Кому другому но поэту молчать потомки не дадут его к суровому ответу особый вытребует суд

Обновлено: 01.05.2024

Анализируя творчество А. Твардовского, читатель всегда обращает внимание на то количество стихотворений, которые были посвящены военной тематике. И этому есть простое объяснение, ведь поэт прошел всю Великую Отечественную войну. Он был военным корреспондентом и уже в 1938 году отправился на линии фронта. Естественно, в его памяти навсегда отпечатались те страшнейше события, которые он мог наблюдать, находясь на войне, ощущая взрывы, слушая пушечные выстрели и беспрерывный рев автоматов.

Автор посвящает стихотворение своему родному хутору, где он родился и провел самые замечательные годы своей жизни. Именно там Твардовский научился любить природу, видеть и чувствовать прелести окружающего мира.

Каждое утро он обращает внимание на прекрасное солнце, которое появляется из-за бугра. Поэт сравнивает солнечные лучи с ветвями орешника. Первые лучики солнца начинают новый день, пробуждают силы и энергию в каждом из нас.

Автором подмечены те изменения, которые происходят вокруг с приходом весны. Прилетают птицы, оживляются скворечники, в них появляются трудолюбивые пернатые родители, а затем и птенцы. Солнце прогревает все кругом.

Александр Твардовский наделяет совершенно неживые предметы качествами обыкновенного человека. Он пишет о хуторе, которые потихоньку оттаивает и оставляет слезы на окнах. Поэт подмечает, как быстро весна окутывает окружающие земли. Еще только утром опушка леса была полностью заснеженной, а уже к обеду на ней отчетливо прослеживались следы приходящей весны.

Конечно же, самым явным признаком наступления весны являются ключи журавлей, которые совершают очередной перелет и возвращаются в родные края. Если уже эти птицы вернулись из теплых стран, значит, зима отступила и холодов больше не будет. Смена времен года совершилась и теперь начинается абсолютно новая пора!

Весенние строчки

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня -
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет.
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

Оттаял перемерзший хутор,
На солнце окна прослезил.
И только заморозок утра
Кладет дорогу по грязи.

Лишь утром прорезают сани
У перелеска тишину.
А к полдню - полем солнце тянет
Большую теплую весну.

Из синевы чужого края
В затишье чуткое болот
Журавушки, перекликаясь,
Свершают новый перелет.

Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы.
Чем-то теплым,
Чем-то спелым
Веет с нашей полосы.

Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью.
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.

Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.

На гумне под темной крышей
Отдохнут в скирдах снопы.
Утро раннее услышит,
Как зазвякают цепы.

На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край.
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй, Новый урожай.

Подумаем вместе с поэтом над строчками:

Когда кремлевскими стенами
Живой от жизни огражден,
Как грозный дух он был над нами,-
Иных не знали мы имен.

Гадали, как еще восславить
Его в столице и селе.
Тут ни убавить,
Ни прибавить,-
Так это было на земле.

Так это было: четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом Родина в ряду.

Оно не знало меньшей меры,
Уже вступая в те права,
Что у людей глубокой веры
Имеет имя Божества.

И было попросту привычно,
Что он сквозь трубочный дымок
Все в мире видел самолично
И всем заведовал, как Бог.

Высокая требовательность к себе всегда отличала писателя и редактора Александра Трифоновича Твардовского. Вот почему каждая строчка вызывает доверие и ответное чувство благодарности и признательности.

Кому другому, но поэту
Молчать потомки не дадут.
Его к суровому ответу
Особый вытребует суд.

Я не страшусь суда такого
И, может, жду его давно,
Пускай не мне еще то слово,
Что емче всех, сказать дано.

Мое - от сердца - не на ветер,
Оно в готовности любой:
Я жил, я был - за все на свете
Я отвечаю головой.
Александра Трифоновича Твардовского

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня -
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня -
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

1.К какому виду лирики можно отнести это стихотворение? ___________________________________

2.Как поэт воспринимает обычное весеннее утро? _______________________________________________________________________________________

3.Найдите и выпишите олицетворения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Определите стихотворный размер: _______________________________________________________

5.Определите основное настроение лирического героя: _______________________________________________________________________________________

У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже. Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов. Трудно сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.

Читайте также: