Какие суда составили основу первого соединения российского флота

Обновлено: 05.07.2024

Строительство же судов, отвечавших требованиям той давней эпохи, связано с именем Петра Первого. В истории российского флота он по праву считается одной из ключевых фигур. Сразу после Второго Азовского похода, в котором российские сухопутные войска поддерживались двумя линейными кораблями, четырьмя брандерами (корабль, предназначенный для поджога вражеских судов), а также большим количеством галер и стругов, государь приступил к созданию регулярного флота.

Принято считать, что история российского флота начинается 20 (30) октября 1696 года, когда боярская дума, обсудив рапорт, поданный Петром I, постановила начать строительство судов на Воронежской корабельной верфи. Эта дата стала его официальным днём рождения.

История России до 1917 года

22 июля 1656 года русская гребная флотилия разбила отряд шведских кораблей около о. Котлин и захватила 6-пушечную галеру. Ранее, 30 июня, эта же флотилия участвовала во взятии Ниеншанца.[4] Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские силы захватили шведские крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончании войны Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве. Ордин-Нащокин не потерял своих надежд и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин пригласил датских кораблестроителей в село Дединово находящееся на Оке. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата Орёл, и трёх меньших суден. Орёл закончил своё плавание также плачевно как и Фредерик — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Стеньки Разина. Казаки ограбили и затем сожгли это судно.

В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма, и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.

Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-Морского Флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.

В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани. Военно-морские офицеры происходили из дворян — матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики за границу. Иностранцы часто нанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон — командир Кронштадтского порта. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Петр Первый, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын и другие, считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Фёдором Ушаковым, и Дмитрием Сенявиным.

Похожие материалы

Война за выход к Балтийскому морю

Мощным стимулом для создания отечественных военных судов стало участие России в Северной войне (1700-1721) со Швецией. В этот период стал активно развиваться Балтийский флот. В начале войны суда строились главным образом на верфях, созданных в устьях рек Луги, Олонки и Сяси. Но затем центр российского судостроения переместился в Санкт-Петербург. Там же была создана главная военно-морская база Балтийского флота. Несколько позже суда стали размещать у причалов Кронштадта, Выборга, Гельсинфорса, Або и Ревеля.

История российского морского флота

Однако для выполнения столь широкого спектра боевых задач судов отечественного производства не хватало, и их приходилось покупать за рубежом. Для решения проблемы государевым указом были созданы новые верфи, работа на которых производилась под руководством иностранных специалистов, специально выписанных для этого в Россию.

Военно — морской флот

Историческая справка

Структура ВМФ

Военно-Морской Флот (ВМФ) является мощным фактором обороноспособности страны. Он подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения. Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана. ВМФ состоит из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла. Подводные силы — ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические. Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия. Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса “корабль-корабль”, нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника. Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей. Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря. Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения.Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей — носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава. Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций. Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов по объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника. Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой). Морская авиация — род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой. Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника. Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической. Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса “воздух-поверхность” и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника. Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов). Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования. Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления. Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.












Итоги деятельности Петра I по созданию флота

В последний год царствования Петра I (1725) российский флот уже представлял собой грозную силу. Достаточно сказать, что в его состав входили 130 боевых парусных кораблей различного типа, а также 77 вспомогательных судов. Такой мощный потенциал ставил Россию в один ряд с ведущими морскими державами мира.

Это не было преувеличением. В то время как норманны под командованием Вильгельма Завоевателя захватывали Британию, а викинги наводили ужас на всю Западную Европу, флот Киевской Руси громко заявлял о себе под стенами Константинополя. Не один раз появление нескольких сотен (!) русских ладей заставляло трепетать государей Византии, прямой наследницы Великого Рима. И дань в 150 тонн серебра, и прибитый щит на воротах Царьграда (так на Руси называли Константинополь, нынешний Стамбул) князем Олегом Вещим недвусмысленно говорили о том, кто владычествовал на Черном море в те времена.

Татарское нашествие отбросило русский народ от берегов Каспия и Черного моря. Оно же ослабило Великий Новгород и вынудило его постепенно отойти под натиском шведов и немецких псов-рыцарей от берегов Балтийского моря. На несколько столетий наш народ-мореход был оторван от своих древних морских границ.

Попытки русского народа отвоевать морские рубежи на северо-западе и создать свой флот на Балтийском море почти не прекращались в течение ХІV-ХV вв. и усилились при Иване Грозном. Еще за 100 лет до первых шагов Петра I к морю русский народ вел энергичную борьбу за возвращение к берегам Балтики. На севере потомки новгородцев поморы, отважные и искусные мореходы, на своих крепких, устойчивых в непогоду судах все дальше уходили в необъятные просторы Ледовитого океана на север и восток. В то же время началось героическое движение русских казаков на восток. Походы Москвитина, Пояркова, Хабарова и других отважных исследователей открыли для русского народа земли Дальнего Востока, берега Охотского и Японского морей. На юге России нарастало противостояние с турками и крымским ханством, оккупировавшими берега Черного моря. Но до создания настоящего флота было еще далеко.

корабль фридрих, российский корабль, трехмачтовое судно

Корабль европейского образца имел плоское днище, трехмачтовое парусное вооружение и 24 больших галерных весла. Для самообороны корабль имел несколько пушек.

корабль

"Орел", Россия, 1667 г.
Длина - 24,5 м.
Ширина - 6,5 м.
Осадка - 1,5 м.
Вооружение - 22 орудия.
Был первым чисто палубным судном, построенным в России. Это был двухпалубный корабль, который нес три мачты. На фок- и грот-мачтах "Орла" были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой.

корабль полтава, балтийский флот, свободное плавание

Но это будет потом. А пока, вернувшись из Европы и находясь под впечатлением от увиденного в Англии и Голландии, у Петра возникает замысел постройки линейного корабля на российской верфи. Для этого он пригласил в Россию нескольких английских и голландских судостроителей. Но их прибытие задерживалось, и Петр решил его строить, не прибегая к помощи иностранцев, по русским чертежам, силами русских мастеров и из нашего материала. Нетерпение Петра имело веские причины - шла война с турками, войска осадили крепость Азов, но не могли ее захватить или принудить к сдаче, т.к. турецкий флот обеспечивал осажденную крепость боеприпасами и про- визиею. На Азовском море нужен был свой флот, который мог бы противостоять турецкому. Для этого в Воронеже срочно была построена верфь, на которой стали строить первые боевые корабли для российского флота. Приступив к созданию регулярного военного флота, Петр ввел разделение кораблей по рангам, в соответствие с которым линейными кораблями считались корабли длиной в 40. 55 м, трехмачтовые, вооруженные 45. 90 орудиями. Фрегаты, соответственно, были длиной до 35 м, трехмачтовыми, с 28. 44 орудиями

гото предестинация, российский корабль, азовский флот

Длина - 36.0 м
Ширина - 9,5 м
Осадка - 3,0 м
Вооружение - 58 орудий
Экипаж - 253 чел

В 1700 г. началась война со шведами, отвлекшая внимание Петра на север, к Балтийскому морю. В дальнейшем все мероприятия были направлены на создание военного флота в Балтийском море. Начало войны ознаменовалось появлением шведской эскадры из 5 фрегатов и 2 галиотов в Белом море и нападением их на Архангельск, окончившимся неудачей - один фрегат сель на мель и был взят, равно как и оба галиота, остальные ушли. В 1702 г. была взята крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году крепость Ниеяшанц на Неве и заложен новый город - Петербург.

Для того, чтобы вести одновременно две войны за выход к берегам Балтийского и Черного морей, требовались колоссальные ресурсы. Противостоящие державы - Швеция и Османская Империя - были одними из самых сильных в военном отношении держав того времени. Вести войну на два фронта было опасно, и неудачный Прутский поход ярко это показал. Петр отказывается, на время, от выхода к Черному морю, сдает Азов и продает Азовский флот. Все силы сосредотачиваются на Балтике.

линейный корабль, корабль выборг, балтийский флот

корабль полтава, балтийский флот, линейный корабль

Длина - 34,6 м
Ширина -11,7 м
Осадка - 4,6 м
Вооружение - 54 орудия.

Обводы корпуса были достаточно полными. Шпангоуты имели сильный завал внутрь, корма отличалась характерным голландским транцем. Кормовую раковину украшала многофигурная резная композиция, в аллегорической форме прославлявшая победу русской армии под Полтавой. Часть этой композиции (двойные фигуры Георгия Победоносца) сохранилась по сей день и находится в фондах Центрального военно- морского музея в Санкт-Петербурге.

линейный корабль, корабль гаврил, зовский флот

корабль ингерманланд, мачтовый корабль, двухпалубный корабль

Размах кораблестроительной деятельности в Петровской России можно оценить по загруженности верфей - из 646 гребных и парусных судов, построенных для Балтийского флота, лишь 35 были приобретены Петром за границей. И это при том, что 20 лет назад не было вообще ничего! Неслыханные темпы в истории мирового кораблестроения!

гото предестинация, кораблестроение, верфии

В 1716 г. Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции. В целях нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива и высадка объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. Для осуществления этого замысла в июле в датские воды вошла Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Вместе с прибывшими из Архангельска несколькими кораблями силы, собравшиеся в Зунде под командованием Петра I, составили 22 корабля. Вскоре к русскому отряду присоединились прибывшие для охраны торгового судоходства от шведских каперов и фрегатов английская и голландская эскадры, а затем и датские корабли. Всего в объединенном русско-датско-англо-голландском флоте было 70 кораблей. Авторитет Петра в корабельном и флотском деле был так высок, что он был избран командующим объединенными морскими силами антишведской коалиции! Избран был теми самыми англичанами и голландцами, у которых учился!

Без флота победа в Северной войн« была бы просто невозможной, и, более того, сделало бы выход России к берегам Балтики абсолютно бесполезным.

интерманланд, флот россии, линейный корабль

По архивным данным, в 1724 г. флот России уже насчитывал 34 линейных корабля, 15 фрегатов, 4 прама и 10 шняв. На стапелях адмиралтейства тогда находилось пять линейных кораблей и один фрегат (в 32 пушки, готовый к спуску). Петербургская верфь ежегодно отстраивала по четыре линейных корабля. За четверть века российский флот шагнул из небытия сразу в претенденты на 1-е место в мировом споре за владение морем. Факт тем более поразительный, что, в отличие от других государств Европы, Россия не имела заморских колоний и просто в силу своей континентальности могла обойтись меньшими военно- морскими силами. Но противостояние, во многом - вынужденное, с сильнейшими мировыми державами не оставило России такого выбора. И еще с петровских времен повелось так, что либо российский флот находится в числе 3-х сильнейших флотов мира, либо практически перестает существовать. Анализ кораблестроительной и флотоводческой деятельности преемников Петра позволит нам увидеть причины такого положения дел.

Третья часть посвящена основателю Русского Флота в альтернативном варианте развития истории, первому Генерал-адмиралу, Царю (с 1637 года) Петру Дмитриевичу, органам управления флота, ему подчиненным, а также столице Русского Флота – Городу Святого Петра. Основой для описания событий послужили факты из жизни Петра I в реальной истории, оптимизированные в альтернативный вариант. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. Что касается императора Петра Алексеевича, то для исторической личности с таким именем в альтернативном варианте истории выдающихся свершений будет еще предостаточно. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Русский Флот в XVI–XVII веках

III. Основы Русского Флота

Особое значение необходимость защиты своей морской торговли приобрела в связи с активизацией внешнеторговых связей русского государства в 1620-х годах. В связи с тем, что архангельский морской путь исходя из географических условий был долгим и сложным, все больше торговых судов шли на Русь и назад в Европу Балтийским морским путем. Новгород и Псков составляли конкуренцию балтийским портам (Ревелю и Риге), но необходимость прохождения речных участков (по Нарове в Псков, Неве и Волхову к Новгороду), требовали знания форватеров, затрудняли навигацию и ограничивали грузоподъемность судов. Присоединение Ливонии и города Риги к шведской короне по итогам польско-шведской войны (1626–1629), а также планы короля Густава II Адольфа (1594-1632) достичь полного господства Швеции в Балтийском море и создание сильного военно-морского флота, как показал опыт предидущих войн, создавали угрозу полностью пресечь русскую балтийскую торговлю.

На основе оценки обстановки в 1630 году Царь Дмитрий Михайлович принял окончательное решение о создании военного флота, способного в военное время защитить свои морские коммуникации и пресечь коммуникации неприятеля, оказать содействие войскам, действующим на приморских направлениях, а для этого главное – завоевать господство в Балтийском море. Кроме того, для обороны устья реки Северная Двина, города и порта Архангельск, а также для усиления в случае необходимости Балтийского флота, предусматривалось создать Беломорскую флотилию.

При этом благодаря экономическому подъему русское государство имело все необходимое для строительства флота: финансы для найма специалистов и финансирования; материалы для строительства верфей и кораблей; предприятия для производства корабельных пушек, снатей и инвентаря.

Первый генерал-адмирал, создатель Русского Флота

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть III. Основы Русского Флота

Петр I Дмитриевич (1600-1653)
Наследник Царевич (1613)
Государь Царь и Великий князь Всея Руси (1637)

Выдающийся вклад в создание русского регулярного внес Царевич (с 1613 года), а в последствии Царь Петр I Дмитриевич (1600-1653).

Благодаря требовательности своих родителей Царевич Петр Дмитриевич был достаточно образованным человеком. С 1613 года с княжичем Петром, провозглашенным наследником Царевичем, усиленно занимались самые образованные люди в русском государстве, до тех пор, пока в 1615 году в чине поручика Государева полка он не присоединился к своему отцу в его военных походах).

После окончания русско-шведской (1610-1617) и русско-польской (1609-1618) войн по велению отца царя Дмитрия Михайловича Царевич Петр (под именем князя Стародубского) с сотней наиболее образованных юных представителей дворянства оправился для обучения в Европу.

В ходе переговоров царя Дмитрия Михайловича с посольством от штатгальтера Нидерландов принца Морица Оранского, графа Нассауского, в 1620 году было достигнуто соглашение, в соответствии с которым русские дворяне должны были пройти обучение в Голландской военной академии, прослушать университетский курс, а кроме того изучить как организовано в Голландии оружейное, мушкетное, пушечное, корабельное, монетное и горное дело.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть III. Основы Русского Флота

Голландия XVII века

В Голландии Царевич Петр Дмитриевич лично встретился с принцем Морицем Оранским, а также с будущим штатгальтером Голландии, Зеландии, Утрехта, Гельдерна и Оверэйссела принцем Фредериком Генрихом Оранским.

Петр Стародубский не проявил склонностей к философии, юриспрунденции или латыни (и другим иностранным языкам, хотя мог сносно изъясняться на голландском, немецком и английском), но показал глубокие познания и обладал практическим опытом в стратегии, тактике, фортификации.

В 1623 году по приглашению английского короля Якова I (1566-1625), Царевич Петр Дмитриевич посетил Англию. Во время визита у Царевича Петра установились дружеские отношения с наследником короля Якова I, принцем Уэльским и графом Честерским Карлом Стюартом (1600-1649), которому 27 марта 1625 года было суждено стать королем Англии, Шотландии и Ирландии Карлом I. Это знакомство впоследствии сыграет знаменательную роль в истории двух государств и судьбе обоих монархов.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть III. Основы Русского Флота

Вестминстерский мост в Лондоне, XVIII век

В Лондоне, Портсмуте, Вулидже Царевич Петр осматривал арсеналы, доки, мастерские, музеи, часто ездил на военные корабли английского флота, детально рассматривал их устройство. Раза два Пётр был на заседании парламента. Царь посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор, Лондонское королевское общество, Оксфордский университет. Во время визита к английскому королю Пётр оставил совершенно без внимания прекрасную картинную галерею Кенсингтонского дворца. Сначала в Лондоне, а потом, главным образом, в Дептфорде, на королевской верфи, он пополнил своё кораблестроительное образование.

Познание корабельной науки на верфях Голландии, а затем на верфях Англии позволило Петру лично проектировать многие корабли и положительно сказалось на строительстве русского флота.

После возвращения в Россию в 1624 году Царевич Петр Дмитриевич активно приступает к участию в начинаниях своего отца, царя Дмитрия Михайловича, в первую очередь в строении Русского Войска, а затем и Русского Флота. Так, под его неустанным взором в 1627 году построена Архангельская верфь, а строящиеся на ней суда спроектированы так, чтоб по первому повелению с установкой на них морских орудий, превратиться в боевые корабли.

7 (17) января 1630 года (в День Собора честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) повелением Государя Царевич Петр Дмитриевич назначается Главным адмиральцем Русского Царства (первым Генерал-адмиралом Русского Флота).

Для управления плаваниями и боевыми действиями, набором строевых чинов (из иностранцев и русских подданных), рядовых морских служителей (матросов, солдат, канониров и других) в экипажи, а также строительством, вооружением, снабжением флота учрежден Адмиралтейский приказ, подчиненный Главному адмиральцу. Ему же была подчинена Морская Стража Русского Царства, созданная царским указом от 6 (16) декабря 1620 года и включавшая к 1630 году Беломорский (Архангельск) и Каспийский (Астрахань) отряды кораблей.

Под руководством Царевича Петра Дмитриевича была разработана первая в русской истории Кораблестроительная программа, которая предусматривала в 1635-1645 годах строительство для Балтийского флота 8 больших (линейных кораблей 2-го ранга), 8 средних (линейных кораблей 2-го ранга и 3-го ранга), 16 малых кораблей (фрегатов) и 80 галер. По примеру английского короля Карла I Царевич Петр в 1635 году устанавливает систему рангов и строгие правила строительства кораблей.

Для правильной организации снабжения корабельной снастью предусмотрено строить серии кораблей по единому проекту, представленному на чертеже и модели в масштабе один к двум. Для реализации данной программы запланировано возведение на восточном побережье Ладожского озера новых верфей, а для базирования флота – строительство крепости и города-порта в устье Невы, основанный в 1630 году и получивший в последствии название – Город Святого Петра (Санкт-Петербург).

В соответствии с царским указом 1630 года на пополнение флота поступали охочие люди , а также призываемые к исполнению воинской повинности ( даточные люди ) в местностях, назначенных для комплектования флота (те из сих лиц, которые не будут приняты во флот, обращаются на службу в войско), а также из призываемых к исполнению воинской повинности во всех местностях русского государства, в том числе: плававшие матросами на мореходных или каботажных судах не менее одной навигации, непосредственно предшествовавшей набору; корабельные плотники и конопатчики, если в участках, предназначенных для комплектования флота, число их окажется недостаточным, и моряки по призванию, то есть заявившие желание служить во флоте, с ограничением, однако, приема их на эту службу числом, ежегодно определяемым Адмиралтейским приказом .

Расписание предназначаемых для комплектования флота местностей, население которых по роду занятий наиболее способно к морской службе, составлялось по взаимному соглашению приказов: Адмиралтейского, Разрядного, Стрелецкого и Иноземного . Расписание это, по утверждении оного Государем, объявлялось во всеобщее сведение.

Адмиралтейский приказ

Адмиралтейский приказ – государственное учреждение русского государства в XVII веке, центральный орган военного флотского управления, ведал плаваниями и боевыми действиями, набором строевых чинов (из иностранцев и русских подданных), рядовых морских служителей (матросов, солдат, канониров и других) в экипажи, а также строительством, вооружением, снабжением флота.

В документах и историографии сохранились и другие названия: Военно-морской приказ, Воинский морской приказ, Приказ военного флота, Приказ воинского морского флота, Приказ воинских морских и адмиралтейских дел.

Указом Его Царского Величества, от 17 декабря 1630 года на основе Стола морской воинской службы Разрядного приказа в Москве учрежден Адмиралтейский приказ, голове которого, стольнику Татищеву Дмитрию Ивановичу, как главному распорядителю по постройке флота России, было дано звание Первого адмиральца[1]. Помощником к нему в чине Второго адмиральца назначен стольник Иван Андреевич Окунев, получивший опыт руководства постройкой судов на Нижегородской верфи в 1625-1628 годах,
а дъяком – Петр Степанов, бывший ранее подьячим мытной избы и отвечавшим за обеспечение постройки судов в Нижнем Новгороде. Адмиралтейский приказ подчинялся Главному адмиральцу (Генерал-адмиралу), Царевичу Петру Дмитриевичу.

В 1632 году Адмиралтейский приказ переведен в только что основанный Город Святого Петра, ставший главным городом русских моряков. В веденье приказа переходят учрежденные в том же году Морское артиллерийское и Морское инженерное училища, в томже году преобразованная из Навигатской школы Морская академия.

Приказ совместно с Архангельским адмиралтейством осуществлял общее наблюдение за дальнейшей постройкой купеческих судов торгового флота России. Приказ также руководил кораблестроительными верфями на реке Сясь, в Лодейном Поле и Новой Ладоге, Олонецкой верфью и на реке Нева. За период с 1631 года по 1635 год общая сумма расходов Адмиралтейского приказа на строительство, вооружение, оснащение, снабжение и обучение составила 2 023 224 рубля.

Город Святого Петра – главная база Русского Флота

29 июня (9 июля) 1630 года в День святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла для защиты устья Невы от нападения с моря на Заячьем острове основана Петропавловская крепость.

Огнём орудий крепость должна была перекрывать фарватеры двух крупнейших рукавов дельты реки: Невы и Большой Невки. Современная крепость строилась в соответствии с последними достижениями фортификации по совместному плану Царевича Петра Дмитриевича и голландского инженера Реденбурга и включала 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк (первоначально деревоземляные). Кроме того, по периметру Васильевского острова оборудован насыпной вал, на котором установлена артиллерия. На левом берегу Невы построен еще один форт, послуживший впоследствии основой для создания Главного адмиралтейства.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть III. Основы Русского Флота

Петропавловская крепость в XIX веке (план)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть III. Основы Русского Флота

Иван Константинович Айвазовский. Петропавловская крепость в XVIII веке

Петропавловская крепость в совокупности с этми фортификационными сооружениями представляли собой систему укреплений города-порта, первой главной базы Балтийского флота, который был назван Царевичем Петром Город Святого Петра или Свято-Петроград. Сам Царевич называл город на голландский манер Sankt Pieter Burch.[2]

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть III. Основы Русского Флота

В первые десять лет существования главной частью города был Городской остров, где находились здание Адмиралтейского приказа, Морской академии, Морского артиллерийского и Морского инженерного училищ, Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы и воинские части.

Стрелка Васильевского острова в XVIII веке

Примечания:

Отслужив положенный срок в действующем флоте, корабли переводились в первый резерв, в составе которого линейные корабли и броненосные крейсера состояли еще десять лет, а корабли других классов — до утраты боеспособности. Они должны были быть готовы выйти в море в течение 48 часов. При этом их материальная часть должна была находиться в полной исправности.

Личный состав на кораблях первого резерва предполагалось иметь не менее двух третей от положенного комплекта нижних чинов и не меньше половины младших механиков, врачей, командира, старшего офицера и старшего механика. В случае мобилизации численность экипажа должна была составить сто процентов.

Во второй резерв переводились корабли, не удовлетворявшие требованиям первых двух категорий. Они комплектовались личным составом на одну треть.

Классификация кораблей также периодически претерпевала изменения, связанные с развитием техники и реализацией новых кораблестроительных программ. Последний раз в Российской империи она была утверждена в июне 1915 г. и предусматривала следующие классы кораблей:

1) линейные корабли,

4) эскадренные миноносцы,

6) подводные лодки,

10) речные канонерские лодки,

11) учебные суда,

13) посыльные суда,

15) гидрографические суда,

16) портовые и крепостные суда,

Организационная структура флота состояла следующая. Силы флота на морском театре военных действий возглавлял командующий морскими силами (положение о введении этой должности было высочайше утверждено 9 мая 1911 г.), являвшийся одновременно командующим эскадрой моря. Ему подчинялись действующий флот и резервы 1-й и 2-й очереди. Он отвечал за боевую подготовку и отработку планов ведения боевых операций. Командиры бригад и дивизионов несли ответственность за боевую подготовку своих соединений и обеспечение их всеми видами довольствия. Непосредственно командующему эскадрой подчинялись бригада подводных лодок и дивизия (партия) траления. Бригады линейных кораблей и крейсеров состояли из четырех кораблей, сведенных в два дивизиона двухкорабельного состава.

В первые бригады, как правило, включали наиболее современные и боеспособные корабли. Минная дивизия состояла из шести дивизионов четырехкорабельного состава Каждый из дивизионов делился на полудивизионы. При необходимости число кораблей в дивизионе могло быть увеличено. Кроме того, дивизионам зачастую придавались крейсера или более современные корабли в качестве лидеров.

Устаревшие торпедные корабли старались сохранять в одном соединении, но на практике это удавалось сделать крайне редко. Нумерация дивизионов в принципе соответствовала возрасту кораблей. Дивизионы, начиная с 7-го, использовались для вспомогательных целей (эскортной, дозорной и брандвахтенной службы, минных постановок) и не действовали совместно с эскадрой, хотя находились в распоряжении командующего. Дивизия подводных лодок также состояла из шести дивизионов, но их нумерация зависела от уровня боеготовности входивших в их состав кораблей. Численность лодок в одном дивизионе могла варьироваться от четырех до восьми единиц. Дивизия траления состояла из нескольких отрядов. Отряды (соединения кораблей меньшего, чем эскадра состава) могли находиться в распоряжении командующего эскадрой либо командиров специально созданных соединений. В 1916 г. эскадры были упразднены и создан институт командующих флотом, в ведении которых находилась вся военно-морская деятельность на том или ином ТВД. При этом побригадное и подивизионное деление боевых кораблей продолжало сохраняться.

На Черном море действующий флот составляли: бригада линейных кораблей, минная дивизия эскадренных миноносцев, дивизион подводных лодок и дивизион заградителей.

Сибирская флотилия включала в свой состав два крейсера, минную бригаду эскадренных миноносцев, дивизион подводных лодок и отряд заградителей.

Каспийская флотилия состояла из отдельных кораблей — канонерских лодок.

В состав Амурской флотилии входил отряд бронированных канонерских лодок и отряд канонерских лодок.

Помимо судовых команд в составе Морского ведомства существовали береговые команды. Они занимались обслуживанием военных портов и портовых плавучих средств. В состав береговых команд входили: 1-й и 2-й Балтийские, Черноморский и Сибирский флотские экипажи; Кронштадтский, Либавский, Севастопольский и Николаевский флотские полуэкипажи; Ревельская, Свеаборгская и Каспийская отдельные флотские роты.

Экипажи занимались приемом и обучением новобранцев для всех морских команд, формированием команд на строящиеся корабли и пополнением убыли в командах кораблей, уже находящихся в строю, в случае мобилизации на них ложились обязанности приема, обеспечения обмундированием и снабжением, а также распределение нижних чинов, призванных из запаса. Полуэкипажи и отдельные роты несли караульную службу в портах, из числа их чинов набирались команды портовых плавучих средств, обслуживаемых военными командами, в составе полуэкипажей числились все команды, предназначенные для обслуживания портов. Петербургский порт обслуживал 2-й Балтийский флотский экипаж, а Владивостокский — Сибирский флотский экипаж. Николаевский полуэкипаж и Каспийская отдельная рота во время мобилизации исполняли те же обязанности, что и флотские экипажи.

В 1917 г. в составе Российского Императорского флота числился 561 боевой корабль и 549 вспомогательных судов. В составе Балтийского флота было 302 боевых корабля и 270 вспомогательных судов, Черноморского флота — 150 боевых кораблей и 203 вспомогательных судна. Флотилия Северного Ледовитого океана насчитывала 54 боевых корабля и 34 вспомогательных судна; Сибирская и Амурская флотилии состояли, соответственно, из 34 и 19 боевых кораблей (в Амурской флотилии — речных канонерских лодок) и 13 и 19 вспомогательных судов соответственно. В составе Каспийской флотилии имелись 2 канонерские лодки и 10 вспомогательных судов.

Читайте также: