Кто возглавляет судебный департамент при верховном суде рф

Обновлено: 19.05.2024

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Под организационным обеспечением деятельности федеральных законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный Департамент при ВС РФ не обеспечивает деятельность КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов, системы арбитражных судов.

Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Генеральному директору

Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Генеральный директор Судебного департамента:

1) руководит деятельностью Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента;

2) представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

3) организует разработку положений о подразделениях Судебного департамента и представляет их на утверждение коллегии;

4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей органов и учреждений Судебного департамента;

7) утверждает численность и штатное расписание Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда; по представлению начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата указанного управления (отдела);

8) ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;

9) присваивает в пределах своей компетенции классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов; ходатайствует о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Генеральный директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

В Судебном департаменте образуется коллегияв составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации. В работе коллегии могут принимать

участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии,

утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения. Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента. Оно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации. Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

Администратор верховного суда субъекта РФ осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

40 Федеральная служба судебных приставов: полномочия, система органов.

Первый шаг по воссозданию службы судебных приставов, существовавший еще дореволюционных судах, был сделан, когда принимался Закон о Конституционном Суде, установивший, что за все время заседания этого суда порядок должен поддерживаться особым должностным лицом – судебным приставом.

Закон о судебных приставах от 21 июля 1997 года ввел такого рода должностных лиц для всех др. судов, в том числе ВС РФ, ВАС РФ, а также для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Но на современных судебных приставов возложены более широкие функции – не только обеспечения установленного порядка деятельности судов, но и исполнение судебных актов и актов некоторых других органов (например, решения Международного коммерческого арбитража, третейских судов).

С учетом такого определения функций судебные приставы подразделяются на 2 группы:

1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов

2. судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты др. органов.

Такими должностными лицами могут стать гражданине Российской Федерации, достигшие возраста 21 год, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость. При вступлении на должность судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей они должны носить форменную одежду, иметь знаки различия и эмблему.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в судах безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизуоказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов

осуществлять личный досмотр, а также досмотр находящихся при них вещей

не допускать в лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы взрывчатые вещества;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях

обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

получает и обрабатывает персональные данные

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

давать гражданам и организациям поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Законом судебные приставы объединяются в единую службу, возглавляемую директором ФССП России – главным судебным приставом РФ, назначаемый на должность и освобождаемый с должности Президентом РФ.

Схематично эта служба состоит из:

- Центрального аппарата ФССП. Положение о ней, ее структура и штатная численность работников утверждается Президентом. В этом аппарате разрешено иметь ряд управлений, например, управление исполнительного производства, управление по реализации имущества должников и др.

- территориальные органов – управлений (отделов) ФССП по субъектам РФ. Их возглавляет назначаемый Минюстом руководители – главные судебные приставы субъектов. Положение об этих органов утверждается приказом Минюста.

- структурные подразделения территориальных органов ФССП – районных, межрайонных и специализированных отделов, возглавляемые старшими судебными приставами. (см. текст в предыдущей редакции)

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган. В его задачи входит организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент в соответствии со своей компетенцией осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент, не вмешиваясь в осуществления правосудия, призван способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ - генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваивают классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

Финансирование судов общей юрисдикции, мировых судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета; финансирование как судов, так и департамента указывается отдельной строкой в федеральном бюджете.

Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, а также принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.

При наличии разногласий Правительство РФ прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

В деятельности по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное. Они составляют компетенцию департамента.

Судебный департамент в сфере кадрового обеспечения деятельности судов определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический и персональный учет судей и работников аппарата судов.

В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Судебный департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.




Судебный департамент в сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппарата судов, аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.

В субъектах РФ образуются управления (отделы) Судебного департамента, возглавляемые соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором Судебного департаменту по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Генеральный директор Судебного департамента ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного суда РФ и Советом судей РФ, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте место Верховного Суда в системе судов общей юрисдикции

2. Перечислите основные полномочия Президиума Верховного Суда РФ

3. Назовите основные функции и полномочия Председателя Верховного Суда РФ

Основные понятия

Военные суды являются специальными судами в составе судов общей юрисдикции и организационно, как и общие территориальные суды, замыкаются на Верховный Суд РФ.

Военные суды, как и суды общей юрисдикции, в своей деятельности руководствуются уголовным, гражданским и соответствующим процессуальным законодательством, обязательным для этих судов. В соответствии со ст.126 Конституции высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд Российской Федерации, который реализует свои функции в отношении военных судов через свою Военную коллегию.

Военные суды подразделяются на:

Ø основное (первое) звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов. В военных судах первого звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе одного судьи единолично;

Ø среднее (второе) звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск. В военных судах второго звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе трех (профессиональных) судей, один из которых председательствует в судебном процессе. По второй (кассационной) инстанции дела рассматриваются в составе трех судей, а в порядке надзора в составе членов президиума, куда входят председатель этого суда, его заместители, а также наиболее квалифицированные и опытные судьи;

Ø высшее (третье) звено – военная коллегия Верховного Суда РФ. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему военному суду.

Военным судам подсудны дела:

· обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения сборов (ст. 31 УПК РФ);

· о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицом начальствующего состава исправительных учреждений;

· о преступлениях, совершенных лицами, состоящими на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел, а также в некоторых других ведомствах, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Российской Федерации.

При обвинении лица (группы лиц) в совершении нескольких преступлений, одно из которых отнесено к подсудности военных судов, дело рассматривается в военном суде.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Судьи Военной коллегии, как члены Верховного Суда, назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.

На должность военных судей могут назначаться граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж юридической деятельности не менее пяти лет, находящиеся на действительной военной службе в воинском звании не ниже офицера, достигшие 25-летнего возраста.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

1. Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

2. Генеральному директору Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

3. Генеральный директор Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Генеральный директор Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

4. Генеральный директор Судебного департамента обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. (Пункт введен - Федеральный закон от 05.10.2015 № 285-ФЗ)

Статья 9. Заместители Генерального директора Судебного департамента

1. Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента. (В редакции Федерального закона от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

2. Заместители Генерального директора Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Заместители Генерального директора Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

Статья 10. Полномочия Генерального директора Судебного департамента

1. Генеральный директор Судебного департамента:

1) руководит деятельностью Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента;

2) представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

3) утверждает положения о подразделениях и об органах Судебного департамента; (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей органов и учреждений Судебного департамента;

7) утверждает численность и штатное расписание Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда; по представлению начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата указанного управления; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

8) ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;

9) присваивает в пределах своей компетенции классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов; ходатайствует о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий; (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 126-ФЗ)

10) представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

2. Генеральный директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

Статья 11. Коллегия Судебного департамента

1. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

2. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации.

3. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

4. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения.

Статья 12. Работники Судебного департамента

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. (В редакции федеральных законов от 28.06.2009 № 126-ФЗ; от 18.07.2011 № 240-ФЗ)

Статья 121. Место постоянного пребывания Судебного департамента

1. Местом постоянного пребывания Судебного департамента является город Санкт-Петербург.

2. В целях обеспечения постоянной связи Судебного департамента с федеральными органами государственной власти в городе Москве, содействия в осуществлении Судебным департаментом своих полномочий создается представительство Судебного департамента в городе Москве.

(Статья введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 475-ФЗ)

Глава III. Полномочия, структура и организация деятельности управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 13. Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации

1. Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - управление Судебного департамента) является органом Судебного департамента.

2. Управление Судебного департамента подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 14. Полномочия управления Судебного департамента

Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции:

1) осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации";

2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

3) изучает в рамках предоставленных полномочий организацию деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию;

4) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

5) финансирует районные суды, гарнизонные военные суды и органы судейского сообщества в субъекте Российской Федерации; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

6) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными судами, гарнизонными военными судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

7) участвует в организации обеспечения районных судов и гарнизонных военных судов программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также в организации информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов; (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

71) участвует в осуществлении мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"; (Подпункт введен - Федеральный закон от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

72) участвует в пределах своих полномочий в обеспечении доступа к информации о деятельности судов; (Подпункт введен - Федеральный закон от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

8) обеспечивает районные суды и гарнизонные военные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов и гарнизонных военных судов;

9) ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий;

10) принимает во взаимодействии с районными судами, гарнизонными военными судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

11) организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов; (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

111) принимает меры по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях судей районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством; (Подпункт введен - Федеральный закон от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

112) организует предоставление медицинской помощи судьям районных судов, гарнизонных военных судов и мировым судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппаратов районных судов, гарнизонных военных судов и санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством; (Подпункт введен - Федеральный закон от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

12) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов, гарнизонных военных судов и органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 15. Начальник управления Судебного департамента

(Наименование в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

1. Управление Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 27.10.2003 № 133-ФЗ; от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2. Начальник управления Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором Судебного департамента. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 16. Полномочия начальника управления Судебного департамента

(Наименование в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

1. Начальник управления Судебного департамента в пределах своей компетенции: (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

1) руководит деятельностью управления; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2) издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками управления, и контролирует их исполнение. Указанные приказы и распоряжения обязательны для исполнения районными судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

3) утверждает штатное расписание управления в пределах установленных численности и фонда оплаты труда; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

4) назначает на должность и освобождает от должности работников управления и администраторов районных судов; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

5) перераспределяет по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и с учетом мнения председателей районных судов образовавшиеся в районных судах вакансии на должности судей;

6) ежегодно отчитывается о деятельности управления перед советом судей субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

7) присваивает классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам управления, а также соответствующим работникам аппаратов судов; (В редакции федеральных законов от 28.06.2009 № 126-ФЗ; от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

8) взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции управления; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

2. Начальник управления Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 17. Администратор суда

1. Деятельность кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 266-ФЗ)

2. Администратор кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним. (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 266-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 18. Назначение на должность и освобождение от должности администратора суда

1. Администратор кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления Судебного департамента по представлению председателя районного суда. (В редакции федеральных законов от 12.03.2014 № 29-ФЗ; от 29.07.2018 № 266-ФЗ)

2. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Статья 19. Полномочия администратора суда

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также участвует в организации предоставления им медицинской помощи и их санаторно-курортного лечения; (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление Судебного департамента; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

На этот департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности.

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функций по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах РФ.

На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами.

В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять, в частности:

  • разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложений о финансировании судов и квалификационных коллегий судей;
  • изучение организации деятельности судов и разработку предложений о ее совершенствовании;
  • внесение в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;
  • определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  • организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  • принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организация материального и социального обеспечения, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем;
  • взаимодействие с адвокатурой и государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • организация и обеспечение работы экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • возбуждение по согласованию с председателями соответствующих судов ходатайств о награждении работников аппаратов судов государственными наградами и присвоении им почетных званий.

Для реального выполнения этих и многих других полномочий Судебный департамент и его местные органы наделены правами:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций, например, главного управления организационно- правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов, главного „финансово-экономического управления, управления государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионного управления, управления делами и др.

Как и во многих иных государственных органах, в аппарате Судебного департамента должен функционировать совещательный орган при Генеральном директоре — коллегия, члены которой назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ, а также отчитывается перед Всероссийским съездом судей.

Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение задач в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на территории субъекта РФ. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с Законом "О Судебном департаменте" Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных судов (в перспективе и военных судов) и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со ст. 6 Закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет следующие основные полномочия: организационно обеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всероссийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учреждениями Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов общей юрисдикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осуществлять подготовку и повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку судей и работников аппарата судов; вести судебную статистику, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; принимать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывать материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов; взаимодействовать с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие полномочия в соответствии с законодательством.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые ими учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Структура Судебного департамента. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

– главных управлений: организационно-правового обеспечения деятельности судов; обеспечения деятельности военных судов; финансово-экономического;

– управлений: государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного; делами; капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

– отделов: учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор издает приказы и распоряжения.

В субъектах Российской Федерации создаются управления (отделы) Судебного департамента, которые являются его органами и подчиняются Генеральному директору и подотчетны Совету судей субъектов РФ.

Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей. В этих целях они: осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответствии с Законом "О статусе судей"; организуют и обеспечивают работу экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры по ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.

Управление (отдел) Судебного департамента субъекта Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов или районных судов организационно обеспечиваетадминистраторсоответствующего суда, который осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения Судебного департамента и во взаимодействии с ним, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа назначается на должность и освобождается от нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Администратор суда: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Читайте также: