Кто осуществляет общее руководство проводкой каравана судов во льдах
Обновлено: 17.05.2024
Руководство проводкой каравана возлагается, как правило, на капитана ведущего ледокола или на специально назначенного начальника проводки судов, находящегося на ведущем ледоколе. Все капитаны транспортных судов, включенных в караван, подчиняются капитану ведущего ледокола.
Приближаясь к ледовой зоне, капитан ледокола обязан иметь ясное представление о состоянии и проходимости льдов в данном районе. Эти сведения он должен получить от авиационной разведки или поднять в воздух вертолет с гидрологом-наблюдателем на борту, либо до проводки каравана произвести разведку льда самостоятельно — корпусом ледокола.
При проводке судов, капитан ледокола должен избирать путь по наиболее разреженным льдам и разводьям, руководствуясь, независимо от личного опыта, данными свежей ледовой разведки, информацией проходивших в данном районе караванов, фактическими и прогнозируемыми изменениями ледовой обстановки. Капитаны проводимых судов должны знать, что капитан ведущего ледокола всегда располагает наиболее полной информацией.
Формирование и построение каравана. Для проводки во льдах несколько судов объединяют в караваны. Проводка одиночных судов практикуется только при исключительно сложных ледовых условиях или малом судопотоке. Караваны подразделяются на простые и сложные.
Простой караван — одно или несколько судов, ведомых одним ледоколом.
Сложный караван — группа судов, ведомая несколькими ледоколами, один из которых ведущий, а остальные — вспомогательные. Вспомогательные ледоколы занимают место в караване по указанию ведущего ледокола, обеспечивают околку впереди идущих и проводку позади идущих судов каравана.
Ледокол, закрепленный за определенным участком, называется обеспечивающим. Он проводит суда через ледовые перемычки, дает рекомендации для самостоятельного плавания.
Общее руководство проводкой каравана осуществляет капитан ведущего ледокола, которому независимо от ледовой обстановки оперативно подчиняются все капитаны судов и ледоколов каравана.
Капитан ведущего ледокола назначает порядок следования судов (ордер), дистанцию между судами и скорость каравана, дает распоряжение о взятии на буксир, оказании помощи и т. п. На ведущем ледоколе прокладывают генеральный курс, сосредоточивают данные по ледовой обстановке и метеорологическим условиям плавания. С вертолета проводят локальную ледовую разведку.
При подходе судна к району возможных ледокольных операций его капитан должен получить от штаба, руководящего ледовыми операциями, сведения о месте формирования каравана и название ведущего ледокола, связаться с ним и в дальнейшем выполнять его указания. Капитан ледокола, принимая суда для проводки, знакомится с их тактико-техническими данными и фактическим состоянием, получает сведения о запасах топлива и пресной воды, интересуется ледовым опытом капитанов судов и инструктирует их.
Число судов каравана устанавливает капитан ведущего ледокола в зависимости от прогнозируемой метеорологической и ледовой обстановки, особенностей района плавания, типа и состояния судов и вспомогательных ледоколов, опыта судоводителей. После получения возможно более исчерпывающей информации капитан ведущего ледокола приступает к формированию каравана. Формируя караван, капитан ведущего ледокола при определении числа судов в караване руководствуется разработанными рекомендациями и сообразуется с конкретной обстановкой с учетом прогноза погоды. В общем случае при формировании ордера каравана, т. е. порядка следования судов в нем, руководствуются следующим:
– проводка транспортных судов ледоколами осуществляется, как правило, в кильватер;
– капитан ведущего ледокола должен сообщить судам их порядковый номер в ордере и дистанцию;
– судам с маломощными машинами или слабым корпусом, а также судам в балласте или аварийным судам назначаются ближайшие места за ледоколом;
– впереди судна со слабым корпусом ставится, как правило, судно с прочным корпусом и мощными машинами, которое будет выравнивать канал за ледоколом, очищая его от крупных льдин;
– крупные суда, лишь незначительно уступающие по своей ширине ледоколу, желательно ставить первыми;
– замыкать караван должны суда, управляемые опытными капитанами и имеющие мощные машины;
– если ведущий ледокол с трудом прокладывает путь и вынужден форсировать отдельные перемычки льда с разбега, второй ледокол ставится непосредственно за ним;
– при наличии в караване нескольких ледоколов их расстановка производится таким образом, чтобы равномерно распределить между ними нагрузку и обеспечить наиболее благоприятные условия продвижения в канале всем судам с учетом их приспособленности к плаванию во льдах.
При формировании каравана необходимо руководствоваться не только фактической, но ожидаемой ледовой и метеорологической обстановкой. Так, например, если к месту формирования каравана подошла большая группа судов, то при неблагоприятном прогнозе следует в первую очередь сформировать караван из наиболее приспособленных к плаванию во льдах судов и заняться его проводкой, а с улучшением прогноза приступить к проводке менее приспособленных судов.
Строгое соблюдение этого правила создает благоприятные условия для спокойной и уверенной работы судоводителей и тем самым определяет успех ледового плавания. Преимущество связи по УКВ, радиотелефону в конкретности и, следовательно, в оперативности.
При плавании каравана во время тумана, мглы и снегопада сочетание связи между судами по УКВ радиотелефону с взаимным непрерывным радиолокационным наблюдением создает наилучшие условия для предупреждения столкновений судов.
Предписываемые МППСС туманные сигналы подаются судами только по указанию капитана ведущего ледокола, который принимает решение, сообразуясь с ледовой обстановкой и режимом плавания каравана.
Капитан ведомого во льдах судна при возникновении причин, замедляющих ход судна, обязан просить капитана ледокола уменьшить скорость движения. Капитан ледокола должен удовлетворить просьбу, если уменьшение скорости проводки не повлечет за собой более опасных для судна последствий. Решение капитана ледокола о нецелесообразности уменьшения скорости движения должно быть разъяснено капитану судна.
Команды с ведущего ледокола об изменении скорости хода или сокращении дистанции репетуются и выполняются всеми судами каравана.
Разговоры по УКВ радиотелефону, не имеющие непосредственного отношения к проводке во льдах, запрещаются. Связь по УКВ радиотелефону с самолетом или вертолетом ледовой разведки должна осуществляться на частоте, отличной от частоты, установленной для внутрикараванной связи.
Работа ледокола при проводке судов во льдах. При приближении к кромке льда капитан ледокола уменьшает ход, чтобы суда подтянулись, и устанавливает им дистанцию при следовании в караване. Выбрав место ввода каравана в лед, ледокол, следуя по возможности малым ходом, входит вместе с судами во льды и, сообразуясь с ледовой обстановкой, задает им скорость совместного продвижения. При волнении моря вхождение каравана в лед следует осуществлять с особой осторожностью, а при сильном волнении следует заводить суда в лед по одному.
Проводка судов в редких и разреженных льдах требует от капитана ледокола соблюдение следующих основных правил:
– при равномерном распределении битого льда проводка осуществляется протяженными прямыми курсами. При этом ширина канала за ледоколом должна быть примерно на 20 % больше ширины ледокола;
– при неравномерном распределении льда, т. е. при наличии отдельных полос и пятен большой сплоченности льда, следует стремиться проводить суда по чистой воде в обход скоплений льда;
– обходить отдельные крупные льдины или скопления льда нужно по возможности с наветренной стороны, не приближаясь близко;
– при встрече в зоне редких и разреженных льдов полосы сплоченного льда судоводитель должен выбирать в ней самое слабое место, уменьшить скорость каравана и войти в лед по возможности под прямым углом, стремясь сохранить прямолинейность движения;
– крутые повороты следует делать при выходе на разводья или в более редкий и слабый лед.
При проводке в сплоченных льдах ведущему ледоколу следует избегать создания извилистого канала, так как движение судов резко затрудняется.
При входе в лед и плавании в составе каравана за ледоколом управлять транспортным судном должен только капитан или его старший помощник, так как плавание во льдах является сложным и опасным.
Для проводки в сплоченных дрейфующих или в припайных льдах обычно формируются небольшие караваны, которые более маневренны. В таких случаях для успешной проводки небольшого каравана могут быть использованы два ледокола, идущие друг за другом. При такой комбинации второй ледокол ведет караван по пути, выбранному ведущим, которому в этих условиях значительно легче выбирать наиболее благоприятный путь. Не будучи связанным с непосредственной проводкой судов, этот ледокол может уйти вперед и заблаговременно прокладывать путь каравану, форсируя тяжелые перемычки, а второй ледокол, не отвлекаясь для выбора пути, может держать равномерную скорость, сосредоточив все внимание на проводке судов.
В припайном льду, где хорошо сохраняется канал, заблаговременно пробитый ледоколом, целесообразно одновременно проводить большое число судов в строю сложного каравана. Роль ледоколов при такой проводке сводится в основном к выравниванию случайных изгибов в канале и некоторому его расширению.
Вспомогательные ледоколы в сложном караване, кроме непосредственной проводки идущих за ними судов, обязаны окалывать застрявшие суда, идущие впереди каждого из них. Последний из ледоколов сложного каравана, если за ним еще следуют суда, обязан, кроме идущих впереди, окалывать и концевые суда.
В сплоченных льдах целесообразно придерживаться следующих правил:
– не уходить от проводимого судна на значительное расстояние, чтобы не вынуждать его самостоятельно преодолевать лед, забивший канал. Это относится к случаю, когда в составе каравана имеются маломощные суда. При проводке современных судов типа СА-15 ледокол, наоборот, уходит вперед на 2–3 мили, а иногда и больше. Судно же этого типа следует за ним форсированным ходом и снижает его только в непосредственной близости от ледокола (на безопасной дистанции), согласовывая этот вопрос с ледоколом;
– при выходе в разрежение подождать, пока весь караван окажется в одинаковых ледовых условиях, после этого увеличивать скорость;
– небольшая скорость каравана предпочтительнее частых его остановок, при большой скорости целесообразно выбирать скорость, обеспечивающую ледоколу форсирование мелких препятствий с ходу;
– при прохождении узких разводьев в канале следует расширять проходы, попутно разрушать льдины, сбивать выступы кромок канала, разбивать подводные тараны или подсовы;
– особую осторожность надо проявлять в узких проходах между крупными полями, так как в связи с различной скоростью дрейфа полей проход может закрыться и караван потеряет движение;
– при проходе между двух льдин одну из них ударить или оттолкнуть корпусом ледокола;
– отдельные участки сильно торосистого льда, а также сомнительные места, покрытые снегом, всегда лучше обходить;
– если канал за ледоколом быстро закрывается, ледоколу целесообразно увеличить ход, так как ширина канала от увеличения скорости будет больше, а мощные струи от винтов ледокола лучше обеспечивают чистоту канала (проводимое судно должно держаться на предельно короткой безопасной дистанции за ледоколом);
– если канал быстро закрывается и судно заметно отстает, целесообразно взять его на буксир.
При проводке судов в сплоченных льдах, на выходе каравана из сплоченного льда в разреженный, где ведущий ледокол может встретить тяжелый лед, может возникнуть угроза навалов на ледокол или судов друг на друга.
В первом случае капитан проводимого судна, мгновенно оценив обстановку, должен погасить инерцию, направив судно в сторону разрежения. Если же разрежение отсутствует, можно рекомендовать:
Если предотвратить столкновение невозможно, необходимо направить форштевень судна точно в центр кранца на кормовом вырезе ледокола, что предотвратит или уменьшит повреждения судна и ледокола.
При значительной силе сжатия ледокол вынужден прекратить проводку. При этом нельзя оставлять суда каравана в дрейфе близко друг к другу. По мере накопления вокруг судов крупнобитых форм льда ледоколу следует производить околку судов. При плавании в осенне-зимний период ледоколу нужно время от времени окалывать суда, чтобы избежать их вмерзания в лед.
Естественно, что в реальных условиях успешная проводка судов во льдах во многом будет зависеть от опыта судоводителей и их творческого отношения к порученному делу.
Рис. 1.10. Неправильное ( а ) и правильное ( б ) маневрирование
ледокола при форсировании прохода между полями,
ширина которого меньше ширины корпуса ледокола
Околка судов каравана. Околкой называется маневр ледокола, при котором он разрушает лед, препятствующий судну идти за ледоколом, либо раздробляет лед, сжимающий ведомое судно с бортов.
Потребность в околке может возникнуть при проводке судов во льдах сплоченностью 7 баллов и выше. В менее сплоченных льдах суда обычно могут застревать, лишь при проходе широких полос сплоченного битого льда или перемычек из отдельных больших полей. Околка может также понадобиться для предохранения от повреждений при сжатии в крупнобитом льду судов, находящихся в дрейфе.
Проводимые суда могут застревать в основном в трех случаях:
а) в канале за ледоколом быстро сбивается в плотную массу мелкобитый лед с включениями крупных льдин;
б) канал за ледоколом закрывается льдом под влиянием ветра или течения;
в) изгибы канала слишком крутые.
При околке судов применяются в основном три способа:
а) околка с захода;
б) околка кормой ледокола;
Рис. 1.11. Простейшие схемы
окалывания судна ледоколом:
I – IV позиции ледокола
При первом способе ледокол выходит из кильватерного строя и, описав циркуляцию вправо или влево, заходит с кормы застрявшего судна. Пройдя вдоль его борта, подводит свою корму к форштевню окалываемого судна, после чего предлагает судну следовать за собой (рис. 1.11).
Этим же способом ледокол окалывает застрявшие суда, находящиеся впереди ледокола.
При втором способе ледокол проходит на заднем ходу кормой вдоль застрявшего судна, разрушая лед вдоль его борта, а затем, дав передний ход, предлагает судну следовать за собой. Этим же способом ледокол может окалывать и несколько судов, идущих за ледоколом.
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321) и пунктом 5.2.53.12 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (ч. 1), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558, N 18 (ч. 2), ст. 2249, N 32, ст. 4046, N 33, ст. 4088, N 36, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652, N 11, ст. 1222, N 12, ст. 1348, N 13, ст. 1502, N 15, ст. 1805, N 25, ст. 3172, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935, N 26, ст. 3801, 3804, N 32, ст. 4832, N 38, ст. 5389, N 46, ст. 6526, N 47, ст. 6660, N 48, 6922; 2012, N 6, ст. 686, N 14, ст. 1630, N 19, ст. 2439, N 44, ст. 6029, N 49, ст. 6881), приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила плавания в акватории Северного морского пути.
Регистрационный N 28120
Правила плавания в акватории Северного морского пути
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 17 января 2013 г. N 7)
С изменениями и дополнениями от:
9 января 2017 г.
ГАРАНТ:
Согласно Кодексу торгового мореплавания РФ Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации
См. Правила плавания в акватории Северного морского пути, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1487
I. Общие положения
1. Правила плавания в акватории Северного морского пути (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 5.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"*(1) (далее - КТМ) и пунктом 5.2.53.12 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395*(2), и устанавливают порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути, правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути, правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути, положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути, правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути, требования к судам, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.
II. Порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 5.1 КТМ организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией Северного морского пути, созданной в форме федерального казенного учреждения (далее - Администрация СМП).
В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов.
3. Выдача разрешения на плавание судна в акватории Северного морского пути (далее - разрешение) осуществляется Администрацией СМП на основании заявления судовладельца, представителя судовладельца или капитана судна (далее - заявление), в котором указываются данные о заявителе с указанием полного наименования и (при наличии) идентификационного номера Международной морской организации (далее - номер ИМО*(3)), фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, контактного телефона, факса, адреса электронной почты для юридического лица или фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя, контактного телефона, факса, адреса электронной почты для физического лица. Заявление должно содержать подтверждение того, что судовладелец обеспечит соответствие судна настоящим Правилам до захода судна в акваторию Северного морского пути.
Заявление на русском или английском языке оформляется в электронном виде (файл в формате pdf).
4. К заявлению прилагаются следующие документы на русском и/или английском языке, оформленные в электронном виде (файлы в формате pdf):
1) информация о судне и рейсе в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам;
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 9 января 2017 г. N 5 в подпункт 2 внесены изменения
2) копия классификационного свидетельства или судового билета;
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 9 января 2017 г. N 5 в подпункт 3 внесены изменения
3) копия мерительного свидетельства или судового билета;
4) копии документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб*(4);
5) для судна, осуществляющего разовый перегон за пределами установленных для него районов и сезона плавания, - копия свидетельства, выданного организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, одобрившей проект разового перегона;
6) для судна, осуществляющего буксировку, включая буксировку плавучих буровых установок, - копия свидетельства, выданного организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, одобрившей проект буксировки;
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 9 января 2017 г. N 5 пункт 4 дополнен подпунктом 7
7) копия свидетельства судна полярного плавания, предусмотренного Международным кодексом для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (далее - Полярный кодекс) (резолюции MSC.385(94) Комитета по безопасности на море и МЕРС.264(68) Комитета по защите морской среды Международной морской организации, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененная Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года*(9), - для судов, к которым применяются требования Полярного кодекса.
5. В случае если заявителем является физическое лицо, уполномоченное судовладельцем, дополнительно к заявлению прикладываются следующие документы на русском и/или английском языке, оформленные в электронном виде (файлы в формате pdf):
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
2) копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление.
6. Заявление с прилагаемыми в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящих Правил документами направляется на электронную почту, указанную в контактной информации на официальном сайте Администрации СМП в сети Интернет (далее - официальный сайт), не ранее чем за 120 календарных дней и не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты захода судна в акваторию Северного морского пути.
7. Заявление принимается к рассмотрению в день его поступления в Администрацию СМП, а если заявление поступило в выходной или праздничный день - в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
8. Администрация СМП не позднее двух рабочих дней после принятия заявления к рассмотрению размещает информацию о поступившем заявлении (с указанием даты принятия заявления к рассмотрению) на официальном сайте.
9. Заявление рассматривается Администрацией СМП в течение 10 рабочих дней с момента принятия его к рассмотрению.
10. В случае принятия Администрацией СМП решения о выдаче разрешения на плавание судна в акватории Северного морского пути, на официальном сайте не позднее двух рабочих дней после принятия решения о выдаче размещается разрешение, в котором указываются следующие сведения:
1) название судна, которому выдано разрешение;
2) флаг судна, которому выдано разрешение;
3) номер ИМО судна, которому выдано разрешение;
4) даты начала и окончания срока действия разрешения (срок действия разрешения не может превышать 365 календарных дней);
5) маршрут плавания (район работ) судна в акватории Северного морского пути;
6) информация о необходимости ледокольной проводки судна в тяжелых, средних и легких ледовых условиях с указанием участка(ов) акватории Северного морского пути (юго-западная часть Карского моря, северо-восточная часть Карского моря, западная часть Восточно-Сибирского моря, восточная часть Восточно-Сибирского моря, западная часть моря Лаптевых, восточная часть моря Лаптевых, Чукотское море), и периода навигации, указанного в приложении N 2 к настоящим Правилам, когда судно должно осуществлять плавание под проводкой ледокола.
11. В случае принятия Администрацией СМП решения об отказе в выдаче разрешения, заявителю направляется по электронной почте уведомление, подписанное руководителем Администрации СМП (или лицом, его замещающим), в котором указываются причины отказа в выдаче разрешения.
12. Администрация СМП не позднее двух рабочих дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения размещает соответствующую информацию на официальном сайте.
13. Судно, получившее разрешение, не должно заходить в акваторию Северного морского пути ранее даты начала срока действия разрешения и должно покинуть акваторию Северного морского пути не позднее даты окончания срока действия разрешения.
Если судно не может покинуть акваторию Северного морского пути до окончания срока действия разрешения, капитан судна немедленно информирует об этом Администрацию СМП с указанием причин нарушения требований абзаца первого настоящего пункта, и действует в соответствии с указаниями Администрации СМП.
14. При следовании судна в акваторию Северного морского пути с запада, за 72 часа до подхода к меридиану 33 градуса восточной долготы (далее - Западный рубеж), а при следовании судна в акваторию Северного морского пути с востока, за 72 часа до подхода к параллели 62 градуса северной широты и/или к меридиану 169 градусов западной долготы (далее - Восточный рубеж) или сразу после отхода из морского порта (если время плавания судна после отхода из морского порта к Западному или Восточному рубежу составляет менее 72 часов) капитан судна сообщает Администрации СМП о планируемом времени прибытия судна соответственно к Западному или Восточному рубежу, а также направляет следующую информацию:
Читайте также:
- Виды и значение судебных интерпретационных актов толкование конституции российской федерации
- Идея булгакова что новое царство начинается со страшного суда выражена в произведении
- Условия приемлемости индивидуальных жалоб в европейском суде по правам человека
- В странах с какой моделью судебной системы существует единая система судов во главе с верховным
- Возобновление судебного разбирательства разъяснение решения и порядка его обжалования