12 октября 1492 года флот колумба состоявшего из трех легких судов ошибка

Обновлено: 28.06.2024

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвОнит 3) нАверх

2) клАла 4) квАртал

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) К новогоднему празднику младшие школьники изготовили замечательные ПОД­ДЕЛКИ.

2) Удивительные по красоте названия селений этого края соответствуют живописной ме­стности с НЕОГЛЯДНЫМИ просторами полей и огромными голубыми озёрами.

3) Наездник достиг песчаной полосы и, прежде чем спрыгнуть с коня, осторожно ВЫСВОБОДИЛ перевязанную ногу из стремени.

4) Мальчик ОБХВАТИЛ дерево руками и сначала повис на могучем стволе, а затем, от­талкиваясь от него ногами, стал ловко карабкаться вверх.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) килограмм помидоров

4) около трёхсот учеников

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассказав о сложностях предстоящего перехода,

1) туристам было предложено расположиться на ночлег.

2) был проведён дополнительный инструктаж.

3) инструктор предложил туристам расположиться на ночлег.

4) инструктору пришлось дать дополнительные разъяснения.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

3) Всякий, кто встречался с этим удивительным человеком, общался с ним, знакомился с его творениями, неизменно оказывался под властью его необыкновенного обаяния.

4) В очередной раз перечитывая воспоминания своего выдающегося земляка, краевед случайно обратил внимание на пропущенную ранее интересную мысль о храме, кото­рый известен как храм благоверных князя Бориса и Глеба.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя за­менить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В тихий солнечный день сквозь прозрачную толщу воды тёплых тропических морей хорошо видны прибрежные коралловые заросли, которые образованы одиночными и колониальными коралловыми полипами.

2) В 1819-1820 гг. А. С. Пушкин часто бывал у Н. В. Всеволжского, с которым познако­мился в Коллегии иностранных дел.

3) Художник, который пишет море, называется маринистом.

4) Этот камерный зал, который используется сейчас преимущественно в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Через весь Атлантический океан примерно на равном удалении от побережий матери­ков проходит Срединно-Атлантический хребет.

2) В 1904 году известный историк обнаружил в генуэзском архиве, в бумагах нотариуса, один любопытнейший акт.

3) После плавания по морям Европы мореплаватель Христофор Колумб, родившийся в Генуе в 1451 году, обосновался в Лиссабоне и участвовал в различных португальских морских экспедициях.

А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в Шестом предложении текста?

1) Наоборот, 3) Когда

2) Другими словами, 4) Хотя

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей Второго пред­ложения текста?

1) разработал проект 3) он собирался

2) Земля является 4) он собирался добраться

А10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) простое, осложнённое однородными членами

2) простое, осложнённое обособленными определениями

3) простое, осложнённое обособленными обстоятельствами

4) сложное бессоюзное

All. В каком предложении есть действительное причастие прошедшего времени?

1) 6 2) 2 3) 3 4) 4

А12. Укажите значение слова ЗЕМЛЯ в шестом (6) предложении текста.

1) третья от Солнца планета

2) страна, государство

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) дост..яние, в..негрет, запланировать

2) подск..зать, старинный, препод..вательский

3) увл..каться, безотл..гательный, осветительный

4) непромокаемый, разгораться, заск..рузлый

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..дедушка, под..браться, Сопричастность

2) ра..пахнуть, и..целить, несдержанность

3) пр..встать, пр..одолевать, пр..спокойно

4) подотожить, межонститутский, раз..скать

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) рассыпл..шь, опека..мый

2) выполНоШЬ, замаяч..вший

3) подзыва..шь, невид..мый

4) задева..шь, оконЧоВший

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква И?

А. заманчивый

Б. фланелевый

В. подстра..вать

Г. повел..ватъ

1) А, Б 2) А, В 3) А, В, Г 4) В, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

2) Купальщик чувствует сильный ожог, а через (не)сколько минут кожа на месте сопри­косновения со щупальцами медузы краснеет, на ней появляются волдыри.

4) Мотор постоянно перегревался, и пар из радиатора шёл уже (не)прерывно.

5) После отмены в 1861 году крепостного права жизнь большинства крестьян (не)стала лучше.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

2) Профилактические медикаменты, (НА)ПРИМЕР вакцины, служат для того, ЧТО(БЫ) защитить наш организм от какой-нибудь определенной болезни.

3) Оптимальный уровень эмоционального возбуждения и координация движений (ПО)МЕРЕ приближения времени старта у хорошо тренированных спортсменов стано­вятся лучше, (ПРИ)ЧЁМ изменения этих показателей происходят согласованно.

4) Электромагнитные волны, которые излучает радар, распространяются на очень большое расстояние, и если на их пути попадается КАКОЙ(НИБУДЬ) объект, то они отражаются от него и возвращаются обратно в точку излучения, (ТО)ЕСТЬ на антенну радара.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Могучие великаны-сосны устремились в голубое небо () и от этого ещё шире кажут­ся просторы золотой нивы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В суровые дни Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Иса­ковского (1) трогающие сердце каждого человека (2) облетели все фронты и тылы (3) помогая бороться с врагом (4) и укрепляя веру в победу.

1) 1,2 2) 2,3,4 3) 1,2,3 4) 1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложени­ях должны стоять запятые?

Придворный поэт (1) вероятно (2) пытался своим велеречивым посланием угодить вельможе, и это (3) скорее всего (4) ему удалось.

1) 1,2 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2, 3,4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Исследователь в течение долгих часов работы в лаборатории университета изучал все­возможные красящие вещества с помощью приборов проверял тончайшие оттенки цвета беседовал с учёными.

2) Для покрытия готовых изделий используют как достаточно густой так и совсем жид­кий лак.

3) Ни один день у воробьёв не проходит без ссор или драк.

4) С самых древних времен люди наблюдали и изучали далёкое и загадочное звёздное небо.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Юный живописец пристально вглядывался в людей: его интересовала сложность че­ловеческой натуры, изменчивость в мыслях, чувствах, настроениях.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения называет причину того, о чём гово­рится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения то­го, о чём говорится во второй части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для заполнения полей можно использовать указанные в подсказке символы (1) уви­деть (2) которые (3) можно (4) при наведении указателя мыши на знак вопроса рядом с полем.

1) 1 2) 2 3) 1,2,4 4) 1,4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рассказывают (1) что (2) когда В А. Тропинин пришёл в московскую квартиру Собо­левского (3) чтобы сделать первый набросок портрета А. С. Пушкина (4) поэт играл на полу с щенятами.

1) 1,4 2) 2 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

А27. Прочитайте текст.

Всю жизнь Галилею приходилось в тяжкой борьбе отстаивать научную истину. Такой борьбой отмечена вся история науки: с сопротивлением, неприятием, непризнанием сталкивается почти каждый учёный. Казалось бы, единственный, кто должен созда­вать помехи и преграды на пути учёного, — сама природа, не заинтересованная в рас­крытии своих тайн, но, как ни странно, помехи часто создают сами люди.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, со­держащаяся в тексте?

1) Галилей всю жизнь отстаивал научную истину: во все века учёным в борьбе приходи­лось преодолевать препоны, созданные самими людьми.

2) Природа, в отличие от людей, никогда не создаёт препоны на пути учёных, хотя она совсем не заинтересована в раскрытии своих тайн.

3) Борьбой Галилея за научную истину отмечена вся история науки.

4) Судьба Галилея сложилась так, что ему постоянно приходилось вступать в конфликт с окружающими его людьми.

(1)0днажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(б)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа пре­дательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза на­ворачивались слёзы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня сто­ял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отом­стить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.

(Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо.

(14)В урочный день и час, на большой перемене, Я подошёл к Витьке. (15)Витька посмот­рел на меня подозрительно.

— (16)Да уж… (17)Я знаю, ты драться начнёшь. (18)Отплачивать.

— (19)Что ты, я забыл давно! (20)Просто пожжём теплинку.

(21)Между тем положение моё осложнилось. (22)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (23)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (24)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(25)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что уда­рил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (26)Я так всё точно и живо вообразил, что спина опять заболела, и в горле опять остановился горький комок. (27)3начит, я накалился и готов к отмщению.

— (28)Смотри, смотри! — закричал Витька уже на горе, показывая на круглую норку. — (29)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (ЗО)Давай раскопаем? (31)Может, там мёду полно.

(ЗЗ)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (34)Опять наткнулся Витька, не­даром у него глазищи по чайному блюдечку.

— (35)Айда за солью! — предложил Витька. — (ЗбЩалеко ли овраг перебежать. (37)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(41)Мы принесли соль и два куриных яйца.

— (42)Теперь давай ямку копать.

(43)В ямку мы положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теп­линку. (44)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен… (45)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой…

— (46)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (47)Помоемся там, а то вон как перемаза­лись. (48)Водички попьём холодненькой.

(49)Ну вот, и попили, и умылись. (50)Делать больше нечего, надо идти домой. (51)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (52)Витька доверчиво идёт вперёд. (53)Его уши тор­чат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

(54)Что стоит? (55)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить челове­ка, который доверчиво идёт впереди тебя.

(56)Да и злости я уже не слышу в себе. (57)Так хорошо на душе после этой теплинки, по­сле этой речки! (58)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: — вечно он что-нибудь ин­тересное придумает.

(59)Ладно! (60)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (61 )А теперь — ладно.

(62)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. (63)И мы заходим в село как лучшие друзья.

(Но В. Солоухину)

А28. Какое утверждение Не соответствует Содержанию текста?

1) Иногда обида способна вызвать слёзы у человека, стойко переносящего физическую боль.

2) С человеком, который способен предложить какое-нибудь интересное занятие, хочется проводить своё свободное время.

3) Никогда нельзя прощать нанесённую тебе кем-либо обиду.

4) Прощая обидчиков, человек испытывает чувство облегчения.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 3-4 содержат повествование.

2) Предложение 9 включает описание состояния человека.

3) В предложениях 21-24 представлено рассуждение.

4) Предложение 44 объясняет содержание предложения 43.

АЗО. В каком предложении употреблён фразеологизм?

1) 5 2) 11 3) 43 4) 55

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

81. Укажите способ образования слова РАЗВЛЕЧЕНИЕ (предложение 2).

82. Из предложений 3-4 выпишите наречия.

83. Из предложения 25 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

84. Среди предложений 14-21 найдите простое односоставное определённо-личное предло­жение. Напишите номер этого простого предложения.

86. Среди предложений 3-11 найдите сложное предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

87. Среди предложений 49-58 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответст­вующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

88. « Чтобы более ярко и точно передать чувства персонажа-рассказчика, автор использу­

6) вводные слова

7) ряды однородных членов

9) вопросно-ответная форма изложения

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргумен­тируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оцени­вается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается ну­лём баллов.


(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) _______ люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь ,когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (3)Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

1) Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.

2) Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

3) В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнем и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

4) Умение пользоваться огнем позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.

5) Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

• В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом СТАРИННОМУ роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.

• Когда посетители музея оказываются перед картиной, на которой художник изобразил улицы их родного города, из неизменно ОХВАТЫВАЕТ сильное чувство.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

Б) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трех легких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

Д) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

• Алексей внезапно почувствовал, что ему (не) хочется делиться новыми для себя переживаниями даже с самыми близкими друзьями.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

• (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занимались спортом, (ПО) ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду.

• (С) ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ (ЖЕ) толпятся и ребятишки.

• ЧТО (БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо организованным человеком и, (В) МЕСТО бесплодных наблюдений за деятельностью других людей, активно действовать самому.

• (В) ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО) ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.

Персонаж картины, созда(1)ой художником на основе известного сказочного сюжета, одет в парчовый кафтан и красную шапку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2)ые драгоце(3)ыми камнями золоче(4)ые ножны с волшебным мечом.

2) Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок.

5) В суровые годы Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Исаковского помогали бороться с врагом и укрепляли веру в победу.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как разные улицы (1) переходя одна в другую (2) образуют целый город, так ряд предложений (3) связанных по смыслу и грамматически (4) представляет собой текст.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Березки и осины (1) как будто (2) сбегают по пологому берегу к уносящей свои воды вдаль реке. Этот (3) казалось бы (4) ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По тенистой аллее (1) в глубине (2) которой (3) темнела маленькая беседка (4) по вечерам прогуливались влюбленные пары.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака сначала все время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги ее замедлились и стали крадущимися.

(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но все это — дело наживное. (3)Зато в детстве были отец и мать.

(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (6)Конечно, без ее завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно… (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

(21)И все же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22)Речь шла о полете на самолете! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолет и через полчала оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолете показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить ее характер в своем: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую…

(36)Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:


краям… (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40)Мы летим на самолете, мы полны радужных планов. (41)На двоих у нас три ведра небесных вишен. (По Ю. Нечипоренко*)

23. Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


Главные географические открытия были сделаны в XV–XVII веках. Они привели к открытию новых торговых путей, земель, захвату территорий. Тогда же Колумб открыл Америку. В этом году исполняется 570 лет со дня рождения знаменитого мореплавателя (1451 – 1506).

Христофор Колумб – одна из самых выдающихся личностей периода великих путешествий и географических открытий. Родился он в 1451 году в Генуе, на севере Италии. В школе мальчик научился читать, писать, приобрел навыки в черчении, живописи, латыни и арифметике. В Павийском университете Христофор Колумб занимался грамматикой, геометрией, астрономией, интересовался географией. В 1465 г. юноша поступил на службу в генуэзский флот и довольно рано стал плавать матросом по Средиземному морю на торговых судах. В молодые годы побывал в Англии, Исландии, в Лиссабоне, где тогда встречались географы, люди ученые.

В 1470-х годах у него возникла идея путешествия в Индию через запад. Пять раз проект экспедиции Колумба отвергали в разных странах. Лишь в 1492 г. он был одобрен. Колумб получил дворянский титул и был официально назначен адмиралом всех островов и материков, которые он сможет открыть или приобрести, а также вице-королем и главным правителем на этих территориях.

Во время первой экспедиции были открыты Багамские острова, Гаити, Куба. Во время второго путешествия 1493–1496 гг. флот Колумба состоял уже из семнадцати судов. Тогда Христофором Колумбом были открыты Виргинские, Малые Антильские острова, Ямайка, Пуэрто-Рико. Третья экспедиция, состоявшая из шести судов, была совершена в 1498–1500 гг. Главным открытием Колумба стал остров Тринидад.

В 1502 году на четырех судах Христофор Колумб совершил четвертое путешествие. Он достиг берега Центральной Америки, доказав, что между Атлантическим океаном и Южным морем лежит материк. В Кастилию Колумб вернулся 7 ноября 1504 года уже тяжело больным. В 1506 году Христофор Колумб умер в бедности, больной и всеми забытый.

В наше время в различных странах мира чтят память об адмирале и мореплавателе. В числе прочих имя Колумба носит государство в Южной Америке – Колумбия, там же есть гора Кристобаль Колон, в США имеется федеральный округ Колумбия. В Италии, США, Испании и других странах установлены памятники и мемориальные доски. О мореплаваниях Колумба сняты фильмы, сериалы, о нем рассказывают в документальных кинолентах. Ученые изучают жизнь и деятельность Колумба, находя в архивах новые документы о морских экспедициях и его жизни.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей из журналов, которые помогут вам больше узнать о Христофоре Колумбе. Со статьями можно ознакомиться в зале периодических изданий.


Андреева Е. Капитан Америка // Вокруг света. – 2016. – № 5. – С. 34 – 35.

Автор рассказывает о том, как Христофор Колумб, открывший для европейцев половину земного шара, не только лишился титулов и привилегий, но и всю жизнь считал, что нашел не то, что на самом деле нашел.


Безус С.Н. Эпистолярное наследие Христофора Колумба // Латинская Америка. – 2011. – № 12. – С. 81 – 93. Автор анализирует официальные письма Христофора Колумба, касающиеся открытия Нового Света.


Гуляев В. Кто открыл Америку? // Наука и жизнь. – 2016. – № 7. – С. 59 – 66.

Автор пишет о том, что большинство читателей с детства знают, что в 1492 г. великий мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку, но действительность, однако, не так проста.


Бирюкова Т. Колумба молили вернуть ночное светило // Чудеса и приключения. – 2017. – № 9. – С. 32.

Автор рассказывает о любопытной истории, связанной со знаменитым мореплавателем Христофором Колумбом и лунным затмением.


Чупин В. Великие географические открытия на банкнотах мира // География – Первое сентября. – 2015. – № 9. – С. 54 – 62.

Автор рассказывает о том, что эпоха великих географических открытий дала миру героев, изображения которых многие десятилетия украшают деньги разных стран.

Инна Дюгаева,
главный библиотекарь универсального читального зала

Христофор Колумб.

Христофор Колумб.

КАРТА ТОСКАНЕЛЛИ

Христофора с детства влекли странствия. И в начале 1470-х годов юноша стал плавать матросом на торговых судах. Затем в числе генуэзских морских наемников он служил у герцога Рене Анжуйского. В 1474 году астроном и географ Паоло Тосканелли, с которым Колумб подружился еще в университете, прислал Христофору карту, на которой были показаны берега Западной Европы и Восточной Азии, разделенные океаном.

Карта мира Паоло Тосканелли.

Карта мира Паоло Тосканелли.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЖУАНУ II

Сперва Христофор предложил свой проект родной Генуе. Но генуэзцам, переживавшим смуту, было не до того. Колумб продолжал плавать — на Мадейру, Канарские острова, ходил вдоль западного побережья Африки. Параллельно он дорабатывал детали своего проекта, всё более проникаясь неистовой верой в его успех. Заметим, что расчеты Колумба, как и карта Тосканелли, были, мягко говоря, не верны — в западном направлении Европу и Азию разделяет гораздо большее расстояние, чем считали Колумб и Тосканелли.

НАЗОЙЛИВЫЙ ПРОСИТЕЛЬ

В Испании, несмотря на свое бедственное положение, Колумб первым делом занялся продвижением проекта. Он поделился своей идеей с приютившим его настоятелем монастыря Хуаном Пересом де Марченом, а он поведал о плане Колумба исповеднику королевы Изабеллы Эрнандо де Талаверу. Тот рассказал о Колумбе королевской чете и свел его с герцогом Мединасели. Колумбу удалось заинтересовать и герцога. Но где взять средства на экспедицию? У самого Колумба, понятно, денег не было, купцы и финансисты, к которым герцог привел Колумба, раскошелиться не пожелали. Предстояло убедить Изабеллу Кастильскую и Фердинанда Арагонского дать денег. Ради этого Мединасели познакомил Колумба со своим дядей, кардиналом Мендосой. Кардинал добился для одержимого моряка аудиенции у королевской четы. Монархи созвали комиссию, и проект снова не был одобрен. Тем не менее Фердинанд и Изабелла всё же отложили решение до окончания войны с Гранадским эмиратом. Надо было прежде покончить с арабами, а потом уже думать о путешествиях. Чтобы о нем не забыли, Колумб стал буквально преследовать королевский двор стараясь как можно чаще попадаться монаршей чете на глаза. Это стало раздражать, и Колумбу было негласно предписано обосноваться в Севилье.

НЕСЛЫХАННАЯ НАГЛОСТЬ

Весной 1488 года Колумб вдруг получил письмо от Жуана II с предложением вернуться в Португалию. Король гарантировал безопасность и обещал содействие. Осенью того же года Колумб негласно посетил Португалию, повторно предложил свой проект и… вновь получил отказ. Пришлось вернуться в Испанию, где к его контактам с португальцами отнеслись очень плохо. Дело едва не дошло до обвинений в шпионаже. Всё это вынуждало Колумба искать новые источники поддержки, в 1489 году он обратился к королю Англии Генриху VII и получил благосклонный ответ, но без каких-либо обязательств. Колумб также безуспешно пытался заинтересовать идеей плавания французский двор.

Христофор Колумб.

Христофор Колумб.

НА ГРАНИ БУНТА

ГДЕ ЖЕ ЗОЛОТО?!

НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ

Колумб в целом проявил себя хорошим администратором, благодаря ему поселения неплохо развивались. Но главное, адмирал открывал новые земли — Малые Антильские и Виргинские острова, Пуэрто-Рико, Ямайку, было почти полностью обследовано южное побережье Кубы. При этом Колумб продолжал утверждать, что находится в Западной Индии.

КОРОЛИ НЕДОВОЛЬНЫ

Колумб в Америке.

Колумб в Америке.

Цепи, правда, тут же сняли, но титулов не вернули. Впрочем, Колумбу разрешили последнее путешествие (9 мая 1502 года — 7 ноября 1504 года). На четырех каравеллах вместе с братом Бартоломео и сыном Фернандо Колумб отправился на поиск пути от открытых им островов в Южную Азию. Добравшись до материковой части Центральной Америки, Колумб понял, что его заветная цель лежит дальше, на другом конце океана, отделенного от него непреодолимым барьером.

Обоснование выбора темы исследования: Нас давно заинтересовал вопрос - Почему "Америка", а не "Колумбия" или даже "Эрикссония" ( в честь Лейфа Эрикссона, который примерно в 1000 году открыл землю, которую назвали Винланд-территорию современной Северной Америки) ? Как правильно дать описание путешествиям Колумба, чтобы было понятно, что он является первооткрывателем лишь части Америки? Все ли знают об этом или для кого-то это тоже открытие?


КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1 экспедиция. Отк рытие Америки Колумбом в 1492 г.

Первая высадка Христофора Колумба на берегах Нового Света: в Сан-Сальвадоре, Висконсин, 12 октября 1492.

Автор картины: испанский художник Толин Пуэбла, Феофил Диоскор Dioscoro Teofilo Puebla Tolin (1831-1901)

Издатель: американская фирма Currier and Ives (гравюры, литография, лубочные картины), публикация 1892.


2 экспедиция Христофора Колумба (1493 - 1496)

  • Вторая экспедиция (1493-96), которую возглавил адмирал Колумб, в должности вице-короля вновь открытых земель, состояла из 17 судов с экипажем 1,5-2,5 тыс. человек. 3-15 ноября 1493 года Колумб открыл острова Доминика, Гваделупа и около 20 Малых Антильских островов, 19 ноября остров Пуэрто-Рико. В марте 1494 года в поисках золота совершил военный поход в глубь острова Гаити, летом открыл юго-восточный и южный берега Кубы, острова Хувентуд и Ямайку. В течение 40 дней Колумб обследовал южное побережье Гаити, завоевание которого продолжил в 1495. Но весной 1496 отплыл домой, завершив второе плавание 11 июня в Кастилии. Колумб известил об открытии нового пути в Азию. Начавшаяся вскоре колонизация новых земель вольными поселенцами обходилась испанской короне очень дорого, и Колумб предложил заселять острова уголовниками, вдвое сократив им срок наказания. С огнем и мечом, грабя и разрушая страну древней культуры, по земле ацтеков — Мексике — прошли военные отряды Кортеса, по земле инков — Перу — отряды Писарро.

3 экспедиция Христофора Колумба (1498 - 1499)

4 экспедиция Христофора Колумба (1502 - 1504)

  • Добившись королевского разрешения продолжать поиски западного пути в Индию, Христофор Колумб на четырех судах (четвертая экспедиция 1502-04) достиг 15 июня 1502 острова Мартиника (остров в архипелаге Малых Антильских островов в Карибском море). 30 июля 1502 года достиг Гондурасского залива, где впервые встретил представителей древней цивилизации майя (известной своей письменностью, математической и астрономической системам), но не придал этому значения.
    С 1 августа 1502 по 1 мая 1503 Колумб открыл 2000 километров карибских берегов Центральной Америки до залива Ураба. От индейцев страны Верагуа (сейчас это Панама) он узнал, что до Южного моря (Тихого океана) можно добраться через узкую холмистую равнину (всего 48 км). Но не найдя водного прохода к западу, Колумб повернул на север и 25 июня 1503 года потерпел крушение у берегов Ямайки. Помощь из Санто-Доминго пришла только через год. Испанский корабль забирает всех оставшихся в живых участников экспедиции. В Кастилию Христофор Колумб вернулся 7 ноября 1504 года уже тяжело больным.

Экспедиции Христофора Колумба. Карта 4-х экспедиций 1492-1504

ВЫВОД: Кто-то скажет, что быть первооткрывателям в то время было очень просто! В какую бы сторону света не отправился, всюду неизведанные Земли! Можно хвалить Христофора Колумба за его открытия, а можно и осудить! Ведь открытия были для европейцев, а для местных жителей это был и страх, и ужас, и смерть! А где описания Колумба о природе открытых земель, где восхищения древней цивилизацией майя? Да и золото, мы думаем, не открыло ему дорогу в рай!

Читайте также: