Когда был принят конституционный закон рк о судебной системе и статусе судей в республике казахстан

Обновлено: 17.05.2024

О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан 03.07.2020

Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 436-V ЗРК

Актуально на 03.07.2020

1. Высший Судебный Совет Республики Казахстан (далее – Совет) является автономным государственным учреждением, создаваемым в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.

2. Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон, определяющий судебную систему и статус судей Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

5. Деятельность аппарата Совета регламентируется законодательством Республики Казахстан и регламентом Совета.

6. Руководитель аппарата Совета назначается Президентом Республики Казахстан и является по должности секретарем Совета.

9. Председатель и члены Совета не вправе вмешиваться в деятельность судов и судей по отправлению правосудия.

Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.02.2019 № 227-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением положений по вопросам деятельности Судебного жюри при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, которые вводятся в действие по истечении двух месяцев после дня его первого официального опубликования).

Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности.

2) на конкурсной основе осуществляет отбор кандидатов на вакантную должность председателя, судьи районного и приравненного
к нему суда (далее – районный суд), председателя судебной коллегии, судьи областного и приравненного к нему суда (далее – областной суд), судьи Верховного Суда:

по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантную должность председателя и
судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда;

по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

3) рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда:

рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда для назначения на должность;

рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

5) рассматривает вопросы прекращения полномочий Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки:

рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей судей местных и других судов в случаях реорганизации, упразднения суда, уменьшения числа судей соответствующего суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также в случае отказа судьи от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов в случаях реорганизации, упразднения суда, истечения срока полномочий, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также в случае отказа председателя суда, председателя судебной коллегии от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей судей Верховного Суда в случае уменьшения числа судей Верховного Суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также в случае отказа судьи Верховного Суда от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий Верховного Суда в случаях истечения срока полномочий, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также в случае отказа председателя судебной коллегии Верховного Суда от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

по истечении годичного срока рассматривает результаты работы лица, впервые назначенного на должность судьи районного суда, и при положительной оценке профессиональной деятельности судьи Комиссией по качеству правосудия при Верховном Суде (далее - Комиссия по качеству правосудия) решает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о его утверждении;

рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в силу профессиональной непригодности по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на решении Комиссии по качеству правосудия, а также в случаях прекращения полномочий судьи по собственному желанию, назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу, достижения им пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи;

рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в случаях прекращения полномочий судьи по состоянию здоровья, препятствующему дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением, вступления в законную силу решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным либо применения к нему принудительных мер медицинского характера, обвинительного приговора суда за совершение уголовного правонарушения, прекращения уголовного дела на досудебной стадии по нереабилитирующим основаниям, прекращения гражданства Республики Казахстан, смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

рассматривает вопрос о даче согласия на продление Председателем Верховного Суда срока пребывания в должности судьи по достижении им пенсионного возраста;

рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;

вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;

6) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о даче согласия на назначение кандидата на должность руководителя уполномоченного органа по обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов и на его освобождение от должности;

6-1) формирует ежегодный Национальный доклад о состоянии судейских кадров в судебной системе и представляет его
Президенту Республики Казахстан, обеспечивает его последующее обнародование;

7) рассматривает обращения судей об обжаловании решений Судебного жюри и Комиссии по качеству правосудия;

9) представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на задержание, содержание под стражей либо домашний арест судьи, его привод, применение к нему мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечение судьи к уголовной ответственности;

10) вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства Республики Казахстан;

11) принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей;

13) организует ведение учета лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи, прошедших стажировку в судах и получивших заключения пленарных заседаний областных судов, а также окончивших Академию правосудия при Верховном Суде;

14) рассматривает вопрос о даче согласия на установление общей штатной численности судей, количества судей каждого местного и другого суда;

16) формирует кадровый резерв на должности председателя районного суда, председателя, председателей судебных коллегий и судьи областного суда, председателей судебных коллегий и судьи Верховного Суда (далее – кадровый резерв);

Конституционный закон Республики Казахстан от 20 декабря 2021 года № 82-VII ЗРК

Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" следующие изменения и дополнения:

1) пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

"3-1) обеспечивает вынесение на обсуждение пленарного заседания областного суда вопроса о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;";

2) часть первую пункта 2-1 статьи 22 изложить в следующей редакции:

"2-1. Расширенное пленарное заседание Верховного Суда, в котором принимают участие судьи Верховного Суда, а также судьи местных судов, делегируемые расширенными пленарными заседаниями областных судов:

1) утверждает распределение бюджета судебной системы по уровням и направлениям расходов;

2) рекомендует кандидатов в составы Высшего Судебного Совета, Судебного жюри и Комиссии по кадровому резерву при Высшем Судебном Совете, а также в состав Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде.";

пункт 7 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

"1-1) судьи, если со дня вынесения в отношении него Комиссией по качеству правосудия решения о переводе в другой суд, на другую специализацию прошло менее двух лет;";

дополнить пунктом 9-1 следующего содержания:

"9-1. Судьям, назначенным в состав Высшего Судебного Совета, время работы членом Высшего Судебного Совета включается в стаж судейской работы и учитывается при выходе в отставку.";

пункт 10 дополнить частью второй следующего содержания:

"Судье, прекратившему свои полномочия в связи с назначением его на должность Председателя Высшего Судебного Совета, время работы Председателем Высшего Судебного Совета включается в стаж судейской работы и учитывается при выходе в отставку.";

пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:

"Для лиц, являющихся специалистами в отдельных отраслях права, перечень которых по предложению Верховного Суда утверждается Высшим Судебным Советом, претендующих на занятие вакантной должности судьи областного суда, может проводиться отдельный конкурс. Порядок такого отдельного конкурсного отбора определяется Высшим Судебным Советом.";

пункт 4 дополнить частью второй следующего содержания:

"Судьи, проработавшие не менее пяти лет в судах, расположенных в отдаленной местности, или в судах, штатная численность которых составляет не более трех единиц, при прочих равных условиях имеют приоритет при отборе кандидатов на равнозначные должности в районных судах.";

часть третью пункта 1 изложить в следующей редакции:

"Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет.";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Оценку профессиональной деятельности судьи осуществляет Комиссия по качеству правосудия.

Комиссия по качеству правосудия состоит из семи членов – трех судей областных судов, трех судей Верховного Суда и одного судьи в отставке.

Порядок формирования и организации работы Комиссии по качеству правосудия определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Методика проведения оценки профессиональной деятельности судьи разрабатывается Комиссией по качеству правосудия и утверждается пленарным заседанием Верховного Суда после предварительного согласования с Высшим Судебным Советом.";

пункт 1 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

"1-1) судья назначен членом Высшего Судебного Совета;";

дополнить пунктом 2-3 следующего содержания:

"2-3. При назначении судьи членом Высшего Судебного Совета его полномочия приостанавливаются с сохранением звания судьи и принадлежности к судейскому сообществу.";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато не позднее года со дня обнаружения проступка и не позднее двух лет со дня совершения проступка.

В сроки, указанные в части первой настоящего пункта, не включается время отсутствия судьи на работе по уважительной причине после дня обнаружения дисциплинарного проступка.";

дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

"1-1. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, считается день вступления в законную силу судебного акта вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт нарушения законности, а днем совершения такого проступка считается день вынесения незаконного судебного акта.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, противоречащего судейской этике, считается день вынесения решения комиссией по судейской этике, которым установлен факт совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике, а днем совершения такого проступка считается день или период его совершения.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с ненадлежащим исполнением председателями судов, председателями судебных коллегий судов своих должностных обязанностей, считается день внесения представления Председателя Верховного Суда, принятия решений пленарными заседаниями областных судов и Верховного Суда, которыми установлен факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, а днем совершения такого проступка считается день или период ненадлежащего исполнения председателями судов, председателями судебных коллегий судов своих должностных обязанностей.

В случае, если день совершения дисциплинарного проступка определяется периодом времени, исчисление сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется со следующего дня после окончания периода.";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"Решение Комиссии по качеству правосудия, предусмотренное подпунктом 3) части первой настоящего пункта, носит рекомендательный характер.";

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации об освобождении судьи от занимаемой должности отменяет вынесенное Комиссией по качеству правосудия решение. Отмена Высшим Судебным Советом решения Комиссии по качеству правосудия является основанием для принятия Высшим Судебным Советом либо Комиссией по качеству правосудия иного решения, предусмотренного настоящей статьей.";

9) пункт 4 статьи 44-1 изложить в следующей редакции:

"4. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации об освобождении председателя суда, председателя судебной коллегии и судьи от занимаемой должности либо решение Высшего Судебного Совета о необоснованности наложения на судью какого-либо дисциплинарного взыскания отменяет вынесенное Судебным жюри решение, и дисциплинарное дело направляется на повторное рассмотрение.

При отмене решения Судебного жюри Высший Судебный Совет вправе рекомендовать Судебному жюри применить иное дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, либо прекратить дисциплинарное производство в отношении судьи.";

10) статью 57 изложить в следующей редакции:

"Статья 57. Финансирование судов

1. Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Республики Казахстан осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

2. Бюджет судебной системы должен полностью обеспечивать выполнение судами их конституционных полномочий.

Расходы судебной системы составляют не менее шести с половиной процентов от общей суммы расходов по бюджетной программе 001 всех государственных органов, установленных республиканским бюджетом за предыдущий финансовый год.

3. В случае снижения общей суммы расходов по бюджетной программе всех государственных органов в результате уточнения республиканского бюджета, корректировки республиканского бюджета или проведения секвестра размер расходов на судебную систему, установленный республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежит уменьшению.

4. Расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат секвестру.

При уточнении, корректировке республиканского бюджета в течение текущего финансового года расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат уменьшению.

Для администратора бюджетных программ судебной системы не устанавливается лимит текущих административных расходов, предусмотренный Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

5. Распределение бюджета судебной системы по уровням и направлениям расходов утверждается на расширенном пленарном заседании Верховного Суда в соответствии с утверждаемым им регламентом.

6. Бюджетная заявка администратора бюджетной программы судебной системы включается в проект республиканского бюджета без внесения изменений.

Уполномоченный орган по бюджетному планированию для вынесения на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии в установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан порядке готовит заключение на бюджетную заявку администратора бюджетной программы судебной системы на соответствие бюджетному законодательству Республики Казахстан и правильность расчетов.

7. Порядок использования средств, выделенных из республиканского бюджета для организации деятельности международного совета, определяется уполномоченным органом.

8. Руководитель уполномоченного органа является членом Республиканской бюджетной комиссии, образуемой в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Республики Казахстан.".

Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:

1) подпунктов 2) и 10) статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года;

2) абзацев четвертого и пятого подпункта 3) и подпункта 6) статьи 1, которые вводятся в действие с 1 июля 2022 года.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", пунктом 4 статьи 75 и пунктом 5 статьи 82 Конституции Республики Казахстан и в целях поэтапного осуществления судебно-правовой реформы издаю на­стоящий Указ.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть предназначена осуществлять защиту прав, свобод и закон­ных интересов граждан, прав и законных интересов государственных орга­нов, организаций, обеспечивать исполнение Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

2. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени Республики, независимо от чьей-либо воли, и в точном соответствии с Конституцией и законами Республики.

3. Судебная власть Республики распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции Республики, законов, иных норма­тивных правовых актов, международных договоров Республики.

4. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголов­ного и иных установленных законом форм судопроизводства.

5. Решения, приговоры, иные постановления судов, атакже их законных распоряжения, требования, поручения и другие обращения обязательны к исполнению всеми государственными органами, организациями, должно­стными лицами, атакже гражданами на всей территории Республики. Не­исполнение их. а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответ­ственность по закону.

Статья 2. Судебная система

1. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан и местные суды Республики (областные и прирав­ненные к ним суды (Алматинский городской суд, Военный суд войск Рес­публики Казахстан), районные (городские), военные суды), учреждаемые законом.

2. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо на­званием не допускается,

3. В Республике Казахстан может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов:

хозяйственных, налоговых, семейных, по делам несовершеннолетних, административных и других. Специализированные суды имеют статус рай­онного (городского) суда с распространением на них соответствующих по­ложений настоящего Указа.

Статья 3. Единство судебной системы Единство судебной системы Республики обеспечивается:

1) констиз^ционными принципами правосудия; >

2) осуществлением судебной власти в установленных законом формах судопроизводства;

3) применением судами единого законодательства;

4) порядком формирования судов;

5) системой исполнения вступивших в законную силу судебных реше­ний на всей территории Республики;

6) финансирование всех судов за счет средств республиканского бюдже-

Статья 4. Основные принципы деятельности судов в Республике Казахстан

Деятельность судов в Республике строится на основе принципов закон­ности. независимости судей, равенства всех перед законом и судом, состя- штельпости и равноправия сторон, гласности рассмотрения дел.

1 Пункт 4 исключен Конституционным законом Республики Казахстан от 1 июля 1997т №143-1

( ІІШ.Я 3-е изменениями, внесенными Конституционным законом Республики Казах- CIIHI от I июля 1997 г №143-1.

Статья 5. Право на судебную за щиту

1. Каждому гарантируется судебная защита от любых неправом ерных- решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конститу цией и законами Республики.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблю­дением всех требований закона и справедливости компетентным, независи­мым и беспристрастным судом.

3. Во всех судах и на любой стадии судопроизводства гарантируется пра­во на профессиональную юридическую помощь и защиту.

4. Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению а по­рядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другим органами, должностными или иными лидами.

Статья 6. Язык судопроизводства

Судопроизводство Республики Казахстан ведется на государственном языке, наравне с государственным в судопроизводстве официально упот­ребляется русский язык. Судопроизводство может также вестись на языке большинства населения данной местности.

Статья 7. Гласность судебного разбирательства

1. Разбирательство дел во всех судах открытое.

2. Слушание дел в закрытом заседании допускается, когда гласное разби­рательство может привести к разглашению государственных секретов, во­енной, служебной и коммерческой тайны, либо когда существует необходи­мость защитить от огласки частную жизнь и личную, семейную тайну граж­дан, либо обеспечить безопасность участников судопроизводства.

3. Решения, приговоры и постановления судов провозглашаются пуб­лично. 1

Статья 8. Состав суда при рассмотрении дел

1, Рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется судьей единолично. Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предус­мотрена смертная казнь, рассматриваются в составе трех судей.

2. Рассмотрение дел вышестоящими судами осуществляется в порядке, определенном процессуальным законодательством. 1

3. При коллегиальном рассмотрение дел судьи не вправе воздерживать­ся от голосования.

Статья9. Участие прокурора к адвоката в рассмотрении дел Прокуроры и адвокаты участвуют в рассмотрении судами дел на осно­

ве принципов равенства сторон и состязательности процесса.

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА СУДОВ

ГЛ АВА I. РАЙОННЫЕ (ГОРОДСКИЕ) СУДЫ

Статья 10. Образование районного (городского) суда

1. Районные (городской) суд образуется и упраздняется Президентом Республики по представлению Министра юстиции в районе, городе (кроме городов районного подчинения), районе в городе.

2. Президент Республики по представлению Министра юстиции Респуб­лики может образовать на район и город, на несколько районов (районов в городе) и городов один суд.

3. Судебные участки районных (городских) судов образуются и упразд­няются Министром юстиции по совместному представлению начальника управления юстиции и председателя областного и приравненного к нему суда. 1

Статья 11. Состав районного (юродского) суда

1. Районный (городской) суд состоит из председателя н постоянных су­дей. Если по штату в районном (городском) суде имеется один судья, он осуществляет полномочия председателя суда (односоставный суд).

В случае'образования в его составе судебного участка районный (го­родской) суд состоит из председателя суда, старшего судьи судебного учас­тка и постоянных судей. :

2. Общее число судей для районных (городских) судов устанавливает Президент Республики по представлению Министра юстиции.

3. Количество судей для каждого районного (городского) суда устанав­ливается Министром юстиции.

Статья 10 - с изменениями, внесенными Конституционным законом Республики Казах­стан от I июля 1997 г. №143-1.

Пункт I статьи II дополнен абзацем - Конституционным законом Республики Казах­стан от 1 июли 1997 г. Xc∙l43∙l

ГЛАВА И.ОБЛАСТНЫЕ И ПРИРАВНЕННЫЕКНИМ СУДЫ

Статья 15. Образование областных и приравненных к ним судов

1. Областные и приравненные к ним суды образуются и упраздняются Президентом Республики по представлению Министра юстиции в каждой области и соответствующей административно-территориальной единице.

2. Общее число судей областных и приравненных к ним судов устанав­ливает Президент Республики по представлению Министра юстиции.

3. Количество судей для каждого областного и приравненного к нему суда устанавливает Министр юстиции по представлению председателя со­ответствующего суда.

Статья 16. Состав областного и приравненного к нему суда

1. Областной и приравненный к ним суд состоит из председателя, пред­седателей судебных коллегий и постоянных судей.

2. Органами областного и приравненного к нему суда являются:

1) президиум суда;

2) судебная коллегия по гражданским делам;

3) судебная коллегия по хозяйственным делам;

4) судебная коллегия по уголовным делам.=

Статья 24. Образование военных судов

1. На территории Республики образуются Военный суд Республики Казахстан, военные суды объединений (армий, соединений, гарнизонов). Военные суды образуются и упраздняются Президентом Республики Ка­захстан по представлению Министра юстиции. [V]

2. Общее число военных судов устанавливается Президентом Респуб­лики по представлению Министра юстиции.

3. Количество судей для каждого военного суда устанавливается Мини­стром юстиции.

Статья 29. Состав Верховного Суда

I. Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики по представлению Председателя Верховного Суда.

2. Верховный Суд состоит из Председателя, председателей судебных кол­легий и постоянных судей.

3. Органами Верховного Суда являются:

3) судебная коллегия по гражданским делам;

4) судебная коллегия по хозяйственным делам;

5) судебная коллегия по уголовным делам;

6) судебная военная коллегия.

4. При Верховном Суде образуется научно-консультативный совет.

Статья 30. Пленум Верховного Суда

Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя, председате­лей судебных коллегий, судей Верховного Суда.'

Статья 33. Президиум Верховного Суда

1. Президиум Верховного Судасостоит из Председателя Верховного Суда, восьми постоянных судей, избираемых ежегодно напленуметайнмм голо­сованием большинством голосов от общего числа членов пленума. 1

2. Заседания президиума проводятся не реже одного раза в месяц.

3. Заседания президиума правомочны при наличии более половины его членов. Постановление президиума принимается открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвовавших в голосовании, н подписывается председательствующим,

4. Порядок работы президиума определяется принятым им регламен­том.

Статья 35. Судебные коллегии Верховного Суда

1. Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции, в апелляционном (кассационном), а также в надзор­ном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Судебные коллегии вносят Председателю Верховного Суда предложе­ния и материалы для дачи пленумом Верховного Суда разъяснений по воп­росам судебной практики.

3, Составы судебных коллегий по гражданским, хозяйственным и уго­ловным делам утверждаются Председателем Верховного Суда из ч исла c>*∙ дей Верховного Суда.

Статья 36. Председатель Верховного Суда

1. Председатель Верховного Суда является судьей и организует работу' Верховного Суда.

2. Председатель Верховного Суда:

1) истребует дела и вносит протесты на судебные постановления;

2) в случаях, установленных законом, приостанавливает исполнение су­дебных постановлений;

3) вносит Министру юстиции представления в соответствии с подпунк­том 2) пункта I статьи 52 настоящего Указа;

4) координирует работу судебных коллегий по изучению судебной прак­тики, анализу судебной статистики и зносит материалы на рассмотрения президиума и пленума Верховного Сула для дачи разъяснений по вопросам судебной практики и принятия нормативных постановлений;

5) созывает пленум и президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях;

6) осуществляет представление кандидатов в Высший Судебный Сове і Республики на должности председателей коллегий и в судьи Верховного Суда;

7) распределяет обязанное™ между председателями коллегий, в необхо­димых случаях вправе привлекать судей одной судебной коллегии для рас­смотрения дел в составе другой коллегии;

8) осуществляет общее руководство работой судебных коллегий и аппа­рата Верховного Суда;

9) вносит на утверждение президиума и пленума регламент их работы, кандидатуры секре гаря пленума, членов научно-консультативного совета;

10) осуществляет прием и увольнение работников аппарата:

11) ведет личный прием и организует работу по приему граждан н рас­смотрению предложений, заявлений и жалоб;

12) издает приказы и распоряжения;

13) вносит Президенту Республики Казахстан в установленном порядке представления о присвоении председателям судебных коллегий и судьям

Верховного Суда высшего квалификационного класса, лишении его,а так же решает в соответствии с законодательством самостоятельно или совме­стно с Министром юстиции вопросы присвоения квалификационных клас­сов судьям и их лишения;

14) утверждает структуру и штаты аппарата Верховного Суда в пределах средств, выделенных на его содержание;

15) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

3. В случае временного отсутствия Председателя Верховного Суда его

обязанности исполняет один из председателей судебной коллегии по прика­зу Председателя.'

РАЗДЕЛ HI. СТАТУС СУДЕЙ

ГЛАВА L ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕСУДЕЙ

Статья 38. Судья - носитель судебной власти

1. Судья является носіггелем судебной власти в Республике. Он в консти­туционном порядке наделен правомочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе.

2. Требования и распоряжения сулей и при осуществление ими своих полномочий обязательны для всех государственных органов, организаций, должностныхлици граждан.

3. Неисполнение требований и распоряжений судей, проявление неува­жения к ним влечет установленную законом ответственность.-'

Статья 39. Независимость и несменяемость судьи

1. При отправлении правосудия судья независим и подчиняется только Конституции и закону.


Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии, должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации – об этом и другом рассказывает в интервью Zakon.kz судья Верховного суда Г. Мусабекова.

- Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и закону. Формулируя указанный принцип в соответствии с конституционными нормами (ст. 77 Конституции Республики Казахстан), уголовно-процессуальным законодательством (ст.22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан), законодатель обращает внимание не только на то, что судебная власть осуществляется независимо от иных органов, организаций и физических лиц, но одновременно и на то, что единственным ограничением независимости судей является связанность их деятельности с законом.

Когда мы говорим о политических гарантиях независимости судей, то имеем в виду действие принципа разделения властей, а также то, что судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии, должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Экономические гарантии независимости судьи основаны на достойном материальном и социальном обеспечении судьи, наличии органов судейского сообщества.

Однако наиболее важными представляются гарантии юридические, среди которых следует отметить определенные законом процедуры осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; регламентация особого порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи.

Среди судебных выделяются процессуальные гарантии, то есть те правила судопроизводства, которые способствуют соблюдению принципа независимости судей.

К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом, в частности ст.87 УПК, обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (разделы 8 и 10 УПК, предусматривающие пересмотр приговоров и постановлений в апелляционном и кассационном порядке).

К другим процессуальным гарантиям надлежит отнести установление в законодательстве пределов обязательных указаний вышестоящего суда нижестоящему суду. К таковым относятся обязательные указания суда кассационной инстанции при повторном рассмотрении дела судом нижестоящей инстанции, закрепленные в ст.497 УПК.

Полагаем, что сам по себе факт неисполнения указаний суда вышестоящей инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта. Он лишь рассматривается как причина, повлекшая возникновение того или иного основания для отмены судебного акта из предусмотренных в законе.

- Совершенно верно. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы. Вышестоящие суды взаимодействуют с судами нижестоящей инстанции только на процессуальной основе.

Также законодательными актами регламентирован особый порядок совещания судей при вынесении судебного акта, что также способствует невмешательству иных лиц в отправление правосудия.

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям до оглашения приговора разглашать свои мнения и суждения, определяющие решение по делу (ст.389 ч.3 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст.436 ч.3 п.8 УПК).

Исследование обстоятельств дела должно проходить в такой обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.

Существо принципа независимости судьи при отравлении правосудия состоит в стремлении создать такие условия при осуществлении правосудия, в которых суд смог принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства.

Опыт многих десятилетий показывает, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. В том числе, путем публикаций в средствах массовой информации критичных комментариев на не вступивший в силу судебный акт, или незавершенное разбирательство по делу, что равносильно явно незаконным действиям - воспрепятствование нормальной деятельности суда в соответствии с процессуальными нормами.

Таким образом, принцип независимости судей при отправлении правосудия является гарантом правильности и своевременности рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Республики Казахстан, органов государственной власти, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых, уголовных или иных правоотношений.

- Осознание судьями необходимости свято блюсти закон при отправлении правосудия в силу своего долга, принимать по делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению, решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в этом к ответственности - это и юридический, и нравственно-этический аспект судебной деятельности.

Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально-психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, чтобы противостоять любому посягательству на их независимость и выполнять свой долг так, как повелевает закон и голос совести.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону - проводник законности и справедливости в правосудии, является одним из главных принципов в правовом государстве.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

Врач дал советы, как встретить Новый год на улице без последствий для здоровья

Читайте также: