Какими специальными принципами руководствуются судебные приставы

Обновлено: 05.05.2024

Длительное судебное разбирательство закончилось, и вы, наконец, имеете на руках исполнительный лист, который можно предъявить в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Теперь вы из истца превратились во взыскателя.

В том случае, если какого-то реквизита не будет в исполнительном листе, можете не сомневаться, судебный пристав-исполнитель откажет в возбуждении исполнительного производства на основании п.4 ст. 31 Закона.

Наиболее часто на практике не указывают год рождения должника, место рождения должника, либо место рождения должника указывается неполно (напр. Московская обл., Московский район – без указания конкретного населенного пункта). В случае неполного указания места рождения, судебный пристав-исполнитель считает, что данный обязательный реквизит не указан в исполнительном документе.

Рекомендуется при получении исполнительного листа в суде проверить все его необходимые реквизиты (цитирую ст. 13 Закона):

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для организаций - наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества, либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

Законодательство не содержит такого понятия как юридический адрес, а оперирует термином местонахождение юридического лица. Чтобы не забивать себе голову, необходимо знать, что в исполнительном листе должен быть указан просто адрес юридического лица, а уж как он там называется, юридический, фактический или почтовый это не имеет никакого практического значения.

Весьма полезной и важной новеллой Закона является возможность взыскателя самостоятельно предъявить исполнительный лист о взыскании периодических платежей (напр. алименты), а также любой другой исполнительный документ на взыскание суммы не свыше 25 тыс. руб. непосредственно в организацию, где должник получает заработную плату, пенсию или иной периодический доход.

Это нововведение позволяет:

Очевидно, что у должника имеется заработная плата. Вы предъявляете исполнительный лист в банк со своим заявлением, в котором просите банк производить удержания с должника по 50% (максимальный размер удержаний) от его дохода. Весьма вероятно, что свои десять тысяч вы получите за одно удержание. Предъявлять в организацию исполнительный лист необходимо нарочным (т.е. под роспись секретарю организации или непосредственно руководителю), либо заказным письмом с уведомлением.

Важно отметить, что взыскателю не надо знать конкретный номер расчетного счета, достаточно знать только банк, где находится расчетный счет должника.

Одновременно с исполнительным листом, взыскатель представляет в банк заявление, в котором указывает:
- реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
- фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

При этом составление инкассового поручения юридическим лицам (в том случае если взыскатель юридическое лицо) не требуется, достаточно одного заявления (п. 2 ст. 70 Закона).

Банк обращает взыскания на денежные средства в порядке, установленном ст. 70 Закона. В соответствии с п. 5 ст. 70 Закона в течение трех дней со дня получения банк исполняет требования и, в том случае, если денежных средств недостаточно, банк продолжает исполнять по мере поступления до полного погашения.

Банк прекращает исполнение только в трех случаях (п. 10. ст. 70 Закона):
- после перечисления денежных средств в полном объеме;
- по заявлению взыскателя;
- по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Вопрос обращения взыскания на денежные средства более подробно будет рассмотрен ниже.

Также у взыскателя всегда есть безусловное право предъявить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю, не проходя предварительно вышеописанные процедуры.

Кому и как направлять исполнительный лист на принудительное исполнение? Судебные приставы-исполнители осуществляют свою деятельность по территориальному принципу, а именно по месту жительства должника.

То есть исполнительный лист, по общему правилу, необходимо предъявлять в тот территориальный отдел, который обслуживает район, в котором проживает должник. Например, должник проживает в Ленинском районе г. Тверь, исполнительный лист необходимо предъявлять в Ленинский территориальный отдел судебных приставов г. Твери.

Аналогичным образом следует поступать, если должником является юридическое лицо. В том случае, если вы хотите предъявить исполнительный лист по месту нахождения филиала юридического лица и адрес этого филиала не содержится в исполнительном документе, необходимо приложить доказательства о наличии такого филиала по указанному адресу (такой способ предъявления актуален при взыскании со страховых компаний, банков, других организаций, имеющих многофилиальную сеть по всей Российской Федерации). В противном случае в возбуждении исполнительного производства будет отказано.

Полномочия представителя оформляются в обычном порядке – доверенностью, только важно отметить одну особенность – в доверенности помимо обычных правомочий представителя должно быть специально оговорено правомочие на предъявление исполнительного документа к исполнению.

Доверенность (а не его копия - п.2 ст. 30 Закона) прилагается к заявлению о возбуждении исполнительного производства. Пример заявления о возбуждении исполнительного производства приведен в приложении.

Полезно в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайствовать наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа. Это позволит судебному приставу-исполнителю наложить арест на имущество должника в т.ч. в срок, установленный для добровольного исполнения должнику, прямо одновременно с вручением постановления о возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, можно указать на применение к должнику временного ограничения на выезд из Российской Федерации (ст. 67 Закона).
К слову сказать, данное исполнительное действие традиционно для Российского законодательства, так в дореволюционном праве, судебный пристав мог запретить должнику покидать свое место жительства (а не границы Российской Империи вообще – примечание автора)

Если у вас есть какая-то ценная дополнительная информация о должнике, то ее необходимо указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства. Еще лучше, если есть возможность с судебным приставом-исполнителем составить план совместных действий, а также, если у вас есть возможность оказать содействию судебному приставу в совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (предоставление автотранспорта для транспортировки арестованного имущества, места для хранения имущества, грузчики и.т.д.). Вероятность быстрого и полного исполнения требований исполнительного документа в таких случаях существенного повышается.

Взыскателю надо всегда помнить одну простую вещь – его роль во взыскании долга должна быть предельно активна.

Если вы являетесь должником, то вам необходимо также знать несколько важных правил. Каждый долг возвращается ®. Естественным ходом вещей является тот факт, что должник не горит желанием заплатить долг, иначе дело бы не дошло до судебных приставов. Встречаются случаи, когда должник занимает принципиальную позицию не платить, т.к. считает решения суда незаконным и несправедливым. Данная категория должников является наиболее сложной для судебного пристава-исполнителя.

Однако, применение данной тактики эффективно лишь на каком-то этапе. Новая редакция закона об исполнительном производстве закрыла многие лазейки для должника.

Лицо, участвующее в исполнительном производстве (в т.ч. и должник), в соответствии с п.2 ст. 29 Закона, считается извещенным, если:
- адресат отказался от получения повестки, иного извещения;
- несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу.

То есть, во время исполнительного производства, получение корреспонденции является проблемой должника, и если он ее просто не получает, то это не дает ему никаких преимуществ.

В Ленинский (Фрунзенский и.т.д.) РОСП
г. Москва ул. Багаева д.27

от Иванова Ивана Ивановича

прож. г. Москва ул. Ивановская д.1 кв.1

Заявление
о возбуждении исполнительного производства

Прошу принять к принудительному исполнению исполнительный лист, выданный на основании решения Ленинского районного суда г. Москвы от 01.01.2001г. по делу №1-11, о взыскании с должника Петрова Петра Петровича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Петровская, д.1, кв.1, денежной суммы в размере 1000 рублей в мою пользу, и возбудить исполнительное производство.

Одновременно с возбуждением исполнительного производства прошу наложить арест на имущество должника в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа.

Дата 01.01.2010 г. ________________________ (Иванов И.И.)

Примечание

1. Исполнительный документ предъявляется взыскателем. При этом лицо, принимающее исполнительный документ, проверяет личность предъявляющего путем проверки документов, удостоверяющих личность (паспорт; для военнослужащих - удостоверение личности). Водительские права, различного рода удостоверения не являются документами, удостоверяющими личность.

2. В случае предъявления исполнительного документа представителем взыскателя необходимо наличие подлинной доверенности, оформленной в соответствии с действующим законодательством.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Сегодня будем разбираться в обязанностях и правах судебного-пристава исполнителя по исполнительному производству.

Вообще всегда думаю, как эти должностные лица умудряются так работать, что ими недоволен ни Должник, ни Взыскатель?)))

Нужно же как то так постараться . А теперь посмотрим как же он должен работать, если работать будет в рамках законодательных норм?

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель:

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод , если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом ;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка ( исполнительного розыска ), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

Берегите себя и своих близких, Ваш адвокат Хромых Л.Г.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Не забывайте ставить лайк, если Вам понравилась статья и делиться своим мнением в комментариях.

Судебные приставы — это государственные служащие, которые следят за безопасностью и соблюдением порядка в судах, исполняют вступившие в силу судебные акты и контролируют работу коллекторских агентств. Они работают в Федеральной службе судебных приставов.

Есть два вида судебных приставов. Приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов — ОУПДС — следят за безопасностью и поддерживают общественный порядок в здании суда.

Приставы-исполнители исполняют решения суда: арестовывают счета, списывают деньги с карты в счет уплаты штрафов и алиментов, изымают имущество. Еще они контролируют исполнение решений суда, не связанных с имущественными требованиями: например, если нужно восстановить незаконно уволенного сотрудника.

В статье расскажем о приставах-исполнителях.

Чем занимаются судебные приставы-исполнители

Судебные приставы исполняют решения суда или других органов власти. Для этого закон предоставляет им особые полномочия: взыскивать долги и контролировать исполнение обязательств, которые прописаны в исполнительных документах.

Взыскивают долги. Чаще всего судебные приставы исполняют постановления о взыскании долгов. Они собирают информацию о должнике и его имуществе и делают запросы:

  • в банк: проверяют счета и деньги должника;
  • в пенсионный фонд: предупреждают работодателя о долге или выясняют, получает ли должник пенсию;
  • в миграционную службу: подтверждают место жительства;
  • в Росреестр: получают выписку о недвижимости;
  • в Госавтоинспекцию: проверяют, есть ли у должника машина.

Иногда данные о должнике может предоставить взыскатель.

Сначала судебные приставы списывают деньги со счетов, в том числе с валютных и металлических. Если денег не хватает, банк будет перечислять приставам все пополнения, пока долг не будет погашен.

Приставы могут удержать до 50% зарплаты, пенсии, пособия по безработице или других доходов. В некоторых случаях могут забрать до 70% — например, по долгам за алименты.

Когда денег нет, приставы на время арестовывают имущество. Если должник погасит долг, ему вернут все, что забрали. А если нет — вещи могут продать на торгах. Пристав имеет право передать изъятое имущество на хранение организации, с которой у службы заключен договор.

Пристав не может самостоятельно продать имущество должника. Он проводит оценку по специальной методике, принятой в службе. Если предварительная стоимость составляет более 30 000 ₽, к оценке привлекают профессионального оценщика.

У должника есть 10 дней на обжалование постановления об аресте. Если он не обжалует его, пристав вынесет постановление о продаже арестованной собственности и передаст документы на нее в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое организует торги.

В некоторых случаях приставы запрещают неплательщикам управлять машиной или покидать страну.

Контролируют исполнение неимущественных требований. Приставы контролируют исполнение решений суда, которые не связаны с уплатой долгов. Например, проверяют, чтобы незаконно уволенного сотрудника восстановили на работе, и следят за сносом незаконных построек.

Как взыскивают долги

Суд выносит решение, взыскатель получает исполнительный документ и отдает его приставу. На основании этого документа пристав взимает долг с виновной стороны.

Некоторые решения суд выносит без присутствия должника, и исполнительный документ сразу направляют приставам. В течение 6 дней они должны начать исполнительное производство — мероприятия по принудительному взысканию долга. Приставы отправляют должнику извещение о возбуждении исполнительного производства в письменном виде или через портал госуслуг и дают ему время добровольно исполнить обязательства.

Проверить свои задолженности можно на официальном сайте службы судебных приставов, в банке данных исполнительных производств.

банк данных исполнительных производств

Проверить задолженности можно по номеру исполнительного производства или документа. Если их нет под рукой, физлица могут воспользоваться поиском по паспортным данным, а компании — по названию и адресу.

Приставы следят, чтобы должник выполнил требования в течение 2 месяцев, но этот процесс может затягиваться, если должники уклоняются от уплаты долга, не приходят в территориальное отделение службы и скрывают доходы.

Исполнительное производство закончится, когда должник погасит задолженность или выполнит требования. В случае уклонения от уплаты пристав может наложить арест на имущество или изъять его.

Какое имущество могут забрать

Имущество могут описать и арестовать, только если сумма долга превышает 3 000 ₽. Закон разрешает приставам входить в помещения должника без его согласия: даже если дверь открыли родственники, пристав может начать осмотр и опись имущества.

Вот что могут забрать:

  • дом, квартиру и земельные участки, если должник не платит за них ипотеку;
  • гараж и транспорт, если он не нужен для работы;
  • некоторые виды бытовой техники: например, микроволновку, гриль или тостер;
  • предметы роскоши: драгоценности, шубы, дорогую одежду;
  • мебель, которую нельзя считать жизненно необходимой: журнальный столик, кресла, диван;
  • предметы декора: ковры, вазы, картины и предметы искусства.

Некоторые виды имущества нельзя забрать за долги. К ним относятся:

  • единственное жилье;
  • вещи, необходимые для жизни: холодильник, плита, сантехника, повседневная одежда и обувь;
  • продукты питания и деньги на общую сумму больше прожиточного минимума;
  • имущество, которое используют для заработка: например, ноутбук, если должник — программист, автомобиль — если таксист;
  • транспорт и имущество инвалидов: слуховые аппараты, инвалидные коляски;
  • предметы, необходимые для выживания семьи: например, топливо для отопления жилья и приготовления пищи — дрова, газовые баллоны.

Судебный пристав обязательно привлекает понятых — незаинтересованных лиц, которые присутствуют при оформлении документов и подтверждают, что госслужащий не нарушал закон. В присутствии понятых пристав описывает имущество и составляет акт, где указывает дату и данные всех лиц, которые участвовали при аресте.

В документ включают опись имущества с примерной стоимостью. Пристав должен указать вид, объем и срок ограничения права, а если имущество изымают — сделать отметку об этом. Еще в акт включают информацию о лице, которому передают имущество на хранение. Это может быть организация, с которой служба заключила договор, или члены семьи должника. Копию акта вручают должнику.

В какое время приходят приставы

Приставы имеют право приходить к должнику в рабочие дни с 6 до 22 часов, при этом госслужащий сам выбирает время для визита. Обычно они приходят до 11:00 и после 16:00, потому что днем люди работают и редко бывают дома.

Бывают исключения. Пристав может прийти ночью или в выходной день, если решение суда требует немедленного исполнения. Например, если нужно снести постройку, которая угрожает безопасности граждан, или разыскать ребенка.

Как избежать визита

Когда исполнительное производство уже началось, нужно обратиться к приставу напрямую, чтобы уточнить сроки и дело не дошло до ареста и изъятия имущества.

Если нет возможности выплатить долг сразу, можно договориться о рассрочке — погашении задолженности небольшими ежемесячными платежами. За рассрочкой или отсрочкой погашения долга можно обратиться в суд. Но нужно учесть, что судебный пристав или суд предоставят отсрочку только по уважительной причине: например, если должник не может работать по состоянию здоровья. Подтвердить обещание можно распиской.

Что будет, если не выполнять требования приставов

Требования судебных приставов обязательны для всех: органов власти, должностных, юридических и физических лиц. Если их не выполнить, придется заплатить штраф. Штраф для физлица — от 1000 до 2500 ₽, для ИП — от 10 000 до 20 000 ₽, а для компании — от 30 000 до 100 000 ₽.

Когда пристав начинает исполнительное производство, он изучает документы и вызывает должника на беседу. Дополнительно он может запросить документы с места работы, справку о доходах и сведения о месте жительства. Это нужно, чтобы понять, сможет ли он погасить долг и сколько времени ему на это понадобится. Если должник предоставит недостоверную информацию, например скроет увольнение или неофициальный источник дохода, его оштрафуют.

Оштрафовать могут и за другие правонарушения. Например, за то, что должник не уведомил об увольнении или скрыл информацию о доходах.

За препятствование работе пристава могут привлечь к административной ответственности. Например, за отказ передать имущество под арест придется заплатить от 1000 до 1500 ₽.

Если должник препятствует исполнению решения суда и после наложения административного штрафа, его могут привлечь к уголовной ответственности. Назначить штраф в размере 50 000 ₽ или дохода за 6 месяцев, обязательные работы до 240 часов, исправительные работы до года или лишить свободы на срок до одного года.

Ответственность пристава

Если пристав плохо исполняет служебные обязанности, например затягивает сроки, его привлекут к дисциплинарной ответственности. В зависимости от проступка могут наказать замечанием, выговором, строгим выговором, предупреждением и увольнением.

В некоторых случаях пристава могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности — например, если докажут, что он брал взятку.

Как пожаловаться на пристава

Если вы считаете, что судебный пристав нарушает закон, нужно написать жалобу в течение 10 дней с момента нарушения. Укажите в документе свои данные и данные пристава, опишите нарушение, ссылаясь на нормы закона, и предъявите требование.

Информацию о судебном приставе можно найти там же, где и о задолженностях, — на официальном сайте службы судебных приставов. Достаточно ввести паспортные данные должника.

Подавать жалобу нужно в порядке подчиненности: пожаловаться на рядового пристава можно старшему приставу отдела. Если проблема не решилась — главному судебному приставу субъекта. Также за защитой прав можно обратиться в городскую прокуратуру или в суд.

Жалобу рассмотрят в течение 10 дней. Если ее признают обоснованной, незаконное постановление отменят, а пристава могут привлечь к ответственности.

Головин В.В., заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации, государственный советник юстиции II класса, заслуженный юрист России, кандидат юридических наук.

В сфере государственного управления принцип (от лат. principium - первоначало, основа) как понятие теории отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. Это специфическое понятие, составляющее методологическую основу системы управления.

Существует определение Г.В. Атаманчука о том, что принципы государственного управления - "не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями" . Мы не можем полностью согласиться с приведенным определением. Принципы управления, как правило, это не только и не столько результат теоретических исследований и кабинетного анализа, сколько продукт практической деятельности руководителей (иногда поколения руководителей), обобщение полученных достижений и исправления повторяющихся ошибок в управленческой работе. Это следует хотя бы из того, что создание принципов управления является популярным видом творчества. Существует множество разработанных принципов управления (Г. Эмерсон - 12, А. Файоль - 14, Д. Карнеги - 29 и т.д.). Все приведенные и наиболее применяемые принципы управления являются обобщением многолетней практической работы авторов. Это обстоятельство нельзя игнорировать.

С другой стороны, нельзя не согласиться, что практическое действие принципов определяется отношением к ним людей. Нужно знать не только принципы, но еще и суметь их применить, а это зависит от личностных характеристик руководителя, ситуации, в которой он работает, и ее контекста. Многие руководители учатся управлению или самостоятельно изучают специальную литературу. Найдя понравившийся подход или метод, они с энтузиазмом начинают его применять в собственной практике и здесь сталкиваются с трудностями. Метод управления может не соответствовать ситуации, стилю руководителя, контексту ситуации и другим факторам, которые и определяют применимость метода.

Профессор Н.М. Казанцев понимает принципы как законодательно установленные и реализуемые в практике государственной службы, а также государственного управления основополагающие начала (научные положения), правовые установления и формы осуществления государственной службы, которые основываются на Конституции Российской Федерации, отечественных и зарубежных традициях организации и функционирования государственной службы. Конечно, нормативное (в законодательстве) закрепление принципов государственного управления вносит большую конкретность и устойчивость в управленческие отношения, требует гарантий их строгого соблюдения.

См.: Казанцев Н.М. Толковый словарь правового содержания понятий государственной службы. М., 1996.

По нашему мнению, принципы государственного управления устанавливают в законодательном порядке своего рода рамки, ограничения, в которых должен работать руководитель, и их можно рассматривать как рекомендации эффективного руководства, но нельзя полностью исключить творческие моменты в руководстве, индивидуальность методов и приемов. Практика применения принципов и методов управления показала, что руководитель при соблюдении установленных стандартов может избирать свою стратегию и тактику в рамках, установленных законом.

  1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы).
  2. Законность.
  3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
  4. Равный доступ граждан к государственной службе.
  5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
  6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы.
  7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
  8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
  9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Сформулированные принципы государственной службы отличает масштабность, они обязательны для всех сфер и уровней государственного управления, их реализация обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Профессор Г.В. Атаманчук сформулировал, скорее, общесистемную основу принципов государственного управления. Им представлены в логической последовательности те закономерности, отношения и взаимосвязи, которые проистекают из зависимостей природы, общества и государства и значимы для всего государственного управления: принцип объективности, принцип демократизма, принцип правовой упорядоченности, принцип законности, принцип разделения власти в государственном управлении, принцип федерализма, принцип публичности, а также структурно-целевые и структурно-организационные принципы.

См.: Атаманчук Г.В. Указ. соч. С. 132.

Херрингтон Дж. Брайс выразил закономерности управления некоммерческой организацией в десяти принципах: служение обществу, исполнение миссии, забота об эффективности, отношение к рынку, реализация стратегических планов, работа с другими, внимание к ресурсам, знание законов и норм, признание ведущей роли доверенных лиц, необходимость помнить о прибыли . Эти принципы могут быть применимы в российской практике.

См.: Современное управление. Американская ассоциация управления: Энциклопедический справочник. Т. 2 / Под ред. д-ра экон. наук Д.Н. Карпухина, д-ра экон. наук Б.З. Мильнера. М.: Издатцентр, 1997. С. 16 - 29.

Далее мы сформулировали принципы руководства, отражающие существующие закономерности государственного управления в сфере деятельности ФССП России и устанавливающие основу отношений и взаимосвязей между ее организационными элементами в условиях рыночной экономики.

Принцип обеспечения режима законности связан с необходимостью неукоснительного соблюдения действующего законодательства и правовых норм в исполнительном производстве. В государственном управлении законность - это механизмы, средства, методы и приемы осуществления закона в реальной деятельности. Если нет соблюдения законности, то закон остается только на бумаге. В этом случае закон, совершенный или несовершенный, существует сам по себе, а поведение и деятельность людей и организаций осуществляются иным образом, не так, как описано в законе. В этом смысле законность принадлежит к сфере управления, поскольку разработка и внедрение действенных механизмов и методов соблюдения законов является основной задачей системы управления государственным органом.

Принцип обязательности исполнения решений государственных органов. Реализуя принцип обязательности исполнения решений государственных органов, руководитель в ФССП России реально укрепляет авторитет государства и судебной власти. Этот принцип означает, что содержанием основной деятельности руководителей территориальных органов и структурных подразделений является не только обеспечение исполнения решений судов и иных органов и обеспечение установленного порядка деятельности судов, но и обязательное выполнение постановлений Правительства РФ, приказов Минюста России, центрального аппарата ФССП. Обязательность выполнения постановлений, приказов и распоряжений вышестоящих органов и руководителей не должна быть декларативной - в виде отписок и поверхностных распоряжений, она реализуется в разработке конкретных планов, где указаны четко сформулированные мероприятия, исполнители, сроки выполнения и формы контроля, ответственные лица и планируемый результат.

Принцип социальной ответственности и справедливости в принудительном исполнении отражает качество выполнения Федеральной службой судебных приставов России миссии, предопределенной ей действующим законодательством, оцениваемое органами исполнительной власти и гражданским обществом. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г.: "Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса. И они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ".

Социальная ответственность - одно из основных понятий в деятельности государственных структур. Как справедливо заметил П. Друкер, "результаты деятельности предприятия существуют только вне его" . В конечном итоге главным результатом деятельности ФССП России являются восстановление нарушенных прав и законных интересов сторон исполнительного производства, третьих лиц. В этом и заключается принцип социальной ответственности и справедливости, поскольку удовлетворение только одной стороны - взыскателя может быть произведено с нарушением прав должника.

См.: Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994. С. 331.

Необходимость соблюдения этого принципа связана с тем, что судебные приставы-исполнители работают в центре конфликтных ситуаций, их действия всегда задевают противоположные интересы сторон, а взыскиваемые средства - это "деньги обиженных людей". Часто судебному приставу-исполнителю, а также руководителю территориального органа ФССП приходится выступать арбитром, разрешая столкновения, возникающие в ходе исполнения судебных решений.

Принимая решение, судебный пристав-исполнитель принимает на себя и ответственность за его последствия. Спектр ответственности в исполнительном праве руководителей и судебных приставов-исполнителей очень широк . В конечном счете результаты деятельности службы формируют общественное мнение, отражающее отношение не только к судебным приставам, но и к государственной власти. Здесь определенным образом формируется социальный капитал общества, доверие к органам исполнительной власти.

См.: Головин В.В., Калганова Л.А. Повышение эффективности государственного управления. На примере Федеральной службы судебных приставов России / Под ред. Н.А. Винниченко. М.: Юридическая литература, 2005.

Предметно-зональный принцип распределения обязанностей между специалистами отделов аппарата территориального органа. Суть этого принципа заключается в том, чтобы за сотрудниками закреплялись конкретные направления исполнительного производства. При таком распределении обязанностей обеспечивается повышение персональной ответственности конкретных работников аппарата за результаты работы закрепленных за ними направлений.

Принцип позитивного бюрократизма. При анализе и оценке государственного управления традиционно отмечаются признаки бюрократизма в негативном смысле. Термин "бюрократический" считается синонимом неэффективного управления. Бюрократическая структура ассоциируется с раздутым аппаратом чиновников, административным произволом, "бумажным" засильем по сравнению со свежими демократическими идеями и формами управления.

Однако демократические принципы применимы не во всех сферах государственного управления. Федеральная служба судебных приставов России является федеральным органом исполнительной власти. Управление такой структурой не может быть построено на демократической основе. Все действия судебных приставов-исполнителей должны выполняться в рамках действующего законодательства. При этом основными мерами эффективности считаются точность, предсказуемость, слаженность и быстрота действий. Здесь необходимо устранить неоднозначность, вариативность действий, поэтому авторитарная командная основа управления предпочтительна.

Идеальной формой является бюрократическая организация, но не в негативном смысле, который ей придали современные взгляды, а в ее первоначальном смысле - позитивном, таком, какой ей придавал ее создатель Макс Вебер . По Максу Веберу, бюрократия - это рационально-легальный тип осуществления власти. Это рациональная система, созданная для достижения конкретных целей. Такая система подобна хорошо спроектированной машине определенного назначения, и каждая часть машины вносит вклад в достижение максимального результата при выполнении соответствующей функции этой машины. Система легальна и жестко регламентирована, так как власть осуществляется посредством комплекса правил и процедур, исполняемых сотрудниками в соответствующее время. Согласно определению М. Вебера бюрократическая организация - это технически наиболее эффективная форма из всех возможных организаций. "Точность, скорость, однозначность, знание дела, последовательность, такт, единство, строгая субординация, уменьшение трений, затрат материальных и людских ресурсов - все это достигает максимального развития в строго бюрократической системе" .

См.: Пью Д.С., Хиксон Д.Дж. Писатели об организациях. Хрестоматия. Четвертое издание. Penguin books. С. 11.
Там же.

Принцип позитивного бюрократизма предусматривает использование в деятельности ФССП России идей веберовской бюрократической организации с ее основными положениями, необходимыми для эффективного управления. При этом следует помнить о негативизме, привнесенном в это понятие в последние годы и имеющем реальную почву.

Позитивный бюрократизм - это точность, четкость, оперативность, однозначность и высокий профессионализм, соблюдение закона без бумаготворчества, волокиты, чиновничьих злоупотреблений и вымогательств.

Принцип применения инструментария маркетинга. Федеральная служба судебных приставов России является ветвью исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" судебные приставы осуществляют в обществе государственные услуги особой значимости - принудительное исполнение решений судов и иных органов. В соответствии с разработками социально-ориентированного маркетинга при недостаточно эффективном осуществлении судебными приставами этих предопределенных законодательством услуг образуется незаполненная рыночная ниша, которую могут занять другие организации, но уже на коммерческой основе.

Это происходит в ряде регионов: создаются частные юридические фирмы, которые занимаются розыском должников, взыскивают долги и т.д., но доход от них в государственную казну не поступает. Подчеркнем здесь, что само понимание этого факта - уже использование инструментария маркетинга. Кроме того, Федеральная служба судебных приставов должна контролировать и организовывать процесс реализации арестованного имущества как часть исполнительного производства. Таким образом, ФССП России, не будучи коммерческой организацией, имеет много доводов, чтобы следить за состоянием рынка и подчиняться его законам.

Принцип открытости и прозрачности. Федеральная служба судебных приставов должна обеспечивать своевременное и точное предоставление информации по осуществлению исполнительного производства сторонам и взаимосвязанным группам. Прозрачность деятельности органов исполнительной власти является важнейшим показателем эффективности с точки зрения международных организаций. "По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. При таком уровне непрозрачности дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64% вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1% и сокращением инфляции на 0,46%" .

См.: Концепция административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.

Раскрытие информации и прозрачность исполнительного производства реализует положение ст. 17 Федерального закона "О судебных приставах": судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. Информация, подлежащая раскрытию, должна включать в себя, не исчерпываясь этим, следующее:

  • реквизиты исполнительного производства: дата возбуждения, стороны, сумма иска;
  • судебный пристав-исполнитель, который исполняет решение;
  • территориальное подразделение, в котором исполняется решение;
  • состояние исполнительного производства: возбуждено, исполняется, произведен арест, реализуется арестованное имущество, завершено;
  • реализация арестованного имущества: что арестовано, на какую сумму продано, в какой специализированной организации, не продано, возвращено взыскателю или должнику.

Информация должна предоставляться по каналам, обеспечивающим равноправный, своевременный и не связанный с чрезмерными расходами доступ к ней сторон исполнительного производства, взаимосвязанных групп и общественности.

Реализация этого принципа сможет разрешить ряд спорных вопросов, касающихся хода исполнительного производства. Открытость и прозрачность хода исполнительного производства позволят дисциплинировать работу судебных приставов-исполнителей, поскольку наблюдать за процессом будут уже самые заинтересованные участники - стороны исполнительного производства. Здесь также возникает другой позитивный момент: прозрачность исполнительного производства не позволит манипулировать и превратно истолковывать действия судебных приставов-исполнителей в средствах массовой информации в приватных интересах политических и административных кругов, что сейчас имеет место практически во всех субъектах Федерации.

Принцип преемственности традиций. В Федеральной службе судебных приставов продолжает формироваться организационная культура - контекст, в котором она работает: традиции, ценности, верования, история. Для формирования культуры организации требуется время, чтобы все привнесенные извне культуры смогли создать единое целое, и это будет не арифметической суммой, но качественно новой культурой Федеральной службы судебных приставов, которая сможет вобрать в себя также исторические корни института судебных приставов, имеющие более чем двухсотлетнюю историю, и соответствовать условиям рыночной экономики.

В этом смысле ФССП России необходимо не только создание условий для формирования своей уникальной культуры, но и соблюдение преемственности традиций. Чтобы создать чувство профессиональной гордости, нужно воспитывать высокую нравственность у своих сотрудников. Цитируя Анри Файоля, "необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без пробуждения возможной зависти и нарушения гармонии отношений" .

См.: Пью Д.С., Хиксон Д.Дж. Писатели об организациях: Хрестоматия. Четвертое издание. Penguin books. С. 108.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: