Как называлось созданное в первой четверти 18 в высшее законодательное и судебное учреждение

Обновлено: 16.05.2024

Положение Екатерины I на троне было шатким. Дворянская аристократия оставалась недовольной. Меншиков, Толстой, Апраксин посоветовали Екатерине учредить специальный орган, который бы возвышался над всеми государственными учреждениями империи.

8 февраля 1726 года был создан Верховный тайный совет, ставший главным правительственным органом при императрице. В состав этого совета вошли А.Д. Меншиков (фактически глава совета), П.А. Толстой, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман (немец, начавший службу в России при Петре I), Карл Голштинский – муж дочери Петра I Анны и наиболее видный представитель старой знати Д.М. Голицын. Включением в состав последнего Екатерина I надеялась примирить обе группировки дворян. Но этого не произошло.

Став высшим учреждением в государстве, Верховный тайный совет ведал всеми важными внутренними и внешними делами. В его функции входило назначение высших чиновников, финансовое управление, отчетность ревизионной коллегии. Совету подчинялись три важнейшие коллегии – военная, адмиралтейская и иностранная. Центральный орган – Тайная канцелярия, созданная при Петре I, в 1726 году ликвидируется, и контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному тайному совету.

Сенат, провозгласивший Екатерину I самодержавной императрицей, ею же был подчинен Верховному тайному совету и потерял титул правительствующего, стал называться высоким. Из ведения Сената были изъяты все дела, которые интересовали Верховный тайный совет. Последний посылал Сенату указы и требовал отчетов (доношения). Совету подчинялись Главная полицеймейстерская канцелярия и Преображенский приказ.

7 мая 1727 года на престол по завещанию Екатерины I был возведен двенадцатилетний Петр II – внук Петра I. При Петре II вся власть была сосредоточена в руках Верховного тайного совета, в состав которого вошли А.Г. и В.Д. Долгорукие. Они и Голицын были руководителями совета, состав которого изменился. Из вельмож петровского времени в нем остался только Остерман. В совете усилилась партия аристократии. Царь мог не считаться с советом, предписывать ему свою волю, но он часто отсутствовал.

4 марта 1730 года был упразднен Верховный тайный совет. Произошли изменения в высших органах власти. Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Анна не проявляла способностей и желания управлять страной. Всю работу по управлению взяли на себя опытные администраторы – члены вновь созданного осенью 1731 года Кабинета министров – канцлер Г.И. Головкин, вице-канцлер А.И. Остерман, князь A.M. Черкасский. Вначале Кабинет министров имел только управленческую функцию, но с ноября 1735 года этот властный орган получил широкие полномочия и законодательные права. Три подписи кабинет министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров сковывал действия Сената. Видную роль в управлении играли П.И. Ягужинский и затем сменивший его А.П. Волынский. Фаворит Анны Бирон стал герцогом курляндским и всесильным человеком в Российском государстве.

Анна Ивановна назначила себе преемника – сына своей племянницы Анны Леопольдовны – полутора месяцев от роду Ивана Антоновича. Регентом при нем стал Бирон. В октябре 1740 году Анна Ивановна скончалась. Через 22 дня Бирон был низложен фельдмаршалом Минихом в пользу правительницы Анны Леопольдовны. Опираясь на гвардию, при поддержке П. Шувалова, М. Воронцова, А.Г. Разумовского, на престол 25 ноября 1741 г. вступила Елизавета Петровна. Очередной дворцовый переворот успешно завершился. Иван Антонович вместе с Анной Леопольдовной были низложены и отправлены в крепость. Был арестован и отец царя-младенца Антон Ульрих Брауншвейгский.

По оценке современников, Елизавета имела данные для успешного правления. Однако отмечается и ее любовь к удовольствиям. Ее фавориты (А.Г. Разумовский, И.И. Шувалов и др.) отличались скромностью и непритязательностью, отказывались от высоких чинов и больших денежных вознаграждений. Шувалов покровительствовал науке и просвещению. Годы правления Елизаветы характеризуются ростом патриотизма. Она удалила иностранцев с ряда государственных постов. Все это не могло не сказаться на организации управления.

Таким образом, восстанавливалась петровская личная императорская канцелярия – Кабинет, который должен был принимать документы на имя монарха, оформлять указы за его личной подписью, объявлять высочайшие повеления и руководить финансовой стороной дворцового хозяйства. Во главе этого учреждения стоял И.А. Черкасов, когда-то служивший в петровском Кабинете. Часть дел бывшего Кабинета министров стал решать Сенат, а другая часть поступала в личное ведение императрицы. Дела шли в ее личную канцелярию – Кабинет ее величества. На рассмотрение Елизаветы поступали доклады различных ведомств, Сената, рапорты генерал-прокурора. Указы издавались только за личной подписью императрицы.

Создание такого высшего органа правления страной, как личная канцелярия, свидетельствует о желании Елизаветы взять правление в свои руки и укрепить значение самодержавной власти.

Черкасов принимал поступавшие на имя Елизаветы доклады и донесения Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий, Коллегии иностранных дел и других учреждений, многочисленные челобитные о милосердии. Делами в государственных учреждениях занимался и В.И. Демидов. К управлению делами государственных учреждений Елизавета стремилась готовить кадры из русских дворян.

Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 году. Ее преемником стал Карл-Петр-Ульрих (Петр III) – внук Петра I (сын его дочери Анны) и внучатый племянник Карла XII, прибывший в Россию еще в 1742 году.

Особенно свирепые приговоры выносило Генеральное собрание, являвшееся высшим судом, которое рассматривало политическую оппозицию как притеснителей императрицы.

При Елизавете существовала Тайная канцелярия, которая в 40–60‑е гг. вела расследование слухов, порочивших царицу. В ссылку была отправлена Анна Леопольдовна с семьей. Суд приговорил к ссылке главных политических противников Миниха, Левенвольде и Остермана, осторожного дипломата и интригана, начавшего службу еще при Петре I и удержавшегося у власти при трех императрицах.

В годы царствования Анны Ивановны было заведено две тысячи политических дел, а во время Елизаветы Петровны – пять тысяч. Существовавшая с 30‑х по 60‑е гг. Канцелярия тайных розыскных дел была перегружена следственной работой. Расправа над всеми недовольными производилась независимо от социального положения и значения высокого лица в государстве.

Полицейский стиль регламентировал всю деятельность государственного аппарата. Волынский был признанным эрудитом в области истории и теории государственного управления, разработал план административных реформ, направленных на улучшение положения России.

Дворцовые перевороты и полицейская регламентация государственной системы сказались на изменениях структуры и функций как высших, так и центральных властных учреждений. На вершине пирамиды органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица). За ним следовали высшие государственные учреждения – Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе, действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но, как мы уже говорили, в определенные периоды он зависел от высших государственных учреждений.

Значение Сената падало, в какое-то время снова повышалось, но ненадолго. На деле Сенат занимал положение центрального органа с обычными исполнительными функциями. После Петра I его преемники отступили от устройства центрального управления. Вместо Сената они поставили Верховный тайный совет и этим свели его на уровень коллегии.

С 40-х гг. Сенат был восстановлен в прежних правах, сохранял свое первенствующее положение в государстве до учреждения Конференции. Далее он уже не ведал внешнеполитическими делами и некоторыми общими вопросами внутренней политики. Но за Сенатом сохранилось руководство государственным аппаратом по управлению.

К середине XVIII в. аппарат Сената усложнился. В его состав вошло несколько новых учреждений по финансовой, кредитной, торговой системе, управлению Московским университетом. Особенно значительной была созданная в 1755 году Главная межевая канцелярия для руководства межеванием. Петровскому Сенату не принадлежала законодательная функция, он был только административно-судебным органом; елизаветинский Сенат казался даже законодательным учреждением, так как его указы часто по существу своему являлись законодательными актами.[10]

Большую группу центральных государственных учреждений второй четверти XVIII в. составляли коллегии, управлявшие отдельными (специальными) хозяйственными и общественными вопросами. В структуру коллегий входили департаменты, экспедиции, постепенно добавлялись канцелярии и конторы. Штаты разрастались, укреплялся принцип единоначалия, прибавлялись советники и асессоры. Хотя в 1727 году число чиновников и было сокращено вдвое, в дальнейшем оно опять увеличилось. В это время колебалось и общее количество коллегий. Оно также то сокращалось, то возрастало. Это свидетельствовало о неустойчивости внутренней политики и нестабильности государственного управления. Более устойчивыми были три коллегии: Иностранная, Военная, Адмиралтейская.

Существовали еще девять коллегий: Главный магистрат, Вотчинная, Камер-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия и Синод – духовная коллегия.

Возрастающие задачи государства, развитие промышленности, торговли, обострение классовых противоречий вели к организационным перестройкам центральных государственных органов и изменению их полномочий. Чтобы удешевить содержание государственного аппарата, некоторые коллегии объединялись. Например, Коммерц-коллегия, ведавшая приходом, а Штатс-коллегия – расходом денежных средств, соединились в одно. В 1727 году Мануфактур-коллегия была соединена с Коммерц-коллегией.

В 1731 году уничтожена Берг-коллегия, что нанесло ущерб развитию горных заводов. Часть коллегий восстанавливалась или вновь создавалась в 40-60-е гг. Изменениям подвергались многие ведомства и канцелярии. Все более проявлялась нестабильность элементов государственного механизма на уровне центрального управления.

Относительная стабильность сохранялась в органах безопасности режима, а также в учреждениях, обеспечивавших сбор налогов и податей в государственный бюджет. Сыскным и судным учреждениям уделялось большое внимание со стороны правительства. Постоянно действующими оставались полицейские учреждения. В 1729 году была создана Канцелярия конфискации, обеспечивавшая конфискационные акции по приговорам суда. Через год образуется Должный приказ, который обеспечивал полицейские действия с должниками, банкротами.

В 40‑е гг. были восстановлены некоторые коллегии как самостоятельные центральные учреждения, до этого объединенные по родственным вопросам в одну управленческую структуру.

Оформившаяся к середине XVIII в. коллегиальная система управления была пестрой. Ее центральные государственные учреждения (коллегии, приказы, канцелярии) различались структурой и полномочиями. Коллежская система находилась в состоянии кризиса. Но вместе с этим в центральных органах управления проявлялись новые принципы их организации и действия.[11]

Во второй четверти XVIII в. происходили изменения в положении церкви. Новые политические взаимоотношения абсолютистского государства и церкви требовали правовой регламентации имущества и правового статуса духовенства. Менялось церковное управление. Уже в первой четверти этого века взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия или Святейший правительствующий Синод. Эти церковные органы продолжали действовать и в 20–60-е гг. Решался вопрос об административной власти епископов, местных церковных управлений.

Церковная организация стала частью государственного аппарата. Синод находился в подчинении Верховного тайного совета, который посылал церковному органу указы.

Духовная коллегия была переименована в Синод, статус которого стал близким к Сенату. В 1726 году появился проект разделения Синода на два департамента: первый состоял бы из духовных лиц и ведал богослужебными делами, второй комплектовался из светских чиновников, решавших судебные и административно-хозяйственные вопросы. Этот проект насаждал бюрократизацию церковного управления.

По указанию Синода Анна Ивановна на молебне была провозглашена самодержицей. Однако впоследствии репрессиям подверглись и некоторые высшие церковные иерархи, члены Синода.

Елизавета ликвидировала Коллегию экономии, созданную в 1726 году и ведавшую хозяйством церкви, вернула доходы с монастырских земель Синоду. Уложенная комиссия 1754 года разрабатывала положение о церкви, затронувшее ряд существенных вопросов православия. Роль церкви и духовенства в государстве возрастала. Церковь занимала большое место и в государственном управлении.

Поскольку императрицы (некоторое исключение представляла Елизавета Петровна) или возведенные на престол дети были слабыми личностями, то за них правили фавориты или приближенные из старой или новой знати. Вследствие частых смен лиц, стоявших во главе государства, высшая власть слабела.

Государство этого времени вошло в историю как полицейское. Появилась профессиональная полиция. Государственные органы власти вмешивались во все стороны жизни общества, все регламентировалось.

Усилились централизация и бюрократизация всей системы государственного управления. Все больше проявлялась сословно-социальная ориентация политики правительства в формировании бюрократии.

Издаваемые царские указы, вся управленческая система в эти годы носили продворянский характер. Основные задачи государственного управления решались в интересах дворянства, обеспечивали расширение его прав и привилегий. Дворянам отменили служебные повинности, введенные в начале XVIII в.

Законодательская и управленческая деятельность преемников Петра I была направлена на усиление крепостнической системы.

Стране нужна была крепкая власть, которая бы обеспечила экономическую и политическую стабилизацию, способствовала бы прогрессу во внутренней и внешней политике.

Список использованной литературы

1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб.: Питер, 1997. – 238 с.

2. Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725–1740 г. – СПб.: Питер, 1994. – 342 с.

3. Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII–XX века. – М.: Наука, 1999. – 453 с.

4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. – М.: Наука, 1983. – 235 с.

5. История России /Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. – М.: Вече, 1997. – 478 с.

6. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в. – М.: Юрист, 1998. – 389 с.

7. Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. – М.: Наука, 1994. – 389 с.

[1] Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в.- М.: Юрист, 1998, С.177.

[2] Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. -М.: Наука, 1994, С.55.

[3] Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725-1740г. -СПб.: Питер, 1994, С.12-13.

[4] Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725-1740г. -СПб.: Питер, 1994, С.34-36.

[5] Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII-XX века. -М.: Наука, 1999, С.51-52.

[7] Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. -СПб.: Питер, 1997, С.112.

[8] [8] Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. -СПб.: Питер, 1997, С.118.

[9] Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. -М.: Наука, 1994, С.189.

[10] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России.- М.: Наука, 1983, С.99-100.

[11] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России.- М.: Наука, 1983, С.102-103.

Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

Воля абсолютного монарха становится единственной формой законодательства. Только при временных отлучках царя и в особо неотложных случаях право издания указов с силой закона предоставлялось органу, заменявшему царя (с 1711 г. - Сенату). Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.

Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры. Вотчинная коллегия рассматривала земельные споры. Мануфактур- коллегия разбирала дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников). Камер-коллегия рассматривала финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апел-ляционной инстанцией для нижестоящих судов. Проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров. Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждались ландрихтеры.

С 1719 г. страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух - шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреждался. Он руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.

В 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры. Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Духовенство судилось в консистории при епархиальных архиереях, в духовных дел управлениях и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

В некоторых судебных учреждениях Петра сказалось влияние крепнущего торгового капитала. Оно проявилось, в частности, в том, что купечество получило свои самостоятельные суды - магистраты, окончательно упрочившиеся при Екатерине II и выработавшие свои формы процесса.

В 1722 г. была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела.

В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.

Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе являлся генеральныйкригсрехт, рассматривавший наиболее важные дела, связанные с государственными и воинскими преступлениями.

Нижней инстанцией стал полковой кригсрехт, рассматривавший все остальные дела.

Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. При- говоры генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

2 Принципы организации суда

Новыми чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в. стали:

1) коллегиальное устройство судов;

2) попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной;

3) учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудиторов);




В начале 1712 года было указано, что фискалы ставятся под ведомство Сената, утверждалась их самостоятельность по отношению к губернаторам.

В 1718 г. была образована Тайная канцелярия, ликвидированная в 1726 г. В 1729 г. ликвидируется Преображенский приказ и розыскные функции передаются Верховному Тайному совету, а с 1731 г. - Канцелярии тайных розыскных дел. Собственно полицейские органы первоначально создаются в Петербурге и Москве: в 1718 г. в Петербурге утверждается должность генерал-полицмейстера, в 1722 г. - должность обер-полицмейстера в Москве. В своей деятельности они опирались на канцелярии полицмейстерских дел, старост улиц и выборных десятских.

Уже в 1733 г. в двадцати трех городах существовали полицмейстерские конторы во главе с полицмейстером. Полиция имела вооруженные формирования.

В компетенцию полиции входило: охрана порядка, борьба с преступностью, городское благоустройство, противопожарные мероприятия. В следственном процессе полиция выполняла функции дознания.

3 Судебный процесс. Стадии

первая начиналась формальным оповещением о начале процесса и продолжалась до получения показаний ответчика;

вторая или собственно разбирательство, длилась вплоть до вынесения приговора; третья - от вынесения приговора до его исполнения.

Оповещение о явке всех заинтересованных в деле лиц в суд делалось официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и пояснения ответчика также были письменными и протоколировались.

В процессе не допускалось представительство. Исключение составляло представительство одной из сторон по причине болезни и невозможности откладывания слушания дела.

Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказательств. Различались четыре вида доказательств: собственное признание, свидетельские показания, письменные доказательства, присяга.

После вынесения приговора начиналась заключительная третья стадия процесса. На приговор низшего суда можно было жаловаться только в высший суд: порядок пересмотра был апелляционным, высшая инстанция заново рассматривала дело. Приговоры по делам, где применялась пытка, утверждались высшим чиновником (фельдмаршалом или генералом), которые могли поменять меру наказания.

Затем приговор приводился в исполнение.

Неявившегося ответчика разыскивали с барабанным боем, зачитывая указ. Если же по прошествии недели он в суд так и не являлся, его дело считалось проигранным. Уважительными причинами неявки считались: болезни, наводнение, пожар, разбойное нападение, смерть близких или умственное расстройство.

Жалоба излагалась челобитчиком по пунктам, ответчик отвечал на каждый пункт по порядку.

Расширялось судебное представительство, которое могло приме-няться при разборе любых дел на основании доверенности или поручительства. Ответственность за действия представителя принимал на себя доверитель.

Состязательность ограничивалась и отходила на второй план, и это было вполне логично при усилении централизаторских, абсолютистских принципов петровской юстиции.

1 Судебные доказательства. Приговор

Различались четыре вида доказательств: собственное признание, свидетельские показания, письменные доказательства, присяга.

Свидетельские показания не были равноценными. Прежде всего существовала возможность вовсе отвести свидетеля, например по мотивам его родства с одной из сторон. Негодными свидетеля считались лица, не достигшие пятнадцатилетнего возраста клятвопреступники, признанные таковыми по суду, проклятые церковью, клейменные, шельмованные, судимые за разбой, воровство и убийство, прелюбодеи, иностранцы, о которых нет достаточных сведений.

Свидетелей допрашивал только судья и только в суде (знатным особам разрешалось давать показания на дому).

В состав письменных доказательств могли входить различные документы: заслуживающими наибольшего доверия считались записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах оценивались ниже (если там не было личной подписи должника). Учитывались долговые обязательства и деловые письма.

Нередко письменные доказательства нуждались в подкреплении присягой. Очистительная присяга была, кроме того, специальным видом доказательства, применяемая в случаях, когда иным способом доказать обвинение было невозможно. Принесший присягу ответчик считался оправданным, отказавшийся принести присягу признавался виновным. И все же формальное дело в данном случае оставалось нерешенным, а его обстоятельства невыясненными. Присяга как бы переводила процесс из области юридической в иные - этическую и религиозную.

После вынесения приговора начиналась заключительная третья стадия процесса. На приговор низшего суда можно было жаловаться только в высший суд: порядок пересмотра был апелляционным, высшая инстанция заново рассматривала дело. Приговоры по делам, где применялась пытка, утверждались высшим чиновником (фельдмаршалом или генералом), которые могли поменять меру наказания.

В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:

1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;

2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената, который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг. данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всем государственным аппаратом. В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность генерального ревизора, или надзирателя указов. В 1722 г. руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору П. И. Ягужинскому (1683–1738 гг.).

В 1718 г. с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям.

Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г. действовало 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

В 1722 г. были также учреждены должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В

49. Высшие органы управления в начале XIX в.

49. Высшие органы управления в начале XIX в. Россия в первой половине XIX в. оставалась по форме правления абсолютной монархией. Для управления государством абсолютный монарх использовал разветвленный чиновничий аппарат.До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при

51. Высшие классы общества в первой половине XIX в.

51. Высшие классы общества в первой половине XIX в. С середины XVIII–XIX в. начался процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который давным-давно завершился в западных странах. В недрах общества зарождались новые классы —

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

Высшие органы государства

Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов — Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения

Высшие органы государства

Высшие органы государства Япония по форме правления — парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет

Высшие органы власти Польши

Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти — Президент и

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная

278.Что из названного относилось к итогам внешнеполитической деятельности Петра I?

1) присоединение к России Крыма

2) присоединение к России Средней Азии

3) освобождение Россией народов Закавказья от иранского и османского гнета

4) завоевание Россией выхода в Балтийское море

279.Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I?

1) появление торговых ярмарок

2) значительный рост числа мануфактур

3) формирование свободного рынка рабочей силы

4) учреждение Вольного экономического общества

280.Что из названного относилось к итогам царствования Павла I?

1) установление нового порядка престолонаследия

3) получение Россией выхода в Черное море

4) увеличение территории России в результате разделов Речи Посполитой

281.Как называлась привилегированная часть войска, созданная Петром I и сыгравшая впоследствии значительную роль в дворцовых переворотах?

1) дружиной 2) гвардией 3) ополчением

282.Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?

1) протекционизмом 2) благотворительностью

3) секуляризацией 4) просвещенным абсолютизмом

283.В XVIII в. государственных и дворцовых крестьян, прикрепленных к казенным заводам и работавших на них вместо уплаты подати, называли

1) ясачными 2) приписными

3) черносошными 4) владельческими

284.Как назывались в начале XVIII в. собрания-балы в домах российской знати?

1) резиденциями 2) ассамблеями

3) магистратами 4) сессиями

285.Как назывались составленные верховниками условия приглашения на российский престол Анны Иоанновны?

1) приказами 2) ассамблеями

3) манифестами 4) кондициями

286.Как называлось созданное в первой четверти XVIII в. высшее законодательное и судебное учреждение по делам Русской православной церкви?

1) Синодом 2) Приказом тайных дел

3) Сенатом 4) Верховным Тайным Советом

287.Как называли в правление Петра I государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц?

1) фискалом 2) верховником

3) воеводой 4) наместником

288.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите дату выступления, о котором идет речь.

«Едва колонна вышла из околицы…, как пушечный выстрел поразил слух изумленных солдат…

1) 1801 г. 2) 1826 г. 3) 1848 г. 4) 1881 г.

289.Какое из указанных мероприятий было проведено позже всех других?

1) основание военных поселений

2) отмена крепостной зависимости крестьян

3) учреждение коллегий

4) издание Жалованных грамот дворянству и городам

290.Кто из указанных лиц был сторонником неограниченной самодержавной власти царя?

1) А.Х. Бенкендорф 2) П.И. Пестель

3) А.И. Герцен 4) В.И. Ленин

291.Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) первая русская кругосветная экспедиция во главе с И.Ф. Крузенштерном

Б) путешествие Афанасия Никитина в Индию

В) поход Ермака в Сибирь

Г) присоединение к России Крыма

292.Какие из перечисленных реформ, преобразований были проведены в годы царствования Николая I?

А) учреждение коллегий

Б) кодификация законов Российской империи

В) созыв Государственной думы

Г) учреждение Сената

Е) основание III отделения императорской канцелярии, укрепление корпуса жандармов

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВЕ 3) БДЕ 4) ВГД

293.Проведение Земской реформы, учреждение органов местного самоуправления – земств связано с именем

1) Петра III 2) Николая I 3) Александра II

1) революционные народники 2) либеральные народники

3) славянофилы 4) социал-демократы

295.Установите соответствие между названиями политических партий и фамилиями их руководящих деятелей весной – летом 1917 г.

1) эсеры 2) меньшевики 3) большевики 4) кадеты

296.Кто из названных лиц был известным представителем философской и общественной мысли в России в начале XX в.?

1) М.А. Бакунин 2) И.С. Аксаков

3) К.Д. Кавелин 4) Н.А. Бердяев

297.Имена А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.В. Рахманинова связаны с развитием в начале XX в.

1) музыкального искусства 2) литературы

3) кинематографа 4) общественной мысли

298.Кто из названных лиц был одним из лидеров российских либералов в начале ХХ в.?

1) В.М. Чернов 2) Л.Д. Троцкий 3) В.И. Ленин

299.Кто из деятелей XVIII в. прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?

1) Б.П. Шереметев 2) Г.А. Потемкин

3) А.Д. Меншиков 4) П.А. Румянцев

300.Современником императрицы Анны Иоанновны был

1) А. Курбский 2) С. Дежнев

3) Э. Бирон 4) Б. Хмельницкий

301.Установите соответствие между названиями литературных произведений и временем их создания.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

А) XII в. Б) XVIII в. В) XV в. Г) XVII в. Д) XVI в.

302.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком явлении в российской истории идет речь.

1) аракчеевщине 2) хованщине

3) бироновщине 4) опричнине

303.Что из перечисленного произошло во время Отечественной войны 1812 г.?

А) сражение у реки Березины

Б) Синопское сражение

Г) Брусиловский прорыв

Д) Тарутинский марш-маневр

Е) бои за Шипку-Шейново

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД 3) БГЕ 4) ВГЕ

304.Прочтите отрывок из свидетельства современника и укажите дату событий, о которых идет речь.

В современных условиях динамичного развития и модернизации отечественного права важное значение приобретает исследование не только конкретно-прикладных, но и историко-теоретических проблем, осмысление уже известных теоретических понятий с позиций новой правовой реальности. При рассмотрении данной темы, крайне привлекательна правотворческая деятельность Петра I.

Содержание работы

Введение 2
Глава I Российское законодательство в первой четверти XVIII века 4
Глава II Уголовное право в России в первой четверти XVIII века 8
2.1.Источники 8
2.2.Понятие и виды преступления 13
2.3.Понятие и виды наказания 19
Глава III Суд и процесс в России в первой четверти XVIII века 25
3.1.Суды 25
3.2.Процесс 33
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на печать.doc

По Указу от 16 мая 1722г. президенты всех коллегий должны были обязательно присутствовать на заседаниях Сената. 73

Сенат был высшей судебной инстанцией, решения которого являлись окончательными. Преобразование судебных органон преследовала задачу отделения суда от администрации. Тем не менее, в полной мере этого не произошло, административные органы продолжали наблюдать за юрисдикцией по некоторым делам и осуществлять надзор за судебными учреждениями. Например, магистраты осуществляли контроль по уголовным и гражданским делам горожан. Суд по политическим делам принадлежал Преображенскому приказу — административному органу, суд по земельным спорам — Вотчинной коллегии и так далее. Следовательно, отделение суда от администрации так и осталось лишь попыткой. Надзор за вынесением и исполнением судебных решений принадлежал губернаторам и воеводам, то есть также административным органам, которые обязаны были принимать меры против волокиты и злоупотреблений. В случае несогласия с приговором или решением суда они писали особое мнение, с которым суд должен был считаться. 74

С 1722 года сеть судебных учреждений стала сворачиваться. Сначала были упразднены нижние суды. Их функции должны были теперь выполнять воеводы и особо учрежденные судебные комиссары, которые наделялись судебными функциями. Судебные комиссары подчинялись воеводам, то есть. вновь произошло сближение судебных и административных органов. Позднее, в 1727 году были упразднены и надворные суды, а их функции перешли к губернаторам и воеводам. Апелляционной инстанцией для губернаторского и воеводского судов по-прежнему оставалась Юстиц-коллегия. 75

Система органов, во главе с Сенатом и Юстиц-коллегией, решавших в первой четверти XVIII в. судебные дела, имела много недостатков. Главный из них — медлительность судопроизводства. В течение многих лет дела лежали без движения. Например, к 1730 году только в Московской губернской канцелярии накопилось более 20 тысяч нерешенных дел. В связи с этим в том же году в Москве были созданы два специальных судебных учреждения — Судебный и Сыскной приказы, подчинённые непосредственно Юстиц-коллегии. Судебный приказ для рассмотрения гражданских, а Сыскной - уголовных дел. 77

Особое внимание в рассматриваемый период уделялось политическим делам, направленным на подрыв существующего государственного строя.

Для расследования политических преступлении в 1695 году создан Преображенский приказ, просуществовавший до 1729 года, Затем — в 1731 году — в тех же целях была образована Канцелярия тайных розыскных дел.

После Азовских походов Петра I, Преображенский приказ стал главным судебным и следственным органом по политическим преступлениям. Этими вопросами занималась Главная канцелярия приказа. Кроме того, приказ выполнял и некоторые другие функции, в частности заведовал охраной общественного порядка в Москве и организацией караулов в Кремле, а через Генеральный двор ведал Преображенским и Семеновским полками. В связи с отъездом Петра I за границу в конце 1697 года Преображенскому приказу была подчинена вся Москва. Главным судьей Преображенского приказа был крупный государственный деятель Ромодановский. Ф.Ю. (октябрь 1640г. – 17 сентября 1717г.).

3.2. Уголовный процесс в Российской империи в первой четверти XVIII века

В начале XVIII в. в связи с ростом антифеодальных выступлений все шире применяется так называемый розыскной процесс. И это характерно не только для политических, но и вообще для всех общеуголовных дел.

Воинский Устав 1716 года (книга 3) свидетельствует о полном вытеснении состязательного процесса розыскным (инквизиционным), когда инициатором возбуждения уголовного дела являлось государство. Расследование и судебное рассмотрение дела находилось в руках одного органа – суда. 79

Процесс делился на две основные стадии: следствие и суд. Одни и те же лица вели розыск, рассматривали дело и выносили приговор. Процесс носил письменный характер и осуществлялся при строгой канцелярской тайне. Одним из главных руководящих документов, используемых в судебном процессе, было "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" — одна из частей Воинского Устава 1716 года. Она определяла следующие виды доказательств: собственное признание обвиняемого, свидетельские показания, письменные документы и присягу. Причем лучшим доказательством — "лучшим свидетельством всего света" — считалось собственное признание обвиняемого. Оно являлось основанием для прекращения следствия. В законе было записано: "Когда кто признает, что он виновен, есть, тогда дальнему доказу не требуют, понеже собственное признание есть лучшее свидетельство всего света". Добывалось оно самыми различными способами. Суд применял допрос с пристрастием или пытки. Пытали не только подозреваемых, но и свидетелей. Пытки применялись как по уголовным, так и в особых случаях по гражданским делам. 80

Воинский Устав 1716 года освобождал от пыток дворян, "служителей высоких чинов", лиц старше 70 лет, недорослей (без указания точного возраста) и беременных женщин. Но если было признано, что преступление является политическим, государственным, тогда и эта категория лиц подлежала пыткам. 81

Свидетельские показания оценивались формально. В основе лежало не знание обстоятельств дела, а социальное происхождение свидетеля. Мужчине отдавалось предпочтение перед женщиной, духовному лицу перед светским, образованному перед необразованным, знатному перед незнатным.

Некоторые особенности имел судебный процесс по документу, который назывался "О форме суда" (1723г.). Он отменил начала следственного процесса при рассмотрении гражданских дел и большей части уголовных дел (за исключением дел об оскорблениях его императорского величества, измене, бунте и "злодействе"). Сам процесс был несколько упрощен, введено словесное судоговорение, расширено судебное представительство, а также принят ряд мер к устранению волокиты в суде. 82

Изменилась и система наказаний по сравнению с XVII в. Они стали более жёстокими и разнообразными. Если в Соборном Уложении 1649 года смертная казнь предусматривалась в 35 случаях, то в Воинском Уставе 1716 года — уже в 122 случаях, то есть ее применение от века к веку расширялось.

Появились и некоторые новые виды наказаний, например "шельмование". Позорящие наказания применялись в основном к дворянам. Более широко стали применяться тюремное заключение (вечное и срочное), ссылка, высылка.

Для обозначения опасных преступников им отрезали уши и вырывали ноздри. Предупредительным наказанием было и клеймение. На лоб и щеки преступника накладывали клеймо из трех букв "вор" или "кат" (каторжник). На рубеже XVII и XVIII вв. преступников стали "орлить" государственным символом. Раскаленные металлические пластины прикладывались к лицу, а затем эобожженное место затиралось порохом, что облегчало опознание опасного государственного преступника.

Освобождая от телесных наказаний представителей привилегированных сословий: духовенство, дворянство, купечество, почетных граждан, правительство страны подчеркивало классовое содержание судебной системы, формирование которой было непосредственно связано с упрочением абсолютизма в конце XVII — начале XVIII вв. 83

Читайте также: