Чем принципиально отличается суд от сэд и смэв системы межведомственного электронного взаимодействия

Обновлено: 11.05.2024

МЭДО и СМЭВ – вместо или вместе?

Вопрос реализации электронного заимодействия организаций и ведомств между собой и с гражданами, пожалуй, стал сейчас одним из самых злободневных. На слуху аббревиатуры МЭДО и СМЭВ. Эти понятия зачастую путают.

Вопрос реализации электронного взаимодействия организаций и ведомств между собой и с гражданами, пожалуй, стал сейчас одним из самых злободневных. На слуху аббревиатуры МЭДО и СМЭВ. Эти понятия зачастую путают, заменяя одно другим или считая, что одно идет на смену другому. Разобраться с этим вопросом для читателей журнала – специалистов в области управления документами и информацией – особенно важно, поскольку они принимают участие в организации информационного взаимодействия, а также являются его непосредственными участниками как основные поставщики и потребители информации и документов, циркулирующих в контурах МЭДО и СМЭВ.

• системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО);

• единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Государственная программа не объединяет эти две системы, не заменяет одну другой, а предполагает их одновременное существование и определяет для каждой из них отдельное направление использования и развития.

Попробуем, не вдаваясь в подробности технической реализации, понять – что такое МЭДО и что такое СМЭВ, в чем их цели и задачи, кто является их участниками и что нужно сделать, чтобы, являясь потенциальным участником одной из этих систем или обеих систем (входя в состав целевой аудитории), стать полноценным участником МЭДО или (и) СМЭВ.

Что такое МЭДО и для чего она нужна?

● уведомлений – информации о ходе рассмотрения и исполнения документов, передаваемых по МЭДО.

Целью создания МЭДО является повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга исполнения поручений.

Выигрыш организации, подключенной к МЭДО в качестве участника, состоит в возможности оперативного получения направляемых в ее адрес документов, в минимизации времени и трудозатрат на их ввод и последующую обработку в СЭД, на подготовку исходящих документов к отправке, а также в возможности получения оперативной информации о состоянии работы с отправленными по МЭДО документами у их получателя (разумеется, если этот получатель также входит в число участников МЭДО).

Принцип и технические решения МЭДО

● головной узел МЭДО;

● узлы участников МЭДО;

● защищенные каналы связи.

В основу реализации проекта МЭДО легли следующие технические решения:

● каждый участник МЭДО использует программный компонент сопряжения (так называемый адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:

❍ для поступающих по МЭДО документов – их прием и преобразование из единого формата обмена во внутренний формат СЭД для обеспечения дальнейшей обработки;

❍ для поступающих по МЭДО уведомлений – их прием и обработку, включая ввод информации из уведомления в СЭД;

❍ для исходящих по МЭДО документов – их подготовку к передаче, преобразование из внутреннего формата СЭД в единый формат обмена;

❍ для исходящих по МЭДО уведомлений – их формирование в едином формате обмена и подготовку к передаче.

На сегодняшний момент обеспечен информационный обмен между Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, реализована рассылка в органы государственной власти и организации:

● актов Президента и Правительства РФ;

● резолюций Председателя Правительства РФ и его заместителей;

● протоколов совещаний в Правительстве РФ;

● писем структурных подразделений Аппарата Правительства РФ.

В настоящее время по МЭДО циркулируют уведомления следующих видов:

● отказе в регистрации,

● принятии к исполнению,

● изменении в ходе исполнения.

Взаимодействие используемой организацией или ведомством СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р.

Кто является целевым участником МЭДО?

В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются:

● Администрация Президента РФ;

● Аппарат Правительства РФ;

● федеральные органы исполнительной власти;

● иные федеральные органы государственной власти.

Тут я бы хотела сделать ремарку – несмотря на то, что основными участниками МЭДО определены федеральные органы власти, уже в настоящее время есть опыт подключения к МЭДО в качестве абонентов ряда органов власти субъектов РФ. Интерес к МЭДО со стороны таких органов, а также органов местного самоуправления неуклонно растет. Таким образом, можно сказать, что федеральные органы власти являются обязательными (в соответствии с решением правительства) участниками МЭДО, а органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут стать участниками МЭДО по собственной инициативе и на добровольной основе. Организатором системы межведомственного электронного документооборота (оператором МЭДО) Положение о системе межведомственного электронного документооборота определяет Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО).

В функции ФСО в рамках создания и развития МЭДО входит: организационное и методическое обеспечение, ведение адресных справочников, создание и обеспечение эксплуатации технико-технологической инфраструктуры МЭДО, а также поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечение информационной безопасности МЭДО.

Как стать участником МЭДО?

Чтобы стать участником МЭДО, организации или ведомству необходимо:

1. Быть включенным в список участников МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры для подключения используемой СЭД к МЭДО. Под технико-технологической инфраструктурой в данном случае понимается установленный и настроенный узел участника МЭДО и каналы связи от этого узла до головного узла МЭДО.

конечное оборудование (DTE – англ. Data Terminal Equipment) – оборудование, преобразующее пользовательскую информацию в данные для передачи по линии связи и осуществляющее обратное преобразование. Словарь

Для реализации вышеуказанных требований нужно официально обратиться к оператору МЭДО – в ФСО – с просьбой о включении в состав участников МЭДО и создании необходимой технико-технологической инфраструктуры.

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Основным документом, определяющим само понятие СМЭВ, цели и участников этой системы, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.

В соответствии с этим документом единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме. СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

● обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

● обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Принцип и технические решения СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

● передача поданной заявителем информации (запросов, документов и сведений), необходимой для получения государственных и муниципальных услуг, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

● передача (предоставление заявителю) информации (запросов, документов и сведений), обработанной в информационных системах участников СМЭВ, в том числе информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

● доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к СМЭВ (программным и техническим средствам, обеспечивающим возможность доступа к информационным системам через СМЭВ);

● возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;

● защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;

● ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190.

Кто является целевым участником СМЭВ?

• федеральные органы исполнительной власти;

• государственные внебюджетные фонды;

• исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

• органы местного самоуправления;

• государственные и муниципальные учреждения;

• иные органы и организации.

Государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия (оператором СМЭВ) Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия определяет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России), которое осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает функционирование СМЭВ и ведение реестра электронных сервисов.

На заметку! Собственно СМЭВ представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам своих участников взаимодействовать между собой, а также с единым порталом.

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между этим органом или организацией и Минкомсвязи России.

Как стать участником СМЭВ?

Чтобы стать участником СМЭВ, органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

1. Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.

Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации нужных сервисов и интерфейсов. При необходимости нужно получить в Минкомсвязи России информацию по требованиям к электронным сервисам и интерфейсам.

2. Предоставить электронный сервис в Минкомсвязи России для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.

Для этого нужно официально обратиться в Минкомсвязи России и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

3. Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

Как и всякий крупный проект, развитие СМЭВ осуществляется поэтапно.

I этап Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал)

II этап Размещение на Едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде

III этап Обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала

IV этап Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции)

V этап Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом

Сроки реализации указанных этапов зависят от конкретных участников СМЭВ, видов государственных и муниципальных услуг и функций, видов документов и информации, циркулирующей между участниками процесса оказания услуги или исполнения функции, и определены рядом нормативных и распорядительных документов, в числе которых можно назвать:

● Перечень документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде (распоряжение Правительства РФ от 17.03.2011 № 442-р).

● План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти (распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р).

● Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р).

Однако жизнь вносит в планы коррективы. Так, для федеральных ведомств сроки по реализации обмена информацией между собой в электронном виде сдвинуты на 3 месяца (то есть федеральные ведомства должны начать получать информацию и документы друг у друга, а не у граждан, только с 1 октября 2011 г.), а для субъектов РФ срок отодвинут на целый год, до 1 июля 2012 г. Хочется отметить, что первоначальные планы по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде никаких разграничений между федеральными органами и органами власти субъектов не предполагали.

С 1 января 2012 г. в соответствии с Планом мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.02.2011 № 176-р, должен быть обеспечен безбумажный документооборот в отношении утвержденных в текущем году видов документов.

Несомненно, это только начало большого пути, и в процессе проведения работ в рамках проектов МЭДО и СМЭВ, на основе анализа результатов этих работ будет уточняться и конкретизироваться состав предстоящих мероприятий в этом направлении, сроки и последовательность их проведения, включая техническую, технологическую, методологическую и нормативно-правовую составляющие.


– системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО);

– единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Указанные системы используются одновременно, и каждая из них имеет собственное направление использования и развития.

Основным документом, определяющим содержание МЭДО, цели и участников этой системы, является Положение о системе межведомственного электронного документооборота, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754. В соответствии с этим документом межведомственный электронный документооборот представляет собой взаимодействие информационных систем электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, а также государственных внебюджетных фондов, единого института развития в жилищной сфере и государственных корпораций. [1]

Целью создания МЭДО является повышение эффективности управления в государственных органах за счет уменьшения времени, необходимого для передачи документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов и контроля за выполнением поручений.

Документом, регулирующим основные положения СМЭВ, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.

Согласно этому документу единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. [2]

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме.

За первые шесть месяцев 2016 года число запросов от государственных органов и от кредитных организаций возросло с 2,8 млрд до 3,8 млрд по сравнению с первым полугодием 2015 года. По состоянию на 2016 год к СМЭВ подключено более 12,5 тыс. участников. Из них около 100 составляют федеральные органы власти, 1,4 тыс. — региональные, 9,5 тыс. — муниципальные, 152 отдела записи актов гражданского состояния, 390 многофункциональных центров (МФЦ), 76 удостоверяющих центров, 924 кредитные организации. Больше всего СМЭВ в первом полугодии 2016 года пользовались участники электронного взаимодействия из Москвы, а также Московской области и Республики Татарстан. [3]

Самыми активными поставщиками информации в СМЭВ за первые шесть месяцев 2016 года стали Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба России, Пенсионный фонд РФ и Министерство внутренних дел РФ.

В октябре 2017 года правительством Российской Федерации приняты поправки к распоряжению № 1471-р, открывающие банкам доступ к 20 новым видам документов и сведений о физических и юридических лицах с использованием СМЭВ.

Статистика по запросам в СМЭВ за период с 1 января по 1 октября 2017 года:

– всего запросов от негосударственных организаций — 6 309 779 632;

– запросов от банков — 6 035 060 484;

– запросов от иных негосударственных участников — 274 719 148.

В отличие от СМЭВ 2 в среде СМЭВ 3 реализовано 12 видов сведений, предназначенных для взаимодействия с внешними системами — ведомственными ИС, ИС МФЦ Регионов, ФТЦ, АИС МРС МФЦ. Третья версия системы межведомственного электронного взаимодействия содержит новый вид сведений, благодаря которому обеспечивается взаимодействие с АИС МС МФЦ.

По состоянию на январь 2015 года доступность ключевых услуг СМЭВ значительно возросла и начала приближаться к целевым значениям в некоторых регионах страны. Однако использование СМЭВ по-прежнему имеет неоднородный характер распространения на территории большой страны. Вместе с тем, система продолжает развиваться. Появляются все новые сведения, доступные через СМЭВ.

Можно сделать вывод о том, что в стране проводится работа по развитию информационного общества, развивается инфраструктура, сервисы электронного правительства, сектор информационных технологий в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): межведомственное электронное взаимодействие, электронная форма, единая система, межведомственный электронный документооборот, система, услуга, информационное общество, исполнительная власть, Российская Федерация, электронное взаимодействие.

Похожие статьи

Система межведомственного электронного взаимодействия

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах.

Система межведомственного электронного взаимодействия.

Система электронного документооборота в органах.

Дадим понятие системы электронного документооборота. Под системой электронного документооборота понимается система хранения

 создана система межведомственного электронного документооборота, позволяющая интегрировать ведомственные системы.

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Ключевые слова:электронное правительство, электронный документооборот.

Система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде является

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г.

Информационные системы электронного документооборота

При осуществлении этой деятельности осуществляется межведомственное взаимодействие [2] посредством электронного документооборота (ЭДО)— документооборота с использованием автоматизированной информационной системы (системы электронного.

Система межведомственного электронного взаимодействия.

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая включает в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых в различных органах государственной и муниципальной власти программных и технических средствах.

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного.

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях.

На данный момент система СМЭВ объединила разрозненные информационные системы ведомств в единый механизм.

Электронное правительство: его перспективы, возможности.

В статье рассматриваются основные понятия электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму.

Система межведомственного электронного взаимодействия.

Система межведомственного электронного взаимодействия – это федеральная государственная информационная система, призванная максимально упростить процедуру получения справок и документов: обращаясь в федеральное ведомство.

Похожие статьи

Система межведомственного электронного взаимодействия

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах.

Система межведомственного электронного взаимодействия.

Система электронного документооборота в органах.

Дадим понятие системы электронного документооборота. Под системой электронного документооборота понимается система хранения

 создана система межведомственного электронного документооборота, позволяющая интегрировать ведомственные системы.

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Ключевые слова:электронное правительство, электронный документооборот.

Система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде является

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г.

Информационные системы электронного документооборота

При осуществлении этой деятельности осуществляется межведомственное взаимодействие [2] посредством электронного документооборота (ЭДО)— документооборота с использованием автоматизированной информационной системы (системы электронного.

Система межведомственного электронного взаимодействия.

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая включает в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых в различных органах государственной и муниципальной власти программных и технических средствах.

Электронная подпись, как необходимый атрибут электронного.

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях.

На данный момент система СМЭВ объединила разрозненные информационные системы ведомств в единый механизм.

Электронное правительство: его перспективы, возможности.

В статье рассматриваются основные понятия электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму.

Система межведомственного электронного взаимодействия.

Система межведомственного электронного взаимодействия – это федеральная государственная информационная система, призванная максимально упростить процедуру получения справок и документов: обращаясь в федеральное ведомство.

МЭДО и СМЭВ – вместо или вместе?

Вопрос реализации электронного заимодействия организаций и ведомств между собой и с гражданами, пожалуй, стал сейчас одним из самых злободневных. На слуху аббревиатуры МЭДО и СМЭВ. Эти понятия зачастую путают.

Вопрос реализации электронного взаимодействия организаций и ведомств между собой и с гражданами, пожалуй, стал сейчас одним из самых злободневных. На слуху аббревиатуры МЭДО и СМЭВ. Эти понятия зачастую путают, заменяя одно другим или считая, что одно идет на смену другому. Разобраться с этим вопросом для читателей журнала – специалистов в области управления документами и информацией – особенно важно, поскольку они принимают участие в организации информационного взаимодействия, а также являются его непосредственными участниками как основные поставщики и потребители информации и документов, циркулирующих в контурах МЭДО и СМЭВ.

• системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО);

• единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Государственная программа не объединяет эти две системы, не заменяет одну другой, а предполагает их одновременное существование и определяет для каждой из них отдельное направление использования и развития.

Попробуем, не вдаваясь в подробности технической реализации, понять – что такое МЭДО и что такое СМЭВ, в чем их цели и задачи, кто является их участниками и что нужно сделать, чтобы, являясь потенциальным участником одной из этих систем или обеих систем (входя в состав целевой аудитории), стать полноценным участником МЭДО или (и) СМЭВ.

Что такое МЭДО и для чего она нужна?

● уведомлений – информации о ходе рассмотрения и исполнения документов, передаваемых по МЭДО.

Целью создания МЭДО является повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга исполнения поручений.

Выигрыш организации, подключенной к МЭДО в качестве участника, состоит в возможности оперативного получения направляемых в ее адрес документов, в минимизации времени и трудозатрат на их ввод и последующую обработку в СЭД, на подготовку исходящих документов к отправке, а также в возможности получения оперативной информации о состоянии работы с отправленными по МЭДО документами у их получателя (разумеется, если этот получатель также входит в число участников МЭДО).

Принцип и технические решения МЭДО

● головной узел МЭДО;

● узлы участников МЭДО;

● защищенные каналы связи.

В основу реализации проекта МЭДО легли следующие технические решения:

● каждый участник МЭДО использует программный компонент сопряжения (так называемый адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:

❍ для поступающих по МЭДО документов – их прием и преобразование из единого формата обмена во внутренний формат СЭД для обеспечения дальнейшей обработки;

❍ для поступающих по МЭДО уведомлений – их прием и обработку, включая ввод информации из уведомления в СЭД;

❍ для исходящих по МЭДО документов – их подготовку к передаче, преобразование из внутреннего формата СЭД в единый формат обмена;

❍ для исходящих по МЭДО уведомлений – их формирование в едином формате обмена и подготовку к передаче.

На сегодняшний момент обеспечен информационный обмен между Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, реализована рассылка в органы государственной власти и организации:

● актов Президента и Правительства РФ;

● резолюций Председателя Правительства РФ и его заместителей;

● протоколов совещаний в Правительстве РФ;

● писем структурных подразделений Аппарата Правительства РФ.

В настоящее время по МЭДО циркулируют уведомления следующих видов:

● отказе в регистрации,

● принятии к исполнению,

● изменении в ходе исполнения.

Взаимодействие используемой организацией или ведомством СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р.

Кто является целевым участником МЭДО?

В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются:

● Администрация Президента РФ;

● Аппарат Правительства РФ;

● федеральные органы исполнительной власти;

● иные федеральные органы государственной власти.

Тут я бы хотела сделать ремарку – несмотря на то, что основными участниками МЭДО определены федеральные органы власти, уже в настоящее время есть опыт подключения к МЭДО в качестве абонентов ряда органов власти субъектов РФ. Интерес к МЭДО со стороны таких органов, а также органов местного самоуправления неуклонно растет. Таким образом, можно сказать, что федеральные органы власти являются обязательными (в соответствии с решением правительства) участниками МЭДО, а органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут стать участниками МЭДО по собственной инициативе и на добровольной основе. Организатором системы межведомственного электронного документооборота (оператором МЭДО) Положение о системе межведомственного электронного документооборота определяет Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО).

В функции ФСО в рамках создания и развития МЭДО входит: организационное и методическое обеспечение, ведение адресных справочников, создание и обеспечение эксплуатации технико-технологической инфраструктуры МЭДО, а также поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечение информационной безопасности МЭДО.

Как стать участником МЭДО?

Чтобы стать участником МЭДО, организации или ведомству необходимо:

1. Быть включенным в список участников МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры для подключения используемой СЭД к МЭДО. Под технико-технологической инфраструктурой в данном случае понимается установленный и настроенный узел участника МЭДО и каналы связи от этого узла до головного узла МЭДО.

конечное оборудование (DTE – англ. Data Terminal Equipment) – оборудование, преобразующее пользовательскую информацию в данные для передачи по линии связи и осуществляющее обратное преобразование. Словарь

Для реализации вышеуказанных требований нужно официально обратиться к оператору МЭДО – в ФСО – с просьбой о включении в состав участников МЭДО и создании необходимой технико-технологической инфраструктуры.

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Основным документом, определяющим само понятие СМЭВ, цели и участников этой системы, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.

В соответствии с этим документом единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме. СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

● обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

● обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Принцип и технические решения СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

● передача поданной заявителем информации (запросов, документов и сведений), необходимой для получения государственных и муниципальных услуг, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

● передача (предоставление заявителю) информации (запросов, документов и сведений), обработанной в информационных системах участников СМЭВ, в том числе информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

● доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к СМЭВ (программным и техническим средствам, обеспечивающим возможность доступа к информационным системам через СМЭВ);

● возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;

● защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;

● ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190.

Кто является целевым участником СМЭВ?

• федеральные органы исполнительной власти;

• государственные внебюджетные фонды;

• исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

• органы местного самоуправления;

• государственные и муниципальные учреждения;

• иные органы и организации.

Государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия (оператором СМЭВ) Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия определяет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России), которое осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает функционирование СМЭВ и ведение реестра электронных сервисов.

На заметку! Собственно СМЭВ представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам своих участников взаимодействовать между собой, а также с единым порталом.

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между этим органом или организацией и Минкомсвязи России.

Как стать участником СМЭВ?

Чтобы стать участником СМЭВ, органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

1. Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.

Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации нужных сервисов и интерфейсов. При необходимости нужно получить в Минкомсвязи России информацию по требованиям к электронным сервисам и интерфейсам.

2. Предоставить электронный сервис в Минкомсвязи России для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.

Для этого нужно официально обратиться в Минкомсвязи России и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

3. Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

Как и всякий крупный проект, развитие СМЭВ осуществляется поэтапно.

I этап Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал)

II этап Размещение на Едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде

III этап Обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала

IV этап Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции)

V этап Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом

Сроки реализации указанных этапов зависят от конкретных участников СМЭВ, видов государственных и муниципальных услуг и функций, видов документов и информации, циркулирующей между участниками процесса оказания услуги или исполнения функции, и определены рядом нормативных и распорядительных документов, в числе которых можно назвать:

● Перечень документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде (распоряжение Правительства РФ от 17.03.2011 № 442-р).

● План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти (распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р).

● Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р).

Однако жизнь вносит в планы коррективы. Так, для федеральных ведомств сроки по реализации обмена информацией между собой в электронном виде сдвинуты на 3 месяца (то есть федеральные ведомства должны начать получать информацию и документы друг у друга, а не у граждан, только с 1 октября 2011 г.), а для субъектов РФ срок отодвинут на целый год, до 1 июля 2012 г. Хочется отметить, что первоначальные планы по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде никаких разграничений между федеральными органами и органами власти субъектов не предполагали.

С 1 января 2012 г. в соответствии с Планом мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.02.2011 № 176-р, должен быть обеспечен безбумажный документооборот в отношении утвержденных в текущем году видов документов.

Несомненно, это только начало большого пути, и в процессе проведения работ в рамках проектов МЭДО и СМЭВ, на основе анализа результатов этих работ будет уточняться и конкретизироваться состав предстоящих мероприятий в этом направлении, сроки и последовательность их проведения, включая техническую, технологическую, методологическую и нормативно-правовую составляющие.

Читайте также: