Как рассчитать пенсию судебного пристава по оупдс

Обновлено: 04.07.2024

1. Сколько приставы могут удерживать из пенсии (зарплаты, карты)?

С должника-гражданина может быть удержано не более 50 % заработной платы и иных доходов (пенсий, стипендий, больничных выплат, пособий по безработице и т.д.).

Удержания исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. Удерживать будут до тех пор, пока в полном объеме не будут погашены долги перед кредиторами.

Если доходов несколько, например, 2 зарплаты и пенсия, удержания производятся по всем или одному из видов доходов, на усмотрение пристава-исполнителя.

Основание для удержаний (исполнительный лист, судебный приказ или иной испол. документ), количество кредиторов и исполнительных производств – не имеет значения. Общий объем удержаний не может превышать 50% (по отдельным долгам 70%).

Если у Вас удерживается 50% по просуженным долгам, но в добавок Вы оплачиваете еще непросуженные (добровольно исполняемые) долги, то фактический размер долговой нагрузки может составить и 100 %.

ИСКЛЮЧЕНИЕ : в случае обращения взыскания на банковский счет должника, куда перечисляется его пенсия (зарплата), следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счет платежа (ч. 4 ст. 99 закона № 229-ФЗ).

К примеру, если у вас зарплата 10 000 руб., на зарплатной карте собралось 100 000 руб., сумма долга – 200 000 руб., а размер удержаний – 50%, приставы вправе списать со счета 95 000 руб., оставив вам 5 000 руб. Удержания со счетов в банке также имеют свои особенности, о чем расскажу в отдельных статьях.

Есть доходы должника, на которые вообще нельзя налагать взыскание .

  • получаемые алименты
  • детские пособия из бюджета,
  • пенсия по потере кормильца из бюджета
  • материнский капитал
  • пособие на погребение
  • деньги по возмещению вреда здоровью
  • ЕДВ (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое)
  • и др.

2. Поможет ли новый закон от 29.06.2021 № 234-ФЗ ?

Для решения проблемы должников в июле 2021 года президент уже подписал новый закон от 29.06.2021 № 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

Он призван обеспечить неприкосновенность минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.

Однако закон довольно сырой и имеет рад недостатков:

- во-первых , он распространяется только на долги, которыми занимаются приставы,

- во-вторых , он вступит в силу только с 01 февраля 2022 года,

- в-третьих , закон не работает автоматически, для получения льгот необходим заявительный порядок.

Подробнее о новом законе читайте по ссылке .

3. Почему не поможет банкротство?

По закону должник физ.лицо имеет право подать на свое банкротство вне зависимости от размера долга. Но сама процедура банкротства физ.лица довольно затратная и с учетом гонорара юриста составляет от 100 до 200 тыс. руб. Банкротиться с долгом ниже 300 000 руб. в большинстве случае вообще не имеет смысла.

Однако если у вас есть маленький и стабильный доход (пенсия) исполнительное производство не будет окончено.

4. А если изменить порядок исполнения решения суда или подать на отсрочку (рассрочку)?

Как показывает опыт такая процедура представляется малоэффективной для снижения долговой нагрузки. Суды не охотно идут на рассрочку исполнения более чем на 6 мес. и уж тем более на изменение способа и порядка исполнения судебного постановления.

Кроме того, при изменении способа и порядка исполнения судебного акта, отсрочке (рассрочке) бремя доказывания невозможности оплаты полностью лежит на Вас, а если идти по предлагаемому в этой статье пути, то при обжаловании незаконного решения пристава Кодекс административного судопроизводства возлагает бремя доказывания законности отказа на самого пристава. Суду легче принять выгодное для Вас решение.

5. Есть ли выход?

К счастью, да! Если удержания слишком велики, что оставшихся средств вам явно не хватает для проживания и содержания себя и/или иждивенцев, можно уменьшить % удержаний.

Конституционный Суд РФ также неоднократно высказывался на этот счет и указывал, если пенсия или зарплата является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника требует защиты прав последнего. Надлежит сохранять для него и иждивенцев необходимый уровень существования, чтобы не оставить за пределами социальной жизни (определение КС от 17 января 2012 г. № 14-О-О, от 24 июня 2014 г. № 1560-О, постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П, определения от 13 октября 2009 г. № 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. № 1064-О-О и от 22 марта 2011 г. № 350-О-О).

Примерным ориентиром служит прожиточный минимум по вашему региону. Он устанавливается ежеквартально и узнать его размер можно в интернете. Если после удержаний у вас и ваших иждивенцев остается на жизнь меньше, чем суммарный прожиточный минимум, значит можно рассчитывать на положительную перспективу.

Проведите расчет по соответствующей категории: если вы пенсионер, смотрите прожиточный минимум для пенсионеров, если есть ребенок - прожиточный минимум для детей.

Есть и другие варианты решения проблемы, например, если удержания производятся по судебному приказу и о его существовании вы узнали впервые, приказ можно отменить.

6. Что нужно для уменьшения процента удержаний?

  1. Собрать справки о доходах, расходах, составе семьи;
  2. Заявить письменное ходатайство приставу об уменьшении % удержаний;
  3. В случае отказа обжаловать решение (бездействие) пристава в суде.

7. Кому это подходит и какие исключения?

Этот способ № 1 подходит для должников с небольшими доходами или тех, у кого много иждивенцев.

Уменьшить % удержаний можно если у Вас долги по кредитам, займам, налогам, жилищно-коммунальным услугам, по возмещению вреда имуществу и иным обязательствам.

Исключение : нельзя уменьшить % удержаний по алиментам, по возмещению вреда здоровью, в связи со смертью кормильца. В этих случаях удержания могут доходить до 70 % Вашего дохода (ч.3 ст.99 закона № 229-ФЗ).

При возмещении ущерба от преступления удержания также могут доходить до 70 % дохода, но Верховный Суд РФ сделал очередной прецедент и также посчитал необходимым учитывать интересы должника (Определение ВС РФ от 14.02.2018 г. № 25-КГ17-41).

Для тех должников, которые не относятся к малоимущим, имеют приличные официальные доходы (зарплаты, пенсии) или не могут доказать наличие тяжелого материального положения больше подойдет способ № 2 , о котором читайте по ссылке .

8. Как уменьшить удержание по исполнительному листу или приказу?

Не все приставы вняли разъяснениям Верховного и Конституционного судов. Вам нужно самостоятельно инициировать вопрос о снижении размера удержаний .

Этап № 1. Сбор документов о тяжелом материальном положении.

- справки о фактическом составе семьи. Если состав прописанных членов отличается от фактического состава семьи, это тоже фиксируется иными справками (от квартального комитета и т.д.).

- документы о размере доходов всех членов семьи;

- документы о ежемесячных семейных расходах (например, об оплате ЖКУ за последний месяц, чеки на покупку лекарств + любые документы от врача о том, что данные лекарства вам выписаны, платежки о регулярном погашении непросуженных долгов, о съеме жилья и т.д.)

В спорных ситуациях справок придется собирать более десятка.

Список конкретных документов по каждой ситуации можете заказать у меня.

Этап № 2 . Уточняем ФИО пристава и сведения о делах.

Этап № 3 . Составляем ходатайство приставу.

Составьте письменное ходатайство приставу-исполнителю. Это можно сделать вручную разборчивым почерком (желательно это делать печатными буквами) или на компьютере.

Укажите желаемый процент удержаний, который по вашему мнению и исходя из вашего материального положения вы считаете возможным установить (например, 10%, 12%, 15% и т.д.). Меньше 10% указывать не стоит – прецедентов чтобы присуждали менее этого % в практике не встречалось. Снимите ксерокопию заполненного бланка ходатайства, который останется у вас. Снимите ксерокопии всех собранных справок и документов о тяжелом материальном положении и приложите к заполненному бланку ходатайства.

Важно обосновать свою просьбу в ходатайстве ссылками на нормы закона и судебной практики . Возможно это убедит пристава и дело до суда не дойдет.

Все документы в оригинале всегда держите у себя. Приставу и в суд необходимо представлять ксерокопии, при необходимости показывая оригиналы!

Этап № 4 . Подаем и регистрируем ходатайство.

Оригинал заполненного ходатайства с вашей подписью и ксерокопиями приложенных документов сдайте нарочно приставу и потребуйте, чтобы он (или секретарь) поставил отметку на вашем экземпляре ходатайства о принятии документов.

Уточните у пристава его полные данные (имя отчество), рабочий телефон, дни и часы приема, а также дни и часы приема его начальника, точный почтовый адрес районного (городского) отдела, в котором они работают, а также точное наименование и адрес вышестоящего Управления службы судебных приставов по вашему региону.

Если на вашем экземпляре отказываются поставить отметку о принятии, будьте настойчивее или сразу обратитесь к начальнику или его заму с просьбой при Вас зарегистрировать Ваше ходатайство.

Этап № 5 . Ведем учет сроков и требуем письменного ответа.

По истечении 10 дней Ваша задача добиться от пристава вручения Постановления о результатах рассмотрения ходатайства.

Если просьба не была удовлетворена или пристав не вручил Вам Постановление, крайне важно не пропустить следующие 10 дней для обжалования решений, действий (бездействий) пристава в районный (городской) суд по месту его нахождения (п.3 ст.219 КАС РФ).

Этап № 6 . Обращаемся в суд с административным исковым заявлением.

Срок рассмотрения такого заявления в суде – 1 месяц (п.1 ст. 226 КАС РФ). Госпошлину платить не требуется. Участие адвоката в суде также не обязательно.

Срок вступления решения суда в силу (если не было обжаловано) – 1 месяц. В целях экономии времени целесообразно потребовать обратить решение к немедленному исполнению (ст.188 КАС РФ).

ИТОГО если не считать время на сбор справок, на всю процедуру уйдет от 10 дней до 3 месяцев .

9. Можно решить проблему самому или с адвокатом?

• Нанимать адвоката для ведения дела дорого и невыгодно

• В интернете есть бланки документов, но они слишком примитивные. Насколько убедительно обоснована Ваша просьба, зависит исход дела.

• На каждом этапе возникнет масса вопросов: какие конкретно справки собирать? как узнать своего пристава? как подавать? сколько экземпляров? какой суд рассмотрит дело? каков порядок? что делать потом? и т.д.

О внесении изменений в Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2020 г. № 896

МОСКВА

О внесении изменений в Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что абзац первый пункта 2, пункты 31 и 4 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (в редакции настоящего постановления), распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 20 июня 2020 г. № 896

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

1. Абзац первый пункта 2 после слов "уголовно-исполнительной системы," дополнить словами "органов принудительного исполнения Российской Федерации,".

2. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31. В стаж службы (выслугу лет) для выплаты надбавки сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации помимо периодов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, включается время замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах.".

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе) стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном Законом о службе, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 38 Закона о службе в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно сокращению, введенному пунктом 7 статьи 1 Закона о службе в органах принудительного исполнения, сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

В этой связи положения части 14 статьи 92 Закона о службе в органах принудительного исполнения распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения.

Разъяснение подготовлено СПУ ДПД МВД России.

О законности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" фотографий и персональных данных сотрудников органов внутренних дел без их согласия

Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что федеральным законом возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральными конституционными законами от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.

Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России (далее - сотрудники полиции) определены статьей 152 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина (сотрудника полиции), либо в случаях, перечисленных в законе, в частности, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (подпункт 1 пункта 1), когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования (подпункт 2 пункта 1), а также когда гражданин позировал за плату (подпункт 3 пункта 1).

Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") предусмотрено, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане, имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона "О полиции" установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

На территориях, в зданиях органов внутренних дел могут располагаться как режимные помещения, так и помещения, предназначенные для приема граждан, в которых, как правило, размещаются информационно-справочные материалы.

К информации, размещенной в помещениях органов внутренних дел, в которых осуществляется прием граждан, и предназначенной для широкого круга лиц, доступ законодательно не ограничен и граждане вправе знакомиться с указанной информацией, в том числе фиксировать данную информацию любым доступным способом.

Доступ граждан к информации о деятельности полиции, в том числе с применением фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры в режимных помещениях является ограниченным, исходя из того, что в этих помещениях осуществляется деятельность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7). Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке (часть 2 статьи 17).

Таким образом, в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей, следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 указанного Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Учитывая, что законодательством Российской Федерации не может быть установлен запрет на фото-, видеосъемку сотрудников полиции, как публичного государственного служащего, во всех случаях, связанных с деятельностью органов внутренних дел, необходимо разъяснять гражданам условия использования полученного изображения. Так, изображение может быть использовано как доказательство в целях оспаривания действий должностных лиц органов внутренних дел (вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в судебном порядке).

При этом сотрудник полиции как гражданин Российской Федерации с одной стороны и как публичный государственный служащий с другой, чья деятельность определяется в том числе Федеральным законом "О полиции", вправе отказать в даче согласия на распространение своего изображения и персональных данных путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других источниках информации.

В этой связи, любой гражданин, в том числе сотрудник полиции при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения и персональных данных вправе обратиться в установленном порядке в суд.

В зависимости от условий дальнейшего использования полученного материала и преследуемых при этом целей в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно наступление уголовной ответственности. Например, частью 2 статьи 128 1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, при этом санкция за данное преступление предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

Любой гражданин России должен погасить имеющуюся задолженность перед государством, физическим или юридическим лицом. Если он отказывается добровольно исполнять обязательства, против него применяют санкции в виде ареста дохода. Такие законодательные нормы распространяются и на лиц пожилого возраста.

Но что делать, если маленькая пенсия — единственный источник дохода? Имеет ли право судебный пристав наложить на нее арест? Об этом поговорим в нашей статье. Если вы оказались в тяжелой финансовой ситуации, хотите добиться меньшей суммы взыскания в счет долга, обратитесь за консультацией к опытному специалисту.

Когда судебный пристав может арестовать пенсию?

Наличие задолженности и штрафов у пенсионера, который отказывается добровольно их погасить, дает судебному приставу право арестовать любой источник дохода. Как взыскать необходимую сумму и заставить должника выполнить возложенные на него обязательства?

Для этого суд может вынести решение о перечислении пенсии с банковского счета физического лица, в отношении которого рассматривается дело.

Правило не распространяется на пенсионные выплаты, положенные из-за потери кормильца. На данный тип пособий судебный пристав не имеет право наложить арест.

Законным основанием для начала исполнительного производства по взысканию пенсии в счет долга служит постановление суда. Арест денежных средств гражданина пожилого возраста используют, если необходимо обеспечить выполнение обязательств перед физическим лицом, организацией или государством.

Чаще всего встречаются следующие виды задолженности:

  • неоплаченные налоги;
  • долги по кредитам;
  • невыплата алиментов;
  • неоплаченные коммунальные платежи.

Судебные приставы не имеют права начинать исполнительное производство, если предварительно не уведомили должника о наличии непогашенных штрафов, налогов и других обязательств.

Только при наличии отметки о получении письма и по истечении определенного срока они могут наложить арест на счет пенсионера.

На какие доходы пристав может наложить арест?

Рассмотрим виды пенсий, которые может арестовать пристав по решению суда. Практически любой источник дохода — способ взыскания задолженности. Это может быть пенсия по старости, выплаты по инвалидности.

Решение об этом принимает суд на основании анализа обстоятельств в каждой конкретной ситуации. К видам пенсии, на которые может быть наложен арест, также относится накопительная, страховая, социальная, назначенная по одной из государственных программ поддержки.

Судебный пристав имеет право арестовывать фиксированную и страховую пенсионную выплату. Для этого необходимы следующие законные основания:

  1. Исполнительный документ.
  2. Постановление суда, которое предписывает удерживать часть пенсии в счет оплаты долгов.
  3. Решение ПФР (Пенсионного фонда России) об удержании суммы, которая была случайно перечислена в большем размере на счет пенсионера.

ПФР имеет полное право не выплачивать всю пенсию, если до этого гражданин получил лишнюю сумму по своей вине. Такая ситуация может возникнуть, когда человек предоставил недостоверные сведения для увеличения пособия, не сообщил важную информацию, которая влияет на размер выплат.

Но если вины получателя в сложившейся ситуации нет, сотрудники ПФР не имеют права требовать ареста денежных средств.

Пенсионеры должны помнить, что приставы не имеют права взыскивать денежные средства, если общий доход должника меньше установленного прожиточного минимума.

Правило распространяется на любой вид пенсии. Приставы также не имеют права направлять действия по аресту в сторону пособия на погребение, выплат из-за потери кормильца и компенсаций, которые положены гражданам, пострадавшим в ходе техногенной или радиационной аварии.

Порядок наложения ареста приставом на пенсионные выплаты

Пристав может арестовать пенсионный счет при наличии долгов, неоплаченных штрафов, налогов. Предварительно владелец получает уведомление с требованием закрыть задолженность.

В документе прописывают сумму и возможные последствия, если пенсионер добровольно не выполнит свои обязательства. Если получатель не реагирует на уведомление в указанный срок, пристав получает право взыскивать с его пенсионного счета часть денежных средств.

Последовательность ареста приставами пенсионного счета:

  • передача уведомления о наличии долгов письмом с отметкой о получении;
  • начало исполнительного производства;
  • арест банковских счетов или личного недвижимого, движимого имущества;
  • перечисление необходимой суммы на счет судебных приставов;
  • поступление денежных средств на банковский счет взыскателя.

Арест суммы происходит ежемесячно в счет погашения задолженности до тех пор, пока выплаты не закроют всю задолженность.

Случаются ситуации, когда пристав не может арестовать пенсионный счет в качестве источника для погашения долга. В этом случае он имеет право удержать денежные средства из любого другого дохода или использовать для этого недвижимое или движимое имущество пенсионера.

Размер взыскания приставом пенсионных выплат

Многих волнует вопрос, в какой процентной величине приставы имеют право удерживать денежные средства. Сумма, которую можно арестовать, определяется с учетом размера пенсии, но не должна превышать 50%.

Кроме того, размер взыскания зависит от органа, который его реализует. ПФР имеет право удержать 20–50% пенсии. Законодательство предусматривает возможность увеличения процента только в исключительных случаях, если пенсионером был нанесен:

  • серьезный вред здоровью взыскателя;
  • материальный ущерб в ходе преступления или правонарушения;
  • вред родственникам, пострадавшим от потери кормильца.

Пенсионер может обратиться к приставу с просьбой списывать в счет долга меньшую сумму. В качестве причины в заявлении следует указать тяжелое материальное положение, наличие иждивенца или другие обстоятельства, которые требуют финансовых вложений.

Если пристав отказывается рассматривать заявление, можно обратиться в суд. Возможно, он встанет на сторону должника.

Что делать, если пристав арестовал доходы, которые не подлежат взысканию? Должнику следует обратиться с претензией в исполнительные органы. Вместе с заявлением потребуется предоставить справку из ПФР и выписку по денежных операциям.

Документы должны подтверждать, что на данный счет не поступает других денежных средств, кроме пенсионного обеспечения. Если пристав ошибся, незаконный арест снимут в течение трех дней. Аналогичным образом необходимо поступить, если со счета списывают сумму, размер которой превышает 50% пенсии.

Если вы успеете предоставить все доказательства до того, как приставы перечислят деньги взыскателю, часть средств вернут обратно.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Читайте также: