Кто должен обеспечить на судне ввод рейсовой информации в аис

Обновлено: 01.05.2024

Оснащение судов автоматической идентификационной системой АИС

АИС – автоматическая идентификационная система предназначена для передачи в УКВ-диапазоне данных о параметрах судна и его движении. АИС представляет собой эффективный инструмент поддержания безопасности судовождения. Поскольку функциональность любого судового оборудования постоянно расширяется, функции АИС со временем перестали ограничиваться передачей только лишь идентификационной информации о судне, а сама система из идентификационной превратилась в информационную, что никак не отразилось на аббревиатуре названия.

Оборудование АИС

Использование оборудования АИС регламентируется Конвенцией SOLAS, в соответствии с которой для всех судов от трехсот р.т. для международных рейсов и всех без исключения пассажирских судов и судов от пятисот р.т. обязательно применение на борту автоматических идентификационных (информационных) систем так называемого класса А. Для остальных судов, включая небольшие яхты, допускается наличие АИС класса Б.

Безопасность мореплавания – важнейшее условие экономической целесообразности эксплуатации любого судна. Автоматические идентификационные системы позволяют предупреждать столкновения судов, информировать береговые службы, получать информацию береговых служб, а также осуществлять общий мониторинг судовой обстановки в регионе, при необходимости проводить поисково-спасательные операции, полагаясь на данные АИС.

Назначение АИС

Итак, судовые автоматические идентификационные системы необходимы для осуществления обмена информацией, непосредственно влияющей на безопасность судов. Девятнадцатое правило Конвенции SOLAS 74 описывает предъявляемые к АИС требования, в соответствии с которыми автоматическая идентификационная система на борту должна в авторежиме отправлять и принимать идентификационные данные судна, параметры его передвижения и другую информацию, непосредственно влияющую на общую безопасность. Кроме этого, оборудование АИС должно сопровождать наблюдаемые суда и обмениваться данными с береговыми службами.

Функции АИС

Идентификация судов по номеру судна Международной Морской Организации, идентификационному номеру MMSI, позывному или названию;

  • Приемопередача навигационной информации о координатах местоположения, курсе судна, его скорости, повороте и др.;
  • Передача рейсовой информации о грузе на борту, пункте и времени прибытия;
  • Передача статической информации, включающей в себя помимо идентификационной информацию в частности о размерах судна и его осадке;
  • Отображение всей полученной информации на дисплее АИС и МФД, если дисплей АИС минимально функционален;
  • Прием судовых координат и параметров судового движения при помощи внешнего устройства, например, приемника ГНСС, судового компаса или ЭКС;
  • Определение судовых координат при помощи внутреннего устройства;
  • Приемопередача дифференциальных поправок ГНСС;
  • Передача информации об АИС на внешние устройства, включая пульт управления;
  • Передача пеленгов и дистанций;
  • Выставление режимов работы АИС;

raymarine-ais_00.jpg

Поскольку информация АИС передается в открытом режиме, вполне естественно, что ею могут воспользоваться с преступными целями, например, для организации террористических атак, захвата судна, груза и т.п. Такова плата за общую безопасность мореплавания, современные правила игры на рынке коммерческого судоходства.

Типы данных АИС

Статические данные

Динамические данные

Рейсовые данные

  • идентификационный номер судна IMO (если он имеется);
  • идентификационный номер морской подвижной службы MMSI;
  • позывной сигнал и название судна;
  • длина и ширина судна;
  • тип судна;
  • расположение антенн GNSS (внешнего и встроенного приемника) на судне.
  • координаты судна с признаком точности и состоянием целостности (автоматически обновляются, признак точности – менее или более 10 метров);
  • время в UTC, час, мин, с (автоматически обновляются);
  • курс относительно грунта (COG) (автоматически обновляется);
  • скорость относительно грунта (SOG) (автоматически обновляется);
  • курс судна по гирокомпасу (автоматически обновляется);
  • навигационное состояние судна (на якоре, неуправляемое и другие) — выбирается вручную;
  • скорость поворота (ROT) (автоматически обновляется, может быть недоступна);
  • углы качки и дифферента (если они доступны).
  • осадка судна (вводится в начале рейса, исправляется по мере необходимости);
  • (тип) опасного груза (вводится в начале рейса);
  • порт назначения и время прибытия (вводится в начале рейса, исправляется по мере необходимости).

Принцип работы АИС

Оборудование АИС работает в УКВ-диапазоне, что означает зону охвата порядка 30 морских миль. В этом радиусе суда могут обмениваться информацией, выстраивая на судовых дисплеях полноценную картину навигационной обстановки заданного района. Глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС) обеспечивает оборудование АИС необходимыми данными, синхронизирует работу всех систем, находящихся в заданном районе.

Помимо обмена основной информацией в автоматических идентификационных системах предусмотрен функционал передачи дополнительной текстовой информации между терминалами – так называемый пейджинг. Данная передача возможна как для всех получателей в зоне видимости, так и адресно. Передаваемый текст кодируется шестибитовыми кодами ASCII.

Работе оборудования АИС свойственна жесткая синхронизация по времени (погрешность до десяти микросекунд). Информация, полученная по каналам АИС может быть представлена в двух видах: таблично и схематически на карте, что зависит от возможностей самого оборудования. В случае таблицы – это простой перечень окружающих судов с соответствующей информацией о них, в случае карты – информация о судах с их взаиморасположением.

Передача информации АИС происходит по алгоритму SOTDMA, позволяющему всем судам, способным создать помехи друг другу, использовать разделение передачи по времени и уложиться в четко выделенные эфирные промежутки. В открытом море, где все передатчики АИС равноправны, происходит автоматический выбор свободных слотов.

Полезные ресурсы информации АИС

Для того чтобы наглядно понять, как работает АИС, достаточно зайти на один из ресурсов, предоставляющих открытые данные онлайн-карт. Например,

Онлайн-карты в реальном времени позволяют оценить какова же на самом деле плотность судоходства в мире, какие районы наиболее загружены, и сколь важную функцию выполняет оборудование АИС в динамичном мире морских перевозок.

Виды АИС

Оборудование АИС может быть установлено не только на судах, но и на стационарных объектах – это так называемые базовые и репитерные станции береговых служб. Мобильные станции АИС устанавливаются на судах и других подвижных объектах, например, воздушных. АИС класса А – оборудование, обязательное для установки на конвенциональных судах (регулируется СОЛАС). Во всех других случаях можно использовать АИС класса Б, это касается прогулочных яхт, катеров, рыболовных судов и т.п.) АИС класса Б проще и дешевле, они могут не иметь дисплея и не используют рейсовую информацию.

Работа АИС класса Б более проста, а само оборудование более доступно, что особенно важно в сегменте маломерных судов. Оборудование класса Б может обойтись без дисплея и клавиатуры, при этом подключается к МФД или другому навигационному оборудованию, способному отображать информацию АИС. По сравнению с АИС класса А класс Б имеет низший приоритет, т.е. для передачи сигнала ему требуется наличие свободного слота в эфире.

cs~5fsailor6291~5fnavtex-we-43149.jpg
Состав и отличия АИС

АИС класса А состоит из нескольких устройств:

  • Приемники АИС-1 и -2 с TDMA-декодерами и переключением на региональные каналы;
  • Передатчик АИС-1 и -2, а также на региональные каналы;
  • Приемник и декодер цифрового избирательного вызова 70-го канала;
  • Антенный переключатель приемопередатчика;
  • Приемник GNSS;
  • Кодеры, контроллеры, устройство интегрального контроля;

В каталоге на нашем сайте представлено оборудование АИС для судов от таких ведущих мировых производителей, как: Icom, Furuno, Raymarine, Thrane&Thrane, Samyung.

Читайте также: