Суды в море это

Обновлено: 15.05.2024

По назначению суда делятся на две основные группы: транспортные и технические. Транспортные – это грузовые, пассажирские и буксирные, которые приводят в движение несамоходные плавучие средства. Технические – это плавсредства обеспечивающие безопасность движения по внутренним водным путям, а также лоцманские, плавучие магазины, причалы и понтоны.

Компания ОАО "Белсудопроект" спроектирует речные суда любого назначения (от небольших яхт и катеров для частного пользования, до барж-площадок и земснарядов для технических нужд).
Примеры наших работ смотрите в разделе "Наши проекты".

По способу поддержания на воде

Они бывают следующих разновидностей: на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссирующие с плоским днищем и двухкорпусные катамараны.

По способу передвижения

Бывают самоходные (способные двигаться самостоятельно с помощью силовой установки), несамоходные или буксируемые, и стояночные. К стояночным относятся понтоны, дебаркадеры, то есть все средства, которые стоят без движения.

По району плавания

Плавательные средства двух видов: для внутреннего и смешанного судоходства. Для смешанного плавания применяют суда типа река-море.

По типу двигателя

По типу двигателя бывают модели с двигателем внутреннего сгорания и дизель — электрическим. Атомоходы и парусный флот во внутренних водных путях не применяются.

По типу движителя

По способу движителя плавательные средства бывают винтовые (в качестве движителя используют винт). До сих пор применяются системы с колесными движителями, а также водометные, крыльчатые и воздушные (с воздушной подушкой).

По материалу корпуса

Для самоходных плавсредств корпуса изготавливаются из металла. Катера могут изготавливаться из стеклопластика. Мелкие лодки и карбасы делают из дерева. А стояночные средства: дебаркадеры, плавпричалы изготавливают с железобетонными корпусами.

Технические речные суда – классификация

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЧНЫЕ СУДА

Технический водный речной транспорт предназначен для обеспечения безопасности движения по внутренним водным путям. Условно классифицируются на группы: для техобслуживания портов и транспортного флота, для работ по обеспечению безопасности судоходных путей, для добывания и перевозки строительных материалов, специального назначения.

Кроме того, по назначению выделяют следующие группы: вспомогательные, земснаряды, обслуживающие, суда для обстановки, специальные.

Вспомогательные суда

Они предназначены для обслуживания транспортного флота, обеспечения его безостановочного движения. Для безопасной проводки в опасных для плавания местах применяют лоцманское сопровождение. Доставку лоцмана на борт производят лоцманские катера.

При швартовке в портах в стесненных условиях, а также при отходе от причала используют помощь от портовых и рейдовых буксиров. Противопожарные и спасательные катера применяются при возникновении на борту аварийной ситуации или пожара.

Заправка, снабжение и очистка от грязных вод производится на ходу с помощью специальных судов: очистных станций, бункеровщиков воды и топлива, а для связи с берегом при необходимости, можно вызвать служебно-разъездной катер. Для продления навигации и вскрытия льдов применяют речные ледоколы.

Данный тип используется для обеспечения необходимой глубины судоходного пути для обеспечения безопасного движения. Когда дно реки песчаное или песчано-гравийное, то для работ по дноуглублению применяют землесосные снаряды или землечерпалки. Это могут быть многочерпаковые или одночерпаковые штанговые снаряды, снаряды грейферного типа.

Для разработки скальных грунтов применяют скалодробильные устройства. Для очистки фарватера от нагромождений применяют плавучие краны и русло-выправительные агрегаты.

Обслуживающий флот

Мотозавозни производят переустановку якорей землесосов, а грунтоотвозная шаланда осуществляет перевозку поднятой земснарядов пульпы к месту отвала. Мусоросборщики производят сбор отходов с плавательных средств, а также загрязненных подсланевых вод.

С помощью плавучих перегружателй выполняется выгрузка песка из барж на берег. А при возникновении каких-либо неисправностей, для устранения к борту могут подойти специальные плавмастерские.

Обстановочные суда

Их главная функция – это слежение за глубинами судового хода, установкой буев и бакенов для навигационного ограждения, за гидрологическим состоянием рек. К ним относятся: промерные, тральные, буевницы, специальные катера для постановки буев, лодки для наблюдения за экологической обстановкой водного пути и обстановочные многофункциональные катера.

Специальные технические

К судам специального назначения относятся те, которые должны постоянно стоять у берега, служить как причалы, для удовлетворения хозяйственных потребностей. К ним относятся: дебаркадеры и плавучие причалы, брандвахты для отдыха экипажа земснарядов, плавучие гостиницы, где все оборудовано для приема гостей. Для обслуживания проходящего грузового водного транспорта используются плавмагазины, а для перевоза крупногабаритных грузов несамоходные понтоны.

Транспортные речные суда – классификация

ТРАНСПОРТНЫЕ РЕЧНЫЕ СУДА


ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЧНОЙ ФЛОТ

Транспортный флот это основа всего речного транспорта, он предназначен для перевозки грузов и пассажиров. Немалый объем в общем грузообороте занимают пассажирские перевозки.

Пассажирский водный транспорт

В зависимости от назначения и продолжительности поездки пассажирские суда классифицируют на 4 группы: для длительных поездок, для пригородных, для местных и для передвижения внутри города.

К пассажирскому транспорту относятся также паромы и плавучие дома. Паромы используют в тех местах, где нет мостов. Они предназначены для транзита пассажиров, автомобилей и прочего багажа с одного берега на другой. Транспортные средства размещаются на палубе, а пассажиры в надстройке.

Грузовой водный транспорт

Грузовой флот осуществляет основную транспортировку на внутренних водных путях и с выходом в море, для речного транспорта со смешанным районом плавания. Речной транспорт производит перевоз наливных (танкера) и других грузов (сухогрузные), на самоходных и несамоходных (баржах) транспортных средствах.

Сухогрузные самоходные суда или грузовые теплоходы

Теплоходы применяются для транспортировки леса, различных насыпных материалов: уголь, цемент, зерно, строительные материалы. Немалую долю в общем объеме перевозок составляют штучные вещи: автомобили, контейнеры, различные станки и оборудование машиностроительной отрасли и многое другое.

Грузовые трюмы могут закрываться специальными люками или быть открытыми. Теплоходы с открытыми трюмами применяют для транзита грузов не боящихся намокания.

Для уменьшения времени стоянки во время разгрузки применяют теплоходы-площадки. Они не имеют трюмов, а весь груз размещается на грузовой палубе.

Для транспортировки скоропортящихся продуктов используют теплоходы с закрытыми трюмами, оборудованные рефрижераторными установками. Они способны поддерживать в течение рейса определенную температуру, обеспечивающую сохранность.

Кроме того для перевоза некоторых вещей применяют теплоходы специального назначения: автомобилевозы, контейнеровозы и цементовозы.

Несамоходные сухогрузные суда, баржи

Грузоподъемность такого транспорта от 200 до 4500 тонн. По оснащению грузовых трюмов они могут быть открытого и закрытого типа. Широко используются баржи площадки и баржи тентового типа. Для уменьшения стоимости перевоза, они формируются в секционный состав и буксируются одним буксиром толкачем.

Еще один вид, это саморазгружающие баржи, их выгрузка производится способом кренования. Бункерные баржи используются для транспортировки леса, а также песка и гравия, который добывается со дна рек. Помещений для экипажа на них нет, для замены руля установлены стабилизаторы.

Наливные суда, танкера

Танкера используются для жидких и газообразных веществ: нефть, топливные смеси, мазут, а также воду, молоко. Танкера для транспортировки нефтепродуктов в зависимости от перевозимых грузов и пожарного оборудования бывают 2-х категорий: для продуктов с температурой вспышки до 45º С, для продуктов повышенной вязкости.

Немалый объем от перевозок жидких грузов занимают несамоходные наливные танкера, баржи. Требования по безопасности к наливным несамоходным танкерам такие же, как и к самоходным.

Речные танкера обычно изготавливают универсальными, чтобы они могли перевозить любые наливные вещества, только при транзите другого вида груза необходимо произвести зачистку.

Толкачи-буксиры

На реках они в основном буксируются толканием, кроме плотов, которые буксируются на тросе. В зависимости от назначения они могут быть буксирами плотоводами, буксиры для сухогрузных и наливных барж и буксиры для толкания составов.

По условиям применения буксиры бывают рейдовые, местные и транзитные. А по времени работы – линейные, местные и шлюзовые.

Для морского флота характерно большое разнообразие судов, кото­рые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.

Чтобы лучше разобраться в боль­шом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т.п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а так­же по некоторым другим особенно­стям и признакам.

По назначению, т.е. по роду вы­полняемой службы, суда можно раз­делить на следующие классы и группы.

Транспортные суда.

  • Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке;
  • Специализированные су­да для перевозки одного определен­ного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы;
  • Многоцелевые, обеспе­чивающие перегрузку разными спо­собами, например крановым и доковым;
  • Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том чис­ле опасных, рефрижераторных, кон­тейнеров;
  • Суда двойной специализа­ции для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы.

Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоход­ные грузовые суда.

  • Танкеры;
  • Газовозы;
  • Химовозы;
  • Виновозы.

Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.

Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.

Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.

Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п.

По району плавания морские суда Регистр СССР делит на группы:

  • Суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания;
  • I — свободное плавание в закрытых морях или в открытых с удалением от порта-убежища до 200 миль;
  • Суда ограниченного плавания II — плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
  • Суда ограниченного плавания СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в от­крытых морях до 50 миль, а в закры­тых до 100 миль;
  • Суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

По материалу корпуса суда клас­сифицируются на стальные, желе­зобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых спла­вов.

По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:

  • Пароходы с паровой машиной;
  • Турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах);
  • Теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
  • Электроходы с главными электро­двигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем, дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
  • Атомоходы с атомной СЭУ.

По роду движителя, суда де­лятся на гребные, парусные, колес­ные, винтовые, с крыльчатым дви­жителем, с водометным движите­лем.



Рис. 1 Архитектурные типы судов

По глубине погружения суда бы­вают:

  • Водоизмещающие (обычного типа);
  • Глиссирующие;
  • На подводных крыльях (СПК);
  • На воздушной по­душке (СВП);
  • Экранопланы.

Архитектурные типы судов разли­чают в зависимости от количества и расположения надстроек:

  • Гладко­палубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку;
  • Трехостровное судно (рис. 1, б) — носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки;
  • Двух­островное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки;
  • Судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с ба­ком;
  • Судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) — средняя надстройка сливается с ютом.

Конструктивные типы судов опре­деляются прочностью корпуса, в за­висимости от чего различают: полно­наборные суда, или суда с мини­мальным надводным бортом, имею­щие наименьший допустимый над­водный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; не полнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда име­ют осадку меньше предельной, а над­водный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэто­му размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В резуль­тате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.

Рекомендуется к прочтению: Служебно-вспомогательные суда Транспортные суда












Классификация судов по Российскому речному регистру

Российский речной регистр — это специальное автономное учреждение (федеральное), которое было основано ещё в 1913 году. Деятельность данного регистра заключается в оказании всевозможных услуг:

  • Обеспечение полной безопасности при плавании судов любого типа;
  • Охрана жизни не только перевозимых пассажиров, но и всего квалификационного экипажа;
  • Ответственность за сохранность всех грузов;
  • Экологические основы безопасности на всех объектах.

Имеется несколько видов классификаций речных судов. Каждая классификация содержит свои особенности и нюансы. Классификация по классу речного судна
Подразделение всего речного транспорта на 5 специальных классов:

ХарактеристикаКласс речного судна
М-СП (лед)М (лед)О (лед)Р (лед)Л (лед)
Высота волны3,5 м3,0 м2,0 м1,2 м0,6 м
Сплоченность льда6 баллов6 баллов5 баллов4 балла3 балла
Толщина льда0,4 м0,3 м0,2 м0,1 м0,05 м

Выделяют 2 принципа — это гидродинамический и гидростатический. Если это гидродинамика, то водный транспорт подразделяется:

  • на воздушных подушках (скеговых);
  • на воздушных подушках (амфибиях);
  • на крыльях подводного типа;
  • глиссирующие (пассажирского назначения).

Если же это гидростатика, то здесь имеются следующие виды водных транспортных средств:

  • водоизмещающего типа (среди них выделяются двухкорпусные суда катамараны);
  • на каверной воздушке.

Классификация по принципу движения на водной глади
подразделяет на 3 группы:

  • самоходные речного типа;
  • несамоходные речного типа (перемещаются буксирами-толкачами);
  • стоечные (или просто плавучие дома, понтоны).

Самоходные — имеют специальный двигатель (установку для движения). Несамоходные — перемещаются с помощью буксиров. Стоечные — значит стоячие на воде, они никуда не передвигаются.
Классификация судов по району плавания

Здесь выделяют те суда, которые передвигаются исключительно в пределах:

  • внутреннее плавание;
  • смешанное плавание;
  • морское плавание.

Внутреннее плавание — означает лишь то, что данные суда не могут выходить в морские бассейны. Морское плавание, наоборот, говорит о том, что данный водный транспорт не может заходить в реки и каналы. А смешанное плавание — это универсальные суда, передвигающиеся по морям и рекам.
Классификация судов по типу двигателей

выделяет всего 2 группы:

  • речные теплоходы;
  • речные дизель-электроходы.

Здесь тоже все достаточно просто. Теплоходы оснащены двигателем, который работает от внутреннего сгорания топлива. А электроходы оснащены специальными винтами, приводящимися в движение двигателем, работающем на электричестве.
Классификация судов по роду движителя

  • на воздушной подушке;
  • винтовые;
  • колесные;
  • водометные;
  • с крыльчатыми движителями.

Классификация судов по материалу изготовления корпуса

  • металлические;
  • стеклопластиковые;
  • деревянные;
  • железобетонные.

Классификация судов по назначению
– основной отличительный признак

1. Транспортные речные. Служат для перевозки пассажиров и грузов. Подразделяются на:

  • Пассажирские (туристские, паромы, плавучие дома);
  • Грузовые (сухогрузные и наливные: самоходные и несамоходные);
  • Буксирные (толкачи-буксиры).

Пассажирские суда можно увидеть ежедневно в тех городах, где имеются реки. Так, выделяют круизный, прогулочный и экскурсионный водный транспорт. Все зависит лишь от того, какой вид услуги оказывается населению. Кроме этого, есть ещё и паромы, которые нужны для перевозки людей, грузов и автомобилей через водные препятствия. Выделяют плавучие дома, но на территории Российской Федерации они мало распространены.
Посмотрите наши проекты пассажирского речного транспорта:

  • Теплоход двухъярусный
  • Теплоход однопалубный

Второй тип назначения — это грузоперевозки. Здесь достаточно много разновидностей судов. Распространены суда либо открытого, либо закрытого типа. Контейнеровозы, рефрижераторы, автомобилевозы и др. Все зависит от того, какая категория груза будет перевозиться, все это самоходные грузовые суда. Также выделяют несамоходные грузовые суда. К ним относятся: сухогрузы открытого и закрытого типа, баржи различного назначения (тентовые, бункерные и площадки).
Посмотрите наш проект баржи-площадки несамоходной.

2. Суда технического флота. Служат для технического обслуживания транспортного флота, обеспечения судоходных условий, добывания строительных материалов.

  • Вспомогательные (портовые буксиры, бункеровщики топливом, служебно-разъездные катера и др.);
  • Обслуживающие (шаланды, плав-краны, плав-доки, кренователи, средства буксировки, мусоросборщики и др.);
  • Земснаряды;

Их значение заключается в том, чтобы разрабатывать различные грунты гравийного или песчаного состава. Видов таких судов достаточно много. Выделяют: снаряд для углубления дна, многочерпаковый снаряд для углубления дна, одночерпаковый штанговый снаряд для углубления дна, грейферный и скалодробильный снаряд, выправительный агрегат. Посмотрите наши проекты: земснаряд электрический, земснаряд дизель-электрический.

  • Обстановочные (катер бонопостановщик, буевница, промерное, тральное, экологическое, многофункциональное обстановочное судно);
  • Специальные суда (плавучая гостиница, дебаркадер, несамоходный понтон, брандвахты и др.).

Среди специальных судов можно встретить плавучие гостиницы. Они эксплуатируется исключительно у береговой линии, предназначены для использования в туристических целях.
Посмотрите наш проект плавучей гостиницы.

Обращайтесь, разработаем любой проект судна в соответствии с классификацией по Российскому речному регистру!

Главный критерий классификации судов — их назначение, т.е. род выполняемой работы или вид перевозок.

По назначению речные суда подразделяют на:

- транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые);

- технические (землечерпательные и землесосные снаряды, суда для обслуживания навигационного оборудования, ремонтные);

- вспомогательные (плавучие доки, санитарные и очистительные стан­ции, плавучие краны, дебаркадеры, топливозаправщики);

- специально­го назначения (ледоколы, паромы, пожарные, плавучие магазины, разъездные).

Классификация судов также по разным другим признакам:

- способ и принцип движения по воде,

- число гребных валов,

способ выполнения грузовых операций.

По районам плавания Российский Речной Регистр подразделя­ет все суда на 5 классов:

Эти классы ограничивают морские районы плавания указанных судов, т.е. границы их максимального удаления от пор­тов-убежищ.

Для таких судов разрешено плавание при максимальной высо­те волны 6 м с удалением от места убежища не более 50 миль в открытых морях при допустимом расстоянии между местами убежищ не более 100 миль; в закрытых морях — не более 100 миль от места убежища и с допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль

Для судов I класса разрешается плавание в морских районах с максимальной высотой волны 8,5 м при удалении от мест убе­жищ не более 200 миль и расстоянии между ними не более 400 миль.

По способу движения по воде все суда подразделяются на:

- само­ходные, т.е. с собственным механическим двигателем и

- несамоход­ные, т.е. приводимые в движение источником энергии, находящимся вне судна — толкачами, буксирами, энергией ветра (парусные).

Тех­ническому надзору Российского Речного Регистра подлежат все самоходные суда с энергетическими установками мощностью 55 кВт и более, а также несамоходные суда валовой вместимостью 80 т и более.

По принципу движения суда подразделяют на:

- водоизмещающие (т.е. плавающие на поверхности воды),

- глиссирующие (т.е. скользящие по этой поверхности), а также

- суда на подводных крыльях, воздушной подушке и экранопланы (передвигающиеся над поверхностью воды).

По числу гребных винтов суда бывают:

По способу выполнения грузовых операций их подразделяют на суда:

- с вертикальной загрузкой-разгрузкой через гру­зовые люки;

- с горизонтальной загрузкой-разгрузкой через бортовые порты или по специальным помостам (аппарелям);

- методом притапливания (докования) судна;

- способом перекачки по трубопроводам жид­ких и пылевидных грузов.

Пассажирские и грузопассажирские суда внутреннего плава­ния по назначению и продолжительности рейса (в одном направ­лении) подразделяют на 4 группы:

— транзитные дальнего следования с длительностью рейса более 24 ч;

— местные с длительностью рейса менее 24 ч;




В 1999 г. на учете в Российском Речном Регистре находилось 34,3 тыс. судов различного назначения общей грузоподъемнос­тью 13,1 млн. т. Средний возраст судов 23 года. Почти 13% этих судов оценивают как ограниченно годные или негодные к эксплу­атации. Около 12 тыс. судов общей грузоподъемностью 12 млн. т и пассажировместимостью 163 тыс. мест принадлежат пароходствам и портам, которые выполняют 90% всей транспортной работы на внутренних водных путях.

Структурный состав этих судов следующий:

- пассажирские и грузопассажирские — 9%,

- остальные — вспо­могательного, технического и специального назначения.

В общей структуре грузовых судов:

- 23% приходится на самоходные сухо­грузные,

- 11% — на самоходные наливные (танкеры),

- остальные на несамоходные сухогрузные суда.

Сложившаяся структура судов, ис­пользуемых на внутреннем водном транспорте, не оптимальна. Она не соответствует сложившимся характеристикам грузопото­ков и судоходным условиям перевозок.

Грузовые суда вынужде­ны работать с неполной нагрузкой из-за малых глубин судовых ходов. Количество несамоходных судов не соответствует количе­ству потребных буксиров-толкачей. Испытывается дефицит су­дов для палубной перевозки грузов. Многие суда устарели (мо­рально и физически) и требуют списания.

Порты.

На внутренних водных путях функционируют:

- порты общего пользования;

- порты, принадлежащие промышленным предприятиям, и

- причалы, арендуемые клиентурой.

По назначению порты подразделяют на:

Грузовые порты осуществляют пере­валку грузов с водного на смежные виды транспорта и обратно. Их подразделяют на универсальные и специализиро­ванные. Универсальные порты служат для перевалки самых разнооб­разных грузов, а специализированные предназначены для перевалки грузов определенных видов.

По объему и характеру работы порты и портопункты в зави­симости от грузооборота и объема отправления пассажиров клас­сифицируют на четыре категории.

Общий объем перевалки грузов в портах внутреннего водного транспорта составил в 1999 г. 134,4 млн. т, в том числе экспорт­но-импортных грузов 9 млн. т. В этих портах функционируют 835 грузовых и грузопассажирских причалов общей протяженностью 100 км. В парке перегрузочных средств, используемых на грузовых причалах портов, насчитывается 4,2 тыс. единиц техники. Степень ее изношенности достигает 80%. Поэтому эксплуатируемый парк портовых перегрузочных средств нуждается в активном обновле­нии и пополнении.

В современной морской индустрии эксплуатируются сотни типов плавучих сооружений, начиная с крупнотоннажных судов (сapesize vessels) и заканчивая скромными несамоходными лихтерами (lighters). Их число и признаки классификации увеличиваются ежегодно. Основой классификации типов судов служат их эксплуатационные, конструктивные и экономические признаки. В настоящее время часто используется следующая терминология, применяемая при эксплуатации судов.

1. Типы судов в зависимости от их назначения

По назначению гражданские суда часто подразделяются на сухогрузные суда (dry cargo ships), наливные суда (tankers), пассажирские суда (passenger ships), рыболовные суда (fishing vessels), морские объекты нефтегазового комплекса (floating offshore oil-and-gas production units), высокоскоростные суда (high speed craft), суда обеспечения (supply ships) и другие.

2. Типы судов в зависимости от их дедвейта, размеров и возможных ограничений в эксплуатации

Размеры судна предопределяют возможность (или невозможность) его использования в портах Азии, Африки, в прибрежных районах, в реках и озерах для прохода через проливы и каналы. Классификация судов по дедвейту размерам и возможным ограничениям привела к таким характеристикам судов как панамакс, суэцмакс, супертанкер, крупнотоннажный танкер, кэпсайз, сиуэймакс, малакамакс, хэндимакс, хэнди сайз.

3. Типы судов в зависимости от способов обработки груза.

Классификация судов по способу обработки груза привела к таким типам судов как накатные суда (ро-ро, Ro-Ro ship), судам, работающим по принципу подъем/спуск (ли-ли, Li-Li ship), суда с обработкой груза наплывом (фло-фло, Flo-Flo ship) и другим. Термины, применяемые для судов в зависимости от способов обработки груза, приведены ниже.

4. Типы судов в зависимости от принципов поддержания на воде

Проектирование судов с динамическими принципами поддержания, разработка высокоскоростных судов привели к появлению судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке, экранопланов. Они могут переходить из водоизмещающего состояния на динамические принципы поддержания.

Кроме терминов для вышеперечисленных типов судов в морской практике используется терминология, связанная с конструктивными особенностями судов, с типом движителей и двигателей, материалом корпуса, в связи с применением международных конвенций, кодексов и резолюций ИМО.

ТИПЫ МОРСКИХ СУДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ДЕДВЕЙТА И ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ / SEA-GOING SHIP TYPES SUBJECT TO THEIR DEADWEIGHT AND OPERATIONAL LIMITS

Наиболее часто меняющимися определениями типов морских судов являются определения по главным размерениям судов и возможности их эксплуатации в океанах, в каналах, проливах, портах. К ним относятся такие определения, как панамакс, суэцмакс, супер-танкер, крупнотоннажный танкер, кэпсайз, сиуэймакс, малакамакс, хэндимакс, хэнди сайз, река-море. Изменения предопределены ростом размеров судов, периодическим углублением проливов, модернизацией каналов, конструктивными изменениями судов. Классификационные общества не дают определений указанных терминов, но используют их в своей работе. В качестве примера их применения можно привести выдержки из таблицы представленной в 2007 году для греческих судовладельцев президентом ABS Chris Wiernicki. Для удобства английские термины переведены на русский язык.


Следует учитывать, что определения типов судов в зависимости от их размерений в экономических определениях и в разных классификационных обществах имеют различия. Нижеприведенные определения носят ориентировочный характер. По мере возможности указываются различия в определениях или их альтернативные значения.

Супертанкер (ULCC), сверхкрупный перевозчик сырой нефти – танкер для перевозки сырой нефти дедвейтом больше 300000 тдв. По определению AFRA (Average Freight Rate Assessment) ULCC – танкер дедвейтом больше 320000 тдв. / Ultra Large Crude Carrier (ULCC) is a crude oil tanker of 300,000 to 800,000 dwt. According AFRA (Average Freight Rate Assessment) definition – ULCC is a crude oil tanker 320,000 dwt and above.

Крупнотоннажный танкер для перевозки сырой нефти (VLCC) – танкер для перевозки сырой нефти дедвейтом 150000 – 300000 тдв. По определению AFRA – танкер дедвейтом 160000 – 319999 тдв. / Very Large Crude Carrier (VLCC) is a crude oil tanker of 150,000 to 300,000 dwt. According AFRA definition VLCC is a crude oil tanker of 160,000-319,999 dwt.

Крупнотоннажное судно – судно с размерениями, не позволяющими проходить через Панамский канал. Обычно дедвейт такого судна составляет 80000тдв – 170000 тдв. Альтернатива: 80001 тдв – 199000 тдв. / Capesize vessel is a vessel that is too large to transit the Panama Canal. Typically from 80,000 dwt – 170,000 dwt. Alternate: 80,001 dwt – 199,000 dwt

Хэнди сайз – балкер (иногда танкер продуктовоз) дедвейтом от 15000 до 35000 тдв. Альтернатива: балкеры 10000 тдв – 30000 тдв. / Handysize is a bulk carrier (some time product tanker) of about 15000 to 35 000 tonnes deadweight. Alternate: Bulk Carriers Size: 10,000 – 30,000 dwt.

Хэнди макс – балкер или танкер дедвейтом от 30000 до 50000 тдв. Указанный тип является увеличенной версией популярных судов хэнди сайз / Handymax is a bulk or oil tanker vessel of 30,001 to 50,000 dwt that is a larger version of the popular Handysize vessel.

Панамакс – морские грузовые суда имеющие предельно допустимые размерения для прохода шлюзов Панамского Канала. Их ширина не должна быть более 32,2 м, а длина и осадка не должны не превышать 275 м и 12.04м соответственно. Обычно их дедвейт составляет 55000-70000 тдв / Panamax is an ocean-going cargo vessel of the maximum size possible to pass through the locks of the Panama Canal, which are 275m long by 32,2m wide and 12,04m deep. These vessels are typically of 55,000 to 70,000 dwt.

Суэцмакс – морские грузовые суда имеющие предельно допустимые размерения не превышающие ограничений для прохода шлюзов Суэцкого Канала. Их ширина не должна быть более 48 м, а длина не должна превышать 270 м. Их дедвейт может доходить до 150000 тдв -160000 тдв / Suezmax is an ocean-going cargo vessel of the maximum size possible to pass through the locks of the Suez Canal which are 270m long by 48m wide. These vessels are typically of 150,000 to 160,000 dwt.

Крупнотоннажный рудовоз – рудовоз с дедвейтом более 200000 тдв / Very Large Ore Carrier (VL Ore Carrier) is an ore carrier of 200,000+ dwt.

Танкер прибрежного плавания – танкер с дедвейтом 3001 – 10000 тдв / Coastal Tanker is tanker vessel of 3,001 dwt – 10,000 dwt.

Малый танкер – танкер с дедвейтом 10001 – 19000 тдв / Small Tanker is tanker vessel of 10,001 dwt – 19,000 dwt.

Танкеры диапазона LR1 - танкер с дедвейтом 45 001 – 70 000 тдв. Альтернатива: 45 000 – 79 999 тдв / Large/Long Range One (LRI) is tanker vessel of 45,001 – 70,000 dwt. Alternate: 45,000 to 79,999

Танкеры диапазона LRII - танкер с дедвейтом 70 001- 100 000 тдв. Альтернатива: 80 000 – 159 999 тдв / Large/Long Range Two (LRII) is tanker vessel of 70 001-100,000 dwt. Alternate: 80,000 – 159,999.

Для судов дедвейтом менее 16500 тдв, приспособленных для работы в прибрежных районах, озерах и реках применяют следующие термины: судно прибрежного плавания ( сoastal vessel ), речное судно ( river ship ) и озерное судно ( lake ship ). Имеется еще один важный класс судов, которые сами не перевозят грузы, но выполняют ряд задач, весьма важных для регулярной работы обычных судов: это ледоколы ( icebreakers ), буксиры ( tugs ), дноуглубительные снаряды ( dredge ), плаву чие маяки ( lightship ) и т. д.

Литература

Термины, применяемые в морской индустрии. Флот, Контейнеры. Том 1,2 - Н.А. Решетов, С.С. Кощий, В.А. Яковлев [2010]

плавающее сооружение, предназначенное для перевозок грузов и пассажиров, промысла рыбы и морского зверя, выполнения вспомогательных работ с другими судами, обеспечения на водных путях судоходных условий, а также для спорта, отдыха, туризма и др. В зависимости от назначения суда делятся на гражданские и военные (корабли). Гражданские суда подразделяются на транспортные, промысловые, технические, вспомогательные, специальные. Отдельную группу составляют прогулочные и спортивные суда. К транспортным судам относятся несамоходные суда – баржи и самоходные – пассажирские, грузопассажирские, буксиры, толкачи, грузовые суда – сухогрузные и наливные (танкеры). К техническим судам относятся землечерпательные снаряды, землесосы, суда, обслуживающие обстановку пути, и др. Группа вспомогательных судов включает портовые буксиры, спасатели, ледоколы, плавучие доки, плавучие краны, дебаркадеры и т. д. К промысловым судам относятся добывающие (траулеры, сейнеры, дрифтер-траулеры, ярусники, шхуны, боты, китобойцы, креветколовные суда, кальмароловные суда, водороследобывающие суда и др.), обрабатывающие (автономные, универсальные, консервные и мучные плавбазы и производственные рефрижераторы, крабо – и китообрабатывающие суда), приёмотранспортные (большие, средние и малые) и вспомогательные суда, используемые для лова рыбы, добычи китов, морского зверя и морепродуктов.

Судно – древнейшее изобретение человека. К первым судам, построенным человеком, относятся большие лодки, которые обладали некоторыми навигационными качествами и мореходностью – способностью плавать при волнении. Суда развивались и совершенствовались в течение тысячелетий – от гребных, вёсельно-парусных и парусных судов до современных атомоходов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и экранопланов, сочетающих свойства судов и гидросамолётов.

Современное судно должно обладать определёнными навигационными и эксплуатационными качествами.Важнейшими из навигационных качеств судна являются: остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость и прочность корпуса и отдельных его элементов. Плавучесть – способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке. Плавучесть судна обеспечивается объёмом непроницаемого корпуса. У подводных судов плавучесть регулируется за счёт балласта в отсеках лёгкого корпуса. Остойчивость – способность возвращаться в исходное положение при наклонениях. Остойчивость судов обеспечивается правильным выбором формы корпуса и положения центра масс судна, а также устройством непроницаемых иллюминаторов, люков и дверей корпуса и надстройки. Непотопляемость – достаточная плавучесть и остойчивость при затоплении ряда отсеков, обеспечивается делением корпуса на отсеки с водонепроницаемыми переборками, устройством седловатости, бака и юта, комингсов (непроницаемых ограждений), люков и др. Ходкость зависит от формы корпуса судна, чистоты обработки смоченной поверхности, обеспечиваемой специальными покрытиями, эффективностью установленных движителей. К эксплуатационным качествам относятся: грузоподъёмность, грузовместимость, пассажировместимость, скорость хода, автономность плавания.

Главными конструктивными частями судна являются: корпус, надстройка, энергетическая установка и другие механизмы машинного отделения, судовые движители, судовые устройства, судовые системы, электро – и радионавигационное оборудование. Корпус – основная часть любого судна – состоит из оболочки-обшивки и настила палубы, которая изнутри подкрепляется каркасом из продольных и поперечных балок (набором корпуса). Корпус делится продольными и поперечными переборками на отсеки: носовой – форпик, кормовой – ахтерпик, отсек машинного отделения и др. Судовая энергетическая установка обычно состоит из главного двигателя, а также вспомогательных механизмов и аппаратов различного назначения. Судовые устройства обеспечивают управление судном и его эксплуатацию и включают общесудовые устройства (якорное, швартовное, рулевое, буксирное, шлюпочное и специальные, зависящие от назначения судна, напр. грузовое, сцепное, изгибающее и др.). К судовым системам относятся противопожарные, осушительные, балластные, водоснабжения, отопления, вентиляции и др. Электрорадионавигационное оборудование судна включает судовую электростанцию, оборудование и приборы судовождения (эхолоты, радиолокаторы, компасы и др.), радиостанции, радиотелефоны, судовые телефонные станции, пульт управления и т. д.

По принципу движения суда подразделяются на плавающие (водоизмещающие), которые могут быть надводными или подводными, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке (скеговые и амфибийные). У плавающих судов вес судна уравновешивается силой плавучести, равной весу вытесненной воды. У глиссирующих (скользящих по водной поверхности) судов вес судна уравновешивается гидродинамическими силами давления воды на днище, которые вытесняют корпус из воды. Для облегчения выхода на глиссирование на днище устраивают реданы (уступы), а сам корпус делается остроскулым. Скорость, при которой начинается глиссирование судна, зависит от размеров судна и возрастает с ростом водоизмещения. Поэтому глиссирующие суда – суда ограниченных размеров. Рекорд скорости глиссера на воде – 300 узлов (555.6 км/ч) – был поставлен Кеннетом П. Уорди. При очень больших скоростях движения возможен режим рикошетирования.

Экранопланы поднимаются над водной поверхностью за счёт действия подъёмной силы, возникающей на несущих плоскостях или на корпусе экраноплана при его движении. Эта сила подобна подъёмной силе на крыльях самолёта, но она существенно увеличивается из-за близости опорной поверхности (экрана). Высота движения экранопланов над опорной поверхностью составляет от нескольких сантиметров до 3–4 м, скорость движения достигает нескольких сотен километров в час. Экранопланы применяют как транспортное средство и для ведения боевых действий.

В зависимости от типа судовой энергетической установки различают пароходы, паротурбоходы, теплоходы (дизельные), турбогазоходы, атомоходы. Передача энергии от двигателя к движителю может быть прямой через валопровод или электрической (по схеме двигатель – генератор – электродвигатель). Электрические передачи имеют потери в передаче энергии до 10–15 % и повышенную стоимость, их применяют в основном на судах с переменными режимами работы (ледоколы, рейдовые буксиры-толкачи) или на атомоходах.

По типу движителя суда подразделяются на винтовые (применяются гребные винты или комплексы гребной винт – направляющая насадка), колёсные с бортовыми или кормовыми колёсами, с крыльчатыми движителями, водомётные, с винтовыми колонками, с воздушными винтами, а также гребные, вёсельно-парусные, парусные и парусно-моторные. По району плавания различают суда внутреннего плавания, смешанного (река – море) плавания и морские суда.

Смотреть что такое СУДНО в других словарях:

СУДНО

корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и. смотреть

СУДНО

судно 1. ср. 1) устар. Сосуд, посуда. 2) Сосуд для испражнений, мочи. 2. ср. Сооружение, приспособленное для плавания и перевозки людей и грузов по воде.

СУДНО

судно 1. с. мор.boat, ship, vessel, craft гребное судно — rowing boat парусное судно — sailing vessel паровое судно — steam vessel военное судно уст. —. смотреть

СУДНО

судно корабль, посудина, баркас, речной трамвай, лодка, шлюп, шхуна, струг, борт, шаланда, ковчег, каик, шнява, скорлупка, полуднище, завозня, верея, кладнушка, галера, суденышко, плавучий гроб, кладная, каюк, джонка, краболов, межеумок, палубник, каравелла, прорезь, сосуд, якорница, расшива, бомбарда, скорлупа, корыто, плавлавка, полубаржа, понтон, водолей, шайка, толкач Словарь русских синонимов. судно корабль / маленькое: судёнышко, скорлупа, скорлупка (разг.) / устарелое: ковчег (ирон.) / ненадёжное: посудина, корыто, плавучий гроб (разг. пренебр.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. судно сущ. • корабль • посудина Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. судно сущ., кол-во синонимов: 401 • аак (3) • авизо (5) • автомобилевоз (4) • агитсудно (1) • акон (2) • актуарий (5) • аллёж (1) • альмада (1) • ангарка (1) • арматор (2) • аронделла (1) • асламка (1) • атомоход (1) • аутригер (3) • аэростатоносец (1) • багала (1) • баггершейт (1) • байдак (2) • бакинка (1) • балингер (2) • балкер (1) • банановоз (1) • барк (2) • барказ (2) • баркас (7) • баркентина (1) • батопорт (3) • бедор (1) • беляна (3) • бербоут (1) • берлина (5) • берлинка (3) • блокшив (3) • бомбарда (3) • бордень (1) • бордонг (1) • борт (17) • ботик (4) • брандвахта (3) • брандер (3) • бриг (4) • бригантина (3) • брянка (2) • буксир (8) • бункеровщик (6) • бэрбоут (1) • ватерфарер (2) • ваттерфарер (2) • верея (12) • ветроход (1) • виновоз (1) • вицина (1) • влибот (1) • водовик (7) • водолей (34) • волноход (1) • вышневолодка (1) • вышневолока (1) • габара (2) • габасс (1) • газовоз (3) • газопаротеплоход (1) • газопароход (1) • газоэлектроход (1) • галвета (1) • галера (9) • галея (1) • галион (2) • галиот (1) • гальета (2) • гальюн (15) • гангелот (1) • ганья (1) • ганьява (1) • гардкот (2) • гдовка (1) • гоелетта (1) • голет (2) • гукарь (1) • гукор (1) • гулет (1) • гульк (3) • гусяна (1) • дамлопер (1) • децерис (1) • джонка (1) • дизель-электроход (2) • доггер (1) • догребот (1) • дощаник (2) • драггер (1) • драгер (3) • дракар (1) • дрифтер (4) • дромон (2) • дуб (97) • елбот (1) • енотаевка (2) • жиган (13) • забара (1) • забора (2) • забра (2) • завозня (3) • земснаряд (5) • иол (8) • кааг (1) • кабестан (4) • каботажник (2) • каботьер (1) • кавасаки (5) • каг (1) • каик (5) • кайк (1) • капер (4) • каравелла (2) • каракка (1) • караколой (1) • карамусал (1) • карамуссал (1) • карбас (3) • карголайнер (1) • карчеподъемник (2) • катамаран (5) • катер (6) • каюк (36) • кеч (1) • килектор (1) • киллихтер (1) • кирфим (1) • китобоец (1) • китолов (2) • кладная (2) • кладнушка (2) • клинкер (6) • клипер (3) • клиппер (3) • кнорр (1) • ковчег (12) • колесник (4) • комета (23) • кончебас (1) • корабль (101) • корыто (21) • коф (1) • коч (1) • коча (4) • кочебас (1) • кочерма (2) • кочь (2) • краболов (3) • крайер (1) • куттер (3) • кэт (2) • ладья (12) • лайба (4) • лайнер (9) • лансон (1) • лантша (1) • ланцона (1) • ледовоз (1) • ледокол (5) • ледорез (6) • лесовоз (5) • либурна (1) • лихтер (3) • лихтеровоз (2) • логгер (4) • лодка (122) • льяльщик (2) • люгер (3) • магона (1) • марийнка (1) • марсильяна (1) • масловоз (1) • матка (50) • межеумок (90) • метановоз (5) • метеор (19) • мокшан (2) • мокшанка (1) • молета (1) • мулета (2) • мутте (1) • навалочник (4) • навалочник-автомобилевоз (2) • навалочник-контейнеровоз (2) • навалочник-танкер (2) • насад (2) • неводник (1) • нефтемусоросборщик (1) • нефтерудовоз (1) • нис (1) • облас (1) • одномачтовик (1) • ослянка (3) • пакетбот (2) • пакетовоз (2) • паландр (1) • паллетовоз (2) • палубник (3) • паром (6) • паром-ледокол (1) • паротеплоход (1) • паротурбоход (1) • пароход (12) • пароходо-фрегат (1) • парусник (35) • пассажбот (2) • патач (1) • паташ (2) • паузка (3) • паузок (2) • пентеконтера (1) • пентера (1) • перама (1) • периагуа (1) • пиадег (2) • пиата (1) • пинас (3) • пинк (5) • пинка (2) • пироскаф (2) • плавединица (2) • плавлавка (1) • плавмастерская (2) • плавучий гроб (5) • плашкоут (4) • плейт (1) • плион (1) • подчалка (2) • подчалок (3) • поландра (1) • полимаран (3) • полубаржа (1) • полубарка (2) • полубаркас (2) • полуднище (1) • полуконтейнеровоз (1) • понтон (8) • посуда (48) • посудина (14) • прам (1) • проа (1) • продуктовоз (3) • прорезь (6) • пульповоз (1) • ранщина (1) • раньшина (1) • расшива (1) • реморкер (1) • рефрижератор-снабженец (1) • реюшка (1) • ролкер (2) • романовка (3) • рудовоз (1) • рудовоз-танкер (1) • рудонефтевоз (1) • рыбница (4) • рыбовоз (2) • самбук (5) • сандал (12) • сейнер (3) • сейнер-траулер (1) • семимаран (1) • систер-шип (1) • скалодробитель (1) • скампавея (3) • скорлупа (7) • скорлупка (5) • скута (1) • скёдия (3) • смак (17) • снаг-бот (1) • сойма (2) • сосуд (187) • спасатель (7) • сперонара (1) • спиртовоз (1) • спот (3) • стационер (1) • стимер (3) • струг (7) • суденышко (7) • судно-атомоход (1) • судно-база (1) • судно-буксир (1) • судно-водолей (1) • судно-газовоз (1) • судно-док (1) • судно-катамаран (1) • судно-китобоец (1) • судно-контейнеровоз (1) • судно-ледокол (1) • судно-лесовоз (1) • судно-ловушка (1) • судно-матка (1) • судно-мишень (1) • судно-музей (1) • судно-нарушитель (1) • судно-нефтесборщик (1) • судно-носитель (1) • судно-овощевоз (1) • судно-памятник (1) • судно-паром (1) • судно-пират (1) • судно-платформа (1) • судно-радиопират (1) • судно-рефрижератор (1) • судно-самосвал (1) • судно-санитар (1) • судно-сборщик (2) • судно-снабженец (1) • судно-спасатель (1) • судно-сухогруз (1) • судно-танкер (1) • судно-танконосец (1) • судно-тихоход (2) • судно-толкач (1) • судно-флагман (1) • судно-цементовоз (1) • судно-экраноплан (1) • супертанкер (2) • сухогруз (1) • танкер (9) • тартана (2) • тендер (14) • теплоход (7) • теплоэлектроход (1) • тихвинка (2) • толкач (11) • торпедовоз (1) • торпедолов (1) • траллер (2) • тральщик (5) • трамбак (2) • трамвай (17) • трамп (1) • траулер (6) • требака (2) • трекатр (1) • трехандини (1) • трешкоут (1) • триера (3) • тримаран (2) • трирема (4) • труба (93) • туер (2) • тунбас (1) • турботеплоход (1) • турбоэлектроход (2) • тюленебой (1) • тюленка (1) • тюлёнька (1) • углевоз (7) • углерудовоз (1) • угольщик (11) • унжак (1) • учан (1) • ушкуй (3) • фангсбот (2) • фелука (3) • фелюга (4) • фигале (1) • флагман (10) • флейт (1) • флибот (2) • фонтанка (2) • фруктовоз (2) • фусте (1) • хачбот (1) • химовоз (3) • хольк (1) • чайка (24) • чектырме (1) • шайка (22) • шаланда (8) • шаландер (2) • шаландоразгружатель (2) • швертбот (4) • шебека (2) • шебока (1) • шисшуйт (1) • шитик (2) • шлюп (6) • шмак (3) • шмакке (1) • шнека (2) • шнява (2) • шняка (2) • шхербот (1) • шхоут (1) • шхуна (4) • щеповоз (2) • эверс (1) • экраноплан (2) • электроход (3) • эльпидифор (1) • эссог (1) • якорница (2) • ярусник (1) • яхта (26) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аак, авизо, автомобилевоз, акон, актуарий, аллёж, альмада, ангарка, арматор, аронделла, асламка, атомоход, аутригер, аэростатоносец, багала, баггершейт, байдак, бакинка, балингер, балкер, банановоз, барк, барказ, баркас, баркентина, батопорт, бедор, беляна, бербоут, берлина, берлинка, блокшив, бомбарда, бордень, бордонг, борт, ботик, брандвахта, брандер, бриг, бригантина, брянка, буксир, бункеровщик, бэрбоут, ватерфарер, ваттерфарер, верея, виновоз, вицина, влибот, водовик, водолей, волноход, вышневолодка, вышневолока, габара, габасс, газовоз, газопаротеплоход, газопароход, газоэлектроход, галвета, галера, галея, галион, галиот, гальюн, гангелот, ганья, ганьява, гардкот, гдовка, гоелетта, голет, гукарь, гукор, гулет, гульк, гусяна, дамлопер, децерис, джонка, дизель-электроход, доггер, догребот, дощаник, драггер, драгер, дракар, дрифтер, дромон, дуб, елбот, енотаевка, жиган, забара, забора, забра, завозня, земснаряд, иол, кааг, кабестан, каботажник, каботьер, кавасаки, каг, каик, кайк, капер, каравелла, каракка, караколой, карамусал, карамуссал, карбас, карголайнер, карчеподъемник, катамаран, катер, каюк, кеч, килектор, киллихтер, кирфим, китобоец, китолов, кладная, кладнушка, клинкер, клипер, клиппер, кнорр, ковчег, колесник, комета, кончебас, корабль, корыто, коф, коч, коча, кочебас, кочерма, кочь, краболов, крайер, куттер, кэт, ладья, лайба, лайнер, лансон, лантша, ланцона, ледовоз, ледокол, ледорез, лесовоз, либурна, лихтер, лихтеровоз, логгер, лодка, люгер, магона, марийнка, марсильяна, масловоз, матка, межеумок, метановоз, метеор, мокшан, мокшанка, молета, мулета, мутте, навалочник, насад, неводник, нефтемусоросборщик, нефтерудовоз, нис, облас, ослянка, пакетбот, пакетовоз, паландр, паллетовоз, палубник, паром, паротеплоход, паротурбоход, пароход, пароходофрегат, парусник, пассажбот, патач, паташ, паузка, паузок, пентеконтера, пентера, перама, периагуа, пиадег, пиата, пинас, пинк, пинка, пироскаф, плавлавка, плавмастерская, плавучий гроб, плашкоут, плейт, плион, подчалка, поландра, полубаржа, полубарка, полубаркас, полуднище, полуконтейнеровоз, понтон, посудина, прам, проа, продуктовоз, прорезь, пульповоз, ранщина, раньшина, расшива, реморкер, рефрижератор-снабженец, ролкер, рудовоз, рудонефтевоз, рыбовоз, самбук, сейнер, сейнер-траулер, скалодробитель, скампавея, скорлупа, скорлупка, скута, скёдия, смак, снагбот, сойма, сосуд, спасатель, сперонара, спиртовоз, спот, стационер, струг, суденышко, судно-ловушка, судно-мишень, судно-носитель, супертанкер, сухогруз, танкер, тартана, тендер, теплоход, теплоэлектроход, тихвинка, толкач, торпедовоз, торпедолов, траллер, трамбак, трамвай, трамп, траулер, требака, трекатр, трехандини, трешкоут, триера, тримаран, трирема, труба, туер, тунбас, турботеплоход, турбоэлектроход, тюленебой, тюлёнька, углевоз, углерудовоз, угольщик, унжак, ушкуй, фангсбот, фелука, фелюга, фигале, флагман, флейт, флибот, фонтанка, фруктовоз, фусте, хачбот, химовоз, хольк, чайка, чектырме, шайка, шаланда, шаландер, шаландоразгружатель, швертбот, шебека, шебока, шисшуйт, шлюп, шмак, шмакке, шнека, шнява, шхербот, шхоут, шхуна, щеповоз, эверс, экраноплан, электроход, эльпидифор, эссог, якорница, ярусник, яхта. смотреть

СУДНО

024 Судно (рисунок А.23) Стандартизованное графическое содержание: вид сбоку соответствующего водного транспортного средства. Назначение: указание на. смотреть

Читайте также: