Кем назначаются судьи судов среднего звена общей юрисдикции

Обновлено: 18.05.2024

Екатерина Леонидовна Мягкова, Татьяна Леонидовна Мягкова

Шпаргалка по правоохранительным

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КУРСА

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты.

Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

– указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам;

– указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов;

– постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;

– ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;

– постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

Все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

2. ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомочен-ных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Признаки правоохранительной деятельности:

– реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;

– осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

– установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

– реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

– ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

– обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особое место в системе правоохранительныхорганов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:

- в качестве судов первой инстанции они рассматривают:

а) дела, связанные с государственной тайной;

б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ;

в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);

д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст. 31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против правосудия, против мира и безопасности человечества и т. д.);

- в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами;

- в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные решения районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов общей юрисдикции среднего звена;

- пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и определения, постановления районных судов по уголовным делам, а также решения и иные постановления, вынесенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена;

- рассматривают ходатайства прокуроров о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей в случае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия;

Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей). Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.

Структура суда общей юрисдикции среднего звена:

- судебная коллегия по гражданским делам;

- судебная коллегия по уголовным делам;

В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией.

Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел:

- по первой инстанции:

а) три профессиональных судьи;

б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ);

в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ);

- в кассационной инстанции - три судьи-профессионала.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями - членами состава.

Состав президиума суда общей юрисдикции среднего звена:

- заместители председателя суда;

- наиболее квалифицированные и опытные судьи (члены суда). Численность и персональный состав президиума конкретного суда общей юрисдикции среднего звена утверждается Президентом РФ. Кандидатуры судей для утверждения их в качестве членов президиума представляются Председателем Верховного Суда РФ при положительном заключении коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Заседания президиума суда общей юрисдикции среднего звена проводятся не реже двух раз в месяц при участии прокурора соответствующего субъекта РФ. Постановления принимаются при открытом голосовании большинством присутствующих членов президиума (президиум вправе принимать постановления при присутствии на заседании более половины его членов).

Полномочия президиума суда общей юрисдикции среднего звена:

- проверка законности и обоснованности в порядке надзора по протестам Генерального прокурора РФ, его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, прокурора субъекта РФ, председателя соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена:

а) вступившего в законную силу приговора, определения либо решения районного суда;

б) постановления районного судьи о назначении судебного заседания;

в) кассационного определения судебных коллегий соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена;

- разрешение вопросов организационного характера: заслушивание и обсуждение судебной практики, заслушивание отчетов о работе судебных коллегий, аппарата суда, работе с населением, данных о состоянии законности и преступности в субъекте РФ и т. п.

Основные направления организационного обеспечения деятельности суда общей юрисдикции среднего звена:

- планирование (текущее и на длительный период) работы суда: время судебных заседаний, график приема посетителей судьями, планирование мероприятий по изучению и обобщению судебной практики, повышению квалификации работников аппарата суда и т. д.;

- изучение и обобщение судебной практики по различным категориям дел, по делам, рассмотренным в первой, кассационной, надзорной инстанциях; исследование состояния законности в регионе и т. п.;

- проведение в установленное время приема граждан для разъяснения им различных правовых вопросов, приема жалоб и заявлений и пр. Прием населения обязан проводить каждый судья (в т. ч. председатель суда и его заместители);

- работа с кадрами (ведется председателем суда, его заместителями, администратором суда, включает в себя не только вопросы подбора, перемещения и увольнения работников суда, но и повышение их квалификации и уровня правовых знаний;

- ведение статистической отчетности по рассмотренным в различных инстанциях уголовным и гражданским делам;

- работа с законодательством: отслеживание изменений законодательства, хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов, систематизация законодательства;

- делопроизводство: ведение регистрационных журналов, учетных карточек, отслеживание движения дел в суде, хранение дела, иной судебной документации.

Областной суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящая инстанция по отношению к районным судам и МС.

Областной суд рассматривает дела в качестве суда I инстанции, апелляционной и кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии федеральными законами и конституцией РФ. В соответствии с ч 4 ст 125 конституции РФ областной суд РФ может обращаться в КСРФ с запросами о конституционности закона, подлежащего к применению в конкретном деле.

В качестве суда I инстанции рассматривает уголовные дела: о преступлениях против государства, против мира и безопасности человека, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах. Гражданские дела: связанные с государственной тайной, об оспаривание нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии и др.

В апелляционном порядке: осуществляет проверку законности и обоснованности вынесенных судебных решений и приговоров.

В качестве кассационной инстанции уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений.

Состав областного суда6

1. Президиум суда

2. Судебная коллегия по гражданским делам

3. Судебная коллегия по уголовным делам

4. Судебный аппарат

5. Судебная коллегия

Президиум суда состоит из:

1. Председателя суда

2. Его заместителей

Персональный состав президиума утверждается президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ при положительном заключении квалификационной коллегии судей области.

Судебная коллегия возглавляется ее председателем, который является заместителем председателя суда.

Полномочия председателя суда:

1. Отвечает за организацию работы суда

2. Созывает заседание президиума

3. Председательствует в судебном заседании

4. Распределяет обязанности между своими заместителями

5. Организует работу по обобщению судебной практики.

Аппарат суда включает председателя суда, его заместителей, судей, администратора суда, консультантов, заведующего секретариатом, руководителей вспомогательных подразделений, секретарей суда и так далее.

Статус судьи областного суда:

2. Высшее юридическое образование

3. возраст не моложе 30 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность

8. Отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти.

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Назначается на должность Президентом РФ по представлению квалификационной коллегии судей.

Районный (городской) суд

Основное звено судов общей юрисдикции это районный (городской) и ему = суд.

Районный (городской) суд является основным звеном судебной системы, рассматривающий дела в качестве суда I инстанции и апелляционной инстанции для МС. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и дела, возникшие из административных правонарушений. Компетенция районного суда определяется по остаточному принципу: все, что не подсудно МС, Областному суду, Верховному суду и военным судам – рассматривается районными судами.

Районный суд по уголовным делам рассматривает преступления небольшой тяжести. По гражданским делам – споры. Возникающие из имущественных, трудовых, семейных, жилищных, земельных правоотношений, если для этого не предусмотрен иной порядок рассмотрения дела. Рассматривает дела особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина безвестно отсутствующим, дела о признании гражданина умершим).

Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, которые КоАП отнесены к его подсудности.

Подсудность (родовая) – отнесение определенного круга дел к компетенции определенного звена в системе судов.

Подсудность (территориальная) – отнесение конкретного дела к ведению конкретного суда в зависимости от места рассмотрения спора.

Принципы распределения обязанностей (дел) между судьями:

1. Предметный (функциональный). Предусматривает, что различные судьи специализируются на рассмотрении различной категории дел.

2. Территориальный. Каждый судья рассматривает все категории дел на закрепленной за ним территории.

3. Предметно-территориальный. Каждый судья рассматривает только дела определенной категории на закрепленной за ним территории.

4. Беззональный. Каждый судья рассматривает все гражданские дела, которые поступают в день приема им населения, а также уголовные дела, которые ему распределены председателем суда.

Состав районного суда:

Председатель районного суда назначается на должность президентом РФ по предложению квалификационной коллегии судей субъекта на 6 лет. Одно и тоже лицо может быть назначено неоднократно председателем одного и того же суда, но не более двух раз подряд.

1. Организует работу суда

2. Устанавливает правила внутреннего трудового распорядка.

3. Распределение обязанностей между заместителями и судьями.

4. Осуществляет работу по повышению квалификации судей.

5. Информирует судей о своей деятельности.

6. Руководит деятельностью аппарата суда.

Аппарат суда состоит из администрации суда. Консультантов суда, заведующим канцелярии, секретарей суда – ведущих делопроизводство, обеспечивающих хранение вещдоков, занимающихся архивным делом.

Статус судьи районного суда:

2. Высшее юридическое образование

3. возраст не моложе 25 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность

8. Отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти.

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Судья районного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению квалификационной коллегии судей. Впервые назначается на должность сроком на 3 года, по истечению трехлетнего срока судья может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до 70 лет.

Военные суды.

В соответствии со ст 1 Закона о безопасности «военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Эта идея положена в основу Закона о военных судах. В соответствии со ст 4 «основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

- нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, объединений.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ.

Как и иные органы судебной власти, военные суды наделяются основными полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества.

Военные суды как и иные суды должны неуклонно следовать конституции РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются всеми принципами правосудия, равными для для всех судов общей юрисдикции процессуальным правилам (ГПК, УПК, КоАП).

Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется только на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа), а равно и дела о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Специфичность этих условий проявляется, прежде всего, в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности РФ, необходимой боеспособности и др. С учетом этих обстоятельств и строится система военных судов. Это определяет особенности организации и основ деятельности военных судов.

В соответствии со ст 126 конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов осуществляет Верховный суд РФ, который также надзирает за деятельностью гражданских судов. Это позволяет обеспечивать единообразное и справедливое применение закона, как к обычным гражданам, так и к тем, кто несет военную службу.

Круг дел отнесенных к ведению военных судов предопределяется преимущественно персональными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности по приговорам этих судов. Свойствами такого рода является принадлежность лица:

- к тем, кто приравнен к ним

- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами.

Подобно системе федеральных гражданских судов общей юрисдикции она, тоже строится из трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских, административных и дисциплинарных дел, подведомственных военным судам.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) суды. Рассматривают дела по I инстанции, апелляционной и кассационной инстанциями.

Высшей военной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Военная коллегия. Эта судебная коллегия уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

30) Федеральные арбитражные суды

. Система и полномочия действующих арбитражных судов РФ.

Согласно Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" 1995г.

Первым (основным) звеном системы арбитражных судов РФ являются арбитражные суды субъектов РФ, они:

- по первой инстанции рассматривают подведомственные арбитражным судам экономические споры, кроме тех, что рассматривает по первой инстанции Высший Арбитражный Суд РФ;

- по первой инстанции рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- по первой инстанции рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий и граждан;

- по апелляционной инстанции рассматривают жалобы на свои решения по первой инстанции;

- пересмотр своих решений, вступивших в законную силу, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами;

- имеют право запроса в Конституционный Суд РФ;

- изучают и анализируют судебную статистику;

- готовят предложения по совершенствованию арбитражного законодательства;

- имеют право официальной публикации своих решений.

Средним звеном системы арбитражных судов РФ являются федеральные окружные арбитражные суда, они:

- рассматривают кассационные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ округа в первой инстанции и в апелляции;

- пересматривают свои решения, вступившие в законную силу, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами;

- имеют право запроса в Конституционный Суд РФ;

- изучают и анализируют судебную статистику;

- готовят предложения по совершенствованию арбитражного законодательства;

- имеют право официальной публикации своих решений.

Высшим звеном системы арбитражных судов РФ является Высший Арбитражный Суд РФ, который:

- рассмотрение по первой инстанции экономических споров между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

- рассмотрение по первой инстанции жалоб на ненормативные акты высших органов государственной власти и управления в области предпринимательской и иной экономической деятельности.

- рассмотрение в надзорной инстанции надзорных протестов на все решения нижестоящих арбитражных судов, вступившие в законную силу (президиум суда).

- имеет право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению (пленум суда).

- имеет право пересмотра собственного решения, вступившего в законную силу, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

- имеет право запроса в Конституционный Суд РФ.

- утверждает и изменяет Регламент деятельности арбитражных судов РФ.

- имеет право официальной публикации своих решений (в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

- принимает и публикует руководящие разъяснения по вопросам арбитражной практики (пленум суда).

- имеет право совместных постановлений вместе с Верховным Судом РФ (пленум суда).

- рассматривает вопросы, связанные с международным арбитражным сотрудничеством.

К числу судов среднего звена среди судов общей юрисдикции относятся: верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Число судов среднего звена равно числу субъектов Российской Федерации. Все названные суды относятся к одному звену. Они являются вышестоящими судами по отношению к районным и мировым судам и нижестоящими – по отношению к Верховному Суду РФ. Судьи этих судов назначаются на должность в едином порядке – Президентом РФ.

Отнесение всех судов субъектов федерации к одному звену означает, что все они вне зависимости от наименования субъекта обладают равной компетенцией. Суды среднего звена наделены полномочиями по рассмотрению гражданских и уголовных дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Во главе каждого из судов стоит председатель, первый заместитель и заместители председателя. Заместители председателя возглавляют судебные коллегии.

Все суды среднего звена имеют одинаковую структуру и состоят из президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.105 УК РФ, ч.3 ст. 126 УК РФ, ч.3 ст. 131 УК РФ, ст. 205 УК РФ, ст. 206 частями 2 и 3, ч.1 ст. 208 УК РФ и другие, предусмотренные ч.3 ст. 31 УПК РФ. В кассационном порядке она пересматривает не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных судов, вынесенные ими в качестве суда первой или апелляционной инстанции. В соответствии со сложившейся практикой судьи специализируются на рассмотрении дел по первой инстанции либо в кассационном порядке. Как правило, судей, рассматривающих дела по первой инстанции курирует первый заместитель председателя областного (краевого и т.д.) суда, а судей, специализирующихся на пересмотре дел в кассационном порядке – заместитель председателя суда. Основной объем работы приходится на кассационное производство.

Компетенция судебной коллегии по гражданским делам определена в основном Гражданским процессуальным кодексом РФ. Она рассматривает по первой инстанции гражданские дела, отнесенные законом к подсудности судов данного звена ( ст. 26 УПК РФ):

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Судебная коллегия по гражданским делам выступает в качестве суда кассационной инстанции по отношению к решениям районных судов, принятым в порядке первой и апелляционной инстанций. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам, судом, принявшим эти решение, определение.

Президиум судов субъектов федерации является самостоятельным судебным подразделением, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия в надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа: а) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; б) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; в) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; г)заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; д) оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; е) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

Помимо осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам высшие суды субъектов федерации осуществляют проверку законности и обоснованности решений нижестоящих судов по делам об административных правонарушениях.

Федеральными судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции являются Верховный суд республики, крае­вой (областной) суд, суд города федерального значения, суд авто­номной области, суд автономного округа.

Они образуются и дей­ствуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В горо­дах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — об­разованы суды на правах областного суда.

Суды среднего звена имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качест­ве суда первой, кассационной и надзорной инстанций — по отно­шению к районным судам, действующим на территории соответ­ствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматри­вает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной влас­ти субъектов РФ, затрагивающие права, свободы, и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятель­ности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой ин­формации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом (ст.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчаю­щих обстоятельствах, изнасиловании при особо квалифицирую­щих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. Зет. 31 УПК.

Областной суд правомочен при соблюдении установленных в законе условий принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые в принципе подсудны районному суду (ст. 33 ГПК, 34, 35 УПК). Эти суды вправе изъять любое граждан­ское дело из районного суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон. Рассмотрев дело по существу с со­блюдением всех процессуальных правил, суд принимает соответ­ствующее решение. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или общественное значение.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды сред­него звена рассматривают дела по кассационным и частным жало­бам и представления на судебные акты районных судов, не всту­пившие в законную силу (ст. 355 УПК). Кассационные жалобы и протесты приносятся через суд, вынесший приговор, однако пода­ча кассационной жалобы или представления непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для их рас­смотрения. В соответствии с гражданским процессуальным зако­нодательством решения районного суда могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвую­щими в деле. Прокурор, участвовавший в деле, может принести представления на незаконное или необоснованное решение суда (ст.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное зна­чение не только для осуществления целей и задач правосудия по конкретному делу, но и как средство повышения качества и эф­фективности правосудия в целом (избежать ошибок по аналогич­ным делам в последующей судебной практике).

Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в частности на них возложено рас­смотрение ходатайств о продлении содержания под стражей об­виняемых в особо тяжких преступлениях на срок свыше 12 ме­сяцев до 18 месяцев, что следует оценивать как эффективную меру судебного контроля за законным и обоснованным приме­нением крайней меры процессуального принуждения (ч. 3 ст. 109 УПК).

Состав и структура судов среднего звена. Областной и рав­ный ему суд состоит из судей, а в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК, и присяжных заседателей.

Коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела.

Такой состав действует до 1 января 2004 г. После этой даты, как отмечалось, на смену этому суду должен прийти суд, состо­ящий из трех судей-профессионалов. Он будет действовать при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания.

В судах со значительным объемом работы каждая судебная коллегия подразделяется на судебные составы- В судебный состав поступают дела из определенных судов основного звена субъекта РФ. Каждый член судебного состава курирует определенные рай­онные суды, оказывая их судьям постоянную и конкретную по­мощь на основе анализа и обобщения судебной практики.

В качестве суда кассационной инстанции суды этого уровня действуют в составе трех профессиональных судей. Как суды вто­рой инстанции судебные коллегии проверяют решения и приго­воры районных судов, не вступившие в законную силу, а иногда и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Как отмечалось, в судах среднего звена общей юрисдикции — гражданских и военных, по ходатайству обвиняемого уголовное дело может быть рассмотрено судьей с участием коллегии из 12 присяжных заседателей (этим судам подсудны дела о преступле­ниях, отнесенных к их подсудности, — квалифицированные убийство, похищение человека, захват заложника, торговля несо­вершеннолетними, терроризм, бандитизм, диверсия и др. — см. в ч. Зет. 31 УПК).

Можно сказать, что сегодня суд присяжных рождается второй раз. Революционными событиями 1917 г. он, как и вся судебная система России, был упразднен [144] .

В гг. в девяти регионах страны в судах среднего

Число граждан, включаемых в запасной список присяжных, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более одной чет­вертой всех присяжных, включаемых в общие списки. Присяж­ными заседателями могут быть граждане РФ, включенные в такие списки и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Наделение их полномочиями осуществляется вследствие от­бора. Сначала по расчетной заявке председателя суда среднего звена аппаратом законодательного (представительного) органа субъекта РФ на основе списков избирателей формируется соот­ветствующий общий и запасный списки присяжных заседате­лей, которые публикуются в местной печати для сведения насе­ления.

Ограничения на включение граждан в списки присяжных могут быть установлены только федеральным законом 1 .

В списки присяжных не включаются лица: не внесенные на предшествовавших их составлению выборах или всенародном го­лосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме; не достигшие к мо­менту составления списков возраста 25 лет; имеющие не снятую или не погашенную судимость; признанные судом недееспособны­ми или ограниченные судом в дееспособности.

Вместе с тем по письменному заявлению претендентов из спис­ков исключаются: лица, не владеющие языком, на котором ве­дется судопроизводство в данной местности; инвалиды и лица, не способные в силу своих физических или психических недостат­ков исполнять указанные обязанности; лица, старше 70 лет; ру­ководители и заместители руководителей органов представитель­ной и исполнительной власти; военнослужащие; сотрудники пра­воохранительных органов; священнослужители.

В ряде государств присяжные подбираются или назначаются с соблюдением определенных цензовых условий. Так, в Великобритании присяжными заседате­лями могут быть лица не моложе 21 года, внесенные в списки избирателей и имеющие собственность с годовым доходом не менее 100 ф. ст. или являющиеся арендаторами домовладения, приносящего доход в 200—300 ф. ст. В СШАканди- датом в присяжные может быть гражданин, достигший 21 года, проживающий в данном графстве не менее года, знающий английский язык. Не могут быть при­сяжными учителя, врачи, а в некоторых штатах, кроме того, железнодорожные служащие, журналисты. В дореволюционной России для них был установлен вы­сокий имущественный ценз, проверялась их благонамеренность. См.: Юридичес­кий энциклопедический словарь. М., 1984. С. 361.

От исполнения обязанностей присяжного по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объектив­ность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных ис­точников.

Подлежащих вызову в судебное заседание должно быть не менее двадцати претендентов в коллегию присяжных. Из этого числа в судебном заседании путем случайной многоступенчатой выборки и производится отбор кандидатов в коллегию присяж­ных заседателей.

После решения с участием сторон всех вопросов о самоотводах и об отводах составляется список (не менее 14 человек) оставших­ся кандидатов в присяжные в той последовательности, в которой они были включены в первоцачальный список. С учетом характе­ра и сложности уголовного дела по решению председательствую­щего может быть избрано большее количество запасных присяж­ных, которые также включаются в протокол судебного заседания.

Первые 12 отобранных кандидатов образуют коллегию при­сяжных заседателей, а два последних являются запасными. Им доверено принимать ответственные решения по вопросам, о кото­рых говорилось выше.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных один раз в год на 10 рабочих дней, а если разбиратель­ство дела, начатое с его участием, не окончилось к моменту исте­чения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.

Своеобразие данной формы участия граждан в осуществлении правосудия, ее отличие от института народных заседателей за­ключается в том, что присяжные образуют отдельную коллегию из 12 человек, которые в итоге судебного разбирательства долж­ны самостоятельно вынести вердикт. В отношении каждого под­судимого по каждому из деяний, в совершении которых он обви­няется, председательствующим перед напутственным словом

присяжным ставятся три основных вопроса: 1) доказано ли, что деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил под­судимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния (ст. 339 УПК).

Производство в суде с участием присяжных ведется в общем порядке, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 42 УПК РФ, в которой определены права и обязанности присяжных, полномочия судьи и присяжных (ст. 333, 334 УПК), особенности судебного следствия и прений сторон, напутственное слово пред­седательствующего, порядок проведения совещания и голосова­ния присяжных в совещательной комнате, провозглашение вер­дикта, обсуждение его последствий, обязательность вердикта (ст. 335—348 УПК) и другие важные вопросы.

Заканчивается разбирательство уголовного дела в суде с учас­тием присяжных после провозглашения вердикта, постановлени­ем председательствующим приговора.

Приговор или иное решение областного суда, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в кассацион­ном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховно­го Суда РФ.

По данным Верховного Суда РФ, в 1997—2001 гг. суды при­сяжных в девяти регионах рассмотрели 1901 уголовное дело, что составило около 25% общего числа дел, им подсудных. За 2001 г. и 9 месяцев 2002 г. в суды присяжных поступило соответственно более 370 и 250 дел, из них окончено 240 и 148, вынесено 209 и 127 приговоров, осуждено 294 и 127 человек, оправдано 59 и 18, на дополнительное расследование направлено 64 и 41 дело. За время существования судов присяжных доля оправдательных приговоров не превышает 20%. Их девятилетнее существование в указанных регионах значительно повысило качество предвари­тельного следствия в этих регионах. Динамика поступления дел с ходатайствами обвиняемых о рассмотрении их дела судом при­сяжных и другие данные по судам присяжных за 1997—2001 гг. указаны в справке, направленной в суды в 2001 г. [145]

Президиум суда среднего звена является надзорной инстан­цией. Президиум состоит из председателя данного суда, его замес­тителей и наиболее опытных и квалифицированных членов суда. Персональный состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при поло­жительном заключении квалификационной коллегии судей субъ­екта РФ.

Конкретные судебные дела (уголовные и гражданские) он рас­сматривает в порядке судебного надзора по надзорным жалобам осужденного, оправданного, их защитника или законного пред­ставителя, потерпевшего, его законного представителя, а также по представлениям соответствующего прокурора либо ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Представление в президиум суда среднего звена могут также внести Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорные жалоба или представление направляются непо­средственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересмат­ривать обжалуемое судебное решение.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Президиум рассматривает дела в составе не менее трех его членов. В заседании участвует прокурор субъекта РФ.

В заседании президиума могут принять участие осужденный, его законные представители или другие заинтересованные лица, которые могут изложить свою позицию по рассматриваемому делу. Постановления принимаются открытым голосованием боль­шинством членов президиума, участвующих в заседании, и под­писываются председателем суда. Оно важно не только с позиции проверки законности, обоснованности и справедливости предше­ствующих решений, но и в аспекте влияния на содержание судеб­ной практики в регионе.

Постановления президиума областного и равного ему суда могут быть опротестованы в порядке надзора в судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ по при­надлежности.

Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам прези­диум решает вопросы организационного характера: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы су­дебных коллегий по гражданским и уголовным делам; заслуши­вает и обсуждает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики о состоянии преступнос­ти и судимости, отчеты председателей судебных коллегий и пред­седателей районных судов; оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; рассматривает вопро­сы работы аппарата суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Верховный суд правом законодательной

инициативы в представительном (законодательном) органе рес- публики [146] .

При верховном суде республики действует научно-консульта­тивный совет. Это совещательный орган, в задачи которого вхо­дит разработка научно обоснованных рекомендаций по принци­пиальным вопросам судебной практики (см. гл. 8 учебника).

Организация работы всего суда возложена на председателя данного суда. Председатель суда осуществляет основную работу по руководству структурными подразделениями суда, а также ап­парата суда.

Как государственный орган суд организует свою работу на ос­нове перспективного и текущего планирования. Перспективное планирование предполагает определение основных направлений деятельности областного суда на длительную перспективу с уче­том особенностей региона, предполагаемых законодательных но­ваций, происходящей в стране судебно-правовой реформы. Теку­щие планы (полугодовые, чаще квартальные) предусматривают мероприятия, направленные на организацию повседневной рабо­ты судебных коллегий, приема граждан, обучения и повышения квалификации сотрудников аппарата.

На председателя областного суда персонально возложено общее руководство работой суда и ответственность за эту работу; он утверждает планы работы суда и контролирует их выполнение; в порядке, установленном законом, в субъектах РФ, где допуска­ется рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседа­телей, определяет необходимое количество таких заседателей и направляет заявку местной администрации о составлении спис­ков присяжных заседателей.

Председатель организует контроль за исполнением принимае­мых судом решений; ведает кадрами консультантов, секретарей и других технических работников; контролирует финансовую дея­тельность и отчетность суда; обеспечивает общее руководство де­лопроизводством суда.

В отсутствие председателя его обязанности исполняет один из заместителей (чаще их два), которые одновременно являются председателями судебных коллегий. В качестве заместителей они выполняют и другую работу по поручению председателя; в соот­ветствии с распределением обязанностей руководят работой аппа­рата суда, ведут личный прием граждан.

В целях обеспечения эффективного осуществления правосу­дия и создания надлежащих условий для деятельности судов в РФ установлено, что в случае прекращения полномочий председа­теля верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и авто­номного округа, районного суда, военного и специализированного суда временное исполнение полномочий председателя этого суда на срок до одного года со всеми правами, предоставленными ему процессуальным законодательством, возлагается на первого за­местителя председателя соответствующего суда, а при отсутствии первого заместителя по поручению Председателя Верховного Суда РФ — на одного из заместителей председателя соответствую-

Аппарат суда среднего звена обеспечивает его деятельность и подчиняется председателю этого суда. В него входят: секретари — президиума, судебных коллегий, судебных заседаний, составов суда; инспектора; консультанты; делопроизводители, машинист­ки, архивариус.

Структурно в областном суде действуют канцелярия по граж­данским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспеди­ция, секретариат.

Все секретари и инспектора подчинены заведующему секрета­риатом, который руководит их работой и контролирует ее. Секре­тари судебных коллегий оформляют судебные дела и обеспечива­ют их хранение и иных материалов коллегий, извещают необхо­димых лиц о назначенных к слушанию делах и т.д. Основная обя­занность секретарей судебных заседаний — обеспечение явки участников судопроизводства и ведение протокола судебных раз­бирательств дел по первой инстанции. Инспектора выполняют справочную работу, заполняют документы первичного учета (кар­точки, журналы и т.д.). Группа консультантов занимается изу­чением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. На основе их доклада председатель суда либо вносит над­зорную жалобу, либо отказывает в ее принесении.

Соответствующие их должностям и другие сотрудники аппа­рата выполняют возложенные на них обязанности, направленные на обеспечение работы суда как государственного органа.

Читайте также: