит выдача приказа

Оформление приказов в суде допускается только в отношении бесспорных долгов и обязательств. К ним закон относит кредиты и микрозаймы, долги по нотариально оформленным документам, взыскание алиментов, неплатежей за услуги ЖКХ, ну и по некоторым другим обязательствам. При этом общая сумма взыскания в приказном производстве не может быть больше 500 тыс. руб.

Если характер обязательств допускает выдачу приказа, то кредитор практически из 100% возможностей выберет обращение за ним.

Почему? Да потому, что при отсутствии возражений от ответчика, с этим судебным актом можно:

Чем приказ отличается от иска?
Тонкости жизни судебных актов вам
разъяснит юрист

Но письмо из суда может долго идти по почте или вообще затеряться. Если же должник изменил адрес своего проживания, и не уведомил об этом органы регистрации, то письмо будет возвращено обратно в суд.

Если вовремя узнать о взыскании, то можно отменить приказ в упрощенном порядке. Закон дает 10 дней на подготовку и подачу возражений на вынесенный приказ. Если они поступят в судебный орган в установленный нормативами срок, то приказ отменят. Это требование закона.

Отмена судебного приказа. Статья 129 ГПК

При поступлении в установленный срок возражений должника относительно исполнения судебного приказа судья отменяет судебный приказ.

В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.


Если 10-тидневный срок пропущен по уважительным причинам, то его можно восстановить. Для отмены приказа нужно, как минимум, знать номер документа и дату его вынесения, а также (неплохо бы) — сумму взыскания. В идеале вообще получить копию документа, чтобы прикладывать ее к возражениям и жалобам.

Поиск карточки дела на сайте суда

Поиск карточки дела на сайте суда

Что можно узнать из содержания судебного приказа

Ознакомившись с содержанием приказа, можно принять решение о подаче возражений или кассационной жалобы. Если же вы согласны с требованиями взыскателя, то можно полностью погасить задолженность, не дожидаясь списания с карт, а также проведения малоприятных процедур описи, ареста и реализации имущества.

В содержании приказа можно узнать:

  • наименование судебного органа;
  • номер дела (приказа), дату вынесения судебного акта;
  • сведения о взыскателе и должнике;
  • суть требования;
  • размер основной задолженности, сумму уже начисленных штрафных санкций;
  • реквизиты для оплаты долга (например, номер банковского счета).

Приказ всегда заверяется печатью и подписью судьи. При этом оригинал документа хранится в материалах судебного дела, а взыскатель получает заверенную копию.

Узнали о судебном приказе: что делать дальше?

Когда поиск решения суда завершен, вы можете начать погашение задолженности или использовать ряд вариантов защиты. Должник в приказном производстве может:

Отмена судебного акта автоматически влечет прекращение производства в ФССП. Более того, если по отмененному документу уже были удержаны деньги, их можно вернуть. Для этого подается заявление о повороте судебного дела.

Если у вас возникли сложности с получением информации о судебном акте или с его отменой, обращайтесь к нашим юристам. Мы поможем узнать по номеру приказа основания для взыскания, подготовим возражения и жалобы в мировой суд.

Читайте также: