Когда в россии появились адвокаты 1864

Обновлено: 30.06.2024

/"Адвокатская практика", 2005, N 4/
Ю.А. ФИЛИППОВА
Филиппова Ю.А., аспирантка НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.
Понятие "адвокатура" происходит от латинского корня "advokare, advocatus" - призвать, призванный. Первоначально римляне обозначали именем "адвокатов" родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Только во времена империи этот термин стал применяться к судебным защитникам.
В современном русском языке понятие "адвокат" имеет следующее значение: адвокат - юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам и организациям, в том числе защита чьих-либо интересов в суде, защитник .
--------------------------------
Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 19.
Прежде чем начать разговор о сегодняшней адвокатуре, об особенностях ее организации и деятельности, роли адвокатов в сегодняшнем уголовном процессе, хотелось бы обратиться к истории русской адвокатуры.
Как справедливо отмечает в своей работе "Адвокатура в России" доктор юридических наук, профессор кафедры адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии Ю.Ф. Лубшев: "Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий неверно. Более четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изучения ее зарождения, развития и преобразований. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важные свойства ее современного положения. Использовав метод конкретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объективно разобраться в сути адвокатуры, во всей ее полноте и сложности. Наиболее важные положения и выводы исторического аспекта проблем адвокатуры иллюстрируют те или иные нормы прошлой адвокатской жизни, часто помогают понять основные институты современной адвокатуры, ее проблемы и противоречия, искать пути разумного выхода из сложнейшей ситуации, сложившейся сегодня в адвокатуре" .
--------------------------------
Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. М., 2002. С. 66.
Понятие "адвокат" появилось в юридической терминологии России в 1864 г., но вместе с тем до 1939 г. оно не употреблялось в нормативных актах. Кроме того, термин "коллегия адвокатов" в контексте российской или советской действительности никогда не означал и до сих пор, к сожалению, не означает того корпоративного единства, какое вкладывается в него во Франции, США или Германии.
Есть как минимум две причины, почему представляется интересной история становления адвокатуры в России.
Первая - многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформирования в советский и постсоветский периоды.
Вторая - сегодня значительно возросла роль адвоката вообще и в уголовном процессе в частности. Во многом благодаря УПК РФ расширился круг прав и обязанностей защитника, вместе с тем обозначились и новые спорные моменты.
Впервые адвокатура в России возникает и четко оформляется в рамках правовых реформ 1864 г., осуществленных при правлении Александра II. Адвокатура изначально планировалась и создавалась как самоуправляющаяся организация. Фактически это означало ее независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. При этом самодержавие никоим образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла бы реально в силу своего исключительного положения стать опорой демократического движения.
Вместе с тем зачатки адвокатской деятельности (связанной в основном с судебным представительством) появились в России значительно раньше.
Вплоть до ХV в. в России существовал так называемый принцип личной явки. Например, по Псковской судной грамоте приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.
Затем в обществе в качестве защиты появляется "родственное представительство". Непосредственно за ними зародились и "наемные поверенные". Функции их могли осуществлять все дееспособные лица. Поверенных называли "ходатаями по делам, стряпчими". Только в ХIХ в. из обычного правового института судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах .
--------------------------------
Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. М., 2002. С. 75.
Стряпчие, выполнявшие роль адвокатов в России до судебных реформ, оставили о себе весьма неблагоприятные воспоминания. Они находились в полной зависимости от судей и практически не имели никаких прав. Более того, по Уложению 1649 г. ходатаи могли быть подвергнуты телесному наказанию и даже тюремному заключению, а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам.
Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке. Будучи сведущими в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хотя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессионалов .
--------------------------------
Юджин Хаски. Российские адвокаты и советское государство. М.: Российская академия наук. Институт государства и права. 1993. С. 12.
Вместе с тем С.А. Андреевский в предисловии к книге "Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ в." отмечает, что ". защитники по уголовным делам - это люди свободной профессии. Поэтому от уголовных защитников не требуется ровно никакого ценза. Подсудимый может пригласить в защитники кого угодно. И этот первый встречный может затмить своим талантом всех профессионалов. Значит, уголовная защита - прежде всего не научная специальность, а искусство, такое же независимое и творческое, как все прочие искусства. Поэтому-то и уголовные защитники имеют популярность своего рода "избранников" толпы - не то поэтов, не то драматических любовников, не то чарующих баритонов. Они фигурируют на эстраде; у них развиваются актерские инстинкты. " .
--------------------------------
Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ в. Тула: Изд. "Автограф", 1997. С. 5.
По системе, установленной Указом от 5 ноября 1723 г., как и ранее, "тяжущиеся" (т.е. гражданские) дела готовились не стряпчими, а государственными чиновниками. "Тяжущиеся" стороны должны были представлять свои прошения, документы и доказательства, после чего суд объяснял дело и управлял его ходом до окончательного решения.
В 1775 г. Екатерина II подписала Указ "Учреждения о губерниях". По нему стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к стряпчим не предъявлялось. Не существовало и внутренней организации.
Русская адвокатура постреформенного периода решительно отрекается от всякого смешения с дореформенными ходатаями и стряпчими. "Мы, - утверждает П.А. Потехин, - народились не из них (то есть дореформенных адвокатов), мы даже произошли не из пепла их, мы совсем новые люди, ни исторического родства, ни последовательской связи с ними не имеем, чем и можем гордиться" .
--------------------------------
Отрывки из воспоминаний адвоката. Изд. "Право", 1990. С. 213.
Судебная реформа 1864 г., воплотившая либеральные начала в праве, попыталась решительно порвать с прошлым в отношении адвокатской профессии. Эта реформа, целью которой было введение элементов западного образца в правопорядок России, заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов, которой предоставлялись широкие полномочия в судопроизводстве. Но создание объединения адвокатов и определение их нового места в системе права шло не так гладко, не в соответствии с планами реформы. Либерализм еще не настолько прочно утвердился в России к этому времени, чтобы обеспечить полное воплощение тех амбициозных программ, которые были заложены правовой реформой. В государственных учреждениях, ответственных за проведение этой реформы, было значительное число сторонников автократического подхода, что выявилось еще во время подготовки судебной реформы .
--------------------------------
Юджин Хаски. Российские адвокаты и советское государство. М.: Российская академия наук. Институт государства и права. 1993. С. 13.
Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия. Результатом ее работы стали "Основные положения преобразования судебной части в России", утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти "Положения" состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следующие институты: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.
Такое начало "Основных положений", как образование судебной части в России, легло в основу учреждения "Судебных установлений", принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура - присяжные поверенные, "без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом" .
--------------------------------
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. СПб., 1867. Т. 5.
Воздействие либеральных и автократических тенденций на статус адвокатской профессии в дореволюционный период проявляется в разделении адвокатов на две четкие группы: присяжных поверенных - корпорацию дававших профессиональную присягу адвокатов и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Начиная с реформы 1864 г. и вплоть до революции 1917 г. присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль. Формальные требования, необходимые для вступления в адвокатуру, были очень высокими. Обязательным условием вступления являлся оконченный университетский курс юридических наук.
Наряду с высшим юридическим образованием для присяжного поверенного требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Кроме того, введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:
а) лица, не достигшие 20-летнего возраста;
б) иностранцы;
в) граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);
г) люди, состоявшие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные должности без получения жалованья;
д) граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
е) лица, состоявшие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;
ж) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ или дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
з) те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам; а также исключенные из числа присяжных заседателей .
--------------------------------
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. СПб., 1867. Т. 5.
Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку, не строго соответствуя размещению региональных судов, называвшихся в то время судебными палатами. К концу периода царского правления при каждой из 14 Судебных палат Российской империи действовали органы самоуправления - совет и общее собрание присяжных поверенных. На совет возлагалась обязанность принятия новых членов, разбор дисциплинарных нарушений и решение других вопросов, представлявших общий для присяжных поверенных интерес.
Постановления совета присяжных поверенных принимались простым большинством членов совета (более 50% голосов), за исключением наложения взысканий, которые принимались 2/3 голосов.
На все постановления совета, кроме предостережения или выговора, могли быть принесены жалобы в судебную палату в двухнедельный срок со времени объявления этих постановлений. Для протестов прокуроров предусматривался тот же срок.
Был установлен порядок образования совета. Он мог создаваться при наличии не менее 20 присяжных поверенных округа судебной палаты. Число членов совета - не менее 5 и не более 15, по решению общего собрания.
Предусматривалась ежегодная отчетность совета о его деятельности перед общим собранием, а также устанавливались полномочия общего собрания. Таким образом, адвокатура, по существу, была самоуправляющейся организацией.
В "Судебных установлениях" также описаны права и обязанности присяжных поверенных. Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоставив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон, переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязанностью присяжного поверенного, в частности, было не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.
В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреждений, часто практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных, а за недостатком этих лиц - из кандидатов на судебные должности людей, известных председателю "по своей благонадежности".
Также председатель суда обязан был назначить защитника по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами от 10 до 17 лет, независимо от желания самих несовершеннолетних, а также их родителей или попечителей.
Положения "Судебных установлений" свидетельствуют о том, что присяжные поверенные не были государственными служащими. Поэтому на них не распространялось чинопроизводство. В своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел они были независимы от суда и подчинялись только установленным внутренним правилам.
В Положениях предусматривалась


Адвокатская деятельность по своей сути является одним из инструментов гражданского общества, предназначенным для защиты конституционных прав в отношении юридической помощи и защиты. Однако статус этой профессии неоднократно менялся на протяжении всей истории адвокатуры в России. Это прежде всего связано с особенностями политического и экономического строя в стране.

История института адвокатуры: краткое изложение

Российскую историю адвокатуры кратко можно описать следующим образом:

Ниже представлено более подробное описание этих этапов.

Суд в Древней Руси

В древности адвокатуры как таковой не существовало. В качестве судебных органов выступал удельный князь, члены его дружины и наместники. Согласно правовым нормам Киевской Руси, изложенным в первом сборнике Русская Правда 1016 г., судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Перед князем представали обе стороны спора, часто приходили всей семьей или общиной и предъявляли аргументы в пользу своей правоты. Нередко дело доходило и до рукоприкладства.

История адвокатуры - средние века

Поверенные в XIV-XVII века

История адвокатуры XIV-XVII века

  • Псковская судная грамота (1397-1467 гг.) в составе Воронцовского сборника.
  • Судебники 1497, 1550, 1589 гг.
  • Новгородская судная грамота (1471 г.).

Во всех этих сборниках законов институт поверенных описывается как обычное явление, которое существует уже длительное время. Право пользования такими услугами варьировалось. Так в Новгородской судной грамоте это разрешалось любому, а в Псковской – только женщинам, старым и больным людям, монахам. Уже тогда было закреплено положение, согласно которому поверенный не должен был состоять на службе государя, чтобы решение суда не стало предвзятым.

История развития адвокатуры в России в этот период отличается низким уровнем судебной и государственной культуры по сравнению с другими государствами Европы. Так, в Испании адвокаты имели свою сословную организацию уже с начала XIV в.

Его последовательница – императрица Елизавета Петровна в указе 1752 г. и вовсе поставила деятельность адвокатов вне закона. Такая традиция отношения к адвокатуре как к вредному и опасному явлению, подрывающему монархические устои, существовала в России длительное время.

Только 1832 г. был принят закон, в котором был регламентирован порядок отбора лиц для судебных представителей и их деятельность. В западных (литовских, украинских и белорусских) губерниях адвокат должен был иметь дворянское звание, поместье, а их подготовка проводилась под руководством меценатов – более опытных лиц в данном деле. Но эти новшества касались только коммерческих судов.

Реформа судоустройства в 1864 г.

История адвокатуры - реформа 1864 г

Вместе с развитием буржуазного общества в XIX веке в органах высшей власти была наконец осознана необходимость профессиональной защиты в суде для представителей купеческого сословия и промышленников. В 1864 г. Государственный Совет принял решение о создании организованной адвокатской структуры.

Введение этого законодательного акта считают переломным моментом в истории возникновения адвокатуры. Разработкой проекта реформы занимались самые образованные юристы. Присяжная адвокатская деятельность теперь регламентировалась Судебными Уставами. В 1866 г. они были введены в действие.

Основными требованиями, предъявляемыми к присяжным поверенным, были следующие:

  • высшее образование в области правоведения;
  • возраст – старше 25 лет;
  • практический опыт в судебном ведомстве от 5 лет и более (или в должности помощника присяжных поверенных);
  • российское подданство;
  • при наличии не юридического высшего образования – опыт работы в должности не ниже 7 класса в судебном ведомстве.

Претендент на должность присяжного поверенного также не должен быть на государственной службе, состоять под следствием, лишаться сословных или духовных прав по приговору суда. Его кандидатура окончательно утверждалась министром юстиции, а сам поверенный приносил присягу.

Период с 1964 г по 1917 г.

После того как были введены Судебные Уставы, состоялось первое собрание утвержденных присяжных поверенных. В Москве их было всего 21 человек. На собрании был избран Совет, состоящий из 5 членов.

Благодаря скрупулезно отобранному составу поверенных в российской адвокатуре сложилась система высокой культуры и профессиональной чести. Это способствовало изменению правосознания простых людей и их отношения к закону.

Со стороны императорской власти адвокатура не встречала никакой поддержки, а на самых принципиальных из них оказывалось давление. В публицистике деятельность присяжных поверенных продолжали показывать в деструктивном толке. Другим негативным явлением в истории возникновении института адвокатуры был тот факт, что в глубинке страны продолжали действовать архаические традиции в судопроизводстве.

К концу XIX века в России катастрофически не хватало адвокатов – на одного поверенного приходилось около 30 000 населения. К 1910 г. данное соотношение улучшилось почти в 2 раза, но этот показатель все равно был еще очень далек от европейских стран. В Великобритании он в то время составлял: 1 адвокат на 684 граждан.

Революция 1917 года

История адвокатуры - революция 1917 г.

В 1917 году, с приходом Советской власти, была упразднена и полностью разрушена вся судебная система, созданная в предшествующие годы. В истории развитии адвокатуры это был переходный период. В марте 1918 г. была предпринята попытка создания новой правозащитной структуры. Декретом предписывалось сформировать при местных Советах коллегии защитников, финансируемые государством.

В ноябре того же года ВЦИК выпустил Положение о народном суде, согласно которому адвокатская деятельность должна осуществляться коллегиями, состоящими из государственных служащих. Они выступали в роли обвинителей либо защитников в гражданском судопроизводстве. Оплата адвокатских услуг со стороны клиентов сохранялась, но средства поступали теперь на счет Комиссариата юстиции. Особенностью этой системы было то, что нельзя было обращаться непосредственно к адвокату. Он допускался к делу только в том случае, если коллегия считала это необходимым. Также был установлен предел численности адвокатов, что привело к ее резкому сокращению.

В 1920 г. была утверждена резолюция, согласно которой все граждане с юридическим образованием обязаны в течение 3-х суток зарегистрироваться в местных органах учета рабочей силы. Целью этого решения стало распределение юристов, которых не хватало в учреждениях. Тех, кто отказывался пройти регистрацию, обвиняли в дезертирстве и подлежали суду.

Период 20-х – 30-х годов XX в.

История адвокатуры - 20-30-е гг. XX в.

В 1922 г. советская власть приняла Положение об адвокатуре. Группы защитников, согласно этому документу, функционировали при губернских судах, а адвокатская деятельность оплачивалась по соглашению сторон. Коллегия защитников вновь стала общественным образованием, в котором не имели права находиться государственные служащие, за исключением преподавателей. Ее руководством занимался Президиум, членов которого выбирали на общем собрании.

В 1927 г. адвокатам запретили вести частную практику. В последующие годы это решение то отменяли, то вводили вновь. Профессионалы юридической сферы деятельности рассматривались рабоче-крестьянской властью как буржуазный пережиток прошлого, контрреволюционное сословие. Негативное отношение к адвокатуре в истории становления этого института существовало в течение всего советского периода.

Положение 1939 года

В 1939 г. в СССР было выпущено новое Положение об адвокатуре. Согласно этому документу в субъектах Советского Союза создавались адвокатские коллегии, основной задачей которых являлось оказание юридической помощи. Они подчинялись Народному комиссариату юстиции. В сферу их деятельности входило: юридические консультации, составление жалоб; защита интересов граждан в судебных заседаниях.

К адвокатской работе допускались лица с высшим юридическим образованием, или без него, но с опытом работы. По разрешению наркома юстиции этим могли заниматься и те, кто не состоял в коллегии. В последующие годы неоднократно издавались приказы по контролю приема лиц в адвокатуру.

Данное положение действовало вплоть до 1962 г. Однако говорить о полноценной правозащитной структуре в тот период не приходится – в 30-е гг. развернулась массовая волна репрессий. Судопроизводство в отношении репрессированных производилось в соответствии с особым порядком по делам о контрреволюционном вредительстве. Адвокаты к участию в таких процессах не допускались.

В годы ВОВ количество адвокатов сократилось в связи с их мобилизацией на фронт, а военные трибуналы имели право выносить решение в течение одних суток. В 50-е гг. ситуация в этом отношении улучшилась, были отменены постановления об исключительном порядке ведения рассмотрения судебных дел в отношении репрессированных.

Положение 1962 года

История адвокатуры - Положение об адвокатуре 1962 г.

В 1962 г. в РСФСР в силу вступило новое положение, регламентирующее деятельность адвокатов. В соответствии с этим документом коллегии определялись как добровольные объединения, оказывающие юридическую помощь во время следствия, суда и арбитража. Практикующий адвокат обязательно должен был иметь членство в такой организации. Коллегии находились под общим контролем Министерства юстиции РСФСР. В целом они были самоуправляемыми, но решения по ключевым вопросам диктовались государством.

Оплата услуг оказывалась по инструкции, утвержденной в 1966 г. Изменился также порядок приема в члены адвокатских коллегий: такое право имели только те лица, которые имели высшее юридическое образование и практический опыт в должности юриста не меньше 2-х лет. В виде исключения, при согласовании с соответствующими органами, допускались лица, не подходящие по образовательному цензу, но с опытом юридической работы от 5 лет и более.

Советская власть. Период 1962-1991 гг.

В 1977 г. в истории русской адвокатуры впервые появилась статья в Конституции СССР, в которой закреплялось публичное положение этого института, а еще через 2 года был принят Закон об адвокатской деятельности. На основе последнего в 1980 г. разработано Положение об адвокатуре РСФСР. Оно было более усовершенствованным, чем предыдущее, но основные моменты остались теми же. Работа адвокатов регламентировалась этим документом вплоть до 2002 г.

В каждом субъекте СССР функционировала одна коллегия адвокатов. Главным органом управления была конференция членов коллегии, а контрольным – ревизионная комиссия. Наименьшей структурной единицей являлась юридическая консультация во главе с заведующим. Их создание проводилось при согласовании с местной администрацией и органами юстиции.

Новое время. Период после 1991 г.

История адвокатуры - новое время после 1991 г.

Несмотря на преобразования 80-х гг., адвокатские коллегии оставались довольно закрытыми организациями. Это было обусловлено политическими реалиями социалистического строя в России. Пункты Положения об адвокатуре 1980 г., соответствующие международному праву, по-настоящему заработали только после 1991 г.

Новый федеральный закон об адвокатуре был принят лишь в 2002 г. Согласно его положениям, в составе субъектов РФ создаются адвокатские палаты, являющиеся негосударственными и некоммерческими организациями. Они учреждаются коллективным собранием (конференцией) адвокатов и являются юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, расчетным и другими банковскими счетами. Создание межрегиональных палат не допускается.

Высший орган – собрание адвокатов – собирают не реже 1 раза в год, при этом должно присутствовать не менее 2/3 членов. Коллегиально принимают решения об избрании ревизионной комиссии и делегатов на Всероссийский съезд, определяют размер отчислений на нужды палаты, устанавливают виды ответственности и меры поощрения адвокатов, принимают другие решения.

Адвокаты имеют право оказывать гражданам и юридическим лицам любую юридическую помощь, которая не запрещена Федеральным законом. Таким образом, эта сфера деятельности в России в настоящее время приведена в соответствие с общепринятыми международными стандартами.

Читайте также: