Когда был суд над жанной дарк

Обновлено: 05.05.2024

30 мая 1431 года в французском городе Руан была сожжена на костре одна из самых известных женщин в истории человечества Жанна д'Арк. Жанна Д'Арк родилась в семье деревенского старосты в селении Домреми.

Однажды она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сообщили девушке, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд важных военных побед.

23 мая 1430 года близ города Компьен отряд Жанны был взят к англичанам. В Руане был организован церковный суд, который обвинил Жанну д'Арк в ереси и колдовстве. Ходили слухи, что Жанну предали приближенные Карла VII.

В январе 1431 года в Руане начался суд над Жанной Д'Арк. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI. Суд над Жанной был призван доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну медицинскому освидетельствованию, чтобы установить, что девушка не невинна, что она вступила в связь с дьяволом. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отказаться от этого обвинения. Процесс над Жанной продолжался несколько месяцев.

29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с предельной мягкостью. Фактически это означало смертный приговор. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего лишь 21 год.

30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила: "Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка". Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат.

Через 25 лет после гибели в 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк она была признана национальной героиней, а 16 мая 1920 веке католическая церковь провозгласила ее святой.

Слухи о том, что на самом деле Жанна Д'Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни. Было проведено множество исследований, написано много книг.

По одной из легенд, которая, в частности, излагается в книге Черняка "Судебная петля", Жанна Д'Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера Д'Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого Д'Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, - в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты - были твердо убеждены, что это она и есть.

В 1436 году брат Жанны Жан дю Ли то и дело передавал письма своей сестре и ездил к ней в город Арлон (записи о расходах сохранились в счетной книге Орлеана). В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну Д'Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". Могли ли все эти люди, прекрасно знавшие Жанну Д'Арк, впасть в коллективное заблуждение?

После смерти Робера Д'Армуаза Жанна еще раз вышла замуж, а в конце 50-х годов почтенной даме пожаловали официальное прощение за то, что она посмела называться Орлеанской девственницей.

Естественно, все это утверждало, что в Руане была сожжена вовсе не Жанна Д'Арк, а совсем другая женщина. Это, в частности, сообщал в своем дневнике один из очевидцев казни, некий парижский буржуа. Вспоминали в народе и то, что во время казни лицо осужденной было закрыто колпаком. Оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту и даже окна ближайших домов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями. Тело зрителям позволили увидеть лишь после того, как палач загасил огонь: оно было обуглившимся до неузнаваемости. Останки Жанны не погребли, а сбросили в реку. Даже сама дата казни оказалась не вполне точной: современники и историки называли не только день 30 мая, но и 14 июня, 6 июля, а то и февраль 1432 года.

Согласно еще одной легенде Жанна Д'Арк была не дочерью крестьян, а незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII. Потому, собственно, и выжила. Эта легенда многое объясняла. Разные исследователи находили странным, что Жанна была до мелочей осведомлена о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевым копьем (привилегия исключительно дворян, возведенных в сан рыцарей), говорила на чистом французском языке без провинциального лотарингского акцента и столь небрежно, безо всякого почтения общалась с коронованными особами.

Легенда о том, что Жанна Д'Арк называлась Орлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-зa причастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собой некоторое основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила незаконного ребенка (его отцом, по-видимому, был герцог Людовик Орлеанский), который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чей пол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось.

«Жанна д

Детство, отрочество, война

Медиевисты предполагают, что Жанна д'Арк родилась в 1412 году в небольшой деревне Домреми на северо-востоке Франции. Начало XV века — самый разгар Столетней войны (1337–1453) между Англией и Францией. Французское королевство несло огромные потери и было близко к полному поражению. Ситуацию усугубил договор, подписанный в Труа в 1420 году супругой короля Франции Изабеллой Баварской. Согласно договору, английский правитель Генрих V после смерти Карла VI Безумного Валуа (которая наступила двумя годами позднее) объявлялся наследником французского престола, несмотря на то что у Изабеллы и Карла VI подрастал сын. Этот договор стал фактическим присоединением Франции к Англии, и

страна начала медленно распадаться на три части: юг остался верен династии Валуа, север перешел под управление англичан, а Бургундия, хотя и старалась сохранять независимость, все же отдавала предпочтение Англии.

Уверовав, что ей действительно надлежит спасти Францию от англичан, Жанна стала упрашивать родителей снарядить ее в путь к дофину Карлу VII, который обязательно даст ей войско. Согласно записям, найденным в родной деревне девушки, Жанну даже насильно выдали замуж, чтобы она остепенилась и занялась хозяйством. Однако расторгнуть брак первым пожелал ее новоиспеченный супруг, которому очень не нравилось, что Жанна постоянно ему отказывает в исполнении супружеского долга. Молодоженов сумели развести — для Средних веков событие почти небывалое.

Осознав, что родители ей не помощники, в 16 лет дева бежала из дома в соседний город Вокулер к приятелю своего отца, капитану де Бодрикуру. Его Жанна также просила помочь встретиться с дофином.

Поначалу де Бодрикур довольно иронично отнесся к рассказам Божьей посланницы, однако спустя какое-то время согласился дать ей людей и снаряжение. В 1429 году, отправляясь в замок Шинон вместе с двумя солдатами де Бодрикура, Жанна для безопасности сменила свое платье на мужской костюм и остригла волосы.

попросила дать ей войско, которое она поведет на освобождение Орлеана: да, военному искусству она не обучена и меча в руках не держала, но зато ее оберегают святые.

Такие речи показались Карлу VII довольно занятными, к тому же он был одержим желанием занять французский престол, который мог ему вовсе не достаться. В конце 1420-х годов французскими землями, которые перешли к англичанам после договора в Труа, управлял герцог Бедфорд, регент при младенце Генрихе VI, сыне скончавшегося к тому времени Генриха V. О Карле VII ходили слухи, что, даже если англичане покинут Францию, у него все равно нет прав на престол, так как он незаконный сын Карла VI Безумного и рожден распутницей Изабеллой Баварской от неизвестного герцога. Если бы его на царство венчала Божья посланница, думал дофин, в глазах людей это был бы хороший знак, что власть ему дана свыше.

4 мая 1429 года составом французских войск была одержана первая крупная победа спустя долгие годы поражений в Столетней войне. Это событие не только помогло снять часть осады, но и заметно подняло дух солдат.

Несколько дней спустя, 7 мая, во время сражения у башни Туреллей Жанна была ранена выше ключицы, и французы опять сникли. Что же это за Божьи посланники такие, думали они, если их даже в доспехах так легко берет оружие? Самостоятельно вырвав из раны стрелу, дева снова села на коня и вышла на поле боя. Кстати, как отмечали французские солдаты, при дворе дофина Жанна, скорее, кокетничала, говоря о неумении воевать, на самом деле она не так уж плохо управлялась с оружием. 8 мая наступила полная победа французов над англичанами при Орлеане, после чего Жанну д'Арк стали именовать Орлеанской девой. Как и обещала, Жанна короновала своего правителя в Реймсском соборе. А за свою победу попросила у нового короля еще лошадей и отмены налогов с родной деревни.

Одного Орлеана оказалось недостаточно. Чтобы утвердить свое полное превосходство, французам было необходимо освободить еще и Париж. Зная о том, что город укреплен намного лучше Орлеана, д'Арк просила Карла VII дать ей больше солдат. Но, как отмечают историки, король отказался тратиться на увеличение армии. Подойдя к стенам Парижа в конце августа 1429 года, Жанна вместе со своим немногочисленным войском потерпела крах и отступила. Знаменосца д'Арк убили, а саму девушку тяжело ранили. От следующих военных походов ей пришлось отказаться до полного выздоровления. Французы начали поговаривать, что Жанна слишком возгордилась после победы при Орлеане и теперь святые ей уже не помогают.

Жаль, что не наша

В мае 1430 года д'Арк решила помочь снять осаду с Компьеня, который заняли сообщники англичан — бургундцы. Во время одного из боев ее захватили в плен и потребовали за освобождение 10 тыс. ливров — колоссальную сумму по тем меркам.

Валуа отказался платить за подданную, и в ноябре 1430 года ее выкупили англичане.

Кстати, Божью посланницу требовал выдать главный инквизитор Франции, но за меньшие деньги. Позднее один из его наместников — Жан Лемэтр — будет среди судей в процессе над Орлеанской девой.

Сжигали обычно только самых непримиримых фанатиков, которые ни при каких условиях не отрекались от своих взглядов, например Джордано Бруно.

Подводя деву к костру, судьи еще раз спросили, не желает ли она подчиниться Церкви, на что она в который раз ответила отказом. Однако пока зачитывали смертный приговор, Жанна вдруг начала кричать, что от всего отрекается и остается с Церковью. Ей сразу же подсунули заранее подготовленную для таких случаев бумагу, текст которой девушка все равно не могла прочитать из-за своей неграмотности. Там было сказано следующее: она признает себя виновной в одурманивании людей и будет пожизненно содержаться в тюрьме на хлебе и воде. После того как Орлеанская дева что-то нацарапала на листке, ее увели обратно в тюрьму.

Жизнь после смерти

Девушку даже признали братья настоящей Орлеанской девы. Чудом спасенную героиню начали одаривать драгоценностями и воздавать почести.

И тем не менее лже-Жанна все-таки попалась на какой-то мелочи, за что потом и поплатилась.

После казни Жанны д'Арк король Франции Карл VII, видимо, периодически испытывал муки совести, ведь он не сделал ничего, чтобы спасти от жестокой смерти ту, которая возвела его на престол. С 1452 года он начал заниматься, как сказали бы сейчас, реабилитацией Орлеанской девы. Валуа удалось добиться повторного рассмотрения дела, и в 1456 году с Жанны сняли все обвинения в ереси.

В течение долгого времени ее статус святой и национальной героини даже не подлежал сомнению, пока не пала монархия. Первые республиканцы связывали Орлеанскую деву только с королевской властью, а культ девства — с пережитками прошлого. В середине XIX столетия французы решили: неважно, какой строй поддерживала д'Арк, главное, что она героиня из простого народа.

В 1909 году Орлеанская дева получила прозвище Блаженная. Тогда же постоянно шли разговоры о канонизации Жанны д'Арк, что оказалось делом весьма непростым.

По существующим законам, чтобы объявить кого-либо святым, требуется предоставить подтверждения свидетелей о чудесах.

Естественно, в ХХ веке найти тех, кто видел деву, было невозможно. Однако ее канонизировали на основании рассказов двух женщин о чудесных исцелениях. После долгих молитв, вознесенных к Орлеанской деве, одна смогла вылечить язвы на стопе, а другая — избавиться от шумов в сердце. К тому же о своей национальной героине французы постоянно вспоминали во времена Первой мировой войны: образ женщины-воительницы вновь стал очень популярным, и его часто воспроизводили на плакатах. Решением Римской католической церкви в 1920 году Жанна д'Арк была признана святой. Ежегодно 8 мая Франция чествует свою любимицу, вспоминая, как дева вела войска к свободе Франции.

Пожалуй, ни одна из жертв инквизиции не удостоилась такого внимания со стороны историков и богословов, как знаменитая национальная героиня французского народа Орлеанская дева, погибшая на костре в Руане по решению инквизиционного трибунала 30 мая 1431 г.

Инквизиционный трибунал, судивший ее, находился на службе англичан, которые добивались смерти Жанны, надеясь, что этим они нанесут чувствительный удар своим французским противникам. Таким образом, процесс над лотарингской крестьянской девушкой носил ярко выраженный политический характер, хотя обвиняемую и судили за мнимые преступления против церкви и католической веры.

Однако прежде чем перейти к процессу над Жанной д'Арк, напомним, хотя бы вкратце, кем она была в действительности и что привело ее на скамью подсудимых св. трибунала в Руане.

Жанна д'Арк родилась около 1412 г. (Точно год рождения Жанны д'Арк не установлен). в крестьянской семье в деревне Домреми в Лотарингии (Восточная Франция).

И все же следует отметить, что Карл и его двор в отношении девушки из Домреми проявили известную перестраховку. Они доверились ей только после того, как она прошла соответствующую проверку, иначе говоря, после того, как была подвергнута исчерпывающему допросу для выяснения, не колдунья ли она. В течение месяца в г. Пуатье ее допрашивали с пристрастием на этот предмет богословы, юристы и советники Карла. Они пришли к единой душному мнению, что Жанна правоверная христианка, достойная доверия, и что, следовательно, надо дать ей возможность сражаться за дело французского короля. И она возглавила 10-тысячное войско, которое под Орлеаном нанесло поражение англичанам, осаждавшим этот город. Англичане были вынуждены отступить. Вслед за этим французы под водительством столь необычного не только в те времена полководца освободили Реймс, где претендент на престол после торжественной коронации стал Карлом VII.

Народ и окружение Карла воспринимали эти неожиданные победы как чудесные явления, как результат того, что бог, доверяющий Жанне и действующий через нее, поддерживает французов против англичан. Король и его двор заискивали перед своей спасительницей, в народе слава Орлеанской девы, как стали ее именовать, росла не по дням, а по часам. Разумеется, совершенно иной эффект имели победы французского оружия в лагере англичан и их союзников-бургундцев. Англичане приписывали победы французского оружия колдовским чарам Жанны д'Арк, утверждали, что. она связана с сатаной и действует при его поддержке и по его наущению. Они угрожали пастушке из Домреми, превратившейся в героиню Франции, жестокой расправой. Они даже не подозревали, как быстро смогут осуществить свои угрозы.

Не прошло и года после победы под Орлеаном, как 23 мая 1430 г., в одной из стычек под Парижем, который французские войска безуспешно пытались освободить от англичан, бургундцы взяли в плен Жанну д'Арк. Разумеется, при желании, согласно существовавшим тогда обычаям, Карл VII мог свою избавительницу выкупить у неприятеля.

Но благодарные короли бывают только в сказках. Карл VII ничего не сделал, чтобы вызволить свою спасительницу из плена. Не проявил никакого интереса к судьбе Жанны и другой французский вельможа - архиепископ Реймский Ренье де Шартр. А ведь бургундцы предлагали в первую очередь им выкупить Жанну д'Арк. Почему же они предали Орлеанскую деву? Жанна, боготворимая народом, представляла угрозу их классовым интересам. Теперь само провидение устраняло эту помеху с их пути. Если действительно у нее связь со святыми, то пусть они и спасают ее, коли найдут нужным сделать это.

Зато англичане не пожалели дать бургундцам 10 тыс. ливров за их пленницу. Жанна должна была заплатить жизнью за нанесенные англичанам поражения. Но англичане эту грязную работу сделают руками французов, а точнее - продажного французского духовенства.

Кошон был весьма авторитетным церковным чином. Одно время он преподавал в Парижском университете и даже числился его ректором. Он участвовал в Констанцском соборе и обладал почетным титулом папского референдария. Англичане высоко ценили его услуги, он был членом королевского совета Англии, доверенным лицом опекуна малолетнего Генриха VI - его дяди герцога Бедфорда. Жадный на деньги и всякого рода почести, коварный и беспощадный, Кошон решил использовать в карьеристских целях дело Жанны д'Арк, тем более что англичане обещали ему в награду митру архиепископа руанского.

Кошон ревностно приступил к исполнению инквизиторских обязанностей. Он назначил инквизиционный трибунал из 12 известных богословов (по числу апостолов), кроме того, привлек участвовать в судебном разбирательстве в качестве экспертов 16 докторов и б бакалавров богословия, членов капитула Руанского собора, 2 лиценциатов по каноническому праву, 11 юристов руанского суда, 2 аббатов и ряд других церковников - всего около 125 человек. Пять месяцев, пока длился суд над Жанной, эта свора французских прелатов кормилась за счет англичан. По подсчетам историков, англичанам этот суд обошелся в 10 тыс. ливров, что вместе с ранее выплаченным за Жанну выкупом составляло 20 тыс. ливров. Эти деньги англичане получили с населения оккупированных ими областей Франции.

Сопредседателем судилища над Жанной являлся руанский инквизитор доминиканец Жан ле Метр, полномочия которого были подтверждены инквизитором Франции Жаком Гравераном. Только один из этого блистательного созвездия церковных иерархов и богословов, аббат Николай Гуперланд, высказал сомнения, полномочен ли суд, состоящий из заведомых противников Карла VII, судить его сторонницу Жанну д'Арк. Чтобы отбить охоту у других оспаривать полномочия Кошона, Гуперланда исключили из состава трибунала, засадили в Руанский замок и пригрозили утопить, если он станет настаивать на своих сомнениях. Впрочем, остальные участники судилища ревностно выполняли свои инквизиторские обязанности, следуя указаниям Кошона и ле Метра.

Трибунал провел шесть пленарных заседаний, и девять раз Кошон и его сподручные допрашивали Жанну.

Жанна парировала провокационные вопросы инквизиторов с искусством, вызывавшим удивление ее мучителей.

Вот некоторые их вопросы и ее ответы:

- Считаешь ли ты, что на тебе почиет божья благодать?

- Если на мне нет благодати, да ниспошлет мне ее бог; если же есть, да не лишит он меня этой благодати!

- Как выглядел архангел Михаил, когда он появился перед тобой?

- Я не видела у него нимба и не знаю, как он был одет.

- Что же вы думаете, нашему господу не во что его одеть?

- Были ли у него волосы?

- А почему же, скажите на милость, его остригли бы?

- Почему на коронации в Реймсе несли твое знамя, а не знамена других полководцев?

- Это знамя разделяло тяготы борьбы, оно было вправе разделить и славу!

Инквизиторы пытались обвинить Жанну в колдовстве! на том основании, что она разрешала женщинам из наро­да целовать свои украшения. Она им ответила:

- Да, многие женщины касались моих колец, но я не знаю ни их мыслей, ни намерений.

Инквизиторы пытались уличить свою жертву в богохульстве:

Она отказалась присягнуть, что ответит без оговорок на все вопросы инквизиции:

- Я не знаю, о чем вы будете меня допрашивать; быть может, вы будете допрашивать меня о таких вещах, о которых я не желаю говорить.

Ей задали вопрос:

- Убежит ли она, если к этому представится удобный случай?

Она ответила, что, если бы дверь была открыта, она ушла бы, хотя бы только для того, чтобы убедиться, угодно ли господу, чтобы она бежала.

Жанну спросили, согласна ли она подчиниться папе?

- Отведите меня к нему, и я скажу ему,- последовал весьма хитрый ответ (См.: Doncoeur P. Paroles et lettres de Jeanne la Pucelle. Paris, 1960, p. 130).

Кошон стал угрожать Жанне пытками. Он повел свою пленницу в камеру пыток, где заявил ей:

Жанна ответила Кошону:

- Говоря правду, если вы мне вырвете мои члены и выбьете мою душу из тела, даже тогда я не изменю своих показаний, если же я скажу вам другое, то затем я всегда буду утверждать, что вы силой заставили меня сделать это (Fabre J. Les bourreaux de Jeanne d'Arc. p. 92).

Пытки к Жанне не были применены, ибо Кошону и его сотрудникам в конце концов удалось ее запутать хитроумными вопросами и заполучить от нее таким образом желанный материал для обвинительного приговора.

Орудия пыток


Орудия пыток

В начале мая 1430 г. инквизиторы, руководимые Кошоном и ле Метром, сформулировали свои обвинения против Жанны д'Арк.

Суд признал, что ее видения ангелов и святых исходили от злых духов и дьявола.

Утверждение обвиняемой, что она вручила Карлу VII корону, якобы полученную ею от св. Михаила, было признано пустой выдумкой, делом тщеславным, лживым, гибельным и посягающим на достоинство церкви.

Жанна была обвинена в самовольном уходе из дома, что довело ее родителей почти до сумасшествия от горя, и в том, что обещала Карлу VII восстановить его королевство якобы по велению бога.

Почитание нисходивших к Жанне святых и вера в то, что они посланы богом, не посоветовавшись по этому вопросу с лицом духовным; такая же уверенность в этом, как вера в Христа и его страсти; отказ открыть без повеления бога, какое чудесное знамение было дано Карлу, доказывали, согласно суду, что Жанна - идолопоклонница, призывала демонов, заблуждалась в вере, безрассудно дала запрещенную клятву.

Отказ Жанны повиноваться приказаниям церкви, если они противоречат мнимым повелениям бога, доказывал, утверждал суд, что обвиняемая схизматичка, придерживается мнений, идущих вразрез с истиной и авторитетом церкви, и гибельно заблуждается в вере бога См.: (Ли Г. Ч. История инквизиции в средние века, т. 2, с. 410-411).

Вслед за этим Жанне был зачитан новый приговор: она присуждалась к пожизненному тюремному заключению на хлебе и воде. На этом аутодафе закончилось. Однако вместо того, чтобы отвести осужденную в церковную тюрьму, как это ей было обещано, Жанну возвратили англичанам, которые заковали ее в цепи и вернули в подвалы Буврейского замка.

Если раскаяние Жанны и ее подчинение авторитету церкви инквизиторы могли считать для себя победой и наградой за свои черные дела, то англичане вовсе не были в восторге от такого финала процесса против их смертельного врага - Орлеанской девы. Живая Жанна д'Арк, даже осужденная, раскаявшаяся и находящаяся под стражей их солдат, все же представляла для английского претендента на французский трон большую опасность. Меньше чем на ее казнь они не желали согласиться, в недвусмысленной форме заявив об этом Кошону и другим инквизиторам. Дальнейший ход событий показал, что инквизиторы охотно пошли навстречу пожеланиям своих патронов-англичан.

Что произошло с ней в последующие дни в тюрьме, где она находилась во власти англичан, с точностью трудно сказать. Если верить заявлению доминиканского монаха Мартина Лавеню, сделанному им во время процесса по пересмотру дела Жанны д'Арк в 1450 г., то над пленницей после аутодафе пытались надругаться английские солдаты, что заставило ее вновь надеть мужское платье (La rehabilitation de Jeanne la Pucelle. L'enquete ordonne par Charles VII en 1450 et le Codicille de Gillaume Bouille. Paris, 1956, p. 44-45). Свидетельство доминиканца Лавеню заслуживает доверия, так как он был в те дни исповедником Жанны.

Казнь Жанны д'Арк состоялась 30 мая 1431 г. на площади Старого рынка в г. Руане, куда ее привезли на позорной колеснице из тюрьмы в сопровождении английской стражи.

Сожжение Жанны д


Сожжение Жанны д'Арк. Художник Ж. Э. Ленепье (182)

Сожжение Жанны д


Сожжение Жанны д'Арк. Художник Ж. Э. Ленепье (1819-1898)

Мы не сказали о том, как вела себя Жанна в день своей казни потому, что восстановить эти подробности не представляется возможным. Ее сторонники свидетельствовали, что она мужественно и гордо взошла на костер, а противники утверждали, что она каялась и рыдала. Кошон и англичане даже после сожжения Орлеанской девы продолжали клеветать на нее, обвиняя свою жертву во всевозможных преступлениях против веры, жестокостях и бесчестных поступках.

Кошон, будучи ученым богословом, прекрасно понимал, что расправа над Жанной была не только местью французской патриотке, возглавившей борьбу против англичан, но и ударом по простому народу, видевшему в ней, а не в феодалах и церковных иерархах, свою избавительницу.

Это понимал не только Кошон и англичане, но и Карл VII, который спокойно взирал, как его противники расправлялись с Жанной. Но мертвая Жанна уже не представляла для Карла той потенциальной опасности, которую он видел в живой крестьянке из Домреми. Поэтому, когда в 1449 г. французы завладели Руаном, Карл, ничего не сделавший для ее спасения, теперь отдал приказ пересмотреть дело Жанны д'Арк. Хотя и с опозданием, но король решил снять ярлык колдуньи с той, которой был обязан своей короной.

Однако пересмотр дела продвигался медленно. Сжечь Жанну было куда проще, чем реабилитировать. Несколько лет спустя по просьбе родных Жанны папа Каликст III назначил комиссию в составе нового архиепископа Руанского, епископов Парижа и Кутанса и нового инквизитора Франции Жана Брегаля, которой поручил пересмотр дела за счет просителей.

Опасаясь превращения Жанны в республиканскую героиню и желая использовать ее популярность в народе в интересах церкви, Ватикан в 1897 г. начал процесс ее беатификации. В 1909 г. папа Пий X провозгласил ее блаженной, а в 1920 г. Бенедикт XV приобщил ее к лику святых. Среди многих тысяч жертв инквизиции Жанна д'Арк пока что единственная, посмертно удостоенная столь великой чести.

(Ruyssen R. P. France religieuse du XII au XV siecle. Paris 1958 p. 257-258). Позволительно спросить Руиссена, почему в таком случае всевышний разрешил Кошону бросить свою избранницу в костер?

Пусть же церковники перекраивают, дописывают, искажают историю. Им все равно не скрыть того факта, что их собратья бросили в костер национальную героиню Франции - Жанну д'Арк, суд над которой был и остается одной из самых позорных страниц омерзительной деятельности инквизиции.

Жанна Дарк

Самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д’Арк 30 мая 1431 года в городе Руане.


Согласно утверждению Жанны д’Арк, к ней явились в видимом облике архангел Михаила и святая Екатерина Александрийская, которые объявили ей, простой крестьянской девушке, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков-англичан из королевства.



И чудо свершилось! Когда Жанна во главе армии подошла к осажденному Орлеану, она, держав ряд побед над англичанами, за четыре дня вынудила их снять осаду с города, что французским военачальникам казалось невозможным.



Следующей задачей для Орлеанской девы стало освобождение Реймса, в котором традиционно короновали всех правителей Франции. Это тоже казалось трудносвершимой задачей. Но пример Жанны всколыхнул патриотические настроения во Франции. Карл до последнего сомневался в успехе похода на Реймс. Однако сбылось предсказание Девы — войска бескровно прошли к стенам города за две с половиной недели. Корону дофину надели в Реймском соборе. Рядом с королем стояла Жанна д’Арк со знаменем, в доспехах рыцаря.


В мае Жанна 1430 года Жанна пришла на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами. Можно предположить, что командующий гарнизоном города капитан Гийом де Флави не очень обрадовался, что она фактически отнимает у него власть над людьми. По его приказу 23 мая был поднят мост в город, что отрезало Жанне после вылазки путь для отхода под прикрытие крепостных стен. Превосходящие численностью бургрундцы стащили Жанну с седла и схватили ее брата и оруженосца.

Адольф-Александр Дилленс

Командующий бургундцев в Пикардии Жан Люксембургский, говорят, запросил у Карла выкуп за Жанну. Карл, который был коронован в Реймсе благодаря ей, не сделал ничего, чтобы спасти Орлеанскую деву, спасшую Францию.

А тем временем бургундцы за 10 000 золотых ливров продали её англичанам. В ноябре-декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан, где начался церковный процесс по обвинению ее в ереси, в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Судебное и церковное расследование затянулось. Но французская героиня была обречена.


Чтобы уличить ее в связях с Дьяволом, к участию в расследовании пригласили изгнанного из своей епархии в Бовэ епископа Пьера Кошона, считавшегося докой по выведению еретиков на чистую воду. За успешную расправу над Девой англичане обещали ему митру архиепископа Руана.

Епископ Кошон банально обманул бедную девушку. Он показал ей сложенный костер, на котором она погибнет, если не признает свою вину и пообещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу о послушании Церкви и отречении от ересей. Героиня, спасшая Францию, писать не умела и поставила на бумаге вместо подписи крест. Между тем, у нее отобрали женскую одежду, и она за неимением другой одела мужскую. Это означало, что она вторично впала в ересь, чему прощения уже не могло быть. Трибунал приговорил ее смертной казни на костре.



Например, Жанну держали в заточении в башне руанского замка под охраной английских солдат, а не в церковной темнице, как того предписывал Закон для проведения церковных судов. Говорят, что когда епископу Кошону, сказали про это, он ответил, что англичане вряд ли согласятся на перевод Жанны в другое место. То есть Кошон то ли побоялся просить англичан об этом, то ли получил отказ. Не все из семи судей проявили кровожадность. Например магистр искусств и лиценциат канонического права Жан де ла Фонтен даже получил резкий выговор от Кошона сочувствие к пленнице. Гордый ла Фонтен не потерпел этого и после 27 марта в знак протеста перестал являться на заседания суда. Правда, протест ему дорого обошелся. Жан де ла Фонтен пропал без вести.

Зато остальные шесть судей жалостью не отличались. Особенно каноник Бове и Байё, который демонстрировал откровенную ненависть к Жанне и разнузданно вел себя на суде, за что даже получил выговор от графа Уорика. Но и с ним вскоре после суда случилось несчастье. Он утонул в болоте.

Как только не издевались священнослужители над бедной девушкой. Ее пугали, что если она не подчиниться Церкви, то не получит таинств. Стращали пытками. Выводили на кладбище аббатства Сент-Уэн и демонстрировали приготовленный для нее костер.

На заседании 28 марта Жанне были зачитаны 70 статей обвинения, составленных Жаном д’Эстиве. Причем, большая часть обвинений базировалась на показаниях самой Жанны.


Когда Жанну приговорили к казни, к ней допустили каноника Пьера Мориса, чтобы он исповедовал ее, а затем причастил. Вообще-то, Жанне, объявленной еретичкой, никакие обряды были не положены. Но видимо, это составляло часть сделки в обмен на ее признание.



Бедная девушка плакала и причитала, взывая к Господу. Даже многие англичане, преисполнились к ней сострадания.


. На Старом рынке в Руане уже все было готово для образцово-показательной казни: сколочены деревянные помосты для судей и эшафот для Жанны д’Арк. Он имел гипсовое основание, вокруг которого штабелями высились дрова.

Герман Штильке

Казнь Жанны-2

По прибытию к месту казни палач с трудом привязал ее к столбу, так как мешали большие вязанки хвороста.

Казнь Жанны-рисунок

От членовредительства Жанну действительно избавили, но от костра – нет.

КАзнь Жанны-3

Один английский солдат, который хвалился, что первый подбросит в костер вязанку хвороста, свалился в обморок. Но это не задержало процесс казни.


Казнь Жанны- 4

А потом из-за облаков дыма, ее уже не стало видно.


Вероятнее всего, Жанна умерла от удушья и болевого шока. Но страданий ей в свои последние минуты пришлось познать в полной мере. Не приведи господь никому таких страданий, которые испытала в свой смертный час героиня Франции, осужденная и казненная французами, под надзором англичан.

Англичане не хотели, чтобы об юной девице, нанесшей им уязвляющие самолюбие поражения, осталась какая-либо память на земле. Палач получил распоряжение после того, как осужденная погибнет, залить костер, чтобы горожане могли осмотреть останки и убедиться, что они принадлежат именно Орлеанской деве.

Когда огонь погас, можно было видеть несколько еще кровоточащих кусков тела, в частности, сердце, которое, по ряду свидетельств, осталось абсолютно не тронутым огнем. Выдержав паузу, палач снова взялся за работу и опять разжег огонь. А когда все окончательно сгорело, кардинал Винчестерский приказал палачу бросить все, что осталось от костра, в Сену.

Тот выполнил указание. Пепел оставшийся от народной героини Франции был развеян над Сеною.


16 мая 1920 года Орлеанская дева Жанна д’Арк была причислена католической церковью к лику святых. Она считается покровителем военных и Франции.

Читайте также: