Какой из этих типов судов относят к судам со смешанным парусным вооружением

Обновлено: 01.05.2024

КЛАССИФИКАЦИИ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ

1. Настоящие Правила определяют порядок классификации спортивного парусного судна (далее - классификация) и освидетельствования спортивного парусного судна (далее - освидетельствование).

2. Классификация и освидетельствование проводятся находящимся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации федеральным автономным учреждением "Российский морской регистр судоходства" (далее - орган классификации).

3. Классификация проводится в соответствии с настоящими Правилами и техническими требованиями, предусмотренными в отношении спортивных парусных судов правилами, издаваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - технические требования).

4. При классификации органом классификации проводится первоначальное освидетельствование и присвоение спортивному парусному судну категории плавания в соответствии с настоящими Правилами.

5. Классификация проводится по заявлению собственника спортивного парусного судна (его доверенного лица) в следующих случаях:

а) осуществление государственной регистрации спортивного парусного судна, ранее не классифицированного органом классификации;

б) наличие существенных изменений в конструкции корпуса или парусного вооружения спортивного парусного судна, влекущих изменения в классификации, проведенной ранее.

6. Для проведения классификации собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) представляет в орган классификации заявление о проведении классификации, содержащее следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество и паспортные данные собственника спортивного парусного судна, являющегося физическим лицом, или наименование и адрес собственника спортивного парусного судна, являющегося юридическим лицом;

б) предыдущие название и регистрационный номер спортивного парусного судна, а также фамилия, имя, отчество и адрес предыдущего собственника спортивного парусного судна, являющегося физическим лицом, или наименование предыдущего собственника спортивного парусного судна, являющегося юридическим лицом, и его адрес;

в) сведения о спортивном парусном судне (название, категория плавания, указанная в судовом билете (при наличии) и акт первоначального освидетельствования (при наличии), наименование проекта спортивного парусного судна, наименование строителя, место и год постройки, заводской номер (при наличии), материал корпуса, тип парусного вооружения);

г) характеристики спортивного парусного судна (длина наибольшая, ширина наибольшая, осадка килем максимальная, водоизмещение, максимально допустимое количество людей на борту, максимальная площадь парусов);

д) характеристика двигателей (тип, марка, заводской номер, мощность);

7. К заявлению о проведении классификации прилагаются следующие документы:

а) конструкторская и (или) построечная документация на русском и (или) английском языке (при наличии), конструкторская документация по изменениям в конструкции корпуса и парусном вооружении, а также расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости (при наличии);

б) документы строителя (при наличии);

в) ранее выданные свидетельства о годности к плаванию (при наличии) и акты освидетельствований (при наличии);

г) документы, удостоверяющие личность собственника маломерного судна (его доверенного лица), являющегося физическим лицом, или документы, удостоверяющие государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) доверенность, подтверждающая в установленном порядке полномочия представителя собственника спортивного парусного судна (для доверенного лица);

е) судовой билет (для судов, прошедших государственную регистрацию).

8. По результатам классификации орган классификации подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является спортивным парусным судном и относит его к одной из следующих категорий плавания, учитывающих вероятные ветроволновые условия плавания и удаленность от места убежища:

а) категория плавания 0 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания длительное время в неограниченном районе с вероятной силой ветра более 28 метров в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности более 7 метров, температурой воздуха или моря ниже 5 градусов Цельсия, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия серьезной аварии без надежды на постороннюю помощь;

б) категория плавания 1 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в открытом море вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 метров в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности более 7 метров, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия аварии без надежды на постороннюю помощь;

в) категория плавания 2 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 28 метров в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности до 7 метров и удалением от места убежища не более 200 морских миль, имеющему высокую степень автономности и обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

г) категория плавания 3 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 24 метров в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности до 3,5 метра и удалением от места убежища не более 50 морских миль, обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

д) категория плавания 4 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 21 метра в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности до 2 метров и удалением от места убежища не более 12 морских миль, обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

е) категория плавания 5 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 метров в секунду, высотой волны 1-процентной обеспеченности до 1 метра и удалением от места убежища не более 3 морских миль, обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

ж) категория плавания 6 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 метров в секунду, высотой волны 1-процентной обеспеченности до 1 метра и удалением от места убежища не более 3 морских миль при наличии судов обеспечения, способных оказать немедленную помощь.

9. Орган классификации регистрирует заявление о проведении классификации, назначает срок и место проведения первоначального освидетельствования и в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации указанного заявления, извещает собственника спортивного парусного судна (его доверенное лицо) о датах осмотра судна на берегу и на плаву. Даты осмотра могут быть изменены в случае возникновения неблагоприятных гидрометеорологических условий.

10. Спортивное парусное судно, подлежащее первоначальному освидетельствованию и классификации, должно находиться в исправном состоянии, укомплектовано аварийно-спасательным и иным снабжением, предусмотренным техническими требованиями.

Для проведения первоначального освидетельствования собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) обеспечивает подъем судна из воды и (или) спуск его на воду в согласованные с органом классификации сроки.

11. Для проведения классификации орган классификации осуществляет следующие действия:

а) рассматривает представленную документацию;

б) проводит первоначальное освидетельствование (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции корпуса и характеристик спортивного парусного судна заявленной категории плавания и техническим требованиям, а также идентифицирует материалы корпуса спортивного парусного судна и его элементов;

в) устанавливает наличие и размеры рангоута, такелажа и парусов, а также соответствие типа и мощности судовой энергетической установки (при ее наличии) документам, представленным собственником спортивного парусного судна (его доверенным лицом);

г) проверяет соответствие комплектности оборудования и снабжения спортивного парусного судна техническим требованиям.

12. В случае если по результатам классификации установлено, что предъявленное для классификации судно не соответствует техническим требованиям или не является спортивным парусным судном, орган классификации уведомляет об этом собственника спортивного парусного судна (его доверенное лицо) в письменном виде.

13. По результатам проведения классификации органом классификации составляется акт первоначального освидетельствования.

Акт первоначального освидетельствования содержит сведения о спортивном парусном судне и его собственнике, категории плавания, присвоенной судну, а также о годности судна к плаванию. В этом акте указывается дата его составления и ставится подпись уполномоченного должностного лица, выдавшего акт, которая заверяется печатью.

14. В случае внесения изменений в конструкцию корпуса или парусного вооружения спортивного парусного судна, изменяющих характеристики судна, указанные в судовом билете или акте первоначального освидетельствования, а также при повреждениях конструкции корпуса или парусного вооружения спортивного парусного судна, без устранения которых не будет обеспечиваться безопасность плавания судна, собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) обязан обратиться в орган классификации для проведения классификации и освидетельствования в целях подтверждения или изменения категории плавания судна и подтверждения его годности к плаванию.

15. В процессе эксплуатации спортивное парусное судно подлежит очередным освидетельствованиям, а также внеочередным освидетельствованиям в случаях, установленных пунктом 26 настоящих Правил.

Очередное освидетельствование проводится на основании заявления собственника спортивного парусного судна (его доверенного лица).

16. При очередном освидетельствовании в период эксплуатации осуществляется:

а) выполнение методом выборочного контроля наружного осмотра спортивного парусного судна, измерений, проверки в действии и испытаний в целях определения годности спортивного парусного судна к плаванию в установленном районе плавания в соответствии с присвоенной категорией плавания, указанной в акте первоначального освидетельствования;

б) оформление документов по результатам освидетельствования.

17. Для прохождения очередного освидетельствования собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) представляет в орган классификации заявление о проведении очередного освидетельствования, в котором указывает название спортивного парусного судна и его регистрационный номер, а также порт (место) регистрации и предполагаемую дату освидетельствования. К указанному заявлению прилагается копия судового билета.

18. Орган классификации регистрирует заявление о проведении очередного освидетельствования, назначает дату и время осмотра спортивного парусного судна, подлежащего освидетельствованию, и в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации указанного заявления, извещает собственника спортивного парусного судна (его доверенное лицо) о датах осмотра.

Дата осмотра изменяется по согласованию сторон в зависимости от гидрометеорологических условий.

19. Собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) обязан подготовить судно к очередному освидетельствованию. К моменту освидетельствования спортивное парусное судно должно быть в исправном техническом состоянии и укомплектовано аварийно-спасательным и иным снабжением, предусмотренным техническими требованиями.

20. Очередное освидетельствование проводится в целях проверки соответствия спортивного парусного судна присвоенной категории плавания и включает проверку соответствия характеристик спортивного парусного судна данным акта его первоначального или предыдущего очередного освидетельствования, а также соответствия корпуса, механизмов, устройств, оборудования и снабжения спортивного парусного судна требованиям, установленным техническими требованиями.

При очередном освидетельствовании также проводятся замеры регламентированных параметров и испытания непроницаемости отсеков корпуса.

21. Очередное освидетельствование проводится на берегу и на плаву с периодичностью 1 раз в 5 лет.

22. Для проведения очередного освидетельствования собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) обеспечивает подъем судна из воды и (или) спуск его на воду в согласованные с органом классификации сроки.

23. Спортивное парусное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до истечения 5-летнего срока со дня первоначального или предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника спортивного парусного судна от его эксплуатации спортивное парусное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации.

24. По результатам очередного освидетельствования орган классификации составляет акт очередного освидетельствования, в котором указывается категория плавания спортивного парусного судна, и вносит в судовой билет сведения, подтверждающие его годность к плаванию.

25. Внеочередное освидетельствование проводится в целях определения влияния качества ремонта или модернизации спортивного парусного судна на его годность к плаванию в установленном районе плавания. При этом необходимость осмотра спортивного парусного судна на берегу определяется органом классификации.

26. Внеочередное освидетельствование проводится в следующих случаях:

а) устранение повреждений, угрожающих безопасности плавания спортивного парусного судна;

б) осуществление ремонта или модернизации спортивного парусного судна без изменения его типа, назначения и категории плавания, но с существенным изменением в конструкции корпуса или парусного вооружения спортивного парусного судна.

27. При наступлении случаев, указанных в пункте 26 настоящих Правил, до начала ремонта или модернизации собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) подает заявление о проведении внеочередного освидетельствования в орган классификации.

К заявлению о проведении внеочередного освидетельствования прилагается документация, позволяющая определить сложность и технологию предполагаемого ремонта или модернизации.

Орган классификации регистрирует заявление о проведении внеочередного освидетельствования, назначает дату и место осмотра спортивного парусного судна, подлежащего внеочередному освидетельствованию, и в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации указанного заявления, извещает собственника спортивного парусного судна (его доверенное лицо) о дате осмотра судна.

В случае если срок проведения внеочередного освидетельствования совпадает со сроком очередного освидетельствования, указанным в пункте 23 настоящих Правил, по заявлению собственника спортивного парусного судна (его доверенного лица) эти освидетельствования могут проводиться одновременно.

Проведение внеочередного освидетельствования не изменяет срок очередного освидетельствования, указанный в пункте 23 настоящих Правил.

28. В случае если в результате очередного (внеочередного) освидетельствования установлено, что характеристики спортивного парусного судна не соответствуют данным судового билета или его техническое состояние не отвечает требованиям безопасности мореплавания, в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия и в судовой билет не вносится запись, подтверждающая годность спортивного парусного судна к плаванию.

Собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) устраняет выявленные несоответствия и уведомляет об этом в письменном виде орган классификации, после чего орган классификации проводит освидетельствование повторно.

Спортивное парусное судно, не прошедшее освидетельствование, подлежит повторному освидетельствованию, проводимому в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Независимо от фактических размерений современные парусные суда по типу парусного вооружения делятся на большие (англ. tall ships ) и малые (англ. small craft ) парусные суда.

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

  • Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах;
  • Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
  • Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах;

Разделение условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов. Однако прямым считается вооружение, при котором главными являются прямые паруса (приспособленное прежде всего для них), а косым — где главные паруса косые. Большие парусные суда могут иметь любой тип парусного вооружения. Малые парусные суда чаще всего имеют только косое вооружение.

Содержание

Большие суда с прямым парусным вооружением

Фрегат

Корабль (фрегат) имеет прямое вооружение на всех мачтах (числом три и более).

Основной рангоут корабля состоит из трёх или более мачт, реев на всех мачтах, гика и гафеля на бизани и бушприта. Мачты могут надставляться стеньгами, бушприт — утлегарями, реи — лисель-спиртами.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные — грот-мачтами (если грот-мачт несколько, именуются с носа в корму: первая, вторая и так далее).

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей (возможны верхний и нижний), фор-брам-рей (верхний и нижний), фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей (верхний и нижний), грот-брам-рей (верхний и нижний), грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей. В случае нескольких грот-мачт, прибавляется номер (например: первый нижний грот-марса рей).

Реи бизань-мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей (верхний и нижний), крюйс-брам-рей (верхний и нижний), крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель. Может иметь косые паруса: фока-трисель и фор-брам трисель

Паруса грот-мачты: грот, грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. Возможны косые паруса: грота-трисель и грот-брам трисель.

Паруса бизань-мачты: бизань (бизань и контр-бизань), крюйс-марсель (реже именуемый крюйсель, верхний и нижний), крюйс-брамсель (верхний и нижний), крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.

Если на первом ярусе бизань-мачты установлен прямой парус, то он называется бизанью, а гафельный парус называется контр-бизанью. Если прямого паруса на первом ярусе нет, то бизанью называется гафельный парус.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер — косые. Исторически бушприт мог иметь прямые паруса: подвешенный под ним блинд (на блинда-рее) и бом-блинд (на блинд-стеньге).

Стаксели между фок-мачтой и грот-мачтой: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель. Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера.

Стаксели между грот-мачтой и бизань-мачтой: апсель, крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель.

Дополнительно может нести лиселя, выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов.

Барк имеет не менее трёх мачт, несёт косые паруса на бизань-мачте и прямые паруса на остальных мачтах.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные — грот-мачтами.

Паруса бизань-мачты: косая бизань (бизань), гаф-топсель.

Вооружение остальных мачт то же, что при вооружении кораблём.


Бриг всегда имеет две мачты с прямыми парусами.

Рангоут брига состоит из двух мачт: фок-мачты и грот-мачты, бушприта и реев и соответствующих стеньг, утлегарей и спиртов. На грот-мачте также имеются гик и гафель для крепления грота-гаф-триселя (иногда ошибочно называемого бизанью, что неверно, т.к. у брига нет бизань-мачты, и, следовательно, её принадлежностей).

Бриги всегда меньше кораблей и барков, и имеют меньше ярусов прямого вооружения. Поэтому, некоторых прямых парусов и соответствующего рангоута нет.

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей.

На грот-мачте также устанавливаются грота-гик и грота-гафель.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-трисель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер.

Грота-стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель.

Большие суда со смешанным парусным вооружением

Бригантина (шхуна-бриг)


Бригантина имеет две мачты, несёт прямые паруса на фок-мачте и косые на грот-мачте. Названия их не отличаются от соответствующих парусов барка.

Баркентина

Баркентина имеет не менее трех мачт, из которых на первой (фок-) мачте несёт прямые паруса, а на остальных — косые. Соответственно, косой гафельный парус грот-мачты называется грот, топсель над ним грот-гаф-топсель (Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера), а такие же паруса бизань-мачты — бизань и крюйс-гаф-топсель.

Большие суда с косым парусным вооружением

Большие суда с косым парусным вооружением называются шхунами. Тип шхуны определяется типом основных и дополнительных парусов на мачтах. Выделяют следующие типы шхун:


  • стаксельная — основными являются стаксели на всех мачтах, их дополняют трисели и бизань.


  • марсельная — дополнительно к косому фоку, имеет прямой марсель на фок-мачте. Может иметь прямой брифок.

Последние два типа являются, строго говоря, смешаными. Однако по традиции называются шхунами и относятся судам с косым вооружением. Отличие двухмачтовой марсельной шхуны от бригантины в том, что у первой рангоут и такелаж приспособлены прежде всего под косые паруса, а прямые устанавливаются дополнительно.

Малые суда

Двухмачтовые


  • Кеч — тип парусного вооружения. Судно имеет грот- и бизань- мачты. Определяющим признаком является то, что у кеча головка баллера руля расположена позади бизань-мачты. При вооружении судна Кечем площадь бизани составляет 15 — 25 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Кечем называется также местный тип парусного судна, который с XIX века стал вооружаться кечем. Но он имеет свои признаки, и обычно именуется с уточнением, например (балтийский кеч).
  • Йол — тип косого вооружения. Двухмачтовое судно, имеет грот- и бизань- мачты. В отличие от Кеча, у Йола головка баллера руля расположена впереди бизань-мачты. Площадь бизани составляет 8 — 10 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Йолом называется также местный тип парусного судна, необязательно вооруженный иолом, но характерный для определенного времени на Северном море.

Одномачтовые

  • Тендер — одномачтовый тип со сдвинутой к миделю мачтой, имеющий гафельный или бермудский грот, топсель, несколько стакселей и кливеров. Тип грота определяет тип тендера — гафельный или бермудский.
  • Шлюп — тип вооружения с косым гротом и одним стакселем. Если имеется гафельный грот, то над ним ставится и второй парус — гаф-топсель.

Напишите отзыв о статье "Типы парусных судов"

Литература

  • Сулержицкий, А. Д., Сулержицкий, И. Д. Морской словарь. М., Воениздат, 1956.
  • Марквардт, К. Х. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века. Л., Судостроение, 1991. ISBN 5-7355-0131-3
  • Jenny Bennett, Veres László. Sailing rigs: an illustrated guide. Naval Institute Press, Annapolis MD, 2005. ISBN 1-59114-813-8

Ссылки

Отрывок, характеризующий Типы парусных судов

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.

Ис­поль­зо­ва­ние па­ру­са (в ка­че­ст­ве вспо­мо­га­тель­но­го дви­жи­те­ля) на пло­тах и при­ми­тив­ных су­дах из­вест­но с древ­ней­ших вре­мён. Пер­вые дос­то­вер­ные дан­ные о парусном судне от­но­сят­ся ко II-III-му тысячелетию до нашей эры. Эти па­рус­но-греб­ные су­да об­ла­да­ли не­вы­со­ки­ми мо­ре­ход­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, так как пря­мо­уголь­ные па­ру­са, ко­то­ры­ми они ос­на­ща­лись, эф­фек­тив­ны толь­ко при по­пут­ном вет­ре, а удов­ле­тво­ри­тель­ное управ­ле­ние ру­ле­вы­ми вёс­ла­ми обес­пе­чи­ва­ет­ся лишь при во­до­из­ме­ще­нии суд­на до 300-400 тонн. Су­да в Древ­нем Егип­те име­ли во­до­из­ме­щение до ты­ся­чи тонн и 2-3 мач­ты для пря­мых па­ру­сов, од­на­ко их хо­до­вые ка­че­ст­ва обес­пе­чи­ва­лись главным образом за счёт боль­шо­го чис­ла греб­цов. В Древ­ней Гре­ции тор­го­вые па­рус­но-греб­ные су­да хо­ди­ли под па­ру­сом при по­пут­ном вет­ре, а во­енные су­да для дви­же­ния ис­поль­зо­ва­ли в основном толь­ко вёс­ла. Древне-римские тор­го­вые парусные судна из-за не­со­вер­шен­ст­ва су­до­во­го та­ке­ла­жа так­же хо­ди­ли под па­ру­са­ми толь­ко при по­пут­ном вет­ре. Од­на­ко их об­щая ком­по­нов­ка и очер­та­ния уже со­дер­жа­ли основные эле­мен­ты ти­пич­ных клас­сических парусных судов; так, круп­ные су­да, кро­ме главной мач­ты, име­ли ещё но­со­вую и кор­мо­вую мач­ты. К V веку был соз­дан кор­мо­вой руль, управ­ляе­мый ры­ча­гом - рум­пе­лем, что по­зво­ли­ло уве­ли­чить раз­ме­ры паруснго судна и по­вы­сить пло­щадь па­ру­сов. При­бли­зи­тель­но к VIII-IX векам в рай­оне Сре­ди­зем­но­мо­рья ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил ко­сой ла­тин­ский па­рус, ко­то­рый по­зво­лял суд­ну ид­ти гал­са­ми про­тив вет­ра.

В северных мо­рях с VIII века ви­кин­ги ис­поль­зо­ва­ли вё­сель­но-па­рус­ные ла­дьи с од­ним пря­мым па­ру­сом. Позд­нее нор­ман­ны строи­ли ког­ги (од­но-, двух­мач­то­вые вёсель­но-па­рус­ные су­да) и другие ти­пы су­дов. Северные по­мо­ры дос­ти­га­ли Гру­ман­та (острова Шпиц­бер­ген) на ладь­ях и ко­чах (ха­рак­тер­ная осо­бен­ность ко­то­рых - яй­це­вид­ная фор­ма кор­пу­са). На ре­ках и озё­- рах Ру­си с начала XI века для пе­ре­воз­ки людей и гру­зов при­ме­ня­лись стру­ги - греб­ные су­да с не­боль­шим пря­мо­уголь­ным па­ру­сом и съём­ной мач­той.

В XVII веке под­вод­ную часть де­ревянных кор­пу­сов парусных судов для за­щи­ты от об­рас­та­ния жи­вот­ны­ми и рас­тительными ор­га­низ­ма­ми ста­ли по­кры­вать мед­ны­ми лис­та­ми, что од­но­вре­мен­но сни­жа­ло со­про­тив­ле­ние во­ды дви­же­нию суд­на. До середины XIX века парусные судна бы­ли главным сред­ст­вом обес­пе­че­ния морских и тор­го­вых свя­зей ме­ж­ду стра­на­ми. Па­рус­ный флот оп­ре­де­лял во­енное мо­гу­ще­ст­во го­су­дарств. В XVIII веке строи­ли мно­го во­енных су­дов во­до­из­ме­ще­ни­ем до 2000 т. Во­до­из­ме­ще­ние круп­ных ли­ней­ных ко­раб­лей дос­ти­га­ло 5000 т, а тор­го­вых су­дов - до 600 т. В за­ви­си­мо­сти от ти­па па­рус­но­го воо­ру­же­ния и чис­ла артилерийских ору­дий во­енные ко­раб­ли де­ли­лись на ран­ги.

В конце XX веков соз­да­ны вы­со­ко­эф­фек­тив­ные па­ру­са но­вых кон­ст­рук­ций для ис­поль­зо­ва­ния их в ка­че­ст­ве дви­жи­те­лей на транс­порт­ных су­дах. Управ­ле­ние та­ки­ми па­ру­са­ми про­из­во­дит­ся ав­то­ма­ти­че­ски. Осу­ществ­ле­ны про­ек­ты мо­тор­ных су­дов со вспо­мо­гательным па­ру­сом, па­рус­но-мо­тор­ных су­дов, па­рус­ных со вспо­мо­гательным дви­га­те­лем.

Парусное судно не­сёт па­ру­са на од­ной или не­сколь­ких мач­тах. Но­со­вая мач­та на­зы­ва­ет­ся фок-мач­той, сред­ние мач­ты - грот-мач­та­ми, кор­мо­вая мач­та - би­зань- мач­той. В за­ви­си­мо­сти от вы­со­ты мач­ты бы­ва­ют про­сты­ми или со­став­ны­ми. Об­щая пло­щадь всех па­ру­сов, а так­же ти­пы па­ру­сов, ко­то­рые не­сёт суд­но, на­зы­ва­ют­ся па­рус­но­стью. Управ­ля­ют парусным судном (из­ме­ня­ют курс, уве­ли­чи­ва­ют или умень­ша­ют ско­рость хо­да, ос­та­нав­ли­ва­ют про­дви­же­ние парусного судна - суд­но ло­жит­ся в дрейф, и другие) по­сред­ст­вом со­гла­со­ван­ных дей­ст­вий ру­ля и па­ру­сов.

Парусные судна под­раз­де­ля­ют­ся на боль­шие (как пра­ви­ло, бо­лее 2 мачт) и ма­лые. В за­ви­си­мо­сти от па­рус­но­го воо­ру­же­ния парусные судна в основном де­лят­ся на су­да с пря­мым, ко­сым и сме­шан­ным воо­ру­же­ни­ем. У су­дов с пря­мым воо­ру­же­ни­ем пря­мые па­ру­са ос­нов­ные, а ко­сые - вспо­мо­га­тель­ные. У су­дов с ко­сым воо­ру­же­ни­ем ос­нов­ны­ми яв­ля­ют­ся ко­сые па­ру­са. К наи­бо­лее из­вест­ным боль­шим су­дам с пря­мым во­о­ру­же­ни­ем от­но­сят­ся ко­раб­ли, бар­ки, фре­га­ты, бри­ги. Боль­шие су­да с ко­сым воо­ру­же­ни­ем - шху­ны (га­фель­ные, бер­муд­ские, стак­сель­ные и другие), из­вест­ные с XVII века про­стые и де­шё­вые в экс­плуа­та­ции па­рус­ни­ки с дву­мя и бо­лее мач­та­ми, а так­же ше­бе­ки (трёх­мач­то­вые су­да с ла­тин­ским па­ру­сом). К рас­про­стра­нён­ным су­дам со сме­шан­ным воо­ру­же­ни­ем от­но­сят­ся бар­кен­ти­ны (трёх­мач­то­вые су­да, у ко­то­рых од­на мач­та не­сёт пря­мые па­ру­са, а две мач­ты - ко­сые), бри­ган­ти­ны (две мач­ты с пря­мы­ми и од­на мач­та с ко­сы­ми па­ру­са­ми).

Ма­лые па­рус­ные су­да име­ют 1 или 2 мач­ты. У двух­мач­то­вых су­дов (пер­вая - грот-мач­та, вто­рая - би­зань-мач­та) би­зань-мач­та зна­чи­тель­но мень­ше (ино­гда их на­зы­ва­ют по­лу­то­ра­мач­то­вы­ми). К двух­мач­то­вым ма­лым су­дам мож­но от­не­сти фе­лу­ку (двух­мач­то­вое суд­но с ла­тин­ски­ми па­ру­са­ми), ша­лан­ду (ко­то­рая мо­жет иметь 1 или 2 мач­ты). К су­дам это­го ти­па от­но­сят­ся так­же двух­мач­то­вые кеч и иол, ко­то­рые раз­ли­ча­ют­ся по­ло­же­ни­ем го­лов­ки ру­ля. К од­но­мач­то­вым су­дам от­но­сят­ся тен­дер, кэт и др. Не­ко­то­рые ти­пы су­дов, например шлю­пы, мог­ли не­сти раз­ное па­рус­ное воо­ру­же­ние. Так, двух­мач­то­вые шлю­пы с пря­мы­ми па­ру­са­ми, как у бри­га, ис­поль­зо­ва­ли в ка­че­ст­ве бое­вых ко­раб­лей, транс­порт­ных или экс­пе­диционных су­дов (шлю­пы Ф.Ф. Бел­линс­гау­зе­на и М.П. Ла­за­ре­ва) и других. Сре­ди ма­лых су­дов - шлюп, яв­ля­ет­ся од­но­мач­то­вым суд­ном с ко­сым па­ру­сом на грот-мач­те и од­ним стак­се­лем.

01 парусная эскадра (605x441, 86Kb)

Парусное судно - это плавательное средство, передвигающееся по воде благодаря использованию силы ветра, уловленной парусами судна; никакие механические приспособления, способные воздействовать на его движение, при этом не используются. Парусные суда – древнейшее средство передвижения по воде, частично применяемое человечеством до сих пор - несмотря на развитие механики и изобретение механизмов, способных двигать корабли и суда без помощи ветра.

02 набор корпуса судна (562x270, 38Kb)


Набор корпуса судна – киль и шпангоуты

03 устройство парусника (681x426, 112Kb)

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.


Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

04 мачты (561x371, 68Kb)

05 парусник с бонавентур мачтой (550x388, 67Kb)


Английское крупное военное судно начала 16 века
несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

06 рангоут и такелаж (645x448, 87Kb)

Для удержания мачт на их местах используется так называемый СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. ФОРДУНЫ и БАКШТАГИ удерживают стеньги и брам-стеньги; ВАНТЫ, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.
Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки - РЕИ. Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.
Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: НИЖНИЕ – ПРОСТО РЕИ (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); ВЫШЕ, над марсами стеньг, крепятся МАРСА-РЕИ (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к ВЕРХНИМ БРАМ-СТЕНЬГАМ прикрепляют БРАМ-РЕИ (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку БОМ- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.
Для управления рангоутом и парусами служит БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).


Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

07 прямые паруса (513x515, 210Kb)


Прямые паруса

ПРЯМЫМИ ПАРУСАМИ вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 670.

КОСЫЕ ПАРУСА, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 200! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.
Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. ГАФЕЛЬНЫЕ ПАРУСА – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. БЕРМУДСКИЕ ПАРУСА – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

08 ВИДЫ КОСЫХ ПАРУСОВ (641x227, 48Kb)

09 Барк Седов под стакселями (594x344, 58Kb)


Вспомогательные косые паруса большого корабля:
впереди – кливера, между мачтами – стаксели


Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно ФОКОМ и ГРОТОМ; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся ФОР-МАРСЕЛЬ и ГРОТ-МАРСЕЛЬ. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются ФОР-БРАМСЕЛЬ и ГРОТ-БРАМСЕЛЬ. Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: БИЗАНЬ, КРЮЙСЕЛЬ и БОМ-КРЮЙСЕЛЬ. Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются ФОР-ТРЮМСЕЛЬ и ГРОТА-ТРЮМСЕЛЬ. На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался БЛИНД; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус БОМ-БЛИНД.

Читайте также: