Какие суда используют пираты

Обновлено: 18.05.2024

Как мы уже говорили, большинство пиратов начинало свою карьеру с небольших кораблей. Самыми маленькими судами в водах Нового Света в тот период были пинасы, баркасы, плоскодонные суда. Многие из них были известны в акватории Карибского моря с XVI в. Термин пинас имеет два разных значения. Во-первых, под пинасом обычно понимают полубаркас – открытое одномачтовое судно водоизмещением не более 60 т. Во-вторых, пинасами также называли более крупные палубные суда водоизмещением 40-80 т. Позднее пинасы достигли водоизмещения 200 т, превратившись в трехмачтовые суда, способные нести артиллерию. В разных странах один и тот же термин мог иметь разные значения, кроме того, значения терминов менялись со временем.


Корабли, плавившие в Карибском море в конце XVI в. Слева направо: флюйш, пинас и барка, шлюп, пинг, длинная барка, периаг, каноэ, ялик.

грот-мачте. Кроме того, бригантина несла кливера на бушприте. Бриг представлял собой вариант бригантины с прямыми парусами на обеих мачтах. Бригантина с косыми парусами называлась шнява.

Анализ пиратских нападений в период между 1710 и 1730 г. в водах Нового Света показал, что в половине случаев пираты действовали на шлюпах. Большинство остальных пиратских кораблей несли прямые паруса. Реже всего встречались бригантины, бриги и шнявы, а в отдельных случаях пираты действовали на отрытых лодках и баркасах. Но следует иметь в виду, что данную статистику можно оспорить. Во- первых, такие пираты, как Бартоломью Робертс, захвативший более 200 кораблей, путают статистику. Во-вторых, Тич и Робертс применяли сразу флотилии кораблей, в которых легкие корабли действовали под прикрытием большого флагмана.


Шлюп Flying Dragon Эдмунда Кондента, 1719 г.

Когда в 1718 г. па Багамских островах была основана английская колония, пират Эдмунд Кондент бежал из Нью-Провиденса на небольшом шлюпе вместе с несколькими пиратами, не согласными принять амнистию. После первой неудачи пираты захватили первую добычу в районе островов Зеленого Мыса. После этого экипаж сместил старого капитана, освободившуюся должность занял Кондент. Вскоре пираты захватили несколько судов, в том числе хорошо вооруженный шлюп португальского военного флота. Кондент решил сохранишь шлюп, присвоив ему имя Flying Dragon. Шлюп пересек Атлантику и достиг Бразильского побережья, а затем двинулся на юго-восток к мысу Доброй Надежды, откуда вышел в Индийский океан. Кондент достиг Мадагаскара летом 1719 г. В течение ближайшего года он плавал по Индийскому океану, грабя встреченные суда. В ходе нападений Кондент показал себя опытным капитаном. На французском острове Реюньон он вел переговоры с местным губернатором, пытаясь получить у него амнистию. Подробностей мы не знаем, но вскоре Кондента сместили, а на его место выбрали Однорукого Билли. В 1721 г. шлюп Fiery Dragon сгорел из-за случайного пожара. когда стоял на якоре в Мартинике. Недавно археологам удалось обнаружить остатки корпуса корабля.

До наших дней сохранились чертежи шлюпа HMS Ferret, построенного в 1711 г. Эго крупный шлюп, длина киля 15 м, длина по палубе 19 м, ширина в миделе 6,3 м, осадка 2,7 м. При водоизмещении 115 т. шлюп нес 10-12 пушек. Кроме пушечных портов в каждом борту имелось по восемь гребных портов, что позволяло шлюпу двигаться на веслах при штиле. Не ясно, сколько мачт было у корабля – одна или две. Скорее всего, мачт было две, так как известно, что пять лег спустя военные шлюпы строились с двумя мачтами. Но если мы в обшем представляем, как выглядел военный шлюп, с видом пиратского шлюпа неясностей гораздо больше. Хотя не сохранилось ни одного чертежа торгового шлюпа, мы можем реконструировать внешний вид этих судов по рисункам того времени и чертежу, относящемуся к середине XVIII в. из Architecture Navalis Mercatoria Фредерика Генри Чепмена. Мы знаем, что шлюпы, строившиеся на Ямайке и Бермудах особо ценились за свои скоростные качества. Шлюпы с Ямайки представляли собой развитие пинасов, строились из виргинского можжевельника. Их можно было легко узнать по низкому надводному борту и опрокинутым назад мачтам. Аналогичные шлюпы строились на Бермудах, Чапмен представляет чертежи именно такого шлюпа.

Шлюп Чапмена имеет в длину 18 м (длина киля 13,5 м) и ширину в миделе 5 м. Единственная мачта шлюпа завалена назад под углом 12 град. Длинный бушприт установлен под углом 20 градусов к горизонту, парусное вооружение шлюпа состояло из косой бизани, прямого марселя и одного-двух кливеров. Верхняя и нижняя реи косой бизани но длине лишь немного уступали длине корпуса. Поэтому шлюп нес огромное для своего водоизмещения парусное вооружение. Водоизмещение оценивается в 95-100 т. Вооружение состояло из 12 пушек. Верхняя палуба шлюпа непрерывно шла от носа до кормы, не прерываясь квартердеком.


Charles Galley – систершип Adventure Galley, каперского корабля, построенного для Уильяма Кидда в 1696 г. Оба корабля могли идти на веслах, для которых имелись порты в нижней части борта.


Голландская гравюра тропического порта, около 1700 г. На переднем плане пираты. Подобного рода бухты в Вест-Индии и на северо-востоке Мадагаскара использовались пиратами для килевания своих кораблей и пополнения запасов провизии. На переднем плане небольшой пинас.


Роспись по фаянсу, конец XVII в. Голландское китобойное судно. Бартоломью Робертс разорил китобойный и рыболовецкий промысел Новой Англии в ходе своего рейда летом 1720 г. Китобой, способный нести 16 пушек, походил на судно, захваченное Робертсом в августе того года.

Чертеж прекрасно согласуется с тремя изображениями колониальных американских шлюпов, сделанных в начале XVIII в. На гравюре работы Уильяма Берджиса (1717 г.), изображающей гавань Нью-Йорка, показан шлюп Fancy, который использовался в роли частной яхты. Как многие другие шлюпы, Fancy имел одну мачту и парусное вооружение, описанное Чапменом. Обращает на себя внимание и округлая кормовая рубка, закрывающая заднюю часть квартердека. На другой гравюре Уильяма Берджиса, также датированной 1717 г., изображен шлюп, стоящий на якоре у Бостонского маяка. Хотя шлюп несет семь пушек на каждый борт, это торговое судно, а не боевой корабль. В начале XVIII века угроза пиратов возросла настолько, что купцы начали ставить на свои корабли дополнительную артиллерию, сохранились даже свидетельства того времени, о повышенном спросе на мелкокалиберную корабельную артиллерию. На третьей гравюре изображен порт Чарлстон, Южная Каролина. На переднем плане показаны различные корабли, в том числе несколько шлюпов. Все они одномачтовые, только у одного из них прямой марсель. Хотя мы не знаем в точности, как выглядели пиратские шлюпы, схожесть всех трех гравюр с чертежами Чапмена позволяет нам достаточно хорошо реконструировать вид шлюпов.

нительной вертикальной мачтой, установленной сразу за грот-мачтой. Пираты применяли все эти типы кораблей больше по необходимости, нежели по собственной воле. Бригантины и ее модификации не имели столь мощного парусного вооружения, какое нес шлюп. Наиболее быстрые корабли с прямым парусным вооружением использовались для перевозки рабов в Новый Свет.

В начале XVIII в. на Атлантике появился новый тип корабля – шхуна. Шхуна представляла собой двухмачтовое судно с косыми парусами и иногда дополнительным прямым марселем на фок-мачте. Первое упоминание о шхунах содержится в Boston Newsletter (1717). Спустя шесть лет в другой бостонской газете сообщалось о пиратской шхуне под командованием Джона Филлипса, действовавшей в районе Ньюфаундленда. В действительности шхуна была судном из Новой Англии, захваченным Филлипсом в районе Большой Ньюфаундлендской банки. Шхуны могли плавать в американских водах и до 1717 г., хотя популярностью они не пользовались. На период с 1710 по 1730 г. только 5% пиратских нападений происходило с применением шхун. В позднейшее время писатели-беллетристы стали часто помещать героев своих пиратских романов на борт шхун, поскольку в позднейшее время шхуны получили большое распространение.



Хорошо вооруженный флюйт, конец XVII в. 18 пушек, стоящих на борту судна, должны были помочь в случае нападения пиратов. Мелкая осадка флюйта позволяла ему заходить в небольшие порты Карибского моря. Судно могло также брать на борт до полутора сотен солдат, полному флюйты часто использовались в роли войсковых транспортов.

Малые танки и танкетки

Малые танки и танкетки В Советском Союзе, как и в других странах, накануне Второй мировой войны основу танкового парка вооруженных сил составляли легкие танки. Назначение их в тот период было весьма разнообразным — разведка, непосредственная поддержка пехоты и ведение

Малые флоты

Малые гребные корабли

Малые гребные корабли Боевые галеры обычно держали в резерве для участия в генеральных сражениях. Постоянные боевые действия велись с помощью малых гребных кораблей (galiots, fustas и bergantines). Их использовали для совершения набегов, разведки, доставки депеш, быстрой переброски

Большие и малые хлопоты разведки

Корабли

Корабли Примечания: ДМП — длина между перпендикулярами — расстояние между форштевнем и ахтерштевнем. Эта длина ближе всего соответствует длине ватерлинии. Под шириной понимается максимальная ширина. Глубина трюма определяется как высота между днищем корабля и уровнем

Японские пиратские корабли

Японские пиратские корабли Пиратские корабли XIV века обладали достаточной мореходностью. Часто их переделывали из торговых джонок, хотя на китайских рисунках, изображающих набеги вако, пираты показаны действующими на маленьких лодках. Лодки использовались для

Средние и малые боевые корабли: секи-буне и кобая

Средние и малые боевые корабли: секи-буне и кобая Средние боевые корабли или секи- буне выглядели как уменьшенные атака-буне, но имели остроконечный нос. Кроме того, на средних кораблях почти не встречалась надстройка. Рулевой управлял кораблем, стоя на открытой палубе.

Первые малые подводные лодки Советского ВМФ

Первые малые подводные лодки Советского ВМФ 22 февраля 1932 г. Совет Труда и Обороны (СТО) СССР издал постановление о строительстве 30 малых подводных лодок, со сроком сдачи первых шести к 1 июля, а остальных - к 1 декабря 1932 г. Лодки предназначались для спешно формируемых

Уборки большие и малые

Уборки большие и малые Уборки на кораблях — святое дело. Когда человек впервые попадает на корабль и видит идеально убранные палубы, отливающие золотом медяшки, чистые белые чехлы на оружии и шлюпках, он не думает о том, чем это достигается. А достигается это бесконечными

Малые танки

ГЛАВА 2. Малые победы

ГЛАВА 2. Малые победы В начале Отечественной войны, во время отступления наших армий от границы, атаман донских казаков генерал от кавалерии Платов прикрывал своими казаками 2-ю армию (Багратиона). К 19 июня 1-я армия М.Б. Барклая де Толли сосредоточилась в Свенцянах, П.И.

Эти люди хорошо управлялись с пушками и снастями, но плохо ориентировались в пространстве. Захватить корабль они могли, а вот управлять им — нет.

Знатоки навигации среди пиратов были очень редки. Большинству морских разбойников приходилось постигать эту науку на практике.

Карта Карибского моря.jpg

Широта

Чтобы ориентироваться в пространстве, необходимо знать систему координат. Но пираты никогда себя этим не утруждали. Слова широта и долгота были им неизвестны. Так Джек Рэкхем, знаменитый тем, что в его команде одновременно находились сразу две женщины, в буквальном смысле ходил по морю куда глаза глядят. Он был захвачен в плен, когда встал лагерем на Ямайке буквально в нескольких метрах от британского форта. Сам Рэкхем был уверен, что находится на одном из Каймановых островов. С определением своего места в пространстве испытывал сложности и знаменитый Эдвард Тич, Черная Борода. Он, правда, поступал разумно и не уходил далеко в открытое море, всегда придерживаясь береговой линии.

Не для кого не секрет, что широту объекта проще всего определить по полярной звезде. Угловая высота полюса мира над горизонтом всегда равна широте точке наблюдения. Знающему, этот нехитрый закон достаточно найти на небе Полярную звезду (ближайшая к горизонту) и при помощи секстанта высчитать угол.

Секстант.jpg

Но вот все тот же Джек Рэкхем, обнаружив секстант на одном из захваченных кораблей, выбросил его в море, как предмет не нужный и бесполезный. Не говоря уже о том, что звезды для пиратов были, в основном, объектом наблюдения на небе. Мало кто из них мог найти на небе Малую Медведицу, а в ней, полярную звезду.

Долгота

Как известно, с определением долготы человечество долго испытывало проблемы. Проблему, в конце концов, решил знаменитый хронометр плотника Джона Харрисона. Но он был создан только в 1749-м году. Сам метод был придуман еще в XVI-м веке голландским математиком Фризиусом Геммой.

Фризиус Гемма.jpg

Именно он предложил определять долготу объекта по разнице во времени между точкой нахождения и портом отправления.

На протяжении двухсот лет этот метод почти не применялся, потому что не существовало часов, при помощи которых можно было бы определить эту разницу. До появления хронометра Харрисона долготу определяли путем крайне сложных вычислений — по положению спутников Юпитера. Здесь требовался не только набор астрономических инструментов, но еще и хорошая математическая школа. Будущие штурманы и капитаны английского, французского и голландского флотов получали эти знания в морских училищах. Пираты нужной школы не имели. Наивно было бы надеяться, что кто-то из них сможет вычислить долготу. Эдвард Лоу — безумный пират, вершивший в Карибском море немыслимые зверства — не умел пользоваться картами. Эдвард Инглэнд испытывал затруднения при работе с компасом. Корсар XVII-го века Рок Бразилец не знал точно, где находится юг, а где север. У Рока, правда, был каперский патент, а на корабле у него служили достаточно опытные в вопросах навигации офицеры.

Прочие премудрости

К началу XVIII-го века человечество накопило достаточно много полезной информации о Новом Свете. Существовало несколько десятков книг, которые достаточно подробно описывали не только географию Америки, но и климатические условия. Эти знания зачастую спасали морякам жизнь. Например, европейцы довольно быстро познакомились с разрушительными ураганами, бушевавшими в Карибском море. Также не составило труда определить, что большинство их них образуются в период с августа по ноябрь. Потеряв некоторое количество торговых флотов, европейцы стали осторожнее. При встрече со штормом лучше вернуться в порт. Пираты пренебрегали этими знаниями. Знаменитый и грозный капитан Сэмюэль Беллами в 1717-м году налетел на шторм в районе Флоридского пролива. У Беллами был шанс избежать встречи со стихией и переждать, но капитан решил, что проскочит. В итоге, корабль швырнуло на рифы. Из 146 человек выжили только двое.

Карта с местом крушения корабля Беллами.jpg

Голландские лоции, XVI-го и XVII-го веко подробнейшим образом описывали морские течения Атлантики и Карибского моря. Их особенности были очень хорошо изучены. Существовало немало карт, на которые они были нанесены. Чарльза Вейна, о котором не раз рассказывалось в предыдущих текстах, погубило именно незнание этих довольно простых вещей. Его корабль прочно сел на мель именно после того, как попал в одно из таких течений. Пока Вейн и команда пытались решить проблему, налетел шторм. Капитану и его людям удалось спастись, но корабль был потерян навсегда. А ведь морские течение у берегов Ямайки были изучены еще в начале XVII-го века.

Пиратов зачастую губило элементарное невежество. Что любопытно, получить многие из описанных выше знаний можно было и без чтения книг. В конце концов, все они — результат опыта. Но пираты зачастую не учились не только на чужих, но даже и на собственных ошибках.

Читайте также: