Конституционные принципы судебной власти российской федерации под ред в п кашепова м 2011

Обновлено: 14.05.2024

Цель освоения дисциплины

введение магистрантов в углубленное изучение специальности, в результате которого они смогут продвинуться в теоретическом освоении феномена судебной власти в парадигме российской Конституции 1993 года и основных идей конституционализма, актуальных для современного демократического общества.

Магистрант должен научиться: а) применять основные теоретические и методологические подходы к исследованиям в области судебной власти, б) использовать научную и учебную литературу о судебной власти, сравнительно-правовые материалы, систематическое и историко-правовое толкование нормативных конституционных и отраслевых текстов в их сопоставлении с практикой действующих институтов судебной власти, в) глубоко понимать систему и сущность правовых понятий, опосредующих научные изыскания и правоприменение в данной области, в том числе в целях проведения собственных научных исследований

Планируемые результаты обучения

Знает конституционные основы судебной власти в Российской Федерации, принципы правосудия, состав и структуру судебной системы России, а также современные тенденции ее развития – в разрезе действующего законодательства о судебной системе и правоприменительной практики;

Умеет сопоставлять и критически анализировать правовое регулирование институтов судебной власти и его реализацию, выявлять и понимать формы, причины и последствия их рассогласованности, а также возможные пути оптимизации;

Содержание учебной дисциплины

Конституционное признание высшей ценности личности, ее прав и свобод, организации власти на основе принципа разделения властей, самостоятельности судебной власти и подчинения власти праву - как необходимые составляющие правового государства. Понятие судебной власти и ее роль в качестве противовеса законодательной и исполнительной власти. Осуществление судебного контроля как функция судебной власти. Суд - единственный носитель судебной власти. Разрешение правовых конфликтов в целях обеспечения прав и свобод граждан – основная задача судебной власти. Основные черты судебной власти - самостоятельность, полнота и исключительность. Специфика задач суда по обеспечению прав и свобод каждого в сравнении с обязанностями других органов государственной власти по признанию, соблюдению и охране прав и свобод. Отличие способов реализации судебной власти от правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Наличие правового спора, потребность в установлении имеющих юридическое значение фактов и инициатива заинтересованных лиц как предпосылки судебного производства. Монополия судебной власти в сфере осуществления правосудия путем рассмотрения правовых конфликтов в судебных заседаниях – при соблюдении принципов процессуальной справедливости.

Значение норм Конституции РФ об основах конституционного строя, об основных правах и свободах граждан и о судебной власти (главы первая, вторая и седьмая Конституции РФ) для становления и функционирования судебной системы. Отнесение регулирования судоустройства, полномочий, порядка организации и процессуальной деятельности судов, а также статуса судей к исключительному ведению федерации. Создание судебной системы и судов на основе Конституции РФ и закона. Осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Значение наделения судов компетенцией по разрешению правовых споров во всех сферах жизнедеятельности общества, государства и личности для реализации задач судебной власти по обеспечению судебной защиты прав и свобод.

Принципы правосудия, их понятие и значение в правовом регулировании судебной деятельности. Непосредственное действие принципов правосудия и правовые последствия их нарушения. Система и классификация принципов правосудия. Конституционные и отраслевые принципы. Организационно-статусные принципы (создание судов на основе закона, законный состав суда, независимость и самостоятельность судов, финансирование судов из федерального бюджета в целях полного и независимого осуществления правосудия, несменяемость и неприкосновенность судей). Функциональные – или процессуальные – принципы (осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом; состязательность и равноправие сторон, запрет заочного рассмотрения дела, гласность, обеспечение обвиняемому права на защиту, презумпция невиновности, ведение судопроизводства на государственном языке Российской Федерации, участие представителей народа в правосудии, в том числе присяжных и арбитражных заседателей). Субъективные юстициарные права, закрепленные в главе второй Конституции РФ, и их значение в качестве принципов правосудия. Взаимосвязь принципов правосудия, самостоятельное значение и несводимость друг к другу каждого из них. Процессуальные принципы правосудия, носящие межотраслевой, отраслевой, общестадийный и внутристадийный характер. Значение классификации принципов правосудия для их теоретического анализа. Принципы правосудия и статус судей. Международные стандарты независимого и справедливого правосудия и их роль в истолковании регулирования и применении принципов правосудия в национальной правовой системе.

Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган Российской Федерации. Состав, порядок формирования, структура Верховного Суда Российской Федерации. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, его состав, порядок образования и полномочия. Коллегии Верховного Суда Российской Федерации, состав, порядок образования и полномочия. Пленум Верховного Суда Российской Федерации, его состав и полномочия. Предметная и инстанционная подсудность дел Верховному Суду. Организационные полномочия и руководство судебной практикой. Законодательство о судах общей юрисдикции. Федеральные суды и мировые судьи субъектов федерации в системе судов общей юрисдикции. Признаки, характеризующие единство судебной системы – ее конституционные основы, единообразное применение законов, соблюдение правил судопроизводства, обязательность исполнения на всей территории РФ вступивших в законную судебных постановлений, единство статуса судей, финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Мировые судьи. Их место в судебной системе как первого звена судов общей юрисдикции. Особенности территориальной организации и порядок образования судебных участков. Подсудность дел мировым судьям. Районный суд. Его структура, состав, порядок образования, полномочия. Межрайонные суды. Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа; состав, структура и полномочия. Председатели верховных судов республик и равных им судов в других субъектах РФ, их заместители. Президиум верховных судов республик и равных им судов - состав, порядок образования, полномочия. Судебные коллегии, судебные составы, порядок образования, полномочия. Постоянные судебные присутствия. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, их полномочия, структура и территориальные пределы деятельности. Военные суды, их место в судебной системе как специализированных судов в системе судов общей юрисдикции; окружные (флотские) военные суды; гарнизонные военные суды. Особенности территориальной организации и подсудности. Суд с участием присяжных заседателей. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Порядок составления списков и отбора присяжных заседателей.

Kolesnikov E.V., Yashina I.A. Review of the book "Constitutional principles of the judiciary in the Russian Federation" by A.A. Gravin, V.P. Kashpetov, O.V. Makarova / Executive editor V.P. Kashpetov. M.: Publishing House "Yurisprudentsya", 2011. 296 p.
Гравина А.А., Кашепов В.П., Макарова О.В. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / Отв. ред. В.П. Кашепов. М.: ИД "Юриспруденция", 2011. 296 с.

Колесников Евгений Викторович, профессор кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук.

Яшина Ирина Анатольевна, аспирантка СГЮА.

В рецензии Е.В. Колесникова, И.А. Яшиной дана положительная оценка рецензируемой монографии, посвященной состоянию и характерным чертам конституционно-правового регулирования институтов судебной власти, организации судов как ее носителей и перспективам судебной реформы в современной России.

Ключевые слова: рецензия, конституционные принципы, судебная власть, судебная реформа.

The review of E.V. Kolesnikov, I.A. Yashina gives a positive assessment of the reviewed monograph, which deals with the state and outstanding characteristics of the constitutional legal regulation of the institutes of the judiciary, organization of courts as its mediums and perspectives of the judicial reform in modern Russia.

Key words: review, constitutional principles, judiciary, judicial reform.

Рецензируемая монография посвящена состоянию и характерным чертам конституционно-правового регулирования институтов судебной власти, организации судов как ее носителей и перспективам судебной реформы в современной России.

Работа состоит из пяти глав, подразделенных на 17 параграфов, введения и заключения.

Центральное внимание уделено конституционным принципам судебной власти, которые понимаются как исходные, аксиоматичные и общеобязательные установки высшей степени нормативной обобщенности, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Соблюдение их при осуществлении судебной власти, в том числе при отправлении правосудия, является необходимым условием законности и правопорядка.

Подробно рассмотрены вопросы конституционной и законодательной регламентации судебной власти, судопроизводства, статуса суда. Привлечено иностранное законодательство, акты международного права.

Во введении и главе 1 анализируются факторы, обусловившие необходимость реформирования судебной системы в 90-х годах XX в., осмысливаются отдельные достижения и недостатки этого процесса. С учетом выявленных особенностей проведения судебной реформы авторы приходят к выводу о необходимости системного разрешения проблем как общего характера (более подробная законодательная регламентация судебной деятельности; достижение полной реализации основополагающих принципов организации судебной системы и судопроизводства), так и частного порядка (внедрение информационных технологий, направленных на расширение возможностей доступа к правосудию; реализация новых возможностей привлечения населения к социальному контролю за деятельностью судов; повышение динамичности процедуры разбирательства дела и другие).

Исходя из уникального места органов правосудия в государственном механизме, проанализировано конституционное регулирование деятельности судебной власти в системе разделения властей (с. 22 - 29). Охарактеризованы такие признаки судебной власти, вытекающие из концептуальных положений Конституции РФ, как самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота (с. 31 - 34).

Опираясь на конституционные положения, авторы приходят к традиционному пониманию отечественной судебной системы как совокупности действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства (с. 46).

Отмечена необходимость создания эффективной, единой, но разветвленной судебной системы в целях максимального приближения судов к населению, обеспечения доступности правосудия для защиты прав и свобод граждан.

Всесторонне проанализированы принципы организации судебной власти и судебной системы, в частности принцип самостоятельности судов и независимости судебной деятельности, имеющий основополагающее значение (с. 86 - 92).

В связи с международными интеграционными процессами и особенностями отечественной юридической практики авторским коллективом рассмотрена актуальная проблема взаимоотношений судов с Европейским судом по правам человека по вопросам реализации российскими гражданами международных средств правовой защиты. Отмечено несовершенство российского процессуального законодательства, регламентирующего порядок обжалования судебных решений, вынесенных судом первой инстанции, фрагментарность и спонтанность его развития.

В главе 4 охарактеризованы (с разной степенью обстоятельности) закрепленные в основных нормах следующие принципы правосудия: законности, осуществления правосудия только судом и права на правосудие, презумпции невиновности, обеспечения права на защиту обвиняемому и подсудимому, состязательности и равноправия сторон, гласности, языка судопроизводства и делопроизводства. Обозначенная система призвана обеспечить единообразное понимание законности и применения всех иных правовых предписаний в деятельности судов (с. 201).

Убедительны авторы, когда утверждают, что наиболее полно демократические принципы судебной деятельности реализуются в судебном разбирательстве (с. 194). Для достижения задач и целей правосудия законодатель установил целостную систему организационных и процессуальных гарантий в соответствии с требованиями международных стандартов, призванных обеспечить самостоятельность судов, независимость судей, законность, беспристрастность и справедливость.

Среди гарантий обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти важное место принадлежит Конституционному Суду РФ (с. 215 - 216). Особый статус федерального органа конституционного контроля позволяет рассматривать этот Суд как орган судебной власти и одновременно как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями законодательной и исполнительной ветвей власти. С подобным утверждением нельзя не согласиться.

В заключительной главе 5 монографии сказано о некоторых итогах реформирования судебной системы, дается оценка полноты реализации в законодательстве конституционной доктрины судебной власти. Еще раз подчеркивается несовершенство законодательства и необходимость постоянного и неуклонного развития судебной системы и судебной деятельности в целях установления режима демократической законности (с. 260 - 272). Интересны рассуждения о развитии специализации судов, создании судебных округов, повышении уровня профессионализации судей.

Монография не свободна от ряда дискуссионных моментов, недостатков формального и содержательного характера.

Так, противоречива и неубедительна позиция авторов о природе судопроизводства, которое понимается как установленный законом порядок рассмотрения судом только гражданских, уголовных и административных дел (с. 190, 195). Невключение в эту категорию конституционного судопроизводства противоречит Конституции РФ (ч. 2 ст. 118), законодательству и реальной роли конституционной юстиции, о чем сказано в ряде разделов книги, но в особенности в главах 1 и 4. Сомнительны утверждения о том, что деятельность конституционных судов нельзя отождествлять с правосудием, осуществляемым в судах общей и арбитражной юрисдикции, так как судопроизводство в этих судах не требует соблюдения традиционных принципов правосудия (с. 48, 49 и др.). Решения Конституционного Суда РФ не подлежат обжалованию, что также не соответствует основам правосудия (с. 199). Исходя только из этого, авторы приходят к спорному выводу о недопустимости рассмотрения конституционного судопроизводства как правосудия, соответствующего международным стандартам (с. 49).

Двадцатилетний опыт работы Конституционного Суда РФ, отечественное законодательство свидетельствуют об отправлении этим высоким Судом не просто государственных функций, а именно правосудия.

Установленная законодателем невозможность обжалования решений, выносимых конституционными судами, связана как со специфическим статусом этих органов, так и с особой социально-правовой природой выносимых ими решений, обладающих известной степенью нормативности.

Примечательно, что в последних главах монографии содержатся положения, не подтверждающие, а опровергающие первоначальные выводы о природе конституционной юстиции. Так, сказано об определяющей роли Конституционного Суда РФ в реализации установленной концепции судебной власти, о возможности приобретения выносимых им решений в качестве судебного прецедента (с. 239 - 240). Признано, что существует немало примеров, когда правовая позиция Конституционного Суда трансформируется в правовую норму, а затем в закон (с. 223).

Совокупность суждений, содержащихся в главе 4, их логика позволяют прийти к выводу о том, что федеральный Конституционный Суд, конституционные (уставные) суды субъектов осуществляют правосудие посредством конституционного судопроизводства с учетом норм международного права при неукоснительном соблюдении принципов правосудия, установленных в законодательстве. Вопрос о пересмотре их решений пока остается открытым, что предоставляет большие возможности для научного изыскания и дальнейшего совершенствования статуса и полномочий.

Сомнительной является поддержка устаревшего предложения о разработке самостоятельного Федерального конституционного закона о Верховном Суде РФ (с. 262), тем более в свете принятия Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". В нем многие вопросы положения и роли Верховного Суда получили соответствующее решение (гл. 2, ст. 8 - 23).

Надо заметить, что конституционные (уставные) суды действуют не в одной трети российских субъектов (с. 247), а примерно в одной пятой. По данным на май 2011 г., их всего 17.

Считаем необходимым специально отметить хорошее полиграфическое оформление книги (твердый переплет, высокая офсетная печать). Однако авторский коллектив (а еще в большей степени известное московское издательство) можно упрекнуть в мизерном тираже издания (всего 500 экз.). Это означает, что монографии не будет в фондах многих вузовских и научных библиотек России, что затруднит знакомство с ней специалистов, научных работников, представителей общественности.

Монография вносит вклад в правовую науку и содержит ряд весьма ценных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Книга может быть рекомендована студентам юридических вузов, аспирантам, преподавателям, государственным и муниципальным служащим, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами судебной системы, организации и функционирования судебной власти.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Кашепов В.П. Законность в организации судоустройства и деятельности судебной системы. В кн.: Законность в Российской Федерации. М., 2008. С. 192–211.

СЗ РФ. 1998. № 34. ст. 4368.

Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / отв. ред. В.И. Радченко. 2-е изд. М.: Норма, 2003. С. 39–40.

Феномен праворазъяснительной деятельности Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, возникшая в связи с этим полемика рассмотрены в общем виде в кн.: Власенко Н.А., Гринева А.В. Судебные правовые позиции (основы теории). М., 2009. С. 88–91.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 34–35. С. 84–85.

Российская юстиция.1999. № 7. С. 5.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации, М., 1992. С. 48.

Абросимова Е.Б. Очерки российского судоустройства: реформы и результаты, М., 2009. С. 69.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2002. С. 842.

Абросимова Е.Б. Указ. соч. С. 69–70.

Подробно этот вопрос будет рассмотрен в последующих главах.

Тихомиров Ю.А. Конституционные основы судебной системы // Судебная власть в России. Роль судебной практики. М., 2002. С. 12.

Вопрос об образовании специализированных судов подробно рассмотрен в § 1 главы V.

Абросимова Е.Б. Указ. соч. С. 124–125.

Выступление Председателя Верховного Суда РФ Лебедева В.М. // Российская юстиция. 2009. № 1. С. 14.

СЗ РФ.1998.№ 25. ст. 3004.

Анишина В.И. Конституционно-правовая доктрина самостоятельности судебной власти в современной России: проблемы теории и практики реализации. М., 2008. С. 156–157.

См.: Европейский суд по правам человека: порядок обращения. Памятники исторической мысли. М., 1999.

Российская юстиция. 2009. № 1. С. 20.

Концепция судебной реформы Российской Федерации. М., 1992. С. 15.

Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000.С. 257.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации. С. 24.

Лебедев В.М. Указ. соч. С. 260.

Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / под ред. В.И. Радченко и В.П. Кашепова (2-е изд.). М., 2003. С. 233.

Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования" // Российская юстиция. 2009. № 1. С. 54.

Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования" // Российская юстиция. 2009. № 1. С. 37.

Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования" // Российская юстиция. 2009. № 1. С. 35.

Гравина А.А. Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 4. С. 40–41; Шаталов А.С. Судебно-правовая реформа в России: исторические аналогии, проблемы и возможные пути их решения // Судебная власть в России. Роль судебной практики. М., 2002. С. 22; Комментарий Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". М., 2003. С. 236.

Пашков В. Организационное обеспечение деятельности мировых судей // Администратор суда. 2007. С. 3.

Отчет Генерального директора Судебного департамента А.В. Гусева на VII Всероссийском съезде судей о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2005–2008 годах // Российская юстиция. 2009. № 1. С. 36.

Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. М.: Альфа-М, 2004. С. 257.

См. например: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в последующ. ред., с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. ст. 1792; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в последующ. ред.) // СЗ РФ. 1997. № 1. ст. 1.

Колоколов Н.А. Распределение, перераспределение дел в многосоставных судах: некоторые проблемы правового регулирования // Российский судья. 2004. № 10.

Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. Варшава – Вена, 1996. С.150.

Р Г. 1993. 27 апреля.

Р Г. 2001. 20 декабря.

Краснов М.А., Мишина Е.А. Открытые глаза российской Фемиды. Фонд "Либеральная миссия". М., 2007. С. 78.

Р Г. 2009. 22 июля.

Краснов М.А., Мишина Е.А. Открытые глаза российской Фемиды. Фонд "Либеральная миссия". М., 2007. С. 88.

Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 29.

Адушкин Ю., Жидков В. Дисциплинарная и административная ответственность судей: за и против // Российская юстиция. 2001. № 11. С. 25.

Абросимова Е.Б. Очерки российского судоустройства: реформы и результаты. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 150.

Российская юстиция. 2009. № 1.

Краснов М.А., Мишина Е.А. Судебная власть или судебная обслуга. М., 2006. С. 11.

Краснов М.А., Мишина Е.А. Открытые глаза российской Фемиды. С. 11–12.

Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи – носителя государственной власти: социально-правовые аспекты // Российский судья. 2005. № 5. С. 7.

Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Норма, 2008.

Р Г. 2008. 30 декабря.

Абросимова Е.Б. Очерки российского судоустройства: реформы и результаты. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 125.

Российская юстиция. 2005. № 1–2.

Абросимова Е.Б. Очерки российского судоустройства: реформы и результаты. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 266.

Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 325–329.

Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Норма, 2008.

Краснов М.А., Мишина Е.А. Открытые глаза российской Фемиды. Фонд "Либеральная миссия". М., 2007. С. 122.

Российская юстиция. 2009. № 1 // СПС "Консультант плюс".

Российская юстиция. 2009. № 1 // СПС "Консультант плюс". С. 130.

Абросимова Е.Б. Очерки российского судоустройства: реформы и результаты. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 262.

Об особенностях профессионального сознания судей см.: Карнозова Л.М. Возрожденный суд присяжных. М.: Nota Bene, 2000. С. 45 и сл.

Об особенностях профессионального сознания судей см.: Карнозова Л.М. Возрожденный суд присяжных. М.: Nota Bene, 2000. С. 48.

Нешатаева Т. Суд и защита прав и свобод граждан Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 4 (49). С. 131.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Евразийский юридический журнал

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

в данной статье автор рассматривает принципы конституционности и законности, самостоятельности и независимости судебной власти, вопросы совершенствования законодательства о судебной деятельности, организации государственного руководства судебной системой и перспективы ее развития.

Ключевые слова: судебная власть, конституционность, законность, самостоятельность, независимость.

THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF JUDICIAL POWER

In this article, the author examines the principles of constitutionality and legality, independence of the judiciary, the improvement of legislation on judicial activities, organization of state management of the judicial system and its development prospects.

Keywords: the judiciary, constitutionality, legality, independence, independence.

Таким образом, эффективность судебной власти определяется не только ее конкретным институциональным состоянием, но и функционированием других социальных институтов и прежде всего других институтов государственной власти (президента, парламента, правительства)1.

В науке имеется и иное понятие: «конституционные принципы судебной власти можно определить как исходные, аксиоматичные и общеобязательные установки высшей степени нормативной обобщенности, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Соблюдение их при осуществлении

1 Попондопуло В. Ф., Слепченко Е. В. Судебная система: состояние и проблемы совершенствования // Арбитражные споры. 2014. №1. С. 6.

2 Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судейское право. М.: Проспект, 2011. С. 235.

3 Колоколов Н. А. История российского правосудия: проблемы по-

знания // История государства и права. 2009. №10.

судебной власти, в том числе при отправлении правосудия, является необходимым условием законности и правопорядка4.

С точки зрения Конституции РФ правосудие - это исключительная деятельность, осуществляемая государственными органами судебной власти в четырех ее формах: гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства. В теории права и законодательстве правосудие трактуется в узком смысле - как судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел, и в широком - как сфера юстиции, включающая процессуальную и исполнительную деятельность. Следует признать обоснованной точку зрения о том, что правосудие характеризуется следующими признаками: 1) судоустройством; 2) статусом судьи; 3) судопроизводством. То есть судоустройство выступает в качестве одной из составных частей правосудия, находясь во взаимосвязи с другими его частями.

В настоящее время принципы правосудия являются предметом повышенного внимания юридической науки. Это объясняется активным интересом юридической науки к современному правосудию, устройству судебной власти, ее эффективности и др.

Многие принципы судебной власти и правосудия авторами не разделяются, что можно объяснить не только сложностью проблем, но и органической связанностью организации судебной власти и отправления правосудия. Заметим, что изучение современных принципов судебной власти должно учитывать методологические требования, предмет исследования, его реальность, системное качество.

4 Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / Гравина А. А., Кашепов В. П., Макарова О. В.; Отв. ред.: Кашепов В. П. - М.: Юриспруденция, 2011. С.178.

Евразийский юридический журнал

В рамках данной статьи попытаемся раскрыть такие конституционные принципы, как конституционность и законность, самостоятельность и независимость судебной власти.

Раскрывая принцип конституционности и законности необходимо отметить что судебная власть может быть ограничена ее конституционно установленным источником - волей народа, выраженной в конституционных нормах и в нормах законов, легитимно принимаемых законодательным органом государственной власти - парламентом Российской Федерации, который одновременно является и представительным органом в системе демократического управления обществом.

Принцип законности раскрывает природу, сущность норм права как обязательных правил поведения. Данный принцип является определяющим в организации и деятельности всех органов государственной власти, в том числе и судебных. Он вытекает из конституционного положения ст. 15 Конституции РФ о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Для понимания принципа законности в системе основополагающих начал организации и деятельности судебной власти необходимо понимать, что судебная власть учреждается Конституцией РФ как высшим законом государства и основные ее элементы могут быть учреждены тоже только законодательном (система органов, специализированные суды, полномочия, процедуры, статус судьи и т.п.)5.

Полагаем, что в современной юриспруденции принципы конституционности, законности получают более глубокое понимание, поскольку их органично дополняют требования правового характера самой Конституции, принимаемых законов, постулат о недопустимости действия актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному закону. Следовательно, принцип конституционной законности в организации и деятельности судебной власти означает не только источник этих средств для судебной власти, но и творческое их взаимовлияние друг на друга.

В числе принципов организации и функционирования судебной власти традиционно важное место занимают принципы самостоятельности и независимости суда, которые обычно выделяются в качестве основных, определяющих как внешние связи судебной власти в системе государственности, так и ее внутреннее, структурное устройство, соотношение ее элементов и функциональных проявлений.

Анализ законодательства, развивающего и закрепляющего конституционные положения о самостоятельности органов судебной власти, позволяет сделать вывод о том, что самостоятельность органов судебной власти - это совокупность степеней свободы функционирования органов судебной власти в бюджетной, организационно-правовой и кадровой сферах в целях организационного, методического и кадрового обеспечения осуществления правосудия судьями - носителями судебной власти независимо от любых попыток воздействия со стороны сторон судебного процесса, представителей других ветвей государственной власти, политических, экономических, криминальных кругов.

По мнению ученых самостоятельность органов судебной власти и независимость судьи - носителя государственной судебной власти - разные понятия, и обеспечиваются они принципиально разными организационно-правовыми механизмами, хотя цель у них одна и та же - гарантировать обществу объективное, независимое и беспристрастное, основанное на законе, рассмотрение любого конфликта правового характера между субъектами правоотношений6.

Самостоятельность органов судебной власти тесно связана с независимостью судьи. Тем не менее самостоятельность органов судебной власти и независимость судьи - принципиально раз-

5 Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В. Ю. Артемов, А. К. Большова и др.; под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. С. 579.

6 Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации: монография. Колл. авторов: Абросимова Е. Б.,

Анишина В. И., Гаджиев Г. А., Ермошин Г. Т., Сафонов В. Е. / под ред. Ершова В.В. М.: Юристъ, 2006. С. 341.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


Что такое принципы судебной власти? Чтобы это понять, необходимо изучить представленный материал.

В Российской Федерации, как и в других странах мира, есть судебная власть. Суд является органом, который осуществляет правосудие. Выполняется оно в форме рассмотрения и решения административных, уголовных, гражданских и многих других дел. И все это в строго установленном процессуальном порядке. Суд занимает особое положение в системе российского государственного механизма. Учреждается в порядке, не только установленным Федеральным законодательством, но и Конституцией России. Он является самостоятельным и независимым от других органов.

Ветви власти

Так как Российская Федерация является правовым государством, существует принцип разделения властей:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Конституционные принципы судебной власти

Власть именно законодательная является верховной. Так как она предназначена для отражения суверенитета и воли общества. В данную власть входит две палаты:

  1. Совет Федерации. Она состоит из представителей от субъектов России. В обязанности входит утверждения измененных границ между различными субъектами РФ, назначение на должности судей Верховного и Конституционного судов, Генерального прокурора, а также его заместителей.
  2. Государственная дума. Ее полномочия заключаются в объявлении амнистии, назначении на должность Представителя Центробанка, а также принятие федеральных законов.

Исполнительная ветвь власти – это Правительство Российской Федерации. В его работу входит разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, управление государственной собственностью. Ко всему прочему на плечи Правительства возлагается правильное обеспечение проведения:

  • кредитной;
  • денежной;
  • экологической;
  • финансовой;
  • образовательной;
  • культурной;
  • научной политики.

Принципы органов судебной власти

Вопросы внешней и внутренней обороны государства также входят в обязанности исполнительной власти. Судебная власть выступает в государстве как гарант защиты нарушенных прав. Справедливость и адекватность в наказании всех виновных является лозунгом судопроизводства. В Конституции указываются все важные положения, которые касаются статуса судей. Они являются независимые, несменяемые и имеют статус неприкосновенности. Основной закон также говорит о том, что принципами судебной власти являются состязательность и равенство сторона. Также к ним причисляется открытость.

Конституционные принципы судебной власти

К основным относятся:

Принципы судебной власти в РФ (Российской Федерации) закреплены в Конституции. Их необходимо соблюдать.

Особые принципы

Принципы судебной власти в РФ

Каждый гражданин имеет право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей. Они и будут решать, виновен ли обвиняемый или нет. Также к числу особых принципов относятся:

  • право на бесплатную юридическую помощь;
  • право пользоваться помощью адвоката с момента ареста или задержания;
  • никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление.

Принципы организации судебной власти построены так, чтобы не ущемлять права граждан. Они относятся не только к уголовному процессу, но и к гражданским делам.

Общие принципы

Принципы делятся на две группы. Первая - общие, вторая - особые или специальные. Принципы деятельности судебной власти закреплены не только в Конституции РФ, но и в отраслевом процессуальном законодательстве, а также во Всеобщей декларации прав человека. К общим относятся:

  1. Конституционности и законности.
  2. Принцип самостоятельности и независимости.
  3. Государственного финансирования.
  4. Принцип федерализма.
  5. Единство.

Принципы организации судебной власти

Принципы судебной власти являются основополагающим началом. Которые закреплены в нормах права, где базируется и функционирует соответствующая ветвь. Благодаря этому определяется не только сущности, но и назначение судебной власти.

Органы судебной власти

Судебная власть является совокупностью органов, которые образуют судебную систему. Она была установлена Конституцией и ФЗ от 31.12.1996 г. Принципы органов судебной власти заключаются в недопустимости создания чрезвычайных судов, единстве системы, осуществление делопроизводства посредством гражданского, конституционного, уголовного и административного права.

В Российской Федерации действуют федеральные, конституционные и мировые суды. К федеральным относится: Конституционный суд, Верховный Суд, областные, краевые, районные, военные и специализированные суды. К судам субъектов Российской Федерации относятся: мировые судьи, общей юрисдикции конституционны (уставные) суды. Все это прописано в Конституции и ФКЗ РФ.

Принцип разделения властей законодательная исполнительная

Принципы органов судебной власти заключаются в недопустимости создания чрезвычайных судов, единстве судебной системы, осуществление судвласти посредством гражданского, конституционного, уголовного и административного судопроизводства.

Разделение власти

Еще одна важная для понимания материала тема. Не многим ранее мы рассмотрели в статье принципы разделение властей. Судебная власть является верховной ветвью, она выполняет функции конституционного контроля. Этот механизм представляет собой охрану нормативных актов. Характерным признаком является независимость и самостоятельность. Органы осуществляют свои полномочия только при исполнении процедурных и процессуальных норм. Не многим ранее мы рассмотрели в нашей статье принципы власти. Другие же ветви власти (исполнительная и законодательная) больше относятся к государственному строю. Характеристика ветвей власти содержит в себя положения:

  • закреплены в основном законе;
  • власти предоставлены разным органом (одно лицо не может осуществлять полномочия одновременно нескольких видов управления);
  • три вида управления равны и автономны.

Правосудие

Одним из главных принципов судебной власти является правосудие. Но и оно отличается рядом специфических признаков, которые важны для судвласти. Осуществляется только от имени государства (специальными государственными органами). Рассматривая дело исключительно в судебных заседаниях. Рассматривает и разрешает различные социальные конфликты, которые напрямую связаны с предполагаемыми нарушениями норм права.

Принципы деятельности судебной власти

Правосудие строится в основном на демократических принципах, которые отражают сущность правового государства. Когда правосудие осуществляется только судом – это дает стопроцентные гарантии, что права и законные интересы граждан будут рассмотрены верно.

Ветви судебной власти

Стоит отметить тот факт, что система является единой и неделимой, но условно ее можно разделить на:

  1. Конституционное правосудие.
  2. Общее правосудие.
  3. Арбитражное правосудие.

К Конституционному правосудию относится деятельность судебных органов, по рассмотрению таких дел, предметом которых является государственно-правовой вопрос. Связанные напрямую с верховенством Конституции, а также ее реализации. Общие правосудие – это вид правоприменительной и правоохранительной государственной деятельностью. В результате которого проявляется судвласть. Арбитражное правосудие – это деятельность арбитражных судов по разрешению дела, которые отнесены к их компетенции, связанных напрямую с процессуальным законодательством.

Второстепенные принципы

Для судебной власти это:

  1. Соблюдение прав и свобод не только гражданина России, но и человека, не имеющего гражданства.
  2. Принцип обязательности судебных решений. Это значит, что по каждому судебному разбирательству должно следовать решение.
  3. Принцип государственного (национального) языка в суде.
  4. Свидетельский иммунитет.
  5. Диспозитивность судопроизводства.
  6. Принцип участия гражданина в отправлении правосудия.
  7. Защита и неприкосновенность частой жизни, а также жилища, семейной и личной тайны.
  8. Обеспечение потерпевшим права на доступ к правосудию, а также возмещение причиненного вреда.
  9. Принцип недопустимости к использованию тех доказательств, которые были получены в результате нарушения действующего закона.
  10. Обжалование решений или действий государственных органов. Также граждане имеют подавать заявление на пересмотр приговора. Только этим делом уже будет заниматься вышестоящий суд.

Итоги

Судебная власть

Исходя из всего вышесказанного, хочется еще раз отметить тот факт, что принципы судебной власти образуют единую систему правосудия. Они направлены только на установление истины. Судвласть очень сильно отличается от других ветвей, но все равно взаимодействует с ними. Суд выступает в роли гаранта равновесия между ветвями власти. Другими словами, является неким посредником. Но ее принципы тесно связаны с правами и интересами граждан. Поэтому в Конституции Российской Федерации они также прописываются.

Читайте также: