Какие суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела и были созданы в городах и уездах

Обновлено: 02.07.2024

> общие — окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них — то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности (например, по должностным преступлениям, совершенным высокопоставленными сановниками). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой

важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного советаи членов Сената под председательством председателя Государственногосовета.

Стадии процесса.

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для участковых мировых судов.

В общих судах уголовный процесс включал семь стадий:дознание, предварительное следствие, подготовительные действия, судебное следствие, вынесение приговора, исполнение приговора, пересмотр приговора.

Предварительное следствиевозлагалось на следователей, надзор осуществляли прокуроры или члены судебных палат, дознание по полицейским делам вели жандармы. Собранные материалы передавались прокурору, который составлял обвинительное заключение и направлял его в судебную палату или в окружной суд.

В судебном заседании присутствовали члены суда, секретарь суда, в суде присяжных — двенадцать постоянных и двое запасных заседателей. Права судей и присяжных заседателей были равными. Законом регламентировались основания, по которым допускался отвод судей.

Судебное следствиеначиналось с оглашения обвинительного заключения, затем производился допрос обвиняемого, свидетелей, осуществлялась проверка других доказательств. Обвинение поддерживал прокурор, защиту осуществлял сам подсудимый или защитник.

Вынесению приговорапредшествовал вердикт присяжных о виновности или невиновности подсудимого. После вынесения обвинительного вердикта прокурор давал заключение о мере наказания. Защитник выдвигал возражения, затем последнее слово предоставлялось подсудимому. Вопрос о мере наказания решался коронным судом. Если суд признавал, что присяжными осужден невиновный, дело передавалось на слушание нового состава присяжных, и их решение было окончательным.

Приговоры окружных судов без участия присяжных могли быть обжалованы в апелляционном порядке в судебную палату. Приговоры окружных судов с присяжными заседателями и приговоры судебных палат могли быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке в сенат.

Приговоры сената, Особого присутствия сената и Верховного уголовного суда могли быть отменены только помилованием императора.

Исполнение вступивших в законную силу приговоров возлагалось на полицию.

Гражданский процессосновывался на принципах устности, публичности и состязательности.

Гражданские дела начинались с подачи искового заявления, на которое ответчик мог дать свои возражения. Разрешалось представительство — стороны могли привлекать адвокатов и законных представителей. Доказывание по выдвинутым требованиям возлагалось на заинтересованную сторону. Допускалось примирение сторон.

По окончании разбирательства дела суд оглашал резолютивную часть решения, окончательное решение сообщалось в течение двух недель. Решение могло быть обжаловано в судебную палату, срок обжалования устанавливался в четыре месяца.

Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуруи полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).

Судебной реформой учреждались:

адвокатура(присяжные поверенные) — для защиты обвиняемые в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;

— нотариат— для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение, и т. д.

Судебный процессв конце XIX — начале XX в. включал следующие принципы и институты, выработанные в ходе судебной реформы 1864 г.: бессословность суда, равенство сторон, обеспечение защиты, участие присяжных заседателей, свободная оценка доказательств, презумпция невиновности, отделение суда от администрации.

Следственными органамибыли земские суды, следователи и уездные полицейские управления. Надзорные функции осуществляли прокуроры, судебные палаты и губернские правления.

Тема 2. Создание советской судебной системы.

1. Упразднение старых судов и создание новых судебных органов декретом о суде №1.

Читайте также: