Кто такие магистраты судьи прокуроры судебные следователи

Обновлено: 28.04.2024

Наступивший год может внести серьезные изменения в правосудии. В уголовном процессе появится новая и очень важная фигура - следственный судья.

Президент России Владимир Путин рекомендовал Верховному суду РФ до 15 марта 2015 года изучить вопрос о возможности введения этого института. По мнению председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, воссоздание корпуса следственных судей может помочь решить системные проблемы уголовного процесса. Это он подчеркнул в своей статье "Конституция живет в законах", опубликованной в "Российской газете" в конце ушедшего года.

Кто же такие следственные судьи? И почему речь идет именно о воссоздании этого института в российском судопроизводстве? Почему раньше мы о таких судьях ничего не слышали? Зачем они нам нужны, неужели в России мало обычных и судей, и следователей?

Следственные судьи, точнее, судебные следователи, как они именовались в России, появились у нас еще в 1860 году. И стали важным элементом Судебной реформы 1864 года. За образец был взят наполеоновский Кодекс уголовного следствия (Code d instruction criminelle) 1808 года, где центральной фигурой предварительного следствия был именно следственный судья. В сознании юристов того времени судебный элемент был неотделим от понятия предварительного следствия. Лишь там, где действует следственный судья, можно говорить о предварительном следствии.

Оно ведь тоже часть судопроизводства. А там, где есть судопроизводство, должна быть почва для состязательности и равенства сторон, а значит, и справедливости правосудия. И потому только здесь предварительно могут формироваться судебные доказательства, которые позволительно затем рассматривать в суде. Все то, что предшествует следствию и производится до него, есть дознание, то есть деятельность полицейская, наполовину административная, которая доказательств не создает, а лишь собирает для их получения предварительную информацию.

Фото: depositphotos.com

Французская модель, адаптированная к российским условиям, пришлась у нас, что называется, ко двору. Более того, принесла великолепные плоды: новые российские суды и адвокатура за полвека своего существования покрыли себя поистине неувядаемой славой. Даже большевики, придя к власти, поначалу не решились отказаться от института судебных следователей.

Подобный строй предварительного расследования был в основном продублирован и последующими отечественными уголовно-процессуальными законами - советским УПК 1960 года и российским 2001 года. Но даже будучи фактически превращена в дознание, предварительная подготовка уголовных дел продолжает у нас именоваться следствием, а сотрудники полиции, расследующие преступления, следователями "юстиции".

В распоряжении органов уголовного преследования сохранились не свойственные им, в сущности судебные, полномочия, в первую очередь по созданию судебных доказательств. То есть таких, которые могут на равных конкурировать с теми, которые были получены прямо в судебном заседании, а то и заменять их. Например, именно следователь назначает "судебную" экспертизу, результаты которой в суде, будучи представлены в письменном виде, фактически часто предрешают исход дела. За право создавать судебные доказательства досудебные стадии расплачиваются квазисудебной, письменно-протокольной юридической формой, которая вполне уместна и даже необходима в суде, но противопоказана для гибкой и динамичной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Она приводит к бюрократизации и крайней медлительности процесса. В том числе длительным срокам предварительного следствия и подследственного ареста, необходимости выполнения следователями и дознавателями многочисленных процессуальных формальностей. А главное - к недостаточной надежности собираемых доказательств. Ведь текущий судебный контроль за доказыванием здесь отсутствует, а формируются доказательства только одной из сторон в процессе, а именно обвинителем, заинтересованным в исходе дела, так сказать, по определению.

Фото: Виктор Васенин/РГ

Институт следственных судей с теми или иными особенностями существует в настоящее время во Франции, Бельгии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и других странах. Ряд полномочий, характерных для следственных судей, выполняют участковые судьи в Германии. Этот институт ввели Латвия, Литва, Молдова, Казахстан. При этом в большинстве западноевропейских стран, как и в дореволюционной России, следственный судья по традиции является, скорее, судебным следователем, нежели судьей. Так как самостоятельно определяет ход предварительного следствия и по своей инициативе может собирать доказательства.

Но в некоторых странах судья привлекается и к так называемому депонированию доказательств. Но истина, как обычно, находится посередине. Судья, который призван, собрав доказательства, изобличить виновного, сам становится обвинителем, что нарушает принципы состязательности и разделения процессуальных функций. А вот следственный судья, который вообще не принимает участия в процессе доказывания на предварительном расследовании, - это другая крайность. В силу ограниченности своей роли он не способен сделать предварительное расследование частью судопроизводства, придать ему состязательный характер. И только тот судья, который занимает здесь активную позицию, контролируя законность уголовного преследования, ведущегося стороной обвинения, участвуя в легализации судебных доказательств, принимая решения о применении принудительных процессуальных мер, может претендовать на роль истинного носителя функции правосудия. Следственные судьи ни в коем случае не должны сами вести уголовное преследование, искать и изобличать виновных. Это естественная функция полиции и прокуратуры. Судья призван контролировать как законность, так и фактическую обоснованность возбуждения прокуратурой уголовного преследования. А при недостаточности доказательств он вправе прекратить дело. По завершении следствия, в котором обвинение было доказано, именно следственный судья должен принимать постановление о направлении дела в суд. При этом ему следует всегда действовать в состязательных формах - в судебных заседаниях, где по возможности участвуют представители обеих сторон, а все его акты смогут быть обжалованы в апелляционном порядке. Тогда процесс действительно может стать полностью состязательным.

Судьями в РФ являются Председатель Суда РФ, его заместители, судьи Суда РФ, судьи федеральных судов округов и судов субъектов РФ. Правовое положение судьи закреплено в действующем законодательстве и характеризуется его руководящей ролью в процессе и широким кругом полномочий, направленных на защиту охраняемых законом прав и интересов предпринимательских структур и других участников хозяйственной деятельности.

Требования судьи обязательны для всех организации, предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных органов, к которым они обращены. Закон подчеркивает, что все судьи равны между собой.

Особо выделяются, в законе полномочия председателей и заместителей председателей. Судья единолично решает вопрос о принятии искового заявления. При этом он может его не принять по основаниям,

предусмотренным в законе: отказать в принятии или возвратить. Председательствующий в заседании судья не только открывает заседание, определяет порядок его ведения, но и руководит всем ходом процесса, обеспечивает выяснение обстоятельств дела, следит за правильным использованием участниками процесса своих прав и выполнением своих

обязанностей. На стадии разрешения спора выявляют недостатки предыдущей стадии, подготовки к рассмотрению дела. Суд наделен правом при определенных условиях: привлечь в процесс другого ответчика, произвести замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком, назначить экспертизу, решить вопрос об обеспечении иска, предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства и т.д. Однако следует иметь в виду, что арбитражный судья в своей деятельности руководствуется только законом и пользуется только теми правами, которыми он наделен законом. Судья не может участвовать в рассмотрении дела: если он является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей; если он при предыдущем рассмотрении дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора, представителя или свидетеля; если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. В состав суда рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой. При наличии этих и других оснований судья обязан заявить самоотвод.

Право заявить отвод принадлежит лицам, участвующим в деле. Отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. Отвод в ходе рассмотрения дела допускается лишь в случаях, когда основания отвода стали известны лицу, заявившему отвод, после начала рассмотрения дела. Решая вопрос об отводе, суд должен выслушать мнение лиц, участвующих в деле, а также заслушать лицо, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем суда или председателем судебной коллегии. Вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотрении дела разрешается составом суда, но при отсутствии судьи, которому заявлен отвод. В законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отвода или самоотвода арбитражного судьи. Он не подлежит расширительному толкованию. Не могут служить основанием для отвода судьи ссылки заявителя на то, что отводимый судья ранее по другому делу отказал заявителю в удовлетворении исковых требований и якобы, теперь он с пристрастием будет относиться к решению нового дела или что другой судья ранее разбирал подобное дело и знаком с обстоятельствами рассматриваемого, а отводимому судье будет сложнее разобраться в существе спора и вынести справедливое решение. Подобные утверждения не могут служить поводом для сомнений в беспристрастности судьи.

Отвод судьи допускается исключительно в случаях, предусмотренных законом.

Адвокат – это юрист, оказывающий профессиональные правовые услуги. Адвокат - независимый советник по правовым вопросам. Это не только надежный союзник истца (или ответчика) в ходе процесса, но и помощник в досудебном урегулировании ваших проблем. Если же переговоры по спорному правоотношению в досудебном порядке не дали своих результатов, то адвокат в арбитражном процессе представит интересы истца (ответчика) как в ходе самого процесса, во всех инстанциях суда, а так же может оказать услуги по представлению интересов истца (ответчика) в ходе исполнительного производства в службе судебных приставов.

Таким образом, участие адвоката в процессе это грамотная юридическая помощь, который оказывающая достаточно широкий спектр услуг:

- составление претензии контрагенту при нарушении им своих обязательств

- юридическая экспертиза целесообразности обращения в суд

- составление исковых заявлений в суд

- ознакомление с материалами дела

- составление необходимых процессуальных документов

- участие в судебном процессе от имени своего доверителя

- помощь при исполнении судебного решения и представление ваших интересов в службе судебных приставов.

Также нужно помнить, что участие грамотного адвоката в процессе – это гарантия соблюдения интересов истца или ответчика и гарант соблюдения их конституционных прав.

В судебном разбирательстве процессуальное положение каждого из субъектов имеет свои особенности. Безусловно, центральной фигурой является суд, но и прокурор обладает широкими полномочиями практически на всех стадиях уголовного судопроизводства. В судебном разбирательстве направление деятельности прокурора - поддержание государственного обвинения. Но это не значит, что прокурор во всех случаях и во что бы то ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа.

Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 27 Закона о прокуратуре, ст. 37 УПКРФ). В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором.

особое должностное лицо судебного ведомства, на которое возлагается производство предварительных следствий. В дореформенном процессе производство предварительного исследования по уголовным делам, распадавшегося на предварительное и формальное следствие, возлагалось на чинов полиции. Законом 6 июля 1860 г. для производства формальных следствий в составе чинов судебного ведомства были учреждены особые судебные С. По Судебным Уставам 20 ноября 1864 г. судебные С. состоят при окружных судах и пользуются правами членов суда. Они могут быть назначаемы из кандидатов на судебные должности, занимавшихся судебной практикой не менее 4 лет и приобретших достаточные сведения по следственной части. Общее собрание суда с утверждения министра юстиции может перемещать судебных С. из одного участка в другой. Судебные С. подчинены окружному суду, а по производству следствий состоят под наблюдением прокуратуры; они располагают помощью полиции, но все следственные действия в своем участке производят лично; в случае надобности, в помощь судебным С. командируются кандидаты на судебные должности, которым поручаются отдельные следственные действия или же самостоятельное производство следствий на правах судебного С. Законом 30 окт. 1867 г. в СПб. и Москве, кроме участковых судебных С., учреждены судебные С. по особо важным делам, которые приступают к производству следствий только по предложениям прокурора; по распоряжению министра юстиции им может быть поручено производство следствия на всем пространстве империи. Законом 11 мая 1870 г. министру юстиции дано право назначать при каждом окружном суде одного из судебных С. для производства, по предложениям прокурора, следствий по важнейшим делам на всем пространстве округа. В 1870 г. министру юстиции высочайше разрешено назначать кандидатов на судебные должности ко временному исправлению должности судебного С., причем они: 1) не приводятся к судейской присяге, 2) не могут участвовать в заседаниях окружного суда и 3) не пользуются правом несменяемости; в настоящее время большая часть должностей судебных С. замещена именно такими лицами. В Закавказье, Архангельской и Черноморской губ., Сибири и Туркестанском крае обязанности судебного С. возложены на мировых судей; при окружных судах состоят судебные С. только для производства следствий по важнейшим делам. Высочайше учрежденною комиссией для пересмотра законоположений по судебной части предположено упразднить должность судебных С., возложив производство предварительных следствий на участковых судей, которые должны вместе с тем решать по существу дела меньшей важности; общему собранию окружного суда предположено дать право образовывать, кроме судебно-следственных участков, особые судебные и следственные участки, причем заведующие последними участковые судьи должны заниматься исключительно производством предварительных следствий. Для производства следствий и отдельных следственных действий по более сложным делам предположено предоставить министру юстиции назначать на неопределенный срок членов окружного суда (окружных следственных судей), которые будут принимать к своему производству дела по предложению прокурора или по распоряжению министра юстиции.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Следователь судебный" в других словарях:

Судебный следователь — см. Следователь судебный … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СУДЕБНЫЙ — СУДЕБНЫЙ, судебная, судебное. прил., по знач. связанное с судом, с совершением правосудия, с рассмотрением дел в суде. Судебное следствие. Судебный процесс. Судебный устав. Судебная практика. Судебная защита. Судебные пошлины. Судебная плата (см … Толковый словарь Ушакова

СЛЕДОВАТЕЛЬ — СЛЕДОВАТЕЛЬ, следователя, муж. (офиц.). Должностное лицо, производящее предварительное следствие (см. следствие во 2 знач.). Судебный следователь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СЛЕДОВАТЕЛЬ — СЛЕДОВАТЕЛЬ, я, муж. Должностное лицо, производящее предварительное следствие 2. Судебный с. | прил. следовательский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

следователь — я; м. Должностное лицо, производящее предварительное судебное следствие. Молодой с. Опытный с. Судебный с. С. прокуратуры. С. по особо важным делам. ◁ Следовательский, ая, ое. С. талант. С. кабинет … Энциклопедический словарь

следователь — я; м. см. тж. следовательский Должностное лицо, производящее предварительное судебное следствие. Молодой сле/дователь. Опытный сле/дователь. Судебный сле/дователь. Сле/дователь прокуратуры … Словарь многих выражений

Следствие — А. Предварительное С. 1) Понятие и пределы предварительного С. Судебное исследование преступления распадается на два отдела: подготовительный и окончательный. Подготовительное исследование имеет целью уяснить событие преступления, наметить его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Следственный судья — (juge d instruction, Untersuchungsrichter) во Франции, Германии и Австрии член коллегиального суда первой степени, на которого возложено производство предварительных следствий; во Франции С. судьи назначаются на 3 года, в Германии на 1 год. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Полномочия прокурора

Кто главнее в уголовном деле – прокурор или судья? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в компетенции и полномочии двух органов. Важно знать, какими нормами закона руководствуются эти лица, что могут предпринять в судебном процессе.

Прокурор и судья — в чем разница

Сравнение этих двух лиц изначально неверно. Эти представители власти занимают разную позицию в разбирательстве. Однозначного превосходства одного специалиста над другим не существует, и лишь некоторые сферы их деятельности пересекаются.

Судья – это лицо, которое по Конституции РФ, призвано вершить правосудие. Этот человек относится к судебной власти, он не выступает ни на стороне защиты, но и в области обвинения. Именно это лицо признает подсудимого виновным и дает наказание в соответствии с совершенным преступлением.

Полномочия и обязанности в судебном производстве

К компетенции прокурора относится следующее:

  • Надзор за соблюдением закона в процессе деятельности по расследованию преступлений.
  • Передача письменных указаний в процессе рассмотрения дела.
  • Отмена актов нижестоящих прокуроров, если они были приняты необоснованно.
  • Участие в заседании на стороне обвинения. Иногда – представление интересов стороны в гражданском судопроизводстве.
  • Направление ходатайства об изменении меры пресечения.
  • Отстранение дознавателя от процесса, если будут представлены факты нарушений.
  • Подписание обвинительного заключения.
  • Ознакомление с материалами дела.
  • Доказывание вины человека с приведением доводов и фактов.
  • Право отказаться от уголовного преследования.
  • Решение разногласий с помощью генерального прокурора.

К обязанностям относится:

  • Участие в уголовном и гражданском судебном разбирательстве.
  • Опротестование решений судьи, если на это есть законные основания.
  • Расследование административных дел.
  • Контроль за исполнением судебных решений.
  • Приём обращений от граждан.
  • Правотворческая работа.
  • Сбор доказательств.

В полномочия судьи входит следующее:

  • Признание лица виновным с вынесением наказания.
  • Применение к человеку мер воспитательного или медицинского воздействия.
  • Прекращение уголовного преследования.
  • Определение меры пресечения (например, ареста).
  • Выдача разрешения на обыск и осмотр жилого помещения, личный досмотр.
  • Наложение ареста на собственность подозреваемого.
  • Временное отстранение лица от должности.
  • Решение об уничтожении доказательств вещественного типа.
  • Рассмотрение жалобы на действия или бездействия сотрудников прокуратуры, органов следствия или дознания.
  • Вынесение частных постановлений по нарушениям, обнаруженным во время судебного заседания.

Среди обязанностей можно выделить:

  • Руководство судебным разбирательством.
  • Выведение из процесса фактов и лиц, не имеющих прямого отношения к рассматриваемому делу.
  • Разъяснение участникам их правомочий и обязанностей. Оказание помощи в реализации прав.
  • Предупреждение о последствиях совершения определенного действия или бездействия.
  • Формирование условий для комфортного изучения представленных доказательств.
  • Надзор за соблюдением процессуальных обязанностей всеми участниками.

Кто главнее, у кого больше существенных возможностей

Нельзя однозначно сказать, что судья выше прокурора. Деятельность этих лиц регулируется различными нормативными актами. Их задачи в процессе судебного заседания не пересекаются, а только дополняют друг друга. Сравнивать компетенцию и иерархию этих лиц будет некорректно.

Стоит также определить, у кого больше возможностей. Во время заседания судья дает высказаться участникам процесса, обеспечивает при этом порядок, назначает дополнительные экспертизы при необходимости. Прокурор также может поручать проведение исследований, он имеет право возвращать материалы на доследование, как и судья, представлять собственные аргументы и доказательства. К возможностям судебного органа относится принятие решение о виновности или невиновности лица, назначении наказания или реабилитации.

Можно сделать вывод, что возможности сторон в ходе процесса в чем-то схожи. Оба специалиста анализируют представленные и собранные факты и доводы, назначают дополнительные расследования, приглашают экспертов. У прокурора есть право предложить свой вид наказания виновному, если он будет обоснован. Судья может согласиться с предложенной мерой или принять собственное решение.

Имеет ли прокуратура влияние на суд?

Для судей предусмотрена уголовная ответственность при принятии заведомо незаконных решений. Это регламентируется ст. 305 УК РФ. За нарушение предусмотрен штраф, который выплачивается не потерпевшему, а в пользу государства. Судью могут привлечь к работам принудительного характера или лишить свободы на срок до 4 лет. На практике такие случаи возникают крайне редко. Решение о возбуждении уголовного дела принимается председателем следственного комитета и Квалификационной коллегией судей.

Заявить о принятии незаконного решения, вынесенного заведомо, может любой потерпевший, чьи права были нарушены. Для этого подается заявление в орган, осуществляющий борьбу с коррупцией, в том числе и в прокуратуру. В этом смысле эта инстанция может оказать влияние на судью.

Если доводы прокурора будут убедительными и достоверными, суд примет решение стороны государственного обвинения и вынесет приговор с наказанием. Однако в идеале, при объективном рассмотрении дела, все стороны должны быть беспристрастными и не вмешиваться в компетенцию друг друга. Именно благодаря разделенности и разным обязанностям участников процесса удается обеспечить всестороннее исследование доказательств и вынесение справедливого решения.

Зачем нужны декларации о доходах чиновников? Нужно ли все средства взяточников изымать в доход государства? Надо ли было сажать под замок Бориса Шпигеля и кто мешает следователям работать быстро и эффективно, имея такие технические возможности, которые и не снились следователям СССР? Как получилось, что отдельные полицейские используют оперативные наработки в целях личного обогащения, а не борьбы с преступностью? Почему судьи отправляют людей под арест, не ознакомившись в полном объеме с материалами дела?

Генпрокурор о следователях, прокурорах, судьях и обвиняемых

Белозерцев еще не взяточник

– Валентин Георгиевич, арестован губернатор Пензенской области Белозерцев. Ему вменяют взятку в 31 миллион. Дома у него находят полмиллиарда наличными. А ведь он сдавал декларации о доходах. Зачем они нужны, если от них толку нет? Жириновский предлагает их отменить и ввести какие-то другие механизмы надзора за состоянием чиновников.

Я считаю, что нельзя отказываться от декларации. Потому что чиновник, заполняющий декларацию сам, лично подтверждает источники своих доходов. Именно на это прокуратура, у которой есть право заявлять исковые требования об изъятии незаконно полученных доходов, и опирается. Для чиновников источники дохода крайне ограничены. Помимо основной работы это получение доходов от преподавательской деятельности, от научной деятельности. Но бизнес исключен. Поэтому, опираясь на эти цифры, прокуратура может проанализировать и сделать вывод, что объяснений, подтверждающих наличие таких сумм у подследственного, нет.

– А если у вас на счетах обнаружили сумму, которая превышает ваш официальный задекларированный доход, это должно уйти в доход государства? Говорят о превышении всего в десять тысяч рублей.

Но ведь надо еще доказать такую связь. Имущество, которое обнаруживается вдруг у дальнего родственника чиновника, все равно требует проверки. В том числе и источника доходов того человека. Откуда вдруг на него свалилось это богатство? Что касается деклараций — речь о том, как она проверяется. У нас создана определенная система. Это и декларирование чиновниками своих доходов и расходов в совокупности. Это и кадровые службы, которые существуют во всех государственных органах и на них законом возложена обязанность проверять эти декларации.

Встает вопрос — а как же проверялась декларация губернатора в той же администрации Пензенской области? А поскольку это губернатор, то в первую очередь его декларация должна проверяться в управлении администрации президента! Оно имеет возможность использовать все ресурсы, в том числе оперативно-разыскной деятельности МВД и ФСБ.

– Управление может давать команду правоохранительным органам для проверки?

– Если возникает вопрос, то кадровая служба вправе потребовать объяснений от чиновника, изучить документы, сделать при необходимости экспертно-бухгалтерские и экспертно-экономические исследования. Это серьезное дело. В сентябре прошлого года человек был избран, а сегодня его назвали преступником и говорят, что он махровый взяточник. Более того, уже есть заявление, что его деятельность за предыдущие годы тоже будет подвергнута проверке.

Воров сменили хакеры и наркоторговцы

– Следствие утверждает, что губернатор получил взятку от некоего Шпигеля. Борис Шпигель — фармацевтический деятель, миллиардер, у которого собственное производство лекарственных препаратов. Путин говорит правоохранительным органам, что люди, совершившие экономические преступления, не должны сразу подвергаться аресту. Есть другие методы – домашний арест, выпуск под залог, например. Он это и на пленуме Верховного суда говорил, и на только что прошедшей коллегии прокуратуры. А Шпигеля уже арестовали и назвали взяткодателем без суда. Я его не защищаю. Но откуда такая жесткость действий?

– Говоря об экономических преступлениях, речь обычно ведут о мошенничестве. Поскольку Шпигеля арестовали, то речь пойдет о даче взятки. А это уже тяжкое преступление в отличие от того же мошенничества. Я работал в Приволжском федеральном округе и систематически бывал в Пензе, когда шли выборы еще предыдущего губернатора Василия Бочкарева. Шпигель уже тогда там присутствовал и имел контакты с областной администрацией по поставкам лекарственных препаратов, которые он производил. Более того, он был делегирован оттуда в Совет Федерации.

На мой взгляд, быть сенатором, работать в профильном комитете по охране здоровья, иметь за собой огромную фармацевтическую фирму и не быть крайне заинтересованным лицом — вряд ли возможно. Это было не очень правильно, и в конечном итоге, скорее всего, именно поэтому ему предложили расстаться с креслом. Все это надо проверять. Если взятки давались за какие-то послабления, скажем, в конкурсном отборе его предприятия, по каким-то срокам или ценам, которые заключались договорами с администрацией области, то в ходе следствия все это будет выяснено.

– Но нужно ли было отправлять его под арест, если он так болен, как говорят?

– Есть сомнение в целесообразности такой меры пресечения. Но нужно понимать, что первые шаги следствия всегда связаны с тем, что следствие еще не знает круг всех причастных к возможным преступным действиям. И изолировать людей на этот период часто необходимо, чтобы исключить уничтожение документов, давление на свидетелей, сговор подельников и так далее.

– Вы говорите как прокурор.

– Разумеется. И суд, и следователь, обратившийся в суд за мерой пресечения, исходили из этого. Но суд, арестовав человека на два месяца, конечно, потом должен очень тщательно оценивать случаи необходимости продления срока содержания под стражей. Насколько следствие активно работает, чего у нас часто делать не любят. Бывает, что человека полгода держат под стражей, а следователь за все время может появиться у него один или два раза.

– Не загруженность мешает им вести следствие быстро и эффективно. Абсолютно нет. Нагрузка на следственный аппарат, которая сегодня существует, ничуть не больше той, которая была, скажем, 30 лет назад. Более того, 30 лет назад у нас в стране совершалось до трех миллионов преступлений, а сегодня — два миллиона.

– Воровать стало нечего?

– Нет, изменилась сама структура преступности. Если раньше как раз кражи составляли 35–40 с лишним процентов от общего вала преступлений, то сегодня все иначе. Достаточно сильно упало количество преступлений на половой почве. Сократились тяжкие преступления. Но резко возросло количество дел, связанных с информационными технологиями и с мошенничеством с использованием этих технологий. И, к сожалению, конечно, произошел резкий рост преступлений, связанных с наркоманией. Если взять по совокупности два этих вида преступлений, то они и будут составлять почти 40% всех совершаемых преступлений, заняв то место, которое раньше занимали кражи. Следователей за это время меньше не стало. Нагрузка на них никак не возросла.

Более того, они получили то, чего не имели следователи тех лет. Такой арсенал технологических способов по изобличению преступника, о котором прежние следователи и мечтать не могли. Мы даже по телевизору с утра до вечера наблюдаем, как с помощью анализа ДНК ищут незаконнорожденных детей. 30 лет назад даже следствие не имело такой возможности. А сегодня это уже в быту.

Хайп вместо совести

– Бывший кандидат в президенты Российской Федерации Ксения Собчак выдала в эфир интервью с насильником и негодяем Моховым, который несколько лет держал в плену и насиловал двух девушек, одна из которых даже дважды родила. Наказание он свое, конечно, уже отбыл. Но как можно человека, который занимался такой мерзостью, пускать в эфир на всю страну?

– В вашем вопросе несколько пластов. Это тема соотношения права и морали, добра и зла. Это очень яркий пример, и я думаю, что со студентами мы его будем разбирать. Это нельзя сравнивать с убийством, как настаивают некоторые. В квалификации речь шла и о незаконном лишении человека свободы, и о неоднократном изнасиловании. По совокупности он получил 17 лет лишения свободы, отбыл полностью весь срок, условно-досрочно не освобождался. Выйдя на свободу, он находится под административным надзором и имеет целый ряд ограничений, которые должен соблюдать. Это правовая сторона дела.

Мы можем говорить, что надо сделать наказание за подобное преступление более суровым. Но ему дали столько, сколько в совокупности по тем статьям, по которым он был осужден, можно было ему дать. Дать больше не в компетенции суда. А что касается обнародования. За долгие годы следственной и прокурорской практики я сталкивался со многими мерзкими типами похлеще, чем этот Мохов. Предавать гласности то, что ты узнал, что ты почувствовал, общаясь с этими негодяями, – это твой собственный выбор. Я даже дома с домашними, с друзьями, с близкими никогда не говорил о деталях тяжких преступлений. Я берег их психику. Но сейчас стали раздаваться голоса, требующие разработать закон, который бы запрещал брать интервью у осужденных. Я считаю, что это неправильно, запрещать это нельзя. Но тут есть другой аспект. Любой серийный убийца, любой серийный маньяк и педофил — люди неудовлетворенные. Через свою преступную деятельность они пытаются утвердиться в этой жизни, доказать собственное превосходство. У них у всех присутствует бравада. Они хотят показать свое превосходство, что они могли распорядиться чужой жизнью, чужим здоровьем, честью. Журналист, скорее всего, понимает, что он своим интервью будет способствовать пропаганде такого рода преступлений.

Какова была цель Собчак? Сделать так, чтобы люди посмотрели на этого маньяка и чтобы у людей возникло возмущение? Но это зло и так не находило какой-либо поддержки, людей не надо убеждать, что это мерзость, они и так это знают. Скорее всего, Собчак просто гналась за эпатажем, за сенсацией. Поэтому речь идет об аморальности самого корреспондента. Получить интервью — право журналиста. А его обнародование — вопрос его совести и морали. Такое интервью может использоваться как учебный материал для следователей, оно может изучаться судебными психологами и психиатрами, если это была качественно сделанная работа.

Судьи пристрастны

– Да, я помню ту публикацию. Он нащупал болевую точку в недрах правоохранительной системы. В виновность Захарченко ставились взятки, которые в сотни раз меньше изъятых сумм. Вопрос, откуда остальные деньги, повис в воздухе, и ответ на него крайне неприятен для правоохранительных органов. Мы говорим, что источником незаконного обогащения становятся оперативные материалы, которые добываются оперативным путем. А это обязанность их службы! В самой добыче таких сведений нет ничего преступного. Преступно то, как этой информацией распоряжаются те, кто ее добывает. Идет ли эта информация на изобличение преступлений и возбуждение уголовного дела или на шантаж и последующее сокрытие преступления? Я всегда считал, что нам необходимо отделять оперативную службу от следствия. Целью создания Следственного комитета было как раз стремление отделить следствие от оперативной работы.

– Следственный комитет – это же аналог американского ФБР? Независимые следователи, и все такое. Но какова его реальная роль?

– Следователи СКР ведут расследования по категории самых тяжких преступлений. Они занимаются взятками, убийствами, должностными преступлениями. Я не ставлю под сомнение целесообразность создания СКР. Но при принятии этого решения были — на мой взгляд, необоснованно — сокращены полномочия прокуроров в надзоре за следствием.

– Теперь надзор передан в Следственный комитет?

– Нет! Функция СКР не надзор, а контроль за следствием! Это разные вещи. Их руководители выполняют те функции, которые раньше во многом выполняли прокуроры. Но есть важное отличие, которое понимают специалисты, но которое не рассказывают обществу. Прокурор, осуществляя надзор за следствием в своем подразделении у своего следователя, всегда помнил, что его обязанность потом с материалами этого дела пойти в суд и в гласном публичном процессе, в полемике с адвокатами доказать, насколько качественно выполнена работа. А сегодня руководители Следственного комитета в процесс не ходят! И обоснованность предъявленного обвинения в суде не доказывают.

– Но прокурор все равно утверждает обвинительное заключение.

– Да, но он его видит спустя полгода-год после того, как началось следствие. Ему приносят уже готовое многотонное дело перед утверждением в суд. Прокуратуру устранили из повседневного, очень быстрого и эффективного прокурорского надзора. Даже адвокатское сообщество просит вернуть прокурорам полномочия надзирать.

– Как этот надзор влиял на качество следствия?

– А в чем разница?

– Сегодня суд даже дело целиком не видит. Следователь приносит судье постановление с ходатайством, к которому приложены информационные материалы. Судья быстро определяет, тяжкое ли это преступление, по которому можно арестовать человека, не слишком ли он старый или слишком молодой, нет ли болезней, препятствующих содержанию под стражей. И все — выносит постановление, и человек идет под арест.

– То есть судья даже не знакомится с материалами дела?

– Он и не должен вдаваться в доказательства. Он слушает адвоката, слушает человека, которого он будет арестовывать, но он не оценивает качество и совокупность собранных доказательств. Он смотрит только формальную сторону.

– А прокурор?

– Раньше прокурор перед арестом подозреваемого дело хотя бы листал целиком. Он тут же следователю задавал вопросы. А сегодня у прокурора даже нет права не допустить следователя к судье с ходатайством об аресте. Прокурор может прийти в процесс и сказать — я не поддерживаю это ходатайство. Судья может с ним согласиться или не согласиться. Бывают и такие случаи, что прокурор против ходатайства, а судья все равно арестовывает. Но такое случается крайне редко. Судья берет на себя ответственность, и тем самым мы делаем суд органом борьбы с преступностью. А он не должен быть вовлечен! Иначе как он может быть беспристрастен? Потом, спустя какое-то время, дело может попасть на рассмотрение к этому же судье.

Как вы думаете, он будет беспристрастен? Ну пусть дело попадет не к нему, а к его коллеге в соседнем кабинете. И он будет листать дело и думать — Иван Петрович арестовал этого человека, продлевал сроки содержания под стражей, а я сейчас буду, значит, его отпускать или оправдывать? Зачем нам на наш районный или городской суд этот грех? И его можно понять. Поэтому и ответственность за этот грех должно нести то должностное лицо, которое осуществляет уголовное преследование. А это прокурор! Сегодня прокурора лишили полноценной возможности нести ответственность за осуществление уголовного преследования. Есть попытки изменить ситуацию.

Но пока законодатель не находит в себе силы вернуть в прокуратуру полноценный повседневный надзор с момента возбуждения дела. Прокурор должен иметь право возбудить уголовное дело.

– А он такого права не имеет?

Читайте также: