Когда были проведены реформы судебной системы в средневековой англии
Обновлено: 08.07.2024
Хотя полиция по-прежнему состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов, фактическое руководство полицейскими силами осуществляет министр внутренних дел. Такое положение было зафиксировано в Законе о полиции 1964 г., по которому министр внутренних дел наделялся правом проводить слияния полицейских формирований, определять размер субсидий местным выборным органам для содержания местной полиции.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Politseyskie_i_sudebnye_organy_Anglii.docx
Полицейские и судебные органы Англии.
В годы первой мировой войны в Англии была впервые создана постоянная армия и введена всеобщая воинская повинность, позднее отмененная.
Хотя полиция по-прежнему состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов, фактическое руководство полицейскими силами осуществляет министр внутренних дел. Такое положение было зафиксировано в Законе о полиции 1964 г., по которому министр внутренних дел наделялся правом проводить слияния полицейских формирований, определять размер субсидий местным выборным органам для содержания местной полиции.
Особое положение военно-полицейского аппарата характерно для Северной Ирландии, где длительное время происходил вооруженный конфликт между двумя религиозными общинами. В 1969 г. в провинцию были введены британские войска, а в 1972 г. установлен режим "прямого управления" из Лондона.
Параллельно с централизацией управления полицией неуклонно возрастали полномочия полицейских служб. Закон о возбуждении недовольства 1934 г. и Закон о правопорядке 1936 г., формально направленные против фашистского движения, значительно расширили возможности полиции в плане проведения обысков, применения силы и запрещения манифестаций. Большое количество чрезвычайных законов было принято в 70—80-х гг. после обострения ситуации в Северной Ирландии. Так, серия актов о предотвращении терроризма (1974, 1975, 1979 гг. и др.), а также Закон о полиции 1986 г. предоставили полиции почти неограниченное право произвольных арестов "заинтересованных в терроризме" и "подозрительных" лиц. Законы 1986 г. о полиции и о проведении общественных собраний дали в руки полиции дополнительные полномочия по вопросам проведения митингов и демонстраций. Она может выдвигать предварительные условия проведения манифестаций, в том числе относительно количества участников, места и продолжительности собраний под открытым небом. Это аргументируется необходимостью предупреждения серьезных правонарушений или насилия.
Важнейшие реформы судоустройства были проведены в 70—90-х гг., когда в Англии была принята целая серия актов, посвященных институту присяжных, судам магистратов, судам графств, Верховному суду, полиции, доказательствам по уголовным делам, государственным обвинителям и т. п.
Еще в период между двумя мировыми войнами предпринимались отдельные попытки реформировать систему правосудия (отмена обвинительного "большого жюри" в 1933 г.), однако долгое время в Великобритании сохранялась старая полуфеодальная система местных (низших) судов. Прежние реформы не унифицировали судебную организацию, не ликвидировали разобщенности в системе правосудия.
Закон о судах 1971 г. ликвидировал суды ассизов'и четвертных сессий, передав их полномочия новому уголовному Суду короны и частично Высокому суду. Система высших судов Англии (Верховный суд) стала включать Высокий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные Дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделение). Их структура и юрисдикция регулируются Законом 1981 г. о Верховном суде.
Исключительное положение занимают по-прежнему палата лордов и судебный комитет Тайного совета. Палата лордов в своем судебном составе (лорд-канцлер и 11 лордов-юристов) является высшей апелляционной инстанцией по гражданским делам, а также по уголовным делам (кроме Шотландии). Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией для "заморских" территорий, церковных судов и некоторых специальных судов по определенным делам. Помимо этого, все чаще первым в системе судов именуется Европейский суд, что отражает официальное признание его наднациональной юрисдикции.
Весь судебный аппарат организационно подчиняется лорду-канцлеру, который, в частности, организует работу высших судов на местах. Для этого территория Англии и Уэльса была разделена на 6 округов, в каждом из которых должны проходить заседания Суда короны по уголовным делам и Высокого суда по гражданским делам, и создан многочисленный штат постоянных судей, именуемых "окружными".
Свои особенности в организации системы правосудия по-прежнему сохраняет Шотландия.
Низшими судами Англии являются суды графств и магистратские суды. Суды графств являются местными судами гражданской юрисдикции, организованными по традиционному "разъездному" принципу (судьи объезжают округа в графствах). По закону 1984 г. о судах графств их юрисдикция была значительно расширена, ограничиваясь лишь ценой иска. В настоящее время 90% всех гражданских дел рассматривается в судах графств.
Магистратские суды обслуживаются мировыми судьями, которые не являются профессиональными юристами и не получают жалованья, хотя в Лондоне и крупных городах обязанности магистратов выполняют оплачиваемые юристы. Магистратские суды в основном заняты рассмотрением мелких уголовных дел в суммарном порядке, без участия присяжных.
Специальными судами в Англии и Уэльсе являются суд коронера (расследование "загадочных" смертей и самоубийств), военные суды, церковные суды, административные трибуналы (для разрешения трудовых конфликтов, земельные, налоговые и т. п.).
Значительную роль в отправлении правосудия играют также генеральный атторней и генеральный солиситор. Генеральный атторней и его заместитель генеральный солиситор считаются представителями интересов короны и могут возбуждать уголовное преследование (давать на него согласие, прекращать его) по отдельным делам. В ведомство генерального атторнея входят также директор публичных преследований, который возглавляет созданную в 1986 г. службу государственных обвинителей (участие в уголовных процессах, начатых полицией, возбуждение преследования, поддержание обвинения) и директор управления по борьбе с "серьезными мошенничествами", обладающий правом возбуждать преследование и вести расследование по таким делам.
Законом 1990 г. о судах и правовом обслуживании в Англии был создан новый для страны институт — адвокатура, в которую принимаются юристы, удовлетворяющие определенным требованиям и получившие соответствующий сертификат. Что же касается традиционного института присяжных, то здесь исследователи единодушно отмечают снижение его роли и упрощение классической жесткой модели. Законы 1960—1970-х гг. отменили для присяжных имущественный ценз и снизили возрастной до 18 лет, отменен также принцип единогласия (в меньшинстве могут, однако, остаться не более 2 присяжных), установлена возможность участия как в уголовном, так и гражданском процессе менее 12 человек. Одновременно законодательство 70—80-х гг. расширило перечень дел, рассмотрение которых возможно в суммарном порядке, без участия присяжных. В Шотландии никогда не существовало требования единогласного вердикта присяжных, а с 1980 г. для присяжных установлены те же требования и условия, что и в Англии.
Местное управление. В области местного управления усилился контроль центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах. Постепенно эти органы лишались наиболее важных полномочий в проведении независимой от бюрократического надзора местной политики. Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов стала их финансовая зависимость от дотаций правительства. Такое положение местных органов управления было закреплено актами 1929 и 1933 гг. Акт 1929 г. о местном управлении предоставил правительству полномочия ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органа самоуправления "нецелесообразными". Акт 1993 г. о местном самоуправлении подробно определил порядок возникновения, структуру, аппарат, а также другие административные и финансовые стороны деятельности местных органов. Любое действие местного органа, выходящее за предписанные законом права, признается превышением
В 1066 г. правитель Нормандии герцог Вильгельм, имея благословение римского папы и французского короля, высадился с войском на остров и, разгромив англосаксонское ополчение, стал английским королем. Нормандское завоевание оказало большое влияние на дальнейшую историю английского государства, которое развивалось в основном аналогично средневековым государствам континента. Вместе с тем отличительной чертой его эволюции начиная с XI в. стала ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти.
В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:
§ период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX- XI вв.;
§ период централизованной сеньориальной монархии (XI- XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);
§ период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV в.);
§ период абсолютной монархии (конец XV - середина XVII в.).
Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладельцы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвассалов), состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.
Свободное крестьянское население в XI-XII вв. находилось под воздействием противоречивых факторов. С одной стороны, королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов. С другой - развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов. Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания способствовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством. Сближали эти слои и определенная общность их экономических интересов.
Реформы Генриха II
Росту значения королевской власти и одновременно централизованного государственного суда и управления способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154-1189). Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик, отличный от аналогичных институтов континентальной Европы. В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил многочисленные междоусобицы магнатов. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) "О вооружении" (1181). Основой военной организации становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями.
Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей, а количественно главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, уступавшие рыцарству в военной подготовке, но более связанные с королем. В ходе церковной реформы, закрепленной в "Кларендонских конституциях" (1164), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля.
Реформа в области государственного управления. Не очень существенная. От королевского совета (королевской курии) обособилась палата шахматной доски. По существу, это казначейство: все доходы, все расходы оформлялись в этой палате. Название происходит от рисунка скатерти, которой покрывают стол, на который кладут деньги после сбора налогов (для их подсчитывания). Рисунок похож на шахматную доску. Из палаты шахматной доски выделяется ведомство канцлера (канцелярия).
Судебная реформа.
Король Генрих 2 вошел в историю Англии как один из могущественных монархов и первый представитель династии Плантагенетов, взошедший на трон. Корона досталась ему нелегко, однако власть удержать ему удавалось более 30 лет. Рассмотрим основные вехи его правления и подробнее остановимся на преобразованиях, которые провел монарх.
Страна в годы правления
Прежде чем рассматривать сами реформы Генриха 2, коротко опишем ту историческую обстановку, которая сложилась в Англии к началу его царствования. Смерть Генриха 1 стала причиной ослабления монархической власти и вызвала династическую смуту. Крупные богатые феодалы устраивали мятежи и захватывали земли короны. Всю Англию охватила анархия, поэтому нужна была сильная рука, которая сумела бы возобновить порядок. И Генриху 2 это удалось с успехом: опираясь на рыцарство и население городов, он сумел укрепить централизацию государства и осуществить ряд важнейших преобразований.
Первые шаги
Придя к власти, Генрих Второй приступил к решению проблем, вызванных смутой. В этом направлении было сделано следующее:
- Возвращены королевские земли.
- Сровняли с землей огромное число замков.
Все это помогло восстановить порядок в стране. Следующее направление реформ Генриха 2 – укрепление власти и ее централизация. Известно, что немалую помощь во внутренней политике оказала супруга монарха, королева Алиенора.
Основные направления
Рассмотрим ключевые направления реформ Генриха 2:
Таковы основные направления реформаторской деятельности Генриха 2. Далее основные изменения будут рассмотрены подробнее.
Преобразования в суде
Важнейшая заслуга Генриха 2 – централизация судебной власти. Теперь бароны не имели права судить, а законы короля признавались более значимыми по сравнению с местными. Как проходил королевский суд?
- Прежде всего проводилось расследование, именуемое инквизиционным судопроизводством.
- Только после этого выносилось решение.
Это стало важнейшим шагом в преобразовании судебной системы, которая раньше носила характер божественного суда и испытаний.
Очень интересно, что в рамках реформ Генриха 2 в Англии был создан суд присяжных – опытных людей, которые давали показания по убийствам, разбоям и иным нарушениям закона. В отличие от современных присяжных, решения они принимать не могли, а лишь помогали разоблачить преступников. Многие из присяжных впоследствии становились судьями и наделялись полномочиями по составлению приговора.
Чтобы ограничить власть феодалов на местах, был создан институт разъездных судов, который принимал решения по наиболее важным делам. Постепенно обязанности судей были делегированы 3 различным органам:
- Суд королевской скамьи занимался решением уголовных дел.
- Суд общих тяжб рассматривал земельные споры.
- Суд казначейства ведал финансовыми вопросами.
Все это помогло сделать судебную систему Англии более совершенной и справедливой.
Следующая особенность судебной реформы Генриха 2 – платная основа судопроизводства. Вырученные средства были одним из источников пополнения казны.
Значение и особенности реформы суда
Рассмотрим, что изменили реформы Генриха 2 в устройстве судопроизводства. Государственная юрисдикция была укреплена благодаря ограничению судебной власти феодальных собственников. Однако важно отметить и ограниченность преобразования – оно касалось исключительно свободного населения и никак не облегчило участь зависимых слоев, например, крестьян. То есть для большей части населения страны все оставалось как прежде.
Феодальные собственники, согласно ассизам Генриха 2 (судебным распоряжениям короля), более не могли заниматься уголовными делами и тяжбами, связанными с землей и ленными владениями.
Судебная власть имела по большей части светский характер. Ее высший орган, Королевскую курию, представляли 5 юристов, трое из которых не принадлежали духовенству. Обращение именно в курию обязательным не было, при желании каждый мог воспользоваться услугами судов графств, сотен, но воспринималось оно как благо для свободных граждан.
Церковные реформы
В области церкви реформы Генриха 2 в Англии касались следующих моментов:
- Последней инстанцией признавался король.
- Решающее слово оставалось за монархом и при назначении высших церковных чинов.
- Архиепископы и епископы без его позволения не могли покидать страну.
- Часть доходов церковных кафедр направлялась в казну.
Но церковь оставалась еще очень сильной – даже избрание на пост архиепископа доверенного лица Генриха 2, Томаса Бекета, не смогло изменить ситуацию.
Преобразования в военной сфере
Еще одно направление – возобновление системы ополчения, в которое входили свободные люди – крестьяне и ремесленники.
Значение
Рассмотрим, что изменили в стране реформы Генриха 2. Прежде всего, они позволили укрепить королевскую власть, ограничив влияние крупнейших феодальных собственников. Монарх стал в меньшей степени зависеть от феодалов, что позволило усилить централизацию власти.
Опора на широкие народные массы и соответствие политики их интересам позволили королю добиться прочной централизованной власти, которая по тем временам не была присуща ни одному континентальному государству. При этом не стоит забывать, что на трон он взошел в атмосфере полной анархии, а уходя, оставил порядок.
Читайте также: