Конвойное помещение в суде что это

Обновлено: 15.05.2024

Существующая система перевозки, конвоирования и содержания заключённых в залах судов и конвойных помещениях не соответствует ни нормам международного права, ни действующему национальному законодательству. Применяемые практики, не основанные на законе и зачастую ему противоречащие, имеют своей целью нарушение основополагающих прав заключённых и зачастую приводят к таким нарушениям, в частности, лишая заключённых права на защиту и на справедливый суд, а некоторые из применяемых видов обращения, которым подвергаются заключённые, однозначно рассматриваются с точки зрения международного права как пытки. Это не соответствует ни нормам международного права, ни нормам Конституции РФ и нормам национального законодательства, и создаёт предпосылки для возникновения опасных юридических последствий. Существующее законодательство не предусматривает, но и не ограничивает такие практики в явном виде, а судебная практика не предоставляет эффективного средства правовой защиты для жертв такого обращения, что также является нарушением международного гуманитарного права.

Предлагается отказаться от следующих практик:

Нарушение права заключённых не подвергаться пыткам при транспортировке спецтранспортом

Заключённые, содержащиеся под стражей, подвергаются принудительной транспортировке спецтранспортом по письменному указанию лица, в производстве которого находится дело. Транспортировка заключённых осуществляется спецтранспортом, нахождение в котором само по себе является обращением, направленным на причинение страданий перевозимым лицам.

Общий пассажирский отсек спецтранспорта [Приложение 1] имеет металлические стены и деревянные скамьи без упоров и разделителей. В отсеке отсутствует естественная и не всегда работает принудительная вентиляция, в него не поступает дневной свет. На одного перевозимого заключённого приходится 40 х 50 см свободного места при предельной допустимой загрузке (для спецтранспорта на базе а/м КамАЗ – 15 человек на один общий отсек), но иногда в отсек помещаются 18 и более человек.

Отдельного упоминания заслуживают индивидуальные места для транспортировки: размером ок. 50х50 см., высотой — ок. 1.5 м., с жёсткой скамьёй, исключающие нормальное размещение человека.

По причине того, что скамьи расположены по ходу движения, при транспортировке возникает укачивание, давка, неизбежный физический контакт с другими перевозимыми лицами. Отсутствие вентиляции и регулирования температуры воздуха создает атмосферу, в которой невозможно находиться более нескольких минут.

Зачастую перевозка длится дольше 4 часов, при этом туалет в спецтранспорте отсутствует; это приводит к невозможности отправления естественных потребностей и, как следствие, перевозимые лица вынуждены ощущать чувство собственной неполноценности.

В спецтранспорте также отсутствует аварийный выход, что создает психологическое давление и внушает чувство страха, тревоги, обречённости и уязвимости.

Нарушение права заключённых не подвергаться пыткам при содержании в конвойных помещениях в судах.

В зданиях судов заключённые содержатся в специально оборудованных для их размещения помещениях, отличающихся от суда к суду. В некоторых судах содержание в таком помещении не вызывает существенного дискомфорта: они оборудованы скамьями, позволяющими сидеть и лежать длительное время (например, в Пресненском и Чертановском районных судах города Москвы). В то же время в некоторых судах такие помещения сконструированы с очевидной целью доставить страдания лицам, в них содержащимся, максимально затруднить подготовку к судебному заседанию и вымотать заключённого, приведя его в неподходящую для судебного заседания физическую форму, спровоцировать психологическую усталость, сломить волю к сопротивлению.

Так, в Коптевском районном суде города Москвы в помещениях для содержания заключённых площадью 2-2,5 кв. метра могут содержаться до шести человек, при этом камера оборудована двумя скамьями длиной 1.50 м. и шириной 20 см, что исключает возможность на ней лежать, стены покрыты цементной “шубой” глубиной 3-5 см, в камере явно недостаточное освещение, недостаточна вентиляция.

В Мещанском районном суде города Москвы ситуация аналогична описанной, камеры оборудованы одной скамьей шириной около 40 сантиметров, также недостаточно освещены и имеют покрытые “шубой” стены, недостаточна вентиляция. Помещения в Московском городском суде представляют собой отсек размером 0.8 — 1.2 м х 1.5 м, с 40-сантиметровой скамьей по короткой стене. В помещении могут содержаться до четырёх человек. Ввиду исключительно маленького размера помещения заключённым в нём невозможно лечь, приходится часами находиться в одной позе [Стамбульский протокол, пар.145 b]

Нахождения в конвойных помещениях в суде длится по 6 – 10 часов в день. Покрытые “шубой” стены исключают возможность на них опереться, явно давно не проходили санитарную обработку, при этом в тех же камерах могут содержаться больные инфекционными болезнями. Таким образом, нахождение в конвойных помещениях некоторых судов приводит к применению к заключённым видов обращения, являющихся пытками согласно нормам международного права [КПП: ст.1; Стамбульский протокол, пар.145 m, n].

Также необходимо учитывать, что в силу сложившихся практик в местах содержания под стражей заключённые часами содержатся в сборочных камерах и перевозятся спецтранспортом, что приводит к тому, что они, как правило, возвращаются в камеру СИЗО после 22:00. В случае назначения судебных заседаний или процессуальных действий в течение нескольких дней подряд это также приводит к лишению заключённых сна нормальной продолжительности [Стамбульский протокол, пар.145 n], что также способствует психологическому подавлению заключённого, принуждению его к отказу от защиты, приведению его к неспособности адекватно участвовать в судебном заседании или процессуальном действии.

Конвоирование заключённых в зданиях судов с нарушением права не подвергаться жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению.

В зданиях судов конвоирование заключённых осуществляется сотрудниками полиции с применением наручников без соблюдения оснований и порядка, предусмотренного ч.1-3 ст.5,ч.1,3 ст.18, ч.1-3 ст.19 ФЗ “О полиции” и не всегда обусловлено объективной необходимостью. Конвоирование осуществляется сотрудниками полиции через открытые для публики коридоры суда, на виду у посетителей суда и представителей прессы, при этом видео- и фотосъемка в открытых для посетителей помещениях суда разрешены.

Конвоирование через закрытую часть суда осуществляется лишь в некоторых судах г. Москвы.

В случае, если конвоируются несколько обвиняемых, сотрудники полиции могут по собственному усмотрению применять способы конвоирования, сами по себе не безопасные и унизительные. Так, нормой является конвоирование заключённых с руками, застегнутыми сзади, что лишает возможности нести с собой необходимые для защиты материалы и документы. Некоторыми сотрудниками полиции применяется пристёгивание обвиняемых наручниками друг к другу. Особые страдания причиняет способ конвоирования, при котором заключённый пропускает руку под руку другого заключённого, уже скованного наручниками, после чего наручники применяются и к нему. Длина такой “человеческой многоножки” может достигать 5-10 человек без учёта сотрудников полиции, пристегнутых к ним. Последний способ не только негигиеничен и физиологически мучителен (в силу наличия тесного физического контакта с другим лицом против воли конвоируемых), но и травмоопасен: в случае падения одного из конвоируемых получение травм другими конвоируемыми неизбежно.

Тем не менее, такое конвоирование является широко распространённой практикой даже несмотря на то, что в некоторых судах конвоируемых проводят в таком виде по лестницам.

Содержание обвиняемых в залах судов в металлических (“клетка”) и стеклометаллических (“аквариум”) ограждениях

Тем не менее, суды РФ считают такое содержание абсолютно допустимым и отказываются признавать нарушения статей 3 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, установленные европейским судом.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях сотрудники конвойной службы, видя мучения и страдания заключённых, идут им навстречу и каким-либо образом смягчают вышеуказанные лишения, которым они подвергаются. Тем не менее, эти действия сотрудников совершаются ими без какого-либо нормативного регулирования и лишь демонстрируют, до какой степени вопрос соблюдения основополагающих прав человека и гражданина отнесён существующими административными практиками к усмотрению должностных лиц.

Правовое обоснование существующей ситуации

Приказом МВД РФ от 7 марта 2006 140дсп утверждено “Наставление по служебной деятельности изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых”, согласно пункту 307 которого в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными заграждениями) залы судебных заседаний запрещена.

Таким образом, предусмотренные нормой СП защитные кабины в Приказе МВД не упомянуты. В любом случае, ни нормы Госстроя РФ, ни положения неопубликованного приказа МВД РФ не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан (ч.3 ст.15, ч.3 ст.55 Конституции).

Для лиц, подвергаемых подобному обращению, нет никакого сомнения в том, что уровень жестокости, заложенный в описанные действия, не случаен и является частью системной государственной программы нападения на гражданских лиц путём лишения их основных гражданских прав (права не подвергаться пыткам, права на справедливый и беспристрастный суд). Эта программа институционализирована, закреплена подзаконными актами (несмотря на прямой запрет применять подобные виды обращения, закреплённый, в том числе, и в ст. 21 Конституции) и подтверждается правоприменительной практикой (см., например, дело N 2а-6555/2016 Замоскворецкого р/суда г. Москвы).

Целью применения этой программы к подозреваемым и обвиняемым является:

Целью этой программы является получение признательных показаний от обвиняемого в обмен на сокращение времени, которое обвиняемый проводит в описанных условиях. Применение ограничений свободы с этой целью напрямую запрещено нормами международного гуманитарного права [СПЗВЛПЗ: Принцип 21, Принцип 36; КПЧ: ст. 5 пар.1c, 18], а полученные таким образом показания не могут иметь доказательственного значения [СПЗВЛПЗ: Принцип 27, КПП: Статья 15]. Все указанные положения норм международного права подлежат применению при уголовном судопроизводстве в силу части 4 статьи 15 Конституции, однако практика применения указанных положений в российской правовой системе отсутствует.

Отчасти именно оказанием давления на обвиняемых, а не правотой следствия и убедительностью собранных доказательств, обусловлено столь высокое количество постановленных в “особом порядке” приговоров, признательных показаний и досудебных соглашений. Это является положительной статистикой для органов следствия и суда и приводит к карьерному росту и материальным благам для должностных лиц в виде премий и продвижения по службе, либо к коррупционным взаимоотношениям между заключёнными и правоохранителями. Наличие подобной цели у применения меры пресечения в виде содержания под стражей также подтверждается чрезвычайно малой долей использования альтернативных мер (в виде залога, поручительства или домашнего ареста), так как более мягкие меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей, не обеспечивают достаточного уровня давления на обвиняемого. Таким образом, можно говорить о систематическом целенаправленном нападении на гражданских лиц и лишении их основных гражданских прав (права не подвергаться пыткам, права на справедливый и беспристрастный суд) с целью обосновать и обеспечить существование правоохранительно-судебной системы в её нынешнем виде и лиц, к ней принадлежащих.

Руководящие правовые позиции международного и национального права по описываемым вопросам

Почти все конвоируемые лица являются подозреваемыми или обвиняемыми, то есть неосуждёнными лицами. В соответствии с позицией Конституционного суда РФ, до вступления в законную силу обвинительного приговора на подозреваемого, обвиняемого не могут быть наложены ограничения, в своей совокупности сопоставимые по степени тяжести с уголовным наказанием, а тем более превышающие его (Постановление КС РФ от 06.12.2011 27-П).

Очевидно, что описанное выше обращение с заключёнными не отвечает ни принципам гуманизма (ст. 9 УПК, ч.2 ст.7 УК, ст. 4 103-ФЗ), ни принципам уважения чести, достоинства личности (ст.21 Конституции, ст. 5 ВДПЧ, ст.3 КПЧ и др.). Факт признания Европейским судом подобного обращения пыткой фактически освобождает от необходимости его доказывания.

Вместе с тем, необходимо признать, что действующие федеральные законы не содержат предписаний, позволяющих обращаться с заключёнными описанным выше образом. Более того, закон прямо запрещает применение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения [Конституция, ст.21; УПК: ст.9] причинение физического или нравственного страдания [103-ФЗ: ст.4 ФЗ “О полиции”, ч.3 ст.5] и устанавливает, что права заключённых могут быть ограничены только федеральным законом [Конституция, ч.3 ст.55; 103-ФЗ, ст.6]. Таким образом, действующие административные практики применения наручников, содержания обвиняемых в зале суда являются произвольными и не основаны на законе; поэтому внесение изменений в закон требуется лишь в части, обеспечивающей их недопущение.

Необходимые изменения в законодательстве

С целью обеспечения надлежащего оперативного контроля за условиями размещения заключённых необходимо обеспечить доступ Общественной наблюдательной комиссии (далее – ОНК) в места содержания под стражей заключённых в судах и в спецтранспорт, в т.ч. во время перевозки в нём заключённых.

Необходимо расширить п.2 ч.1 ст. 2 ФЗ Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания под стражей”, добавив в перечень транспортные средства для перевозки лиц, содержащихся под стражей, места в зданиях судов, используемые для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и помещения и территории, используемые для перемещения лиц, содержащихся под стражей

В части обеспечения содержания подозреваемых и обвиняемых в залах суда в условиях, исключающих нарушение ст. 3 Конвенции, необходимо:

1. Дополнить статью 15 УПК РФ частью 5: “Суд обеспечивает предоставление сторонам равных возможностей и условий для участия в процессе и равные возможности для реализации сторонами своих прав.”

2. Дополнить часть 1 ст. 228 УПК пунктом 3.1 следующего содержания: “3.1) Имеются ли основания содержания в ходе судебного заседания обвиняемого, содержащегося под стражей, в защитной кабине;”

3. Дополнить ст. 258 УПК РФ частью 1.1 следующего содержания: “1.1. В случае, если поведение участника процесса представляет реальную опасность для других участников процесса или лиц, присутствующих в судебном заседании, или в случае необходимости обеспечения безопасности участника процесса по его ходатайству суд вправе принять решение о содержании лица, чьё поведение создаёт такую угрозу, или лица, обратившегося с ходатайством о содержании в особых условиях в ходе судебного заседания, в защитной кабине в течение дальнейшего разбирательства. В протоколе судебного заседания в обязательном порядке указываются основания и мотивы принятого судом решения. При этом такому лицу должны быть обеспечены условия участия в процессе не хуже, чем остальным участникам судебного заседания, а обвиняемый, в отношении которого принято такое решение, должен иметь возможность во время процесса конфиденциально общаться со своими защитниками, присутствующими в заседании. Это решение может быть пересмотрено в любой момент по ходатайству сторон или по инициативе суда.”

Ссылки и документы

[согласно прилагаемому списку]

Автор Александр разместил эту запись на сайте Общественное движение "18 21". Ответить можно здесь или там.

Читайте также: