Кто гневается на брата своего напрасно подлежит суду

Обновлено: 16.05.2024

А Я говорю вам: противоположение предыдущей речи: "сказано древним". По принятому выше толкованию сказано Богом через Моисея. Если бы Спаситель сказал: "Бог не велел убивать, а Я говорю вам убивайте", то в словах Его содержалось бы полное опровержение ветхозаветной заповеди и полное противоречие слову Божию. Значит, противоположение здесь только словесное, и не относится к существу самой заповеди. Так же, как и Бог через Моисея, Спаситель запрещает убийство, но еще с большею категоричностью, устраняя самые причины, от которых зависели и зависят убийства. В Ветхом Завете создавались препятствия факту убийства, но не обращалось внимания на его внутренние причины. Люди должны были воздерживаться от убийств не только вследствие заповеди, но и из боязни подвергнуться суду. Спаситель переносит дело, так сказать, с внешнего двора во внутренний — в сердце человека. Для понимания смысла этих слов опять нужно, прежде всего, иметь в виду людей, которым говорил Христос. Не думаем, чтобы около Него были члены Синедриона или местного суда, которым принадлежали решения о "смертной казни", или же какие бы то ни были правители, начальники, судьи, которые "носят меч". Но если они даже и были, то, конечно, не носили никаких знаков присвоенных им гражданских достоинств или обязанностей, смешиваясь с толпой и ничем от нее не отличаясь.

Поэтому во всей Своей Нагорной проповеди Христос, очевидно, не обращает внимания ни на каких начальников, а говорит только простому народу, который мог понимать Его слова не иначе, как исключительно в буквальном смысле. Так как главной причиной обыкновенных убийств в человеческом обществе всегда был, есть и будет гнев на брата, то в Новом Завете запрещаются не только сами убийства, но и гнев, от которого они происходят. При этом замечательно, что, так сказать, область гнева здесь ограничивается только отношениями к "брату", но ничего не говорится о гневе на врага или даже ближнего. Почему избрано именно слово "брата", а не какое-нибудь другое? Хотел ли Христос сказать, что гнев недозволителен только по отношению к брату и вполне уместен по отношению ко всем другим людям, нашим врагам и вообще не стоящих к нам в каких-либо особенно близких отношениях? Или слово "брат" следует принимать в обширном смысле — всех людей вообще? Αδελφός употребляется в Новом Завете весьма часто — для обозначения братства по рождению и братства в духовном смысле. В рассматриваемом стихе нужно понимать значение "брат" в смысле и кровного брата, и согражданина, и человека вообще (quivis alius homo-Mitmensch). Так, по крайней мере, думают Гримм и Кремер, Но, толкуя слово "брат" в этом именно смысле, мы должны признать, что, по мысли Христа, воспрещается не только убийство братом брата, или человеком человека, но даже и гнев одного человека на другого. Т.е., другими словами, на основании заповеди Христа, мы должны отрицать всякого рода и всевозможные убийства. Так именно, но не иначе, и могли понять речь Христа собравшиеся к Нему люди. Они не были людьми "официальными" в нашем смысле, и потому никакого поучения для себя относительно "официальных" убийств из речи Христа не могли извлечь.

Продолжая толкование и отдаляясь от толпы, мы и здесь тотчас вступаем в область отвлеченностей. Но мы должны всегда помнить, что "официальное" и "неофициальное" придуманы людьми. Пред Христом же все люди равны и никаких подобных различий не существует. Пред Ним вся область "официального" сглаживается и все "официальные" люди должны смешаться с окружающей Христа толпой, если хотят слушать и понимать Его речь. Отсюда ясный вывод, что никаких официальных убийств, убийств на войне или казней преступников, согласно учению Христа, не должно быть. Это закон. Все остальное есть отступление от закона.

Но тогда возникают дальнейшие вопросы: как же поступать, когда на нас нападают неприятели, — следует ли на них также идти войной и убивать? Как поступать, если убийство требуется, например, в целях защиты при нападениях разбойников, которых если не убить, то они сами совершат много убийств, и притом, лиц совершенно невинных и беззащитных? Можно ли оправдать убийства на войне и вообще в целях защиты? Можно, и именно так же, как они оправдывались в Ветхом Завете при существовании ясной, категорической и непреложной заповеди "не убий". В Ветхом Завете дана была эта заповедь, которая, собственно, направлена была против ветхого человека с его похотями, и, однако, "ветхозаветный" человек существовал. В Новом Завете была дана новая заповедь, которая дополняла ветхозаветную. Но это отнюдь не значит, что как только дана была новозаветная заповедь, так ветхозаветный человек тотчас и прекратил свое существование. Он существовал после Христа, существует и теперь. Мысль Нового Завета — изгнание и обезоружение ветхого человека, и эта цель постоянно достигается. Но это очень медленный процесс. Когда все люди сделаются новозаветными, тогда, конечно, не будет никакой надобности ни в войнах, ни в смертных казнях преступников. Но пока продолжается Ветхий Завет и живет ветхозаветный человек, войны и смертные казни являются делом практической необходимости, хотя и бывают отступлением от закона. Нужно только всегда и непременно помнить, что, защищая войны и смертные казни, как защитники их, так и преступники, которых они убивают, ни в каком случае не вращаются в сфере чисто новозаветных понятий, а ведут все свои рассуждения только на ветхозаветной почве. Будучи сами ветхими людьми, они борются по необходимости с ветхозаветным человеком, и очень часто при этом совершенно забывают о свете, данном в ветхозаветной заповеди "не убий", и об учении, данном Христом.

Слово "напрасно" служит обыкновенно для оправдания ненапрасного гнева. Но "напрасно" нет в кодексах Синайском, Ватиканском, оно опущено Тишендорфом и Вест. Хортом. (Нет его и в славянском переводе. Прим. ред.) В некоторых кодексах, замечает Иероним, добавляется напрасно (sine causa); но в большинстве кодексов — мысль определенная, и гнев совершенно уничтожается, когда Писание говорит: гневающийся на брата своего (т.е. без добавления: напрасно). Ибо если нам заповедуется бьющему нас подставлять другую щеку, любить врагов наших и молиться за гонителей, то всякий повод к гневу прекращается. Следовательно "напрасно" нужно выпустить, потому что гнев человека не творит правды Божьей.

Ориген говорил, что некоторые некстати (μη καλως) присоединяют в Евангелии εική, думая, что в некоторых случаях возможен разумный гнев. Слово "напрасно" выпускают Василий Великий и Афанасий Александрийский (Ириней, Иустин, Евсевий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.). Но Евфимий Зигабен говорит, что "присоединив εική Спаситель устранил не всякий гнев, а только неблаговременный. Потому что благовременный гнев полезен. Последний бывает против поступающих вопреки заповедям Божьим, когда не для мщения, а для пользы худо живущих, из любви и человеколюбия предаешься гневу с должным благоприличием".

Мы согласны с тем, что при опущении слова "напрасно", т.е. при понимании изречения Спасителя в абсолютном смысле, трудно объяснить "гнев" Спасителя (Мк. 3:5). Но слово οργή, приложенное к Нему, не имеет, по-видимому, того смысла, какой оно имеет в 22 стихе. Выражение последнего находится в прямом соответствии с 21 стихом. Там подлежит суду тот, кто убивает (не сказано напрасно); здесь — кто гневается на брата и наклонен вследствие этого к убийству. Гневающийся подлежит суду, но не во всех, конечно, случаях. В дальнейших выражениях содержится указание на различные степени гневного состояния, которые именно предосудительны. Οργιζόμενος подразумевает продолжительный, но более скрытый, затаенный гнев, который может вести к убийству, не выражаясь в каких-либо поступках или словах. Гневное состояние, затем, выражается в произнесении рака, словесном оскорблении или оскорблениях. Слово "рака" объяснялось различно. Златоуст считает его выражением незначительного гнева и больше — презрения и пренебрежения. Это слово, по Иоанну Златоусту, на сирийском языке равнозначно "ты". Августин считает более вероятным, что это слово не означает чего-нибудь (определенного), но выражает движение разгневанного духа, и относит слово рака к гневным восклицаниям. Феофилакт и Евфимий Зигабен согласны с Златоустом. Иероним полагает, что слово равнозначительно еврейскому "рака", которое значит "пустой", безмозглый. Морисон считает слово до настоящего времени не разъясненным. Производство "рака" от арамейского "река" или "рейка" = пустой, представляет лингвистические затруднения. Можно принять только одно, что словом этим, которое сходно с несколькими еврейскими и арамейскими выражениями, обозначается вообще презрение, неуважение, оплевание и проч., хотя точный смысл его неизвестен.

Слово μωρέ, выражающее, как видно из ответственности, уже сильный, непримиримый гнев, сближали с евр. море (унизительный; или непокорный, строптивый — Втор. 21:18; Чис. 20:10), но неудачно. Эго греческое слово, соответствующее евр. навал и значит глупый. Между "рака" и μωρέ трудно установить точное различие. Мнение Пана, что Иисус Христос здесь хочет наказать раввинов подражанием их методу, и что для Христа служили здесь образцом казуистические раввинские различения и рассуждения, встречающиеся во множестве почти в каждом трактате мишны, едва ли может быть принято. В настоящем случае смысл слова, который сам по себе темен, можно определить только, если мы обратим внимание на большую ответственность, которая указывается Христом, за произнесение этого слова. Из этой ответственности ясно, что μωρέ не значит просто "глупый" и не равно рака, но что-нибудь другое, потому что в противном случае не было бы надобности выделять это преступление из общей подсудности человеческим учреждениям. Но каково именно точное значение μωρέ, трудно сказать. Лучшее объяснение этого слова и следующего за ним наказания в том, что здесь разумеется гнев на брата за его религиозные мнения, который, само собою разумеется, уже не подлежит светскому суду. Подтверждение этого находят в факте, что μωρέ = еврейскому навал, а это последнее употреблено во Втор. 32: 21 ;Пс. 13:1; 52:2; Иов. 2:10; 30:8 (ср. 1 Цар. 25:3, 25) для обозначения преимущественно религиозных заблуждений.

Что касается слов "суду", "Синедриону", "геенне огненной", то в этом стихе они имеют, несомненно, более определенное значение, чем в предыдущем, и указывают на низший суд, состоявший из 3 судей в местечках с населением около 120 человек, на суд из 23 — где население превышало 120 человек, и на высшее судилище — Синедрион из 71 (по Шюреру), бывший в Иерусалиме. Слово геенна указывает на место, бывшее на юге от Иерусалима, где совершалось служение Молоху (2 Пар. 28:3; 33:6; Иер. 7:31; 19:2-6 и др.). Иосия "осквернил Тофет, что в долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху". (4 Цар. 23:10) Сюда бросались трупы преступников, животных и всякие нечистоты. Для уничтожения запаха и разлагающихся предметов там разводили огонь. Это место сделалось образом для обозначения загробных мучений. Слово геенна встречается несколько раз у Матфея, Марка, Луки и в послании Иакова (3:6)[77].

Гнев разрушитель отношений с Богом и ближними.

В Нагорной проповеди Иисус объяснил подлинное значение совершенного Ветхозаветного закона. Он начал с наиболее болезненной проблемы, с которой люди когда-либо имели дело: с проблемы гнева.

Гнев и его последствия — настолько большая проблема, что люди даже не в состоянии вполне ее осознать.

ГНЕВ ВВОДИТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Во всяком грехе можно найти признаки заблуждения, но в гневливости это особенно показательно. Гнев вводит человека в заблуждение тем, что человек в таком состоянии думает, будто его гнев оправдан и есть для этого причина.

В дни Иисуса люди знали и соглашались с тем, что убийство является грехом. Иисус в 21м стихе указал на это. Но Он развил мысль дальше и указал им, что их гнев является таким же грехом.

Точно также, как похоть ведет к прелюбодеянию, так гнев ведет к убийству. Мысли и намерения сердечные предваряют физическое преступление, и поэтому Иисус приравнивает греховные мысли и намерения к реально совершенному греху.

Гневающийся человек создает возбуждённую, обескураживающую обстановку в семье, что, в свою очередь, ведет к горечи и ожесточению. Гнев разрушает сердечные связи между родителями и детьми. Он делает последних уязвимыми к отрицательному влиянию одноклассников, к мирскому давлению.

Многие люди, у которых есть проблемы с гневом, отрицают это, обманывая самих себя и других. Но если, смирив себя, вы будете беседовать с богобоязненными христианами, и они с любовью скажут вам, что у вас есть проблема с гневом, то отрицать это будет очень глупо с вашей стороны. Если окружающие вас люди говорят, что у вас есть проблема с гневом, то, очень вероятно, что оно так и есть.

Отрицание или оправдание гнева приводит вас в состояние беспомощного раба в оковах греха. И точно так же, как пассивные курильщики заболевают раком и умирают, хотя при этом сам курильщик кажется здоровым, так и те, кто близок к гневливому человеку, страдают от него. Я видел людей, которые лично меньше получали вреда от своего гнева, но при этом окружающие их люди терпели вред.

Родители могут думать, что их гнев оправдан непослушанием и бунтом их детей, но в большинстве случаев именно гнев является причиной накалённой обстановки в семье, когда родители и дети не могут адекватно относиться друг к другу и удаляются друг от друга.

Гнев разрушает наиболее важную часть брачных отношений – дух единства. На всех родителях лежит ответственность перед Богом, чтобы не допускать гнев по отношению друг к другу или к нашим детям.

Редко я видел гневливых родителей, которые могли бы усмирить бунтующих детей и победить их непослушание, прежде чем они смогли победить свой собственный гнев.

Побеждайте заблуждение, в которое вводит вас гнев, помня о том, что причина вашего гнева не в том, что случается вне вас, а в том, что происходит внутри вас.

ЧЕМУ ПОДОБЕН ГНЕВ

Одна мать рассказала мне о том, что она и ее муж по причине их гнева потеряли (в духовном смысле) пятерых из шести детей. Их старший сын ведёт безнравственный образ жизни. Они потеряли контроль над младшей дочерью. Вы можете себе представить, что сделал гнев с этой семьёй? Они полностью лишились защиты. Стен не стало, и сатана погубил детей. К сожалению, такая ситуация не редкость.

Этот человек сохранил своих цыплят, но потерял свою жену. При моем последнем разговоре с этой семьей выяснилось, что двое из троих детей не хотят иметь ничего общего со своим отцом, а жена и дочь находятся под защитой специальной программы, которая запрещает ему приближаться к ним.

Он был огнедышащим драконом, и всё же мне было трудно убедить его, что у него проблема с гневом. Он просто не видел своего состояния.

Гнев вводит в заблуждение, и его последствия очень разрушительные.

В ЧЁМ ПРИЧИНА ГНЕВА

Откуда приходит гнев?

Прежде всего, гнев происходит от гордости. Гордость служит причиной нашего гнева на жен, на мужей, на детей.

Один из первых шагов в победе над гневом — осознание своей ответственности в смирении себя. Любое оскорбление, нанесённое вам, воспринимайте, как возможность испытать вашу благодарность Господу за Его величайшую любовь к вам, за то, что Он простил вам так много!

Во-вторых, гнев является результатом напряжённых отношений, производимых непрощённой виной. Это очень важно. Я встречал рабочих, которые воровали на производстве и проявляли гнев на своих начальников. Я встречал неверных мужей, которые потом обвиняли и изливали гнев на своих жён.

Почему? Тяжесть, давление от неисповеданного и непрощённого греха. Неразрешённые конфликты прошлого производят гнев.

ПОБЕДА НАД ГНЕВОМ

К счастью, есть путь победы над гневом.

Спустя несколько недель её муж доверился Христу как своему Спасителю.

Гнев — это мощная отрицательная сила, разрушающая в наше время многие добрые взаимоотношения. Гнев — это первостепенная причина возникновения бунта и непослушания у молодых людей, а также это наибольшая проблема, разрушающая дух единства между мужьями и женами. Что вы будете делать, чтобы победить разрушительную силу гнева, чтобы восстановить и сохранить мир и любовь в вашем доме и в семье?


ГЛАВА 14. НАША ЦЕЛЬ - ПРИМИРЕНИЕ

Намного важнее помочь претыкающемуся брату, чем доказать свою правоту.

"Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" - (Матфея 5:21-24).

ЭТО ЦИТАТА ИЗ Нагорной проповеди. Иисус начинает такими словами: "Вы слышали, что сказано древним. " Затем Он говорит: "А Я говорю вам. " Иисус продолжает делать такое сравнение на протяжении всей этой части проповеди. Сначала Он цитирует закон, регулирующий наши действия. Затем Он показывает его исполнение, когда закон написан в сердце. В Божьих глазах убийцей является не только тот, кто совершил физическое убийство, но также тот, кто ненавидит своего брата. Какой вы в своем сердце, таким вы в действительности и являетесь! В этой части проповеди Иисус ясно говорит о последствия обиды. Он иллюстрирует суровость наказания за гнев или горькую обиду. Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Он подлежит верховному судилищу (Синедриону), если этот гнев приносит плод: и он называет своего брата "рака"!

Слово РАКА обозначает "пустоголовый человек" или глупец. Это было слово поношения, бытовавшее среди иудеев в дни Христа. Если гнев доходит до того, что человек называет брата словом "глупец" - он находится в опасности оказаться в аду. Слово "глупец" обозначает быть безбожным. "Сказал безумец ("глупец") в сердце своем: "нет Бога" (Псалом 13:1). В те дни назвать брата безумцем считалось очень серьезным обвинением. Никто не сказал бы такое, если гнев в этом человеке не превратился бы в ненависть. Сегодня это было бы все равно, что сказать брату: "Попади ты в ад", и иметь это ввиду буквально.

Иисус показал, если не разобраться с гневом, он может привести к ненависти. Если с ненавистью не покончить, она может привести человека к опасности оказаться в аду. Затем Он сказал, если они вспомнят, что их брат имеет что-нибудь против них, то должны, в первую очередь, найти его и примириться с ним.

Почему мы должны стремиться сразу же примириться - ради нас или ради нашего брата? Мы должны пойти мириться ради брата, чтобы помочь ему освободиться от обиды. Если мы не обижаемся на него, то любовь Божья не позволит ему оставаться злым, но протянет ему руку помощи для восстановления. Возможно, мы ничего плохого не сделали. Плохое или хорошее - не это важно. Для нас намного важнее помочь этому претыкающемуся брату, чем доказать свою правоту. Существует неограниченное число причин для обиды. Может быть, человек, которого мы обидели, думает, что с ним поступили несправедливо, хотя в действительности мы не причинили ему никакого вреда. У него просто могла быть неправильная информация, из-за которой он сделал неправильный вывод.

С другой стороны, к нему могла поступить и правильная информация, из которой он сделал неправильный вывод. Сказанное нами могло быть ужасно искажено при прохождении через различные каналы передачи информации. Хотя нашим намерением не было ранить человека, наши слова и действия свидетельствуют о другом.

Часто мы судим себя на основании своих намерений, а всех остальных - на основании их поступков. Бывает так, что намереваешься сделать одно, а передается это, как совсем другое. Иногда наши подлинные мотивы искусно спрятаны даже от нас самих. Мы хотим верить в то, что они чисты. Но когда мы фильтруем их через Слово Божье, мы видим их иначе.

Наконец, может быть, мы действительно согрешили против того человека. Мы гневались или находились под давлением, а на него пришелся удар из-за всего этого. Или, возможно, этот человек постоянно и специально осуществлял нападки на нас, и мы, не выдержав, ответили ему тем же.

Что бы ни было причиной обиды, сознание обиженного человека помрачено. Он строил свои суждения на предположениях, слухах, людской молве и внешних признаках, думая, что ему удалось различить наши подлинные мотивы. Но как можно правильно судить, не имея правильной информации?

Мы должны отнестись с пониманием к тому факту, что он верит всем своим сердцем в то, что с ним поступили несправедливо. Какой бы ни была причина, мы должны быть готовыми смирить себя и извиниться.

Иисус увещевает нас примириться, даже если человек обиделся не по нашей вине. Необходима зрелость, чтобы ходить в смирении и нести примирение. Но часто именно обидевшемуся человеку труднее сделать первый шаг. Вот почему Иисус сказал человеку, причинившему обиду, "пойти к нему. "

Как просить прощение у обиженного человека

Апостол Павел сказал: "Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию" - (Римлянам 14:19).

Это показывает нам, как подойти к человеку, которого мы обидели. Если пойти к нему с раздражением и разочарованием, мы не добьемся примирения. Мы только поставим обиженного человека в еще более трудное положение. Мы должны сохранить стремление к миру в наших сердцах через смирение и отречение от гордости. Только так можно достичь примирения.

Иногда мне приходилось подходить к людям, которых я обидел или которые гневались на меня, и они просто набрасывались на меня. Мне говорили, что я эгоист, что я не внимательный к другим, что я гордый, грубый, резкий и т.д.

Мне, естественно, хотелось ответить: "Нет, это не так. Вы просто не понимаете меня!" Но когда я защищался, это только подливало масло в огонь, и их обида разгоралась еще сильнее. Это не было стремлением к миру. Отстаивание "своих прав" никогда не принесет истинного мира.

Вместо этого я научился слушать и держать свой язык за зубами, пока они не скажут все, что им будет нужно. Если я не согласен с ними, я говорю, что уважаю то, что они сказали, и проверю свое отношение и намерения. Затем я говорю им, что сожалею о том, что обидел их.

Иногда они правильно оценивают меня, говоря обо мне правду. В этом случае я признаюсь: "Вы правы. Я прошу у вас прощения".

Опять-таки, чтобы добиться примирения, нужно просто смирить себя. Возможно, поэтому Иисус сказал в следующее: "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта" - (Матфея 5:25-26).

Гордость защищается. Смирение же соглашается и говорит: "Вы правы. Я именно так и поступил. Пожалуйста, простите меня".

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иакова 3:17).

Божья мудрость послушлива (дословно с английского "готова уступить"). 0на не является неуступчивой или упрямой, когда дело доходит до личных конфликтов. Человек, покорившийся Божьей мудрости, не боится уступить или принять мнение другого человека, если это не выходит за рамки истины.

Как подойти к тому, кто обидел вас

Теперь, когда мы рассмотрели, что делать, если мы обидели брата, давайте рассмотрим, что делать, если наш брат обидел нас: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего" - (Матфея 18:15).

Многие люди применяют этот стих не в том духе, в каком намеревался Иисус. Если их обидели, они идут к обидчику и обличают его в духе возмездия и гнева. Они используют этот стих, как оправдание для того, чтобы осудить своих обидчиков.

Но они упускают саму суть: с какими мотивами Иисус учит нас идти друг ко другу. Мы должны идти друг ко другу не дли осуждения, а для примирения. Он не хочет, чтобы мы говорили нашим братьям, насколько нечестно они с нами поступили. Мы должны идти для того, чтобы устранить препятствие, мешающее восстановлению наших взаимоотношений.

Это похоже на то, как Бог восстанавливает наши отношения с. Ним. Мы согрешили против Бога, но Он "Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Римлянам 5:8). Готовы ли мы отказаться от своей самозащиты и умереть для гордости, чтобы примириться с обидевшим нас? Бог простер свою любовь к нам прежде, чем мы попросили у Него прощения. Иисус решил простить нас прежде, чем мы осознали свое беззаконие.

Слово "примирение" берет свое начало от общего для всех основания: мы все согрешили против Бога. Мы не пожелаем примирения или спасения, пока нам не станет известно, что мы отделены от Бога.

В Новом Завете ученики проповедовали, что люди согрешили против Бога. Но зачем говорить людям, что они согрешили? Чтобы осуждать их? Бог не осуждает. "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Иоанна 3:17). Может, это нужно делать для того, чтобы люди осознали, в каком состоянии они находятся, покаялись в своих грехах и просили прощения?

Что ведет человека к покаянию?

Ответ мы находим в Римлянам 2:4: "Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?" - (Римлянам 2:4).

Благость Божья ведет нас к покаянию. Его любовь спасает нас, приговоренных к мучениям в аду. Он доказал Свою любовь тем, что послал на крест Иисуса, Своего единственного Сына, чтобы Он умер за нас. Бог первым вышел навстречу нам, хотя это мы согрешили против Него. Он простирает Свои руки не для того, чтобы осудить, но чтобы восстановить и спасти.

Подражая Богу (смотрите Ефесянам 5:1), мы должны первыми предложить примирение брату, согрешившему против нас. Иисус утвердил следующий образец: пойди к брату и укажи ему на грех не для того, чтобы осудить, но чтобы устранить любое препятствие, разделяющее вас, и таким образом примириться и восстановить отношения. Благость Божья внутри нас будет вести нашего брата к покаянию и восстановлению наших взаимоотношений.

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Ефесянам 4:1-3).

Мы храним этот союз мира тем, что поддерживаем отношения смирения, благости, кротости и долготерпения, покрывая слабости друг друга любовью. И, таким образом, узы любви крепнут.

Некоторые люди, которых я обидел, приходили ко мне с осуждением. В результате этого я терял всякое желание примириться. Кстати, я думал, что они вовсе не хотели примирения; они просто хотели, чтобы я знал, насколько они разозлились.

Другие люди, которых я обидел, приходили ко мне в кротости. После чего я быстро менял свое мнение и просил у них прощения - причем иногда еще до того, как они оканчивали свою речь.

Приходили ли к вам люди, говорящие: "Я хочу, чтобы вы знали, что я прощаю вас за то, что вы были не лучшим другом и не сделали для меня этого и этого"?

Затем, после того, как они выпалили вам это, они бросают на вас взгляд, говорящий: "Ты должен извиниться передо мной".

Вы в смущении, замешательстве, вас это ранило. Они пришли не для того, чтобы примириться, но для того, чтобы запугать вас и иметь контроль над вами.

Мы не должны идти к обидевшему нас брату, пока не решили простить его от всего нашего сердца, как бы он нам при этом не ответил. Мы должны избавиться от всяких враждебных чувств по отношению к нему прежде, чем приблизимся к нему. Иначе мы, вероятно, будем реагировать, исходя из этих негативных чувств, и раним, а не исцелим.

Что делать, если у нас правильное отношение и мы пытаемся примириться с человеком, согрешившим против нас, но он (или она) не слушает нас?

Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Матфея 18:16-17).

У каждой из этих ступеней есть одна общая цель: примирение. По существу, Иисус говорит: "Продолжай делать попытки". Заметьте, что обидчик вовлечен в каждую стадию процесса. Как часто мы рассказываем об обидах всем остальным, прежде чем пойти к согрешившему против нас, как это повелел нам делать Иисус!

Мы делаем это потому, что не разобрались со своим собственным сердцем. Мы чувствуем, что имеем все права рассказывать другим свою версию истории. Когда другие соглашаются с тем, насколько ужасно с нами обошлись, это укрепляет наши позиции и приносит нам утешение. Но в таком поведении нет ничего, кроме эгоизма.

Основа всего

Если мы будем следить за тем, чтобы нашим мотивом была любовь Божья, то не потерпим неудачи. Любовь не подводит. Если ми будем любить других так, как Иисус любит нас, мы будем свободны, даже если другой человек решит не примиряться с нами. Посмотрите внимательно на следующий стих из Писания. В любой ситуации мы можем прибегнуть к мудрости Божьей. Она всегда доступна для нас: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" - (Римлянам 12:18).

Он говорит "если возможно. ", потому что бывают времена, когда другие отказываются быть в мире с нами. Или могут быть люди, которые выдвигают такие условия примирения, которые вынуждают нас идти на компромисс в наших отношениях с Господом. В любом из этих случаев будет невозможно восстановить отношения с человеком.

Заметьте, что Бог говорит: "Если возможно с вашей стороны" (дословно с английского: "насколько это зависит от вас"). Мы должны делать все, что в наших силах, чтобы примириться с человеком, пока это не идет вразрез с истиной. Часто мы отказываемся от восстановления отношений слишком быстро.

Я никогда не забуду, как мой друг советовал мне не избегать одной неприятной ситуации: "Джон, я знаю, что ты можешь оправдать свой уход местами из Библии. Но прежде, чем ты сделаешь это, убедись в том, что ты противостоял этой проблеме в молитве и сделал все, что мог, чтобы принести мир Божий в эту ситуацию".

Затем он добавил: "Ты будешь жалеть об этом, если однажды посмотришь назад и поймешь, что не сделал все, что мог, чтобы сохранить эти взаимоотношения. Лучше будет, если ты будешь уверен, что у тебя нет другого выхода и что ты сделал все возможное, не идя при этом на компромисс с истиной".

Я был очень благодарен за этот совет, и признал в этом мудрость Божью.

Помните слова Иисуса: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Матфея 5:9).

Он не сказал: "Блаженны те, кто хранит мир". Хранящий мир стремится любой ценой избежать конфронтации, он готов при этом даже пойти на компромисс с истиной. Но тот мир, который он хранит, не является истинным миром. Это поверхностный, не настоящий мир, который не сможет продлиться долго.

Миротворец же пойдет в любви и на конфронтацию, говоря истину, дабы примирение, происходящее в результате этого, пребывало в веки. Он не будет сохранять искусственные, поверхностные отношения. Он желает искренности, истины и любви, отказывается скрывать обиду за политической улыбкой и устанавливает мир дерзновенной любовью, которая никогда не подведет.

Бог поступает с человечеством именно так. Он не желает, чтобы кто-нибудь погиб. Но Он не пойдет на компромисс с истиной ради спасения человека. Он ищет примирения на основании истинного посвящения, а не на поверхностных человеческих условиях. Это развивает такие узы любви, которые не могут быть разорваны никаким злом. Он отдал за нас Свою жизнь. Мы можем поступать только так, как Он.

Помните, что основой всего является любовь Божья. Она никогда не перестает, не увядает и не кончается. Она не ищет своего. Она не раздражается и не обижается (1-е Коринфянам 13:5).

Апостол Павел писал, что любовь побеждает всякий грех: "И молюсь о том, чтобы любовь баша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны (в английском тексте "без обиды") в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию" - (Филиппийцам 1:9-11).

Любовь Божья - это ключ к свободе из ловушки, где приманкой является обида. Но это должна быть обильная любовь - любовь, которая постоянно растет и укрепляется в наших сердцах.

Как много сегодня людей в нашем обществе, обманутых поверхностной любовью, которая говорит, но не действует. Любовь, сохраняющая нас от преткновения, самоотверженно отдает свою жизнь даже ради блага врага. Если мы ходим именно в этой любви, мы не окажемся в обольщении и не клюнем на приманку сатаны.

Новый русский перевод
Я же говорю вам, что если человек затаил злобу на брата, он будет судим. Кто назовет своего брата ничтожеством, тот будет отвечать перед Высшим Советом, а того, кто обзовет своего брата глупцом, – ждет огонь ада.

Перевод Еп. Кассиана

А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, будет подлежать суду; кто же скажет брату своему: "рака" будет подлежать синедриону, кто же скажет: "глупец", будет повинен геенне огненной.

Библейской Лиги ERV

А Я говорю вам, что всякому, кто разгневается на ближнего своего, придётся ответить перед судом. И тому, кто оскорбит другого, придётся держать ответ в синедрионе. И тому, кто скажет другому: „Глупец!” – придётся ответить за это в адском огне.

Cовременный перевод WBTC

А Я говорю вам, что всякому, кто разгневается на ближнего своего, придётся ответить перед судом. И тому, кто оскорбит другого, придётся держать ответ в синедрионе. И тому, кто скажет другому "Дурак!", придётся ответить за это в аду, в геенне огненной.

Под редакцией Кулаковых

А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата , подлежит суду. Кто скажет брату своему: "глупец", должен ответить перед Синедрионом, а кто безумцем 'его' назовет, того геенна ждет огненная.

Русского Библейского Центра

А Я говорю вам: кто накричит на брата – подлежит суду. Кто скажет брату “олух!” – ответит перед синедрионом. Кто скажет “урод!” – обречет себя на геенну огненную.
Слово Жизни

Я же говорю вам, что человек будет судим, даже если он просто затаил злобу на брата. Кто назовет своего брата ничтожным, тот будет отвечать перед высшим судом, а того, кто обзовет брата своего глупцом, ждет огонь ада.

В переводе Лутковского

А Я говорю вам, что должен быть судим любой, кто гневается на ближнего своего; если же кто скажет ближнему своему: ты болтун, тот должен быть судим синедрионом, а кто скажет: ты глупец, тот должен быть ввергнут в геенну огненную.
Открытый перевод

А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду; кто назовёт брата глупцом, тот ответит перед синедрионом; кто назовёт его безумцем, тот заслужил огонь Ге-Хинном.

Еврейский Новый Завет
А я говорю вам, что всякий, таящий злобу на своего брата, будет осуждён; всякий, называющий своего брата: 'Никчемный человек', будет судим синедрионом; всякий, говорящий: 'Глупец!', навлекает на себя наказание огнём геенны!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.10.2018. Миф о человеческом оплодотворении
  • 26.10.2018. из комментариев к Ин 6
  • 25.10.2018. Гордыня
  • 24.10.2018. Августин Блаженный О свободе воли
  • 22.10.2018. Надейся на Господа всем сердцем твоим
  • 21.10.2018. 20 любопытных фактов про левшей
  • 20.10.2018. Ветхий завет синодальный перевод притчи соломона
  • 19.10.2018. Ин 6
  • 17.10.2018. 1-е Коринфянам 15 Жизнь, смерть, воскрешение.
  • 16.10.2018. ***
  • 15.10.2018. Когда поверишь, тогда увидишь, страница 3
  • 14.10.2018. Первое послание к коринфянам святого апостола павл
  • 13.10.2018. Наши рассуждения о Боге - ошибка
  • 12.10.2018. ***
  • 11.10.2018. Тело и ум симптомы неведения
  • 10.10.2018. Т. Ю. Платонова -Диалоги. - потрясающая вещь
  • 09.10.2018. указатели Махараджа
  • 08.10.2018. Притча. Об оскорблениях
  • 06.10.2018. Евангелие от Иоанна 8 глава
  • 05.10.2018. Матфея 5 стих 22 Сравнение переводов
  • 04.10.2018. Мк 8 38
  • 03.10.2018. Все умные книги ведут человека к Первоисточнику
  • 02.10.2018. Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: