Стадии производства в международном уголовном суде

Обновлено: 17.05.2024

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также, с 2010 г., за преступления агрессии. Учреждён на основе международного договора – Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 году. Действует с момента вступления Римского статута в силу, то есть с июля 2002 года.

Международный уголовный суд создан, чтобы помочь положить конец безнаказанности лиц, совершающих наиболее серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества.

Как явствует из самого названия, МУС является уголовным судом. Это означает, что его юрисдикция распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств в его компетенцию не входит. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов и трибуналов, МУС является постоянно действующим и неретроактивным судебным органомего личная и территориальная юрисдикция не связана с конкретным вооруженным конфликтом или каким-либо событием, и в его компетенцию входят только преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Главными юридическими документами, определяющими полномочия МУС и порядок его работы, являются: его Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент суда. Важное значение для деятельности суда имеют также Регламент Секретариата, Соглашение о привилегиях и иммунитетах, Финансовые правила и некоторые другие документы.

МУС состоит из Президиума, Судебного органа (включающего Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства), Канцелярии Прокурора и Секретариата.

Резиденция МУС расположена в Гааге (Нидерланды), однако по воле Суда его заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Учреждение Международного уголовного суда

После того как Комиссия сделала вывод о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект статута в 1951 году и пересмотренный проект статута в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии.

С того времени вопрос об учреждении международного уголовного суда периодически поднимался, однако в ситуации Холодной войны невозможно было добиться необходимого для разрешения этого вопроса уровня международной кооперации. Содержательное обсуждение проблемы стало возможным лишь в конце 1980-х гг.

Вскоре после этого Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом Статута Международного уголовного суда и в 1994 году представила проект Статута Генеральной Ассамблее. Для рассмотрения основных вопросов существа, вытекающих из этого проекта Статута, Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет по вопросу об учреждении международного уголовного суда, который собирался дважды в 1995 году. После того как Генеральная Ассамблея рассмотрела доклад Комитета, она создала Подготовительный комитет для международного уголовного суда для подготовки пользующегося широкой поддержкой сводного проекта текста для представления дипломатической конференции. Подготовительный комитет, который собирался в период с 1996 по 1998 года, провел свою заключительную сессию в марте и апреле 1998 года и завершил работу над составлением проекта текста.

На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, которая и состоялась в Риме15 июня — 17 июля 1998 года.

17 июля 1988 г. на Дипломатической конференции в Риме 120 государств — членов Организации Объединенных Наций заключили договор для учреждения впервые за всю историю постоянного Международного уголовного суда. Этот договор — Римский статут Международного уголовного суда вступил в силу 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Статута посредством ратификации или присоединения.

Государства-участники

К настоящему моменту участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 122 государства. Из них 34 — африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 — в Восточной Европе, 27 — в Латинской Америке, 25 — в Западной Европе и других регионах.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является.

Структура суда

Судебный орган

Судебный орган состоит из 18 Судей, работающих в составе трех отделений — Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства.

Судьи

В соответствии с Римским статутом, Суд обычно состоит из 18 Судей. В то же время Президиум, действуя от имени Суда, может представить Ассамблее государств-участников МУС предложение об увеличении числа Судей, предусмотренного в Статуте, указав причины, в силу которых это представляется надлежащим или необходимым.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Все Судьи избираются в качестве членов Суда, выполняющих свои функции на постоянной основе, и находятся в распоряжении Суда для выполнения своих функций на этой основе с начала срока их полномочий. Судьи независимы при выполнении своих функций. Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости. Судьи, от которых требуется выполнять свои функции на постоянной основе в месте пребывания Суда, не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать признанной компетентностью в области уголовного и процессуального права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства. Альтернативно, он должен обладать признанной компетентностью в таких областях, как международное гуманитарное право и право прав человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда. Кроме того, каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем.

Кандидатуры на избрание в состав Суда могут выдвигаться каждым государством – участником Римского статута. При проведении выборов каждое государство-участник может выдвинуть одного кандидата, который не обязательно должен быть гражданином этого государства-участника, но в любом случае должен быть гражданином какого-либо государства-участника.

Судьи избираются на заседании Ассамблеи государств-участников путем тайного голосования. Избранными в состав Суда являются 18 кандидатов, получивших наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств-участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании.

Государства-участники при отборе Судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда представительства основных правовых систем мира, справедливого географического представительства и справедливого представительства Судей женского и мужского пола. Государства-участники также принимают во внимание потребность в наличии Судей, обладающих опытом юридической деятельности по специальным вопросам, в том числе по вопросам, касающимся насилия в отношении женщин или детей.

Судьи занимают свою должность в течение девяти лет и не имеют права на переизбрание. При первых выборах одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение трех лет; одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение шести лет, а остальные Судьи остаются в должности в течение девяти лет. Судья, выбранный на трехлетний срок, имеет право быть переизбранным на полный срок.

Несмотря на вышеизложенные положения, Судья, назначенный в Судебную или Апелляционную палату, остается в должности до завершения любого судебного или апелляционного разбирательства, слушания по которому уже были начаты в данной Палате. Этим обеспечивается соблюдение принципа несменяемости состава Суда по делу.

Отделения и палаты

Судебный орган имеет трехступенчатую структуру и состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. Каждое из отделений включает Палаты (Камеры). Постановления и решения Судебных палат и Палат предварительного производства может быть обжаловано Сторонами процесса в Апелляционной палате.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и еще четырех Судей, Судебное отделение – не менее чем из шести Судей и Отделение предварительного производства – не менее чем из шести Судей. Назначение Судей в состав отделений осуществляется с учетом характера функций, которые возлагаются на каждое отделение, квалификации и опыта избранных Судей, с тем чтобы в каждом отделении существовало подходящее сочетание Судей, являющихся специалистами в области уголовного права и процесса и в области международного права. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят преимущественно из Судей, обладающих опытом ведения судебного разбирательства по уголовным делам.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении Палатами.

Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя Судьями Отделения предварительного производства, либо одним Судьей этого Отделения в соответствии с Римским статутом и Правилами процедуры и доказывания МУС.

Судьи, назначенные в Судебное отделение и Отделение предварительного производства, выполняют свои функции в этих отделениях в течение трех лет и по истечении данного срока – до завершения рассмотрения любого дела, слушания по которому уже были начаты в соответствующем отделении; Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции в этом Отделении в течение всего срока своих полномочий. Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции только в этом Отделении. Однако не исключается временное назначение Судей Судебного отделения в Отделение предварительного производства либо наоборот, если Президиум считает, что этого требуют интересы эффективного регулирования объема работы Суда, при условии, что ни при каких обстоятельствах Судья, участвовавший в предварительном производстве по делу, не будет иметь права заседать на слушаниях по этому же делу в Судебной палате.

Президиум

Хотя, в соответствии с Римским статутом, Президиум МУС является самостоятельным подразделением в структуре Суда, его формирование и функционирование непосредственно связаны с судебным органом.

Президиум несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, за исключением Канцелярии Прокурора, и выполняет другие функции, возлагаемые на него в соответствии с Римским статутом. При выполнении своих обязанностей Президиум координирует деятельность с Прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Президиум состоит из трех судей: Председателя (Президента), Первого вице-председателя (вице-президента) и Второго вице-председателя (вице-президента).

Председатель и Первый и Второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов Судей МУС из их числа. Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве Судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

Первый вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель отсутствует или отведен. Второй вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель и Первый вице-председатель отсутствуют или отведены.

Персональный состав Президиума и Судебного органа

В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на три, шесть и девять лет Ассамблеей государств-участников. Срок полномочий каждого члена истекает в тот год, который указан рядом с названием страны.

Читайте также: