Кому принадлежит право помилования граждан осужденных судами рб

Обновлено: 16.05.2024

Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

I. Общие положения

1. Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

2. В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

II. Порядок представления ходатайств о помиловании

3. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, - администрацией следственного изолятора (далее - администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

5. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

в) справка о состоянии здоровья осужденного;

г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

6. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется - комиссия) по месту жительства заявителя.

7. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

8. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

10. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

11. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

14. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

15. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

16. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Право миловать, то есть отменять или смягчать наказание, назначенное судом, принадлежит в нашей стране только Президенту Российской Федерации (статья 85 УК РФ). Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Ходатайство должно быть коротким 1-3 стр. и содержать четкую просьбу о помиловании. В ходатайстве не стоит поднимать вопрос о справедливости или суровости наказания.


Примерная схема написания ходатайства о помиловании

Президенту Российской Федерации

от ФИО, год рождения,

откуда оно подается (ФКУ ИК № )

Ходатайство о помиловании


3. В начале ходатайства следует сказать, каким судом, по каким статьям УК, на какой срок Вы осуждены, изложить суть обвинения по приговору, указать даты начала и конца назначенного Вам срока наказания, упомянуть какую часть его Вы уже отбыли.

4. Далее следует изложить мотивы и основания, делающие Вашу просьбу обоснованной. Такими основаниями могут быть:

1) первая судимость;

2) совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте;

3) другие обстоятельства, смягчающие Вашу вину;

4) состояние Вашего здоровья;

5) тяжелое состояние родителей и родственников (болезнь, материальное положение, необходимость ухода за родственниками и детьми);

6) иные основания (например, стихийное бедствие в месте проживания и т.п.).
Желательно привести некоторые подробности. Например, указать, где проживает жена, если больны дети, то указать чем и с какого времени они больны и т.п.

5. Шансы на помилование возрастают в том случае, когда есть уверенность, что после освобождения помилованный будет жить нормальной жизнью. Поэтому необходимо сказать о своем отношении к совершенному преступлению (например, о раскаянии) и о возможных конкретных шагах к тому, чтобы загладить свою вину (примирении с потерпевшим, возмещении ему ущерба, погашении иска и т.п.); о своей жизни в местах лишения свободы (работа, поощрения, учеба, приобретенные специальности и т.д.); где и кем вы собираетесь работать после освобождения (специальность, квалификация, готовность того или иного предприятия, организации принять Вас на работу); где Вы будете жить (наличие собственного хозяйства, квартиры, участка, дома); о наличии семьи, родственников, друзей, готовых оказать помощь и поддержку.

6. Не забудьте в конце ходатайства поставить свою подпись и дату.
7. Если Вы прикладываете какие-либо документы, перечислите их. Желательно приложить к заявлению копию приговора и апелляционное определение.

Ходатайство о помиловании подается через отдел специального учета исправительного учреждения, а осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы, через уголовно-исполнительную инспекцию. Вам помогут подготовить все необходимые документы, заполнить анкету, помогут с копиями судебных решений, оформят справку о поощрениях и взысканиях, приобщат характеристику. Конечно, положительная характеристика от администрации, дополнительный шанс получить положительный ответ. Но бывали случаи, когда решение о помиловании принималось и при отрицательной характеристике от администрации.

О Б Р А З Е Ц 1

Президенту Российской Федерации

Путину В.В.
от Сидорова Ивана Кузьмича, 1960 г.р.,
отбывающего наказание в ФКУ ИК-3

УФСИН России по Амурской области


Ходатайство о помиловании

Я, Сидоров Иван Кузьмич, осужден 26.08. 2011 Белогорским районным судом Амурской области за нанесение тяжких телесных повреждений по ст. 111 ч. 2 УК РФ к 4 годам лишения свободы в ИК общего режима. Начало срока 21.03.2011. К настоящему времени отбыл 1 год 4 месяца.

Прошу помиловать меня и освободить от дальнейшего отбывания наказания по следующим основаниям:


1. Я впервые судим, положительно характеризуюсь по месту прежнего жительства и работы, а также администрацией учреждения. Я глубоко раскаиваюсь в содеянном преступлении.
2. Преступление мое отчасти было вызвано неправомерными действиями потерпевшего, который, будучи, как и я, в нетрезвом состоянии, оскорбил мою невесту. На суде потерпевший просил суд о назначении мне не слишком строгого наказания.
3. В настоящее время моя мать, Сидорова И.Т., 70-ти лет, после перенесенного инфаркта стала инвалидом I группы, нуждается в уходе. Документы о состоянии ее здоровья могут быть запрошены в городской больнице г. Белогорска.
4. Во время отбывания наказания я заболел туберкулезом, мне необходима квалифицированная медицинская помощь, т.к. я нуждаюсь в операции на левом легком. В течении 3 месяцев я находился на обследовании и лечении в туберкулезной больнице, где мне предложили операцию, после которой я стану инвалидом 2 группы. В связи с плохим состоянием здоровья, тяжелым стечением обстоятельств, дальнейшее отбывание наказания является для меня очень мучительным.
5. Я полностью возместил ущерб по делу, оплатил все расходы, связанные с оказанием медицинской помощи потерпевшему и его временной нетрудоспособностью.
6. Я твердо встал на путь исправления, выполняю норму выработки, неоднократно поощрялся за хорошую работу.
7. В период отбывания наказания я женился, в конце этого года моя жена ожидает ребенка. Жена имеет собственный дом и приусадебный участок.

8 августа 2012 г. Подпись: Сидоров

1. Копия приговора;
2. Копия определения апелляционной инстанции,
3. Характеристика с прежнего места работы,
4. Справка о состоянии здоровья Сидоровой А.А.,
5. Справка о состоянии здоровья Сидоровой И.Т.,

Президенту Российской Федерации Путину В.В.
от Крылова Сергея Петровича, 1995 г.р.,
отбывающего наказание в ФКУ ИК-8
УФСИН России по Амурской области


Ходатайство о помиловании

Прошу помиловать меня и освободить от дальнейшего отбывания наказания по следующим основаниям:

1. Я впервые судим, преступление совершил в несовершеннолетнем возрасте, положительно характеризуюсь администрацией учреждения.
2. В настоящее время моя мать, Крылова В.В., перенесла тяжелую операцию на сердце, нуждается в уходе. Документы о состоянии ее

Прошу поверить мне и освободить от наказания, связанного с лишением свободы, или назначить условное наказание.

29 декабря 2014 г. Подпись: Крылов


Уголовное законодательство закрепляет многочисленные способы улучшения положения осужденных, причем, как показывает практика, их список не исчерпывается УДО, заменой наказания, условным осуждением и т.п. Помимо них, существует еще один институт — помилование. Конституционный суд РФ рассматривает помилование как акт милосердия, в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминированное ему деяние, и установленные приговором суда по конкретному делу (Определение Конституционного Суда РФ от 11.01.2002 N 60-О). Кроме того, помилование является особым видом правоприменительного решения, которое осуществляется вне рамок правосудия. Помилование относится к исключительной прерогативе Президента РФ и не требует для своего осуществления какой-либо судебной процедуры или подтверждения судом (Решение Верховного Суда РФ от 22.09.2020 N АКПИ20-561).

Право на помилование имеют все лица, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость. Помилование возможно в отношении всех видов наказания, в том числе в случае осуждения лица условно (ст.73 УК РФ), либо предоставления отсрочки отбывания наказания (ст.82 УК РФ). В РФ помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ или на условиях взаимности;

в) в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно, в течение оставшейся неотбытой части наказания;

г) в отношении лиц, условно осужденных, а также лиц, которым суды РФ отсрочили отбывание наказания;

д) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость.

В порядке помилования могут быть приняты следующие решения:

  • об освобождении от дальнейшего отбывания наказания;
  • о сокращении наказания;
  • о замене наказания на более мягкое;
  • о снятии судимости.

Так как помилование является именно актом милосердия, при принятии такого решения учитываются принципы гуманизма и справедливости и возможность лица добиваться улучшения своей участи любыми законными средствами. Однако, помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием и которые снова совершили преступление;

д) к которым ранее применялись акты об амнистии и (или) акты помилования.

Данное правило не является абсолютным, и даже в отношении таких лиц может быть осуществлено помилование, хотя вероятность этого значительно ниже по сравнению с другими случаями.

При рассмотрении ходатайства о помиловании также принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта об амнистии, акта помилования или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст, возможность ресоциализации;

з) обращения о помиловании, поступившие от родственников, адвокатов осужденных, представителей общественных организаций, а также от иных лиц;

и) мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования;

к) другие существенные для рассмотрения ходатайства о помиловании обстоятельства.


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
    • по уголовным делам
    • вопросы уголовно-процессуального права
    • вопросы применения КоАП, ПИКоАП
    • по делам интеллектуальной собственности
    • по экономическим делам
    • о внесении изменений и дополнений, признании утратившими силу

    Электронное судопроизводство по экономическим делам


    Банк данных судебных постановлений

    Образцы документов для обращения в суд

    Актуально

    О практике применения судами законодательства, регулирующего оказание международной правовой помощи по уголовным делам

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    24 сентября 2015 г. № 10

    Обсудив результаты изучения и обобщения судебной практики, в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, регулирующего оказание международной правовой помощи по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

    1. Обратить внимание судов, что правильное применение законодательства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь, регулирующего оказание международной правовой помощи по уголовным делам, является гарантией защиты прав и свобод личности, обеспечивает неотвратимость уголовной ответственности, способствует повышению авторитета и престижа государства, укреплению и развитию международного сотрудничества.

    При разрешении вопросов, связанных с оказанием международной правовой помощи на основании международных договоров Республики Беларусь, судам надлежит проверять, является ли иностранное государство, компетентный орган которого обратился с просьбой об оказании правовой помощи, участником соответствующего международного договора Республики Беларусь, дату вступления в силу договора для этого иностранного государства, наличие оговорок Республики Беларусь или иностранного государства к международному договору.

    Установленный разделом XV Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) порядок применяется при оказании международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности, а также при оказании такой помощи в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, если в них не определен иной порядок (часть 5 статьи 1 УПК).

    3. Судам необходимо обеспечивать неукоснительное и своевременное исполнение просьбы (поручения) органа иностранного государства о вручении процессуальных и иных документов по уголовным делам (далее – просьба о вручении документов).

    Исполнение просьбы о вручении документов осуществляется судом в порядке, установленном статьями 497 и 498 УПК, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

    4. Судам следует иметь в виду, что процессуальные и иные документы по уголовным делам вручаются судьей лицу, указанному в просьбе о вручении документов, о чем в обязательном порядке составляется протокол.

    Процессуальные и иные документы по уголовным делам, составленные на иностранном языке и не сопровождающиеся письменным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь, вручаются получателю лишь с его согласия. В случае отказа лица принять такие документы составляется протокол с указанием причины неисполнения просьбы о вручении документов (часть 3 статьи 498 УПК).

    В протоколе должны быть указаны место, дата и способ вручения процессуальных и иных документов, должность, фамилия, имя и отчество лица, их вручившего, а также фамилия, имя и отчество лица, получившего документы либо отказавшегося от получения процессуальных либо иных документов, не имеющих письменного перевода.

    Протокол подписывается вручившим документы лицом и их получателем, скрепляется гербовой печатью суда, которому поручено исполнение просьбы о вручении документов.

    Составления протокола не требуется, если в срок, определенный для исполнения просьбы, вручить процессуальные и иные документы не представилось возможным в связи с неустановлением места нахождения лица, которому они должны быть вручены, либо по другим уважительным причинам (например, смерть или тяжелое заболевание лица).

    5. Необходимо учитывать, что просьбы судов Республики Беларусь об оказании международной правовой помощи по находящимся в их производстве уголовным делам направляются в иностранное государство через органы Республики Беларусь, компетентные принимать решения по вопросам оказания такой помощи, в порядке, предусмотренном международными договорами Республики Беларусь, а в случае отсутствия международного договора – в порядке, установленном главами 52 и 53 УПК.

    6. Обратить внимание судов, что выдача гражданина Республики Беларусь иностранному государству не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь (часть третья статьи 10 Конституции Республики Беларусь, часть 1 статьи 7 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК)).

    Иностранному государству могут быть выданы иностранный гражданин либо лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь и находящиеся на ее территории, для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания либо на время для производства процессуальных действий с их участием в качестве обвиняемых (далее – выдача лица иностранному государству) (части 2 и 3 статьи 7 УК).

    7. Судам необходимо иметь в виду, что выдача лица иностранному государству допускается, если деяние, в связи с которым поступила просьба о выдаче, является уголовно наказуемым по законодательству Республики Беларусь и законодательству иностранного государства.

    Несовпадение в юридической квалификации либо в описании отдельных признаков состава преступления, за совершение которого запрашивается выдача, не может являться основанием для отказа в выдаче, так как учитываются фактические обстоятельства деяния и его наказуемость по законам обоих государств.

    8. Обратить внимание судов, что вид и срок минимального наказания за преступление либо минимальный срок назначенного или оставшегося к отбытию наказания, являющиеся условиями выдачи лица иностранному государству, предусматриваются международными договорами Республики Беларусь, а в случае выдачи на основе принципа взаимности – положениями пунктов 6 и 7 части 1 статьи 484 УПК.

    9. Разъяснить судам, что предусмотренный статьей 516 УПК процессуальный порядок судебной проверки законности постановления Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя о выдаче лица иностранному государству применяется независимо от того, осуществляется выдача в соответствии с международными договорами Республики Беларусь либо на основе принципа взаимности, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь.

    Вопросы, не урегулированные главой 57 УПК (например, порядок рассмотрения отводов, ходатайств), разрешаются в судебном заседании на основании общих положений УПК.

    10. Судам следует иметь в виду, что постановление о выдаче лица иностранному государству вправе обжаловать в областной, Минский городской суды лицо, в отношении которого оно вынесено, его защитник в течение 10 суток с момента получения копии этого постановления (часть 1 статьи 515 УПК).

    Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом (статья 161 УПК).

    Обжалование постановления влечет приостановление выдачи лица, находящегося на территории Республики Беларусь, до вступления в законную силу судебного решения (часть 4 статьи 515 УПК).

    11. Судам необходимо проверять в представленных в соответствии с требованиями части 3 статьи 515 УПК материалах наличие надлежаще заверенных копий: просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о выдаче, письменного перевода этой просьбы на один из государственных языков Республики Беларусь и документов, перечень которых предусмотрен международными договорами Республики Беларусь, а в случае выдачи лица на основе принципа взаимности – статьями 470, 475 и 476 УПК.

    Лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, его защитник вправе представить в суд материалы, подтверждающие, по их мнению, доводы жалобы.

    12. Разъяснить судам, что круг лиц, имеющих право участвовать в судебном заседании при рассмотрении жалобы, установлен частью 1 статьи 516 УПК.

    Участие защитника, переводчика является обязательным в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 21, частью 1 статьи 45, пунктами 7, 10 части 1 и пунктами 1, 2 части 3 статьи 507 УПК.

    Неявка лиц, своевременно извещенных о месте и времени судебного заседания, за исключением лиц, участие которых является обязательным, не препятствует рассмотрению жалобы.

    13. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения предусмотренного частью 1 статьи 516 УПК срока судебной проверки законности постановления о выдаче лица иностранному государству. При этом следует иметь в виду, что процессуальный срок исчисляется по общим правилам, установленным частью 3 статьи 158 УПК.

    Рассмотрение жалобы производится единолично судьей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 516 УПК, в закрытом судебном заседании, в котором ведется протокол.

    Суд вправе отобрать у принимающих участие при рассмотрении жалобы лиц подписку о неразглашении данных закрытого судебного заседания с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 407 УК.

    14. Рассматривая жалобы на постановление о выдаче лица иностранному государству, судам надлежит обеспечить проверку законности принятого решения. При этом следует проверять соблюдение условий и порядка исполнения просьбы о выдаче, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, а в случае выдачи на основе принципа взаимности – статьями 470, 475, 476, частями 1, 3, 4 статьи 495 УПК.

    В ходе рассмотрения таких жалоб вопрос о виновности лица в преступлении, в связи с которым поступила просьба о выдаче, не исследуется.

    15. По результатам судебной проверки законности постановления о выдаче лица иностранному государству суд выносит одно из решений, указанных в части 4 статьи 516 УПК, в форме постановления, которое должно быть мотивированным, основанным на всесторонне, полно и объективно исследованных материалах.

    Если лицо, законность выдачи которого проверялась, не принимало участия в судебном заседании, ему вручается копия постановления судьи, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, при наличии соответствующего ходатайства.

    В случае, если это лицо не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется уголовный процесс, копия такого постановления вручается в переводе на его родной язык или на язык, которым оно владеет (часть 3 статьи 21 УПК).

    16. Постановление судьи по жалобе на постановление о выдаче лица иностранному государству в течение 10 суток с момента его вынесения может быть опротестовано прокурором и (или) обжаловано лицом, подавшим жалобу, его защитником в Верховный Суд Республики Беларусь (часть 5 статьи 516 УПК).

    Принесение протеста и (или) подача жалобы приостанавливают исполнение постановления судьи (часть 5 статьи 516 УПК).

    Судам следует строго соблюдать установленный частью 7 статьи 516 УПК срок для направления в Верховный Суд Республики Беларусь материалов по проверке законности постановления о выдаче лица иностранному государству вместе с поступившим протестом и (или) жалобой. При этом следует учитывать, что данный срок исчисляется с момента принесения протеста либо подачи жалобы (часть 2 статьи 158 УПК).

    Рассмотрение протеста и (или) жалобы на постановление судьи осуществляется единолично судьей Верховного Суда Республики Беларусь в порядке, установленном частью 8 статьи 516 УПК, с обязательным участием прокурора в закрытом судебном заседании, ход которого отражается в протоколе.

    17. Разъяснить судам, что при рассмотрении уголовного дела в отношении лица, выданного Республике Беларусь иностранным государством для привлечения к уголовной ответственности, пределы судебного разбирательства определяются не только предъявленным обвинением, но и содержанием просьбы о выдаче и официального ответа компетентного органа иностранного государства.

    18. Обратить внимание судов, что лицо, выданное Республике Беларусь иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности за преступление, совершенное до его выдачи и не указанное в просьбе о выдаче, без согласия этого иностранного государства.

    Согласие иностранного государства необходимо и в случаях, когда в отношении выданного лица принимаются меры, направленные на исполнение приговора, вынесенного до его выдачи (например, при назначении наказания по совокупности приговоров (статья 73 УК)).

    Без согласия иностранного государства выданное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности либо подвергнуто наказанию за преступление, совершенное до выдачи, лишь в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (например, пункт 3 статьи 80 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Кишиневе 7 октября 2002 года).

    Для привлечения лица к уголовной ответственности за преступление, совершенное после его выдачи, согласия иностранного государства не требуется.

    19. Судам необходимо учитывать, что время задержания и содержания под стражей лица на территории иностранного государства в связи с его выдачей Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, а также время его этапирования подлежит зачету в срок наказания по правилам части 1 статьи 75 УК.

    20. Следует иметь в виду, что Республика Беларусь может исполнить в соответствии с международными договорами Республики Беларусь либо на основе принципа взаимности вступивший в законную силу приговор (судебное решение) иностранного государства, которым осужден гражданин Республики Беларусь.

    В отношении лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Республики Беларусь, исполнение приговора (судебного решения) иностранного государства возможно в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (например, статья 2 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания, заключенной в г. Москве 6 марта 1998 года, статья 2 Договора между Республикой Беларусь и Туркменистаном о взаимной передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания, заключенного в г. Ашхабаде 17 мая 2002 года).

    21. Обратить внимание судов, что исполнение приговора (судебного решения) иностранного государства в отношении лица, осужденного к лишению свободы и переданного для дальнейшего отбывания наказания, обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом ухудшение положения осужденного не допускается.

    Вопросы об исполнении приговора (судебного решения) иностранного государства разрешаются Верховным Судом Республики Беларусь в открытом судебном заседании в порядке, установленном статьей 504 УПК, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

    Пересмотр приговора (судебного решения) иностранного государства находится в исключительной компетенции государства вынесения приговора (судебного решения).

    22. В случае, если уголовным законом Республики Беларусь за совершенное деяние предусмотрен максимальный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору (судебному решению) иностранного государства, судом назначается максимальный срок лишения свободы, предусмотренный УК за такое преступление.

    Если уголовный закон Республики Беларусь предусматривает минимальный срок лишения свободы за совершенное преступление больше, чем назначенный судом иностранного государства, то определяется срок наказания, указанный в приговоре (судебном решении) иностранного государства.

    Решение об исполнении дополнительного наказания, назначенного по приговору (судебному решению) иностранного государства, принимается судом, если такое наказание за совершенное деяние предусмотрено УК.

    Вид исправительного учреждения и условия отбывания наказания осужденному к лишению свободы определяются в соответствии с требованиями статьи 57 УК, статьи 64 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь.

    23. Разъяснить, что в случае, когда по приговору (судебному решению) иностранного государства лицо осуждено за два и более деяния, из которых не все являются преступлениями по уголовному закону Республики Беларусь, суд определяет, какая часть наказания применяется к деянию, являющемуся преступлением.

    При повторности преступлений, не образующих совокупности в соответствии с уголовным законом Республики Беларусь, окончательное наказание осужденному определяется по правилам, предусмотренным статьей 71 УК.

    В ходе рассмотрения вопроса об исполнении приговора (судебного решения) иностранного государства к наказанию, назначенному судом иностранного государства, не допускается присоединение (сложение, поглощение) наказания, назначенного судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

    24. Следует иметь в виду, что в отношении осужденных, переданных для дальнейшего отбывания наказания, вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением от наказания, освобождением от наказания либо заменой наказания более мягким, переводом из одной исправительной колонии или воспитательной колонии в другую исправительную колонию иного вида, из исправительной колонии в тюрьму и из тюрьмы в исправительную колонию, разрешаются в порядке, предусмотренном статьями 402 и 402 2 УПК.

    Принятые в Республике Беларусь акты об амнистии применяются к осужденным, переданным для дальнейшего отбывания наказания, в порядке, установленном этими актами.

    25. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому судам периодически обобщать практику применения законодательства, регулирующего оказание международной правовой помощи по уголовным делам.

    Читайте также: