Какие дела решает конституционный суд примеры

Обновлено: 08.05.2024

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд конкретные дела не рассматривает (споры, уголовные дела). Это орган так называемого абстрактного нормоконтроля. Норма права проверяется на предмет соответствия конституции, вне связи с рассмотрением конкретного дела, как таковая.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.




Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Согласие на ограничение неприкосновенности дает не квалификационная коллегия как для обычных судей, а сам Конституционный Суд.

Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.

Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:

1) утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 02.06.2009 N 2-ФКЗ;

2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации;

3) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также распределяет дела между палатами;

5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном освобождении от должности Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 22. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда Российской Федерации и не подлежащие рассмотрению согласно настоящему Федеральному конституционному закону исключительно в пленарных заседаниях.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Возглавляется Конституционный Суд председателем суда. Теперь Председателя КС назначает Совет Федерации.

Статья 29. Независимость

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Конституционный суд РФ

23 июля 2014 года исполняется 20 лет с вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1‑ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации.

23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

— федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

— договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

— не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

— между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента РФ.

Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — 70 лет.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 (большая) и девять (малая) судей КС РФ.

Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.
КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.|

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации.

Председатель Конституционного суда РФ — Валерий Зорькин.

22 февраля 2012 года Зорькин был избран председателем КС РФ в пятый раз.

Резиденция Конституционного суда расположена в Санкт-Петербурге, в здании Сената и Синода.

30 октября 1991 года считается днем рождения Конституционного суда РФ. Родители его известны - это второй съезд народных депутатов РСФСР, заменивший Комитет конституционного надзора - Конституционным судом РФ.

Первым председателем КС стал Валерий Зорькин, затем - Владимир Туманов, потом - Марат Баглай, и вновь Конституционный суд возглавляет Зорькин. А первым делом КС, причем решения тогда оглашались сразу, не надо было ждать три-четыре недели, стало признание несоответствующим Основному закону президентского указа о создании Министерства безопасности и внутренних дел.

Трагической страницей в истории суда стали события 1993 года, когда президент Борис Ельцин своим указом № 1400 "О поэтапной конституционной реформе" приостановил деятельность Верховного совета. Согласно этому указу, Конституционному суду рекомендовалось подождать, пока не будет сформировано новое двухпалатное Федеральное собрание и не созывать заседания. Однако уже вечером 21 сентября состоялось экстренное заседание КС, по итогам которого девятью голосами против четырех судьи признали указ № 1400 неконституционным. В конце концов, Зорькин сложил с себя полномочия председателя, а президент Ельцин указом о КС установил, что заседания не будут созываться до принятия новой Конституции, и работать суд начал лишь в 1995 году. Теперь судьи должны ждать поступления жалобы от заявителя, чтобы начать судопроизводство.

С тех пор внутреннюю жизнь КС поколебали лишь два события: начатый в 2000-х Владимиром Путиным второй этап судебно-правовой реформы, в ходе которого неоднократно менялись сроки их полномочий и регламент работы вплоть до прошлого года, а также переезд в Санкт-Петербург в 2008 году.

О государстве

Как бы ни хотелось судьям Конституционного суда избежать политики и решать чисто правовые проблемы, им не удалось этого достичь.

Одним из первых и остающимся до сих пор самых громким дел КС было так называемое "дело КПСС". Напомним, что деятельность Компартии РСФСР была приостановлена указом президента Бориса Ельцина после противостояния в августе 1991 года. Конституционный суд почти полгода рассматривал сперва запросы бывших членов КПСС о признании этих указов не соответствующими Основному закону, а затем запросы народных депутатов, требующих признать указы конституционными. В своем постановлении № 9-П от 30 ноября 1992 года судьи КС признали большую часть пунктов указов президента соответствующими Конституции. При этом именно в этом документе был официально закреплен раздел собственности КПСС на партийное имущество и госсобственность, определены территориальные принципы построения политических партий (на основе которых теперь формируются все остальные партии).

А в июле 1995 года в суде оказалось так называемое "чеченское дело" по запросам Совета Федерации и группы думцев, оспаривавших конституционность четырех президентских указов и одного постановления правительства, положивших начало контртеррористической операции в Чечне. Кроме двух пунктов постановления правительства (о депортации из республики не проживающих там граждан и о лишении аккредитации журналистов без суда), все нормы были признаны конституционными. Правда, особые мнения изложили восемь из 19 судей.

Иногда необычные последствия имели и определения КС. Так, в определении № 134-О от 5 ноября 1998 года судьи Конституционного суда выяснили, что Борис Ельцин не может баллотироваться на третий срок подряд. Тогда же юристы из КС в устных комментариях предположили гипотетическую конструкцию, не противоречащую Основному закону, при которой Ельцин мог бы баллотироваться на третий срок, пропустив четыре года - в 2004 году. Но первый президент РФ на это не пошел.

В течение 90-х годов также неоднократно выносились решения КС, препятствующие "параду суверенитетов": в суд постоянно поступали запросы о несоответствии законов субъектов федераций федеральному законодательству, но региональные ошибки исправлялись медленно и неохотно. В 2000-е годы часто стали появляться запросы, сопровождающие политические реформы. Так, например, реформа партийного пространства (введение минимального порога численности для партий в стране и в каждом регионе) сопровождалась исками в КС, были также и регулярные запросы о нарушениях избирательного законодательства на выборах, но уже случившееся волеизъявление людей на избирательных участках уважалось КС больше, чем требования кандидатов-неудачников. А в октябре 2003 года судьи КС буквально спасли предвыборную кампанию в Госдуму, когда даже ускорили рассмотрение так называемого "дела о подпункте "ж". Тогда были разделены понятия "агитации" и "информирования" в предвыборный период, от чего только выиграли сами же думцы, зачем-то придумавшие сложные правила явления себя народу через СМИ. Громким ажиотажем сопровождалось оглашение в ноябре 2005 года постановления КС, не поддержавшего жалобу тогда живой еще партии "Союз правых сил" о новом порядке избрания губернаторов по представлению президента.

Кто бы из политиков что бы ни говорил о КС, для многих из них пределом мечтаний является создание в Думе фракции из 90 человек - именно столько нужно, чтобы подавать запросы в Конституционный суд без проволочек.

О собственности

Дайте слово либералу и первое, что он скажет: частная собственность в России не защищена. Однако правоприменительная практика Конституционного суда зачастую говорит об обратном, особенно учитывая то, как часто здесь рассматриваются жалобы совершенно обыкновенных людей, хотя обращаются и юридические лица. Как это случилось в 1999 году, когда в КС написали такие разные обиженные, вроде фабрики "Большевик", или ОАО "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс", или КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток". Они настаивали на неконституционности норм, которые позволяли налоговой полиции взыскивать сумму сокрытого или заниженного дохода (прибыли) или сумму налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также еще наказать налогоплательщика штрафом в размере этой суммы. В своем постановлении №11-П от 15 июля 1999 года судьи КС пришли к выводу, что принудительное взыскание этих сумм в совокупности превышали размер налоговых обязательств, а кроме того, наказывать следует только за виновное деяние, учитывая дифференциацию ответственности. Стоит заметить, что оспариваемые нормы закона "Об основах налоговой системы" применялись с 1992 года, но только заявителям в КС по этому делу удалось добиться для себя справедливости. На остальных вердикт не был распространен.

Зато огромное количество читателей "РГ" звонили в газету после вынесенного КС определения № 167-О от 12 мая 2006 года. Впрочем, это понятно - автовладельцев у нас гораздо больше, чем бизнесменов. Владимир Кириллов из Нижнего Новгорода только при перепродаже подержанного "Ниссан-Патрола" обнаружил, что и паспорт транспортного средства был выписан на "Москвич", и нет никаких следов прохождения машиной таможенного контроля. Кириллов никак не мог поставить машину на регистрационный учет - до появления определения КС. Так КС подтвердил права автовладельцев как "добросовестных приобретателей".

Этот же статус в свое время получили и покупатели квартир, честно купившие жилье и уже после оформления сделки и дорогостоящего ремонта обнаружившие, что кого-то из экс-владельцев вовремя не сняли с регистрационного учета (подозрительно часто это оказывались либо младенцы, либо старики). Только после постановления КС (№ 6 от 21 апреля 2003 года) законодатели наконец-то обеспечили честным покупателям возможность приобретать на "вторичном" рынке квартиры без угрозы реституции их собственности.

Не менее ценным для каждого россиянина, решившего слетать за рубеж, оказались и постановления, вынесенные в мае 2008 года (по жалобе Марии Асламазян), а также № 13-П от 13 июля 2010 года, уточнившие момент, когда валюта в вашем кармане (или покупки в вашем чемодане) превращалась из накопленного непосильным тяжким трудом в контрабанду. Оспариваемые нормы были признаны неконституционными в обоих случаях и шопоголики, а также забывчивые любители "нала", смогли вздохнуть с облегчением, потому что до этого таможня была вправе пересчитать купленную на распродаже шмотку по своему каталогу - и цена возрастала на 80 %. Не говоря уж о том, что вся сумма вашей наличной валюты, пересчитанная по курсу в рубли, легко могла превратить вас в "крупного" контрабандиста.

И, конечно, все время вставал вопрос о правах собственников, стоило судьям КС коснуться болезненного квартирного вопроса, как в постановлении от 4 апреля 1996 года № 9-П. Тогда Конституционный суд снял ограничения на регистрацию в собственном жилье для Москвы и Московской области (оспариваемые нормы требовали уплатить сбор), а также признал не соответствующими Основному закону нормы, мешавшие регистрации в Кавказских Минеральных Водах и Воронежской области. Так был сделан первый шаг к изменению института прописки.

Впрочем, к этой проблеме Конституционному суду пришлось возвращаться неоднократно: после постановления от 14 апреля 2008 года две семьи из Краснодарского края получили возможность зарегистрироваться на даче, построенной на садовом участке, относящимся к землям населенных пунктов. Если учесть, что к дачам у нас относятся так же, как к внукам - денег не жалеют и балуют сверх меры, то неудивительно, что дома там бывают много больше, чем квартиры. А 30 июня 2011 года было оглашено постановление по жалобе Анатолия Воробьева из Ленинградской области, который хотел зарегистрироваться в доме, построенном на участке, отнесенном к землям сельхозначения. Он тоже добился своего, но в ходе рассмотрения его дела выяснилось, что необходимые по решению 2008 года поправки не были внесены в законодательство.

О правах для жизни

А предтечей бурной дискуссии прошлого года об орфанных лекарствах можно считать определение КС №676-О-П от 3 июля 2008 года. Хотя норму, препятствующую ввозу лекарства от редкой болезни - герпетиформного дерматита Дюринга - не признали неконституционной, в документе была дана рекомендация обеспечить доступ гражданам, страдающим редкими заболеваниями, к таким лекарствам.

Свою лепту в равенство полов КС внес двумя решениями. Так, в постановлении № 3-П от 6 февраля 2009 года он признал за инженером-электроником ОАО "АвтоВАЗа" Михаилом Ермоловым право на получение пособия по временной нетрудоспособности (он присматривал за годовалой дочкой, пока жена была в больнице две недели). А в апреле 2007 года Татьяна Баныкина из Сарова сумела доказать в КС свое право на получение так называемых "декретных" (пособия по беременности и родам). И постановление от 22 марта 2007 года №4-П сняло ограничения максимального размера пособия для работающих высокооплачиваемых мам.

Но совсем уравнять мужчин и женщин судьи КС все же не позволили: в определении № 276-О от 21 декабря 2000 года было решено, что Основному закону не противоречит право женщин раньше уходить на пенсию, из-за физиологических отличий, а также "исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством".

О судебно-правовой системе

Хотя КС по мере возможностей вложил немало труда, создавая баланс между арбитражем и судами общей юрисдикции, очевидно, что его миротворческая деятельность по урегулированию компетенции тех и других по достоинству может быть оценена лишь специалистами (постановления от 16 июня 1998 г. №19-П, от 11 апреля 2000 г. №6-П, от 18 июля 2003 г. № 13-П).

Зато введение института суда присяжных и усилия КС по отмене смертной казни неизменно оказывались в центре общественного внимания. Первое постановление КС появилось 2 февраля1999 года № 3-П, но окончательная точка в вопросе о смертной казни была поставлена определением от 19 ноября 2009 года №1344-О-Р, в котором судьи КС отвечали на запрос Верховного суда. Отменить смертную казнь, надо признать, россиян побудили не репрессивное прошлое или судебные ошибки, а тяга к Европе. Если Конвенция о защите прав человека и основных свобод фактически проросла внутрь российского законодательства, то, сколько бы ни вносился в Думу приложенный к ней протокол № 6, регламентирующий отмену смертной казни, столько же раз этот законопроект не мог пережить там столкновения с национальным самосознанием народных избранников.

Протокол был подписан Россией 16 апреля 1997 года, но так и остается нератифицированным. Ситуацию спасало то самое первое постановление КС: согласно части 2 статьи 20 Конституции, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

К моменту рассмотрения дела в КС суды присяжных работали лишь в девяти регионах, вот почему в своем постановлении 1999 года люди в мантиях предложили не выносить решение о назначении смертной казни до тех пор, пока суд присяжных не начнет действовать на всей территории России. После состоявшихся осенью 2009 года выборов органов местного самоуправления в Чечне (а это был последний субъект федерации без таких судов), в КС появился запрос Верховного суда. И судьи КС фактически легитимизировали действующий комплексный мораторий на смертную казнь, несмотря на нератификацию шестого протокола.

Ну и конечно, особые отношения связывают судей КС с Европейским судом по правам человека. С одной стороны, около 50 постановлений нашего суда основаны на решениях ЕСПЧ, а с другой - вердикты Страсбургского правосудия, осудившего ныне покойного партизана Василия Кононова и потребовавшие для военнослужащего Константина Маркина признания права отца-одиночки получить отпуск по уходу за ребенком и пособие. Оба вердикта вызывали в КС искреннее удивление, постепенно переросшее в возмущение.

О разном, но важном

Конечно, бывают в Конституционном суде и экзотические случаи. Таким можно считать запрос властей одной из северокавказских республик о возможности введения института многоженства. Выносить решения тогда не понадобилось, просто в заседании, проходившем весной 2000 года, сделали перерыв, и за это время до заявителя дошло, что такая норма в Основном законе отсутствует (или, может быть, кое-кто вспомнил, что женщины - более дисциплинированные избиратели). Производство по делу просто прекратили.

Или вот в определении № 287-О от 10 июля 2003 года судьи КС изучили претензии заявителей, жаловавшихся на то, что ИНН содержит антирелигиозную символику, может заменить имя, а также используется для сбора информации о частной жизни. Жалобу не удовлетворили, потому что число в ИНН никак не может заменить имя. А волгоградец Борис Кононов был уверен, что в паспорт следует вернуть графу "национальность". Определением № 326-О-О от 23 марта 2010 года ему объяснили, что на его статус гражданина РФ это никак не влияет, тем более, что он может свободно указывать свою национальность.

Наконец, весьма громко обсуждалось определение № 931-О-О от 15 июля 2010 года, определявшее порядок проведения публичных слушаний по "Охта-центру". Напомним, что к моменту вынесения решения, этот вопрос о строительстве газпромовского небоскреба взбудоражил не только петербуржцев, но даже и ЮНЕСКО. Хотя определение было отказным, судьи КС по косточкам разобрали деятельность и функции Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, объяснили, как правильно проводить слушания, а также потребовали охраны всех "ценных градоформирующих объектов", учитывая "ответственность перед будущими поколениями". Эта фраза ясно показала, что переехавший в здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге КС уже окончательно там прижился.

Кстати

С текстами постановлений КС можно ознакомиться на сайте "РГ" в разделе "Конституционный суд".

Конституционный суд РФ занимается конституционным контролем, т.е. следит за тем, чтобы самые важные нормативные акты России не противоречили Конституции РФ.

Он действует на основании ст. 125 Конституции РФ и Федерального конституционного закон от 21 июля 1994 г . № 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Дела, которые он рассматривает, можно разделить на несколько групп.

Д ела по запросам государственных органов

К первой группе относятся дела по запросам Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, одной пятой членов Совета Федерации РФ или одной пятой депутатов Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

По их запросам Конституционный суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента (т. е. его нормативных указов и распоряжений), Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;

в) договоров между органами власти России ее субъектов и между органами власти самих субъектов Российской Федерации;

г) международных договоров, которые еще не вступили в силу.

Постановления по этим делам интересны для нас тем, что часто ими признаются неконституционными правовые акты, которые касаются наших прав и обязанностей. Поэтому, изучая правовую сторону дела, нужно проверить, не высказывался ли Конституционный суд РФ по вашему вопросу.

“Дело о прописке”

Вот только один пример постановления, которое принял Конституционный суд РФ по запросу губернатора Нижегородской области [1] .

Он признал не соответствующими Конституции РФ пункты 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые были утверждены Правительством РФ.

В них говорилось о том, что срок регистрации гражданина по месту пребывания (т.е. по месту его временного проживания) не может быть больше шести месяцев, и только в исключительных случаях он может быть продлен органом, который занимается регистрацией.

Также в этих Правилах было указано несколько оснований для отказа в регистрации по месту пребывания или жительства. Чтобы суть этого дела стала совершенно понятна нужно сказать, что сегодня регистрация заменила существовавшую ранее прописку.

Конституционный суд РФ указал, что регистрация гражданина по месту жительства, в соответствии с частью первой статьи 6 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, проводится после предъявления им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и документа, который является основанием для вселения гражданина в жилое помещение (т.е. ордера, договора, заявления гражданина, который предоставил жилое помещения и т.д.), или его надлежаще заверенной копии. Требование представить другие документы является незаконным.

В соответствии с этим же законом у регистрирующих органов нет права ограничивать время пребывания гражданина там, где он хочет находиться, поэтому регистрация не может ограничиваться шестимесячным сроком.

Проще говоря, в соответствии с этим постановлением гражданин может зарегистрироваться там, где он временно или постоянно живет, не зависимо от того нравится это местным властям или нет и на тот срок, на который пожелает.

Его обязаны зарегистрировать по месту жительства или пребывания по предъявлении документов, установленных законом, а все акты федеральных, региональных и местных властей, которые ограничивают это право, являются незаконными и не должны применяться.

Споры о компетенции

Ко второй группе дел, которые рассматривает Конституционный суд, относятся дела по спорам о компетенции, т.е. о том, к чьему ведению относится решение тех или иных вопросов:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Поскольку споры в таких высоких сферах обычно не затрагивают наши права и свободы, мы просто примем к сведению, что у Конституционного суда есть такие полномочия.

Дела по жалобам граждан

К третьей группе относятся дела о проверке законов, которые применены или должны быть применены в конкретном деле по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и по запросам судов. Именно эти дела представляют для нас самый большой интерес.

Каждый гражданин (или группа граждан), считающий, что его права нарушены каким-либо законом (федеральным или субъекта федерации) может подать жалобу в Конституционный суд и потребовать, чтобы он проверил, соответствует ли этот закон Конституции РФ. Такая же жалоба может быть подана по поводу конституционности части закона, т.е. статьи, пункта, подпункта и даже отдельных предложений.

Жалобу можно подать только в том случае, если:

1) закон затрагивает (т.е. нарушает, ограничивает и т.д.) конституционные (т.е. перечисленные в Конституции РФ) права и свободы гражданина;

2) закон уже применен или должен быть применен в конкретном деле, которое рассматривается или уже рассмотрено в суде или в другом органе.

Второе условия является очень важным, поскольку гражданин может требовать проверки не любого закона, а только того, который создает неудобство именно для него.

К жалобе в Конституционный суд нужно приложить официальный документ, подтверждающий применение или возможность применения закона. Таким документом может быть, например, решение вынесенное по конкретному делу. Должностные лица и органы, рассматривающие судебные и административные дела, обязаны выдавать копии таких документов .

Нужно помнить, что Конституционный суд не пересматривает решения других судов, не рассматривает жалобы на их действия и не имеет права отменять их решения. Т.е. он не является судом последней инстанции, а “всего лишь” решает вопрос о конституционности закона, который обжалуется гражданином. Поэтому жаловаться в Конституционный суд на другие суды и на их решения не нужно.

Обращаться к нему следует тогда, когда вы уверены, что закон, мешающий вам защитить свои интересы, противоречит Конституции РФ и другие способы для выхода их этой ситуации (например, обращение к суду или к другому органу с требованием не применять этот закон) не принесли результата.

Рассмотрение жалобы Конституционным судом - это долгий и сложный процесс. Долгий, потому что количество обращений в Конституционный суд очень велико, и многим приходится ждать не менее года, чтобы их вопрос был рассмотрен.

Сложный, потому что составление жалобы в Конституционный суд и отстаивание перед ним своей позиции - это работа, которая под силу только профессионалу. Не случайно представителями гражданина в Конституционном суде могут быть только адвокаты, а также кандидаты и доктора юридических наук. Конечно, гражданин может не иметь представителя и вести свое дело самостоятельно, но в этом случае его шансы будут очень малы.

Но есть и другой вариант. Любой суд (арбитражный или общей юрисдикции), придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, который он применил или должен применить в конкретном деле, обязан обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке его конституционности.

Другое дело, что не каждый суд станет это делать. Некоторые из них предпочитают “не приходить к выводу” о несоответствии закона Конституции, чтобы не затруднять себе жизнь и никуда не обращаться. Тем не менее, гражданин, заявляющий о неконституционности какого-либо закона, может ходатайствовать об этом, и всегда есть вероятность, что ходатайство будет удовлетворено.

Конституционный суд рассматривает и другие дела, но они не представляют для нас большого интереса.

[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г . № 4-П “По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713”

Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.

Читайте также: