Каким элементом сюжета повести шемякин суд является сцена порчи лошади

Обновлено: 16.05.2024

Цели уроков:
— знакомство с жанром древнерусской повести;
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с учебником.

1. Чтение статьи В. И. Охотникова в учебнике (с. 31—32).

2. Беседа о прочитанном:

— Перескажите содержание статьи.

— На какие композиционные части ее можно разделить? Выделите эти части и озаглавьте.

ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА

Повесть древнерусская — общее обозначение произведений древнерусской литературы, различных по своей художественной структуре; единственный общий для всех повестей признак — сюжетность, связное описание неких событий[ 4 ].

V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, какие мысли и чувства у вас возникали во время чтения данного фрагмента. Кому вы сочувствовали? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Расскажите, кто как вел себя в суде.

— Как вы думаете, на что рассчитывали богатый крестьянин, поп и горожанин, придя в суд и подав иск на убогого?

— Оправдываются ли их надежды? Почему?

— Почему всем истцам пришлось еще и откупаться от ответчика? В чем был ужас судебной системы?
(Любое решение суда неукоснительно исполнялось, даже абсурдное.)

— Как изображается судья? Почему?

— В чем особенность сатирического изображения в этом произведении?
(Сатира явно не выражена — внешне как бы беспристрастное повествование. Гипербола сначала не воспринимается как гипербола: упал — задавил ребенка в люльке, кинулся с моста — задавил старика. Гротеск неискушенным читателем тоже сначала не осознается.)

Гроте́ск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta — грот) — своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора[ 5 ].

— Итак, перед нами определение термина гротеск. Перечитайте его еще раз внимательно и вернитесь к тексту произведения: перечитайте данный в учебнике фрагмент и отметьте в нем приемы гротеска.

— Где мы встречаемся с сочетанием жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим? Зачитайте эти фрагменты.
(Хвост лошади вместо хомута. Свороченная подворотня — лошадь здесь как мифическое существо невероятной силы. Живая-здоровая лошадь с вырванным с мясом хвостом. Убиение младенца. Убиение старца. В последних двух эпизодах слились комическое и трагическое, реалистическое с фантастическим, гибербола с гротеском.)

— Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?

— Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

— Согласны ли вы с авторской оценкой героев и их поступков? Почему? Аргументируйте свой ответ.

VI. Работа с эпиграфом к уроку .

— Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как, на ваш взгляд, он отражает и содержание урока, и его идейную направленность?

— Придумайте и запишите свой эпиграф к уроку. Если задание вызывает трудности, попытайтесь вспомнить какие-либо изречение и цитату, отражающие тему и идею сегодняшнего урока.

VII. Домашнее задание.

Для всего класса:

Следующие уроки: Внеклассное чтение. Е.П.Чудинова. "Ларец", "Лилея" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.

ШЕМЯКИН СУД [ 6 ]

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог[ 7 ]. Богатый много лет ссужал[ 8 ] убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[ 9 ] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам[ 10 ] платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку[ 11 ] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[ 12 ] на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.

Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:

— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал и третьему истцу говорить:

— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

— Чего ты камень показываешь?

Ответчик же сказал:

— То я и судье показывал.

— Для чего же ты камень показывал?

— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:

— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь. ( вернуться к уроку )

1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. ( вернуться )

2. Тексты пирамид — древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса, и построенных где-то между 2350 и 2175 гг. до н. э. В этих пирамидах были погребены: фараон Унис V династии (середина XXIV в. до н. э.) и четыре фараона VI династии — Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара (XXII в. до н. э.). Таким образом, пирамиды, содержащие Тексты, были воздвигнуты в течение полутора веков. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта (около 3000 г. до н. э.) ( вернуться )

3. Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 142. ( вернуться )

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 753. ( вернуться )

5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 106. ( вернуться )

7. Убог — бедный, нищий. ( вернуться )

8. Ссужа́ть — давать кому-либо что-либо (деньги или другие ценности) в долг, в качестве займа для осуществления чего-либо. ( вернуться )

9. Хому́т (упряжь) — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком. ( вернуться )

10. Пристав — приставом в XV—XVII вв. называлось должностное лицо, которое вызывало спорщиков на суд. ( вернуться )

11. Пола́ти — широкая лежанка для сна, устраиваемая в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Зыбка — то же, что колыбель. ( вернуться )

Главных героев не много. Всего пять. Но образ каждого из них автором показ очень ярко. Характеристика героев позволяет увидеть основные черты личности каждого из них.

  1. Богатый брат — человек зажиточный, готовый дать в долг, но не готовый прощать малейшую провинность. Натура жадноватая.
  2. Бедный брат — безответственный, но хитрый человек. Ему не везёт в жизни. Постоянно попадает в трагические ситуации, о которых сожалеет, но от наказания пытается уйти благодаря своей смекалке.
  3. Поп — любящий семьянин. Но кажется, что жену он любит больше, чем погибшего младенца, так как о ребёнке скорбел не долго, а за жену не пожалел заплатить целых 10 рублей.
  4. Горожанин — заботливый сын, трусливый. Не захотел мстить за погибшего отца.
  5. Судья Шемяка — хитроват и жадноват. Легко обводится вокруг пальца.

В повести рассказывается, как один бедный человек попросил у своего богатого брата лошадь, но не смог вернуть её в целости и сохранности.

За это его повели на суд. Но по дороге он умудрился задавить ребёнка у попа, приютившего братьев на ночь, и придавить старого отца одного горожанина.

На суде же он обманным путём получил решение в свою пользу, обхитрив судью четыре раза.

Три раза он вводил судью Шемяку в заблуждение завязанным в платочек камнем, чтобы тот думал, что там деньги и выносил решения в пользу бедняка.

А в четвёртый раз он хитро растолковал, почему он показывал на суде свой камень.

Так бедняк смог получить выгоду несколько раз благодаря своей смекалке.

В Повести о Шемякином суде чётко прослеживается, насколько алчным может быть человек, что его решения всецело могут зависеть от того, заплатят ли ему за это.

Также показано, что смекалка может помочь человеку не только не получить наказание, но и быть вознаграждённым. Хотя в данной ситуации бедняк был виноват и наказать его стоило бы за его беспечность. Мало того, что он не может себя обеспечить по жизни, так ещё и другим вред и горе принёс.

Был у одного богатого крестьянина брат — бедняк. Богатый постоянно снабжал братца своего, но тот всё равно оставался в нужде.

Однажды бедняк попросил у богатого лошадь. Надо было ему дров навозить. Богатый нехотя одолжил ему лошадь на время. А вот хомут по просьбе бедного богач давать не захотел.

Так и быть, бедный вместо хомута дровни к хвосту лошадиному привязал.

А когда заезжать во двор стал, дровни за подворотню зацепились, хвост лошадиный и отвалился начисто.

Пришлось назад лошадь отдавать без хвоста. Да не взял её хозяин в таком вот бесхвостом виде обратно. Задумал судье пожаловаться за убыток такой.

Судьёй был там Шемяка.

Зная, что всё равно в суд вызовут, решил бедняк сам туда пойти по собственной воле.

По дороге они заночевали у одного знакомого попа. Сели поп с богатым ужинать, а бедняка звать не стали.
Тот места себе не находил. Вертелся-вертелся на полатях, да вниз шмякнулся. И угодил прямо на младенца. Тот сразу и помер.

Поп тоже пошёл в суд жаловаться на бедняка.

Идут они все по мосту. А внизу человек отца своего в баню везёт. А бедный того не видел, да и решил оккурат в ентом месте самоубийство над собой свершить. Потому как вину за собой чувствовал за лошадь, да за мальца задавленного. Всё равно бы не оправдали.

Сбросился он с моста, да прямо на старика того немощного и угодил. И тоже погубил его. Словили бедного, да к судье привели. А он всё думу думал, что бы такое судье взяткой предложить.

Завернул в платок камень и предстал перед судьёй.

Богатый брат выложил всю свою претензию судье Шемяке на бедного своего брата. Судья дал слово бедному.

Бедняк показал камень в платке судье. А тот не знал, что в платке камень. Думал, что такая сумма там крупная. И выдал решение, чтобы лошадь оставалась у бедного, пока у неё хвост не отрастёт.

Потом со своей жалобой на бедняка поп выступил. Бедный опять камнем перед судьёй помаячил.

Судья и тут решение, угодное бедняку, выдал. Поп должен отдать бедному свою попадью, чтобы она с бедным жила, пока нового ребёнка не получила от него.

И, наконец, последний истец начал рассказывать, что ему сделал бедняк, и за что он на него в суд подаёт.
Шемяка и тут, глядя на потрясывания завёрнутого камня в руках у бедняка, вынес выгодное для него решение.

Теперь он велел сыну отомстить таким же образом. Т.е. он тоже должен убить бедняка, бросившись с моста прямо на него.

После окончания судебного заседания богатый уже и сам захотел вернуть свою животинку, да только бедный теперь уж, ссылаясь на судебное решение, стал цену загибать.

Пришлось богачу за свою же лошадь бедняку пятак отдавать, чтобы вернуть её себе, пусть даже и бесхвостую.

Бедный начал попадью требовать. Решение суда, дескать, таково было.

А попу жену-то жалко отдавать стало. Заплатил за неё 10 рублей, выкупил жёнушку у бедного.

Бедный пошёл к третьему истцу, чтобы и тот решение суда выполнил. Но тот хорошо всё обдумал, да и отказался от мести. Пошёл на мировую и тоже заплатил ему, чтобы не требовал с моста на него кидаться. А вдруг да промахнётся. Самому же тяжко и будет.

Судья же отправил к бедняку своего человека за тремя свёртками, которыми бедняк каждый раз на суде потрясывал.

Бедняк вынул камень. Шемяка удивился экому диву.

— Что за камень такой?

А бедняк ответил, что это он так грозил, если б решение не в его пользу было бы вынесено, то получил бы Шемяка этим камнем.

Судья обрадовался, что правильное решение в пользу бедняка каждый раз выносил. Да и бедный обрадовался, довольный домой отправился.

Следующие вопросы помогут поразмышлять над прочитанным.

Автор в своей повести высмеивает жадность отдельных личностей, а также служащих, которые за деньги готовы выносить решения в пользу подсудимого, несмотря на то, что он совершил очень много ужасных противозаконных деяний.

Судя по стилю изложения, автор на стороне этого неуклюжего бедняка, который попадает в одну ситуацию хуже другой. В произведении он описывается так, что читателю сразу понятно — он бы рад не совершать плохих поступков, но у него как-то само получается. Он даже умереть нормально не смог, пожелав броситься с моста. Даже тут он умудрился упасть прямо на человека и в очередной раз стать убийцей.

Существует две версии повести: в прозе и в стихотворной форме.

Повесть стала прекрасным материалом для драматических и сатирических постановок и стала по-настоящему народным фольклором.

Три юмористические ситуации описываются в повести. Эти ситуации все связаны с одним героем — бедным братом. Его страдания не прекращаются, а усугубляются какой-то незадачливостью бедняка.

Казалось бы, что он каждый раз попадает всё в более безвыходную ситуацию.

Но в конце повести всё оборачивается приятным для него образом.

Если смотреть по закону, то главный герой — настоящий уголовник: отрывает лошади хвост, зашибает поповского ребёнка до смерти, а потом ещё и падает с моста на старика, который тотчас умирает.

Получается, что он дважды душегуб, доведённый до отчаяния.

По законам того времени, герой подлежал страшному наказанию за свои проступки.

Герои повести — люди разных сословий и разного общественного положения. Это крестьяне, поп, горожанин и служащий суда. Каждый в отдельности занимается своими обыденными делами.

Но всех вместе объединяет желание обернуть сложившуюся для каждого ситуацию угодным лично для себя образом. А в выигрыше оказывается тот, кто явился виновником и причинителем горя каждому из героев.

Повесть высмеивает неуклюжесть бедняка, его удивительную способность попадать в истории, в случайные казусы. Смешон Шемяка, который вынес такие решения в угоду бедняку, замаскировавшему камень, который хотел использовать как орудие. Однако судья высмотрел в этом свёртке то, к чему стремится по жизни его душа. Он надеялся получить деньги.

Не сложно определить, кто виноват во всей этой истории. Виноват бедняк. Это он лишил лошадь хвоста, погубил младенца и старика. Это он имел умысел побить судью камнем.

Но прав ли богач, который пожалел хомут для лошади? Ведь именно из-за этого лошадь осталась без хвоста. Нет, он не прав, а потому поделом ему, что он заплатил 5 рублей за бесхвостую лошадь, чтобы вернуть её.

Прав ли поп, который не усадил бедняка за стол, чтобы тот не вертелся на печи и не свалился на ребёнка? Тоже не прав.

Судья вынес неправедный приговор только потому, что ему вдруг показалось, что в платке завёрнуты деньги, которые бедняк хотел ему отдать за мягкое решение.

Получается, что правых в этой истории нет.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

8 кл. Учебник Коровиной В. Я

Богомолова Ольга Алексеевна

Цели урока : показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения;

  • анализа текста,
  • навыки монологической речи,
  • выразительного чтения,
  • описания иллюстраций.

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.

І. Проверка домашнего задания.

1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.

  • Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? (Создавалась в народ. Среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)
  • Кто был героем демократической л – ры? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).

В истории русского лит. языка демократическая л - ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах.

Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д [2] . Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.).

На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам учебника.

V. Дополнительные задания :

1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти

2-я часть: Слайд 5

5. Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

VІ. Слайд 8 . Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный)
записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица:

1. Предприимчивость
2. Активность
3. Напор
4. Смекалка

1. Навязчивость
2. Лживость
3. Трусость
4. Нахальство
5. Наглость

VІІІ. Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему: - Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог. А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: - Даже своего хомута и того у тебя нет! И не дал ему хомута. Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост. Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

А1 . Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка 2) повесть 3) житие 4) поучение

А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование
  2. завершает повествование
  3. является кульминацией сюжета
  4. является одним из этапов развития сюжета

А3 . Главной темой данного фрагмента является:

  1. тема долга
  2. тема внутренней свободы человека
  3. тема труда
  4. тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

  1. желание разбогатеть
  2. забота о богатом брате
  3. стремление взять побольше у богатого брата
  4. стремление помогать всем людям

А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?

  1. выявляет отсутствие в герое человеческого начала
  2. показывает небрежение к добру брата
  3. характеризует психологическое состояние героя
  4. подчёркивает социальное положение героя

В4. Объясните значение слова чело.

В1. Устаревшее слово

[2] Обратить внимание детей на слайд 7 в презентации, где гравюра на меди из собрания Ровинского

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дмитрий Шемяка Сын князя Юрия Дмитриевича и княжны Смоленской Анастасии Юрьевны, внук Дмитрия Донского. Князь Галицкий в 1433-1450. Князь Углицкий в 1441- 1448, великий князь Московский в 1446-7. 3

План повести 1-я часть: 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 4

2-я часть: 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога 5

Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами за что и приговаривает богатому брату о тдать лошадь бедняку , пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу . 6

Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный) 2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .' НЕТ, негативный) записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Да (за ) Нет (против) 1. Предприимчивость 2. Активность 3. Напор 4. Смекалка 1. Навязчивость 2. Лживость 3. Трусость 4. Нахальство 5. Наглость 8

“Повесть о Шемякином суде” – сатирическое сказочное произведение, получившее широкое народное признание.

Жили два брата – богач и бедняк. Как-то бедняку понадобилась лошадь, и он обратился за помощью к брату. Богатый, нехотя одолжил лошадь, но хомут давать не стал. Бедному брату пришлось привязать тяжелые поленья к хвосту животного, и тогда тот, не выдержав, оторвался. Богач возмутился и повел брата в суд.

Утомившись в дороге, братья заночевали у попа. Когда пришло время ужина, поп пригласил за стол только богатого гостя. Бедный же, остался лежать на печи и с жадностью наблюдать за трапезой. Засмотревшись, бедняк свалился прямо на колыбельку и задавил ребенка. Поп, в ужасе, решил тоже засудить беднягу, и дальше троица направилась вместе.

Пересекая мост, виновник решил покончить с собой и спрыгнул, но приземлился на старика и убил того на месте. Сын погибшего присоединился к обвиняющим, и в суд они пришли вчетвером.

Перед началом заседания бедняк поднял с земли камень и завернул его в тряпицу. После каждого обвинения он поднимал руку, в которой был зажат сверток, и судья Шемяка, приняв его за взятку, признал обвиняемого полностью невиновным.

Ошарашенным обвинителям ничего не осталось делать, как откупиться от смекалистого бедняка.

После окончания судебного процесса Шемяка поинтересовался, что же за свертки ему показывали. Тогда бедняк ответил, что в тряпице лежал булыжник, который он бросил бы судью за неудобное для него решение.

Главные герои произведения:

  • Поп – семьянин, скорбящий о гибели ребенка. Однако, в силу своего высокомерия и заносчивости не пригласил бедняка за стол, когда тот был очень голоден.
  • Бедный брат – отчаявшийся крестьянин, уставший от бедности. Невезучий человек, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь – ему остается полагаться только на свою смекалку.
  • Богатый брат – зажиточный крестьянин, не желающий безвозмездно помогать брату-бедняку, но готовый иногда одолжить что-нибудь на время. Скупой и расчетливый человек.
  • Купец – случайный участник событий, отец которого погиб по вине бедняка. Сожалеет о смерти отца, но трусит отомстить убийце.
  • Судья – хитрый взяточник, решение которого зависит от того, какая сторона предложит большую сумму денег.

Жили два брата-крестьянина: один был богат, а другой еле сводил концы с концами. Как-то раз бедный упросил богатого одолжить ему лошадь, чтобы перевезти дрова – богатый лошадь одолжил, а хомут пожалел. И бедняку не осталось ничего, кроме как привязать груз к лошадиному хвосту. Конечно же, лошадиный хвост не выдержал и оторвался.

Привел бедный брат лошадь без хвоста. Богач пришел в ярость и отказался ее забирать, а вместо этого схватил брата и повел его в город к судье Шемяке.

Устав в дороге, братья решили переночевать в селе, мимо которого лежал их путь. В нем как раз жил знакомый богачу поп с попадьей и их новорожденным ребенком.

Хозяин принял гостей, но, когда пришло время ужинать, к столу позвал только богатого. Бедняк же, мучаясь от голода, лежал на полатях. Пытаясь рассмотреть, что же там едят поп и брат, он не удержался и свалился прямо на стоящую рядом с лежанкой детскую колыбельку и задавил спящего в ней ребенка. Поп, решив, что просто так это не оставит, тоже решил идти жаловаться на бедного Шемяке.

Проходя по мосту, бедняк решил, что в суде ему не оправдаться и собрался свести счеты с жизнью. Перебравшись через ограду, он спрыгнул в глубокий ров, находившийся внизу. Однако, именно в этот момент, по рву ехал купец со своим престарелым отцом. Неудачно приземлившись, бедняк убил старика. Тогда купец, желающий наказать виновника, отправился к Шемяке вместе со всеми.

Уже приближаясь к зданию суда, бедняк задумался, что же он скажет в ответ на обвинения. Ему на ум не пришло ничего лучше, чем подобрать с земли тяжелый камень и обернуть его в тряпицу.

Выслушав жалобу богатого брата, Шемяка дал слово виновнику. Но тот лишь молча показал ему сверток. Тогда хитрый судья решил, что ему предлагают взятку и велел богачу оставить у бедняка лошадь до тех пор, пока у нее не отрастет новый хвост.

Затем принес челобитную поп. Когда пришло время бедного отвечать на обвинение, он снова показал сверток. Тогда Шемяка посоветовал священнослужителю отдать бедняку попадью, а когда та родит от бедняка ребенка, то попадья вернуться к мужу с ним.

Затем изъявил жалобу несчастный сын, у которого по вине бедняка погиб отец. Снова слово дали бедняку, но тот опять показал сверток. Судья предложил ему тоже спрыгнуть на виновника с моста.

Когда судебное заседание подошло к концу, богач стал требовать у брата вернуть лошадь, но тот отказался, сказав, что так решил судья. Тогда богачу пришлось еще и выкупать бесхвостую лошадь за пять рублей.

Поп, испугавшись, что бедняк заберет у него попадью, тоже поспешил откупиться. Отдав десять рублей, он поспешил обратно домой.

Тогда бедняк предложил купцу исполнить указание судьи. Тот задумался, но затем решил не брать грех на душу. Он предложил бедняку мир и получилось так, что тоже дал виновнику денег.

Когда все разошлись, судья послал к бедняку своего помощника, чтобы тот узнал, что же было в свертках. Бедный вытащил из лоскута камень. Посыльный удивился и поинтересовался, что это за камень. Ответчик непринужденно объяснил, что, если бы судья вынес вердикт не в его пользу, он убил бы его этим камнем.

Тогда заседатель очень обрадовался, что решил именно так и остался жив, а довольный бедняк поплелся домой.

“Шемякин суд” – древнерусская повесть, в которой рассказывается о нерадивом судье Шемяке, прообразом которого, по некоторым данным, являлся Великий Московский князь Дмитрий Шемяка. Название повести со временем стало крылатой фразой, обозначающей несправедливые или предвзятые суждения.

Оригинал повести был написан на древнерусском языке и со временем много раз переводился. Ныне существуют различные вариации – от прозаических произведений до тех, что написаны в стихотворной форме.

Повесть предположительно происходит от польских народов. Сюжет произведения именуется “бродячим” и по-разному интерпретировался в древней и средневековой литературе Востока и Запада. Ранее повесть входила в состав лубочных изданий, а позднее перешла в фольклор.

Читайте также: