Как представиться в суде имя фамилия

Обновлено: 16.05.2024

В суде вы можете защищать интересы не только лично, но и через представителя. Такие услуги могут оказывать юристы, адвоката, либо иные лица, которым вы передадите полномочия. В этом материале расскажу по шагам, как заявить ходатайство в суде о представителе.

Кого можно заявить в суде как представителя

Представительство интересов в судебных процессах может быть связано с отсутствием возможности личного участия, в получении помощи профессиональных специалистов. При рассмотрении дел в мировых судах и судах общей юрисдикции полномочия представителя будут определяться по ГПК РФ. Для арбитражных процессов аналогичные нормы содержатся в АПК РФ. Также специальные правила предусмотрены для уголовных и административных дел – в УК РФ и КоАП РФ, соответственно.

О том, как правильно вести себя в суде я уже рассказывал на примере ответчика. Так я подробно описал, нужен ли представитель в суде, как выбрать хорошего юриста.

Как правило, закон не устанавливает ограничений к личности и статусу представителя. Общим требованием является совершеннолетний возраст представителя и его дееспособность. В зависимости от категории спора, заявить в суде ходатайство о представителе можно по следующим лицам:

  • по гражданским делам представителем могут быть юристы, адвокаты, иные лица, даже не обладающие профессиональным статусом и юридическим образованием;
  • в арбитражном процессе защищать интересы могут юристы, адвокаты, руководители или представители организаций, иные лица;
  • в административном процессе можно нанять юриста или адвоката, либо заявить об участии иного представителя;
  • в уголовном процессе защиту может осуществлять только адвокат, а допуск в дело иных лиц разрешен по усмотрению суда только в исключительных случаях.

Ниже будем рассматривать особенности участия представителей в гражданском процессе, т.е. в мировых судах и судах общей юрисдикции.

Оптимальным вариантом будет привлечение представителем юриста или адвоката. В этом случае можно рассчитывать на правовую поддержку, понимание нюансов защиты в суде, грамотное отстаивание позиции. Найти юриста или адвоката вам придется самостоятельно, так как суд не имеет права оказывать содействие в этом вопросе.

Закон не запрещает заявить представителя в суде из числа родственников, друзей, коллег, иных лиц. Учтите, вы сами несете все риски при защите в суде и выборе представителя. Если выбранное вами лицо не разбирается в законодательстве и правилах судопроизводства, последствия могут быть печальными.

Не могут быть представителями в силу ст. 51 ГПК РФ:

  • действующие судьи;
  • представители прокуратуры;
  • следователи.

Перечисленные лица могут участвовать в гражданском деле только как представители уполномоченного органа (ведомства), либо как законные представители (например, если судья-родитель защищает интересы своего несовершеннолетнего ребенка).

В исключительных случаях закон допускает участие в деле представителя прокуратуры, если истец или ответчик не могут самостоятельно защищать свои интересы. Добиться поддержки прокурора можно, заранее доказав невозможность самостоятельной защиты. По спорам о защите прав потребителей, интересы неопределенного круга лиц могут представлять специалисты Роспотребнадзора.

Как подать ходатайство о представителе все по шагам

Как оформить полномочия представителя

Порядок привлечения представителей в гражданском процессе определен главой 5 ГПК РФ. Выделим ключевые моменты, связанные с представительством:

  • заявить об участии в деле представителя можно на любой стадии дела – при подаче иска, в любой момент до вынесения решения, на всех стадиях обжалования;
  • представитель может участвовать в деле одновременно с доверителем, либо самостоятельно;
  • закон не ограничивает количество представителей, которые могут участвовать в деле (по объемным и сложным делам несколько представителей могут взять на себя разные направления защиты);
  • чтобы ваше доверенное лицо смогло участвовать в заседаниях и реализовать иные полномочия, можно оформить доверенность у нотариуса, либо устно заявить о представителе в суде.

Обратите внимание! Если в гражданском деле участвует организация, она может самостоятельно выдать и удостоверить доверенность, т.е. без нотариуса. В этом случае придется подтвердить и полномочия руководителя, либо иного лица, ставящего подпись на доверенности.

Что лучше, оформить письменную доверенность через нотариуса или устно заявить о представителе в суде? Исходя из личного опыта, всегда рекомендуют заранее обратиться к нотариусу и заверить доверенность. Преимущества такого варианта:

  • в доверенности можно изложить все полномочия, предусмотренные в ГПК РФ, тогда как при подаче устного ходатайства их перечень будет ограничен;
  • нотариальная доверенность позволит представителю собирать справки и доказательства все суда, обращаться в иные ведомства, если это нужно для успешной защиты;
  • по доверенности представитель сможет получать копии материалов дела, судебное решение и исполнительный лист даже без вашего участия.

Единственным минусом нотариальной доверенность являются дополнительные расходы на ее оформление (в среднем, 1500-2000 руб.). Однако эта сумма несоизмерима с последствиями, которые могут наступить при ведении дела без поддержки юриста. Кроме того, при выигрыше дела можно взыскать с проигравшей стороны судебные расходы, в том числе на оформление доверенности.

Как подать ходатайство о представителе все по шагам

Какие полномочия можно передать представителю

Если представитель будет участвовать в гражданском процессе, ему даются те же полномочия, что и доверителю. Например, без дополнительного подтверждения возникнут права на участие в судебных заседаниях, на представление доказательств и доводов, на дачу устных и письменных пояснений. Однако в ст. 54 ГПК РФ указан перечень полномочий, которые могут возникать у представителя только по специальному распоряжению:

  • на подписание иска от имени заявителя, направление его в суд;
  • на передачу спора на рассмотрение третейского суда;
  • на предъявление встречного иска;
  • на полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера;
  • на признание иска;
  • на изменение его предмета или основания иска;
  • на заключение мирового соглашения;
  • на передачу полномочий другому лицу, т.е. передоверие;
  • на обжалование решения или иного акта суда;
  • на предъявление исполнительного документа к взысканию;
  • на получение присужденного имущества или денег.

Список внушительный, не правда ли? Законодатель выделил в этот перечень наиболее важные полномочия, которые могут затрагивать интересы истца, ответчика или иного участника дела. При оформлении доверенности или подаче устного ходатайства вы можете указать полный перечень специальных полномочий, либо выбрать только некоторые из них. Например, можно не передавать полномочия по отказу от иска и получения присужденных сумм.

Выдавая доверенность, нужно указать только те полномочия, которые понадобятся вашему представителю. Нотариус обязан проверить, что доверитель осознает суть происходящего и все последствия своих действий. Для этого весь текст доверенности озвучивается устно, а вы можете внимательно изучить проект документа.

Если вы решили устно заявить о представителе в суде, указанные выше полномочия также придется озвучивать отдельно. Во избежание проблем, нужно убедиться, что в протоколе заседания были отражены все специально заявленные полномочия.

Как подать ходатайство о представителе все по шагам

Как правильно заявить в суде о представителе: все по шагам

Учитывая изложенные выше правила, разберем, как выбрать представителя и допустить его в процесс. Идем по шагам:

  • Шаг 1. Выбираем юриста, адвоката или иное лицо, которое будет защищать ваши интересы в суде;
  • Шаг 2. Определяемся с перечнем полномочий, которые будут переданы представителю (учитываем перечень по ст. 54 ГПК РФ);
  • Шаг 3. Обращается к нотариусу, передаем копию паспорта представителя, указываем перечень полномочий;
  • Шаг 4. Прикладываем доверенность к исковому заявлению, либо представляем ее непосредственно в судебный процесс;
  • Шаг 4.1. Устно заявляем в суде о представителе, если на него не оформлялась доверенность;
  • Шаг 4.2. При устном ходатайстве указывает специальные полномочия, которые передаются представителю.

Ходатайство о представителе можно заявить не только устно, но и письменно. Этот документ составляется в произвольной форме, но нужно указать личные данные доверителя, т.е. вас, и представителя.

Как устно заявить о представителе в суде? Вам не придется зачитывать долинную речь. Чтобы соблюсти формальности, достаточно сказать следующую фразу:

Прошу допустить к участию в деле по устному ходатайству моего представителя, Иванова Ивана Иванович (ФИО, естественно, поменяете под своего представителя).

Если ваши интересы представляет юрист или адвокат, он поможет скорректировать эту фразу с учетом специальных полномочий. В устном или письменном ходатайстве можно сделать ссылку на ст. 53 ГПК РФ. В большинстве случаев суд удовлетворит устное или письменное ходатайство сразу на месте. После этого представитель сможет защищать ваши интересы в судебных заседаниях.

Если у вас возникли проблемы с допуском представителя в суд, обращайтесь к нашим юристам. По основным процессуальным вопросам участия в судебном процессе вы получите бесплатную консультацию. Вы можете сами выбрать удобный способ общения с юристов – по телефонам, указанным на сайте, либо через форму обратной связи.

Наш сайт не навязывает юридических или финансовых услуг, не требует регистрации для скачивания образцов документов. Если вам пригодились советы, подготовленные авторами, вы можете поддержать наш проект, перечислив любую сумму по реквизитам:

Документы, приобщённые к заявлению, за исключением тех, которые претендент на должность судьи заполняет лично, должны быть заверены в установленном порядке (например, нотариальное удостоверение, заверение кадровой службой по месту работы).

Не допускается представление копий документов, снятых с копий.

Претендент на должность судьи дополнительно представляет:

В случае проживания претендента ранее за пределами Российской Федерации - справку от консульства страны проживания об отсутствия гражданства этой страны;

Копию свидетельства о рождении кандидата и копии свидетельств о рождении супруга (супруги), детей, в том числе неполнородных;

Копию свидетельств об установлении отцовства, смене фамилии, имени, отчества;

Копии документов об образовании (высшем, переподготовке и т.д.). К документу об образовании прилагается вкладыш к диплому (выписка из зачётно-экзаменационной ведомости). При получении высшего юридического образования по программам бакалавриата и магистратуры представляются диплом магистра и диплом бакалавра. В случае получения образования в негосударственном высшем учебном заведении необходимо предоставить копию лицензии и копию свидетельства о государственной аккредитации ВУЗа на момент получения диплома.

Копию ИНН, СНИЛС кандидата и копии ИНН членов семьи;

Копию свидетельства о заключении брака и копию свидетельства о расторжении брака (если несколько, то всех);

Копию свидетельства о смерти родственников (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сёстры, а также родители, дети, родные братья и сёстры супругов, супруги детей);

Копию свидетельства о расторжении брака между родителями – если родители не состоят в браке;

Если родственники или свойственники являются учредителями или участвуют в управлении хозяйствующими субъектами (независимо от того участвовал ли данный субъект в рассмотренных в суде делах) - выписку из ЮГРЮЛ;

Пояснения по имуществу с указанием источника средств, на которые оно приобретено, и приложением правоустанавливающих документов, документов о совершении сделок.

Анкета

Сведения обо всех родных братьях и сёстрах претендента и его супруга, как о полнородных, так и неполнородных.

Сведения о супругах детей.

При вступлении претендента неоднократно в брак дополнительные сведения в пункте 15 анкеты, в частности:

о бывших супругах, сохранивших фактические брачные отношения, их родственниках;

о бывших супругах, сохранивших отношения в части воспитания совместных детей, и их родственниках;

о лицах, состоящих в фактических брачных отношениях с претендентом, их родственниках (свойственниках);

о близких лицах, к которым могут быть отнесены отец (мать) детей, рожденных вне брака.

Кроме того, при ведении общего хозяйства, совместном проживании претендента, не состоящего в брачных отношениях, представлять, справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера фактического супруга(и).

При вступлении детей претендента неоднократно в брак сведения об их бывших супругах отражать в пункте 15 анкеты.

Фактическое место работы (наименование и адрес организации), должность родственников, являющихся пенсионерами, но продолжающие осуществлять трудовую деятельность.

При отсутствии полной информации о ком-либо из близких родственников, сведения о которых должны быть отражены в анкете, претендент на должность судьи вправе сделать соответствующую оговорку в анкете и отразить в автобиографии те обстоятельства, которые считает необходимыми.

в разделе VI. Автобиография

дополнительно указывать сведения

- о нахождении претендента в фактически брачных отношениях;

- о биологическом отце ребёнка, с которым претендент не состоит в браке (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, (если изменял фамилию, указать прежнюю), при известности место работы, должность, место жительства (регистрации));

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, (если изменял(а) фамилию, указать прежнюю), при известности место работы, должность, место жительства (регистрации) о бывших супругах, сохранивших фактические брачные отношения, их родственниках; о бывших супругах, сохранивших отношения в части воспитания совместных детей, и их родственниках; о лицах, состоящих в фактических брачных отношениях с претендентом, их родственниках (свойственниках); о близких лицах, к которым могут быть отнесены отец (мать) детей, рожденных вне брака;

- о детях супруга(и), не являющимися детьми претендента (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, (если изменял(а) фамилию, указать прежнюю), при известности место работы, должность, место жительства (регистрации));

- сведения о бывших супругов детей (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, (если изменял(а) фамилию, указать прежнюю), при известности место работы, должность, место жительства (регистрации);

- о фактических отношениях претендента с родителями, если они не состоят в браке;

- о лицах, совместно проживающих, не являющиеся членами семьи претендента (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы, должность);

- о выполнении требований претендентом, близкими родственниками по уплате налогов, пеней, штрафов (в случае привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД в виде штрафа документы (справку) из ГИБДД, подтверждающие исполнение наказания (отсутствие неуплаченных штрафов)).

По вопросам заполнения, подачи документов в квалификационную коллегию судей претенденты на должности судей могут обращаться в аппарат квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия) в рабочее время по тел: 8 (4112) 35-52-86 или по адресу: Каландаришвили ул., д.5, каб. 315, г. Якутск.

Истребование документов с территории иностранных государств осуществляется в рамках международной правовой помощи на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 г. в Минске, действующей во взаимоотношениях России с государствами-участниками СНГ и Грузии (в редакции Протокола к ней от 28.03.1997, в котором участвует Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина, Таджикистан), двусторонних договоров Российской Федерации.

Порядок предоставления государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства установлен Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИДа России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124 (далее - Административный регламент).

Получателями государственной услуги при истребовании личных документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, об образовании, о трудовом стаже и других документов, касающихся прав и интересов заявителей являются:

- российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых истребуются документы;

- родственники умершего или другие заинтересованные лица в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);

- родители (лица их заменяющие) или представители органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);

- иное лицо в случае представления доверенности, удостоверенной в установленном порядке, от лица, имеющего в соответствии с настоящим актом право на получение документов.

Для истребования личных документов в соответствии с Административным регламентом заявитель вправе обратиться по почте в орган ЗАГС по месту жительства, главное управление (управление) Минюста России по субъекту Российской Федерации (далее - территориальный орган Минюста России) или Минюст России, предоставив заявление об истребовании документа (бланк которого предусмотрен приложениями №№ 5 и 6 к Административному регламенту) и копию паспорта.

В случае личной' явки в орган ЗАГС, территориальный орган Минюста России заявитель представляет: документ, удостоверяющий личность, и заявление об истребовании документа (бланк которого предусмотрен приложениями №№ 5 и 6 к Административному регламенту).

Заявление заполняется с использованием компьютерной, машинописной техники или разборчивым почерком (не допускается исправление ошибок путем зачеркивания и с помощью корректирующих средств).

При истребовании документов по линии ЗАГС с территории других государств (дальнего зарубежья), а также документов об образовании, о трудовом стаже и других документов, касающихся прав и интересов заявителя, хранящихся в архивных фондах (либо в организациях до передачи в архивные фонды), - следует заполнить заявление, бланк которого предусмотрен приложением № 5 к Административному регламенту.

В случае истребования документов об образовании в заявлении указываются анкетные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, сведения об их изменениях и другие сведения), наименование и адрес (если известно) учебного учреждения, в котором осуществлялось обучение, период обучения, полное наименование истребуемого документа и цель его получения.

В случае истребования документов о трудовом стаже в заявлении указываются анкетные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, сведения об их изменениях и другие сведения), наименование и адрес (если известно) организации, в которой осуществлялась трудовая деятельность, периоды работы, полное наименование истребуемого документа и цель его получения, а также сведения, которые должны содержаться в истребуемом документе. Кроме того рекомендуется к заявлению прикладывать копии листов трудовой книжки, а при наличии и других документов об осуществлении трудовой деятельности на территории иностранного государства.

В случае истребования документа о наличии (отсутствии) гражданства в заявлении указываются анкетные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, сведения об их изменениях, дата и место рождения и другие сведения), периоды и адреса проживания на территории иностранного государства и другие сведения в соответствии с пунктами бланка заявления.

Заявление заполняется на каждый документ отдельно.

В соответствии с пунктом 24 Административного регламента с территории иностранного государства взимается государственная пошлина за каждый документ.

Государственная пошлина уплачивается за истребование документов с территории иностранных государств – 350 рублей за каждый документ (подпункт 52 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Реквизиты, необходимые для уплаты государственной пошлины, а также бланк заявления предоставляются заинтересованным лицам органами записи актов гражданского состояния по месту жительства, территориальными органами Минюста России или Минюстом России.

Реквизиты банковского счета Минюста России:

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство юстиции Российской Федерации)

Лицевой счет: 04951003180

Юридический адрес: 119049, Москва, ул. Житная, д. 14, стр. 1

Почтовый адрес: 119049, Москва, ул. Житная, д. 14, стр. 1

Тел. (495) 677-06-09, 677-06-12

Казначейский счет: 03100643000000019500

Единый казначейский счет: 40102810045370000002

Наименование банка: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ // Межрегиональное операционное УФК по г. Москве

КБК 31810807200010037110 – государственная пошлина за истребование документов с территории иностранных государств.

лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

родственники умершего или другое заинтересованное лицо в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);

опекуны лиц, признанных недееспособными;

иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:

родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;

лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.

По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

Лицу, не состоящему в браке, по его просьбе может быть выдан документ об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака заявителя.

Документы о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств направляются в органы ЗАГС по месту жительства (нахождения) заявителей для последующего вручения.

Другие документы направляются заявителям непосредственно по почте.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации для использования документа на всей территории Российской Федерации он должен быть переведен на русский язык.

Согласно статье 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Пунктами 1 статьи 74 Федерального закона предусмотрено, что восстановление записей актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) Минюста России, его должностных лиц

Заявитель имеет право на обжалование нарушения порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в решениях, действиях (бездействии) Минюста России, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в досудебном (внесудебном) порядке путем обращения в Минюст России.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование у заявителя документов, не предусмотренных Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;

отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом для предоставления государственной услуги, у заявителя;

отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены Административным регламентом;

затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отказ Минюста России в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является жалоба заявителя, поданная в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

Жалоба должна содержать:

наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;

доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба, поступившая в Минюст России, подлежит рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения Минюста России, осуществляющего полномочия по предоставлению государственной услуги, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Минюста России, его должностных лиц в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Минюст России принимает одно из следующих решений:

удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Минюстом России опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

отказывает в удовлетворении жалобы.

Минюст России отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями правил обжалования в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Минюст России вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

основания для принятия решения по жалобе;

принятое по жалобе решение;

в случае, если жалоба признана обоснованной, – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Повторные свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния могут быть истребованы лицами, указанными в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

Личная рукописная подпись человека – это собственноручно выполненное человеком уникальное графическое начертание совокупности символов с применением некоторых оформительных приёмов, служащее для идентификации человека.

Тем не менее, в настоящее время наиболее популярным подходом к определению понятия личной подписи в правоприменительной практике является определение личной подписи как уникальной совокупности символов, написанных от руки, с применением определенных оформительных приемов, служащей для идентификации человека [2] .

Спе­циальные правила выполнения подписи отсутствуют, поэтому каждый человек вправе выбрать (создать) себе подпись произ­вольно. Подпись может состоять из букв, как образующих фамилию человека так и не образующих его фамилию. При этом обозначение фамилии в подписи, как правило, отличается от обычного её начертания. Подпись также может состоять из не образующих буквы символов (штри­хов, росчерка), выполненных с применением определенных оформительных приёмов, или содержать таковые.

Также стоит отметить, что закон не требует от человека иметь постоянную устойчивую личную подпись, поэтому человек вправе изменять свою личную подпись.

Несмотря на то, что требования к личной подписи отсутствуют, необходимо иметь ввиду, что простые и краткие подписи не поддаются идентификации, то есть даже посредством проведения почерковедческой экспертизы будет невозможно установить, кому именно принадлежит такая подпись [3] .

В случаях, когда подпись человека в документе визуально выглядит простой и краткой, рекомендуется настоять на том, чтобы такой человек рядом со своей личной подписью проставил её расшифровку, то есть собственноручно проставил фамилию и инициалы в непосредственной близи от своей личной подписи (желательно тем же пишущим инструментом, которым он проставил подпись). Это позволит существенным образом увеличить шансы на идентификацию почерка автора подписи в случае спора по вопросу о подлинности (принадлежности) подписи. В противном случае велика вероятность того, что в последующем, при возникновении спора относительно подлинности (принадлежности) подписи, авторство простой и краткой подписи установить не удастся, а человек, которому будет вменяться авторство спорной подписи, сможет, при определенных обстоятельствах, от неё отказаться (заявит о том, что спорная подпись ему не принадлежит).

Если человек отказывается проставлять расшифровку подписи, обосновывая это тем, что он не понимает для чего это нужно, то рекомендуется объяснить ему для чего нужна расшифровка личной подписи и что она имеет большое значение в конкретной ситуации, по причине того, что проставленная им личная подпись представляется простой и краткой, что в дальнейшем может сделать невозможным определение её авторства.

2. Почему личная рукописная подпись так важна

В правоотношениях личная подпись выступает одним из способов выражения (изъявления) воли человека (наряду с устным заявлением, конклюдентными действиями и молчанием) на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Подпись служит своего рода удостоверительным знаком человека, который позволяет идентифицировать и аутентифицировать его.

Так, подпись – это необходимое условие для заключения гражданско-правового договора в письменной форме (ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ), то есть, если не доказано иное, то наличие личной подписи человека (правомочного лица) в договоре свидетельствует о выражении его воли на заключение договора.

Если в договоре отсутствует личная подпись человека, а равно если подпись в договоре не принадлежит этому человеку (лицу, полномочному заключать договор), то договор считается незаключенным, то есть не влечет для такого человека (лица) никаких правовых последствий [4]. Тем не менее, не стоит забывать о том, что подпись не является единственным способом выражения воли.

Иными словами, если действие договора впоследствии подтверждено лицом, которое заявляет о его незаключенности на том основании, что такой договор им не подписывался, то такой договор не получится признать незаключенным, независимо от того кем и как договор подписан, и подписан ли он вообще [5].

3. Должна ли личная рукописная подпись соответствовать подписи, содержащейся в паспорте или иных документах

В данном вопросе имеет значение не визуальное соответствие личной подписи паспорту, а то, кому действительно принадлежит личная подпись в документе, то есть личность человека, рукой которого выполнена подпись. Поэтому в правоприменительной практике главенствует позиция, согласно которой подпись, выполненная лицом в документе, не обязательно должна визуально соответствовать подписи, содержащейся в паспорте, а само по себе визуальное несоответствие подписи паспорту, не свидетельствует о том, что подпись данному лицу не принадлежит [7]. Данная позиция может быть закономерно применена и к вопросу соответствия подписи лица, выполненной в документе, подписям, выполненным этим лицом в других документах.

Указанная позиция обусловлена тем, что в силу особенностей почерка человека, возможности его изменения или фальсификации, достоверно установить принадлежность или непринадлежность подписи к тому или иному лицу возможно только путем проведения почерковедческой экспертизы. Поэтому лицо, не обладающее специальными знаниями в области почерковедения не вправе делать самостоятельные выводы относительно принадлежности или непринадлежности подписи к тому или иному лицу [8].

Тем не менее, в правоприменительной практике встречаются редкие случаи, когда в ходе судебного разбирательства суд без проведения почерковедческой экспертизы делает выводы о непринадлежности подписи тому или иному лицу, основываясь на простом визуальном несоответствии подписи лица, выполненной в документе, подписи, содержащейся в его паспорте [9].

Стоит отметить, что в некоторых редких случаях личная рукописная подпись лица, выполненная в документе, всё таки должна визуально соответствовать подписи этого лица, содержащейся в иных документах [10], однако с учетом всего вышеизложенного подобные требования носят исключительно формальный характер.

Подробнее о том, почему визуальное соответствие или несоответствие подписей лица в различных документах само по себе не свидетельствует о принадлежности или непринадлежности подписи этому лицу, и почему подписи, выполненные одним и тем же лицом, могут иметь визуальные различия

Существует две причины, по которым визуальное соответствие или несоответствие подписи лица в различных документах само по себе не свидетельствует о принадлежности или непринадлежности подписи этому лицу и потому не имеет правового значения.

Во-первых, подпись человека может быть подделана, то есть, подпись в документе может визуально соответствовать подписи лица, содержащейся в его паспорте или ином документе, однако в действительности такая подпись может быть выполнена совсем другим лицом с подражанием подлинной подписи лица из паспорта или иного документа [11].

Под вариационностью почерка понимают устойчивое видоизменение почерка одного и того же лица, отображенное в его рукописях, являющееся средством приспособления к различным условиям их выполнения.

Естественное изменение почерка – это не зависящие от человека обстоятельства, которые могут привести к изменению почерка, в том числе подписи. К ним можно отнести возрастные изменения почерка, некоторые заболевания, травму руки или смену пишущей руки, обстановку в которой выполняется подпись и пр.

К искусственному изменению почерка относятся случаи, когда человек умышленно искажает свою подпись при её проставлении (автоподлог) с целью последующего отказа от неё [12].

Изменение подписи человека не является безусловным препятствием для определения принадлежности или непринадлежности подписи тому или иному лицу при проведении почерковедческой экспертизы [13], так как существует множество специальных устойчивых признаков, по которым осуществляется идентификация почерка человека.

Стоит отметить, что в редких случаях человеку всё же удается изменить свой почерк до такой степени, что по результатам почерковедческой экспертизы дать ответ в категоричной форме будет невозможно, то есть результаты экспертизы будут носить вероятностный характер [14].

Для того чтобы гарантировать подлинность личной рукописной подписи в документе рекомендуется, по возможности, обеспечить личное присутствие при проставлении подписи, чтобы убедится, что подпись проставлена собственноручно именно тем, лицом, которое указано в документе.

Если кто-либо настойчиво требует расписаться в документе также как и в паспорте, то во избежание потери времени, лишних споров и конфликтов, рекомендуется выполнить такое требование и подписать документ такой подписью, как в паспорте или ином документе, на который ссылается требующая сторона.

В случаях, когда поставить личную подпись как в паспорте физически не представляется возможным (почерк сильно изменился в результате травмы руки или иной болезни, либо по иным причинам), рекомендуется сообщить об этом требующей стороне и предложить ей подписать документ текущей подписью с проставлением расшифровки подписи.

Кроме того, в случае если документ подписывается при личном присутствии человека, который настаивает на проставлении такой же личной подписи, как в паспорте, то такого человека можно заверить в том, что проблем с установлением авторства подписи в дальнейшем не возникнет, так как подпись ставится в его присутствии, что исключает возможность проставления подписи другим человеком.

4. Чем лучше всего проставлять личную рукописную подпись

Действующее законодательство РФ не содержит какого-либо общего правила относительного того, при помощи чего должна быть проставлена личная рукописная подпись в том или ином документе, т.е. закон прямо не указывает, должна ли это обязательно быть паста (чернила), а если паста то какая, или же можно обойтись карандашом.

Универсальным решением для проставления личной рукописной подписи в документах представляется использование ручки с пастой (чернилами) синего, черного или фиолетового цвета, так как большинство существующих требований устанавливает необходимость использования ручки именно с таким цветом пасты (чернил). При этом лучше всего использовать шариковую ручку.

Использование гелевой ручки для составления рукописного документа и (или) проставления подписи в нем является не лучшим решением, так как в отличие от использования шариковой ручки, использование гелевой ручки исключает возможность проведения экспертизы документов на давность их подписания, то есть давность исполнения личной подписи можно установить только в том случае, когда личная подпись выполнена с использованием шариковой ручки [16] .

Карандаш, в отличие от ручки с пастой (чернилами), легко удаляется с бумажного носителя, поэтому использование карандаша для проставления личной подписи – это не надежное решение, которое, к тому же, вызовет определенные подозрения со стороны других лиц.

В отличие от карандаша, применение ручки с пастой (чернилами) для проставления личной подписи – это достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило. Разумный и добросовестный человек, который действительно намерен выразить свою волю на бумаге, не будет ставить свою личную подпись в договоре карандашом, зная, что его легко можно удалить.

Иными словами, в поддержку безоговорочного запрета на использование карандаша можно привести такие доводы как применение обычая (ст. 5 ГК РФ), применение принципа добросовестности (п. 4 ст. 1 ГК РФ), а также запрет на злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Для проставления личной рукописной подписи, во избежание потери времени, лишних споров и конфликтов, рекомендуется использовать шариковую ручку с пастой (чернилами) исключительного синего цвета, так как по синему цвету пасты (чернил) легче всего отличить оригинал от ксерокопии.

__________________________________

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 № 18АП-4156/2019 по делу № А07-7535/2018; Определение Фировского районного суда Тверской области от 24.10.2018 по делу № 2-98/2018; Решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 08.10.2015 по делу № 2-1812/2015~М-1152/2015; Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.03.2015 по делу № 33-3043/2015.

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 25.02.2020 по делу № 2-2660/2019, 33-1893/2020; Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 23.01.2020 по делу № 33-886/2020(2-1396/2019); Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу № 33-5452/2019; Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 29.05.2018 по делу № 33-13084/2018; Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 20.03.2020 № 12-27/2020; Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 14.10.2019 по делу № 2-1396/2019; Решение Калининского районного суда города Челябинска от 09.10.2018 по делу № 2-3245/2018; Решение Армянского городского суда Республики Крым от 04.04.2017 по делу № 2-1/2017(2-370/2016;)~М-329/2016; Решение Чертановского районного суда города Москвы от 09.09.2016 по делу № 2-4890/2016; Решение Рудничного районного суда города Прокопьевска от 03.12.2015 по делу № 2-1769/2015).

Решение Останкинского районного суда города Москвы от 17.01.2019 по делу № 2-670/19; Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25.05.2018 по делу № 2-1933/2018~М-1166/2018; Решение Заводского районного суда города Саратова от 25.05.2018 по делу № 2-1291/2018~М-781/2018.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.06.2018 № Ф01-2028/2018 по делу № А43-6552/2016 ; Решение Уржумского районного суда Кировской области от 02.04.2019 по делу № 2-2/2019(2-412/2018;)~М-428/2018; Решение Урицкого районного суда Орловской области от 14.03.2019 по делу № 2-1-3/2019(2-1-458/2018;)~М-1-411/2018.

Апелляционное определение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12.04.2018 по делу № 11-254/2018; Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 14.03.2016 по делу № 33-1534/2016; Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 33-3249/2015; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 24.03.2015 по делу № 33-1974/2015; Решение Серпуховского городского суда Московской области от 28.09.2018 по делу № 2-1453/2018; Решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 07.03.2017 по делу № 2-357/2017~М-165/2017.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2016 № Ф07-10344/2016 по делу № А21-11232/2014); Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.12.2018 по делу № 33-22125/2018; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 08.09.2016 по делу № 33-9774/2016; Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 30.08.2016 по делу № 33-22213/2016; Решение Ленинского районного суда города Махачкалы от 30.07.2019 по делу № 2-148/2019; Определение Приморского краевого суда от 19.07.2011 по делу № 33-6781.

Решение Верховного Суда Республики Крым от 29.11.2017 по делу № 21-1158/2017; Решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.04.2018 по делу № 2-165/2018~М-100/2018.

Решение Советского районного суда города Липецка от 11.10.2018 по делу № 2-5058/2018~М-3925/2018; Приговор Тулунского городского суда Иркутской области от 10.04.2017 по делу № 1-1/2017(1-2/2016;1-82/2015).

Апелляционное определение Московского областного суда от 06.02.2019 по делу № 33-290/2019(32234/2018); Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 05.09.2016 по делу № 33-5574/2016.

ст. 45.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1; п. 7.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И; п. 2.2.5, 3.2.12, 4.2.16 Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 485.

Читайте также: