Какое водоизмещение бывает у судов

Обновлено: 07.05.2024

водоизмещение в полном грузу (D), равное суммарной массе корпуса, его механизмов, устройств, груза, судовых запасов, экипажа и пассажиров при наибольшей допустимой осадке;
водоизмещение порожнем (D o), в этом случае не учитывается масса груза, экипажа и пассажиров, топлива и других запасов.

Объемное водоизмещение (V) - это объем подводной части судна в м3 . Расчет производится с учетом главных размерений судна:

δ – коэффициент полноты водоизмещения, равный для маломерных судов 0,35 ÷ 0,6, причем меньшее значение коэффициента присуще для небольших судов с острыми обводами. Для водоизмещающих катеров δ = 0,4 ÷ 0,55, глиссирующих δ = 0,45 ÷ 0,6, моторных лодок δ = 0,35 ÷ 0,5, для парусных судов этот коэффициент колеблется от 0,15 до 0,4;
L - длина судна по ватерлинии;
B - ширина судна по ватерлинии,
Т - осадка судна.

Как известно, по закону Архимеда любое плавающее тело вытесняет объем воды, масса которой равна массе тела, погруженного в воду, поэтому оба вида водоизмещения связаны между собой формулой:

γ – плотность воды. Для пресной воды γ = 1,0 т/м 3 , для морской - 1,015÷1,025 т/м 3 .

ВМЕСТИМОСТЬ

V = L квл ×B квл ×T квл ×δ + L квл ×B квл ×α×(Н – Т квл + Σ l×b×h, м 3 , где:

L квл и B квл – длина и ширина по КВЛ;
Т квл – осадка на миделе по КВЛ;
H - высота борта;
l, b, h - средние длина, ширина, высота надстроек.

Для приближенного расчета валовой вместимости судна, не имеющего надстроек, можно пользоваться формулой

V = δ 1 × L 1 × B 1 × H 1 , где:

L 1 и B 1 – наибольшие длина и ширина судна;
H 1 – высота борта в середине судна;
δ 1 – коэффициент полноты валового объема (выбирается по таблице в зависимости от класса судна),
α – валового объема (выбирается по таблице в зависимости от класса судна).

Коэффициенты полноты для различных типов судов

полноты водоизмещения, δ

валового объема, δ1

валового объема, α

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ

Грузоподъемность (G) - это масса перевозимых судном грузов. Различают дедвейт и чистую грузоподъемность.
Дедвейт – это разность между водоизмещениями в полном грузу и порожним.
Чистая грузоподъемность – это масса только полезного груза, который может принять судно.

ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ

Пассажировместимость (N) - количество людей, разрешенное к размещению на судне в данных условиях плавания.
Пассажировместимость зависит от грузоподъемности:

N = G/100, чел. (с багажом) или N = G/75, чел. (без багажа), где

При этом округление полученного результата производится до меньшего целого числа.
На маломерном судне наличие оборудованных сидячих мест должно соответствовать установленной для данного судна пассажировместимости.

Пассажировместимость ориентировочно можно рассчитать по формуле:

N= L нб × В нб / К, чел. где

К - эмпирический коэффициент, принимаемый равным: для моторных и гребных лодок - 1,60; для катеров - 2,15.
L нб – наибольшая длина судна;
В нб – наибольшая ширина судна.

СКОРОСТЬ

Алогичный маневр повторяется судоводителем и в обратном направлении. Это позволяет исключить влияние течения. Окончательная скорость катера при максимальной мощности получается по среднему результату двух пробегов "туда" и "обратно".

V max = (V 1 + V 2)/2

По этому же принципу определяются наименьшая и средняя скорости судна. Все три вида скоростей можно определить как с одним водителем, так и с полной загрузкой судна. При отсутствии стационарной мерной линии, судоводитель может ее оборудовать самостоятельно, используя в качестве створов фанерные щиты и вехи, тщательно измерив расстояние между секущими створами. Однако использовать для определения скоростей расстояния, снятые с карты между буями (вехами), являющимися судоходной обстановкой, не рекомендуется, т.к. они могут быть снесены течением, волной или проходящими судами.

АВТОНОМНОСТЬ И ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ

Во время эксплуатации судна расходуются топливо, питьевая вода, продукты и другие судовые запасы. Способность судна находиться в течение определенного времени в плавании без пополнения запасов называется автономностью плавания. Автономность плавания измеряется, как правило, в сутках и зависит от типа судна и характера его эксплуатации. При этом для маломерных судов автономность плавания колеблется в значительных временных пределах, т.к. на моторной лодке или катере уже через несколько часов движения запасы топлива могут быть израсходованы и без их пополнения дальнейшее плавание невозможно. Под понятием дальность плавания для маломерного судна целесообразно считать расстояние, которое судно способно пройти, использовав полностью максимальный запас топлива.

водоизмещение

водоизмещения, ср. (мор.). Количество воды, вытесняемое плавающим судном и равное полному весу судна. Водоизмещение яхты при полной нагрузке равно 1000 тонн.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

водоизмещение

Я, ср. Количество вытесняемой судном воды характеризующее его размеры. Корабль водоизмещением в 25 000 тонн.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

водоизмещение

ср. Количество воды, вытесняемой плавающим судном.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

водоизмещение

количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна. Различают массовое водоизмещение, равное массе судна, т.е. массе воды, помещающейся в объеме подводной части судна, и объемное водоизмещение (объем судна ниже ватерлинии).

Водоизмещение

судна, количество воды, вытесненной плавающим судном. Различают объёмное В. (объём подводной части судна ниже ватерлинии) и весовое В., равное, согласно закону Архимеда, весу судна. При постоянном весовом В. объёмное В. меняется в зависимости от плотности воды. Изменение весового В. судна происходит вследствие расходования топлива, провизии, боеприпасов (на военных судах), приёма и снятия грузов и пр. Наибольшее допустимое в эксплуатации В. морского транспортного судна (при осадке по грузовую марку) называется В. в полном грузу, наименьшее (без груза, расходуемых запасов, экипажа) ≈ В. порожнём. В. является характеристикой размера судна.

Википедия

Водоизмещение

Водоизмещение корабля (судна) - количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля. Масса этого количества жидкости равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.

Различают объёмное и массовое водоизмещение. По состоянию нагрузки корабля различают стандартное , нормальное , полное , наибольшее , порожнее водоизмещение.

Для подводных лодок различают подводное водоизмещение и надводное водоизмещение.

Объёмное водоизмещение : водоизмещение, равное объёму подводной части корабля до ватерлинии.
Массовое водоизмещение : водоизмещение, равное массе корабля.
Стандартное водоизмещение (standard displacement): водоизмещение полностью укомплектованного корабля с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.
Нормальное водоизмещение (normal displacement): водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс половинный запас топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.
Полное водоизмещение (loaded displacement, full load displacement, designated displacement): водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс полные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, груза.
Наибольшее водоизмещение : водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс максимальные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, грузов.
"""Водоизмещение порожнем """ (light displacement): водоизмещение порожнего корабля без экипажа, топлива, запасов и т. д.
Подводное водоизмещение : водоизмещение подводной лодки (батискафа) и иных подводных судов в подводном положении. Превышает надводное водоизмещение на массу воды, принимаемой при погружении в цистерны главного балласта.
Надводное водоизмещение : водоизмещение подводной лодки и иных подводных судов в положении на поверхности воды до погружения либо после всплытия.

Примеры употребления слова водоизмещение в литературе.

Место двигателей внутреннего сгорания и электрогенераторов займут бочки водоизмещением 200 литров, каждая из которых четверть века сможет автономно питать энергией целый микрорайон.

Два другие были беспалубными кораблями вполовину меньшего водоизмещения .

Адмирал Дениц и его штаб в мае 1942 года считали, что Англии можно нанести поражение, если в месяц топить в среднем суда общим водоизмещением 700 тыс.

Корабль наш, великолепный парусник водоизмещением около четырехсот тонн, построенный в Бомбее из малабарского тикового дерева и обшитый медью, имел на борту хлопок и хлопковое масло с Лаккадивских островов, а также копру, пальмовый сахар, топленое масло из молока буйволиц, кокосовые орехи и несколько ящиков опиума.

Стоимость миллиончиков триста, девяносто самолетов, водоизмещение сорок пять тысяч.

Русские миноноски, послужившие образцом для иностранных флотов, имели водоизмещение около 28 тонн, длину 71 фут, скорость хода 15 узлов.

Обогнув юго-восточный мыс Оаху, Стандарт-Айленд из-за своего огромного водоизмещения вынужден остановиться в десяти кабельтовых от берега.

Транспорт водоизмещением около шести тысяч тонн, быстроходная десантная баржа, три сторожевых катера.

Они строили только что изобретенные талантливыми португальскими судостроителями каравеллы -- легкие высокобортные трехмачтовые парусные суда водоизмещением до 300 тонн, взамен устаревших итальянских неповоротливых нефов и двухмачтовых бригов.

При этом я дал гарантию, что отстаиваемая Деницем флотская программа будет выполняться: вместо ежемесячного выпуска двадцати небольших подводных лодок с общим водоизмещением 16 тыс.

Как оказалось, идя последними в строю, они обнаружили к зюйду от мыса Лангбунес, на дистанции семь-восемь кабельтовых, немецкий танкер водоизмещением 800-- 900 тонн и дрифтер.

Водоизмещение судна известно господину профессору, а следовательно, и кубатура полезного воздуха.

Груженое судно водоизмещением в десять тысяч тонн накренилось и стало погружаться в воду.

Водоизмещение судна равнялось 282 т, длина -- 30, ширина -- 7,6 и осадка -- 3,5 м.

Водоизмещение у плавсредства такое, что будешь залазить, точно перевернешь, снасти утопишь.

Что такое водоизмещение? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к морским понятиям.

Терминология

Измерение водоизмещения

Водоизмещение кораблей измеряется ещё на стадии проектирования по теоретическому чертежу. Как это происходит? По всей чертёжной длине судна размечаются линии, делящие корпус на 20 равных частей. Затем проводятся линии поперечного сечения и линии ватерлиний. Затем прибегают к методу Симпсона так же, как при вычислении вместимости, переведя результат из кубических футов в тонны путём деления на 35, если судно предназначается для плавания в солёной воде, или на 36 - для пресной воды.

Самые крупные корабли мира

Разобравшись с тем, что такое водоизмещение, посмотрим на самые крупные корабли в мире. Их существует множество.

Самым крупным нефтяным танкером в мире является плавающий под норвежским флагом Knock Nevis. При длине в 460 метров корабль имеет поразительное водоизмещение - 657 тыс. т. Спущенный на воду в 1979 году по заказу греческого судовладельца гигантский корабль имел весьма печальную судьбу. В 1986 году в самом начале ирано-иракской войны Knock Nevis был атакован в Персидском заливе группой иракских истребителей. В 1988 году после окончания войны, корабль был поднят и отремонтирован, продолжив свою службу до 2010 года. После этого устаревший супертанкер был отправлен на утилизацию.


Главные размерения судна (основные размерения судна или корабля) — совокупность конструктивных, расчётных, наибольших и габаритных линейных размеров судна: длины, ширины, осадки и высоты борта. Главные размерения характеризуют мореходные качества корабля (судна) и определяют возможность его проводки в узкостях (каналах, бухтах, проливах), шлюзах, на мелководье, определяют возможность размещения на стапеле (слипе) или постановки в корабельный док.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Главные размерения судна

Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна.

1. Для многокорпусных судов определения главных размерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности.

2. Для судов неводоизмещающего типа: глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определения главных размерений относятся к случаю плавания в водоизмещающем режиме

2. Конструктивные размерения судна

Размеры судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положения по высоте

3. Расчетные размерения судна

Размеры судна, характеризующие расчетную ватерлинию и ее положение по высоте

4. Наибольшие размерения судна

Наибольшие размеры корпуса судна, определяемые по его теоретической поверхности

5. Габаритные размерения судна

Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей

Форма судового корпуса

Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса движущихся судов представляют собой удлиненное тело, ограниченное кривыми поверхностями, создающими обтекаемую форму, уменьшающую сопротивление воды и воздуха его движению. Корпуса таких судов имеют заостренные оконечности и плавные переходы боковых поверхностей в днищевые плоскости. Корпуса стояночных судов пли судов, скорость транспортировки которых не имеет большого значения, наоборот, делают для упрощения технологии постройки, прямоугольными или плоскостной формы с резко выраженными гранями.

Чертеж парусного барка Крузештерн//Падуя

Передняя, по направлению движения, оконечность корпуса называется носовой, и по принятым правилам судостроительного черчения на чертежах всегда изображается справа; противоположная оконечность, называемая кормовой, изображается на чертежах слева.

Поверхности, ограничивающие корпус судна сверху, с боков и снизу, соответственно называются верхней палубой, бортами и днищем.

Общее представление о геометрической характеристике формы корпуса судна дает метод сечения корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями: вертикальной плоскостью симметрии, проходящей вдоль корпуса посередине его ширины; горизонтальной плоскостью, проходящей вдоль корпуса и делящей его на две несимметричные части: на надводную и подводную, и вертикальной плоскостью, перпендикулярной первым двум и проходящей посередине расчетной длины судна .

Рис. 1. Сечение корпуса судна тремя взаимно перпендикулярными плоскостями. I-диаметральна я плоскость; II-плоскость мидель-шпангоута; III – плоскость конструктивной ватерлинии. 1-верхняя палуба; 2 – борт; 3- днище; 4 – форштевень; 5 – килевая линия 6- ахтерштевень; 7-палубная линия; 8 – бортовая линия; 9 -нос ; 10- корма; h- стрелка погиби.

  • Вертикальная плоскость, проходящая вдоль корпуса судна и делящая его теоретическую поверхность на две симметричные части, называется диаметральной плоскостью (ДП).
  • Основной плоскостью (ОП) называется горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку килевой линии корпуса.
  • Основной линией (ОЛ) называется линия пересечения основной и диаметральной плоскостей. Поскольку корпус судна имеет очень сложную форму, то при его изготовлении, а также при монтаже на нем всех деталей насыщения судна (механизмы, аппараты, оборудование и прочее), установочные размеры этих деталей можно определять по высоте и ширине судна только от этих двух плоскостей.
  • Бортовая линия палубы – линия пересечения теоретической поверхности борта и палубы или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом.
  • Килевая линия (КЛ) – линия пересечения днищевой части теоретической поверхности корпуса с диаметральной плоскостью. Килевая линия имеет разнообразные формы в зависимости от назначения и типа судна (рис. 2). Килевая линия большинства современных судов горизонтальна. Наклонная килевая линия встречается у судов с так называемым конструктивным дифферентом, который делается для заглубления винта и руля и для их защиты при малой осадке судна. Килевая линия с уступом – реданом встречается у быстроходных легких судов (катеров). В этом случае на ходу судна носовая часть корпуса выходит из воды, а кормовая часть скользит (глиссирует) на водной поверхности. Килевая линия судов специальных типов (подводные лодки, яхты и т. п.) часто бывает криволинейной, что объясняется специфическими особенностями их эксплуатации.
  • Ватерлинией (ВЛ) называется след от пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
  • Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называется ватерлиния, соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судов или нормальному водоизмещению (с половинным запасом топлива).

Осадка

Осадка — расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку в середине длины корпуса (без учёта выступающих частей) до поверхности спокойной воды. Различают осадку носом, кормой и среднюю осадку, как среднеарифметическое значение кормовой и носовой осадки.

Весовые и объемные измерители судна

Каждое судно как физическое тело обладает определенным весом и объемом. Плавая на воде, оно занимает положение, определяемое осадкой, находящейся в прямои связи с его весом и объемом подводной части. Эти зависимости выражаются числовыми характеристиками, которые разделяются по признаку размерности на линейные (уже знакомые нам), на весовые и объемные измерители судна.

Чертеж парусного барка Крузенштерн/Падуя

Весовое водоизмещение является главным весовым измерителем судна и слагается по статьям нагрузки из постоянного вес а (вес корпуса, механизмов, электрооборудования, устройств и т. п. ) и переменного вес а (топливо, запасы, экипаж, перевозимые грузы, пассажиры и пр.). Вес этих грузов точно учитывается при проектировании судна в специальном документе, который носит название весовой нагрузки судна и в соответствии с которым производятся все расчеты, связанные с определением качеств судна.

В зависимости от количества принимаемого переменного груза весовое водоизмещение может широко изменяться, вследствие чего возникает необходимость в установлении видов водоизмещения судна при различных состояниях его нагрузки. Для гражданских судов установлены следующие главные виды водоизмещения:

  • водоизмещение порожнем , равное постоянному весу судна, с водой в котлах, механизмах и трубопроводах, с инвентарем, постоянными запасными частями и снабжением, но без груза, пассажиров, команды и без топлива;
  • водоизмещение в полном грузу , равное водоизмещению порожнем плюс перевозимый груз, команда, топливо и все запасы при наибольшей допустимой осадке. Для военных надводных кораблей установлены следующие виды водоизмещения:
  • водоизмещение порожнем, равное весу готового к действию корабля, но без личного состава, боезапасов, снабжения, продовольствия и без запасов топлива, смазочных материалов и пресной воды;
  • стандартное водоизмещение, равное весу готового к действию корабля с личным составом и со всеми запасами, необходимыми в военное время, но без запасов топлива, смазочных материалов и котельной воды;
  • нормальное водоизмещение , равное стандартному плюс 50% запасов топлива, смазочных материалов и котельной воды;
  • полное водоизмещение , равное стандартному плюс полные запасы топлива, смазочных материалов и котельной воды, обеспечивающих заданную дальность плавания на любых режимах хода;
  • наибольшее водоизмещение , равное стандартному плюс добавочные запасы, которые корабль в состоянии принять до полного заполнения всех хранилищ: боевых средств (в том числе и мины на верхней палубе), топлива, смазочных масел и котельной воды.

Объемное водоизмещение судна является основной характеристикой надводного судна и определяется объемом подводной части его корпуса. Оно прямо связано с весовым водоизмещением судна, так как по закону Архимеда всякое плавающее тело вытесняет объем воды, вес которой равен весу самого тела.

Объемное водоизмещение зависит от удельного веса воды (плотности воды). В пресной воде, удельный вес которой равен единице, весовое водоизмещение, выраженное в метрических тоннах, численно равно объемному водоизмещению в кубических метрах.

К основным технико-эксплуатационным характеристикам (не только транспортных судов) обычно относят:

— автономность по запасам воды и провизии;

— валовую и чистую вместимость.

Иногда вместо грузоподъемности фигурирует дедвейт судна — DW.

Водоизмещение судна — это масса объема воды в тоннах, вытесняемая корпусом судна до определенной ватерлинии (обычно грузовой), которая по закону Архимеда равна массе судна.

Водоизмещение Δ обычно представляют в виде двух составляющих:

где Δ0 — водоизмещение порожнем;

DW — дедвейт — масса всех переменных грузов на судне, которые не относятся к водоизмещению порожнем.

В водоизмещение порожнем входят

- масса корпуса судна

- масса готовой к эксплуатации энергетической установки с запчастями и необходимым снабжением

- масса остаточной воды в льялах и цистернах и т.п.

Водоизмещение судна порожнем определяется заводом-изготовителем по окончании постройки судна и в процессе эксплуатации подлежит корректировке. Это связано с изменением количества остатков воды, которые невозможно выкачать из балластных цистерн, нарастанием слоев краски, наносимой при повседневном уходе за судном и т.п.

Дедвейт включает в себя все массы, которые не относятся к водоизмещению судна порожнем.

Дедвейт включает в себя массу перевозимого груза, экипаж и пассажиров со снабжением и багажом, запасы топлива, смазочных материалов, судового снабжения (краска, тросы и т.п.), оборудование для крепления груза, специальное снабжение (напр., для промысловых судов – трал, сети и пр.) и т.д. Масса судового экипажа с багажом определяется из расчета 1 тонна багажа на 12 человек.

Грузоподъемность — количество груза, которое может быть размещено на судне в трюмах*, твиндеках**, или на верхней палубе. Обычно эта величина измеряется в метрических тоннах.

( *Трюм — внутреннее помещение на судне, лежащее ниже самой нижней палубы. ** Твиндек — межпалубное пространство на судах, имеющих несколько палуб.)

Но при морских перевозках в Великобританию и из нее может применяться другая единица – английская или длинная тонна (long ton). Она равна 1016 кг (2240 фунтов).

Если перевозки совершаются в Североамериканском регионе, то применяют Североамериканскую или короткую тонну (short ton). Она равна 907 кг (2000 фунтов).

Во время эксплуатации фактическая грузоподъемность судна может определяться как разность между фактическим водоизмещением (за вычетом судовых запасов) и Δ0.

Скорость хода судов измеряется в узлах. Один узел равен одной морской миле в час. Одна морская миля равна l/60 градуса дуги меридиана Земли и составляет 1852 метра или 10 кабельтовых.

Дальность плавания— расстояние в милях, которое может пройти судно без пополнения запасов топлива.

Автономность по запасам воды и провизии— время в сутках, в течение которого судно может находиться в море без пополнения этих запасов.

Грузовместимость — наравне с грузоподъемностью является характеристикой, которая обеспечивает рентабельность морских перевозок. Она определяется объемом грузовых трюмов и твиндеков, которые подсчитываются с учетом объема грузовых люков.

Количество груза, которое может быть погружено на судно, зависит как от грузоподъемности, так и от грузовместимости.

Грузы, перевозимые морем, делятся на сухиеи наливные.Отдельно — это сжиженные газыи химические грузы.

Среди сухих грузов различают: тарные, штучные, навалочныеи насыпные.

Тарныминазывают грузы, которые перевозятся в упаковке (таре). В качестве тары используются ящики, мешки, бочки, бидоны и т.д.

Штучныегрузы перевозятся обычно без упаковки и принимаются на судно не по весу, а счетом мест.

Навалочныминазываются грузы, которые подаются на судно навалом, без счета мест. К ним относятся: руда, уголь, рудные концентраты, щебень, камень, песок и т.п.

К числу насыпныхгрузов относятся: зерно, пшеничное и хлопковое семя, подсолнечник и т.п., если они перевозятся насыпью. Насыпные грузы отличаются от навалочных большей сыпучестью и обычно хранятся в закрытых помещениях. Навалочные и насыпные грузы обладают рядом сходных признаков, на основании которых их относят к единой категории и называют массовыми.

Совокупность тарных или тарных и штучных грузов различной композиции, отличающихся массой, размерами и упаковкой, называются генеральными.

В ряде источников в отдельные группы выделяют рефрижераторные грузы, грузы, перевозимые в пакетах, контейнеры, трейлеры, баржии т.д.

Независимо от рассматриваемой классификации различают крупногабаритные грузы, тяжеловесные, опасныеи др.

При проектировании судна грузовместимость определяется исходя из рода перевозимого груза, его количества. В соответствии с этим различают




-вместимость по сыпучему грузу

И та и другая отличаются от теоретической вместимости (т.е. вместимости, которую определяют по теоретическому чертежу).

Вместимость по сыпучему грузу получают путем вычета из теоретической вместимости объемов, занимаемых набором корпуса, объемом пайол, льял и т.п.

При определении киповой вместимости объем трюмов и твиндеков определяется до внутренних кромок рыбинсов и нижней кромки бимсов. При определении вместимости судов, перевозящих наливные грузы, исключаются лишь объемы, приходящиеся на набор корпуса, и вводится запас по объему, необходимому для теплового расширения груза.

Объем рефрижераторных трюмов рассчитывается за вычетом объема изоляции и объемов, которые не могут быть использованы для размещения грузов (змеевиков, трубопроводов, вентиляционных каналов и т.п.)

Вместимость по сыпучему грузу отличается от теоретической на 5-6%.

Вместимость рефрижераторных трюмов отличается от теоретической на 25-30% за счет больших потерь на изоляцию.

Кроме грузовместимости на флоте оперируют валовой (GT)и чистой (NT) вместимостью судна,которые выступают как меры величины судна и определяются согласно Международной конвенции по обмеру судов.Впрактике эксплуатации судов, в специальной литературе эти вместимости имеют ещеодно название — тоннаж.

водоизмещение в полном грузу (D), равное суммарной массе корпуса, его механизмов, устройств, груза, судовых запасов, экипажа и пассажиров при наибольшей допустимой осадке;
водоизмещение порожнем (D o), в этом случае не учитывается масса груза, экипажа и пассажиров, топлива и других запасов.

Объемное водоизмещение (V) - это объем подводной части судна в м3 . Расчет производится с учетом главных размерений судна:

δ – коэффициент полноты водоизмещения, равный для маломерных судов 0,35 ÷ 0,6, причем меньшее значение коэффициента присуще для небольших судов с острыми обводами. Для водоизмещающих катеров δ = 0,4 ÷ 0,55, глиссирующих δ = 0,45 ÷ 0,6, моторных лодок δ = 0,35 ÷ 0,5, для парусных судов этот коэффициент колеблется от 0,15 до 0,4;
L - длина судна по ватерлинии;
B - ширина судна по ватерлинии,
Т - осадка судна.

Как известно, по закону Архимеда любое плавающее тело вытесняет объем воды, масса которой равна массе тела, погруженного в воду, поэтому оба вида водоизмещения связаны между собой формулой:

γ – плотность воды. Для пресной воды γ = 1,0 т/м 3 , для морской - 1,015÷1,025 т/м 3 .

ВМЕСТИМОСТЬ

V = L квл ×B квл ×T квл ×δ + L квл ×B квл ×α×(Н – Т квл + Σ l×b×h, м 3 , где:

L квл и B квл – длина и ширина по КВЛ;
Т квл – осадка на миделе по КВЛ;
H - высота борта;
l, b, h - средние длина, ширина, высота надстроек.

Для приближенного расчета валовой вместимости судна, не имеющего надстроек, можно пользоваться формулой

V = δ 1 × L 1 × B 1 × H 1 , где:

L 1 и B 1 – наибольшие длина и ширина судна;
H 1 – высота борта в середине судна;
δ 1 – коэффициент полноты валового объема (выбирается по таблице в зависимости от класса судна),
α – валового объема (выбирается по таблице в зависимости от класса судна).

Коэффициенты полноты для различных типов судов

полноты водоизмещения, δ

валового объема, δ1

валового объема, α

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ

Грузоподъемность (G) - это масса перевозимых судном грузов. Различают дедвейт и чистую грузоподъемность.
Дедвейт – это разность между водоизмещениями в полном грузу и порожним.
Чистая грузоподъемность – это масса только полезного груза, который может принять судно.

ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ

Пассажировместимость (N) - количество людей, разрешенное к размещению на судне в данных условиях плавания.
Пассажировместимость зависит от грузоподъемности:

N = G/100, чел. (с багажом) или N = G/75, чел. (без багажа), где

При этом округление полученного результата производится до меньшего целого числа.
На маломерном судне наличие оборудованных сидячих мест должно соответствовать установленной для данного судна пассажировместимости.

Пассажировместимость ориентировочно можно рассчитать по формуле:

N= L нб × В нб / К, чел. где

К - эмпирический коэффициент, принимаемый равным: для моторных и гребных лодок - 1,60; для катеров - 2,15.
L нб – наибольшая длина судна;
В нб – наибольшая ширина судна.

СКОРОСТЬ

Алогичный маневр повторяется судоводителем и в обратном направлении. Это позволяет исключить влияние течения. Окончательная скорость катера при максимальной мощности получается по среднему результату двух пробегов "туда" и "обратно".

V max = (V 1 + V 2)/2

По этому же принципу определяются наименьшая и средняя скорости судна. Все три вида скоростей можно определить как с одним водителем, так и с полной загрузкой судна. При отсутствии стационарной мерной линии, судоводитель может ее оборудовать самостоятельно, используя в качестве створов фанерные щиты и вехи, тщательно измерив расстояние между секущими створами. Однако использовать для определения скоростей расстояния, снятые с карты между буями (вехами), являющимися судоходной обстановкой, не рекомендуется, т.к. они могут быть снесены течением, волной или проходящими судами.

АВТОНОМНОСТЬ И ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ

Во время эксплуатации судна расходуются топливо, питьевая вода, продукты и другие судовые запасы. Способность судна находиться в течение определенного времени в плавании без пополнения запасов называется автономностью плавания. Автономность плавания измеряется, как правило, в сутках и зависит от типа судна и характера его эксплуатации. При этом для маломерных судов автономность плавания колеблется в значительных временных пределах, т.к. на моторной лодке или катере уже через несколько часов движения запасы топлива могут быть израсходованы и без их пополнения дальнейшее плавание невозможно. Под понятием дальность плавания для маломерного судна целесообразно считать расстояние, которое судно способно пройти, использовав полностью максимальный запас топлива.

водоизмещение

водоизмещения, ср. (мор.). Количество воды, вытесняемое плавающим судном и равное полному весу судна. Водоизмещение яхты при полной нагрузке равно 1000 тонн.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

водоизмещение

Я, ср. Количество вытесняемой судном воды характеризующее его размеры. Корабль водоизмещением в 25 000 тонн.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

водоизмещение

ср. Количество воды, вытесняемой плавающим судном.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

водоизмещение

количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна. Различают массовое водоизмещение, равное массе судна, т.е. массе воды, помещающейся в объеме подводной части судна, и объемное водоизмещение (объем судна ниже ватерлинии).

Водоизмещение

судна, количество воды, вытесненной плавающим судном. Различают объёмное В. (объём подводной части судна ниже ватерлинии) и весовое В., равное, согласно закону Архимеда, весу судна. При постоянном весовом В. объёмное В. меняется в зависимости от плотности воды. Изменение весового В. судна происходит вследствие расходования топлива, провизии, боеприпасов (на военных судах), приёма и снятия грузов и пр. Наибольшее допустимое в эксплуатации В. морского транспортного судна (при осадке по грузовую марку) называется В. в полном грузу, наименьшее (без груза, расходуемых запасов, экипажа) ≈ В. порожнём. В. является характеристикой размера судна.

Википедия

Водоизмещение

Водоизмещение корабля (судна) - количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля. Масса этого количества жидкости равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.

Различают объёмное и массовое водоизмещение. По состоянию нагрузки корабля различают стандартное , нормальное , полное , наибольшее , порожнее водоизмещение.

Для подводных лодок различают подводное водоизмещение и надводное водоизмещение.

Объёмное водоизмещение : водоизмещение, равное объёму подводной части корабля до ватерлинии.
Массовое водоизмещение : водоизмещение, равное массе корабля.
Стандартное водоизмещение (standard displacement): водоизмещение полностью укомплектованного корабля с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.
Нормальное водоизмещение (normal displacement): водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс половинный запас топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.
Полное водоизмещение (loaded displacement, full load displacement, designated displacement): водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс полные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, груза.
Наибольшее водоизмещение : водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс максимальные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, грузов.
"""Водоизмещение порожнем """ (light displacement): водоизмещение порожнего корабля без экипажа, топлива, запасов и т. д.
Подводное водоизмещение : водоизмещение подводной лодки (батискафа) и иных подводных судов в подводном положении. Превышает надводное водоизмещение на массу воды, принимаемой при погружении в цистерны главного балласта.
Надводное водоизмещение : водоизмещение подводной лодки и иных подводных судов в положении на поверхности воды до погружения либо после всплытия.

Примеры употребления слова водоизмещение в литературе.

Место двигателей внутреннего сгорания и электрогенераторов займут бочки водоизмещением 200 литров, каждая из которых четверть века сможет автономно питать энергией целый микрорайон.

Два другие были беспалубными кораблями вполовину меньшего водоизмещения .

Адмирал Дениц и его штаб в мае 1942 года считали, что Англии можно нанести поражение, если в месяц топить в среднем суда общим водоизмещением 700 тыс.

Корабль наш, великолепный парусник водоизмещением около четырехсот тонн, построенный в Бомбее из малабарского тикового дерева и обшитый медью, имел на борту хлопок и хлопковое масло с Лаккадивских островов, а также копру, пальмовый сахар, топленое масло из молока буйволиц, кокосовые орехи и несколько ящиков опиума.

Стоимость миллиончиков триста, девяносто самолетов, водоизмещение сорок пять тысяч.

Русские миноноски, послужившие образцом для иностранных флотов, имели водоизмещение около 28 тонн, длину 71 фут, скорость хода 15 узлов.

Обогнув юго-восточный мыс Оаху, Стандарт-Айленд из-за своего огромного водоизмещения вынужден остановиться в десяти кабельтовых от берега.

Транспорт водоизмещением около шести тысяч тонн, быстроходная десантная баржа, три сторожевых катера.

Они строили только что изобретенные талантливыми португальскими судостроителями каравеллы -- легкие высокобортные трехмачтовые парусные суда водоизмещением до 300 тонн, взамен устаревших итальянских неповоротливых нефов и двухмачтовых бригов.

При этом я дал гарантию, что отстаиваемая Деницем флотская программа будет выполняться: вместо ежемесячного выпуска двадцати небольших подводных лодок с общим водоизмещением 16 тыс.

Как оказалось, идя последними в строю, они обнаружили к зюйду от мыса Лангбунес, на дистанции семь-восемь кабельтовых, немецкий танкер водоизмещением 800-- 900 тонн и дрифтер.

Водоизмещение судна известно господину профессору, а следовательно, и кубатура полезного воздуха.

Груженое судно водоизмещением в десять тысяч тонн накренилось и стало погружаться в воду.

Водоизмещение судна равнялось 282 т, длина -- 30, ширина -- 7,6 и осадка -- 3,5 м.

Водоизмещение у плавсредства такое, что будешь залазить, точно перевернешь, снасти утопишь.

Что такое водоизмещение? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к морским понятиям.

Терминология

Измерение водоизмещения

Водоизмещение кораблей измеряется ещё на стадии проектирования по теоретическому чертежу. Как это происходит? По всей чертёжной длине судна размечаются линии, делящие корпус на 20 равных частей. Затем проводятся линии поперечного сечения и линии ватерлиний. Затем прибегают к методу Симпсона так же, как при вычислении вместимости, переведя результат из кубических футов в тонны путём деления на 35, если судно предназначается для плавания в солёной воде, или на 36 - для пресной воды.

Самые крупные корабли мира

Разобравшись с тем, что такое водоизмещение, посмотрим на самые крупные корабли в мире. Их существует множество.

Самым крупным нефтяным танкером в мире является плавающий под норвежским флагом Knock Nevis. При длине в 460 метров корабль имеет поразительное водоизмещение - 657 тыс. т. Спущенный на воду в 1979 году по заказу греческого судовладельца гигантский корабль имел весьма печальную судьбу. В 1986 году в самом начале ирано-иракской войны Knock Nevis был атакован в Персидском заливе группой иракских истребителей. В 1988 году после окончания войны, корабль был поднят и отремонтирован, продолжив свою службу до 2010 года. После этого устаревший супертанкер был отправлен на утилизацию.


Читайте также: