Адвокат какой ударный слог

Обновлено: 27.04.2024

Пожалуй, самый распространённый случай неправильной постановки ударения. Есть мнение, что ударение на первый слог ставят те, кто использует слово как профессиональный термин. Не верьте: правильный вариант только один.

Фраза для запоминания:

Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.

2. Катало́г

Фраза для запоминания:

Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталóг.

3. Квартáл

Фраза для запоминания:

В бухгалтерии аврал —
Завершается квартáл.

4. Звони́т, звони́шь, звони́те

Несмотря на то, что это слово уже стало предметом многочисленных обсуждений, некоторые по‑прежнему неправильно ставят в нём ударение. Предлагаем запомнить раз и навсегда: ударение падает на второй слог.

Фраза для запоминания:

Филологу никто не звóнит.
Филологу всегда звоня́т.

5. Начался́, начата́

Фраза для запоминания:

Большая суета
Вокруг нас начата́.

6. Облегчи́ть

Фраза для запоминания:

Непросто ударенья заучить —
Стихи задачу могут облегчи́ть.

7. Углуби́ть, углуби́т

Фраза для запоминания:

Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углуби́ть.

8. Краси́вее

Фраза для запоминания:

Тот из нас счастливее,
В ком душа краси́вее.

9. Ла́тте

Фраза для запоминания:

В чашечке у Златы
Ароматный лáтте.

10. Мусоропрово́д

Фраза для запоминания:

На площадке — хоровод,
Чистят мусоропровóд.

11. Апостро́ф

Фраза для запоминания:

Зря он писал так много строф,
Не там поставил апострóф.

12. Фенóмен

Фраза для запоминания:

Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был фенóмен.

13. Свёкла

Фраза для запоминания:

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свеклá,
Я, ребята, свёкла.

14. Щаве́ль

Фраза для запоминания:

Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавéль.

15. Сре́дства, сре́дствами

Фраза для запоминания:

В любви и на войне
Все сре́дства хороши.

16. То́рты, то́ртов

Фраза для запоминания:

В музее — натюрморты:
На них — цветы и тóрты.

17. Цепо́чка

Несмотря на то, в каком значение употребляется слово (ювелирное украшение или линия военных), ударным является второй слог. Другой вариант произношения неверный.

Фраза для запоминания:

Очень любят дочки
Брошки и цепóчки.

18. Мастерски́

Фраза для запоминания:

Он потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски́.

19. Граффи́ти

Фраза для запоминания:

Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффи́ти.

20. Ту́фля

Фраза для запоминания:

21. Бáрмен

Фраза для запоминания:

Чтоб добавить в ужин шарма,
Приготовил коктейль бáрмен.

22. Бóчковый

Фраза для запоминания:

Бóчковый квас — тот, который из бóчки.

23. Жалюзи́

Здесь надо вспомнить происхождение слова. Оно пришло в русский язык из французского, а для этого языка характерна постановка ударения на последний слог. Аналогичное правило сохранилось и для русского варианта.

Фраза для запоминания:

Поскорее привези
Для окошек жалюзи́!

24. Заку́порить, отку́порить

Глаголы используются в повседневной речи нечасто. Вероятно, в этом и кроется причина ошибки в произношении. Согласно орфоэпической норме ударение следует ставить на второй слог. Правило сохраняется для всех однокоренных слов.

Фраза для запоминания:

Гном собрал в лесу опилки
И заку́порил бутылки.

25. И́скра

Фраза для запоминания:

Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!

А какие ещё слова вызывают у вас вопросы? Делитесь в комментариях.

Ударения в существительных

Буква А

Асимметри́я

Когда кругом асимметри́я

Аэропо́рт

Аэропо́ртом

Устроились с комфо́ртом –

В аэропорту́ (где, о месте)

Как лайнер набирает высоту́,

Увидишь только в аэропорту́.

Об аэропо́рте (о чем)

А зачитались – об аэропо́рте

Аэропо́рты (множ.число)

Любим мы куро́рты,

Спешим в аэропо́рты.

Буква Б

Ба́нты

На рубашке ка́нты,

На голове – ба́нты

Бути́к

Слово пришло из французского языка, а значит и ударение падает на последний слог. Главное, запомнить, что ударение устоит при изменении слова по падежам и во множественном числе. А рифмы помогут закрепить.

Этот новенький бути́к

Бути́ка

У модного бути́ка

Бути́ком

Над дорогим бути́ком

В бути́ке

Подарим мы гвозди́ки

Продавцу в бути́ке

Бути́ки (множ.число)

Ягоды черни́ки, брусни́ки и клубни́ки

Не продают красивые модные бути́ки

Бухга́лтер

Директоры, профессоры давно превратились в директоро́в и профессоро́в, перенеся ударение на окончание. А вот бухга́лтеры не из таких. Ударение в этом слове неизменно и во всех формах множественного числа падает на корень.

Бухга́лтеры (множ.число), бухга́лтеров

Имеют все бухга́лтеры,

А плохих хара́ктеров

Нет у бухга́лтеров.

Буква В

Вдовство́

Ударение в этом слове, всегда падает только на последний слог. Не изменяется оно и при склонении существительного.

Волшебство́ на рождество́

Вмиг рассыпало вдовство́.

Вероиспове́дание

Ведаю – не ведаю,

Мне совсем неве́домо

Во́зрасты

Любви все во́зрасты покорны.

Словарик а-в

Буква Г

Гра́бли

Рифма поможет легко запомнить:

Руки уж озя́бли –

Как держать нам гра́бли?

Гра́блями

Лоб покрылся ка́плями

От работы гра́блями.

Гра́блей или гра́бель

Нет в сарае гра́блей,

Пришлось работать са́блей.

Гофриро́ванный

А бант гофриро́ванный.

Гофриро́ванным может быть не только бант, но и щипцы для волос, и шланг, и металл. Однако ударение не изменится.

Буква Д

Дверь

Но (висит) на двери́.

А лучше запомнить и не запутаться, поможет рифма про диких зверей:

Дикие зве́ри подошли к две́ри –

Знали они, что сухари́

Хозяин оставил им на двери́.

Диспансе́р

Слово верно – диспансе́р.

Догово́р и догово́ры

Запомним рифму и не будем ошибаться:

Вели с юристом разгово́р,

Чтоб заключить догово́р.

Но не помогут разгово́ры

Буква И

И́конопись

Что правильно – и́конопись.

И́грище

Пришел в костюме чу́дища

В учи́лище на и́грище.

Буква К

Катало́г

Слова, оканчивающиеся на -лог, имеют разные ударения. В слове каталог, как и в словах диало́г, моноло́г,проло́г, эпило́г, ударение падает на последний слог. Нет слова ката́лог. Рифма поможет не запутаться.

Завели мы диало́г,

Конте́йнеры

А где-то, наверное, есть и контейнера́, ведь именно так говорят очень часто. Однако ударение здесь устойчиво и во всех формах слова падает на второй слог – конте́йнеры. На окончание оно не переносится никогда.

Словарик г-к

И вновь наша карточка-шпаргалка, которую можно скачать и использовать для запоминания трудных ударений.

Буква М

Ме́льком

Пишут очень ме́лко,

Увидели мы ме́льком

Мусоропрово́д

Весь немаленький прохо́д

Буква Н

Наки́д

Нас не очень удиви́т:

В вязании делают наки́д.

Наме́рение

Говорить о наме́рениях.

Буква О

Обеспе́чение

А рифма поможет запомнить это сложное слово:

В словаре отме́чено

Окно – о́кон

Что это за ко́кон

Видим мы из о́кон?

Буква П

Призы́в

Ударение в этом слове всегда падает на второй слог. И неважно – призыв это к действию или призыв в армию. Зачастую в случае, когда речь идёт о призыве на военную службу, можно услышать при́зыв. Однако в армию, как и к действию, призывают. И оснований изменять ударение в слове в зависимости от значения не имеется. Во всех случаях ударение одно – призы́в. А с рифмой проще!

Пуло́вер

Не полуве́р, не пулове́р, а только пуло́вер. Других вариантов словари не предусматривают. Чтобы случайно не надеть на себя полуве́р, запомним рифму:

И в цвет ему – пуло́вер.

Буква Р

Раку́шка

Из морской раку́шки.

Ре́гент

Любит слушать ре́гги

Хора бывший ре́гент

Словарик м-р

И это третья карточка из словарика. Скачаем ее и не будем ошибаться в произношении.

Буква С

Симме́трия

Чтоб была симме́трия.

Сосредото́чение

Зачастую можно услышать сосредоточе́ние. Но представим, как что-то собирается в одной точке, и легко запомним, что правильно – сосредото́чение. А если точка не помогает, то наша рифма точно справится:

Здесь тишины сосредото́чение

Страхо́вщик

Всегда идут к страхо́вщику.

Столя́р

Правильное ударение в этом слове – на последний слог. Профессии сто́ляр не существует, как бы часто ни приходилось слышать это слово. Это все равно, что сказать не маля́р, а ма́ляр. Однако так не говорят, а вот сто́ляр почему-то прижился. А зря, норме это не соответствует. Маляр и поможет запомнить:

Работает у нас маля́р,

Но очень нужен нам столя́р.

Буква Т

То́рты

Мы едем на куро́рты,

Есть нельзя нам то́рты,

Хотим щеголять в шо́ртах,

Трансфе́р

Заказал в отель трансфе́р.

Ту́фля

Буква Х

Хода́тайство

Один из раздражающих и часто употребляемых вариантов – ходата́йство. Пощадим уши окружающих и говорить так не будем никогда! Только хода́тайство и хода́тай. А с рифмой запомнить проще.

Для уха просто лакомство,.

Буква Ш

Ша́рф

И еще одно из немногих двусложных слов, в которых ударение падает на первый слог. Мы уже знаем про ба́нты и то́рты, а теперь к ним присоединились ша́рфы. Правильно только так, а не шарфы́. Ударение сохранится и при изменении слова как в единственном, так и во множественном числе – ша́рфов, ша́рфа, ша́рфу, ша́рфам. Рифма поможет не забыть.

Нам играть на а́рфах

Неудобно в ша́рфах.

Сядем мы за а́рфы,

Снимем наши ша́рфы

Словарик с-ш

Двойные (вариативные) ударения в существительных

Приятная новость. Нет, во всех словах ставить ударение на разные слоги по желанию пока нельзя. Но слов с вариативным ударением достаточно много. Представим часть из них.

Апартаменты

Бунгало

Совсем недавно правильным считалось только бу́нгало. Сейчас же ударение зависит от выбора говорящего – и бу́нгало, и бунга́ло – соответствуют норме.

Гренки

Как и в предыдущих случаях, ранее допускалось только произношение – гренки́. А в единственном числе – грено́к имел мужской род. Со временем появились и гре́нки, а в единственном числе гре́нка женского рода.

Оба слова нормативны, а выбор за вами.

Колледж

Вы удивитесь, но многие словари фиксируют и ко́лледж, и колле́дж в качестве равноправных. Правда, более консервативные словари придерживаются варианта ко́лледж. Мы бы тоже рекомендовали не ставить ударение на второй слог. Но и ошибки в этом случае не будет.

Кулинария

Давно перестала быть только кулина́рией, заведя себе сестру – кулинари́ю. И кулина́рия, и кулинари́я фиксируются словарями.

Пиццерия

Здесь можно отведать вкусной пиццы. И произносить можно по-разному. Если строгие словари считают, что верен только вариант пицце́рия, то большинство словарей с ними спорит, фиксируя два варианта – пицце́рия и пиццери́я.

Тефтели

Не удивляйтесь. Правильны варианты те́фтели и тефте́ли. Но, если стоите перед выбором или готовите официальное выступление, то тефте́ли, конечно, предпочтительнее. И не забудем, что это слово имеет только множественное число.

Творог

Правильно и творо́г, и тво́рог. Кому как удобнее. Выбор за говорящим.

Внесем немного хаоса в наш почти пищевой словарь. Здесь тоже верны два варианта из двух – ха́ос и хао́с. Но только, если речь идет о беспорядке.

Когда мы говорим о древнем хаосе, то правильно только ха́ос.

Словарик двойные ударения

Наш словарь составлен на основании писем и вопросов читателей. Сегодня в словарик включены существительные, а в следующих публикациях мы добавим прилагательные, глаголы, наречия.

Образовательные цели: Уточнить и систематизировать знания учащихся об ударении, научиться определять ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи.

Развивающие цели: развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;

Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе; воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе.

Оборудование

Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.

II. Актуализация знаний

1.Чистописание. 2. Орфографическая минутка.

- Приготовьтесь к письму.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я возьмусь.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Для чего каждый урок работаем над чистописанием? (Чтобы правильно и красиво писать)

Х,ОХ,ХО, ОРО, ОШ.

Хорошо,хороший,хорошеть. В субботу выдался хороший денёк.

- Подчеркните знакомые орфограммы.

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова?

- Вертикальной чертой разделите слова на слоги.

- В каком больше всего слогов? (тишина)

- Подчеркните основу предложения.

3. Словарная работа.

Стоит матрешка на одной ножке,

Закутана, запутана. (капуста)

- Какую букву нужно запомнить в слове? (а)

- Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.

- Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустища, капустник (пирог)

- Выделите корень, подчеркните букву А.

- Чему же мы должны научиться? (Определять в словах ударные и безударные слоги)

- Мы сегодня говорим про Ударение.

- Оно прислало нам письмо.

«Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обо мне, поэтому хочу раскрыть секрет.

Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу:

А ещё меня можно писать наоборот. Вести чёрточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:

Вообще-то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная.

IV. Работа над новым материалом.

- Откройте учебник на с.67. Прочитайте тему урока.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

1.Выполнение упражнения 99, с.67

- Чем необычна запись стихотворения? (слова разделены на слоги).

-Что показывает знак над буквами? (ударение)

- Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.

- Запишите слова без деления на слоги.

2. Работа над правилом.

- Прочитайте правило самостоятельно.

- Что такое ударение?

- Как произносится ударный слог? (тянется дольше, произносится громче, сильнее)

- Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (по гласному)

- Сколько ударных звуков может быть в слове?

Уходи в дремучий бор.

И сиди там на полянке,

Где живут одни поганки.

- Приготовьте молоточки – кулачки. Кулачек поможет нам найти ударный слог.

( Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачек на парту при произнесении ударного звука, имитируя удар).

V.Физкультминутка.

На доске записаны слова (кружки, замок)

- Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.

- Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете? (Потому что ударение падает на разные слоги.)

Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о посуде, а если поставить на последний слог, то говорится о геометрических фигурах .

Во втором слове, если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.

- Какой вывод мы можем сделать? ( Ударение может находиться на любом слоге. Ударение может менять смысл слов.)

- Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения)

- Для чего же мы изучаем ударение?

- Какие цветы собрал первый ряд? Кто не согласен просигнальте хлопком.

( розы, маки, лилия, ландыши, астра)

- Второй ряд? (ромашка, пион)

- Третий? ( одуванчики, васильки)

- Молодцы вы справились с заданием.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр.100, с.68. Самостоятельная работа.

-Каким образом можно определить ударение в слове?

- Спишите, обозначьте ударение.

2. Работа над словами. Составьте слова по схемам ( на доске)односложные,двусложные,трёхсложные.

VII. Обобщение.Упр.101 (у доски)

- Что мы изучали на уроке?

- Как обозначается ударение?

- Для чего нам ударение?

- Как определить ударный слог?

- Когда не ставится ударение?

Д.З.упр. 102.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

ПродолжениеХод урока

На доске записаны слова:

-Начнём урок с орфографической разминки. Посмотрите, какие слова я приготовила сегодня.

-Что общего у всех слов? (Орфограмма-безударная гласная)

-Давайте вспомним, как мы проверяем безударные гласные? (Хором правило)

2.Минуткачистописания и орфографии.О,ООО,ОЕОЕ,ОС,ОЛ,ОМ. Осень,осенний, сырость. Осеньючастоидутдожди.

-А теперь постреляем метко в цель. Готовы?

-Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

-Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.

-Найдите слово, в котором 2 слога.

-Найдите слово, которое начинается с гласного звука.

-Найдите слово, которое заканчивается на звонкий всегда мягкий согласный звук.

(Дети ищут слова, выходят к доске и отмечают их разноцветными магнитами)

II. Актуализация знаний .

(Письмо по памяти.)

По лесам гуляет осень, Краше этой нет поры.

— Сколько предложений здесь записано? (Одно.)

— Найдите основу этого предложения (Осень гуляет.)

— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам — лес, осень — осенний, поры — пор.)

— Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — по­казатель мягкости.)

— Прочитайте стихотворение так, как записано.

— Проговорите шепотом, расскажите соседу.

— Все вместе проговорим так, как будем писать.

(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение, слова с выделенным ударени­ем на карточке читают учащиеся.)

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! — и ударил в безударный слог,

И сразу же исчез огромный зАмок,

И появился маленький замОк.

Опять, озорничая, не солги.

Шли по морю пирОги,

Вдруг вместо них поплыли пирогШ (Учитель вывешивает слова на доску парами.)

— Чем различаются пары слов? (Слова различаются ударением.)

— Отличаются ли слова по смыслу? (Да, ЗАмок — строение, замОк — приспособление, чтобы что-то закрывать. ПирОги — индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пирогИ— кулинарное блюдо.)

— Почему важно правильно ставить ударение? (Неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова.)

IV. Работа по теме урока Упр. 103 (с. 69).

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражне­нии? (Поставить правильно ударение.)

— Прочитайте первое предложение. На какой слог падает уда­рение в выделенном слове? (ДорогА.)

— Объясните значение этого слова. (Картина вызывает при­ятные воспоминания, имеет ценность.)

— Прочитайте второе предложение. На какой слог падает уда­рение? (ДорОга.)

— Подберите синонимы к этому слову. (Тропинка, шоссе.) (Далее вариант Т разбирает предложения под пунктом 2, ва­риант II — предложения под пунктом 3.) (Фронтальная проверка.)

V. Физкультминутка

Почему повсюду лужи?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

(Мама зонтик свой берет.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же?

(Развестируки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет!

(Хлопок в ладоши.)

VI. Закрепление изученного материала Упр. 105 (с. 70).

— Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.)

— Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? (Один предмет.)

— Измените слово так, чтобы слова обозначали много пред­метов.

— На какую букву падает ударение?

(Дети по цепочке комментируют выполнение задания.)

— Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.

Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что значит подвижное ударение*? (Это ударение, которое мо­жет переходить с одного слога на другой.)

МП Рефлексия Упр. 106 (с. 70).

VIII. Подведение итогов урока

— Над какой темой мы сегодня работали? (Ударение.)

— Какова роль ударения в русском языке? (Ударение помога­ет различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.)


ПРЕДУДАРНЫМИ и ЗАУДАРНЫМИ БЫВАЮТ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

Ударный гласный звук, как Вы знаете, – это звук, на который падает ударение, звук, находящийся в ударном слоге.

ПРЕДУДАРНЫЕ и ЗАУДАРНЫЕ ЗВУКИ – это звуки безударные, находящиеся в безударных слогах. Предударные располагаются перед ударным звуком (слогом), заударные – после ударного.

Различают 1-й предударный и заударный слоги, 2-й, 3-й и т. д. Чем ближе к ударному, тем меньше номер.


Для школьной фонетики не имеет значения, предударный или заударный гласный звук в слове, она упрощена до предела. Но вот в вузовской и научной фонетике это очень важно для точной передачи произношения слова, словосочетания, предложения, текста, так как, например, звук [а] – только ударный, а в безударных позициях буквы А и О таких звуков не обозначают, так как происходит количественное и качественное изменение звучания (редукция).

В первом предударном слоге и в абсолютном начале слова безударные А, О обозначают звук [ʌ], а в последующих предударных и заударных позициях – звук [ъ].

Буква Е безударной позиции после мягких согласных звук [и] обозначает только в школе, в научной фонетике в первой предударной позиции после мягкого согласного она обозначает звук средний между И и Е – [ие] (е в верхнем индексе, здесь не получается так сделать), а в последующих предударных и в заударных позициях – звук [ь].


И поэтому и транскрипцию слов, которые я взяла для примера, студенты филологических факультетов и учёные запишут иначе, вот так:
● [ʌбʌро́нъ]
● [п’ьр’ием’э́нъ], здесь тоже первый предударный гласный звук – [ие], с Е в верхнем индексе.

Каждый знает, что слоги в слове можно посчитать. Слово я состоит из 1 слога, она —из 2, машина — из 3, телевизор — из 4 и т. д. Как определить, какой слог ударный? Произнести слово отчётливо и послушать себя. А потом сосчитать: счёт идёт от начала слова. В слове она 2-й слог ударный, в слове телевизор - 3-й.

Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.

Безударные слоги считают от ударного:

ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,

те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,

зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.

Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.

Рассмотрим пример: освежа´ющий, в нём 3-й слог ударный.

Считаем предударные слоги:

1-й предударный — све

2-й предударный — о

Считаем заударные слоги:

1-й заударный - ю

2-й заударный - щий

Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте "о" и "а" произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:

Догово´р - [дъгаво´р], звук [ъ] обозначает безударный гласный во 2-м предударном слоге после твёрдого согласного.

Ба´бушка - [ба´бушкъ], тот же звук произносится в заударных слогах после твёрдых согласных.

В Фонетическом словаре на этом сайте даются варианты транскрипции: одна из них — более подробная, учитывающая характер реализации гласных в разных безударных слогах, другая — упрощённая. В примечаниях говорится, какие особенности произношения опущены в упрощённой транскрипции. Для этого используются условные обозначения: * или цифры: 1, 2, 3 .

Не звуки, а слоги. Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.

В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у] , [и] , [ы] , [а] : н [у] ждá нужда, [ч’и] с ы´часы, ш [ы] лкá шелка, н [а] чнóй ночной.

В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ] , [ь] , а также звук [у] . Во втором предударном слоге: д [ъ] мовóй дымовой и домовой, [м’ь] сорýбка мясорубка, [ч’у] дотвóрный чудотворный.

В заударных слогах: болóт [ъ] м болотом и болотам, нéжн [ъ] й нежный и нежной, си [н’ь] м синим и синем, пó[л’ь] м полем, лóшадь [jу] лошадью.

В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ] , [ь] и [у] фиксируется гласный [ы] , только очень краткий: нóт [ы] ноты, нóт [ъ] нота, нó[т’ь] нóте, нóт [у] нóту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

: систематизация и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка.

- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;

- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;

- развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению языка;

-учиться взаимопомощи, аккуратности, внимательно относится к слову.

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

мак коса капля соль

-Что общего у этих слов?

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Измените в словах только одну букву так, чтобы они отвечали на вопрос

рак коза цапля моль

-Запишите слова, которые получились.

-На какие группы можно разбить эти слова? /Односложные, двусложные/

-В каком слове букв больше, чем звуков?

-Запишем транскрипцию этого слова.

-Вы сейчас были как волшебники. В русском языке со словами происхо-дит очень много волшебства. Об одной истории, которая произошла со словами я хочу вам рассказать.

III. Постановка целей и задач.

- Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полез-ные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет одного волшеб-ника. И он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Волшебник вдруг выскочил и закричал.

-Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!

Слова, конечно не поверили. Вышел вперёд Зам'ок и сказал:

-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь даже с вол-шебником. А этот волшебник рассердился, достал свой волшебный молото-чек, ударил прямо по первому слогу. И исчез Зам'ок, а появился З'амок.

-Кто догадался, как звали этого волшебника? /Ударение/

-Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока.

-В каких словах ударение не ставится? /Где есть один слог или буква ё/.

-В каких случаях ударение ставится? /Если в лове больше одного слога, то

один какой-нибудь слог произносит-

ся сильнее других, с ударением/.

-Как называется такой слог? /Ударный/

-На какой звук ставится ударение? /гласный/

-Как называются остальные слоги? /Безударный/

-Как называется гласная в безударном слоге? /безударная/

1- запишите слова, у которых ударение падает на первый слог.

2- запишите слова, у которых ударение падает на второй слог.

3- запишите слова, у которых ударение падает на третий слог.

Море, пенал, зеркало, роща, вода, коридор, хорошо, молоток, река.

-Волшебник подготовил вам очень хитрые слова

-В учебнике есть подсказка.

-Прочитайте стихотворение. /упр. 126/

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Но… по-разному нас слышат.

-Что же это за слова?

- Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-

-Омографы. Слова пишутся одинаково, а произносятся по-разному, чаще всего из-за различий в ударении.

На доске: кружки - кружки

стрелки-стрелки

Мы взяли кружки для чая. Мы начертили в тетради кружки.

Стрелки часов показывают двенадцать. Стрелки приготовились к

выстрелу. Я плачу, когда чищу лук. Я плачу за обеды в школе.

/Уч-ся подходят и ударяют слово на любой слог.

Устно составляется предложение с этим словом/

-Как называются такие слова?

-Как узнать, какой слог выделять голосом?

-Для этого мы должны прочитать предложение полностью, посмотреть, ка-

кой смысл имеет это слово.

Работа по карточкам.

-Найдите слова - омографы.

-Есть ли какая-нибудь разница на письме?

Дети пили молоко. Пили бревно ровно.

У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!

-Спиши. Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, поставь знак

-От места ударения зависит смысл слова?

-Волшебник Ударение хочет, чтобы вы не только научились грамотно пи-сать, но и произносить слова правильно. Такие слова собраны в орфоэпи-ческий словарь.

-В нашем учебнике есть страница из этого словарика. /с.142/

-Есть ли слова, которые вы произносили неправильно. Назовите их.

-Пользуясь этой страницей прочитайте слова из упр130 с верным ударением

Шофёр, щав'ель, свёкла, догов'ор, порт'фель, стол'яр, магаз'ин, углуб'ить; з'анял-з'аняли-занял'а; п'онял-п'оняли-поня'ла; позвон'ишь-позвон'ит-позвон'им-позвон'ят.

-Запишите эти слова. Поставьте в них ударение.

V. Подведение итога.

-На какие звуки падает ударение - на гласный или согласный?

-Для чего надо уметь верно ставить ударение в словах?

-Как называются слова, которые одинаково пишут, но по-разному произносят?

Читайте также: