Идея булгакова что новое царство начинается со страшного суда выражена в произведении

Обновлено: 16.05.2024

Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Можно назвать несколько факторов, совокупность которых дала толчок к развертыванию темы Нового Завета в творчестве Булгакова; в совокупности эти факторы составили постоянный комплекс ассоциаций, с которыми в художественном мире Булгакова устойчиво связывались образы и мотивы Нового Завета и которые определили индивидуальные черты в интерпретации этой темы.


Особое значение для меня имеет образ лампы с абажуром, это для меня очень важный образ. Возник он из детских впечатлений — образ моего отца, пишущего за столом.2


А потом… потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. Тальберг же бежал. Он возвышался, попирая обрывки бумаги (гл. 2).


Второго февраля по турбинской квартире прошла черная фигура с обритой головой, прикрытой черной шелковой шапочкой. Это был сам воскресший Турбин (гл. 19).


Когда поравнялся с лампой, увидел, как в безграничной тьме полей мелькнул мой бледный лик рядом с огоньком лампы в окне.


Потянулась пеленою тьма египетская и в ней будто бы я не то с мечом, не то со стетоскопом. Иду… борюсь… В глуши. Но не один. А идет моя рать: Демьян Лукич, Анна Николаевна, Пелагёя Иванна. Все в белых халатах, и все вперед, вперед…

Конечно, все ассоциации с Новым Заветом смягчены окрашивающей их иронией, однако эта ирония не имеет негативного характера и не снимает безусловно позитивной оценки героя и его миссии. В конечном счете герой выходит из испытаний победителем и, несмотря на свою слабость, успешно совершает свою миссию. В последующих произведениях Булгакова та же тема инкорпорировала в себя ряд новых ассоциаций, связанных с испытаниями гражданской войны и послереволюционным жизненным опытом, и получила в связи с этим новое, драматическое развитие.


И в ту же минуту, когда черный лежащий испустил дух, увидел доктор в небе чудо: звезда Венера над Слободкой вдруг разорвалась в застывшей выси огненной змеей, брызнула огнем и оглушительно ударила.

Можно даже предполагать, что описанный выше эпизод убийства (или один из его вариантов) имеет реальную биографическую основу, хотя никаких прямых свидетельств этого не имеется6. Во всяком случае, во всех ранних произведениях Булгакова выступает герой, не только психологически, но, по-видимому, и биографически весьма тесно и непосредственно связанный с самим автором. Его постоянным свойством является ощущение своей одинокости и покинутости в чуждом ему, суровом и пугающем мире. Но в одном варианте сюжета герой исполняет свою миссию в этом мире, ассоциирующую его с ролью Христа; в другом — его слабость делает его пассивным свидетелем, а тем самым и виновником убийства, т. е. ассоциирует его с ролью Пилата. Эти две линии развертываются пока раздельно в различных произведениях, как альтернатива художественного решения проблемы.

6: Связь ранних рассказов с личными впечатлениями Булгакова, проведшего зиму 1918/19 г. в Киеве, предполагает большинство исследователей его биографии. См., напр., Чеботарева 1974, 151; Чудакова 1976, 35 и след.

7: Т. Н. Лаппа, первая жена Булгакова, рассказывает, что во время работы в земской больнице Булгаков пристрастился к морфию и сам выписывал себе морфий, под вымышленными именами, используя свою врачебную печать, которую панически боялся потерять (Неизданный Булгаков 1977, 18).

Может показаться, что роль свидетеля-соучастника — роль Пилата — оказалась вытесненной и потеряла ассоциативную связь с образами главных героев поздних произведений Булгакова. Однако в действительности писатель отказался лишь от введения этой линии непосредственно в сцену убийства (возможно, это было вызвано слишком болезненными личными ассоциациями) и нашел более сложные и опосредованные способы ее реализации.


Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит снег и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе

Но наиболее поразительным примером синтеза двух ролей является образ Иуды, который также предстает в романе Мастера и предателем, и жертвой одновременно. Сцена его убийства дана в той же характерной цветовой гамме, которая отличает все сцены убийства-казни в произведениях анализируемого ряда: ночь, белый лунный свет и лужа крови. Более тот, когда на балу у Воланда Маргарите подносят кубок с кровью другого убитого предателя — Майгеля, ей говорят при этом:

Так совершается мифологическое слияние образов Майгеля и Иуды, кровь которого пролилась на винограднике. Вся эта сцена принимает характер причастия кровью Иуды, закрепляя двойную функцию данного образа — как предателя и искупительной жертвы одновременно.

Любопытна автобиографическая проекция этого образа инфернального причастия, сделанная самим Булгаковым в письме к П. Попову (5 октября 1936 г.):

Ученик-"евангелист" становится у Булгакова еще одной ролью, с которой ассоциируется идея свидетеля-предателя: он тоже, в сущности, предает своего учителя тем, что оказывается не в силах правдиво рассказать о нем.


Но было чудо: Эльпит-Рабкоммуну топили И от одного имени Христи свет волшебно загорался. Да-с, Христи был человек

(ср. евангельское Ессе homo). Время от времени Христи тайно беседует со своим хозяином, жалуясь на то, как он устал от трудной миссии. В конце концов возникает ситуация, в которой Эльпит больше не может ему помочь — он не в силах достать нефть для дома.


Шуба свисала с плеча, и голая грудь была видна у Христи И стало у Христи такое лицо, словно он сам горел в огне, но был нем и ничего не мог выкрикнуть Слезы медленно сползали по синеватым щекам.


В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полосу и в ней (словно волшебным образом) оживали. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно и началась неизбежная борьба Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны.

Итак, в художественном мире Булгакова образы Бога-отца, Искупителя, Пилата, Иуды, Евангелиста теряют свою дискретность и сплавляются в одно сложное целое, все элементы которого связаны между собой многообразными отношениями подобия и родства. Такая художественная система позволяет писателю в самых разнообразных, нередко весьма неожиданных характерах и обстоятельствах увидеть проекцию образов и мотивов Евангелия. Она дает также возможность осуществлять многозначную, динамичную связь между описываемым миром и его евангельской идеальной проекцией, выявляя в каждом отдельном явлении заключенные в нем потенциальные связи то с одним, то с другим элементом евангельского повествования.

4. 1. Описание ассоциативного субстрата произведений Булгакова останется неполным, если не назвать еще одну ее составную часть, также восходящую к Новому Завету, — апокалиптические мотивы.


Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?

Но и здесь Евангелие сливается с Апокалипсисом; звезда, загорающаяся над Слободкой, к которой обращены взгляды персонажей романа в финале, — это Вифлеемская звезда:


Удобнее всего ему было смотреть на звезду Марс, сияющую в небе впереди над Слободкой. И он смотрел на нее. От его глаз шел на миллионы верст взгляд и не упускал ни на минуту красноватой живой звезды.

Таким образом, остается открытым вопрос о том, что возвещает финал романа — наступление царства Божия или искупительную жертву; вернее, его смысл не предполагает ответа на этот вопрос и включает в себя симультанно обе альтернативы. Эта двойственность проявляется и в том, как использует Булгаков символы противоборствующих сторон — красную звезду и белый цвет. С одной стороны, Вифлеемская звезда, загоревшаяся в финале романа, оказывается пятиконечной:


Она сжималась и расширялась, явно жила и была пятиконечная а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная.

Мотив Второго пришествия и конца света еще более осложняется благодаря тому, что в романе этому мотиву придан циклический характер. Сцена убийства еврея оказывается лишь кульминационным звеном в целой серии эпизодов, в каждом из которых развертываются те же мотивы, хотя и в более скрытом, редуцированном виде.


Однажды в мае месяце, когда Город проснулся сияющий, как жемчужина в бирюзе, и солнце выкатилось освещать царство гетмана, прокатился по Городу странный и зловещий звук. Он был неслыханного тембра — и не пушка и не гром, — но настолько силен, что многие форточки открылись сами собой и все стекла дрогнули Многие видели тут женщин, бегущих в одних сорочках и кричащих страшными голосами. Вскоре узнали, откуда пришел звук. Он явился с Лысой горы за Городом.


Все это, конечно, очень мило, и над всем царствует Гетман. Но, ей-богу, я до сих пор не знаю, да и знать не буду, по всей вероятности, до конца жизни, что собой представляет этот невиданный властитель с наименованием, свойственным более веку семнадцатому, нежели двадцатому.

Мы уже видели, что конец царства Петлюры в очередной раз отмечен казнью, раздавшимся после нее громом и внезапным исчезновением его войска. О вступающей в Город вслед за Петлюрой новой силе в свою очередь повествуется в выражениях, рисующих картину вселенского торжества и утверждения в вечности:


Последняя ночь расцветала. Во второй половине ее вся тяжелая синева, занавес Бога, облегающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте у царских врат служили всенощную


Человек думал только об одном, когда же истечет, наконец, очередной час пытки и он уйдет с озверевшей земли вовнутрь, где божественным жаром пышут трубы, греющие эшелоны.


Солнечная бездна поманила Короткова так, что у него захватило дух. С пронзительным победным криком он подпрыгнул и взлетел вверх Затем кровяное солнце со звоном лопнуло у него в голове, и больше он ровно ничего не видел.


С креста снятый сидит в самом центре писатель и из хаоса лепит подотдел. Тео. Изо. Пошатывает и тошнит. Но я заведую. Зав. Лито. Осваиваюсь. Завподиск. Наробраз. Литколлегия. Ходит какой-то между столами. В сером френче и чудовищном галифе. На кого ни глянет — все бледнеют. Подошел. Просверлил глазами, вынул душу, положил на ладонь и внимательно осмотрел. Но душа — кристалл. Вложил обратно, улыбнулся благосклонно.

Пошел дальше. Парень будто ничего, но не поймешь, что он у нас делает. На Тео не похож. На Лито тем более.


Лектор прочитал лекцию, посвященную уже специально мне, из которой вывел как дважды два четыре, что я не кто иной, как один из служащих и предтеч Антихриста, осрамив меня перед всеми моими киевскими знакомыми.


— Я сжег его в печке.
— Простите, не поверю, — ответил Воланд. — Этого быть не может. Рукописи не горят.


Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие, и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о Дьяволе

22: История работы Булгакова над романом подробно реконструируется в работах М. О. Чудаковой: Чудакова 1976а; Чудакова 1976.


Я начал драть рукопись. Но остановился. Потому что вдруг, с необычайной чудесной ясностью сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь… от людей скрыть. Но от самого себя — никогда!

Во второй половине 30-х годов руководители Художественного театра стали настойчиво уговаривать Булгакова написать пьесу к предстоявшему в декабре 1939 г. 60-летнему юбилею Сталина; в случае успеха пьеса должна была принести Булгакову полное официальное признание, со всеми вытекавшими из этого следствиями. Булгаков долго не соглашался, но наконец принялся за работу; постепенно замысел захватил его, и он стал работать с большим увлечением. После нескольких месяцев интенсивной работы пьеса была закончена весной 1939 г. 26.

26: Все биографические сведения о написании пьесы и ее судьбе в театре основываются на свидетельстве Е. С. Булгаковой, приводимом в работе: Чудакова 1976, 129 и сл. Сама пьеса была опубликована в кн.: Неизданный Булгаков 1977.


Что дала нам вереница прошлых старых лет — мы хорошо знаем. Пусть они уйдут в вечность! А мы сдвинем чаши и пожелаем, чтобы новый, 1902-й принес нам наше долгожданное счастье!


изрекла твердо и пророчески:
— Трубная ваша пойдеть. Заработаете тыщу.
И скрылась из дому.
А через несколько минут — телефон
Полагаю — волшебное происшествие29.

Амбивалентный характер булгаковского мифа, в котором роль искупителя не ясна ему самому и является сакральной миссией и договором с дьяволом, возвещением спасения и знамением прихода Антихриста; где тайно связанная с ним верховная сила обнаруживает в себе демонические черты (а может быть, просто слабость) и должна в конце концов предать и погубить свою жертву; где сам искупитель чувствует себя слабым, неспособным выдержать испытание и обреченным погибнуть, ощущая себя предавшим свою миссию, и погибнуть именно вследствие этого предательства, — создавал весьма своеобразный художественный контекст для пьесы, посвященной Сталину, и для тех ожиданий, которые должны были связываться с этой пьесой у писателя. Все эти предпосылки объясняют и сам факт написания пьесы, и ее художественную структуру, и даже, как мне кажется, ее судьбу.


Ну, скажи нам, к чему будут годны люди, которых они воспитывают такой литературой? Интеллигентные чернокнижники.


Телосложение среднее. Голова обыкновенная. Голос баритональный. На левом ухе родинка. Наружность упомянутого лица никакого впечатления не производит.


Я не понимаю, что нужно для того, чтобы, ну, скажем, я произвел на них впечатление. Неужели же нужно, чтобы у меня из ноздрей хлестало пламя?

Таким образом, герой пьесы одновременно характеризуется как Иисус и Антихрист. Его исключение из семинарии — это и сошествие на землю Мессии и изгнание из рая сатаны. Объявленная им новая эра (при встрече нового, 1902 года) — это и царство Божие на земле, и царство Антихриста.

— явные аллюзии роли апостола Петра. При аресте присутствует также переводчик Кякива — грузин, человек из простонародья, служащий властям; Кякива боится встречи со Сталиным:


Господин полковник, покорнейше вас прошу, чтобы я с ним не разговаривал Язык у него такой резкий, он мне что-нибудь скажет, а я человек тихий.

В этом образе намечена роль Иуды. Все это создает весьма отчетливую проекцию евангельской сцены пленения Иисуса.


Я, понимаете, провалился в прорубь… там… но подтянулся и вылез… а там очень холодно, очень холодно. И я сейчас же обледенел… подумал: вот я сейчас буду умирать. Конечно, думаю, обидно… в сравнительно молодом возрасте… и заснул, и проспал пятнадцать часов, проснулся, а вижу — ничего нет. И с тех пор ни разу не кашлянул. Какой-то граничащий с чудом случай.


Порфирий. Вот отец! Только молчи, ничего не говори! Стой здесь!
Сильвестр (входит, всматривается). Что?! (Пауза.) Вернулся?…
Порфирий. Вернулся!
Занавес


За что молятся автокефальные, я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру в Киеве не бывать.

Таким образом, независимо от того, как происходила сцена в вагоне в действительности, осмысление ее Булгаковым (а вслед за ним — близкими ему людьми) структурировало эту сцену вполне определенным образом, превращая текущие факты жизни писателя в часть мифологического сюжета, развертываемого в его произведениях32.

На обратном пути в Москву Булгаков почувствовал себя плохо; по приезде домой обнаружилось, что он болен нефросклерозом. Через несколько месяцев, в феврале 1940 г., Булгаков умер — от той же самой болезни и в том же возрасте (48 лет), что и его отец.

Неизданный Булгаков 1977: Проффер, Эллендеа, ред. Неизданный Булгаков. Тексты и материалы. Ann Arbor, 1977.

Чудакова 1976: Чудакова, М. О. Архив М. А. Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя. Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Записки отдела рукописей, XXXVII, Москва, 1976, 3-147.

По легенде, облик главы ордена Сатаны, которого звали "Двуликим Янусом", запечатлен на портрете брата Петра Великого - Иоанна V.

В его дате рождения зашифровано число Зверя - 1666 год. О числе Зверя я говорила здесь .

Я уже писала в предыдущих статьях, что все знания лежат навиду, надо только суметь их найти. Высшие Силы играют с нами в квест, проверяя нашу наблюдательность и находчивость..

Во все времена, беспрерывно, Учение Жизни проливается на землю. Невозможно представить себе земное существование без этой связи с Невидимым Миром. Как якорь спасения, как свет ведущий, укрепляет Учение продвижение среди тьмы. Но среди ливня Благодати, как в морских волнах, можно усмотреть ритм с особыми разрешительными нарастаниями, тогда появляются Учения. Так можно уяснить ритм всего мира сего с нарастанием и нырянием, словом, начертить эволюцию Сущего.

В произведениях ХХ века есть намеки на историю Януса и Ордена "Сатана" в его лице.

В начале Армагеддона подводился итог всего периода созревания плодов, посеянных Сатаной.

Мастер и Маргарита

Незадолго до этого М. Булгаков начал писать "Мастера и Маргариту", где Сатана открыто назван своим именем, и оно связывается с именем Христа. "Христ ос" - это ось креста. Крест раньше был символом Земли, а осью называли власть. То есть Христос - это Хозяин Земли, или Князь мира сего. Смещение оси земли связано со смещением власти на Земле.

Маргарита - это Матерь Мира.

Матерь Мира управляет духовным развитием людей. Она посылает высокие мысли, которые улавливаются готовыми к одухотворению душами, побуждая их к поиску Учителя.

"Готов ученик, готов ему и Учитель" - эта мудрость говорит как раз о процессе одухотворения бездуховных. Дух - это Учитель для души.

Развитие интеллекта у бездуховных для Матери Мира, которая является очень высоким духом, не самое увлекательное занятие, но она вынуждена была этим заниматься, так как связала себя кармически с Сатаной и с его идеей создания иерархии Тьмы. Поэтому в книге говорится, что она ни минуты не была счастлива будучи женой "очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения". Но свою задачу она выполнила, развив в людях интеллект.

Просветив темные души интеллектом и подготовив их к одухотворению, Матерь Мира приступила к следующему этапу. Она должна была начать развивать в подготовленных душах чувствознание, то есть умение души через чувства понимать, что дух от нее хочет. Развитие чувствознания - это адаптация духа к душе.

Уход Маргариты от инженера к Мастеру означает поворот сознания людей от интеллекта к чувствознанию. Что и происходило, практически, всю вторую половину ХХ века. Эта работа проводилась скрытно. Чтобы объединиться с Мастером явно, нужно было, чтобы Мастер поверил в себя, и чтобы общество изменило отношение к Мастеру. Мастер - это все духовно развитые люди, которые уже не могут жить в мире, созданном темными, где правит программа-интеллект, а не Дух.

У развитых духовно людей есть чувство отсутствия специальности.

14. Чувство отсутствия специальности Наше чувство, ибо Мы живем для всего комплекса жизни. Каждый специалист, приближающийся к Нам, неминуемо, теряет одноцветные очки. Потому старайтесь, чтобы уже теперь специальность была одним из блюд вашей трапезы. Как птицы над Землею, как пчелы над всеми цветами, мы можем впитывать цельность мироздания.

Без специальности легче готовиться к очередной задаче эволюции — к сношению с дальними мирами и к претворению мира темных земных пережитков. Вмещение понятия общины составит врата к следующим достижениям, и сроки их зависят от самих людей. Потому принимаем всякие поиски общины. (Община)

Задача изменения общества - создание новой Земной Общины - лежит на Хозяине Земли - Сатане. Рыцари Сатаны, воплотившиеся в "Мастере и Маргарите" в нелепые образы его помощников, это орден Люцифера. Именно Люцифер должен был выполнить всю грязную работу по очищению общества.

Понтий Пилат "в белой мантии с кровавым подбоем" - это те, кого Христос называл "теплыми".

Горячими называли одухотворенных людей, их цвет был белый. Холодными называли бездуховных людей, их цвет был красным. Теплыми называли тех, в чьи души дух не мог войти полностью. Соответственно и управлять ими он не мог как следует. По сути, это были испорченные души, с которыми надо было что-то делать.

"Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3:15).

Теплые и стали крестом Христа. Они не способны на преодоление своих недостатков и на самосовершенствование. Работу над собой они заменяют демагогией и рассуждением о добре и зле, имея ввиду других, но не себя.

Люди, не достигшие мудрости и любви, в своих рассуждениях могут дойти до оправдания всего чего угодно, вплоть до крайних зверств во имя "великих целей". Но под этими великими целями обычно скрывается защита своего шкурного интереса. В политике их называют ультралевыми.

Теплыми управлять невозможно, так как они постоянно бывают чем-нибудь недовольны. Они, как пьяные, не могут твердо стоять на ногах. Их тянет то в право, то в лево, причем в крайние проявления - ультра.

Для ускоренного роста недозрелых душ Сатана создал иерархию Тьмы, завлекая их тайными знаниями масонского ордена. Когда время пришло, начался экзамен на зрелость -Армагеддон.

По сути, Пилат - это появление ультралевого движения в славянстве в прошлом, а Берлиоз - это предсказание его уничтожения - отрезание головы во время Второй Мировой.

Все темные души должны были сдать экзамен на способность принимать Свет- новые знания. Самые непригодные к дальнейшему развитию были уничтожены. Берлиоз был обезглавлен - это предсказание исхода Второй Мировой, в которой вся верхушка ультралевых - бандеровцы во главе с Гиммлером - была уничтожена. Ученик Берлиоза - Иван Бездомный, он же Левий Матвей в прошлом.

Колено Левия, выполнявшее роль священнослужителей, не получило своего земельного надела (Втор. 8:9-10, 10:8 - 9; Чис. 18:20 - 23)

Левий Матвей - это левиты, те кто уверовал в "учение Христа" о всеобщем равенстве. Методы левых не такие радикальные, как у ультрасов, скорее они чересчур мягкие.

Эти методы - усыпление сознания и подмена понятий.

Их изгоняли отовсюду, так как всеобщего равенства в мире нет и быть не может. Наш мир основан на иерархии Духа, а иерархия, по определению, не может уравнять всех в правах и обязанностях.

Соизмеримость - основной космический закон. Кому больше дано, с того больше и спросится. Нельзя взвалить ношу на слабого и заставить его управлять сильным. Это приведет к хаосу, что сейчас мы и наблюдаем.

Мне приходит на ум семья Н.Гумилева. Он с А. Ахматовой были поэтами, а их сын - Л. Гумилев стал знаменитым историком. Возможно, это был не единственный случай, когда дети поэтов серебряного века начинали открывать "законы истории". Ведь мы историю знаем, в основном, по художественным произведениям. Образы, созданные литераторами, врезаются в сознание намного лучше, и кажутся правдивее, чем сухое изложение фактов, которые противоречат друг другу.

А если учесть, что историю сейчас пишут те, кто создал церковь, то становится понятной их цель. В церковных учениях они довели древнее учение до абсурда, чтобы история казалась более правдивой.

"Мастер и Маргарита" - это предсказание будущей Второй Мировой и ее итогов - обезглавливание ультраправого движения в славянстве.

После Второй Мировой началось скрытое воздействие Матери Мира на Мастера - людей, способных к развитию чувствознания. В это время был создан жанр фэнтези, который увлек молодежь в мир фантазий. У приверженцев классической научной картины мира фантазии считаются чем-то несерьезным. Но фантазии - это продукт воображения, а воображение - это то, что отличает духовного человека от зомби.

Фраза "рукописи не горят" говорит о том, что будет восстановление стертой памяти, что сейчас и происходит.

Сейчас рождаются дети с развитым чувствознанием, они способны с первого взгляда отличить ложь от истины. Происходит замена старой морали, основанной на главенстве общественного мнения над собственным.

Бал у Сатаны.

Во второй части "Мастера и Маргариты" происходит бал у Сатаны.

Марго обнажена, так как скинула земные покровы и покровы Астрального Мира. Ее дух поднялся в высоты Огненного Мира, где царствует один Дух без покровов Майи. В Огненном теле Она прозрела все прошлое и все будущее. Там она увидела Фриду - свою вину за невыполненное задание. Матерь Мира, она же Ева, отвечала за Европейский эксперимент , который провалился по ее вине.

Там же она увидела и возможные последствия этого эксперимента, если бы он состоялся - это все посетители Бала - убийцы, насильники, растлители.

Прозрев и поняв, что этот эксперимент мог ввергнуть Землю в абсолютную тьму, она простила себя и исчезло ее чувство вины - Фрида.

Эксперимент был преждевременным, и из бракованных душ галлов могли получиться только моральные уроды, поэтому все, что произошло - должно было произойти.

После провала Европейского эксперимента была создана иерархия Тьмы, которая и занималась воспитанием Галлов - белой расы.

Сатана обратился к Матери Мира, чтобы она своим примером прозрения увлекла всех готовых духов за собой. Такое прозрение может испытать только тот дух, который не привязан к Земле. Если у духа чувство вины, привязывающее к Земле, сильнее, чем желание подняться в Огненный Мир и прозреть, то такой дух останется привязанным к земле и будет пытаться что-то кому-то доказать. Он будет постоянно искать виноватых, чтобы свалить на них свой груз вины. Но это чувство вины иллюзорно, надо только оторваться от Земли и это станет ясно.

Никто, кроме самого духа, не может его ни наказать, ни простить.

Сатана обратился к Матери Мира, чтобы она своим прозрением отобрала тех, кто будет допущен к дальнейшему эксперименту.

Марго изнемогает, выполняя свою миссию. Это изнеможение связано с тем, что Бал у Сатаны был, пересмотром всех своих прошлых накоплений. По сути - это был Страшный Суд, который переживает любой дух после воплощения.

У Матери Мира происходило просветление сознания, в результате которого она понимала, что все, что сделано, было суждено сделать. Вслед за ее просветлением должно произойти просветление и у других духов, кто не мог себе что-то простить в прошлой жизни.

Эти духи начали воплощаться с конца 90-х во всем мире, но большая их часть приходит в Россию. Для них сейчас и создается новое общество. На этом должна закончиться власть Сатаны и произойти приход нового Хозяина Земли, который и будет заниматься развитием нового общества.

М. Булгаков начал писать этот роман в 1928 году и писал до самой смерти - 1940 года, роман считается незаконченным.

Долгое написание романа связано с тем, что финал битвы решался во время написания романа. Только перед самым началом Великой Отечественной он был решен. Это и стало причиной смерти М. Булгакова - он завершил свое дело. Поэтому роман, все таки думаю - завершен.

Этот роман стал глотком свежего воздуха для всех духовных людей в СССР. Ведь он учил пространственному мышлению.

1) о смерти Анны; 3) о самоубийстве Актера;

2) об убийстве Костылева; 4) о расправе Василисы над Наташей.

8. Идея М.Булгакова, что Новое Царство начинается со Страшного Суда, выражена в произведении:

9. Лирическая героиня А. Ахматовой:

1) женщина, окруженная бытом, заботами сердца;

Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.

10. Сатира явилась мощным оружием в литературе 20-30-х годов. Найдите определение сатиры:

1) злая, едкая, издевательская насмешка;

Изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал.

1) жажда впечатлений;3) ссылка;

2) несчастная, безответная любовь; 4) болезнь.

2. Кому рассказывает Татьяна о своей любви?

1) матери; 3) няне;

2) сестре; 4) подруге.

1) на Кавказе;3) в Персии;

2) в Крыму; 4) в Петербурге.

1) Савелий, богатырь святорусский; 3) Ермил Гирин;

2) Яким Нагой; 4) Гриша Добросклонов.

1) об отношении к дворянскому культурному наследию; 3) о системе поведения человека, о нравственных принципах;

2) об искусстве, науке; 4) о положении рабочего класса;

5) об общественном долге, о воспитании.

7. С какого момента начинается преступление Раскольникова:

1) после убийства старухи-процентщицы и ее сестры; 3) до убийства;

2) во время убийства; 4) на каторге.

1) князь Андрей;

3) Николай Ростов.

9. Приверженцем какого литературного направления являлся А.А. Блок:

1) акмеизма; 2) символизма; 3) футуризма.

1) Победой Света; 2) Победой Тьмы; 3) нет ни побед, ни победителей.

1. Кого А.С. Пушкин имел в виду, восклицая:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

1) лицеистов;3) героев своих произведений;

2) декабристов; 4) коллег.

Печорин.

1) в противоречии современной Гоголю действительности - между духовными силами народа и его закабаленностью;

2) в изображении состояния помещичьего хозяйства;

3) в изображении морального облика поместного и чиновничьего дворянства.

1) смерть Мармеладова; 3) исповедь, признание Раскольникова Соне;

2) сон Раскольникова; 4) уголовное преступление Раскольникова.

5. На примере какой семьи в романе Л.Н. Толстой показал нетипичность семейных отношений:

1) семья Безуховых;

2) семья Болконских;

3) семья Ростовых.

6. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

1) прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других;

2) раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни;

3) требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

1) Бубнов; 3) Клещ;

2) Сатин;4) Лука.

8. Лирическая героиня поэзии М. Цветаевой тождественна личности автора:

1) нет; 2) да.

9. Какой жанр литературы был наиболее близок И.А. Бунину:

1) роман; 2) повесть; 3) рассказ; 4) ода.

10. Кого из русских писателей М. Булгаков считал своими учителями:

1) Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина; 2) Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Напишите эссе в размере 150 слов на тему: «Тема любви в творчестве

1) Комар; 2) Сверчок; 3)Бабочка.

1) Грушницкий; 3) Максим Максимыч;

2) Печорин;4) Доктор Вернер.

1) Ермил Гирин; 3) Яким Нагой;

2) Гриша Добросклонов; 4) Дед Савелий.

4. На какой вопрос нельзя дать однозначно положительного ответа?

1) Обломов – отрицательный герой;

2) обломовщина – это, по мнению автора, общественное зло;

3) Штольц – это антипод Обломова.

1) Сони Мармеладовой; 3) Разумихина;

2) Лужина; 4) Раскольникова.

1) Никольское; 3) Богучарово;

2) Лысые горы;4) Отрадное.

1) Пете; 2) Гаеву; 3) Раневской.

1) Сатину;3) Бубнову;

2) Луке; 4) Барону.

1) символизм; 2) акмеизм; 3) футуризм.

1) любовь к природе; 2) приверженность идеалам Белой армии; 3) любовь к мужу Сергею Эфрону.

1) Савельич; 2) Миронов; 3) Гринев; 4) Швабрин.

2. Печорина звали:

1) Максим Максимыч; 3) Сергей Александрович;

2) Григорий Александрович;4) Александр Григорьевич.

1) Собакевич; 2) Манилов; 3) Плюшкин; 4) Коробочка.

4. Кому адресованы эти строки Н.А. Некрасова:

«Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

1) Ермил Гирин; 2) Гриша Добросклонов; 3) Яким Нагой; 4) Дед Савелий.

1) ссора между П.П. Кирсановым и Е.В. Базаровым;

2) конфликт, возникший между Е.В. Базаровым и Н.П. Кирсановым;

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

г) Стравинский.
2. Каких поэтов начала ХХ века можно назвать символистами?

г) Блока.
3. Продолжите стихотворную строку Маяковского:

Слава, слава, слава героям.

довольно воздали дани

(поговорим о дряни.)
4. Первый русский лауреат Нобелевской премии, активный участник литературной жизни русской эмиграции первой волны на Западе:

а) Д. С. Мережковский;

б) Вячеслав Иванов;

а) Константин Бальмонт;

б) Андрей Белый;

в) Антон Крайний;

г) Александр Блок.
9. Кто из этих писателей не является лауреатом Нобелевской премии?

а) А. Платонов;

б) М. Булгаков;

Я не видел, не увижу ваших слез,

Не услышу я шуршания колес,

Уносящих вас к заливу, к деревам,

По отечеству без памятника вам.

В теплой комнате, как помнится, без книг,

Без поклонников, но также не для них,

Опирая на ладонь свою висок,

Вы напишете о нас наискосок.

(Аннушка.)
6. В каком произведении М. А. Булгакова выражена идея, что Новое Царство начинается со Страшного Суда?

в) объяснение устройства Вселенной;

б) Коровьев;

в) к оксюморону;

г) к антитезе.
4. Какой прием использует С. А. Есенин в следующих строчках:

Я готов рассказать тебе поле.

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

в) метафора;

б) гипербола;

г) олицетворение.
6. Ведь для тебя не важно

И то, что бронзовый,

Сердце — холодной железкою.

Ночью хочется звон свой

Спрятать в мягкое,

Эти строки из поэмы В. В. Маяковского:

В его стихах — веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

И спетая березой молодою

Песнь солнышку. И вешних вод купель.

б) И. А. Бунин;

в) Б. Л. Пастернак;

г) В. Я. Брюсов.
2. Анна Ахматова — это псевдоним. Какова ее настоящая фамилия?

(Анна Горенко.)
3. Кому из поэтов посвящает М. И. Цветаева цикл стихотворений?

(А. С. Пушкину.)
4. К какому течению в поэзии относится творчество Н. С. Гумилева?

г) акмеизм.
5. Укажите название поэтического течения, представителем которого является В. Брюсов.

а) Символизм;

(Л. Д. Менделеевой.)
8. Назовите автора строк:

Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе,

б) Б. Л. Пастернак;

г) М. И. Цветаева.
9. Назовите автора строк:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

б) А. А. Ахматова;

г) С. А. Есенин.
10. Поэтов какого направления вдохновляла философия В. С. Соловьева?

в) символистов.
11. Какой из сборников не принадлежит перу А. А. Ахматовой?

в) оксюморон;

а) Ленинской премии в области литературы;

б) Сталинской премии;

в) международной премии Этна Таормино;

г) Нобелевской премии.
16. Первым сборником А. А. Ахматовой является:

О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На еще безмятежном челе.

(И. Бродскому, тогда молодому начинающему поэту.)
Творчество А. М. Горького
1. Основоположвиком какого направления в литературе явился А. М. Горький?

б) критического реализма;

в) социалистического реализма;

г) символизма.
2. Героем какого рассказа является Лойко Зобар?

а) в 1902 г.;

г) 1912 г.
8. Какой образ из произведения А. М. Горького стал символом революции?

в) Буревестник;

а) И. А. Бунину;

в) А. М. Горькому.
3. В каком произведении сюжетом является череда воспоминаний о прошлом?

а) Главный герой ссорится с женой;

б) главный герой умирает;

в) главный герой отправляется в Японию;

г) корабль с путешествующими тонет.
7. Какова судьба Олеси из одноименной повести А. И. Куприна?

а) Выходит замуж за Ивана Тимофеевича;

б) ее насмерть забивают деревенские жители;

в) уезжает из Полесья;

г) выходит из леса, мирится с деревенскими бабами.
8. Кто из писателей: Бунин или Куприн получил Нобелевскую премию и за что?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА

Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 2.

Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с пим? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 3.

Что имеет в виду ученый, как вы понимаете его мысль, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 4.

Что имеет в виду ученый, как вы понимаете его мысль, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 5.

Как вы понимаете слова ученного, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 6.

Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание № 7.

Читайте также: