Судебная деятельность это деятельность

Обновлено: 18.05.2024

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Субъектом судебной деятельности является суд, как коллегиально, так и единолично. К коллегиальному суду относятся суды субъектов РФ, суды присяжных, президиумы судов. К единоличным судам относятся, например, мировой и районный суды.

Цель судебной деятельности: 1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений; 2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод.

Объектом судебной деятельности – установление и исследование совокупности доказательств, которые будут получены участниками уголовного процесса на протяжении рассмотрения уголовного дела. Вид судебной деятельности – судебный контроль.

Методы исследования судебной деятельности.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод. Исследование судебной деятельности невозможно без методологии, которая объединяет в себе мировоззрение, теоретические концепции, диалектические категории и законы, общенаучные и частные методы.

С помощью диалектического метода исследуются истоки возникновения судебной деятельности, эволюционное развитие и становление ее как опыта, результата судебной деятельности. Судебная деятельность не может быть сама по себе. Непосредственное участие в ее формировании, создании принимает судья (коллегия судей), наделенный в установленном порядке полномочиями, обладающий определенной квалификацией, профессиональным и жизненным опытом.

Эволюция судебной деятельности проходит последовательный путь своего развития, который непосредственно связан на каждом этапе с государственным устройством, экономикой, правовой культурой, правосознанием в обществе. Спорные отношения регулируются обычаями, договорами, судебными прецедентами, нормативными актами. Разрешать конфликтные ситуации призваны судьи, по результатам рассмотрения спора судья принимает решение, которое становится обязательным для участников судебного разбирательства. Неоднократное применение к спорным случаям обычая, прецедента, правового акта создает единообразие в рассмотрении спора и вырабатывает единую судебную практику применительно к определенной спорной ситуации.

Историческое исследование находится во взаимосвязи с диалектикой и дает возможность глубже понять пути и влияние государства на развитие судебной практики, в какой форме проходило ее формирование на определенных этапах. Начало такой деятельности положили спорные отношения между людьми. Разрешение споров имело крайне агрессивные формы судопроизводства, одна из них - самосуд. С образованием государства судопроизводство осуществляется в рамках установленных правил, принципов. Вместе с тем исторический метод является лишь одним из важных моментов научного познания и должен рассматриваться в единстве с логическим методом.

Без логического мышления не возможно выработать не одно законное, справедливое судебное решение, изложить в нем наиболее точное толкование нормы закона, дать правильную квалификацию преступному деянию, сформулировать правоположение, правовую позицию, которые могут стать образцами единообразного применения нормативного акта в судебной практике или применения судейской нормы (правовой позиции) к сходным случаям.

Философское понимание в исследовании судебной деятельности позволяет говорить о том, что на ее формирование оказывают влияние два фактора - психологический и практический, совокупность которых позволяет накапливать опыт и выработать окончательный результат, продукт практической деятельности.

Сравнительно-правовой метод является одним из важных средств изучения правовых явлений. С его помощью исследуются проблемы судебной деятельности в правовых системах мира, что позволяет выявить общие закономерности возникновения, развития и формирования судебной деятельности.

Также в судебной деятельности используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и иные. Их общая совокупность способствует внутреннему единству, достоверности, полноте и непротиворечивости судебной деятельности

Соотношение понятий: судебная деятельность – правосудие.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Судебная деятельность –форма проявления судебной власти

Судебная власть –самост ветвь гос власти, кот-ая проявляется во властных отношениях судов рассмотрения и разрешения вопросов, относенных к их компетенции по средствам судопроизводства для защиты прав человека ,гражданина ,общ-ва и гос-ва.

Судопроизводство- досудебное и судебное производство по уголовному делу

Правосудие – основное направление деятельности судебной власти, прояв-

ляющееся во властных полномочиях судов по установлению и наказа-

нию виновных в нарушении прав и свобод человека и гражданина, инте-

ресов общества и государства в определенном процессуальном порядке.

рассмотрение и разрешение дел по существу в установленном процессу-

альном порядке и применение на основе закона государственного при-

нуждения к правонарушителю или оправдания невиновных в целях за-

щиты прав и свобод.

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Законность— деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивший в законную силу судебных постановлений.

Единство статуса судей (закрепляется в Законе).

Равенство всех перед законом и судом.

Правосудие осуществляется только судом.— гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично

Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.

Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.

Язык судопроизводства -судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ

Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

Участие граждан в осуществлении правосудия.

Правосудие на досудебн стадиях не может быть, только в суде. Правосудие в судах 1 ой инст.

Виды судебного контроля.

В зависимости от того или иного предметного или функционального признака, положенного в основу классификации, следует различать следующие виды судебного контроля:

а) текущий судебный контроль за действиями и (или) решениями органа предварительного расследования;

б) итоговый судебный контроль за ходом и результатами оконченного предварительного расследования (гл. 20 УПК);

в) судебный контроль за действиями и (или) решениями нижестоящего суда (апелляция, кассационное и надзорное производство, производство по вновь открывшимся обстоятельствам).

По форме реагирования (и правовым последствиям принимаемых решений) судебный контроль может быть разделен на:

а) предшествующий (ст. 35.1 Основ, ст. 174 УПК) и последующий (ст. 113, 133, 195, 209 УПК и др.);

б) предупредительный (ст. 174 УПК) и восстановительный (ст. 113, 133, 174, 168, 195, 209 УПК).

В зависимости от предмета проверки, процессуальной формы реализации или сущности, принимаемых по итогам проверки решений судебный контроль может быть дифференцирован на относительно самостоятельные формы контроля:

а) за действиями и (или) решениями, препятствующими дальнейшему движению уголовного процесса (и, следовательно, конституционному праву граждан на судебную защиту);

б) за действиями и (или) решениями, ограничивающими (нарушающими) конституционные права и свободы граждан;

в) за процессуальной формой осуществления и результатами отдельных следственных (и процессуальных) действий;

г) за законностью и обоснованностью судебных решений, не вступивших в законную силу (приговоров, постановлений, определений суда);

д) судебный контроль за решениями, вступившими в законную силу.

Суды магистратов

- магистраты (безвозмездно) (I инст)

2 судьи+ 2 суд. Клерка (барристоры и солиситоры)

- магистраты (стипендиарии) (I инст) осуществляется судебный контроль

1 судья + неоплач. магистрат

2. Суд короны (центр уголовный суд)

I инстанция: 1) присутствие первой степени (особо тяжкие преступления)

- председатель: судья Высокого суда

- члены: 3 судьи короны

2) присутствие второй степени (тяжкие преступления)

- председатель: судья высокого суда + суд присяжных

- члены 3 судьи суда короны или 1 судья короны +2 судьи-магистрата

3) присутствие третьей степени (нетяжкие преступления)

- члены: 1 или 3 судей короны

II инстанция – 3 судей на решения магистратов

3. Высокий суд – отделение королевской семьи

I инстанция: председ в суде короны

II инстанция : 80 судей из числа палаты Лордов рассматривают апелляции

4. Апелляционный суд (14 орденар. Лордов)

I инстанция – решения I и II степеней

- решения Высокого суда

Суд короны + Высокий суд + Апелляционный суд = Верховный суд

5. Суд палаты Лордов (высшая судебная инстанция)

II инстанция для Апелляционного суда + Высокого суда (3, 5 или 7 судей)

Одним из элементов судебного контроля в Англии является оценка судом допустимости доказательств, полученных с нарушением закона. Судья не обязан автоматически исключать из процесса доказательства, полученные с нарушением процедуры, он вправе сделать это по своему усмотрению.

Решение полиции об отказе от уголовного преследования не подлежит какому-либо процессуальному контролю ни со стороны суда, ни со стороны Королевской службы уголовного преследования. Фактически полиция почти бесконтрольна в своей оценке целесообразности или нецелесообразности уголовного преследования с той лишь оговоркой, что потерпевший или любое иное заинтересованное лицо вправе в таком случае самостоятельно осуществлять уголовное преследование, действуя независимо от полиции.

I. Федеральные суды США

- федеральные магистраты – 1 судья (осуществляется судебный контроль)

На федеральных магистратов возложены ответственные функции: 1) разрешение по существу в порядке суммарного судопроизводства дел о малозначительных преступлениях (как правило, это т. н. уголовные правонарушения или преступления, относимые к категории мисдиминор); 2) осуществление некоторых процессуальных действий по делам об опасных преступлениях (фелониях), которые подсудны федеральным окружным (районным) судам. К действиям такого рода относятся, в частности, выдача приказов об аресте, проверка законности арестов, произведенных полицией без приказа, т. е. осуществление судебного контроля за действиями органов, на которые возложено расследование уголовных дел или осуществление функции уголовного преследования, решение вопросов, связанных с назначением защитников малоимущим обвиняемым, определение размера залога в качестве меры пресечения, а равно предварительное рассмотрение дел об опасных преступлениях, участие в подготовке дел о названной категории преступлений к разбирательству их по первой инстанции.

I инстанция – мисдиминоры

- районный окружной суд (1 суд + присяжные)

I инстанции - фелонии

II инстанция – на решения федеральных магистратов

- Апелляционный суд (12 судов)

II инстанция – на решения районного окружного суда

II. Суды штатов

Судебные системы в штатах состоят, подобно федеральной судебной системе, из судов нескольких уровней.

На низшем уровне находятся те из них, которые принято именовать судами ограниченной юрисдикции. Называются они по-разному: магистратскими судами, мировыми, районными, городскими или муниципальными судами и т. д. Они имеются почти во всех штатах, обычно занимают автономное положение в судебных системах и рассматривают по существу дела о малозначительных преступлениях и проступках, в том числе тех, ответственность за которые устанавливается актами органов местного самоуправления. На них, так же, как и на федеральные магистратские суды, возлагается принятие решений по вопросам, связанным с судебным контролем за применением в ходе досудебного расследования мер процессуального принуждения, а также с предварительным рассмотрением дел.

1. суды ограниченной юрисдикции (мисдиминоры)

I инстанции – небольшой тяжести (осуществляется судебный контроль)

2. суды общей юрисдикции (городские, окружные)

I инстанции – тяжкие преступления (фелонии)

II решения судов с огран. юрисд.

3. промежуточные (апелляционные) суды – II инстанция

Апелляции на решения судов общей юрисдикции

4. верховные суды – II инстанции

Апелляции на решении судов общей юрисдикции

III. Верховный суд США

1 председательствующий + 8 членов суда

II инстанции – решения промежуточной апелляции инстанции районного окружного суда

IV. Специализированные суды

- федеральная комиссия по назначению наказания

Судебный контроль так же в США существует и на стадии рассмотрения уголовного дела в первой инстанции. Контроль суда заключается в том, что суд должен осуществлять разумный контроль за способом и порядком допроса свидетелей и представления доказательств, с тем, чтобы (1) сделать такие допрос или представление эффективными для установления истины, (2) избежать ненужных затрат времени и (3) оградить свидетелей от назойливых наскоков и недопустимого сбивания с толку.

Большая палата:

I инстанция – тяжкие преступления

II инстанция – решения участкового судьи

Предание суду (1 судья и 2 шеффана)

Малая палата:

II инстанция на решение участкового судьи

III. Высший земельный суд

I инстанция – преступления против интересов государства (5 проф судей)

II инстанция – решения большой и малой палаты земельного суда (от 3 до 5 судей)

Предание суду (5 судей)

Порядок подачи жалобы

Форма жалобы может быть как письменной, так и устной. Жалоба может быть написана в произвольной форме.

Устные жалобы фиксируются в соответствующих отдельных процессуальных документах в том виде, в котором жалоба была заявлена, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или решения обжалует заинтересованное лицо. Процессуальный документ подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу.

Специальных требований к процессуальным документам, в которые заносятся устные жалобы, закон не устанавливает, они оформляются по общим правилам составления процессуальных документов.

Жалоба, заявленная при проведении следственного действия (обыск, осмотр, выемка и т.п.), заносится в протокол следственного действия. Рассмотрение жалобы состоит в том, что прокурор или руководитель следственного органа изучает поступившую информацию, соотносит ее с материалами уголовного дела и принимает законное, обоснованное и мотивированное решение. Это решение оформляется постановлением о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении жалобы. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, которое было принято по жалобе, а также о дальнейшем порядке его обжалования.

Обычно, жалобы рассматриваются судом по месту производства предварительного расследования. Закон требует немедленного реагирования и устранения нарушений прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.

Порядок рассмотрения жалоб

Порядок рассмотрения жалоб может быть двух видов:

1. Рассмотрение жалобы прокурором и руководителем СО

2. Судебный порядок рассмотрения жалоб.

По результатам проверки, в соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ, судья выносит одно из следующих постановлений: 1. О признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2. Признает обжалуемое действие (бездействие), решение выполненным в соответствии с законом и отказывает в удовлетворении жалобы.

Копия постановления судьи по жалобе направляется заявителю и прокурору с указанием права и порядка обжалования

Понятие судебной деятельности: субъект, объект, цель.

Судебная деятельность – рассмотрение отнесенных к компетенции суда вопросов, принятие судом определенных решений и применение юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного процессуального порядка с целью охраны прав и свобод.

Субъектом судебной деятельности является суд, как коллегиально, так и единолично. К коллегиальному суду относятся суды субъектов РФ, суды присяжных, президиумы судов. К единоличным судам относятся, например, мировой и районный суды.

Цель судебной деятельности: 1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений; 2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод.

Объектом судебной деятельности – установление и исследование совокупности доказательств, которые будут получены участниками уголовного процесса на протяжении рассмотрения уголовного дела. Вид судебной деятельности – судебный контроль.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

(с изменениями на 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
5 апреля 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
16 мая 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления - государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (статья в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

(Статья в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, - медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение;

медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, - медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение;

судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация - медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы;

руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также - руководитель) - директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;

судопроизводство - регулируемая законодательством Российской Федерации о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия, а также процессуальная деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

судебная экспертиза - предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;

образцы для сравнительного исследования - объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;

повреждение объекта исследования - изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;

уполномоченные федеральные государственные органы - федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, в том числе нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению, и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, и федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

(Абзац дополнительно включен с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ)

Статья 10. Объекты исследований

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 12. Государственный судебный эксперт

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

Читайте также: