Особенности процессуальной деятельности конституционного суда рб

Обновлено: 24.04.2024

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Иные государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, имеющими право на внесение предложений о проверке конституционности акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Республики Беларусь

Предложение о проверке конституционности акта должно содержать:

а) сведения об инициаторе (инициаторах) предложения, подтверждающие правомочия на его внесение в Конституционный Суд;

б) наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);

в) основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде;

г) позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

д) перечень прилагаемых документов [8, с.69].

К предложению могут прилагаться список свидетелей, экспертов и специалистов, которых инициатор предлагает вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом.

Председатель Конституционного Суда может созвать судей, работников Секретариата на совещание для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой судебного заседания.

Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.

Принятие к производству закона для осуществления обязательного предварительного контроля его конституционности оформляется определением Председателя Конституционного Суда.

По результатам проверки конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд принимает решение, которое оформляется в виде отдельного документа.

Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

а) по содержанию норм;

б) по форме нормативного акта;

в) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

г) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Также Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в РБ, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством.

57. Решения Конституционного Суда: понятие, специфика, виды актов (заключение, решение, послание, разъяснение, запрос, требование, представление) и их юридическая сила.

Многие ученые спорят о юридической природе решений Конституционного Суда. Одна группа ученых признает то, что решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются обязательными, однако не считает, что эти решения представляют собой источник права. Другая группа считает, что было бы ошибочным уменьшать роль решений Конституционного Суда, поскольку итоговые решения Конституционного Суда рассчитаны на многократность применения, распространяются на неопределенный круг лиц и кроме того, являются обязательными для всех субъектов права. Поэтому ученые этой группы утверждают, что в иерархии правовых актов решения Конституционного Суда Республики Беларусь занимают место сразу после Конституции и юридическая сила итоговых решений схожа с юридической силой Конституции Республики Беларусь. В то же время было бы ошибочно считать их юридическую силу равной, поскольку сам Конституционный Суд действует на основе Конституции и зависит от изменений и дополнений Основного Закона.

глубиной конституционных норм, их общим характером, отражением в них научных знаний о сущности, закономерностях и иных важных аспектах государственно-правовых феноменов;

сложностью вопросов, рассматриваемых Конституционным Судом;

высокой юридической силой заключений Конституционного Суда, их влиянием на направления нормотворческой и правоприменительной деятельности в государстве, окончательности данных заключений.

Исходя из формулировки части второй статьи 116, наличие у судьи Конституционного Суда ученой степени является общим правилом, из которого допускаются исключения. Невозможно однозначно определить, сколько судей из 12-и должны обладать ученой степенью. Думается, что простого большинства здесь недостаточно: вряд ли может считаться правилом норма, действующая, например, менее чем в 60% случаев. Скорее, речь необходимо вести о квалифицированном большинстве. В нынешнем составе Конституционного Суда ученую степень имеют 8 судей, в том числе 2 – степень доктора юридических наук, 6 – степень кандидата юридических наук.

Из Конституции следует необходимость соответствия судей Конституционного Суда и другим требованиям. В силу статьи 39 они должны быть гражданами Беларуси; необходима, конечно, и дееспособность. На основании части второй статьи 111 законы предусматривают и дополнительные условия занятия должности судьи Конституционного Суда.




По первоначальной редакции Основного Закона, Парламент (Верховный Совет) избирал всех судей Конституционного Суда. Председатель Суда также избирался Парламентом, но предложение по кандидатуре на эту должность вносил Президент. Действующая редакция Основного Закона закрепляет иной подход к формированию Конституционного Суда: половина состава судей назначается Президентом, другая половина избирается верхней палатой Парламента (Советом Республики). Такой паритетный (равный) порядок формирования органа конституционного правосудия различными государственными институтами наиболее распространен в мире. Он обусловлен необходимостью обеспечения независимости Конституционного Суда, предотвращения одностороннего влияния на него. Конституционный Суд разрешает споры в том числе между высшими органами власти, поэтому вполне логично, что ни один из этих органов не формирует Конституционный Суд целиком. Названная особенность компетенции Конституционного Суда объясняет специфику порядка его формирования по сравнению с другими судебными органами. Верховный, Высший Хозяйственный суды тоже, безусловно, должны быть независимыми, но все их судьи назначаются Президентом, хотя и с согласия Совета Республики.

Некоторое преимущество в вопросе определения состава Конституционного Суда у Президента все же имеется. Председатель Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Председатель Конституционного Суда хотя и является его руководителем, но не обладает полномочиями единолично решать вопросы, отнесенные к компетенции данного органа Конституцией. Решения принимаются голосованием судей.

Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Очевидно, что это большой отрезок времени, он превышает сроки полномочий конституционных судов или других специализированных органов защиты конституции, например, в Италии, Испании, во Франции, в Болгарии, Греции, Португалии. Установленный белорусским Основным Законом срок полномочий применяется для члена Конституционного Суда, а не данного органа в целом. Это значит, что при досрочном выбытии одного из судей новый член избирается (назначается) на 11 лет, а не на срок, который оставался выбывшему члену. Предельный возраст нахождения в должности члена Конституционного Суда – 70 лет. Он заметно увеличен по сравнению с возрастом, определенным первоначальной редакцией Основного Закона, где составлял 60 лет. 70-летний возраст ограничивает пребывание в должности и членов Конституционного Суда Австрии. Установление максимального возраста пребывания в должности представляет собой уникальный случай для государственных органов Беларуси, чей статус отражен в Конституции. По отношению к замещению должностей в других органах есть ограничения минимального возраста: для Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Если судья Конституционного Суда достиг предельного возраста пребывания в должности, не проработав в Суде 11 лет, то его полномочия все равно прекращаются. Соответственно, в состав Конституционного Суда допускается включать лиц, которые в силу своего возраста юридически не смогут осуществлять свои полномочия в течение 11 лет. Срок полномочий членов рассматриваемого органа может оказаться меньшим и по другим причинам, связанным с досрочным выбытием из его состава (в том числе отставкой, смертью судьи; наступившим в период осуществления полномочий несоответствием условиям назначения (избрания) на должность судьи (утрата гражданства, признание недееспособным)). В отличие от конституций многих государств, белорусский Основной Закон не запрещает назначать (избирать) судей на новый срок. В действующем составе Конституционного Суда 4 судьи, которые входили и в прежний состав.

Порядок освобождения от должности Председателя и судей Конституционного Суда регламентирован не статьей 116, а пунктом 11 статьи 84. Решение принимается единолично Президентом в отношении всех членов Суда, в том числе избранных Советом Республики. Президент в данном случае действует не произвольно, так как освободить от должности члена Конституционного Суда можно лишь по основаниям, которые предусмотрены законом. Несмотря на это, установленный порядок единоличного освобождения Президентом всех судей Конституционного Суда представляется не вполне обоснованным.

Статус судей органа конституционного правосудия определяется также статьями 110, 111 и некоторыми другими. Как и судьи других судов, они независимы и подчиняются только закону (точнее, Конституции); не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Статья 36 запрещает им быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, а статья 92 – членами палат Парламента.

Правила пребывания посетителей и организации пропускного режима в здании Илишевского районного суда Республики Башкортостан

Правила пребывания посетителей и организации пропускного режима в здании Илишевского районного суда Республики Башкортостан

Приказом по Илишевскому районному суду Республики Башкортостан

Правила пребывания посетителей и
организации пропускного режима
в здании Илишевского районного суда Республики Башкортостан

1. Общие положения

1.2. Настоящие правила пребывания посетителей и организации пропускного режима в здании Илишевского районного суда Республики Башкортостан(далее — Правила) определяют нормы поведения граждан (посетителей) и порядок пропускного режима в здании и служебных помещениях районного суда РБ, предусматривают комплекс мер направленных на обеспечение установленного порядка деятельности суда в целях:

-эффективной деятельности суда;

-реализации конституционного права граждан на судебную защиту;

-поддержания общественного порядка внутри здания;

-обеспечения охраны, безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда, участников судебного процесса и других граждан при посещении ими здания (служебных помещений) суда;

-повышения информационной открытости;

-обеспечения установленного порядка в судебном заседании.

1.3. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

-посетитель - любое физическое лицо, временно находящееся в здании суда, для которого суд не является местом работы, имеющий документы, удостоверяющие личность и (или) представляющие право на пребывание в суде;

-пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, по осуществлению допуска посетителей в здание суда;

-установленный порядок в здании суда - совокупность требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок судебного разбирательства в судах, деятельность судей, работников аппарата и других работников суда, связанный с организационным обеспечением деятельности суда, правила поведения граждан в общественных местах;

-документы, удостоверяющие личность посетителя - паспорт гражданина, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме №2П, удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет, общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию, граждан России, постоянно проживающих за границей), паспорт моряка, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства, иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность.

2. Организация пропускного режима

При входе (выходе) документы предоставляются в развернутом виде сотруднику, обеспечивающему пропускной режим.

2.3. Присяжные заседатели допускаются в здание суда согласно списку присяжных заседателей, имеющемся на посту судебных приставов, на основании документов, удостоверяющих их личности.

Работники Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов и учреждений, органов юстиции, сотрудники Федеральной службы судебных приставов России, МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, МЧС Российской Федерации, органов прокуратуры, следственного комитета Российской Федерации, налоговой инспекции, таможенных органов, представители законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, адвокаты пропускаются в здание суда по служебному удостоверению.

2.4. По предъявлении служебного удостоверения и реестра (расписки, специального пакета) в здание суда пропускаются работники государственных организаций и учреждений, доставляющих почтовую корреспонденцию (в т.ч. секретную).

2.5. Свободный допуск в здание суда представителей средств массовой информации, где размещена информация о деятельности суда, а также их присутствие в открытых судебных заседаниях осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений. О посещении здания суда, присутствии представителей средств массовой информации в открытых судебных заседаниях информируется председатель суда и гражданский служащий суда, ответственный за взаимодействие со средствами массовой информации. Кино-, фото-съемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускается лишь с разрешения суда (судьи) (часть 7 статьи 10 ГПК РФ, часть 3 статьи 24,3 КоАП РФ, часть 5 статьи 241 УПК РФ). Представитель средства массовой информации, присутствующий в открытом судебном заседании, в целях получения соответствующего разрешения обязан поставить в известность суд (судью) о своем намерении произвести кино- и (или) фотосьемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио или сети Интернет.

2.6. Рабочие строительных подрядных организаций, иных организаций, выполняющие работы, оказывающие услуги в соответствии с заключенными государственными контрактами и (или) договорами, пропускаются в здание суда по паспортам на основании списков, представляемых администратором суда, судебным приставам по ОУПДС.

2.7. В здание суда вооруженными и (или) со специальными средствами допускаются судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечивающие его охрану, безопасность судей, присяжных заседателей, участников судебного процесса и посетителей или осуществляющих привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, сотрудники конвойных подразделений, правоохранительных и специальных служб, осуществляющие обязанности по охране, конвоированию и доставлению лиц, содержащихся под стражей, привлекаемых к административной ответственности, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, доставлению вещественных доказательств и уголовных дел, сотрудники государственной фельдъегерской службы при исполнении ими служебных обязанностей, а также сотрудники государственной охраны лиц, являющихся объектами государственной охраны, при исполнении ими своих должностных обязанностей.

2.8. Нахождение посетителей в здании суда после окончания рабочего времени допустимо только с разрешения председателя суда, судей или администратора суда и контролируется судебными приставами по ОУПДС.

3. Порядок пропуска на период чрезвычайных (аварийных) ситуаций

и их ликвидации

3.1. При возникновении чрезвычайных ситуаций допуск посетителей в здание суда прекращается. Лица, находящиеся в данный момент в суде, действуют в соответствии с указаниями судей, администратора суда, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС.

3.2. Работники (сотрудники), обеспечивающие безопасность суда, для ликвидации возникшей чрезвычайной (аварийной) ситуации: вызывают соответствующую службу; докладывают о случившемся председателю суда и администратору суда, в соответствии с их указаниями принимают меры по эвакуации и обеспечению безопасности находящихся в помещениях людей; по прибытии сотрудников соответствующей службы обеспечивают их допуск в здание (помещение) суда.

3.3. В случае чрезвычайной ситуации, для ликвидации пожара, аварии (повреждения) электросети, канализации, водопровода или отопительной системы, а также необходимости оказания медицинской помощи медицинские работники, специалисты, сотрудники полиции, органов МЧС и рабочие аварийно-ремонтных служб пропускаются по служебному удостоверению с регистрацией номера дежурного расчета (бригады) в соответствующие помещения в нерабочее время в сопровождении администратора суда или работника аппарата суда, в рабочее время - в сопровождении дежурных судебных приставов по ОУПДС, о чем незамедлительно докладывается председателю суда.

3.4. Судьи и работники аппарата суда подлежат эвакуации в соответствии с Планом действий в чрезвычайных ситуациях.

3.5. После ликвидации чрезвычайной (аварийной) ситуации возобновляется обычная процедура пропуска в здание (помещение) суда.

4. Права и обязанности посетителей суда

4.1. Посетители суда имеют право:

-осуществлять проход в здание суда и залы судебных заседаний в рабочее время;

-находиться в суде в течение рабочего времени, продолжительность которого устанавливается правилами внутреннего распорядка суда;

-находиться в зале судебных заседаний при рассмотрении судебного дела, если судебное заседание не является закрытым. Посетители, не являющиеся лицами, участвующими в деле, вправе находиться в зале судебных заседаний при наличии свободных мест;

-знакомиться с образцами судебных документов, и получать информацию о дате и времени рассмотрения судебных дел, находящихся в производстве суда;

-посещать приемную суда для подачи в суд заявлений, жалоб и иных документов, получения процессуальных документов и информации о результатах рассмотрения обращений, ознакомления с материалами дела;

-записываться на прием к председателю суда, лицу, его замещающему, заместителям председателя суда в дни и часы приёма, установленные приказом председателя суда, по вопросам не процессуального характера и находиться на личном приеме в дни и часы, согласованные по предварительной записи.

-посетители суда имеют иные права, предусмотренные действующим законодательством.

4.2. Посетители суда обязаны:

-при входе в здание суда сообщать судебному приставу по ОУПДС о цели своего пребывания; предъявлять судебному приставу по ОУПДС документ, удостоверяющий личность, в развернутом виде, судебное извещение при его наличии;

-проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для визуального осмотра ручную кладь (сумки, портфели, папки и т.п.);

-регистрироваться на посту пропуска посетителей в здание суда;

-соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах;

-сообщать секретарю судебного заседания о своей явке;

-посетители суда, не являющиеся лицами, участвующими в деле, и желающие присутствовать в судебном заседании, при условии, что судебное заседание не является закрытым, обязаны предварительно сообщать об этом секретарю судебного заседания;

-до приглашения в зал судебного заседания для участия в судебном процессе находиться в месте, указанном судьей, секретарем судебного заседания, работником аппарата суда либо судебным приставом по ОУПДС;

-перед входом в зал судебных заседаний закрывать объективы устройств, обладающих функцией видео-фотосъемки, и без разрешения суда не открывать объективы данных устройств и не использовать их в данных целях, выключать либо переводить в бесшумный режим мобильные телефоны и иные средства связи;

-не вмешиваться в действия судьи и других участников процесса, сохранять тишину, не мешать проведению судебного разбирательства, в том числе, вопросами, репликами, в нарушение установленной процессуальным законодательством и председательствующим по делу очередности выступлений, не допускать нарушений общественного порядка;

-выполнять требования и распоряжения председателя суда, судей, администратора суда, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС в суде, залах судебных заседаний, не допуская проявлений неуважительного отношения к ним и посетителям суда;

-не препятствовать надлежащему исполнению судьями, работниками аппарата суда и судебными приставами по ОУПДС их служебных обязанностей;

-соблюдать очередность на приеме граждан в приемной суда;

-бережно относиться к имуществу суда, соблюдать чистоту, тишину и порядок в здании (помещениях) суда;

-в случае возникновения чрезвычайных ситуаций строго следовать указаниям судебных приставов по ОУПДС; выполнять требования судебного пристава по ОУПДС об освобождении здания суда после окончания рабочего дня, а также в экстремальных ситуациях, в случае отсутствия оснований для дальнейшего нахождения в здании суда (разрешение председателя суда, судей или администратора; участие в неокончившемся судебном заседании).

-посетители имеют также иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

5. Меры безопасности в суде

5.1. В целях предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, работников аппарата суда и посетителей в здании и служебных помещениях суда посетителям запрещается:

-проносить в здание (помещение) суда предметы, перечисленные в Приложении №1 к настоящим Правилам, а также предметы и средства, наличие которых у посетителя либо их применение (использование) может представлять угрозу для безопасности окружающих;

-находиться в служебных помещениях суда без разрешения судей, работников аппарата суда и судебных приставов по ОУПДС;

-во время судебного заседания производить видеозапись и фотосъемку без разрешения председательствующего судьи;

-производить кино-, фотосъемку во всех помещениях суда без разрешения председателя суда;

-проникать и находиться в непосредственной близости с помещениями суда, предназначенными для лиц, содержащихся под стражей;

-выносить из здания или служебных помещений суда, а также портить или уничтожать документы, полученные для ознакомления, а также имущество суда;

-изымать образцы судебных документов с информационных стендов суда либо размещать на них объявления личного и рекламного характера;

-оставлять без присмотра личные вещи и документы,

-проходить в здание и служебные помещения суда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с агрессивным поведением, в состоянии, не отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, в одежде, не отвечающей общепринятым требованиям для посещения общественных мест и учреждений, малолетним детям без сопровождения взрослых, посетителям с животными.

5.2. При обеспечении доступа посетителей в здание суда используется комплекс технических средств охраны и обнаружения предметов, запрещенных к проносу в здание суда, в том числе: стационарные и ручные металлодетекторы; турникеты. Для контроля и санкционирования доступа людей, транспорта и других объектов в здание и на территорию суда в составе комплекса могут быть предусмотрены дополнительные системы контроля и наблюдения.

5.3. В целях исключения проноса в здание суда взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих и наркотических веществ, огнестрельного и холодного оружия и иных предметов, использование которых может представлять опасность для людей, находящихся в помещении суда, а также каких-либо технических устройств, могущих нарушить работу компьютерной сети суда, посетители, прибывшие в здание суда, проходят контроль на наличие у них указанных веществ и предметов посредством прохождения через стационарный металлодетектор, а принесенные с собой вещи предъявляют на визуальный осмотр.

5.4. В случае отказа посетителем пройти контроль, работник (сотрудник), обеспечивающий пропускной режим, докладывает об этом администратору суда или другому работнику суда, ответственному за организацию пропускного режима, который принимает решение о возможном допуске данного посетителя в здание суда.

6. Ответственность посетителей суда

6.1. В случае нарушения посетителями установленных в суде правил председатель суда, лицо, его замещающее, судья, администратор суда, работники аппарата суда, судебные приставы по ОУПДС вправе делать им соответствующие замечания и применять иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством.

6.2. Воспрепятствование осуществлению правосудия, неуважение к суду, нарушение общественного порядка в здании или служебных помещениях суда, неисполнение законных распоряжений судей, работников аппарата суда, обеспечивающих установленный порядок в залах судебных заседаний, и судебных приставов по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, и иных противоправных действий влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6.3. В случаях выявления фактов нарушения общественного порядка посетителями в здании и на прилегающей территории суда они могут быть удалены, задержаны и переданы судебными приставами по ОУПДС в органы внутренних дел с составлением акта о правонарушении.

6.4. В случае неисполнения законного распоряжения судьи или судебного пристава по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, нарушитель привлекается к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6.5. В случае совершения посетителями судов деяний, влекущих уголовную ответственность, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности в установленном порядке.

6.6. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества суда и находящихся в нем материально-технических ценностей виновные лица могут быть привлечены к административной либо уголовной ответственности с последующим возмещением причиненного имущественного ущерба.

к Правилам пребывания посетителей и организации пропускного режима в здании Илишевского районного суда Республики Башкортостан

Перечень* предметов, запрещенных к вносу в здание суда

1. Огнестрельное оружие и боеприпасы.

2. Пневматические, травматические винтовки и пистолеты.

3. Ружья для подводной охоты, арбалеты.

4. Имитаторы и муляжи оружия и боеприпасов, электрошоковые устройства.

5. Газовое оружие и оружие самообороны.

6. Газовые баллончики и аэрозольные распылители.

7. Холодное оружие, ножи, топоры, ледорубы, другие бытовые предметы, обладающие колюще-режущими свойствами.

8. Взрывчатые вещества, взрывные устройства.

9. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества.

10. Радиоактивные материалы.

11. Ядовитые, отравляющие, едкие и коррозирующие вещества.

12. Окислители - перекиси органические, отбеливатели.

13. Наркотические и психотропные вещества.

14. Алкогольные напитки.

15. Объемные предметы.

16. Другие предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот в Российской Федерации.

17. Иные предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для
безопасности окружающих.

*Примечание: перечень не является исчерпывающим; дополнения или исключения из данного перечня производятся по решению председателя суда.

глубиной конституционных норм, их общим характером, отражением в них научных знаний о сущности, закономерностях и иных важных аспектах государственно-правовых феноменов;

сложностью вопросов, рассматриваемых Конституционным Судом;

высокой юридической силой заключений Конституционного Суда, их влиянием на направления нормотворческой и правоприменительной деятельности в государстве, окончательности данных заключений.

Исходя из формулировки части второй статьи 116, наличие у судьи Конституционного Суда ученой степени является общим правилом, из которого допускаются исключения. Невозможно однозначно определить, сколько судей из 12-и должны обладать ученой степенью. Думается, что простого большинства здесь недостаточно: вряд ли может считаться правилом норма, действующая, например, менее чем в 60% случаев. Скорее, речь необходимо вести о квалифицированном большинстве. В нынешнем составе Конституционного Суда ученую степень имеют 8 судей, в том числе 2 – степень доктора юридических наук, 6 – степень кандидата юридических наук.

Из Конституции следует необходимость соответствия судей Конституционного Суда и другим требованиям. В силу статьи 39 они должны быть гражданами Беларуси; необходима, конечно, и дееспособность. На основании части второй статьи 111 законы предусматривают и дополнительные условия занятия должности судьи Конституционного Суда.




По первоначальной редакции Основного Закона, Парламент (Верховный Совет) избирал всех судей Конституционного Суда. Председатель Суда также избирался Парламентом, но предложение по кандидатуре на эту должность вносил Президент. Действующая редакция Основного Закона закрепляет иной подход к формированию Конституционного Суда: половина состава судей назначается Президентом, другая половина избирается верхней палатой Парламента (Советом Республики). Такой паритетный (равный) порядок формирования органа конституционного правосудия различными государственными институтами наиболее распространен в мире. Он обусловлен необходимостью обеспечения независимости Конституционного Суда, предотвращения одностороннего влияния на него. Конституционный Суд разрешает споры в том числе между высшими органами власти, поэтому вполне логично, что ни один из этих органов не формирует Конституционный Суд целиком. Названная особенность компетенции Конституционного Суда объясняет специфику порядка его формирования по сравнению с другими судебными органами. Верховный, Высший Хозяйственный суды тоже, безусловно, должны быть независимыми, но все их судьи назначаются Президентом, хотя и с согласия Совета Республики.

Некоторое преимущество в вопросе определения состава Конституционного Суда у Президента все же имеется. Председатель Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Председатель Конституционного Суда хотя и является его руководителем, но не обладает полномочиями единолично решать вопросы, отнесенные к компетенции данного органа Конституцией. Решения принимаются голосованием судей.

Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Очевидно, что это большой отрезок времени, он превышает сроки полномочий конституционных судов или других специализированных органов защиты конституции, например, в Италии, Испании, во Франции, в Болгарии, Греции, Португалии. Установленный белорусским Основным Законом срок полномочий применяется для члена Конституционного Суда, а не данного органа в целом. Это значит, что при досрочном выбытии одного из судей новый член избирается (назначается) на 11 лет, а не на срок, который оставался выбывшему члену. Предельный возраст нахождения в должности члена Конституционного Суда – 70 лет. Он заметно увеличен по сравнению с возрастом, определенным первоначальной редакцией Основного Закона, где составлял 60 лет. 70-летний возраст ограничивает пребывание в должности и членов Конституционного Суда Австрии. Установление максимального возраста пребывания в должности представляет собой уникальный случай для государственных органов Беларуси, чей статус отражен в Конституции. По отношению к замещению должностей в других органах есть ограничения минимального возраста: для Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Если судья Конституционного Суда достиг предельного возраста пребывания в должности, не проработав в Суде 11 лет, то его полномочия все равно прекращаются. Соответственно, в состав Конституционного Суда допускается включать лиц, которые в силу своего возраста юридически не смогут осуществлять свои полномочия в течение 11 лет. Срок полномочий членов рассматриваемого органа может оказаться меньшим и по другим причинам, связанным с досрочным выбытием из его состава (в том числе отставкой, смертью судьи; наступившим в период осуществления полномочий несоответствием условиям назначения (избрания) на должность судьи (утрата гражданства, признание недееспособным)). В отличие от конституций многих государств, белорусский Основной Закон не запрещает назначать (избирать) судей на новый срок. В действующем составе Конституционного Суда 4 судьи, которые входили и в прежний состав.

Порядок освобождения от должности Председателя и судей Конституционного Суда регламентирован не статьей 116, а пунктом 11 статьи 84. Решение принимается единолично Президентом в отношении всех членов Суда, в том числе избранных Советом Республики. Президент в данном случае действует не произвольно, так как освободить от должности члена Конституционного Суда можно лишь по основаниям, которые предусмотрены законом. Несмотря на это, установленный порядок единоличного освобождения Президентом всех судей Конституционного Суда представляется не вполне обоснованным.

Статус судей органа конституционного правосудия определяется также статьями 110, 111 и некоторыми другими. Как и судьи других судов, они независимы и подчиняются только закону (точнее, Конституции); не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Статья 36 запрещает им быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, а статья 92 – членами палат Парламента.

Читайте также: