Какие суда строятся на адмиралтейских верфях

Обновлено: 16.05.2024


К началу Северной войны со Швецией в 1700 году Россия не имела прямого выхода к Балтийскому морю и все военные силы русской армии в районе Балтики были преимущественно сухопутными. А шведы, напротив, обладали здесь мощным флотом, который, будучи четвертым по количеству линейных кораблей и числу корабельных орудий флотом в мире, уступал по силе лишь флотам Англии, Франции и Голландии.


Корабли Шведского Королевского флота на рейде в Стокгольме (XVIII век)


Вид на бывшей село Сяськие Рядки и место расположения Сяськой верфи в XVIII веке



План Санкт-Петербургской крепости-верфи, основанной Петром I (начало XVIII века)

Общее руководство строительством, как и всем, что тогда строилось в Санкт-Петербурге, царь возложил на своего фаворита А. Д. Меншикова, назначенного первым Санкт-Петербургским губернатором, а в помощь ему были приданы петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлев, которые развернули бурную деятельность на берегах Большой Невы. При этом ход строительства контролировал сам Петр I, который зачастую брал в руки топор, чтобы на личном примере показать, как надо строить.



К тому времени Адмиралтейская верфь была превращена в цитадель, способную отразить нападение противника. Все ее 10 эллингов и вспомогательные здания были обнесены высоким земляным валом с пятью бастионами, обороноспособность которых была увеличена за счет глубоких рвов. И в конце 1705 года Адмиралтейская крепость приняла на первую зимовку флотилию боевых судов. Причем с них сняли 100 пушек, установив орудия на валу вокруг крепости, а моряки этих кораблей составили первый гарнизон крепости.


Адмиралтейская верфь-крепость в Санкт-Петербурге (начало XVIII века)

Для судостроительных работ на новой Санкт-Петербургской верфи царь призвал из Воронежа несколько артелей плотников во главе с голландским мастером Выбе Геренсом и двумя русскими опытными корабелами Федосеем Скляевым и Гаврилой Меншиковым, которые успели хорошо зарекомендовать себя на строительстве кораблей Азовского флота.


Царь Петр I на судостроительной верфи




Русские шнявы: легкие парусные корабли XVIII века


Фото. Два первых в России корабельных мастера: царь Петр и Федосей Скляев


Первый храм во имя преподобного Исаакия Далматского и собор преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) в наши дни




Петр I и Федосей Скляев на строительстве корабля

Вслед за Федосеем Скляевым в начале 1712 года верфи Воронежского адмиралтейства покинула часть иностранных мастеров и подмастерьев, а вместе с ними 418 плотников и 731 матрос, которые по царскому указу были направлены в распоряжении Санкт-Петербургского адмиралтейства, куда в том же самом году из Воронежа было переведено все управление кораблестроением и флотом России.


Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге в начале XVIII века (реконструкция)





Первый парад кораблей Балтийского флота (1723)

В 1719 году на башне Адмиралтейской верфи появился металлический шпиль и знаменитый кораблик-флюгер, созданный голландским мастером Харманом ван Болосом. Доподлинно неизвестно, какое судно послужило его прообразом, так как ни один из кораблей, построенных на Санкт-Петербургской верфи до 1719 года, не похож по силуэту на кораблик. Тем не менее он является одним из самых узнаваемых образов-символов Санкт-Петербурга.


Корабль-флюгер на шпиле Адмиралтейства – образ-символ эпохи Петра I и современного города Санкт-Петербург





Читайте также: