Адвокат какой ударный слог
Обновлено: 27.04.2024
Пожалуй, самый распространённый случай неправильной постановки ударения. Есть мнение, что ударение на первый слог ставят те, кто использует слово как профессиональный термин. Не верьте: правильный вариант только один.
Фраза для запоминания:
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.
2. Катало́г
Фраза для запоминания:
Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталóг.
3. Квартáл
Фраза для запоминания:
В бухгалтерии аврал —
Завершается квартáл.
4. Звони́т, звони́шь, звони́те
Несмотря на то, что это слово уже стало предметом многочисленных обсуждений, некоторые по‑прежнему неправильно ставят в нём ударение. Предлагаем запомнить раз и навсегда: ударение падает на второй слог.
Фраза для запоминания:
Филологу никто не звóнит.
Филологу всегда звоня́т.
5. Начался́, начата́
Фраза для запоминания:
Большая суета
Вокруг нас начата́.
6. Облегчи́ть
Фраза для запоминания:
Непросто ударенья заучить —
Стихи задачу могут облегчи́ть.
7. Углуби́ть, углуби́т
Фраза для запоминания:
Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углуби́ть.
8. Краси́вее
Фраза для запоминания:
Тот из нас счастливее,
В ком душа краси́вее.
9. Ла́тте
Фраза для запоминания:
В чашечке у Златы
Ароматный лáтте.
10. Мусоропрово́д
Фраза для запоминания:
На площадке — хоровод,
Чистят мусоропровóд.
11. Апостро́ф
Фраза для запоминания:
Зря он писал так много строф,
Не там поставил апострóф.
12. Фенóмен
Фраза для запоминания:
Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был фенóмен.
13. Свёкла
Фраза для запоминания:
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свеклá,
Я, ребята, свёкла.
14. Щаве́ль
Фраза для запоминания:
Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавéль.
15. Сре́дства, сре́дствами
Фраза для запоминания:
В любви и на войне
Все сре́дства хороши.
16. То́рты, то́ртов
Фраза для запоминания:
В музее — натюрморты:
На них — цветы и тóрты.
17. Цепо́чка
Несмотря на то, в каком значение употребляется слово (ювелирное украшение или линия военных), ударным является второй слог. Другой вариант произношения неверный.
Фраза для запоминания:
Очень любят дочки
Брошки и цепóчки.
18. Мастерски́
Фраза для запоминания:
Он потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски́.
19. Граффи́ти
Фраза для запоминания:
Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффи́ти.
20. Ту́фля
Фраза для запоминания:
21. Бáрмен
Фраза для запоминания:
Чтоб добавить в ужин шарма,
Приготовил коктейль бáрмен.
22. Бóчковый
Фраза для запоминания:
Бóчковый квас — тот, который из бóчки.
23. Жалюзи́
Здесь надо вспомнить происхождение слова. Оно пришло в русский язык из французского, а для этого языка характерна постановка ударения на последний слог. Аналогичное правило сохранилось и для русского варианта.
Фраза для запоминания:
Поскорее привези
Для окошек жалюзи́!
24. Заку́порить, отку́порить
Глаголы используются в повседневной речи нечасто. Вероятно, в этом и кроется причина ошибки в произношении. Согласно орфоэпической норме ударение следует ставить на второй слог. Правило сохраняется для всех однокоренных слов.
Фраза для запоминания:
Гном собрал в лесу опилки
И заку́порил бутылки.
25. И́скра
Фраза для запоминания:
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!
А какие ещё слова вызывают у вас вопросы? Делитесь в комментариях.
Ударения в существительных
Буква А
Асимметри́я
Когда кругом асимметри́я
Аэропо́рт
Аэропо́ртом
Устроились с комфо́ртом –
В аэропорту́ (где, о месте)
Как лайнер набирает высоту́,
Увидишь только в аэропорту́.
Об аэропо́рте (о чем)
А зачитались – об аэропо́рте
Аэропо́рты (множ.число)
Любим мы куро́рты,
Спешим в аэропо́рты.
Буква Б
Ба́нты
На рубашке ка́нты,
На голове – ба́нты
Бути́к
Слово пришло из французского языка, а значит и ударение падает на последний слог. Главное, запомнить, что ударение устоит при изменении слова по падежам и во множественном числе. А рифмы помогут закрепить.
Этот новенький бути́к
Бути́ка
У модного бути́ка
Бути́ком
Над дорогим бути́ком
В бути́ке
Подарим мы гвозди́ки
Продавцу в бути́ке
Бути́ки (множ.число)
Ягоды черни́ки, брусни́ки и клубни́ки
Не продают красивые модные бути́ки
Бухга́лтер
Директоры, профессоры давно превратились в директоро́в и профессоро́в, перенеся ударение на окончание. А вот бухга́лтеры не из таких. Ударение в этом слове неизменно и во всех формах множественного числа падает на корень.
Бухга́лтеры (множ.число), бухга́лтеров
Имеют все бухга́лтеры,
А плохих хара́ктеров
Нет у бухга́лтеров.
Буква В
Вдовство́
Ударение в этом слове, всегда падает только на последний слог. Не изменяется оно и при склонении существительного.
Волшебство́ на рождество́
Вмиг рассыпало вдовство́.
Вероиспове́дание
Ведаю – не ведаю,
Мне совсем неве́домо
Во́зрасты
Любви все во́зрасты покорны.
Буква Г
Гра́бли
Рифма поможет легко запомнить:
Руки уж озя́бли –
Как держать нам гра́бли?
Гра́блями
Лоб покрылся ка́плями
От работы гра́блями.
Гра́блей или гра́бель
Нет в сарае гра́блей,
Пришлось работать са́блей.
Гофриро́ванный
А бант гофриро́ванный.
Гофриро́ванным может быть не только бант, но и щипцы для волос, и шланг, и металл. Однако ударение не изменится.
Буква Д
Дверь
Но (висит) на двери́.
А лучше запомнить и не запутаться, поможет рифма про диких зверей:
Дикие зве́ри подошли к две́ри –
Знали они, что сухари́
Хозяин оставил им на двери́.
Диспансе́р
Слово верно – диспансе́р.
Догово́р и догово́ры
Запомним рифму и не будем ошибаться:
Вели с юристом разгово́р,
Чтоб заключить догово́р.
Но не помогут разгово́ры
Буква И
И́конопись
Что правильно – и́конопись.
И́грище
Пришел в костюме чу́дища
В учи́лище на и́грище.
Буква К
Катало́г
Слова, оканчивающиеся на -лог, имеют разные ударения. В слове каталог, как и в словах диало́г, моноло́г,проло́г, эпило́г, ударение падает на последний слог. Нет слова ката́лог. Рифма поможет не запутаться.
Завели мы диало́г,
Конте́йнеры
А где-то, наверное, есть и контейнера́, ведь именно так говорят очень часто. Однако ударение здесь устойчиво и во всех формах слова падает на второй слог – конте́йнеры. На окончание оно не переносится никогда.
И вновь наша карточка-шпаргалка, которую можно скачать и использовать для запоминания трудных ударений.
Буква М
Ме́льком
Пишут очень ме́лко,
Увидели мы ме́льком
Мусоропрово́д
Весь немаленький прохо́д
Буква Н
Наки́д
Нас не очень удиви́т:
В вязании делают наки́д.
Наме́рение
Говорить о наме́рениях.
Буква О
Обеспе́чение
А рифма поможет запомнить это сложное слово:
В словаре отме́чено
Окно – о́кон
Что это за ко́кон
Видим мы из о́кон?
Буква П
Призы́в
Ударение в этом слове всегда падает на второй слог. И неважно – призыв это к действию или призыв в армию. Зачастую в случае, когда речь идёт о призыве на военную службу, можно услышать при́зыв. Однако в армию, как и к действию, призывают. И оснований изменять ударение в слове в зависимости от значения не имеется. Во всех случаях ударение одно – призы́в. А с рифмой проще!
Пуло́вер
Не полуве́р, не пулове́р, а только пуло́вер. Других вариантов словари не предусматривают. Чтобы случайно не надеть на себя полуве́р, запомним рифму:
И в цвет ему – пуло́вер.
Буква Р
Раку́шка
Из морской раку́шки.
Ре́гент
Любит слушать ре́гги
Хора бывший ре́гент
И это третья карточка из словарика. Скачаем ее и не будем ошибаться в произношении.
Буква С
Симме́трия
Чтоб была симме́трия.
Сосредото́чение
Зачастую можно услышать сосредоточе́ние. Но представим, как что-то собирается в одной точке, и легко запомним, что правильно – сосредото́чение. А если точка не помогает, то наша рифма точно справится:
Здесь тишины сосредото́чение
Страхо́вщик
Всегда идут к страхо́вщику.
Столя́р
Правильное ударение в этом слове – на последний слог. Профессии сто́ляр не существует, как бы часто ни приходилось слышать это слово. Это все равно, что сказать не маля́р, а ма́ляр. Однако так не говорят, а вот сто́ляр почему-то прижился. А зря, норме это не соответствует. Маляр и поможет запомнить:
Работает у нас маля́р,
Но очень нужен нам столя́р.
Буква Т
То́рты
Мы едем на куро́рты,
Есть нельзя нам то́рты,
Хотим щеголять в шо́ртах,
Трансфе́р
Заказал в отель трансфе́р.
Ту́фля
Буква Х
Хода́тайство
Один из раздражающих и часто употребляемых вариантов – ходата́йство. Пощадим уши окружающих и говорить так не будем никогда! Только хода́тайство и хода́тай. А с рифмой запомнить проще.
Для уха просто лакомство,.
Буква Ш
Ша́рф
И еще одно из немногих двусложных слов, в которых ударение падает на первый слог. Мы уже знаем про ба́нты и то́рты, а теперь к ним присоединились ша́рфы. Правильно только так, а не шарфы́. Ударение сохранится и при изменении слова как в единственном, так и во множественном числе – ша́рфов, ша́рфа, ша́рфу, ша́рфам. Рифма поможет не забыть.
Нам играть на а́рфах
Неудобно в ша́рфах.
Сядем мы за а́рфы,
Снимем наши ша́рфы
Двойные (вариативные) ударения в существительных
Приятная новость. Нет, во всех словах ставить ударение на разные слоги по желанию пока нельзя. Но слов с вариативным ударением достаточно много. Представим часть из них.
Апартаменты
Бунгало
Совсем недавно правильным считалось только бу́нгало. Сейчас же ударение зависит от выбора говорящего – и бу́нгало, и бунга́ло – соответствуют норме.
Гренки
Как и в предыдущих случаях, ранее допускалось только произношение – гренки́. А в единственном числе – грено́к имел мужской род. Со временем появились и гре́нки, а в единственном числе гре́нка женского рода.
Оба слова нормативны, а выбор за вами.
Колледж
Вы удивитесь, но многие словари фиксируют и ко́лледж, и колле́дж в качестве равноправных. Правда, более консервативные словари придерживаются варианта ко́лледж. Мы бы тоже рекомендовали не ставить ударение на второй слог. Но и ошибки в этом случае не будет.
Кулинария
Давно перестала быть только кулина́рией, заведя себе сестру – кулинари́ю. И кулина́рия, и кулинари́я фиксируются словарями.
Пиццерия
Здесь можно отведать вкусной пиццы. И произносить можно по-разному. Если строгие словари считают, что верен только вариант пицце́рия, то большинство словарей с ними спорит, фиксируя два варианта – пицце́рия и пиццери́я.
Тефтели
Не удивляйтесь. Правильны варианты те́фтели и тефте́ли. Но, если стоите перед выбором или готовите официальное выступление, то тефте́ли, конечно, предпочтительнее. И не забудем, что это слово имеет только множественное число.
Творог
Правильно и творо́г, и тво́рог. Кому как удобнее. Выбор за говорящим.
Внесем немного хаоса в наш почти пищевой словарь. Здесь тоже верны два варианта из двух – ха́ос и хао́с. Но только, если речь идет о беспорядке.
Когда мы говорим о древнем хаосе, то правильно только ха́ос.
Наш словарь составлен на основании писем и вопросов читателей. Сегодня в словарик включены существительные, а в следующих публикациях мы добавим прилагательные, глаголы, наречия.
Образовательные цели: Уточнить и систематизировать знания учащихся об ударении, научиться определять ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи.
Развивающие цели: развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;
Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе; воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе.
Оборудование
Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.
II. Актуализация знаний
1.Чистописание. 2. Орфографическая минутка.
- Приготовьтесь к письму.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
- Для чего каждый урок работаем над чистописанием? (Чтобы правильно и красиво писать)
Х,ОХ,ХО, ОРО, ОШ.
Хорошо,хороший,хорошеть. В субботу выдался хороший денёк.
- Подчеркните знакомые орфограммы.
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова?
- Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
- В каком больше всего слогов? (тишина)
- Подчеркните основу предложения.
3. Словарная работа.
Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (капуста)
- Какую букву нужно запомнить в слове? (а)
- Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.
- Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустища, капустник (пирог)
- Выделите корень, подчеркните букву А.
- Чему же мы должны научиться? (Определять в словах ударные и безударные слоги)
- Мы сегодня говорим про Ударение.
- Оно прислало нам письмо.
«Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обо мне, поэтому хочу раскрыть секрет.
Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу:
А ещё меня можно писать наоборот. Вести чёрточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:
Вообще-то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная.
IV. Работа над новым материалом.
- Откройте учебник на с.67. Прочитайте тему урока.
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
1.Выполнение упражнения 99, с.67
- Чем необычна запись стихотворения? (слова разделены на слоги).
-Что показывает знак над буквами? (ударение)
- Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.
- Запишите слова без деления на слоги.
2. Работа над правилом.
- Прочитайте правило самостоятельно.
- Что такое ударение?
- Как произносится ударный слог? (тянется дольше, произносится громче, сильнее)
- Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (по гласному)
- Сколько ударных звуков может быть в слове?
Уходи в дремучий бор.
И сиди там на полянке,
Где живут одни поганки.
- Приготовьте молоточки – кулачки. Кулачек поможет нам найти ударный слог.
( Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачек на парту при произнесении ударного звука, имитируя удар).
V.Физкультминутка.
На доске записаны слова (кружки, замок)
- Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.
- Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете? (Потому что ударение падает на разные слоги.)
Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о посуде, а если поставить на последний слог, то говорится о геометрических фигурах .
Во втором слове, если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.
- Какой вывод мы можем сделать? ( Ударение может находиться на любом слоге. Ударение может менять смысл слов.)
- Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения)
- Для чего же мы изучаем ударение?
- Какие цветы собрал первый ряд? Кто не согласен просигнальте хлопком.
( розы, маки, лилия, ландыши, астра)
- Второй ряд? (ромашка, пион)
- Третий? ( одуванчики, васильки)
- Молодцы вы справились с заданием.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упр.100, с.68. Самостоятельная работа.
-Каким образом можно определить ударение в слове?
- Спишите, обозначьте ударение.
2. Работа над словами. Составьте слова по схемам ( на доске)односложные,двусложные,трёхсложные.
VII. Обобщение.Упр.101 (у доски)
- Что мы изучали на уроке?
- Как обозначается ударение?
- Для чего нам ударение?
- Как определить ударный слог?
- Когда не ставится ударение?
Д.З.упр. 102.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
-Спасибо всем за урок. Молодцы!
ПродолжениеХод урока
На доске записаны слова:
-Начнём урок с орфографической разминки. Посмотрите, какие слова я приготовила сегодня.
-Что общего у всех слов? (Орфограмма-безударная гласная)
-Давайте вспомним, как мы проверяем безударные гласные? (Хором правило)
2.Минуткачистописания и орфографии.О,ООО,ОЕОЕ,ОС,ОЛ,ОМ. Осень,осенний, сырость. Осеньючастоидутдожди.
-А теперь постреляем метко в цель. Готовы?
-Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
-Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
-Найдите слово, в котором 2 слога.
-Найдите слово, которое начинается с гласного звука.
-Найдите слово, которое заканчивается на звонкий всегда мягкий согласный звук.
(Дети ищут слова, выходят к доске и отмечают их разноцветными магнитами)
II. Актуализация знаний .
(Письмо по памяти.)
По лесам гуляет осень, Краше этой нет поры.
— Сколько предложений здесь записано? (Одно.)
— Найдите основу этого предложения (Осень гуляет.)
— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам — лес, осень — осенний, поры — пор.)
— Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — показатель мягкости.)
— Прочитайте стихотворение так, как записано.
— Проговорите шепотом, расскажите соседу.
— Все вместе проговорим так, как будем писать.
(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает стихотворение, слова с выделенным ударением на карточке читают учащиеся.)
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! — и ударил в безударный слог,
И сразу же исчез огромный зАмок,
И появился маленький замОк.
Опять, озорничая, не солги.
Шли по морю пирОги,
Вдруг вместо них поплыли пирогШ (Учитель вывешивает слова на доску парами.)
— Чем различаются пары слов? (Слова различаются ударением.)
— Отличаются ли слова по смыслу? (Да, ЗАмок — строение, замОк — приспособление, чтобы что-то закрывать. ПирОги — индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пирогИ— кулинарное блюдо.)
— Почему важно правильно ставить ударение? (Неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова.)
IV. Работа по теме урока Упр. 103 (с. 69).
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить правильно ударение.)
— Прочитайте первое предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? (ДорогА.)
— Объясните значение этого слова. (Картина вызывает приятные воспоминания, имеет ценность.)
— Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение? (ДорОга.)
— Подберите синонимы к этому слову. (Тропинка, шоссе.) (Далее вариант Т разбирает предложения под пунктом 2, вариант II — предложения под пунктом 3.) (Фронтальная проверка.)
V. Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
(Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развестируки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
VI. Закрепление изученного материала Упр. 105 (с. 70).
— Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.)
— Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? (Один предмет.)
— Измените слово так, чтобы слова обозначали много предметов.
— На какую букву падает ударение?
(Дети по цепочке комментируют выполнение задания.)
— Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.
Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Что значит подвижное ударение*? (Это ударение, которое может переходить с одного слога на другой.)
МП Рефлексия Упр. 106 (с. 70).
VIII. Подведение итогов урока
— Над какой темой мы сегодня работали? (Ударение.)
— Какова роль ударения в русском языке? (Ударение помогает различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.)
ПРЕДУДАРНЫМИ и ЗАУДАРНЫМИ БЫВАЮТ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
Ударный гласный звук, как Вы знаете, – это звук, на который падает ударение, звук, находящийся в ударном слоге.
ПРЕДУДАРНЫЕ и ЗАУДАРНЫЕ ЗВУКИ – это звуки безударные, находящиеся в безударных слогах. Предударные располагаются перед ударным звуком (слогом), заударные – после ударного.
Различают 1-й предударный и заударный слоги, 2-й, 3-й и т. д. Чем ближе к ударному, тем меньше номер.
Для школьной фонетики не имеет значения, предударный или заударный гласный звук в слове, она упрощена до предела. Но вот в вузовской и научной фонетике это очень важно для точной передачи произношения слова, словосочетания, предложения, текста, так как, например, звук [а] – только ударный, а в безударных позициях буквы А и О таких звуков не обозначают, так как происходит количественное и качественное изменение звучания (редукция).
В первом предударном слоге и в абсолютном начале слова безударные А, О обозначают звук [ʌ], а в последующих предударных и заударных позициях – звук [ъ].
Буква Е безударной позиции после мягких согласных звук [и] обозначает только в школе, в научной фонетике в первой предударной позиции после мягкого согласного она обозначает звук средний между И и Е – [ие] (е в верхнем индексе, здесь не получается так сделать), а в последующих предударных и в заударных позициях – звук [ь].
И поэтому и транскрипцию слов, которые я взяла для примера, студенты филологических факультетов и учёные запишут иначе, вот так:
● [ʌбʌро́нъ]
● [п’ьр’ием’э́нъ], здесь тоже первый предударный гласный звук – [ие], с Е в верхнем индексе.
Каждый знает, что слоги в слове можно посчитать. Слово я состоит из 1 слога, она —из 2, машина — из 3, телевизор — из 4 и т. д. Как определить, какой слог ударный? Произнести слово отчётливо и послушать себя. А потом сосчитать: счёт идёт от начала слова. В слове она 2-й слог ударный, в слове телевизор - 3-й.
Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.
Безударные слоги считают от ударного:
ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,
те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,
зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.
Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.
Рассмотрим пример: освежа´ющий, в нём 3-й слог ударный.
Считаем предударные слоги:
1-й предударный — све
2-й предударный — о
Считаем заударные слоги:
1-й заударный - ю
2-й заударный - щий
Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте "о" и "а" произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:
Догово´р - [дъгаво´р], звук [ъ] обозначает безударный гласный во 2-м предударном слоге после твёрдого согласного.
Ба´бушка - [ба´бушкъ], тот же звук произносится в заударных слогах после твёрдых согласных.
В Фонетическом словаре на этом сайте даются варианты транскрипции: одна из них — более подробная, учитывающая характер реализации гласных в разных безударных слогах, другая — упрощённая. В примечаниях говорится, какие особенности произношения опущены в упрощённой транскрипции. Для этого используются условные обозначения: * или цифры: 1, 2, 3 .
Не звуки, а слоги. Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.
В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у] , [и] , [ы] , [а] : н [у] ждá нужда, [ч’и] с ы´часы, ш [ы] лкá шелка, н [а] чнóй ночной.
В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ] , [ь] , а также звук [у] . Во втором предударном слоге: д [ъ] мовóй дымовой и домовой, [м’ь] сорýбка мясорубка, [ч’у] дотвóрный чудотворный.
В заударных слогах: болóт [ъ] м болотом и болотам, нéжн [ъ] й нежный и нежной, си [н’ь] м синим и синем, пó[л’ь] м полем, лóшадь [jу] лошадью.
В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ] , [ь] и [у] фиксируется гласный [ы] , только очень краткий: нóт [ы] ноты, нóт [ъ] нота, нó[т’ь] нóте, нóт [у] нóту.
: систематизация и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка.
- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;
- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;
- развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению языка;
-учиться взаимопомощи, аккуратности, внимательно относится к слову.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
мак коса капля соль
-Что общего у этих слов?
-На какие вопросы отвечают эти слова?
-Измените в словах только одну букву так, чтобы они отвечали на вопрос
рак коза цапля моль
-Запишите слова, которые получились.
-На какие группы можно разбить эти слова? /Односложные, двусложные/
-В каком слове букв больше, чем звуков?
-Запишем транскрипцию этого слова.
-Вы сейчас были как волшебники. В русском языке со словами происхо-дит очень много волшебства. Об одной истории, которая произошла со словами я хочу вам рассказать.
III. Постановка целей и задач.
- Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полез-ные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет одного волшеб-ника. И он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Волшебник вдруг выскочил и закричал.
-Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
Слова, конечно не поверили. Вышел вперёд Зам'ок и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь даже с вол-шебником. А этот волшебник рассердился, достал свой волшебный молото-чек, ударил прямо по первому слогу. И исчез Зам'ок, а появился З'амок.
-Кто догадался, как звали этого волшебника? /Ударение/
-Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока.
-В каких словах ударение не ставится? /Где есть один слог или буква ё/.
-В каких случаях ударение ставится? /Если в лове больше одного слога, то
один какой-нибудь слог произносит-
ся сильнее других, с ударением/.
-Как называется такой слог? /Ударный/
-На какой звук ставится ударение? /гласный/
-Как называются остальные слоги? /Безударный/
-Как называется гласная в безударном слоге? /безударная/
1- запишите слова, у которых ударение падает на первый слог.
2- запишите слова, у которых ударение падает на второй слог.
3- запишите слова, у которых ударение падает на третий слог.
Море, пенал, зеркало, роща, вода, коридор, хорошо, молоток, река.
-Волшебник подготовил вам очень хитрые слова
-В учебнике есть подсказка.
-Прочитайте стихотворение. /упр. 126/
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Но… по-разному нас слышат.
-Что же это за слова?
- Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-
-Омографы. Слова пишутся одинаково, а произносятся по-разному, чаще всего из-за различий в ударении.
На доске: кружки - кружки
стрелки-стрелки
Мы взяли кружки для чая. Мы начертили в тетради кружки.
Стрелки часов показывают двенадцать. Стрелки приготовились к
выстрелу. Я плачу, когда чищу лук. Я плачу за обеды в школе.
/Уч-ся подходят и ударяют слово на любой слог.
Устно составляется предложение с этим словом/
-Как называются такие слова?
-Как узнать, какой слог выделять голосом?
-Для этого мы должны прочитать предложение полностью, посмотреть, ка-
кой смысл имеет это слово.
Работа по карточкам.
-Найдите слова - омографы.
-Есть ли какая-нибудь разница на письме?
Дети пили молоко. Пили бревно ровно.
У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!
-Спиши. Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, поставь знак
-От места ударения зависит смысл слова?
-Волшебник Ударение хочет, чтобы вы не только научились грамотно пи-сать, но и произносить слова правильно. Такие слова собраны в орфоэпи-ческий словарь.
-В нашем учебнике есть страница из этого словарика. /с.142/
-Есть ли слова, которые вы произносили неправильно. Назовите их.
-Пользуясь этой страницей прочитайте слова из упр130 с верным ударением
Шофёр, щав'ель, свёкла, догов'ор, порт'фель, стол'яр, магаз'ин, углуб'ить; з'анял-з'аняли-занял'а; п'онял-п'оняли-поня'ла; позвон'ишь-позвон'ит-позвон'им-позвон'ят.
-Запишите эти слова. Поставьте в них ударение.
V. Подведение итога.
-На какие звуки падает ударение - на гласный или согласный?
-Для чего надо уметь верно ставить ударение в словах?
-Как называются слова, которые одинаково пишут, но по-разному произносят?
Читайте также: