Какая фреска находится на западной стене храма а вознесения б преображения в страшного суда

Обновлено: 15.05.2024

Страшный суд русского мастера сильно отличается от западноевропейского его представления с разделением людей на праведников и грешников, одни из которых возлетают в Эмпирею, другие – низвергаются в ад и страшные мучения.

Трубы Апокалипсиса – это не пытки и не деление на хороших и плохих. Это звуки фанфар, возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу каждому, приглашая войти в единство с Ним.

Из грозного события сцена Страшного суда превратилась под кистью Андрея Рублева в торжество человеколюбия.

Фрески находятся в Успенском соборе Владимира и является памятником культуры, взятым под охрану ЮНЕСКО.

Глядя на удивительные фрески, сравнивая их с картинами Босха, понимаешь, чем русский национальный характер отличается от западно-европейского с его стремлением не дать или заставить. Столь же строги и образы страшного суда XII века на иконах и фресках того периода.

Суд Божий не может быть справедливым и праведным, потому что несть человек, который поживет и не согрешит. Суд может быть только милостью Божией и ничем иным. Милость на Страшном суде значительно важнее и сильнее, чем наказание, важнее страха адских мучений, которыми полны картины Босха.

Бог требует только любви и милости и Сам есть Любовь. Что есть человек перед силами стихии? Песчинка, червь, раздавить которого не составит никакого труда. И так ли уж будет велик Бог, если начнет расправляться с беззащитными? Сила Бога не в этом и не ждет Он от человека безгрешности. Судный день для всех воскресших – это встреча, встреча первого дня Нового мира и Нового неба, встреча с милостивым Судиёй.

Так думал русский иконописец, когда приступал к росписи западной стены собора. Он опирался на образы живых русских людей, с которыми встречался, разговаривал, кто только что одолел татаро-монгольское иго на Куликовом поле. Страшный суд Андрея Рублева – это, прежде всего, память об ушедших поколениях, создавших землю русскую, воздаяние тем, кто уже никогда не вернется из боя.

Но это обращение не только к тем поколениям, что жило до Андрея, но и взгляд в будущее, навстречу грядущему поколению, которое еще будет жить после. Страшный суд - это ожидание встречи всех, кто в Судный день восстанет из гробов, кого отдаст Земля и Море, кого встретит Спаситель. Таким был замысел Андрея, когда он приступал к росписи сводов храма.

Нужно было показать единство и соборность всего человечества, идею, взятую у Сергия Радонежского. И он начинает. Начинает роспись с западной арки свода под хорами.

На самом верху арки Андрей изображает круг, в который вписана огромная полусжатая Рука Божия, в которой Господь содержит души всех праведных.

В той же арке он размещает царя Давида (слева от Руки Божией и пророка Исайю (справа от Руки Божией ).

В руке Давида свиток со словами, обращенными к тем, кто не боится суда Божия и ходит путями неправедными, зная о своих злодеяниях. Лик царя кроток и полон тревоги за них.

Фреска пророка Исайи не сохранилась полностью, остались только его одеяния и свиток со словами, обращенными к жестоковыйному еврейскому народу, у которого и глаза ослепли, и уши не слышат, и не могут они узреть правды.

Ниже образов пророков изображены архангелы с трубами, возвещающими воскресение мертвых для Страшного суда. Под образом пророка Исайи – архангел Гавриил с поднятой кверху трубой; напротив, под царем Давидом, с опущенной к земле трубой - архангел Михаил.

Их трубный глас направлен в ту сторону, где изображены Земля и Море, отдающие своих мертвецов под звуки трубы. Этот призывный клич воспринимается по-разному. Андрей начинает свою фреску с этого трубного гласа, возвещающего начало Суда.

Под сводом, куда арка является входом, Андрей будет расписывать сцену, в которой сольются в единстве не только арки, своды, стены и их сочленения, но и предстанет в полном единстве сцена Страшного суда.

Лик Спаса добр и не внушает страха, серьезен, но не грозен. Господь творит Новый мир и всех приглашает участвовать в этом Творении. Его правая рука поднята кверху в благословляющем жесте. Левая опущена вниз, указывая путь в преисподнюю тем, кто не желает участвовать в творении Новой Земли и Нового неба. Господь Иисус Христос изображен в золотистых тонах, словно вылитый из золота: золотой нимб, светящиеся золотые власы и светящаяся золотая одежда.

Над Спасом изображены два парящих ангела, сворачивающих в свиток старое небо и отживший мир со старыми светилами, луной и звездами, который должен уступить место новому и невиданному царству добра и света.

Под изображением Спаса находится изображение престола, место Суда, пред которым предстанет всяк человек. На нем лежит большой Крест, орудие страстей Господних, и раскрытая книга с деяниями воскресших и пришедших на Суд. Здесь же у подножия престола изображены павшие ниц Адам и Ева, как образ искупленного человечества.

Слева и справа, согласно иконописной традиции деисусного чина, в молитвенных позах стоят Богородица и Иоанн Креститель, умоляя Спасителя пощадить род человеческий за их прегрешения. За Богородицей располагается архангел Михаил, за Иоанном Крестителем - архангел Гавриил. За ними следуют соответственно апостол Петр и апостол Павел.

Архангелы, выступая впереди ангелов, словно возглавляют их воинство, изображенное за спинами восседающих апостолов. Особенно тепло, легко и в свободном музыкальном ритме изображены ангелы южного свода с благородными и нежными ликами.

Павел и Петр, изображенные отдельно от других апостолов, тоже словно возглавляют ряды апостолов, изображенных на других стенах свода, с северной и южной стороны от арки. На северной стороне склона – апостолы Андрей, Марк, Лука и Матфей. Последним, на склоне восточной арки, мы видим ап. Филиппа.

На южной - Фома, Иаков, Варфоломей, Симон и Иоанн. Лики всех участников Страшного Суда (ангелов, архангелов, апостолов) выражают не гнев и страх, а доброжелательное, светлое и спокойное настроение, словно они идут на встречу, которая должна принести только радость и свет.

Апостол Матфей под кистью Андрея - тихий и кроткий старец, в котором выражена мягкость и расположенность к людям.

Лука изображен молодым и решительным. Он готов участвовать в этом Суде. Марк со спокойным выражением ожидает Суда.

Андрея Первозванного Рублев пишет по-особому. По легенде Андрей Первозванный пришел в Крым, в Корсунь и отправился вверх по Днепру. Ночью на одном из привалом ему приснился сон, что здесь будет великий город .

Это предсказание Андрея сбылось: на этой горе возник Киев. Потом он пойдет на север в Новгород. Андрей Первозванный у Рублева – крепкий человек с широкими плечами и крепкой шеей, с густой округлой бородой, размышляющий о том, чему он должен быть свидетелем.

В арке, которая ведет под купол, Андрей Рублев напишет в круге четырех зверей, олицетворяющих четыре царства, после которых наступает царство Христово. Они изображены в динамике, словно бегут по внутреннему кругу, опережая друг друга:

медведь (царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское царство) и человекозверь (Римское царство). Но ни у кого из них, кроме последнего, нет хищного выражения. На этот круг указывает пророку Даниилу Ангел. Их фигуры изображены на северной стороне свода, в самом низу

Там, где изображены Море и Земля, отдающие своих мертвецов, мы видим праведных жен, идущих на суд. Они изображены напротив пророка Даниила и Ангела. Их лица не выражают страха, они ждут не наказания, а встречи с тем, Кого так долго ждали, Кто для них радость и счастье.

Рядом, чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая. В толпе праведников можно различить Николая Угодника и Григория Богослова, Савву Освященного и Антония Великого, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Великом Новгороде.

58° 29.8302 ′N , 31° 18.6904 ′E
58.49717N, 31.31151E
58°29′49.81″N, 31°18′41.43″E

Ошибка в координатах?















Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Фрески и граффити Спаса на Нередице

Материал понравился:

58° 29.8302 ′N , 31° 18.6904 ′E
58.49717N, 31.31151E
58°29′49.81″N, 31°18′41.43″E

Рядом с разрушенной в годы войны церковью Благовещения ( Рюриково городище. Из прошлых лет и глубины веков. ) высится ещё один шедевр древнерусской архитектуры и фресковой живописи – церковь Спаса на Нередице.



Впервые мир узнал о Спас-Нередице в 1867 году, когда на Всемирной выставке в Париже были показаны акварельные копии нередицких фресок, выполненные художником Николаем Авенировичем Мартыновым. Нередицкие образы так потрясли посетителей выставки, что мартыновским рисункам была присуждена бронзовая медаль. Копии древних фресок пробудили интерес к углублённому изучению русской старины, тем самым сыграв в судьбе Нередицы немаловажную роль. Это уберегло росписи от поновления или полного уничтожения, что происходило достаточно часто во второй половине XIX века.



Каменный храм был сооружен летом 1198 года князем Ярославом Владимировичем — сыном киевского князя Владимира Мстиславовича и внуком Мстислава Великого, князя Новгородского, построившего церковь Благовещения на Рюриковом Городище. Спустя год, в 1199 году, храм был расписан и стал основой Нередицкого мужского монастыря. В работе принимала участие довольно большая артель живописцев, что свидетельствует о срочности заказа. Существует гипотеза, весьма обоснованная, о причастности к росписи новгородского мастера Олисея Гречина — крупного духовного деятеля и художника.


Весной 1198 года смерть унесла двух сыновей князя: девятилетнего Изяслава, посаженного княжить в Луках, и пятилетнего Ростислава — в Новгороде. Похоронены дети были в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. И, по всей вероятности, церковь была предназначена для их поминовения, а также предполагалась, как родовая усыпальница. Но летописи не сообщают о захоронении кого-либо из членов княжеской семьи в тот период. И только в 1322 году при входе в диаконник в каменный саркофаг был положен князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского, занимавший новгородский престол с 1319 года и перед смертью принявший в Нередицком монастыре постриг.

В течение XVI-XVII веков монастырь пережил три бедствия: пожар 1543 года, опричный погром Ивана Грозного в 1570 году и шведское разорение начала XVII века, после чего пришел в упадок и был упразднён в 1764 году.




С августа 1941 года Нередица оказалась на линии огня вражеской артиллерии. В результате длившегося более двух лет обстрела здание превратилось в руину. Основная часть фресок оказалась погребённой под завалами.



Здесь и пригодились все материалы, собранные экспедициями в начале века! В 1956-1958 годах по сохранившимся обмерам, с использованием оригинальной кладки объём храма был восстановлен. Удивительно, но, несмотря на сильные разрушения, в храме уцелели некоторые первоначальные деревянные конструкции! Так, например, остались невредимыми — накат пола северной части хоров и косяк с дверью на лестницу, ведущую к ним. Была обнаружена даже подлинная деревянная оконница, хранящаяся на сегодняшний день в Государственном Историческом музее. На её основании были выполнены все нынешние оконные заполнения Нередицы.



Реставрационные работы ведутся до сих пор. Фрески, аккуратно собранные из-под завалов, собираются буквально по кусочкам, реставрируются и помещаются на стены.




Восстановление разрушенных фресок началось с изображения князя Ярослава Владимировича, подносящего храм Христу. Так получилось, что одним из самых первых найденных и установленных фрагментов был кусочек штукатурки с изображением креста на куполе макета храма, который князь держит в руках. И мне кажется, это очень символично! Князь-храмоздатель словно передаёт эстафету реставраторам.


Но не только фрески храма являются культурным достоянием, не меньшую ценность представляют и граффити, выполненные прямо на фресках, и датируемые XII-XIII веками! Некоторые участки покрыты ими полностью, но при этом авторы надписей были крайне аккуратны и никогда не писали на самих изображениях Святых. Эти надписи и рисунки являются несомненным показателем повсеместной грамотности населения домонгольской Руси.


Здесь же, ниже, мы видим фигуру бегущего воина, выполненную твёрдой рукой художника.


Если вы приглядитесь, то увидите, что ещё много чего интересного изображено на стене.



Граффити церкви Спаса на Нередице только-только начинают исследовать. Это интересный материал для изучения русской графики, как вида искусства. Они открывают новые возможности для познания культуры домонгольской Руси. И кто знает, может быть нас ждёт еще не одно открытие.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Россия, Великий Новгород, деревня Спас-Нередицы, 20А

Режим работы:
11.00 — 14.00,
выходные — четверг, пятница
Закрыт при выпадении осадков

Стоимость:
взрослый 120 руб.
студенты 60 руб.
дети до 18 лет бесплатно

nered_img01

Св. Лазарь, Иаков и Фока. Деталь росписи апсиды храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

Фрески Нередицы отличаются монументальностью. Фигуры даны в застылых, фронтальных позах. Если они двигаются, то у них тяжелая поступь; если они стоят, то кажутся прикованными к месту. Композиции распадаются на отдельные, замкнутые в себе звенья; обычно они строятся на основе точного соответствия частей, причем художники всячески избегают перекрещиваний и перерезываний. Композиции стелются вдоль стены, подчиняясь ее торжественному мерному ритму. Благодаря тому, что лица действующих персонажей почти всегда обращены к зрителю, все евангельские сцены развертываются в замедленном ритме, приобретая вневременный характер. Тяжелые фигуры, с большими головами и крупными конечностями, еще более усиливают монументальность этого искусства — торжественного и величавого, мужественного и волевого.

Идеалы, которые воплотили художники Нередицы, отличаются большой суровостью. Но эти идеалы претворены с предельным для того времени реализмом. Некоторые лица святых поражают своей выразительностью и правдивостью. Им присуща чисто крестьянская сила. Таковы головы пророков, евангелистов Луки и Матфея, пророка Ильи, отдельных святых жен и мучеников, особенно же головы святых в апсиде. Николай Чудотворец, Дометиан, Власий, Григорий Богослов, Фока, Лазарь — это незабываемые по силе экспрессии образы, в которых сквозь оболочку византийского канона пробивается струя такой жизненной силы, что от канона не остается и следа. Эти лица, резкие и решительные, имеют в себе нечто неповторимо новгородское. Исполненные в смелой, широкой манере, при помощи контрастов зеленых теней и белильных светов, они знаменуют одну из высших точек в развитии новгородской живописи XII века.

nered_img02

Св. Дометиан, Амфилохий и Власий. Деталь росписи апсиды храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

nered_img03

nered_img04

Петр Александрийский. Деталь росписи храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

Конха диаконика заполнена полуфигурой Иоанна Предтечи, своды украшены сценами из его жизни, апсида — фигурами святых жен, которые размещены здесь не случайно, поскольку в диаконик, в отличие от жертвенника, допускались диакониссы. Среди изображений святых жен привлекает к себе внимание Рипсимия. Хотя она рано вошла в общие святцы восточной церкви, особым почитанием она всегда пользовалась на Кавказе. Возможно, что в Нередице находилось изображение еще одной тесно связанной с Кавказом святой — Нины, которую Ш. Я. Амиранашвили склонен отождествлять с неизвестной женой, представленной в позе Оранты. [ Ch. Amiranaschvili. — Quelques remarques sur l’origine de procédés dans les fresques de Nèredicy — «Deuxième recueil, dédié à la mémoire de Théodore Uspenskij, 1-re partie. Paris, 1932, стр. 114.]

nered_img05

Св. Варвара. Деталь росписи храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

nered_img06

Апостол Филипп. Деталь росписи храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

nered_img07

Пророк Илья. Деталь росписи храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

nered_img08

Князь Ярослав Всеволодович, подносящий модель храма Христу. Фреска западного нефа храма Спаса на Нередице близ Новгорода. Около 1246 года.

nered_img09

Голова князя Ярослава Всеволодовича. Деталь фрески западного нефа храма Спаса на Нередице близ Новгорода. Около 1246 года.

Фрески Нередицы отличаются в целом очень большой живописностью. Они исполнены в смелой, размашистой, энергичной манере письма. Мастера Нередицы в совершенстве владели фресковой техникой, которую они сумели обогатить новыми фактурными приемами и новыми цветовыми решениями. Надо видеть, как ловко они прописывают черной краской брови, ресницы и ноздри, как виртуозно наносят той же черной краской зрачок поверх голубоватой прокладки белков глаз, как легко они пишут седые волосы, сочетая белильные мазки с зеленым или голубоватым тоном, как остроумно варьируют оттенки волос при помощи желтых, красных, черных и голубоватых мазков, чтобы по достоинству оценить вклад новгородцев в средневековую монументальную живопись.

Хотя Нередица была княжеским храмом, ее росписи лишены тех черт, которые обычно так ценились в высших кругах феодального общества. В них нет ничего утонченного, изящного, хрупкого, им чужда нарочитая отвлеченность замысла, они не обнаруживают никаких точек соприкосновения с памятниками константинопольского круга. Это искусство глубоко почвенное, связанное с местными традициями. В полнокровности и реализме его образов с необычайной силой пробивается народная струя. И это тем более показательно, что мы имеем здесь дело с росписью, украшающей, как уже было отмечено, княжеский храм. Следовательно, сам княжеский двор принужден был серьезно считаться со вкусами посадских кругов, которые превратились в грозную силу.

Росписи церкви Благовещения в Аркажах, храма Георгия в Старой Ладоге и церкви Спаса на Нередице, связанные тесным стилистическим сродством, наглядно говорят о том, что в Новгороде сложилась к концу XII века своя школа фрескистов. Она претворила все заимствованное со стороны в единый стиль, который смело может быть назван новгородским. Вот почему так беспочвенны все попытки приписать эти росписи заезжим греческим мастерам. [ См. Ph. Schweinfurth. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930, стр. 100, 108, 109. ] Здесь работали, без сомнения, новгородские художники, имевшие за собой длительную местную традицию.

(ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА под общей редакцией АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ, ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР В.С. КЕМЕНОВА И ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА АН СССР В.Н.ЛАЗАРЕВА — Том II ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР МОСКВА 1954. Глава первая ИСКУССТВО НОВГОРОДА)


Кто изображен на фреске Микеланджело

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.


Портрет Томаззо Кавальери работы Микеланджело



Это интересно!

Генрих Уильям Пфайффер говорил:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.


Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы.


Портрет Пьетро Аретино работы Тициана

В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.


Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.


В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.


Тела, воскресающие после смерти, Фрагмент

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.


Джироламо Савонарола. Портрет


Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Читать еще: Проектирование детского развлекательного центра "маленький мир". Как открыть детскую игровую комнату

Возможно Вас заинтересует:

Секреты фрески, ставшие достоянием


Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Страшный суд картина фреска Микеланджело. Описание.

Страшный суд Божий, Христов. Сикстинская капелла. Смотреть фото, значение, где находится, какой художник написал.

Страшный суд — каноническая фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Она выполнена на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Работа над фреской заняла четыре года, примерно между 1536 и 1541 гг. (подготовка стены за алтарем началась в 1535 году.) Микеланджело начал трудится над этой картиной примерно 25 лет спустя после окончания росписи потолка Сикстинской капеллы.

Эта достаточно масштабная работа (1200 см. х 1370 см.) изображает второе пришествие Христа и последний суд Божий над всем человечеством. Души людей возносятся в рай или опускаются в ад, в зависимости от решения Христа, окруженного выдающимися святыми: Екатериной Александрийской, Петром, Варфоломеем, Павлом, Иоанном Крестителем и другими.




Бьяджо да Чезена в роли Миноса, судьи загробного мира (фрагмент).

Гениталии на фреске, которые вызывали возражения, были зарисованы, после того как Микеланджело умер (1564 год). Это было поручено сделать художнику Даниеле да Вольтерра, когда Совет Трент осудил наготу в религиозном искусстве. Постановление Совета в части гласит: «Каждое суеверие должно быть удалено . любую похотливость следует избежать, в таком понимании, что фигуры не должны быть изображены или украшены так чтоб вызывать похоть . чтоб не было видно ничего профанского, вызывающего смущение, неблагопристойного… чтоб видели, что святость стала домом Божьим. Эти требования должны точно соблюдаться. Святейший Синод заповедует, что никто не допускается к любому священному месту, или церкви, чтобы разместить какие-либо необычные изображения, за исключением того, что изображение было утверждено епископом «.


Некоторые выдвинули гипотезу, что Микеланджело изобразил себя в виде снятой кожи, которую держит в руках Св. Варфоломей, так как мог ощущать презрение, когда был приглашен рисовать сцену страшного суда. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Микеланджело, в некотором отношении, мог чувствовать себя потерявшим всю свою силу и власть. Ему было примерно 66 лет, когда он закончил эту картину, и утверждалось, что сцена сдирания Варфоломеем кожи означает сдирание плоти в ожидании нового перерождения.



Апостол Варфоломей (фрагмент).

Общая структура картины, кажется, вертится вокруг Христа в центре, заменяя, таким образом, традиционную композицию, которая обычно состояла из горизонтальных слоев с изображением неба сверху, земли в середине и ада внизу. Безбородая и мускулистая фигура Христа окружена светом.

Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения.

Страшный суд Микеланджело: описание картины, фото

Сикстинская капелла

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) жил достаточно долго даже по современным меркам. За это время он создал немало гениальных произведений. Великий скульптор и художник в Сикстинской капелле работал дважды. Первый раз, с 1508 по 1512 года, он трудился над росписями потолка по заказу папы Юлия II. Написанные Микеланджело библейские сказания от сотворения мира до потопа, украшающие свод капеллы, представляют собой одни из самых известных работ автора.


Заказал фреску мастеру изначально папа Климент VII, умерший во время подготовительных работ к росписи. Его сменил Павел III, как и предшественник, пожелавший увековечить свое имя в истории при помощи великого произведения, созданного Микеланджело. Нужно сказать, что ему это вполне удалось. Сикстинская капелла считается сегодня лучшим вместилищем шедевров эпохи Возрождения, а вместе с именем Микеланджело в ее залах часто звучат и имена его заказчиков.

Отступление от канона

Читать еще: Как настроить электрогитару в домашних условиях. Способы настройки гитары, как настроить гитару


Однако главным моментом в работе великого мастера была обнаженность всех фигур, включая Христа. Верховный судья, ангелы, грешники и святые — все были изображены нагими, наделенными четко прорисованными телами. Через проработку поз Микеланджело добился необыкновенной выразительности картины. И именно эти два момента, обнаженные тела и представление Страшного суда в виде катастрофы, вызвало больше всего критики у современников мастера и в последующие эпохи.


Композиционно картина разделяется на несколько частей. В центре располагается фигура Иисуса Христа. Его рука воздета в карающем жесте, грозное лицо повернуто в сторону грешников. Рядом с Христом Дева Мария, она отвернулась в смятении. Мадонна не может вмешиваться в суд, но и отринуть беззаветную любовь ко всему человечеству тоже не в состоянии.

Центральные фигуры окружены двумя рядами тел. В первом, ближнем, располагаются пророки и апостолы. Второй круг образован телами грешников, падающих и утаскиваемых бесами в бездну ада, и возносящихся праведников.


В нижней части фрески написаны семь ангелов, провозглашающих приход Последнего дня. Под ними открываются могилы, мертвые вновь получают тела, Харон сгоняет веслом грешников из своей лодки в адские бездны.

Круг первый


Среди святых, окружающих Христа, многие фигуры хорошо узнаваемы. Здесь присутствуют апостолы с орудиями пыток в руках. Святые мученики изображены с предметами, приведшими к их страданиям и смерти. Это св. Себастьян со стрелами, св. Лаврентий, держащий решетку, на которой его сожгли, св. Варфоломей с ножом. Некоторые исследователи видят в искаженном лице на содранной коже, что держит мученик во второй руке, автопортрет Микеланджело.


Однако многие фигуры в этом круге остаются неузнанными из-за отсутствия характерных деталей, которые помогли бы их опознать.

Круг второй

Микеланджело изобразил на фреске в первую очередь людей с их страстями, делами, страхами и надеждами. В некоторых фигурах хорошо узнаваемы современники мастера. Здесь можно увидеть папу Павла III и Климента VII, церемониймейстера Бьяджо да Чезена (он изображен в виде царя душ Миноса с ослиными ушами) и одного из ярых противников картины Пьетро Аретино.


Нападки

Споры вокруг фрески разгорелись сразу же после ее завершения. По мнению одних, это был великий шедевр. Их оппоненты говорили, что мастер совершенно неподобающе обошелся с образами святых мужей и самого Иисуса, написав их нагими, осквернил капеллу такой фреской. Микеланджело даже пытались обвинить в ереси.

Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. В процессе реставрации в прошлом веке было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи.

Читайте также: