Консистория это суд который

Обновлено: 18.05.2024

Наиболее характерным и спорным аспектом кальвиновской системы церковного управления является консистория. Это учреждение было основано в 1542 г. и состояло из двенадцати старейшинмирян и всех членов Досточтимой Компании Пасторов (девять человек в 1542 г., девятнадцать человек в 1564 г.) Этот орган должен был собираться еженедельно по четвергам с целью поддержания церковной дисциплины. Происхождение этого учреждения неясно; представляется, что существовавшие матримониальные суды, такие, как цюрихский Ehegericht, могли служить образцом, а его прототип был фактически учрежден в Женеве во время изгнания Кальвина в Страсбург. Существенным является то, что одной из первых сфер деятельности консистории были супружеские проблемы, разрешение которых считались не только юридической, но и пасторской обязанностью. Это может отражать роль уже существовавших матримониальных судов (которые по характеру были, в основном, мирскими).

Вопросы церковной дисциплины, как правило, разрешались властями реформационных швейцарских городов. Если можно говорить о некоей общей модели, образовавшейся к 1530-м годам, то предметом разговора станет цвинглианская модель подчинения церковной дисциплины светским магистратам. При преемнике Цвингли Генрихе Буллингере город Цюрих рассматривал отлучение как гражданское дело, находящееся в компетенции магистрата, а не духовенства. В Базеле также имелись серьезные ограничения в полномочиях чисто церковных трибуналов на отлучение граждан от Церкви. Если Берн и является, в некотором смысле, исключением из этого правила, то только потому, что в нем члены Церкви не отлучались от нее.

Тем не менее, идея о сугубо церковном суде вновь обрела поддержку в 1530-е годы. Хотя 19 октября 1530 г. Мартин Букер писал Цвингли о своем неприятии идеи такого суда, похоже, он вскоре изменил свое мнение. Не исключено, что это отражает его отчуждение от Цвингли, который в письме от 12 февраля 1531 г. обвинил Букера в предательстве евангелической истины в интересах политической целесообразности. В 1531 г. Букер уже поддерживал идею об учреждении в городе Ульм церковного суда, состоящего из мирян и пасторов, для рассмотрения вопросов церковной был фактически учрежден в Женеве во время изгнания Кальвина в Страсбург. Существенным является то, что одной из первых сфер деятельности консистории были супружеские проблемы, разрешение которых считались не только юридической, но и пасторской обязанностью. Это может отражать роль уже существовавших матримониальных судов (которые по характеру были, в основном, мирскими).

Вопросы церковной дисциплины, как правило, разрешались властями реформационных швейцарских городов. Если можно говорить о некоей общей модели, образовавшейся к 1530-м годам, то предметом разговора станет цвинглианская модель подчинения церковной дисциплины светским магистратам. При преемнике Цвингли Генрихе Буллингере город Цюрих рассматривал отлучение как гражданское дело, находящееся в компетенции магистрата, а не духовенства. В Базеле также имелись серьезные ограничения в полномочиях чисто церковных трибуналов на отлучение граждан от Церкви. Если Берн и является, в некотором смысле, исключением из этого правила, то только потому, что в нем члены Церкви не отлучались от нее.

Хотя Кальвин осознавал преимущества, которые давали симпатии монархов (особый интерес у него вызывал французский двор), кальвинизм вынужден был развиваться во враждебных условиях (таких, какие сложились во Франции в 1550-е годы), в которых и монарх, и существующие церковные учреждения находились к нему в оппозиции. В таких условиях само существование кальвинистских групп зависело от сильной, хорошо дисциплинированной Церкви, способной противостоять враждебному окружению. Более усложненные кальвинистские церковные структуры оказались в состоянии противостоять более сложным ситуациям, чем их лютеранские эквиваленты, что давало кальвинизму жизненные силы для развития на почве, которая, на первый взгляд, могла показаться совершенно бесперспективной.

Глава XXXIX О чудесной речи, которую Святой Антоний Падуанский, брат-минорит, произнес в Консистории

Глава XXXIX О чудесной речи, которую Святой Антоний Падуанский, брат-минорит, произнес в Консистории Дивный сосуд Духа Святого, Святой Антоний Падуанский, один из учеников и спутников Святого Франциска, позже назначившего Святого Антония Викарием, однажды проповедовал

2. Жан Кальвин

2. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509–1564) считал, что человеческая природа сильно изменилась после грехопадения, так что люди могут быть хорошими гражданами, но они не способны творить нравственное добро. То есть люди могут творить добро, определенное и предписанное другими

2. Жан Кальвин

2. Жан Кальвин Жан Кальвин принял основные положения реформации Лютера, в частности, касающиеся оправдания по вере, но учил более тесной связи между оправданием и освящением, говоря, что и то, и другое дается верующим одновременно, благодаря их воссоединению с Христом

2. Кальвин и Церковь

2. Кальвин и Церковь В двадцатые годы шестнадцатого века Лютер, Меланхтон и другие реформаторы разделяли веру в то, что воссоединение с реформированной католической Церковью — это преимущественно вопрос времени. В сороковых и пятидесятых годах шестнадцатого века, когда

Кальвин о таинствах

Кальвин о таинствах Для Кальвина, как и для всех остальных магистерских реформаторов, таинства были основополагающими: без них не могла существовать Христианская Церковь. «Если мы находим Слово Божие, проповедуемое и воспринимаемое в чистоте, и таинства, совершаемые в

Кальвин о Церкви

Кальвин о роли Церкви

Кальвин о роли Церкви Зачем нужна Церковь вообще? Точно так, как Бог искупил людей в рамках исторического процесса через воплощение, Он в этом же процессе освящает их, основав для этой цели особую организацию. Бог использует определенные земные средства, чтобы достичь

Кальвин о магистрате и священстве

Кальвин о магистрате и священстве Идеи Букера были развиты Иоанном Кальвином после его возвращения в Женеву в сентябре 1541 г. Правители Женевы, освободившись в 1536 г. от внешней власти, оказались без какой — либо последовательной системы церковного управления. Все

Кальвин

Кальвин Воззрения Кальвина представляются как движение маятника в сторону более александрийского подхода к Ветхому Завету, но не в смысле аллегорической экзегезы (которую Кальвин отрицал так же, как и Лютер), а в понимании единства и преемственности заветов. Кальвин

КАЛЬВИН

КАЛЬВИН (Calvin) Иоганн, К о в е н Ж а н (1509–64), один из деятелей Реформации, переводчик и толкователь Библии. Род. во Франции в зажиточной семье. Первоначально готовился стать католич. священником,изучал богословие и право, но наблюдения над упадком церк. жизни и знакомство с

Письмо к директору Канцелярии синодального Обер-прокурора К. С. Сербиновичу от 18 февр. 1858 [1303 ] (Об отчетности Кавказской Консистории)

Письмо к директору Канцелярии синодального Обер-прокурора К. С. Сербиновичу от 18 февр. 1858 [1303] (Об отчетности Кавказской Консистории) Милостивейший Государь, Константин Степанович! Получив сегодня от Его Сиятельства Графа Александра Петровича Толстого три экземпляра

Письмо к Епископу Тульскому Алексию от 12 ноября 1858, № 60 [1312 ] (О рекомендации помощника секретаря Консистории, Митрополите Исидоре и др.)

Письмо к Епископу Тульскому Алексию от 12 ноября 1858, № 60 [1312] (О рекомендации помощника секретаря Консистории, Митрополите Исидоре и др.) Ваше Преосвященство, милостивейший Архипастырь, отец и брат! Не знаю, как и благодарить Вас за любовь, оказываемую Вами мне

Тем не менее, важно было сохранить контроль за лицами духовного звания, что эффективнее можно было сделать через суд. Наконец, еще одной причиной сохранения церковного суда стало то обстоятельство, что светские власти не решались взять на себя ответственность за рассмотрение спорных вопросов в области веры.

В результате между правительством и Синодом был достигнут компромисс. Российское законодательство сохранило те основные начала, на которых изначально строился духовный суд: письменность производства, розыскной процесс, отсутствие гласности. Но одновременно усилилась тенденция по сокращению компетенции церковного суда. Часть дел были отнесены к юрисдикции светского суда. Были унифицированы правила проведения следствия в отношении мирян и духовных лиц. В судебных уставах появились нормы, регламентировавшие взаимодействие между гражданскими и духовными судами. Но заметим сразу: несмотря на все эти законодательные новеллы, на практике прослеживалась конкуренция церковных и светских законов, вследствие чего по многим делам возникали коллизии, связанные с подведомственностью и подсудностью дел.

Явно требовалось модернизировать духовный суд, привести его устройство и деятельность в соответствие с современными требованиями, как это было сделано с военными судами. Однако, несмотря на неоднократные обещания Синода и работу комиссий, он сохранился практически без изменений до 1917 г. и принадлежал к числу специальных судов, занимая особое место в системе уголовных, гражданских и семейных правоотношений. В силу этого юрисдикция церковного суда распространялась на духовных и светских лиц. По сути, этот суд выступал и как сословный, когда рассматривал дела в отношении священнослужителей, и как специальный, разрешая особые категории дел, связанные с нарушениями правил и уставов церкви и брачными делами светских лиц.

Согласно закону — Уставу духовных консисторий — основным звеном выступал епархиальный суд в виде духовного суда Консистории. Он состоял из нескольких судей, которых называли присутствующими или членами Консистории. Их утверждал Синод по представлению епархиального архиерея. Эти духовные лица образовывали судебное присутствие духовной Консистории. Их количественный состав зависел от размеров епархии, численности православного населения и духовенства. С 1869 г. численность судебного присутствия провинциальных духовных консисторий составляла четыре человека В Москве и Петербурге действовало несколько присутствий.

Компетенция духовного суда Консистории в отношении мирян включала дела о проступках, за которые виновные подвергались церковным наказаниям, например, лишению приобщения Святых тайн, общения с церковью и др.; о преступлениях против веры и церковных правил, влекших за собой наказания, применяемые церковным судом; о признании брака недействительным в связи с несоблюдением условий его заключения; о расторжении браков в случае прелюбодеяния одного из супругов, лишения его правоспособности, безвестного отсутствия.

Лица духовного звания находились под юрисдикцией духовного суда по делам о нарушении ими своих обязанностей, установленных церковными правилами; о проступках, за которые устанавливалась ответственность по усмотрению духовного суда; о спорах между лицами духовного звания относительно церковной собственности и исках к духовным лицам о вознаграждении за личные оскорбления.

Порядок производства дел зависел от категории дела. Одни из них, например имущественные споры, рассматривались в рамках процесса, близкого по своей сути к состязательному. Производство по другим (проступкам и преступлениям) осуществлялось на принципах розыскного процесса.

Второй инстанцией церковного суда являлся Синод. Он же выступал в качестве первой и единственной инстанции при осуществлении суда над епископами.

Подведем некоторые итоги. Одним из результатов судебной реформы 1864 г. стало создание принципиально новой, упорядоченной судебной системы, построенной на современных принципах. При этом она сохранила деление системы на общие и специальные судебные учреждения.

Наличие разных подсистем судов указывает на существование юридического плюрализма в стране. Б.Н. Миронов под ним понимает одновременное действие в пределах одного государства двух систем права — обычного и официального, каждой из которых соответствовала определенная система институтов.

Конечно, присутствие сословно-специализированных судов в России объясняется совокупностью причин. Среди них и наличие пережитков традиционного общества, и необходимость учета местных обычаев, огромное влияние церкви, сохранение практики неразделенности административных и судебных функций и др. Нельзя отрицать эффективность специализированных судов. Но при этом они тормозили создание монолитного судебного механизма, способного единообразно разрешать тот или иной правовой спор.

Читайте также: