Какие функции выполняют наднациональные органы европейский суд

Обновлено: 25.06.2024

Все институты ЕС нацелены на то, чтобы продвигать ценности Евросоюза, обслуживать его интересы, а также интересы его граждан. Все эти функции должны выполняться эффективно, гарантированно, непрерывно и последовательно.

Перечислим основные институты Европейского Союза: Совет, Европейский парламент, Европейская Комиссия, Европейский Совет, Палата аудиторов, Суд справедливости ЕС, Европейский центральный банк.

Совет ЕС

Совет ЕС – высший орган, выполняющий правотворческие функции, обеспечивающий координацию общей политики государств ЕС. Совет наделяет Комиссию компетенцией для исполнения норм по принятым актам.

В Совете 27 членов, представителей государств-участников. Сбор Совета происходит в двух форматах:

  • по общим вопросам собираются министры иностранных дел государств;
  • специальный Совет собирается в составе соответствующих министров национальных правительств.

Председательствует каждый член Совета поочередно. Председатель созывает заседания, ведет их, организует голосование, следит за подписанием принятых актов. Та страна, которая председательствует в Совете является посредником в отношениях стран ЕС в компромиссных целях.

Решения в Совете принимаются большинством голосов. При голосовании по важным вопросам устанавливаются изъятия из принципа равенства и голоса распределяются определенным образом.

Формации – секторные группы, которые комплектуются Советом в зависимости от рассматриваемого вопроса.

Многие решения принимаются КОРЕПЕР, Комитетом постоянных представителей, который специально создавался для того, чтобы обеспечить непрерывность работы, так как все министры не имеют возможности постоянно находиться в месте заседания Совета. В Комитете происходят предварительные обсуждения, если согласие достигнуто на КОРЕПЕР, вопрос выносится на повестку дня Совета, и решение по нему принимается без дискуссии. Послы государств являются постоянными представителями. Выделяются заседания двух уровней:

  • заседания заместителей постоянных представителей для решения вопросов технического характера;
  • заседания постоянных представителей для решения политических вопросов.

Комитет включает в себя подкомитеты и рабочие группы, где трудятся служащие государств – участников.

Европарламент

Европарламент – орган консультативного и рекомендательного характера, имеет право контроля над Европейской Комиссией и Европейским Советом, может принимать участие в бюджетном и законодательном процессах, выдвигать политические инициативы.

Количество депутатов Европарламента закреплено, но может измениться в связи с увеличением государств – членов, или увеличением населения в стране (например, при объединении Германии). Членов Парламента не должно быть более 732.

Быть членом Европарламента и одновременно членом Парламента своего государства возможно, кроме некоторых должностей. Обязанности члена Европарламента несовместимы с должностями члена правительства государства, члена Комиссии, судьи, генерального адвоката, секретаря Суда ЕС и др.

Сессии Европарламента ежегодные, могут быть созваны чрезвычайные сессии по требованию большинства членов. Решения в Европарламенте принимаются большинством голосов.

Европарламент утверждает состав Еврокомиссии и ее Председателя, обсуждает ежегодный доклад, направленный ему Комиссией. Члены Комиссии имеют право присутствовать на заседаниях Европарламента и выступать от имени Комиссии.

После выборов назначается Омбудсмен, полномочия которого распространяются до следующих выборов, на которых он может быть переизбран вновь. Выполняя свои обязанности, омбудсмен принимает решения независимо. Освобождается от должности по решению Суда по обоснованной просьбе Европарламента. Основаниями для увольнения могут стать: противоправное поведение, несоответствие условиям, требующимся для выполнения данных обязанностей и пр. Омбудсмен принимает жалобы, касающиеся плохой организации деятельности институтов.

Если факты подтверждаются, дело направляется в соответствующее учреждение, где и рассматривается. Омбудсмен информирует лицо, направившее жалобу, о результатах такой проверки и принятых мерах.

Европейская Комиссия

Европейская Комиссия – высший орган исполнительной власти ЕС, который несет ответственность за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контролирует соблюдение договоров ЕС и других правовых документов.

  • законодательные (директивы, стандарты, нормативы);
  • исполнительные (расследования, штрафные санкции);
  • организационные;
  • бюджетные;
  • внешнеполитические (переговоры).

Полномочия Еврокомиссии имеют сходство с полномочиями национальных правительств. Еврокомиссия имеет в своем составе 27 граждан, уполномоченных работать в Еврокомиссии 5 лет. Кандидатуры Председателя и еврокомиссаров представляются Европарламенту на утверждение, после чего они назначаются государствами при согласии ЕС.

Члены комиссии действуют в личном качестве и не являются представителями государств. Должностные лица Комиссии имеют привилегии и иммунитеты. Они выполняют свои обязанности независимо, не руководствуясь инструкциями и распоряжениями своего государства.

Если принцип независимости нарушен, это может послужить причиной отставки члена Комиссии. Отстранить от работы членов Комиссии могут правительства государств, при этом Европарламент вправе высказать вотум недоверия Комиссии, суд ЕС при несоответствии требованиям члена Комиссии, необходимым для выполнения обязанностей. Каждый член Комиссии работает в своей области.

В Комиссии существуют комиссары по вопросам конкурентной борьбы, по вопросам торговых отношений, по бюджетной политике, правосудию и пр.

Комиссия состоит из структурных подразделений: генеральной дирекции, юридической службы, технической службы. Лицо, которое занимает должность Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности, автоматически становится заместителем председателя Комиссии.

Европейский Совет

С середины 1970-х годов главы государств стали встречаться и обcуждать наиболее важные вопросы. Саммиты получили неофициальное название – Европейский Совет. В 1986 году Европейский Совет был признан официальным органом. Председатель Еврокомиссии стал входить в состав Европейского Совета.

Роль Евросовета в том, что он намечает политические, экономические, культурные ориентиры ЕС, определяет приоритетные направления развития, осуществляет общее политическое руководство.

Евросовет не обладает функциями законодательного органа, юридически обязательных к исполнению документов не выпускает и не принимает.

Европейский Совет собирается один раз в четыре года, принимая решения консенсусным методом. Лиссабонский договор определил Европейский Совет как основной институт ЕС и определил пост Постоянного председателя Европейского Совета. Председатель выполняет в основном административные функции: координирует работу Европейского Совета, занимается организацией проведения его заседаний. Председатель выступает с отчетом перед Европарламентом после каждого саммита. Председатель Европейского Совета представляет ЕС на международном уровне в рамках своих полномочий

Счетная палата

Палата аудиторов была основана в 1975 году. Она состоит из 27 членов, назначенных Советом на шестилетний период.

Задачей Палаты является контроль за финансами Европейского Союза. Палата занимается проверкой отчетности о доходах и расходах всех органов, учрежденных ЕС. Законность и правильность расходования, грамотное управление финансовыми потоками – все это является предметом деятельности Палаты аудиторов.

Осуществив проверку, Счетная палата представляет документ с выводами в отношении финансовых операций. Документ представляется в Европейский парламент и Совет.

Суд ЕС

В судебную систему ЕС входят: суд ЕС, Суд первой инстанции, специализированные суды.

Важнейшая роль в европейской интеграции принадлежит Суду ЕС. Его главная задача: обеспечить применение права Европы. Суд рассматривает споры между государствами ЕС и Союзом, между институтами, обеспечивает единообразную трактовку законодательства. В состав суда входят судьи, которые назначаются государствами при общем одобрении. Судьями являются лица независимые, обладающие необходимыми качествами, имеющие экспертное мнение по правовым вопросам. Судья наделяется полномочиями на шесть лет.

Судья не может быть отправлен в отставку государством до истечения срока полномочий, но отстранить судью от исполнения обязанностей можно при однозначном мнении остальных судей и генеральных адвокатов. Судьи не могут занимать политические или административные должности дополнительно. Из состава Суда выбирается Председатель, который организует работу Суда и ведет заседания. В состав Суда ЕС входят восемь генеральных адвокатов, назначенных в том же порядке, что и судьи. Количество генеральных адвокатов может быть увеличено при необходимости. Также суд может принять решение о рассмотрении дела без генерального адвоката.

Таким образом, генеральные адвокаты принимают участие в рассмотрении более серьезных дел и формируют прецедентное право ЕС.

Государства-члены и институты являются в суде агентами или поверенными. Агенты назначаются для каждого дела, их помощниками могут выступать советники и адвокаты.

В Суде существуют палаты. Председатель палаты назначается Судом на годичный срок. Кворум Суда полного состава составляют восемь судей. Решение принимается большинством голосов, председатель в голосовании участия не принимает. В палате работают 3-5 судей.

В палату направляются апелляции, обращения.

Если государством-членом или институтом предъявлен иск, он рассматривается Судом полного состава. Решение Суда не обжалуется.

В 1988 году был создан Суд первой инстанции, он не является самостоятельным институтом ЕС, а лишь дополняет Суд ЕС и подчиняется ему. Суд первой инстанции выполняет функцию разгрузки и берет на себя рассмотрение наименее важных дел. Он состоит из 27 судей, судьи-докладчики играют роль генеральных адвокатов. Решения данного суда могут быть оспорены и обжалованы в порядке апелляции.

Специализированные судебные палаты создаются после консультаций с Судом ЕС. Они наделены компетенциями по разрешению спорных ситуаций. Решения специализированных палат обжалуются в Суд первой инстанции.

Лиссабонский договор говорит о том, что Суд ЕС должен включать Суд справедливости, Генеральный суд и специализированные суды.

Суд справедливости составляют судьи от каждого государства, ему должны оказывать содействие генеральные адвокаты. Суд справедливости принимает решения по искам, дает предварительные заключения по просьбе судов и трибуналов по вопросам трактовки закона.

Генеральный суд включает, как минимум, одного судью от государства-члена и рассматривает дела наименьшей сложности.

Европейский центральный банк

Положения о Европейском центральном банке содержатся в Договоре о функционировании Европейского Союза. ЕЦБ разрешает вопросы, касающиеся евро. Он независимо осуществляет свои полномочия, управляет финансами, принимает необходимые меры.

Управление ЕЦБ состоит из членов Исполнительного совета ЕЦБ и управляющих национальных центральных банков, валютой которых является евро.

В Совет входят президент, вице-президент и четыре члена. Их назначает Европейский Совет путем голосования. Претендентами являются лица, обладающие авторитетом, опытом, имеющие рекомендации. Они назначаются на восемь лет и не могут переизбираться.

ЕЦБ и национальные центральные банки являются Европейской системой центральных банков и проводят денежно-кредитную политику Союза. Главная задача ЕСЦБ – поддержание ценовой стабильности и оказание общей экономической поддержки в рамках Союза.

Страсбургское правосудие

Физическое лицо, неправительственные организации, группы частных лиц, вправе пожаловаться в Европейский Суд на одну из стран — участниц, если последняя не исполняет нормы Конвенции или Протоколов к ней. Есть и другие обязательные условия, среди которых следующее: заявитель должен пройти все необходимые инстанции в собственной стране, от даты окончательного решения внутри страны до подачи жалобы должно пройти не более 6 месяцев.

Российские компании в ЕСПЧ.
На что жалуетесь?

Исходя из названия конвенции, можно решить, что Конвенция посвящена правам и свободам человека, а не правам, к примеру, частных компаний. Да и ст. 32 Конвенции устанавливает круг лиц, которые могут подавать жалобы в ЕСПЧ. Прямо юридические лица в них не названы. Значит ли это, что юридическое лицо не может отстаивать свои права в Страсбурге? В Конвенции и Протоколах к ней содержится не так много положений, которые защищают права коммерческих организаций. Речь в этой связи может идти, главным образом, о праве на справедливое судебное разбирательство, праве на свободу выражения мнений, положениях о защите собственности.

Отмена решения надзорной инстанции: нарушение принципа правовой определенности

Защита права собственности от государственного произвола и судебной волокиты

Право на справедливое судебное разбирательство

Руководители компаний зачастую сталкиваются с законом именно в связи со своим статусом собственника или руководителя, к примеру, когда против президента банка возбуждают уголовное дело и заключают его под стражу, как это было с В. Е. Калашниковым, решение по делу которого вынесено Европейским судом в 2002 году. Калашников был осужден по обвинению в незаконном присвоении средств банка и приговорен к лишению свободы. И хотя по существу обвинения дело в ЕСПЧ не могло рассматриваться в принципе, страсбургские судьи усмотрели в жалобе нарушения таких статей Конвенции, как запрет унижающего достоинство обращения, право на судебное разбирательство в течение разумного срока, и присудили Калашникову компенсацию за моральный ущерб и частичное возмещение судебных издержек.

Международный принцип публичности судебного процесса

С жалобой можно обратиться и через представителя, приложив доверенность. Представитель юридического лица (компании, ассоциации и т.д.) или группы физических лиц должен подтвердить свое полномочие представлять интересы заявителя. На первой стадии представитель заявителя необязательно должен быть юристом. Но позже представитель должен, по общему правилу, быть адвокатом, полномочным вести дела в одном из Государств, ратифицировавших Конвенцию. Адвокат должен хотя бы понимать один из официальных языков Суда (английский или французский).

Чем заканчивается процесс в Страсбургском суде?

Следует понимать, что вы получите в результате.

Что касается сроков рассмотрения жалоб Европейским Судом, то надо сразу признать, что страсбургский процесс не из самых скорых. Сначала, впрочем, все будет идти как по маслу: если жалоба отвечает перечисленным выше требованиям, то жалоба автоматически регистрируется Секретариатом Суда, который заводит на поступившие материалы файл (досье) и присваивает этому файлу (досье) номер, о чем письменно сообщает заявителю.

Если Комитет не вынес решения о неприемлемости жалобы, то она поступает в одну из Палат Суда, которая выносит в отношении приемлемости жалобы решение. Решения по сути сводятся к следующим вариантам:

  • жалоба признается приемлемой;
  • жалоба признается неприемлемой;
  • жалоба признается частично приемлемой;
  • жалоба признается частично неприемлемой.

Ни одно из вышеперечисленных решений обжалованию не подлежит.

По результатам рассмотрения жалобы по существу выносится постановление. Постановление Палаты Суда вступает в силу (становится окончательным) по истечении трех месяцев со дня его вынесения, если не будет принято решение о передаче дела в Большую Палату, постановление которой является окончательным.

Оформление жалобы: юридические особенности

Как уже говорилось, официальными языками Суда являются английский и французский. Однако жалобу можно написать и на русском языке. Жалоба направляется почтой непосредственно в европейский суд. Лучше использовать стандартный формуляр, образец которого на русском языке можно найти на сайте ЕСПЧ. На этом же сайте можно ознакомиться с текстами Конвенции и Протоколов к ней на русском языке.

Целесообразно направлять жалобу авиапочтой заказным письмом с уведомлением о вручении адресату, чтобы бланк уведомления вернулся обратно по почте отправителю с подтверждением получения Судом жалобы.

Большим подспорьем для подающего в ЕСПЧ жалобу лица является Регламент Суда. Жалоба может быть подана в Суд и не на формуляре — это не будет являться препятствием для ее регистрации. Главное, чтобы жалоба содержала всю требуемую для ее регистрации информацию, а именно:

К жалобе прилагаются относящиеся к делу документы, прежде всего судебные решения.

Генпрокурор России Игорь Краснов в интервью начальнику отдела происшествий “Ъ” Максиму Варывдину рассказал, почему именно надзорный орган был наделен функцией представлять интересы страны в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и других международных судебных инстанциях. Господин Краснов полагает, что, учитывая опыт и возможности прокуратуры, ее новое международно-правовое подразделение будет работать быстро и эффективно, что пойдет на пользу и потерпевшим, с которыми надзор может заключать мировые соглашения.

— Президент поддержал ваше предложение о передаче Генпрокуратуре из Минюста полномочий по представительству и защите интересов России в ЕСПЧ и других международных судебных инстанциях. Чем эта инициатива была обоснована?

— Реализация решения главы государства, уверен, будет надежно обеспечивать защиту интересов Российской Федерации, что является одной из основных наших задач. У прокуратуры имеется солидная организационная и правовая база, которая потенциально превосходит возможности других органов. В условиях непростого контекста международных отношений задействование этих преимуществ сейчас крайне актуально. Тем более что опыт прокурорского представительства уже имеется в ряде стран—членов Совета Европы, к нему нет нареканий.

— Передача означает, что Минюст России не справлялся с этой функцией или выбор был сделан потому, что Генпрокуратура — активный участник международно-правовых отношений?

— Дело однозначно не в том, что Минюст России не справлялся. Начну с того, что защита интересов государства, являющаяся первоочередной функцией уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, как сфера правовой деятельности в полной мере относится и к числу задач прокуратуры, представляющей публичный интерес во всех видах судебного процесса внутри государства. Вполне логично вынести практику нашего судебного представительства и на межнациональный уровень.

В уголовном судопроизводстве прокурор — обязательный участник всех его стадий. Наличие полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обязательное участие во всех судебных заседаниях дает прокуратуре неоспоримое преимущество по максимально успешному отстаиванию интересов страны по делам о нарушении прав человека в уголовно-процессуальной сфере. Прокуроры обладают универсальным набором правовых средств, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и другими субъектами внутригосударственных правоотношений.

В связи с реализацией правозащитных функций прокурорами проверяется значительный массив обращений, что вместе с результатами в других направлениях деятельности предопределяет их исключительную осведомленность о состоянии законности и правопорядка в стране.

В числе преимуществ организационного характера — разветвленная система органов прокуратуры, расположенных на территории всех городских и районных административно-территориальных центров страны. Это обстоятельство значительно повышает возможности органов прокуратуры по оперативному истребованию информации о фактической и юридической стороне дела, в том числе копий всех относящихся к нему документов.

Наделение прокуроров соответствующими полномочиями повышает эффективность решения насущной проблемы международного права, связанной с неисполнением или затягиванием исполнения решений Европейского суда. Отмечу, что авторитет и опыт Генпрокуратуры России в сфере международно-правового сотрудничества давно признаны в мире.

В совокупности перечисленные факторы в современных условиях придадут необходимый импульс для качественных улучшений по представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышения обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

— В свое время в Генпрокуратуре выдвигалась идея подачи регрессных исков по делам, проигранным в ЕСПЧ, к причинителям вреда и ущерба. Теперь реализуете ее в полной мере?

— Пока ответ на данный вопрос был бы преждевременным. Требуется обстоятельная проработка по нему по мере накопления опыта в обозначенной сфере. Мы будем разбираться с каждым конкретным случаем.

— Возможен ли какой-то принципиально новый подход к исполнению решений ЕСПЧ?

— Генеральная прокуратура Российской Федерации не станет ограничиваться применением имеющегося у нее инструментария только лишь на стадии исполнения постановлений ЕСПЧ. Сочетание надзорных и правозащитных полномочий прокурора с функцией по представлению интересов в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав граждан и организаций на всех этапах рассмотрения жалоб против России — с момента их подачи до исполнения постановления.

Использование полномочий прокурора по истребованию материалов уголовных, гражданских и административных дел даст новые возможности и повысит эффективность работы по представлению интересов Российской Федерации.

Единство и централизация системы органов прокуратуры способствуют эффективному использованию ресурсов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, например, для проведения надзорных проверок на основании изложенной в жалобах в международные (межгосударственные) органы, в том числе в ЕСПЧ, информации о фактах нарушений, требующих принятия мер реагирования, а также при необходимости для проработки вопросов о возможности примириться с заявителем от имени нашего государства посредством заключения мирового соглашения.

— Решением Президента Российской Федерации Генпрокуратуре передается штатная численность подразделений Минюста, ранее выполнявших указанные функции. В связи с этим мы будем иметь возможность принять на службу сотрудников министерства, попавших под организационно-штатные мероприятия.

— Проведение этого мероприятия планировалось задолго до принятия решения о передаче Генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов страны в ЕСПЧ. Этот факт еще раз подтверждает, что правозащитная функция прокуратуры всегда была и остается приоритетным направлением нашей деятельности.

Другое дело, что полномочий для эффективной реализации этой функции теперь у нас стало больше, поскольку с сегодняшнего дня мы можем влиять на эту ситуацию не только внутри страны, но и за ее пределами.

С этой точки зрения предстоящая конференция в Санкт-Петербурге — возможность для нас посмотреть на ситуацию еще шире.

— Учитывая санкции, насколько представительным ожидается мероприятие?

— Несмотря на непростую политическую обстановку, участие в конференции планирует принять целый ряд высокопоставленных представителей государств и международных организаций, в том числе в режиме ВКС (видео-конференц-связи.— “Ъ”). Я выступаю за конструктивный подход и ориентирую на это подчиненных, поскольку наша общая задача с иностранными партнерами — борьба с транснациональной и организованной преступностью — является безусловным приоритетом.

1 Изображения

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

1 июля 2021, 18:20

Генпрокурор России Игорь Краснов в интервью начальнику отдела происшествий “Ъ” Максиму Варывдину рассказал, почему именно надзорный орган был наделен функцией представлять интересы страны в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и других международных судебных инстанциях. Господин Краснов полагает, что, учитывая опыт и возможности прокуратуры, ее новое международно-правовое подразделение будет работать быстро и эффективно, что пойдет на пользу и потерпевшим, с которыми надзор может заключать мировые соглашения.

— Президент поддержал ваше предложение о передаче Генпрокуратуре из Минюста полномочий по представительству и защите интересов России в ЕСПЧ и других международных судебных инстанциях. Чем эта инициатива была обоснована?

— Реализация решения главы государства, уверен, будет надежно обеспечивать защиту интересов Российской Федерации, что является одной из основных наших задач. У прокуратуры имеется солидная организационная и правовая база, которая потенциально превосходит возможности других органов. В условиях непростого контекста международных отношений задействование этих преимуществ сейчас крайне актуально. Тем более что опыт прокурорского представительства уже имеется в ряде стран—членов Совета Европы, к нему нет нареканий.

— Передача означает, что Минюст России не справлялся с этой функцией или выбор был сделан потому, что Генпрокуратура — активный участник международно-правовых отношений?

— Дело однозначно не в том, что Минюст России не справлялся. Начну с того, что защита интересов государства, являющаяся первоочередной функцией уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, как сфера правовой деятельности в полной мере относится и к числу задач прокуратуры, представляющей публичный интерес во всех видах судебного процесса внутри государства. Вполне логично вынести практику нашего судебного представительства и на межнациональный уровень.

В уголовном судопроизводстве прокурор — обязательный участник всех его стадий. Наличие полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обязательное участие во всех судебных заседаниях дает прокуратуре неоспоримое преимущество по максимально успешному отстаиванию интересов страны по делам о нарушении прав человека в уголовно-процессуальной сфере. Прокуроры обладают универсальным набором правовых средств, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и другими субъектами внутригосударственных правоотношений.

В связи с реализацией правозащитных функций прокурорами проверяется значительный массив обращений, что вместе с результатами в других направлениях деятельности предопределяет их исключительную осведомленность о состоянии законности и правопорядка в стране.

В числе преимуществ организационного характера — разветвленная система органов прокуратуры, расположенных на территории всех городских и районных административно-территориальных центров страны. Это обстоятельство значительно повышает возможности органов прокуратуры по оперативному истребованию информации о фактической и юридической стороне дела, в том числе копий всех относящихся к нему документов.

Наделение прокуроров соответствующими полномочиями повышает эффективность решения насущной проблемы международного права, связанной с неисполнением или затягиванием исполнения решений Европейского суда. Отмечу, что авторитет и опыт Генпрокуратуры России в сфере международно-правового сотрудничества давно признаны в мире.

В совокупности перечисленные факторы в современных условиях придадут необходимый импульс для качественных улучшений по представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышения обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

— В свое время в Генпрокуратуре выдвигалась идея подачи регрессных исков по делам, проигранным в ЕСПЧ, к причинителям вреда и ущерба. Теперь реализуете ее в полной мере?

— Пока ответ на данный вопрос был бы преждевременным. Требуется обстоятельная проработка по нему по мере накопления опыта в обозначенной сфере. Мы будем разбираться с каждым конкретным случаем.

— Возможен ли какой-то принципиально новый подход к исполнению решений ЕСПЧ?

— Генеральная прокуратура Российской Федерации не станет ограничиваться применением имеющегося у нее инструментария только лишь на стадии исполнения постановлений ЕСПЧ. Сочетание надзорных и правозащитных полномочий прокурора с функцией по представлению интересов в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав граждан и организаций на всех этапах рассмотрения жалоб против России — с момента их подачи до исполнения постановления.

Использование полномочий прокурора по истребованию материалов уголовных, гражданских и административных дел даст новые возможности и повысит эффективность работы по представлению интересов Российской Федерации.

Единство и централизация системы органов прокуратуры способствуют эффективному использованию ресурсов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, например, для проведения надзорных проверок на основании изложенной в жалобах в международные (межгосударственные) органы, в том числе в ЕСПЧ, информации о фактах нарушений, требующих принятия мер реагирования, а также при необходимости для проработки вопросов о возможности примириться с заявителем от имени нашего государства посредством заключения мирового соглашения.

— Решением Президента Российской Федерации Генпрокуратуре передается штатная численность подразделений Минюста, ранее выполнявших указанные функции. В связи с этим мы будем иметь возможность принять на службу сотрудников министерства, попавших под организационно-штатные мероприятия.

— Проведение этого мероприятия планировалось задолго до принятия решения о передаче Генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов страны в ЕСПЧ. Этот факт еще раз подтверждает, что правозащитная функция прокуратуры всегда была и остается приоритетным направлением нашей деятельности.

Другое дело, что полномочий для эффективной реализации этой функции теперь у нас стало больше, поскольку с сегодняшнего дня мы можем влиять на эту ситуацию не только внутри страны, но и за ее пределами.

С этой точки зрения предстоящая конференция в Санкт-Петербурге — возможность для нас посмотреть на ситуацию еще шире.

— Учитывая санкции, насколько представительным ожидается мероприятие?

— Несмотря на непростую политическую обстановку, участие в конференции планирует принять целый ряд высокопоставленных представителей государств и международных организаций, в том числе в режиме ВКС (видео-конференц-связи.— “Ъ”). Я выступаю за конструктивный подход и ориентирую на это подчиненных, поскольку наша общая задача с иностранными партнерами — борьба с транснациональной и организованной преступностью — является безусловным приоритетом.

Все чаще российские предприниматели, подвергшиеся уголовному преследованию, ищут справедливости в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Он представляет собой международный орган правосудия, юрисдикция которого распространяется на все государства, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1953 года. Россия ратифицировала указанную Конвенцию 30 марта 1998 года.

Приведем свежие примеры обращения в ЕСПЧ.

Александр Рубцов и Гайдик Балаян обратились в суд ЕСПЧ с жалобой на то, что российские судебные органы незаконно поместили предпринимателей в СИЗО, нарушив, тем самым, ст.5 Конвенции. ЕСПЧ согласился с доводами бизнесменов, указав, что предварительное расследование длилось слишком долго, а оснований помещать Рубцова и Балаяна в следственный изолятор у российских судов не было. Европейский суд присудил каждому обратившемуся по 5000 евро в качестве моральной компенсации.

Владимир Барсуков подал жалобу в ЕСПЧ на то, что в период нахождения в колонии с 2007 по 2012 год он не получал достаточного и качественного медицинского обслуживания. ЕСПЧ посчитал, что имело место бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение по отношению к бизнесмену (ст.3 Конвенции), а также нарушение его права на эффективное средство правовой защиты (ст.13 Конвенции). Барсуков добился компенсации в 15000 евро.

Как подать жалобу в ЕСПЧ против России?

Обращение в ЕСПЧ возможно в следующих случаях:

Порядок подачи и рассмотрения жалобы в ЕСПЧ в 2018 году таков:

  1. Подготовительные действия, включающие в себя попытки разрешить спорный вопрос в России.
  2. Заполнение специального формуляра жалобы. Жалоба может быть составлена на русском языке, но для ускорения процесса рекомендуется использовать французский или английский язык. Для заполнения используется официальный формуляр жалобы, утверждённый в 2016 году. Порядок заполнения жалобы регламентируется Правилом 47 Регламента ЕСПЧ и Инструкцией по заполнению формуляра жалобы, утверждённой ЕСПЧ. Также основные требования к жалобе установлены Практическим руководством по критериям приемлемости жалобы для ЕСПЧ.
  3. Подготовка документации, подтверждающей доводы потерпевшего. По экономическим преступлениям это все вступившие в силу судебные акты по делу: решения первой инстанции, апелляционные, кассационные, надзорные жалобы. Прикладывать документы, приобщенные ранее к уголовному делу (например, бухгалтерскую документацию), не нужно. Важное значение имеет ссылка на решения ЕСПЧ по аналогичным жалобам, в идеале необходимо сослаться на два и более решения.
  4. Отправка оригиналов бумаг в ЕСПЧ по почте. Если все документы оформлены верно, секретариат Суда связывается с гражданином и объявляет об открытии досье по жалобе, а также сообщает его номер.
  5. Рассмотрение жалобы ЕСПЧ. Это многоэтапный процесс, который может занять от нескольких недель до нескольких лет (предельного срока рассмотрения жалобы в ЕСПЧ не установлено). Так, на срок рассмотрения влияют уровень приоритета жалобы, сложность дела, количество вопросов, на которые судьям необходимо ответить, заявления сторонами дела ходатайств о предоставлении дополнительного времени на подготовку доказательств и многих других факторов.
  6. Принятие ЕСПЧ решений и постановлений по делу. Тексты актов публикуются на официальном сайте суда.

По истечении 3 месяцев с момента вступления в силу акта ЕСПЧ гражданин открывает счет, на который перечисляется сумма компенсации. В России такая компенсация считается доходом и облагается налогом по ставке 13 %. Уплачивать его гражданин должен самостоятельно.

Вынесенный ЕСПЧ акт является основанием для возобновления уголовного дела ввиду вновь открывшихся обстоятельств. В частности, такое возможно, если Европейский Суд выяснит, что право человека на справедливое судопроизводство было нарушено. Пересмотр приговоров и прочих судебных актов осуществляется Президиумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ в течение месяца с момента поступления такого представления.

Соответствующая информация о решении ЕСПЧ может быть сообщена самим осужденным или его представителем. Об этом прямо сказано в ч.5 ст.415 УПК РФ. Для осужденных это реальная возможность смягчить наказание или вовсе отменить приговор.

В Российской Федерации законодательно установлена и существует процедура, позволяющая государству не исполнять решения ЕСПЧ при его расхождении с нормами Конституции России; то есть, установлен приоритет Конституции России при коллизии с нормами международного права и окончательно установлена роль Конституции РФ как закона, обладающего высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Как подготовиться к суду ЕСПЧ?

Поскольку жалобы ЕСПЧ рассматривает дистанционно, очень важно корректно заполнить формуляр, то есть бланк жалобы и подготовить все документы. В противном случае секретариат попросит заявителя переделать бумаги или дослать недостающие экземпляры, что значительно затягивает сроки рассмотрения обращения. А если потерпевшее лицо будет затягивать с ответами суду, то досье по жалобе будет уничтожено, так как судьи посчитают, что субъект утратил интерес к жалобе.

Важно!

Граждане, готовящие жалобу самостоятельно, могут нечетко формулировать свои доводы, из-за чего обращение признается неприемлемым и не подлежит рассмотрению. В частности, потерпевшие часто забывают о том, что ЕСПЧ рассматривает только дела, связанные с нарушением положений Конвенции 1953 года.

Отсюда следует, что жалобу в ЕСПЧ, а также все документы, прикладываемые к ней, должен готовить только опытный адвокат по уголовным делам. В этом случае жалоба гарантированно будет признана приемлемой и принята к производству: прошедшие строгий отбор обращения, как мы выяснили ранее, в 96 % случаев достигают нужного результата.

Кроме того, адвокат:

  1. Проведет подготовительную работу, а именно постарается урегулировать вопрос во всех возможных российских судебных инстанциях.
  2. Соберет все бумаги, подтверждающие доводы потерпевшей стороны.
  3. Оценит перспективы обращения в ЕСПЧ.
  4. Будет вести всю переписку с ЕСПЧ по поводу жалобы.
  5. Добьется возобновления уголовного дела ввиду новых обстоятельств (если того требует ситуация).

Возможно, если в российских органах правосудия не удалось добиться правды, следует обратиться в ЕСПЧ.

Более 20 лет, с весны 1998 года, граждане РФ имеют возможность обращаться за защитой своих прав в Европейский суд (ЕСПЧ). Это произошло после вступления нашей страны в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции по правам человека.

История взаимоотношений РФ и ЕСПЧ всегда была достаточно непростой, учитывая постоянное присутствие России в числе стран с наибольшим количеством жалоб в их адрес. Но нельзя отрицать главное. Для многих граждан обращение в Европейский суд – единственная возможность добиться справедливости. Практически все решения российскими властями исполнены. И, наконец, многие изменения в национальном законодательстве обусловлены именно решениями Евросуда.

Важную информацию о деятельности ЕСПЧ можно получить на официальном сайте на русском языке. Здесь же публикуются наиболее значимые решения по делам против России. Но за всей полнотой информации следует обращаться на европейский интернет-ресурс ЕСПЧ (французский/английский языки).

Юрисдикция ЕСПЧ по отношению к России

Европейский суд по правам человека – надгосударственный судебный орган, который уполномочен рассматривать жалобы на нарушения Европейской конвенции (ЕКПЧ) и принимать по ним обязательные для исполнения решения. Обратиться в ЕСПЧ может любой человек, любое юридическое лицо и государство, если на национальном уровне исчерпаны все эффективные средства защиты прав.

Юрисдикция ЕСПЧ одинакова для всех стран Совета Европы постольку, поскольку все они являются участниками ЕКПЧ. Некоторые ограничения связаны только с тем, что не всеми странами ратифицированы все протоколы к Конвенции. Так, Россия до сих пор не ратифицировала протоколы 6 и 13 (отмена смертной казни), 12 (полный запрет дискриминации) и 16 (процедурные вопросы).

Решения Европейского суда по правам человека обязательны для исполнения Россией. Это обязательство вытекает из самого факта участия нашего государства в Совете Европы и ЕКПЧ.

Подчиняется ли Россия ЕСПЧ фактически? Да, подчиняется, учитывая, что практически все решения Евросуда исполнены.

Россия признает ЕСПЧ, его юрисдикцию и принимаемые решения. Если вердикт – не в пользу РФ, то возможными последствиями являются:

  • выплата заявителю денежной компенсации;
  • необходимость внесения изменений, дополнений в законы и в целом необходимость совершенствования национальной правовой системы;
  • право заявителя на пересмотр судебного решения, которое стало поводом для обращения в ЕСПЧ.

Выплачивает ли Россия по решениям ЕСПЧ? По данным Минюста РФ, в общей сложности за 20 лет страна выплатила около €200 млн., стабильно и в полном объеме закрывая все свои обязательства.

Исполнение решений ЕСПЧ сегодня

Вопрос о том, должна ли Россия исполнять решения ЕСПЧ, практически никогда на высшем уровне не поднимался. Все шло своим чередом, и проблем с выплатами компенсаций не было. Но усложнение международной ситуации в связи с событиями на Украине и приостановка в начале 2015 года членства РФ в ПАСЕ, которая выбирает судей ЕСПЧ, сделали свое дело. Сначала появилась в обсуждениях тема, обязана ли Россия исполнять решения ЕСПЧ, а потом – и о приостановлении участия в Страсбургском суде.

Какова ситуация на сегодняшний день? По-прежнему Россия обязана выполнять решения ЕСПЧ, однако Конституционный суд РФ вправе признать невозможным исполнение отельного решения Европейского суда в случае противоречия решения Конституции РФ. Юристы отмечают противоречивость такого подхода, и даже его опасность. Но факт остается фактом. Быстрого ответа ЕСПЧ на это не последовало, как нет внятной реакции и до сих пор.

20-летняя история взаимоотношений России и ЕСПЧ наглядно показывает, что, несмотря на все сложности, два ключевых аспекта остаются неизменными: у россиян есть потребность в обращении в Европейский суд, и у таких обращений есть эффективность. Не стоит опасаться, что этот судебный механизм перестанет быть доступным – для этого нет весомых оснований. Как и не стоит бояться, что Россия перестанет массово исполнять решения ЕСПЧ. Все, что не исполняется, носит явный политический окрас. В сотрудничестве РФ и ЕСПЧ – намного больше пользы и возможностей, чем недостатков и разногласий. Это главное.

Читайте также: