Какие новые суды появились в системе общей юрисдикции в июле 2018 года

Обновлено: 05.05.2024

С октября 2019 года в России заработают 16 новых судов общей юрисдикции. Это будут апелляционные и кассационные инстанции, которые объединят в себе новые судебные округи, сформированные по экстерриториальному принципу. Хотя власти преследовали целью повысить независимость и качество правосудия, нововведение сделает обжалование решений судов первой инстанции очень дорогим для граждан. Ведь им и их представителям придется ездить за правосудием не просто в другие города, но в другие регионы РФ.

Что случилось?

Новые судебные округа

Новые СОЮ будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. При этом кассационные и апелляционные судебные округи будут включать в себя разные регионы РФ. В частности, Первый апелляционный округ, к которому соответственно будет относится Первый апелляционный суд, расположенный в Москве, будет включать в себя:

  • Белгородский,
  • Брянский,
  • Владимирский,
  • Воронежский,
  • Ивановский,
  • Калининградский,
  • Калужский,
  • Костромской,
  • Курский,
  • Липецкий,
  • Новгородский,
  • Орловский,
  • Псковский,
  • Рязанский,
  • Смоленский,
  • Тамбовский,
  • Тверской,
  • Тульский,
  • Ярославский,
  • Московский областной;
  • Московский городской суды.

Очевидно, что география достаточно обширна. И жителям Калининграда и области придется ездить на апелляцию в Москву, что существенно увеличит их судебные издержки. Как, впрочем, и жителей других областей. Повезет только москвичам. Вторая инстанция расположена у них возле дома.

Кстати, суды общей юрисдикции рассматривают абсолютно все споры с участием граждан, кроме дел о банкротстве. Это все гражданские и административные иски. Например, о разделе имущества супругов. Поэтому аудитория СОЮ самая иширокая. Также в юрисдикции этих судов находится рассмотрение уголовных дел.

Новые СОЮ

Всего будет создано 5 апелляционных судов общей юрисдикции и 1 военный суд:

  1. Первый апелляционный — в Москве;
  2. Второй апелляционный — в Санкт-Петербурге;
  3. Третий апелляционный — в Сочи;
  4. Четвертый апелляционный — в Нижнем Новгороде;
  5. Пятый апелляционный — в Новосибирске;
  6. Апелляционный военный суд — во Власихе Московской области.

10 новых кассационных судов будут расположены:

  • Первый кассационный — в Саратове;
  • Второй кассационный — в Москве;
  • Третий кассационный — в Санкт-Петербурге;
  • Четвертый кассационный — в Краснодаре;
  • Пятый кассационный — в Пятигорске Ставропольского края;
  • Шестой кассационный — в Самаре;
  • Седьмой кассационный — в Челябинске;
  • Восьмой кассационный — в Кемерово;
  • Девятый кассационный суд — во Владивостоке;
  • Кассационный военный суд — в Новосибирске.

Закон предусматривает, что новые апелляционные СОЮ будут рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты региональных судов, не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационные СОЮ должны рассматривать жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатели судов и судьи

Апелляционные и кассационные суды будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 50% от установленной численности судей. Решение о начале деятельности каждого из новых СОЮ будет принимать Пленум Верховного суда РФ. Все суды должны официально заработать не позднее 1 октября 2019 года. До того рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб будет проходить в прежнем порядке.

Председатели новых СОЮ должны быть назначены до 15 октября 2018 года. Для них установлена новая предельная возрастная планка в 76 лет. Аналогичное возрастное ограничение введено для зампредседателя Конституционного суда РФ, зампредседателя Верховного суда РФ, председателя арбитражного суда округа. Судьям, отказавшимся от перевода в другие суды, будут выплачены выходные пособия. Их размер и порядок выплаты будет предусмотрен проектом бюджета на следующий год.

Пленум Верховного суда (ВС) РФ 13 июля одобрил законопроект о создании в системе общей юрисдикции пяти отдельных апелляционных и девяти кассационных судов. Практику обжалования судебных решений в них планируется унифицировать с действующей системой арбитражных судов.

В последнее время актуальность судебной реформы стала обсуждаться с новой силой. Акцент на ее востребованности ставит как общественность и бизнес-сообщество, так и президент. Полтора месяца назад Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума уделил особое внимание совершенствованию судебной системы.

Практически все обсуждаемые на недавнем форуме стратегии социально-экономического развития страны неизменно включают в себя план судебной реформы и, в первую очередь, укрепление независимости судебной системы. В этом контексте, решение последнего пленума ВС может стать важнейшим событием лета государственной важности.

Спустя чуть более месяца после экономического форума пленум ВС принял предложенный председателем ВС РФ Вячеславом Лебедевым план реформ, который очевидным образом заточен под решение не только профильных задач, но и экономических проблем страны.

Намерение авторов изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" создать экстерриториальные инстанции соответствует давнему общественному запросу на разрыв возможных связей между судами и региональными властями. Такое решение позволит повысить независимость судебных решений, что, по мнению экспертов, должно благотворно отразится на инвестиционном климате.

Авторы законопроекта, в частности, предлагают исключить из компетенции президиумов судов субъектов полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам. Такая реорганизация призвана обеспечить баланс между независимостью судов и иерархичной структурированностью судебной системы.

Суды общей юрисдикции заимствуют успешный опыт реформы системы арбитражных судов,

Планируемые изменения

Идея унифицировать работу судов общей юрисдикции на основе системы арбитражных судов поднималась неоднократно на протяжении всех лет после объединения судов. Коммунисты даже вносили соответствующую поправку во время обсуждения проекта реформы в Думе, однако она была отклонена.

Соответственно, есть все основания считать, что приведение структуры судов общей юрисдикции к принципам системы арбитражных судов способно достаточно быстро поднять доверие общества к судебной системе как независимой ветви власти.

Другой проблемой является неравная система обжалования, действующая сейчас внутри судов общей юрисдикции. Для обжалования решений райсудов существует апелляционная (областные суды) и две кассационные инстанции (президиум областных судов и ВС). А для ряда категорий дел, которые рассматривают по первой инстанции суды субъектов РФ апелляционной инстанцией является коллегия ВС, а кассационные вообще не предусмотрены.

В принятом пленумом варианте конфигурация уравнивается. Кассационные суды получат право рассматривать жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые районными судами, жалобы на решения областных судов и на решения апелляционных судов. Таким образом, кассационные суды станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов и полностью заменят президиумы областных, районных и других судов. Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.

За президиумами же областных судов сохраняются полномочия по обобщению судебной практики, т.е. на информационно-разъяснительную работу. Однако, давать разъяснения, обязательные к исполнению другими судами, сможет только Верховный суд. Таким образом достигается единство судебной практики и реализуется принцип правовой определенности.

Областные суды, в целом, продолжат пересматривать дела в апелляционном порядке. Новые апелляционные суды получат только часть их полномочий: в частности, рассмотрение частных жалоб на определения судов субъектов и самого ВС. Это исключит ситуацию, при которой проверка судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции.

Оптимизация

Другой актуальной задачей проекта является оптимизация судебной нагрузки на судей: перераспределение полномочий внутри системы и сокращение загруженности самых востребованных судей. В частности, зампреды региональных судов лишатся полномочий по формированию составов для рассмотрения конкретных дел.

По предварительным оценкам, для обеспечения кадрами кассационных судов потребуется 723 судьи, для работы апелляционных судов – 181 судья. Обеспечивать их деятельность должны 2049 и 362 работника аппарата, а также 143 и 30 сотрудников охраны.

Как следует из финансово-экономического обоснования, реформа обойдется приблизительно в 4,4 млрд рублей. На создание кассационных судов потребуется 3,6 млрд рублей. Сумма не окончательная, предупреждают в Верховном суде: многое будет зависеть от параметров реформы, которые еще обсуждаются.

Сумма эта не настолько велика, как может показаться, если учесть, что в целом, цена накопившихся проблем судебной системы, по оценке гендиректора судебного департамента при ВС РФ Александра Гусева, сделанной в декабре 2016 года, составила не менее 50 млрд рублей.

Поэтому сейчас ВС выбирает города для создания новых судов, исходя из наличия зданий для их размещения. Кассационные суды ВС предлагает открыть в московском здании управления суддепартамента, в бывшем здании петербургского горсуда. В Калуге, Казани, Краснодаре, Перми, Кемерово новые суды предлагается разместить в здании арбитражных судов. А во Владивостоке – в здании Дальневосточного университета. Для размещения апелляционных судов предлагается Cанкт-Петербург, Воронеж или Иваново, Краснодар или Сочи, а также Нижний Новгород и Томск.

Предпосылки проекта

Но гораздо большее значение, как показывает мировой опыт, в этом вопросе имеет не количественные, а качественные изменения. К последним следует причислить долгожданное создание экстерриториальных инстанций. Необходимость внедрения их в систему общей юрисдикции активно обсуждается в профессиональном сообществе уже более десяти лет, являясь одной из наиболее чаемых идей судебной реформы.

Следующим шагом реформы они предлагали создание по экстерриториальному принципу самостоятельной административной юрисдикции, отделенной как от уровня местной власти, так и от органов власти субъектов РФ.

Так что организация по экстерриториальному принципу судебных территорий станет не только важным шагом в развитии судебной реформы, но и позволит создать историческую связь с наилучшими разработками именно отечественной судебной системы дореволюционной эпохи.

Перспективы проекта

Поправки в законы должны вступить в силу 1 июля 2018 года. Однако сроки могут отодвинуться, в случае изменения концепции, после того, как законопроект внесут в Госдуму осенью. Сейчас его направят на согласование в правительство и другие заинтересованные ведомства. Вряд ли следует ожидать каких-либо препятствий для принятия этой инициативы, которую одобрил Путин еще в прошлом году, но усовершенствования, судя по всему, планируются.

Уже обсуждается идея постепенного повышения госпошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб. Сейчас она фиксированная и составляет 150 рублей для физлиц и 3000 рублей для компаний. Ее можно привязать, например, к цене иска для состоятельных участников споров. Момотов предлагает предоставить суду возможность снизить пошлину исходя из обстоятельств, чтобы сумма оставалась подъемной для обычных граждан.

Также, в качестве обязательного следующего шага реформы, напрашивается плавный переход к профессиональному представлению интересов в апелляции и кассации.

Дальнейшая оптимизация судопроизводственной деятельности может быть продолжена, например, возвращением к вопросу о создании отдельных судебных учреждений административной юстиции с изъятием из подведомственности всевозможных органов исполнительной власти функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

1. Представительство в арбитражных судах

Принятый закон № 451-ФЗ вносит изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, а именно в ч. 3 ст. 59. Согласно новой редакции этой статьи представлять интересы стороны в арбитражном процессе смогут только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Также в новой редакции перечислены те, на кого требование о высшем юридическом образовании не распространяется. К ним относятся арбитражные управляющие, патентные поверенные, представители профсоюзов. Стоит отметить, что перечень не является закрытым. К законным представителям, например, к руководителю организации, требование о наличии юридического образования или ученой степени также предъявляться не будут.

2. Представительство в судах общей юрисдикции

Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России. Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.

Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции. Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.

3. Подведомственность = компетенция. Подсудность

дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.

дела о признании информационных материалов экстремистскими (п.п. 2.2, 2.3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Что касается подсудности, изменения более глобальные.

Во-первых, мировые суды теперь смогут рассматривать дела по имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей при цене иска до 100 000 рублей.

Во-вторых, наконец-то оптимально решен вопрос с неподсудными делами, по которым суд уже начал производство. Ранее лицо, обратившееся не в тот суд, было вынуждено заново подавать документы в надлежащий суд, теряя при этом время. Теперь при неверной подаче документов в суд, которому дело неподсудно, если суд уже начал производство, он самостоятельно может передать дело по подсудности в соответствующий суд. Такая норма будет закреплена в ст. 39 АПК РФ и в ст. 33 ГПК РФ.

В-третьих, суд общей юрисдикции может теперь уже будучи в процессе переходить из одной процедуры в другую, в случае если такой переход будет необходим. Например, если в ходе дела суд установит, что дело, рассматриваемое в порядке гражданского судопроизводства, должно быть рассмотрено в административном порядке, то суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. Сторонам никаких дополнительных действий предпринимать не придется. Такие изменения будут отражены в новых редакциях ст. 33.1 ГПК РФ и ст. 16.1 КАС РФ.

Что касается административного и гражданского судопроизводства, также необходимо отметить, что если в одном заявлении указаны требования, которые относятся к различным видам производства и разделить их не представляется возможным, то по общему правилу дело будет рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Если разделить требования возможно, то суд будет принимать решение по рассмотрению этих требований в рамках отдельных судопроизводств.

4. Упрощенное производство. Новые границы

Согласно действующей редакции ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела, если цена иска не превышает для юрлиц 500 000 руб., для ИП – 250 000 руб.

Принятый закон № 451-ФЗ устанавливает новые границы для рассмотрения дел в арбитражном процессе в порядке упрощенного производства. Суммы увеличены, теперь для юрлиц это 800 000 руб., а для ИП – 400 000 руб. Кстати, в процессе обсуждения законопроекта суммы хотели увеличить значительней, для гражданского процесса до 500 000 рублей, а для арбитражного – до 1 млн руб. Вместе с тем, для гражданских дел сумма упрощенного производства осталась прежней – 100 000 руб.

Помимо прочего, изменения ограничений по сумам затронули и приказное производство. Теперь и в гражданском процессе, и в арбитражном сумма приказного производства единая – в пределах 500 000 руб.

5. Новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции

По опыту системы арбитражных судов, суды общей юрисдикции постигла масштабная реформа, которая влечет за собой создание новых пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. При том, что новые суды разделены на судебные округа, которые не будут территориально совпадать с субъектами РФ. В структуру каждого нового суда будет входить президиум и три коллегии: по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам.

В настоящий момент в одном суде может совмещаться несколько инстанции, что снижает качество и независимость судопроизводства, по мнению законодателей. В виду этого система судов общей юрисдикции изменится, и по своей иерархии будет напоминать систему арбитражах судов.

То есть теперь, если дело начато в мировом суде, апелляция, как и ранее, будет проходить в районном, а вот кассация теперь будет не в президиуме областного суда, а в новом кассационном суде (например, для Ростовской области кассация будет располагаться в городе Краснодаре, четвертый кассационный суд общей юрисдикции). А если, например, дело начато по первой инстанции в областном суде, то апелляция будет не в судебной коллегии Верховного Суда, как ранее, а в новом апелляционном суде (так, для Ростовской области это третий апелляционный суд общей юрисдикции в городе Сочи).

Такое реформирование системы судов общей юрисдикции должно повысить независимость и самостоятельность судебных инстанций, которые осуществляют пересмотр судебных актов.

Как быть с жалобами, которые были поданы до начала работы новых апелляционных и кассационных судов? Они будут рассмотрены прежними судами, в которые были поданы соответствующие жалобы (ст. 7 Закона № 1-ФКЗ).

Что еще важно знать в связи с реформой

Когда вышеуказанные изменения вступают в силу?

Ранее планировалась, что принятые нормативно-правовые акты, вносящие изменения в процессуальные кодексы, вступят в силу 1 октября 2019 г. В дальнейшем день вступления в силу изменили и обозначили днем начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Однако и этот день пока неизвестен. Пленум Верховного Суда РФ должен установить дату работы новых судов, но не позднее 1 октября 2019 г.

Какие еще изменения принесла процессуальная реформа?

исполнительный лист в гражданском и арбитражном процессах будут выдавать теперь только по ходатайству взыскателя;

в отношении должников в исполнительных документах должно быть указано больше сведений: для организации – наименование, адрес места нахождения, ИНН и ОГРН;
для физических лиц - ФИО, адрес, дата и место рождения, место работы и на выбор: СНИЛС, ИНН, паспортные данные, ОГРНИП, реквизиты водительского удостоверения, свидетельство о регистрации транспортного средства;

теперь в арбитражном процессе заявление на отвод судьи будет рассматривать сам судья, на которого заявлен отвод. В настоящий момент такое заявление рассматривает председатель состава или председатель арбитражного суда.

Что подверглось обсуждениям и все же не вошло в закон?

Наиболее спорным моментом процессуальной реформы был отказ от мотивировочной части по большинству судебных решений по гражданским делам. Вместе с тем мотивировка осталась неизменной.

Также законодатели хотели изменить порядок извещения сторон по гражданским делам, возложив на стороны ответственность по самостоятельному отслеживанию хода дела, если сторонам уже было ранее направлено определение о принятия искового заявления к производству. Но и это положение в закон не вошло.

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Новые окружные суды - девять кассационных и пять апелляционных - начинают работать в России в соответствии с реформой судоустройства. Таким образом, суды общей юрисдикции полностью переходят на четырехступенчатую систему - для каждой инстанции будет действовать свой суд, по аналогичной модели 15 лет функционируют арбитражные суды.

Апелляционные суды будут рассматривать жалобы на решения судов областного уровня, не вступившие в силу. Кассационные суды наделены полномочиями по рассмотрению кассационных жалоб на вступившие в силу судебные постановления нижестоящих судов.

Новые кассационные и апелляционные суды образованы по экстерриториальному принципу.

Кассационные округа

Кассационные суды станут третьей инстанцией для решений районных судов и мировых судей. Ранее эти кассационные жалобы рассматривались президиумами областных, краевых и республиканских судов.

Новые инстанции заработают в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке. Каждый из девяти кассационных судов будет охватывать от семи до 13 регионов (например, суд в Саратове - 13 регионов, в Кемерове - 12, в Пятигорске и Челябинске - по семь).

При этом кассационные округа не будут совпадать с федеральными. Например, для Новосибирской и Иркутской областей кассация будет подаваться в Кемерове, для Московской и Курской областей - в Саратове.

С созданием кассационных судов в России вводится институт сплошной кассации, когда правильно оформленная кассационная жалоба должна быть рассмотрена по существу без какого-либо предварительного отбора и без рассмотрения судами обоснованности самой подачи жалобы. Как ожидается, уровень кассационного рассмотрения серьезно вырастет - по данным Верховного суда, в 2018 году областные суды рассмотрели лишь 10% (85 тыс.) кассационных жалоб по уголовным делам, 5% (135 тыс.) - жалоб по гражданским и 4% (12 тыс.) - по административным делам.

Самыми крупными кассационными станут суды в Самаре (штатная численность 113 судей) и Саратове (103 судьи), самыми небольшими - суды во Владивостоке и Пятигорске (со штатной численностью 44 и 27 судей). Всего предварительный штат новых кассационных инстанций составит 723 судьи. Как ранее сообщил глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, помимо председателей судов президент РФ назначил на должности в новых судах 466 судей (65% от штатной численности).

Жалобы на решения районных и мировых судей смогут доходить и до Верховного суда России, но лишь в порядке выборочной кассации - после принятия судьей решения о необходимости передачи дела на рассмотрение (и лишь после прохождения кассационного суда).

Апелляционные округа

Кроме того, приступают к работе пять апелляционных судов (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске), куда можно подать апелляцию на решения по делам, рассмотренным в первой инстанции высшими судами регионов (республиканскими, краевыми, областными и приравненными к ним). Ранее апелляции на эти решения подавались в Верховный суд РФ.

Для них третьей (кассационной) инстанцией станет Верховный суд РФ, куда можно будет подавать жалобы в порядке сплошной кассации (жалобы на промежуточные будут рассматривать кассационные суды). В апелляционных судах будет по 36-37 судей (60% судей уже назначены).

Начало работы

По закону о создании надрегиональных судов они начинают работу с момента, когда в каждом из них будет назначено не менее 60% судей, но не позднее 1 октября. Но пока для судов, которые только сформировали свои составы и переехали в новые здания начнется фактически организационный период. Кассационные суды начнут рассматривать дела, решения по которым вступили в силу лишь с 1 октября, апелляционые - жалобы, поступившие после 1 октября. Вступившие в силу решения судов или уже обжалованные до 1 октября решения областных судов будут рассмотрены по прежнему порядку.

Перспектива новых судов

Верховный суд России будет анализировать работу новых судов, оперативно получая информацию об их работе. Об этом ранее сообщил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. Окружные инстанции, по его оценке, дадут больше гарантий правосудию и объективности рассмотрения дел. При этом он не исключил, что практика работы новых судов может выявить вопросы и проблемы, которые пока невозможно представить и не исключил, что практика может привести к инициированию более совершенных механизмов работы окружных судов.

Председателями новых апелляционных судов стали четверо бывших глав региональных судов (Тульской, Ленинградской областей, Ставропольского края и Республики Алтай) и бывший судья Верховного суда РФ, главами новых кассационных судов - семь бывших председателей региональных судов (Подмосковья, Волгоградской, Нижегородской, Челябинской, Кемеровской областей, Приморского края и Башкирии) и двое бывших председателей арбитражных судов - Северо-Кавказского округа и Самарской области.

Читайте также: